тридентская месса на каком языке

Тридентская месса

тридентская месса на каком языке. 220px Unchurch. тридентская месса на каком языке фото. тридентская месса на каком языке-220px Unchurch. картинка тридентская месса на каком языке. картинка 220px Unchurch

тридентская месса на каком языке. magnify clip. тридентская месса на каком языке фото. тридентская месса на каком языке-magnify clip. картинка тридентская месса на каком языке. картинка magnify clip

Тридентская месса — одно из распространённых названий для обозначения литургии римского обряда — мессы, преобладавшей до издания миссала 1969 года. Также употребляются названия Тридентский чин (англ. Tridentine Rite ), Тридентская латинская месса (англ. Tridentine Latin Mass ), классическая Латинская Месса (англ. classical Latin Mass ), Традиционная латинская месса (англ. Traditional Latin Mass ), Старая Латинская месса (англ. Old Latin Mass ). В современной католической терминологии Тридентская месса именуется также «экстраординарным обрядом». Этот термин появился впервые в motu proprio папы Бенедикта XVI Summorum Pontificum, изданным 7 июля 2007 года, согласно которому тридентский обряд (в редакции 1962 года) является «экстраординарным» способом совершения литургии в римском обряде (в то время как «ординарным» остается Novus Ordo)

Содержание

Описание

История термина

Различия между Тридентской и «новой» мессами

В Мессах, совершаемых без народа, любой католический священник латинского обряда — будь то секулярный, либо монашествующий — может использовать или Римский Миссал, обнародованный блаж. Папой Иоанном XIII в 1962 году, или Римский Миссал, обнародованный Папой Павлом VI в 1970 году, в любой день, за исключением Священного Триденствия. Для совершения такого богослужения по одному или другому Миссалу священнику не требуется никакого разрешения ни Апостольского Престола, ни своего ординария.

Ст. 4. К участию в Святой Мессе, о которой говорится в ст. 2, могут быть допущены – при соблюдении норм права – также верные, которые об этом просят по собственному почину.

Разрешение использовать Тридентскую форму отправления богослужения при присутствии паствы может быть дано настоятелем прихода, Motu Proprio 2007 года даже рекомендует это [10] [11] :

Ст. 5. § 1. В приходах, где существует стабильная группа верных, приверженцев предыдущей литургической традиции, настоятелю следует охотно принять их просьбы о служении Святой Мессы по обряду Римского Миссала, изданному в 1962 году. Он должен предусмотреть, чтобы благо этих верных согласовывалось с обычной пастырской заботой о приходе под руководством епископа в соответствии с кан. 392, избегая разногласий и заботясь о сохранении единства всей Церкви.

Ст. 5. § 3. В особых обстоятельствах, таких как браки, погребения или паломничества, настоятель прихода также должен разрешить богослужения в этой экстраординарной форме верным или священникам, которые просят об этом.

Литургия Тридентской мессы

Источник

тридентская месса на каком языке. 300px Palm sunday latin mass. тридентская месса на каком языке фото. тридентская месса на каком языке-300px Palm sunday latin mass. картинка тридентская месса на каком языке. картинка 300px Palm sunday latin mass

СОДЕРЖАНИЕ

Трезубец Масса

После апостольского письма Summorum Pontificum в 2007 году термин «латинская месса» или «традиционная латинская месса» часто использовался для обозначения Тридентской (или чрезвычайной) формы римской мессы, которая отмечается исключительно на латыни.

Порядок поклонения Тридентинской мессе

Треугольная месса имеет три различных уровня торжественности, на которых ее можно проводить. Это, соответственно, низкая месса, высокая месса и торжественная высокая месса.

Торжественная высокая месса имеет священника, дьякона и иподиакона и является полным ритуалом Чрезвычайной Формы. Зажжено шесть свечей. Это сравнимо с Высокой мессой, но диакон и иподиакон исполняют определенные роли вместо священника.

