три сестры в каком классе проходят в школе
Что проходят по литературе в 10 и 11 гуманитарных классах
Список произведений для 10 и 11 классов, летнее чтение
Школьная программа по литературе, список для 10 класса
А.Н. Островский. «Гроза»
И.С. Тургенев. «Записки охотника» (рассказы по выбору учителя) «Отцы и дети» + еще один роман по выбору учителя
И.А. Гончаров. «Обломов»
Ф.И. Тютчев. Лирика («Полдень», «Весенние воды», «Silentium», «Осенний вечер», «О чем ты воешь, ветр ночной…», «Весь день она лежала в забытьи…», «Я очи знал – о, эти очи!» «Она сидела на полу…», «Ты, волна моя морская…», «К.Б.»)
А.А. Фет. Лирика («Одним толчком согнать ладью живую…», «Ярким солнцем в лесу пламенеет костер…», «Сияли ночь. Луной был полон сад…», «Шепот. Робкое дыханье…», «На заре ты ее не буди…», «Осень», «Прости – и все забудь…», «Вечер», «Кот поет, глаза прищуря…», «Хоть счастие судьбой даровано не мне…»
Н.А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо». Лирика («Вчерашний день, часу в шестом…», «Родина», «Нравственный человек», «Забытая деревня», «Размышления у парадного подъезда», «В дороге», «Железная дорога», «О погоде», «Умру я скоро…»)
Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание».
Л.Н. Толстой. «Война и мир»
Н.С. Лесков. «Очарованный странник», «Леди Макбет Мценского уезда» (по выбору учителя)
М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города» (главы по выбору учителя)
Н.А. Добролюбов. Статьи «Что такое обломовщина?», «Луч света в темном царстве»
Д.И. Писарев. Статьи «Базаров», «Мотивы русской драмы», «Роман И. А. Гончарова ‘Обломов’», «Борьба за жизнь», «Старое барство»
М.А. Антонович. Статья «Асмодей нашего времени».
Русская литература для внеклассного чтения, 10 класс
А.Н. Островский. «Бесприданница», «Без вины виноватые», «На всякого мудреца довольно простоты»
И.С. Тургенев. «Дворянское гнездо», «Новь», «Рассказ отца Алексея», «Собака», «Клара Милич», «Песнь торжествующей любви», «Степной король Лир»
И.А. Гончаров. «Обыкновенная история», «Обрыв»
Ф.М. Достоевский. «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы», «Село Степанчиково и ее обитатели», «Кроткая», «Бедные люди»
Л.Н. Толстой. «Анна Каренина», «Воскресение», «Смерть Ивана Ильича», «Холстомер», «Отец Сергий»
А.И. Герцен. «Кто виноват?», «Сорока-воровка»
М.Е. Салтыков-Щедрин. «Господа Головл?вы»
Сочинения Козьмы Пруткова
Зарубежная литература для 10 гуманитарного класса
Из Библии – «Книга Иова», «Песнь песней», «Евангелие от Иоанна»
Ч. Диккенс. «Посмертные записки Пиквикского клуба». «Тайна Эдвина Друда»
У. Теккерей. «Ярмарка тщеславия»
У. Коллинз. «Женщина в белом». «Лунный камень»
Г. Джеймс. «Поворот винта». «Дейзи Миллер»
У. Голдинг. «Наследники». «Шпиль». «Бог-скорпион»
Р. Киплинг. «Ким». «Свет погас». Лирика
Э. Золя. «Тереза Ракен». «Карьера Ругонов»
Г. Флобер. «Госпожа Бовари». «Саламбо». «Воспитание чувств»
Г. де Мопассан. «Жизнь». «Пышка» и другие новеллы
Г. Ибсен. «Пер Гюнт», «Нора»
М. Митчелл. «Унесенные ветром»
Ф.С. Фитцджеральд. «Великий Гэтсби». «Загадочная история Бенджамина Баттона»
Т. Драйзер. «Сестра Кэрри». «Американская трагедия»
Ф. Ницше. «Так говорил Заратустра».