Треугольная месса состоит из двух основных частей: мессы оглашенных и мессы верных. Они соответствуют Литургии Слова и Литургии Евхаристии в Мессе Павла VI. В мессе оглашенных есть молитвы у подножия алтаря, сборник (я), послание / урок, Евангелие, иногда проповедь / проповедь и, наконец, Никейский символ веры. Месса верных содержит приношения молитв, предисловие, римский канон (евхаристическую молитву), обряд причастия, заключительные молитвы и последнее Евангелие.

Обычная форма

Другие формы

Другое использование

Источник

Папа Бенедикт XVI подписал документ, разрешающий совершение Тридентской мессы

Ватикан, 21 июня 2007 г.

Папа Римский Бенедикт XVI подписал документ, позволяющий священникам служить Тридентскую мессу. Публикация этого решения предполагается в течение нескольких недель, сообщает Regions.ru.

«Мы ждем публикации с некоторой тревогой, — отметил высокопоставленный представитель Ватикана, комментируя инициативу Бенедикта XVI. — Все зависит от точной формулировки письма».

В ноябре 2006 года появились слухи, что Папа собирается вскоре издать документ, так называемое motu proprio (лат. «собственной волей»), который снял бы с Тридентской мессы отпечаток неблагонадежности. Тогда же пять французских епископов и 30 священников подписали письмо, в котором просили Папу не отступать от курса II Ватиканcкого Собора и не отказываться от изменений, которые этот собор внес в литургическую практику. Возрождение латинского богослужения «создаст большие сложности, особенно для тех, кто верен II Ватиканскому Cобору», — заявил тогда епископ Тулузский Робер Ле Галль, один из прелатов, подписавших обращение.

После II Ватиканского Собора (1962-1965) католическим священникам было практически запрещено служить латинскую Тридентскую мессу (это было возможно только с персонального разрешения епископа). Вместо этого вводилась новая месса (так называемый Novus ordo — «новый чин») на местных языках.

Разница состоит не только в богослужебном языке, но и в стиле совершения службы — новая месса предполагает, что священник стоит лицом к верующим, которые произносят слова молитв вместе с ним. Более древняя практика требует, чтобы священник стоял лицом к алтарю и спиной к прихожанам, как бы возглавляя общину в ее молитве ко Всевышнему. В новой мессе алтаря в старом понимании вообще нет — вместо него используется переносной столик. Изменен и сокращен также набор молитв и песнопений, упрощено облачение клира и т. д.

Когда появились слухи, что Папа собирается реабилитировать старую мессу, глава лефевристов епископ Бернар Фелле заявил, что если запрет будет снят, он и его паства вернутся в лоно Церкви. В то же время лефевристы будут по-прежнему выступать против других реформ II Ватиканского Собора, оставаясь «лояльной оппозицией» внутри Церкви, подчеркнул Фелле.

В отличие от представителей французского епископата, рядовые католики отнюдь не против возвращения Тридентской мессы. 65% католиков из Реймской епархии считают, что необходимо иметь выбор между мессой про тридентскому обряду и «новым чином». Только 13% высказалось против общецерковного разрешения тридентской мессы. Более 69% заявили, что желают хотя бы раз поучаствовать в «латинской» мессе. Эти цифры можно считать репрезентативными и для остальных 98 епархий страны.

За латинскую мессу вступились и деятели культуры. Во Франции более 50 известных интеллектуалов во главе с членом Французской академии философом и критиком Рене Жираром опубликовала в газете «Фигаро» «Манифест в защиту Тридентской мессы». В тот же день итальянская газета «Фолио» поместила документ схожего содержания — среди подписавших его тоже был Рене Жирар, а также такие известные итальянские деятели культуры как журналист и писатель Антонио Соцци и кинорежиссер Франко Дзефирелли. В январе этого года к призыву возродить тридентскую мессу присоединились и немецкие интеллектуалы.

Еще поколение назад группа интеллектуалов-мирян обращалась к Папе Павлу VI с просьбой сохранить тридентский чин мессы как сокровище европейской культуры. Этот документ, опубликованный дважды — в 1966 и 1971 годах — подписали в том числе знаменитые писатели Хорхе Луис Борхес, Грэм Грин, Франсуа Мориак, Агата Кристи и Ивлин Во, философ Жак Маритен, гитарист Андрес Сеговия и поэт Уинстон Хью Оден.