Список литературы по школьной программе для 11 класса
А.П. Чехов. Рассказы («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Ионыч», «Душечка», «Дама с собачкой», «Студент», «Дом с мезонином», «Спать хочется», «Палата №6», «Скрипка Ротшильда», «Попрыгунья» и другие – по выбору учителя), комедия «Вишн?вый сад»
И.А. Бунин. Рассказы («Господин из Сан-Франциско». «Легкое дыхание», «Темные аллеи», «Холодная осень», «Чистый понедельник» и другие – по выбору учителя)
А.И. Куприн. Рассказы и повести («Гранатовый браслет», «Олеся» и другие – по выбору учителя)
Л.Н. Андреев. «Жизнь Василия Фивейского», «Иуда Искариот»
Максим Горький. Рассказы («Макар Чудра», «Челкаш», Старуха Изергиль»), драма «На дне»
Лирика Серебряного века (стихотворения И. Анненского, К. Бальмонта, В. Брюсова, З. Гиппиус, А. Белого, В. Соловьева, Ф. Сологуба, В. Хлебникова, И. Северянина, В. Ходасевича, Н. Гумилева, Вяч. Иванова, М. Волошина, М. Цветаевой и других – по выбору учителя)
А.А. Блок. Лирика («Девушка пела в церковном хоре…», «Незнакомка», «О, весна без конца и без краю…», «Россия», «Я пригвожден к трактирной стойке…», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «О, я хочу безумно жить…», цикл «На поле Куликовом»), поэмы «Двенадцать», «Соловьиный сад» (по выбору учителя)
С.А. Есенин. Лирика («Запели тесаные дроги…», «Я последний поэт деревни…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь советская», «Отговорила роща золотая…», «Письмо к женщине», «Шаганэ ты моя, Шаганэ», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Собаке Качалова», «Неуютная жидкая лунность…»), поэмы «Черный человек», «Анна Снегина»
В.В. Маяковский. Лирика («Послушайте!», «О дряни», «Прозаседавшиеся», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо товарищу Кострову», «Письмо Татьяне Яковлевой»), поэма «Облако в штанах», пьесы «Клоп», «Баня»
А.А. Ахматова. Лирика («Мне голос был…», «Мужество», «Смуглый отрок бродил по аллеям…», «Сжала руки под темной вуалью…», «Вечером», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Небывалая осень построила купол высокий…», «Приморский сонет», «Родная земля»), поэма «Реквием»
Б.Л. Пастернак. Лирика («Февраль. Достать чернил и плакать. «, «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Никого не будет в доме. «, «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест. «, «Сосны», «Иней», «Июль»). Роман «Доктор Живаго» (главы «Лесное воинство», Рябина в сахаре»)
Внеклассное чтение для 11 гуманитарного класса
А.П. Чехов. «Черный монах», «Анна на шее», «Степь», «Учитель словесности». «Чайка». «Три сестры», «Дядя Ваня». Максим Горький. «Мещане». «Дело Артамоновых».
И.А. Бунин. «Старуха», «Сосны», «Сны Чанга», «Солнечный удар», «Митина любовь». «Жизнь Арсеньева»
А.И. Куприн. «Яма», «Поединок», «Молох», «Изумруд», «Суламифь», «Гамбринус», Штабскапитан Рыбников»
В.В. Набоков. «Защита Лужина». «Приглашение на казнь»
В.Я. Брюсов. «Огненный ангел»
Д.С. Мережковский. «П?тр и Алексей». «14 декабря»
В.В. Маяковский. «Флейта-позвоночник». «Про это». «Во весь голос»
А.А. Ахматова. «Поэма без героя»
Андрей Платонов. «Усомнившийся Макар». «Фро». «Епифанские шлюзы». «Чевенгур»
И. Ильф и Е. Петров. «Двенадцать стульев». «Золотой теленок»
И.Э. Бабель. «Одесские рассказы»
Ю.В. Трифонов. «Дом на набережной». «Старик»
Г.Н. Владимов. «Верный Руслан». «Генерал и его армия»
В.В. Быков. «Сотников». «Дожить до рассвета». «Мертвым не больно».
Е.С. Гинзбург. «Крутой маршрут»
А.Н. и Б.Н. Стругацкие. «Улитка на склоне». «Гадкие лебеди». «Попытка к бегству»
С.Д. Довлатов. «Зона». «Заповедник». «Компромисс»
Саша Соколов. «Школа для дураков»
В.О. Пелевин. «Жизнь насекомых». «Чапаев и Пустота»
Открытый урок по литературному чтению «Три сестры»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Раздел: Традиции и фольклор.
Лексическая тема: Герои народных сказок. Инсценирование сказки.