Источник

Старая месса лучше новых двух?

Ранее Ватикан уже пытался решить «традиционалистскую проблему». Еще в 1984 году Папа Иоанн-Павел II разрешил служить старую мессу в строго ограниченных рамках, а в 1988 году он выпустил послание «Ecclesia Dei», которым учреждалась одноименная Папская комиссия, призванная объединить с Ватиканом тех клириков и мирян, которые хотели покинуть Лефевра после его отлучения, но желали сохранять старый обряд. На деле, однако, эти инициативы остались бездейственными: Лефевра покинуло лишь незначительное число последователей.

Новое послание «Summorum Pontificum» содержит 12 статей, определяющих нормы служения старой мессы. Документ провозглашает, что новый чин остается обычной формой мессы для всей Римско-католической Церкви, а Тридентский чин становится ее «чрезвычайной» формой. Отныне любой католический священник имеет право служить старую мессу для себя (без народа) в любой день года, кроме «священного Триденствия», то есть четверга, пятницы и субботы Страстной недели. На такую мессу, впрочем, могут быть допущены и миряне, однако эта месса не должна иметь общинный характер (о ней, например, не должно быть заявлено в расписании приходских богослужений). Разрешение старой мессы на приходе относится теперь к компетенции его настоятеля, если его об этом попросит группа верующих, «приверженных старой литургической традиции». Если же настоятель откажет этим верующим, они вправе обратиться с прошением к епископу, которому «настоятельно рекомендуется исполнить их пожелание». Если же и епископ откажет в просимом, прихожане имеют право обратиться в Папскую комиссию «Ecclesia Dei» (смею предположить, что при этом их прошение рискует умереть обычной бюрократической смертью, и так будет обстоять дело в большинстве случаев). Помимо Евхаристии по старому обряду разрешается совершать другие Таинства, за исключением Таинства Священства, о котором в документе нет четких указаний. Между тем, многие традиционалисты выражают сомнение в действительности рукоположений по новому обряду, так как посвящающая формула чина рукоположения после реформы оказалась почти идентична англиканской.

В послании указывается, что священник, желающий совершать старую мессу, должен быть способен к этому. Дело в том, что служение Тридентского чина предполагает не только хорошее знание латыни служащим, но и практическое умение ее совершать. В старой мессе жестко регламентирован каждый шаг и жест священника, вплоть до интонации голоса в отдельные моменты службы. Данная оговорка, сделанная в motu proprio, подчеркивает полную продуманность новой ватиканской инициативы. Осенью 2006 года почти во всех католических диоцезах (епархиях) был проведен опрос священников относительно их готовности служить старую мессу. Поскольку лишь священники старого поколения еще помнили, как и что нужно делать во время ее совершения, желающим предоставлялся видеодиск с записью Тридентской мессы, по которому они могли бы «тренироваться» в ее совершении. В тот момент выяснилось, что количество желающих колебалось от разной страны в пределах 10-20 % от общего числа клириков. Соответственно, уже в тот момент стало понятно, что разрешение служить мессу по старому обряду почти никак не затронет подавляющее большинство католического духовенства.

Едва ли старый обряд будет востребован и большинством современных католиков, привыкших и к форме, и к «идеологии» нового чина мессы. Недавние социологические исследования показали, что почти 70 % французских католиков, регулярно посещающих богослужения, не верят в реальное и действительное присутствие Христа в Евхаристии; они склонны рассматривать евхаристический хлеб скорее как символ Христа, но не как Его подлинное Тело. Для таких католиков предпочтительнее 20-минутная служба на французском, чем полуторачасовое богослужение на латыни и на коленях (во время большей части старой мессы миряне либо стоят, либо преклоняют колени).

Папа также особо подчеркнул, что все богослужебные вопросы диоцеза остаются в безусловном ведении правящего епископа, поэтому расширение служения по старому обряду будет проходить под контролем епископата, как правило, критически настроенного к традиционализму. Папа отметил, что в тех общинах, где будет служиться старый чин мессы, ни в коем случае не может идти речи ни об отвержении нового ее чина, ни об отвержении решений II Ватиканского Собора.