Тема урока: «Три сестры» (татарская народная сказка).
Имя учителя: Жанузакова Эльмира Николаевна
2.1.2.1 пересказывать подробно содержание произведения/эпизод свободно или по готовому плану/инсценирование.
2.2.5.1 описывать внешний вид героя, оценивать его поступки простыми фразами.
2.3.2.1 писать творческие работы разных жанров по образцу – загадки/
сказки или по готовым рифмовкам – считалочки (с помощью учителя).
1.2 Пересказывание произведения.
2.5 Оценивание поступков героев литературного произведения.
3.2 Создание творческих работ разных жанров.
Все учащиеся смогут:
Узнать об инсценировании.
Подготовиться к инсценированию сказки.
Большинство учащихся смогут:
Отвечать на вопросы по тексту.
Найти отрывки из сказки к картинному плану.
Описывать внешний вид героя, оценивать его поступки простыми фразами.
Инсценировать сказку, используя мимику и жесты.
Писать творческие работы разных жанров.
Некоторые учащиеся смогут:
Сравнить сказки и ее персонажи.
Основные термины и словосочетания:
Сказка, текст, инсценирование, чтение по ролям, вопрос, ответ, традиция, пересказ, жесты, мимика.
Используемый язык для диалога/письма на уроке: русский.
Вопросы для обсуждения:
— Что ты знаешь о народе, написавшем сказку «Три сестры»?
— Какие традиции отразились в национальных костюмах этого народа?
Тема произведений. Основная мысль. Соотношение темы и заголовка и
содержания. Составление простых вопросов по содержанию
аудио/видеоматериалов и прочитанной информации. Составление комментария о спортивной игре. Составление постера. Жанры устного народного творчества.
Создание положительного эмоционального настроя.
Ребята! Готовы к уроку?
На вас надеюсь я, друзья.
Мы хороший дружный класс,
Все получится у нас!
Актуализация жизненного опыта. Целеполагание.
Цель: ввод ситуации для открытия и постановки целей
(П) Учитель предлагает учащимся собрать пословицы:
Нет лучше дружка, чем родная матушка.
Любовь и труд рядом живут.
— Сегодня мы продолжим работу по разделу «Традиции и
фольклор» и познакомимся с татарской народной сказкой
— Инсценировать эпизод из произведения.
— Описывать внешний вид героя.
— Оценивать поступки героя.
— Составлять план на основе выявления последовательности
Работа по учебнику.
(К, И) Работа с текстом.
Учитель читает учащимся сказку.
Учащиеся читают сказку самостоятельно.
(К, И) Работа со словарем.
(К, И) Работа с заданиями.
Ученики отвечают на вопросы после текста;
описывают дочерей и оценивают их поступки простыми
фразами с помощью опорных слов (данных педагогом) и без
них под руководством учителя или самостоятельно; находят
отрывок в сказке и читают его по ролям;
сравнивают с помощью диаграммы Венна матерей из сказки
«Кукушка» и «Три дочери»;
работая в паре, обсуждают вопрос: «О чем заставляет
задуматься эта сказка?».
Работа в тетради «Что я знаю и умею».
(К) Ученики с помощью учителя заполняют таблицу.
(Г) Определяют основную мысль сказки, используя
(П) Ученики записывают определение.
(И) В задании №4, учащиеся составляют план на основе
выявления последовательности событий и деления
произведения на части с помощью вопросов учителя.
(И) Оценить свою работу на уроке.
(Д, К) Динамическая пауза.
Слушай, сказочный народ, собираемся на сход.
Поскорее в круг вставайте
И зарядку начинайте.
Поскорей, скорей проснись!
День настал давным-давно
И стучит в твое окно.
Работа по учебнику.
(Г) Творческое задание.
Учитель просит учащихся, которые готовили сообщение,
рассказать о татарском народе, о традициях и национальных
костюмах этого народа.
Учитель знакомит учащихся с понятием «инсценирование».
(К, И) Инсценирование.
Ученики под руководством учителя или самостоятельно
составляют пересказ сказки или эпизода свободно или по
учитель знакомит учащихся с советами, как нужно
подготовиться к инсценировке произведения;
ученики инсценируют сказку или эпизод под руководством
Работа в тетради «Что я знаю и умею».
Цель: оценка уровня усвоения навыка по теме.
Ученики выполняют с помощью учителя или
самостоятельно задание 3.
В задании 4 учащиеся составляют план на основе выявления
последовательности событий и деления произведения на
части с помощью вопросов учителя и без них или
Физминутка для глаз.
(Г) Стратегия критического мышления «Шесть шляп».
Ученикам каждой группы дает шляпу и просит думать в ходе
обсуждения, используя шляпу. Учитель ведет дискуссию.
Белая шляпа: факты, нейтральная, объективная информация.
Красная шляпа: эмоции. Догадки, интуиция, внутренние
Черная шляпа: критика, аналитик, логический негатив.
Желтая шляпа: веселье, оптимизм, логический позитив.
Зеленая шляпа: креативность, рост, возможности, идеи.
Синяя шляпа: хладнокровие, план действий, обработка,
организатор, обзор, решение.
Эту методику учитель может использовать на любом этапе
урока (на свое усмотрение). Вопросы и задания для
дискуссии подбирает самостоятельно или использует из
Итог урока. Рефлексия.
В процессе работы на уроке
описывать внешний вид героя,
оценивать его поступки
простыми фразами; составлять
план на основе выявления
последовательности событий и
деления произведения на части.
— Самооценивание по дорожке успеха в тетради «Что я знаю и умею».
— Взаимооценивание при работе в паре, группе, классом.
— Результаты наблюдения учителем качества ответов учащихся на уроке.
— Определение уровня усвоения навыка по теме (тетрадь «Что я знаю и
Рефлексия для учителя
Важные вопросы по уроку
Комментарии по проведённому уроку
Итоговая оценка (с точки зрения преподавания и обучения)
Что я узнал из урока
Урок посвящен татарской народной сказке «Три сестры».
Цели обучения, которым был посвящен урок: пересказывать подробно содержание произведения; инсценирование; уметь описывать внешний вид героев сказки; создание творческих работ разных жанров (загадки, сказки, считалки); пересказывать произведение; оценивание поступков героев литературного произведения;
Номер материала: ДБ-576022
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Прослушивание музыки снижает усталость мозга
Время чтения: 1 минута
В Тюменской области студенты и школьники перейдут на дистанционное обучение
Время чтения: 2 минуты
«Спутник» объявили словом года в России
Время чтения: 2 минуты
Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для образовательных учреждений
Время чтения: 1 минута
Около половины детей болеют коронавирусом в бессимптомной форме
Время чтения: 1 минута
В Туве предложили ввести антиковидные паспорта для школьников
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Список произведений, изучаемых на уроках литературы в 5-11 классах
Список произведений, изучаемых на уроках литературы в 5-11 классах
I четверть А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне…». Ш. Перро «Спящая красавица». Г. Х. Андерсен «Снежная королева», «Гадкий утенок», «Стойкий оловянный солдатик». А. Погорельский «Черная курица». Поэзия об осени. А. Платонов «Никита». Ю. Олеша «Три толстяка».
II четверть
Русские народные сказки. Былины об Илье Муромце. Мифы о Геракле. М. Лермонтов «Бородино». Н. Языков «Пловец». М. Цветаева «Генералам двенадцатого года». Поэзия о зиме. А. С. Пушкин «Руслан и Людмила», «Песнь о вещем Олеге». Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством».
III четверть
Ч. Айтматов «Белый пароход» (отрывок «Легенда о Маралихе»), «Прощай, Гульсары» (отрывок «Скачки»). Р. Киплинг «Маугли». И. С. Тургенев «Муму». Поэзия о животных. И. А. Крылов. Басни. IV четверть Л. Н. Толстой «Детство». И. А. Гончаров «Сон Обломова». А. П. Чехов «Ванька». М. Твен «Приключения Тома Сойера». Поэзия о весне и лете.
6 класс
I четверть Поэзия о слове. Л. Н. Толстой «Отрочество». Ф. М. Достоевский «Мальчики». И. С. Тургенев «Бежин луг». А. П. Чехов «Степь».
II четверть Поэзия о природе. Г. Р. Державин «Евгению. Жизнь званская». И. А. Бунин «Антоновские яблоки». Поэтизация быта (А. Ахматова, Н. Гумилев, Г. Иванов, Д. Самойлов, О. Мандельштам, И. Бродский). А. С. Пушкин. 5 глава «Евгений Онегин». Н. В. Гоголь «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».
III четверть М. Рид «Всадник без головы». А. С. Пушкин «Дубровский». В. А. Жуковский. Баллады. И. Гете «Лесной царь». Э. Т. А. Гофман «Щелкунчик». Баллада 20 века (М. Светлов, Н. Асеев).
IV четверть А. С. Пушкин «Станционный смотритель». Н. В. Гоголь «Шинель». Ф. М. Достоевский «Бедные люди» (отрывки). Н. С. Лесков «Левша». М. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил». А. П. Чехов «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Злоумышленник». А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
7 класс
I четверть Поэзии о рождении поэзии, литературе (Ф. Тютчев, А. Фет, О. Мандельштам). Древнерусская литература (летописи, «Житие Сергия Радонежского», хождения). А.С. Пушкин. Отрывки из трагедии «Борис Годунов». Притча в Ветхом и Новом заветах. М. Лермонтов «Три пальмы», «Морская царевна». Л.Н. Толстой «Три смерти», «После бала». А.П. Чехов «Студент».
II четверть В. Скотт «Айвенго». А.С. Пушкин «Капитанская дочка». М. Лермонтов «Песня про купца Калашникова».
Элегическая поэзия. Тема Рождественской звезды в поэзии. Н. В. Гоголь «Нос», «Записки сумасшедшего». А. П. Чехов «Человек в футляре». М. Сервантес «Дон-Кихот» (отрывки). А. И. Солженицын «Матренин двор». В. Шукшин «Чудик». Ф. М. Достоевский «Белые ночи».
IV четверть А. Грин «Алые паруса». М. Лермонтов «Мцыри». А. Твардовский «Василий Теркин». В. Шаламов «Последний бой майора Пугачева». А. де Сент-Экзюпери «Планета людей» (отрывок).
8 класс
I четверть Гомер «Илиада» (отрывки). «Слово о полку Игореве». «Песнь о Роланде». Н. В. Гоголь «Тарас Бульба». II четверть Н. Карамзин «Бедная Лиза». А. С. Пушкин «Метель». Н. В. Гоголь «Старосветские помещики». А. П. Чехов «Ионыч».
III четверть Поэзия по теме «Поэт и поэзия» (А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов). Античная трагедия. Софокл. «Антигона». В. Шекспир «Ромео и Джульетта». П. Корнель «Сид».
IV четверть Д. Фонвизин «Недоросль». Н. В. Гоголь «Ревизор».
9 класс I четверть А. С. Пушкин. Детство. Лицейская лирика. М. Ломоносов. Оды. Г. Державин. Ода «Бог». Лирика. К. Батюшков. Лирика. В. А. Жуковский. Лирика. II четверть А. С. Пушкин. Романтическая лирика. Поэмы «Кавказский пленник», «Цыганы». А. С. Грибоедов «Горе от ума». III четверть А. С. Пушкин «Евгений Онегин». А. С. Пушкин. Философская лирика. М. Ю. Лермонтов. Лирика. IV четверть М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». А. С. Пушкин «Пиковая дама». Н. В. Гоголь «Невский проспект», «Портрет». Ф. М. Достоевский «Двойник».
10 класс I полугодие Н. В. Гоголь. «Мертвые души». А. Н. Островский «Гроза», «Бесприданница», «Лес». И. С. Тургенев «Записки охотника», «Рудин», «Отцы и дети». И. А. Гончаров «Обломов». Н. А. Некрасов. Лирика. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Ф. И. Тютчев. Лирика. II полугодие Л. Н. Толстой «Севастопольские рассказы», «Война и мир». А. А. Фет. Лирика. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание». М. Е. Салтыков-Щедрин «История одного города» (отрывки). Сказки.
11 класс
I полугодие А. П. Чехов. Рассказы. Драматургия. И. А. Бунин «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско», «Легкое дыхание», «Темные аллеи», «Чистый понедельник». А. И. Куприн «Гранатовый браслет». М. Горький «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Челкаш», «На дне». Поэзия серебряного века. Обзор. А. А. Блок. Лирика. А. А. Ахматова. Лирика. О. Э. Мандельштам. Лирика.
II полугодие
В. Маяковский. Ранняя лирика. Поэма «Облако в штанах». А. Блок «Двенадцать». М. Булгаков «Белая гвардия». И. Бабель «Конармия». А. Фадеев «Разгром». М. Шолохов «Донские рассказы», «Тихий Дон» (обзор). С. Есенин. Лирика. Поэма «Анна Снегина». М. Булгаков «Собачье сердце». Б. Пастернак. Лирика. «Доктор Живаго» (обзор). А. И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича». В. Шаламов «Колымские рассказы». А. Ахматова «Реквием». М. Шолохов «Судьба человека». Современная литература о Великой Отечественной войне. И. Бродский. Лирика. Современная литература.
Школьная программа
по русской литературе
1—11 классы
Преамбула
Единой программы по русской литературе для школ не существует. Набор авторов и произведений варьирует от списка к списку. Зачастую вместо конкретного перечня приводятся ремарки «изучается обзорно», «два-три произведения по выбору автора программы или учителя» и т. п. Распределение произведений по учебным годам / классам, в которых они изучаются, также вариативно. Кроме того, школьная программа исторически изменчива: то и дело какие-то произведения из нее исключаются, а какие-то, напротив, вводятся, и уследить за этим непросто. Все это создает определенные трудности при составлении списка произведений, изучаемых в школе.
Предлагаемый ниже список решает эту проблему следующим образом. Во-первых, он представляет собой сводку различных источников и включает авторов и произведения, которые упомянуты хотя бы в одной из программ, включая «списки литературы на лето», что обеспечивает его полноту.
Во-вторых, вместо распределения произведений по классам (и неизбежно возникающих при этом дублей) список включает все произведения школьной программы, упорядоченные по жанрово-хронологическому принципу, что обеспечивает его систематичность.
Ограничение: список включает только произведения русской литературы и не включает произведений зарубежной литературы.
На все произведения, входящие в список и присутствующие в корпусе Русской виртуальной библиотеки, даны гипертекстовые ссылки, что превращает его в дополнительный интерфейс РВБ, специально предназначенный для нужд школьного образования.
Одновременно с этим, произведения, которые пока остаются без ссылок, определяют вектор дальнейшего пополнения фондов РВБ.
Школьная программа по литературе, 5-11 класс: список произведений
Каждый год, отправляясь на долгожданные летние каникулы, школьники получают задание на лето, чтобы не забыть то, что учили весь год. Особое внимание при этом уделяется школьной программе по литературе на будущий год, но цель этого задания совсем другая. Школьная программа составлена таким образом, что на изучение литературного произведения отводится не так много времени, и школьникам будет очень сложно читать произведения по программе в течение учебного года. Именно для этого, на лето школьникам 5-11 классов выдают список литературы, которую им необходимо прочитать.
Литература, 5 класс: список произведений на лето
Школьная программа для пятиклассников подразумевает изучение различных жанров, как русской, так и зарубежной литературы. Сюда входят проза, пьесы сказок, поэзия. Чтобы школьнику легче было учиться в течение года и не испытывать чрезмерные нагрузки, которые могут привести к общему утомлению, ухудшению зрения, повышению внутричерепного давления и прочим заболеваниям.
Чтобы успеть за лето осилить весь список того, что задано по литературе, пятикласснику придется читать не меньше 7-10 страниц ежедневно. Это важно учитывать, если кому-то из школьников придется закапывать глаза для расширения зрачков и диагностики болезней глаз. Обычно эту процедуру врачи откладывают на лето, чтобы не вмешиваться с прохождением диагностики в учебный процесс. После процедуры школьник не сможет читать от 7 до 15 дней, поэтому этот факт нужно учитывать.
Самым большим по объему произведением для изучения в 5 классе является произведение Д.Дефо «Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо». Чтобы прочитать его, пятикласснику понадобится не меньше чем треть летних каникул. Вообще рекомендуется вначале читать объемные и сложные произведения, а коротенькие рассказы, басни и очерки оставлять «на закуску».
Список произведений по русской литературе для изучения в 5 классе выглядит так:
А вот список произведений для изучения в 5 классе по зарубежной литературе.
Литература, 6 класс: список произведений на лето
Учащиеся пятых классов постепенно осваивают чтение, как литературный вид искусства, а в шестом классе школьники совершенствуют полученные умения. Именно поэтому школьникам 6 классов в летнюю программу по литературе включают приключенческие произведения, фантастику, детективы и мистику. Кроме этого в школьной программе появляются исторические произведения, а также повести о сверстниках, живой и растительной природе. Словом, школьникам шестых классов предоставляется уникальная возможность получить общие представления о всех литературных жанрах.
Литературное чтение для школьников шостого класса не только повышает их технику чтения, но и позволяет формировать у них свое собственное отношение о прочитанном, осмысливать прочитанную литературу, как словесный вид искусства.
Список произведений по русской литературе для изучения в 6 классе выглядит следующим образом.
А вот список произведений для изучения в 6 классе по зарубежной литературе.
Литература, 7 класс: список произведений на лето
Литературное чтение для школьников этого возраста позволяет формировать у них личностное отношение о прочитанном, осмысливать литературу, как словесный вид искусства. Постепенно у школьников формируется понимание и осознание прочитанного, развивается читательская культура.
Помимо художественных произведений семиклассники начинают знакомится с критикой, читают биографии писателей и многое другое, новое для них, в программе появляются описательные тексты.
Седьмой класс в средней школе считается переходным для стершего звена. В 5-6 классе на уроках литературы школьники учатся больше разговаривать и активно тренируют разговорную устную речь. В старших классах основной упор уделяется чтению, а именно в 7-8 классах устная речь и литературное чтение имеют одинаковое значение. Кроме того, произведения становятся более сложными, требующими глубокого осмысления прочитанного.
Список произведений по русской и зарубежной литературе для изучения в 7 классе выглядит так.
Литература, 8 класс: список произведений на лето
Целью литературного чтения в восьмом классе является знакомство школьников с классическими произведениями, как русской, так и зарубежной словесной культуры. Эти произведения несут важную задачу: они формируют у школьников высоконравственные понятия и чувства, воспитывают патриотические чувства и чувства собственного достоинства.
Техника чтения восьмиклассника уже позволяет ему быстро осмысливать прочитанное, уметь формировать собственное мнение о книге, ее героях, сюжете.
Уроки литературы и школьная программа позволяют восьмиклассникам по прочитанным произведениям формировать собственное мнение о культуре разных народов и стран, обогащать собственные знания, понимания прочитанного, осознавать многообразие и богатство литературы как особого вида словесного искусства. Школьники не только воспитывают в себе культуру чтения, но и формируют потребности в чтении книг, повышают свой словарный запас, учатся грамотно, красиво и лаконично излагать сои мысли.
Список литературных произведений по русской и зарубежной литературе для изучения в 8 классе включает в себя следующие произведения.
Изучение произведений зарубежных авторов варьируется самим педагогом, он определяет, каких авторов они будут проходить с учениками и в каком объеме.
Литература, 9 класс: список произведений на лето
В девятом классе наступает последний этап в освоении чтения и окончание периода литературного образования в концентрическом плане. Помимо художественных произведений школьники читают различные очерки русской литературы, включая исторические заметки и произведения, изучают биографические статьи русских и зарубежных писателей.
Какие же цели преследует учитель на уроках русской и зарубежной литературы в 9 классе? Прежде всего, он старается сформировать у учащихся эмоциональный и ценностный опыт изучения художественных произведений в литературе. Также учитель пытается добиться от школьников осознания эстетических ценностей художественных произведений, их роли в истории отечественной и мировой литературы.
Список художественных произведений по русской и зарубежной литературе для изучения в 9 классе включает в себя следующие произведения.
Литература, 10 класс: список произведений на лето
В старших классах учащиеся уже умеют анализировать прочитанное, делать выводы, составлять литературные портреты персонажей. Чтение в 10 классе направлено на совершенствование этих навыков, формирование моральных ценностей у подрастающего поколения, обеспечение гражданского, нравственного, эстетического и этического поведения и воспитания школьников.
Список литературы на лето для 10 класса:
Литература, 11 класс: список произведений на лето
В старших классах учащиеся уже умеют анализировать прочитанное, делать выводы, составлять литературные портреты персонажей. Чтение и развитие речи в 11 классе направлено на совершенствование этих навыков, формирование моральных ценностей у подрастающего поколения, обеспечение гражданского, трудового, нравственного, эстетического и этического поведения и воспитания школьников, способствует развитию памяти, мышления, помогает формировать у школьников навыки самостоятельной деятельности.
Список литературы на лето для 11 класса:
Некоторые произведения проходят школьники разных классов, но это не значит, что они читают одно и то же из года в год. Просто в среднем звене они проходят произведение в сокращенном варианте, а в старших классах читают уже полное произведение. Некоторые педагоги по литературе могут корректировать программу изучения произведений, поэтому мы встречаем в программе повторяющиеся пункты.