Источник

Тридентская месса на каком языке

тридентская месса на каком языке. jerusalemcross bw. тридентская месса на каком языке фото. тридентская месса на каком языке-jerusalemcross bw. картинка тридентская месса на каком языке. картинка jerusalemcross bw

Кардинал Альфонс Мария Штиклер SDB

Привлекательность Тридентской мессы

Выражение «Тридентская месса» обозначает чин мессы, закрепленный Папой Пием V по просьбе Тридентского Собора и обнародованный 5 декабря 1570 г. Этот миссал включает в себя древний Римский обряд, избавленный от различных дополнений и изменений. При этом сохранялись и другие обряды, просуществовавшие на тот момент не менее 200 лет. Таким образом, этот миссал правильнее называть литургией Папы Пия V.

С самых ранних дней Церкви вера и литургия были тесно связаны между собой. Это ясно видно из деяний Тридентского Собора. Он торжественно провозгласил жертвоприношение мессы средоточием католической литургии, противопоставляя эти слова ереси Мартина Лютера, отрицавшего жертвенный характер мессы.

Часто забывают о том, что существует два типа соборных постановлений: доктринальные (теологические) и дисциплинарные.

Тридентский Собор о мессе

В начале декрета рассматривается природа мессы. Мартин Лютер ясно и открыто отрицал саму ее природу, говоря, будто месса не является жертвоприношением. На практике, чтобы не обеспокоить простых верующих, реформаторы не стали сразу уничтожать все части мессы, отражавшие истинную Веру и противоречившие их новым доктринам. Например, они сохранили вознесение Гостии между Sanctus и Benedictus.

Но для Лютера и его последователей богослужение состояло в основном в проповеди как средстве наставления и нравоучения, перемежавшейся молитвами и гимнами. Принятие святого причастия имело лишь второстепенное значение. Лютер сохранил веру в присутствие Христа в хлебе в момент его принятия, но решительно отрицал жертвоприношение мессы. Для него алтарь никогда не мог быть местом принесения жертвы.

Анафемы Тридентского Собора

В Римской литургии всегда существовал лишь один канон, принятый Церковью много столетий назад. Тридентский Собор в 4-й главе ясно заявил, что этот канон свободен от заблуждений; он не содержит ничего, что не дышало бы святостью и благочестием и что не возносило бы верных к Богу. По своему строению он основан на словах Самого Господа, апостольских преданиях и наставлениях святых понтификов. 6-й канон угрожает отлучением тем, кто считает, будто Canon Missae содержит заблуждения и поэтому его надо упразднить.

В 5-й главе Собор утверждает, что человеческая природа требует внешних знаков, служащих возведению духа к божественным предметам. Потому Церковь ввела определенные обряды и символы: тихую или гласную молитву, благословения, свечи, ладан, облачения и так далее. Многие из этих знаков проистекают из апостольских предписаний или традиции.

Этими видимыми знаками веры и благочестия подчеркивается природа жертвоприношения. Они укрепляют и побуждают верных в их размышлениях над божественным, содержащимся в жертвоприношении мессы. Чтобы защитить это учение, 7-й канон угрожает отлучением всякому, кто сочтет, будто эти знаки склоняют к безбожию, а не к благочестию. Здесь мы видим пример того, о чем я говорил выше: подобное утверждение, снабженное каноном о санкциях, имеет большое богословское, а не только дисциплинарное, значение.

В 6-й главе Собор подчеркивает желание Церкви, чтобы все верные, присутствующие на мессе, получали причастие, но утверждает, что если причащается даже один только священник, служащий мессу, такая месса все равно не может называться частной и поэтому порицаться или запрещаться. В этом случае верные причащаются духовно, к тому же все жертвы, приносимые священником как общественным служителем Церкви, приносятся за всех членов Мистического Тела Христова. Поэтому 8-й канон угрожает отлучением всем, кто говорит, будто подобные мессы незаконны и должны быть отменены (еще одно богословское заключение).

Тридентский Собор о латыни и тихом голосе

Отцы Собора хорошо знали, что большинство мирян, участвующих в мессе, не понимали латыни и не могли читать переводы: по большей части они были неграмотны. Знали отцы и о том, что месса содержит для верных важные наставления.

Однако они не согласились со мнением протестантов, согласно которому необходимо было служить мессу только на разговорных языках. Чтобы обеспечить наставление верных, Собор повелел повсюду придерживаться древнего обычая, одобренного Святой Римской Церковью, матерью и наставницей всех Церквей, и, заботясь о душах, разъяснять людям главную тайну мессы.

9-й канон угрожает отлучением тем, кто утверждает, будто язык мессы должен быть только разговорным. Следует заметить, что и в главе, и в каноне Тридентский Собор отвергает лишь исключительное право «вульгарного» языка на место в священных обрядах. С другой стороны, вновь надо вспомнить, что эти правила Собора имеют не только дисциплинарный характер. Они основаны на вероучительном, богословском фундаменте, затрагивающем саму Веру.

Поэтому Церковь всегда отстаивала священный язык, и даже еще недавно Пий XI утверждал, что язык этот должен быть non vulgaris. Потому же 9-й канон возводит анафему против тех, кто полагает, будто обряд Римской Церкви, где часть канона и слова освящения произносятся тихо, нужно осудить. Даже то, что слова произносятся в полголоса, имеет богословский смысл.

Месса Пия V и месса Павла VI

Кратко рассмотрим главные различия между двумя литургическими реформами и то, что можно назвать степенью их богословской привлекательности.

В этом свете можно попытаться понять новое расположение алтаря и священника. Согласно обоснованным исследованиям монсиньора Клауса Гамбера, изучившего расположение алтаря в древних базиликах Рима и других городов, критерием там было не направление к участникам богослужения, а то, чтобы алтарь был повернут на восток, символизировавший восходящее Солнце Христово. Совершенно новое положение алтаря и священника лицом к народу, прежде запрещенное, становится теперь выражением мессы как собрания общины.

Третье: реформа II Ватиканского Собора стерла или изменила смысл многого в богатой символике литургии (хотя в восточных обрядах он сохранился). Важность этой символики подчеркивал Тридентский Собор.

Факт этот заметил даже известный психоаналитик-атеист, назвавший II Ватиканский Собор «Собором бухгалтеров».

Но в реформе Павла VI то, что было исключением, стало исключительным. Богословские причины к сохранению латыни, высказанные обоими Соборами, понятны теперь, когда литургическая реформа практически уничтожила ее. Разговорный язык часто вульгаризировал саму мессу, а переводы с латинского оригинала привели к серьезнейшим доктринальным недопониманиям и заблуждениям.

Кроме того, в прежние времена употребление разговорного языка не разрешалось, хотя люди были не только неграмотны, но и жили порознь. Теперь же, когда в богослужении используются различные языки и диалекты, на которых говорят католики разных племен и народов, живущие бок о бок в мире, становящемся все тесней, результатом этого вавилонского смешения языков становится утрата внешнего единства вселенской Католической Церкви, некогда объединенной «единым гласом». Больше того: иногда в результате мы имеем нарушение интегрального единства самой мессы, которая должна быть духом и центром внешнего и внутреннего согласия между католиками по всему свету. Нарушению единства, вызванному употреблением вульгарных наречий, мы имеем много, много примеров.

И еще одно. Прежде любой священник во всем мире мог служить мессу на латинском языке для любой общины, и все клирики понимали латынь. Сегодня же, увы, ни один священник не способен служить мессу для всех людей на свете. Приходится признать, что, всего за несколько десятилетий, прошедших после реформы литургического языка, мы потеряли возможность молиться и петь вместе даже на самых огромных международных собраниях, таких, как Евхаристические конгрессы, и на встречах с Папой, центром единства Церкви. Мы больше не можем молиться и петь вместе.

Подводя итог нашим размышлениям, мы можем сказать, что теологическая привлекательность Тридентской мессы столь же велика, как и богословская аномальность мессы [II] Ватиканского Собора. По этой причине верные Христу и богословской традиции должны не прекращать проявлять, в духе послушания законным церковным властям, законное же желание и пастырское предпочтение по отношению к Тридентской мессе.

* Апостольское обращение «Orientale Lumen», 2 мая 1995 г. — прим. пер.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *