тридевятое какое это число

что значит тридевятое и тридесятое царство.

Кстати, “девяносто” до 1398 года порой писалось как “девятьдесятъ”. Вспомним также популярный сказочный адрес, по которому традиционно отправлялись на подвиги герои: тридевятое царство, тридесятое государство.

Однако окончательно эта система счисления прижилась в России вместе с реформами Петра I, пришедшими к нам из Европы.
http://www.nkj.ru/archive/articles/11814/

Выражение «Тридевятое Царство–Тридесятое Государство» очень часто встречается в русских народных сказках, как синоним выражения «очень далеко». Но это «далеко» имеется в виду так далеко, куда ты ещё не ходил и где ещё не был. Грубо говоря, это может быть соседняя деревня. Это далеко может распространяться на любое расстояние, но в пределах границ Руси.

Само происхождение термина следующее: в старину считали по тройкам, отсюда тридевять (три раза по девять) — двадцать семь, тридесять – тридцать.

Тридевятое Царство–Тридесятое Государство – это территория современной России, где царствует природа, это заповедные зоны нашего необъятного края, это то место, где проходит граница между настоящим окружающим нас, и русской сказкой, в которой оживают сказания о русской земле и тех, кто её населял/населяет.
http://tridevyatoe-ru.livejournal.com/

В ходе дешифровки космологии Христа, ответ нашли в шестилучевой звезде Иисуса или звезде Спасителя, Мессии, которую сегодня большинство знает, как символ иудаизма, щит Давидов, печать Соломонову (впрочем, это отдельная тема).

Источник

За тридевять земель, в тридесятом царстве… О некоторых числах в древнерусской культуре

Тридевятое царство, за тридевять земель, тридесятое царство… Эти загадочные числительные в зачинах русских и восточнославянских сказок оживляют дальность путешествий и мест событий.

«Тридевятое/тридесятое царство/земля» в словарях тоже объясняется как нечто далекое. Числовое значение, стоящее за «тридевять» словари трактуют как «двадцать семь», а «тридесять» как «тридцать».

Примечание к таблице: под семантикой приводятся только смысловые значения из словарей, числовое значение приводится отдельно; в круглых скобках – уточнения и объяснения из словарей, в квадратных – наш комментарий.

семантика
«тридевята», «тридевять», «тридесять» – далеко (за тридевять земель, в тридесятом государстве); [указан также пример:] (она только за тридевятого жениха пойдет = ломлива)

числовое значение
«тридевята», «тридевять» – двадцать семь (в старинном счете девятами; кочевые народы наши поныне считают девятами – тогузами: виру или пеню, калым – окуп невесты, надел сына, число коней и овец, закалаемых на большой пир – туй – и пр.);
«тридесять» – три десятка

семантика «за тридевять земель», «за тридевять морей» – далеко

числовое значение
«тридевять» = 27 (старинный счет девятками; у кочевых народов наших и поныне считают девятками – отсылка к Далю, см выше);

семантика «тридевятый», «тридесятый» – очень отдаленный; «тридевять» [за тридевять земель] – в отдаленной стране; очень далеко

числовое значение
«тридевять» = 27 (старинный счет по девяткам);
«тридесять» = 30 (старинная форма)

семантика «тридевятый», «тридесятый» – очень далекий; «тридевять» (Уехал за тридевять земель) – в отдаленной стране, очень далеко

числовое значение
«тридевять» = 27 (старинный счет по девяткам);
«тридесять» = 30 (старинный счет)

семантика
«за тридевять земель» – очень далеко (жить, уехать, находиться и т. п.)

семантика
«за тридевять земель» – очень далеко (восточнославянское, из народных сказок)

числовое значение
«тридевять» – двадцать семь (от существовавшей ранее девятеричной системы счисления, счета на девятки; следы девятеричной системы счисления встречают и у других древних народов)

семантика «тридевятый (тридевятое царство, государство)», «тридесятый [аналогично]» – очень далекая страна, земля (в русских сказках)
«тридевять (за тридевять земель)» – очень далеко

семантика
«за тридевять земель» – очень далеко

числовое значение
«тридевять» = 27

семантика «тридевять» – очень далеко; «тридевятый» – очень отдаленный; далекий

числовое значение
«тридевять» = 27 (название числа 27 при счете девятками);
«тридесять» = 30 (устаревшее; от числительного тридцать; следующий за двадцать девятым при счете)

семантика «тридевятое царство», «за тридевять земель», «тридесятое царство» – далеко; в неведомой дали

числовое значение
«тридевять» = 27 (двадцать семь в старинном счете по девяткам); «тридесять» = 30 (тридцать в старинном счете по десяткам)

семантика «за тридевять земель» – очень далеко

числовое значение
«тридевять» = 27 (число тридевять относится к девятеричной системе счисления, существовавшей на Руси наряду с десятеричной системой, и означает «двадцать семь»; примеч.: ссылается на Историко-этимологический справочник, см. выше)

семантика
«за тридевять земель» – очень далеко

числовое значение
«тридевять» – двадцать семь

Словари более или менее едины в определениях. Наиболее обстоятельно поясняют ставший классическим «Словарь русской фразеологии» под редакцией Бириха, Мокиенко, Степановой (1998) и не менее авторитетный «Большой фразеологический словарь русского языка» под редакцией Телии (2006).

«Словарь русской фразеологии» отмечает:

– происхождение: «тридевять … представляет собой сложение двух числительных: три и девять; восходит к времени, когда на Руси наряду с десятичной системой исчисления существовала и девятеричная»

– употребление: «встречается в XVI в. в одной из грамот: тридевять кочетов, а также в старинном словаре XVIII в. Алексеева (1776). В XIX в. счет девятками ещё жил в народном сознании. Примеры употребления числительного тридевять можно найти в записях народных медицинских рецептов, в записях фольклора (напр., былин), в исторических романах XIX в. (А. А. Марлинского, И. И. Лажечникова). Употреблялось также порядковое числительное тридевятый (словарь В. И. Даля). Тридевять и тридевятий известны также украинскому языку (словарь Б. Гринченко, 1909).»

«Большой фразеологический словарь русского языка» ещё глубже раскрывает смысловое значение: «Подразумевается пространство, воспринимаемое говорящим как чужое, неизвестное, иногда – как потенциально опасное. Имеется в виду, что лицо или группа лиц направляется в крайне отдалённое и неосвоенное место или находится там или что в этом месте происходит какое-л. событие. (примеч.: автор статьи: И. В. Захаренко)».

Для ознакомления с самим тридесятым царством, наилучшим и более полным раскрытием смыслового пространства «тридевятья/тридесятья» рекомендуем обратиться к блестящей работе Проппа «Исторические корни волшебной сказки», а именно к её восьмой главе «За тридевять земель» и подглаве «Тридесятое царство в сказке». Нет возможности подробно рассмотреть в этой краткой заметке её содержание, да и не имеет смысла как-либо повторять уже выполненную замечательную работу.

На рассмотрении словарей можно было бы остановиться (как это делается в большинстве случаев), если бы при этом не осталась вне нашего внимания уникальная область древнерусской культуры, связанная со счетом и историей математики. До сих пор остается малоизвестным и, в общем, недооцененным факт числового значения тридевять как = 39.

Речь прежде всего об устном народном творчестве. Некоторые былины сохранили такие следы:

Добрыня и Маринка

Обернула-то Добрынюшку гнедым туром,
У ней было в поле тридевять туров,
Сбылси в поле тридесятый тур…

Вариант былины записан Гильфердингом (Онежские былины, записанные Александром Федоровичем Гильфердингом летом 1871 года, Т. 2. – 2-е изд. – СПб.: Тип.Император. Акад. наук, 1896 – [былина № 163 от И. Еремеева, дер. Кокорина /Кижи]). Здесь тридесять хотя и является также следующим значением после тридевяти, как и ранее, но уже следует увеличению счета лишь на единицу. К стаду колдуньи Маринки прибавился лишь один «новый» тур (заколдованный Добрыня), происходит переход не от 27 («тридевять» как «трижды девять») к 30 («тридесять» как «трижды десять»), а от 39 к 40.

Такое значение следовало бы подвергнуть сомнению, однако оно подкрепляется другими находками, сделанными этнографическими экспедициями Академии наук (данные подробно рассмотрены в статье С. П. Обнорского «Заметки по русским числительным» в сб. «Академику Н. Я. Марру», 1935) по Медынскому, Мещовскому уездам бывшей Калужской губернии, Новосильскому уезду Орловской губернии, Щигровскому уезду Курской губернии, Егорьевскому уезду Рязанской губернии, Мокшанскому уезду Пензенской губернии. Было зафиксировано название тридцати как «двадцать десять», за которым следует «тридцать один», а также название сорока как «тридцать десять», за которым следует «сорок один» и т. п.

В таком случае открывается ещё одно смысловое пространство: «тридесять» – это «тридцать десять» = 40, а «тридевять» – это, по-видимому, «три(дцать) девять».

Cо всей определенностью, а не случайной возможностью для предположения о таком значении, позволяют судить также историко-математические данные, в свою очередь подкрепляющие аргументы из устного народного творчества. Речь об исследованиях архаического древнерусского абака, по-видимому, бытовавшем не позднее XI в. (см. работы Б. Я. Виленчика «Новые доказательства существования русского архаического абака» в журн. «Советская археология», № 3, 1984, и Р. А. Симонова «Математическая мысль Древней Руси», 1977). В структуре архаического древнерусского абака заложено накопление в одном разряде до 10 единиц и лишь с приходом ещё одной происходит переход в новый разряд и отложение одной единицы на предыдущем (десять на абаке откладывается на одном уровне, а одиннадцать как одна костяшка на том же уровне и одна – на следующем). По этой причине его называют «безнулевым абаком»: меньший разряд не бывает пустым (способа откладывания на абаке нуля нет), он всегда заполнен. Такая же структура отражена и в фольклорных находках (устный счет из этнографических экспедиций, украинские песни и русские былины). Такие историко-математические исследования отталкиваются от свидетельств иностранцев-современников (Штаден XVI в., Олеарий XVII в. – обоим бросился в глаза инструментарий, непривычный для иностранца при подсчете, а именно, два типа косточек, сливовые и вишневые), от данных старинного учебника арифметики Накциановича (1759, Вильно) с дополнительной главой, заметно анахроничной, о «калькулаторной (примеч. то есть счетной) арифметике», от неопределенных ранее рисунков на полях старых рукописей (Радзивилловская летопись), а также меток на пряслице из Белоозера (XIII в.), кроме того, на материалах старейшего математического трактата древнерусского математика XII в. Кирика Новгородского «Учение им же ведати человеку числа всех лет», а также на материалах задачника по обучению счету на абаке, включенного в Русскую Правду. И довершает доказательство существования архаического абака археологическая находка 1985 г.: сливовые и вишневые косточки в мешочке в славянском захоронении 2-й пол. XI в., которые убедительно укладывались в картину счетного инструментария, как описанного иностранцами-современниками, так и реконструируемого по вышеописанным материалам.

Источник

Значение слова «тридевятый»

тридевятое какое это число. android bar znachenije. тридевятое какое это число фото. тридевятое какое это число-android bar znachenije. картинка тридевятое какое это число. картинка android bar znachenije

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ТРИДЕВЯ’ТЫЙ, ая, ое (нар.-поэт.). Очень отдаленный; употр. обычно в сказочной формуле: в тридевятом царстве, в тридесятом государстве [см. тридевять].

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

тридевя́тый

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Делаем Карту слов лучше вместе

тридевятое какое это число. USSR bot. тридевятое какое это число фото. тридевятое какое это число-USSR bot. картинка тридевятое какое это число. картинка USSR botПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: четверть — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Синонимы к слову «тридевятый&raquo

Предложения со словом «тридевятый&raquo

Цитаты из русской классики со словом «тридевятый»

Сочетаемость слова «тридевятый&raquo

Отправить комментарий

Дополнительно

Предложения со словом «тридевятый&raquo

Исторгнул из озёр глубокие реки, руби корабль и плыви, пока не достигнешь тридевятого царства.

Сказочное действие, к примеру, может происходить в тридесятом царстве, в тридевятом государстве в стародавние времена.

– Эка, что сказал! – рассмеялась боярыня. – К вам ехать, ехать – не доехать, в тридевятую землю, в тридесятое царство ближе, поди, съездить.

Синонимы к слову «тридевятый&raquo

Сочетаемость слова «тридевятый&raquo

Морфология

Правописание

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Источник

Тридевятое царство. Тридесятое государство

тридевятое какое это число. kingdom01. тридевятое какое это число фото. тридевятое какое это число-kingdom01. картинка тридевятое какое это число. картинка kingdom01

Сказки – это уникальное явление, своеобразное собрание народной мудрости, передающейся подрастающему поколению в аллегорической форме. Но помимо назидательного аспекта в них словно бы закодирована информация об окружающем мире, в котором героям приходится преодолевать немало преград. Например, Иван Царевич часто вынужден отправляться за Василисой Прекрасной «…в тридевятое царство, тридесятое государство». Так давайте выясним: существовало ли оно на самом деле и где находится?

Далекая страна

Истории про Марью Искусницу, Кощея Бессмертного, Ивана Дурака и Бабу Ягу учат детей не пасовать перед трудностями, бороться за свое счастье, поступать всегда по совести. Действие этих аллегорических повествований часто разворачивается в некой далекой, иной, волшебной стране, где могут происходить невиданные чудеса, а животные разговаривают человеческими голосами. Разумеется, сказочная география никак не является точной наукой, хотя иногда можно найти вполне конкретные описания природы загадочного тридевятого царства.

Согласно общепринятому представлению, сказочное число «тридевять» равно 27, ведь столько получается, если 3 умножить на 9. А «тридесять», соответственно, равно 30. То есть, в сказках речь идет об очень далекой стране, в которую можно попасть, если поочередно пересечь 30 государств, из которых 27 являются монархиями (царства), а какая форма правления в остальных 3 странах – неизвестно.

Верное направление герою всегда кто-то подсказывает: Баба-Яга, Серый Волк, волшебный клубок и т.п. Часто на пути к цели Ивану Царевичу (или Дураку) приходится преодолевать различные препятствия: непреодолимые чащи, пустыни, болота или огненные реки.

Всего месяц пути

Однако далеко не все исследователи считают, что тридевятое царство находится очень далеко от Руси, поскольку и там люди говорят на одном языке с героем сказки. Есть версия, что вышеупомянутые числа 27 и 30 обозначают длительность лунного и солнечного месяцев, именно столько времени якобы требуется на пешее путешествие до тридевятого царства.

Если учесть, что за день сказочный герой или богатырь способен преодолеть около 40 километров, то волшебная страна вполне могла оказаться соседним княжеством, ведь она находилась примерно в 1200 км от исходной точки. Например, расстояние от города Мурома до стольного Киева-града, если считать по прямой, равняется 957 км. Для богатыря Ильи Муромца такая дорога не составила большого труда.

Не имея никакой информации о том, как живут люди в соседнем княжестве, древние сказители, наделенные недюжинным воображением, могли придумывать волшебные или пугающие образы.

Мир мертвых

Наиболее мистическая версия наделяет тридевятое царство свойствами мира мертвых. Число «три» всегда считалось магическим, а уж умноженное на 9 или даже на 10, оно становится своеобразным пропуском на тот свет, где и возможны всякие чудеса.

В таком случае, Баба-Яга представляется кем-то вроде проводника в загробный мир. Она и сама частично относится к нему, не случайно у нее одна нога – костяная (то есть, мертвая). А избушка на курьих ножках – это ни что иное как портал в иное измерение, граница между мирами.

В пользу этой версии свидетельствует факт, что герой попадает в тридевятое царство после того как Баба-Яга уложила его спать, предварительно выпарив в баньке. То есть, она подготовила тело для перехода в загробный мир, обмыв как покойника.

На Луне

Существует и космогоническая версия природы тридевятого царства. Сторонники данной трактовки сказок исходят из того, что наши предки зашифровали в них оригинальные послания своим потомкам, содержащие удивительные знания о Вселенной и о Солнечной системе, в частности.

Дело в том, что искомая нами волшебная страна находится не на Земле, а «…за тридевять земель». Улавливаете разницу? А что если взять за основу диаметр нашей планеты? Поскольку Земля – это эллипсоид, то ее экваториальный диаметр равен 12 тысячам 756,2 км, а полярный немного меньше – 12 тысяч 713,6 км. Расстояние от Земли до Луны в ее перигее (ближайшей к нам точке орбиты) составляет 356 тысяч 104 км, а в апогее (когда спутник нашей планеты дальше всего) – 405 тысяч 696 км.

Это удивительно, но 27 диаметров Земли (тридевять земель) – это и есть расстояние от нашей планеты до Луны, когда она в перигее, а 30 диаметров Земли (тридесять земель) – это расстояние от нашей планеты до Луны, когда она в апогее.

Данная версия объясняет, почему волшебная, сказочная страна находится то за тридевять, то за тридесять земель: планеты ведь бесконечно движутся по своим орбитам, то приближаясь, то отдаляясь друг от друга. И как ни странно, наши далекие предки могли знать об этом. Правда, источник их удивительной информированности об устройстве Солнечной системы неизвестен.

Гиперборея

Отдельные исследователи предпочитают искать тридевятое царство не в пространстве, а во времени. Они считают, что волшебная страна, известная нам из сказок, это та самая Гиперборея, которая канула в глубине веков.

Если судить по легендам древних греков, таинственное государство, расположенное на севере, вполне могло быть родиной наших предков. В своих «Центуриях» средневековый французский предсказатель Нострадамус не раз описывает исторические события, произошедшие в России, называя нашу страну Гиперборея.

Не исключено, что это древнее государство было уничтожено во времена ледникового периода. Например, русская народная сказка «Хрустальная гора» из сборника А.Н. Афанасьева описывает, как тридевятое царство было наполовину втянуто в неотвратимо надвигающуюся хрустальную гору. А герой спас свой народ и царевну (а как же без нее?), добыв волшебное семя. После зажжения сего магического предмета хрустальная гора, очень похожая на ледник, быстро растаяла.

Данная сказка, видимо, отражает надежды людей на предотвращение климатической катастрофы, которая возможно и погубила таинственную Гиперборею, а ее жители вероятно были вынуждены перебраться немного южнее.

Так много разных версий: от вполне логичных до мистических, от исторических до фантастических. Так где же находится тридевятое царство? Там, где герои преодолевают препятствия и находят свою любовь, а добро торжествует над злом. Только ли в сказке такое возможно? Вот в чем вопрос.

Источник

Тридевятое какое это число

Кандидат биологических наук Б. КАЗАЧЕНКО (НИИ и Музей антропологии МГУ им. М. В. Ломоносова).

Самым первым инструментом счета у древнего пещерного человека в верхнем палеолите, безусловно, были пальцы рук. Сама природа предоставила человеку сей универсальный счетный инструмент. У многих народов пальцы (или их суставы) при любых торговых операциях выполняли роль первого счетного устройства. Для большинства бытовых потребностей людей их помощи вполне хватало.

К счету по пальцам рук восходят многие системы счисления, например пятеричная (одна рука), десятеричная (две руки), двадцатеричная (пальцы рук и ног), сорокаричная (суммарное число пальцев рук и ног у покупателя и продавца). У многих народов пальцы рук долгое время оставались инструментом счета и на наиболее высоких ступенях развития.

У нас в быту до сих пор используется счет мелких предметов “пятка ми”: пуговиц, шурупов, крупных семян, огурцов, яиц, чеснока и т.д. В царской России чеканились золотые монеты номиналом в 5, 10 и 15 рублей (империал).

Однако в разных странах и в разные времена считали по-разному.

Несмотря на то что у многих народов кисть руки является синонимом и фактической основой числительного “пять”, у различных народов при пальцевом счете от одного до пяти указательный и большой пальцы могут иметь разные значения.

Например, у итальянцев при счете на пальцах рук большой палец обозначает цифру 1, а указательный — метит цифру 2; когда же считают американцы и англичане, указательный палец означает цифру 1, а средний — 2, в этом случае большой палец представляет цифру 5. А русские начинают счет на пальцах, первым загибая мизинец, и заканчивают большим пальцем, обозначающим цифру 5, при этом указательный палец сопоставлялся с цифрой 4. Но когда показывают количество, выставляют указательный палец, затем средний и безымянный.

Когда же совершался магический счет у древних египтян, они держали открытые ладони перед лицом, ведя счет от большого пальца правой руки до большого пальца левой руки.

Североевропейский пальцевой счет позволял показывать пальцами одной руки, складываемыми в различные комбинации, все числа от 1 до 100. Причем большим и указательным пальцами изображались десятки, остальными тремя — единицы.

Например, число 30 получалось, когда большой и указательный пальцы левой руки были соединены в кольцо. Для того чтобы изобразить число 60, большой палец нужно согнуть и как бы склонить его перед указательным, нависающим над ним. Чтобы показать число 100, нужно было прижать выпрямленный большой палец снизу к указательному и отвести остальные три пальца в сторону.

По свидетельству древнеримского историка Плиния-старшего, на главной римской площади — Форуме была воздвигнута гигантская фигура двуликого бога Януса. Пальцами правой руки он изображал принятое в то время обозначение в Риме числа 300 (соединение большого и указательного в кольцо), пальцами левой руки — 55 (загнут большой и средний). Вместе это составляло число дней в году в римском календаре.

То обстоятельство, что в Англии первые десять чисел в Средние века называли общим именем — “пальцы”, подтверждает распространенность счета на пальцах и у англичан. Видимо, неслучайно и то, что в древнерусской нумерации единицы назывались “перстами”, десятки — “суставами”, а все остальные числа — “сочислениями”.

Счет парами вплоть до середины XVIII века всегда занимал важное место в жизни россиян, поскольку имел качественное происхождение — пара рук, ног, глаз и пр. Недаром говорили: “два сапога — пара”, “двугривенный” и т.д.

Обычно счет па рами велся во всех торговых сделках, при продаже мелким оптом яиц, яблок или галантерейных изделий. Индивидуальная мера потребления порционного чая в трактире называлась “парой чая”, а торговая мера необходимого и достаточного количества молока для городской семьи, проживавшей в XIX столетии в Москве, составляла “пару (крынок) молока”. Естественной мерой расстояния, связанной с землемерием и ножными промерами русских землепроходцев, являлся сдвоенный или “парный шаг” (равный одной маховой сажени). В торговых операциях с шелковой тканью, привозимой из Турции, всегда использовался так называемый русский локоть (именуемый также парным или “большим локтем”). Дело в том, что в те времена материя приготавливалась в виде узких полос, которые удобно было отмеривать, наматывая на руку, — начиная со сгиба большого пальца, — оборачивая ее вокруг локтя и снова натягивая ее до большого пальца. Длина полного оборота материи вокруг “локтя” давала особую единицу меры — “двойной локоть”, который вошел у нас в употребление с XV века и получил название “русский локоть” или “аршин”.

Счет тройками появился на Руси в результате ее контактов с Византией, Золотой Ордой и Древним Китаем (происходя от личных местоимений “я”, “ты”, “он”). Этот счет у нас не прижился, за исключением, пожалуй, традиции запрягать лошадей в тройку да православного обычая креститься тремя перстами. Правда, напоминанием об этой эпохе еще могут служить пятиалтынные монеты достоинством в 15 копеек (выпускавшиеся и в Советском Союзе), шестиденежный алтын (трехкопеечные монеты, равные шести деньгам московским или трем медным копейкам новгородским) и червонцы в виде трехрублевых монет, выпускаемых в России с 1701 года.

Счет четверками произошел от древнего — двоичного счета. Остатки этой системы счисления прослеживаются в музыкальной нотации (например, октава делится на два тетрахорда), в названии русской меры жидкостей — “четверть”, в делении года на четыре сезона и т. п.

Четверичная система счета основана на “перстах” руки, не считая большого пальца. Большой — вовсе не “перст”, он “палесъ”! — в этой системе счисления означал конец счета, то есть являлся эквивалентом нуля. Кстати, и в английском языке те же четыре пальца называются словом “fingers”, а большой палец — “thumb”, что соответствует русскому “дыбъ” или “дыба” (дословно: “стоящий позади” палец).

Система счисления первобытных людей, рисовавших палочки на стенах пещеры или делавших зарубки на костях животных и ветках деревьев, не забыта и в наши дни. Об этом свидетельствуют сержантские полоски в армии или количество нашивных полосок на рукаве курсантского мундира, соответствующих курсу обучения в военном вузе.

Пальцевой счет шестерками на Руси практически не использовался. Однако с шестеричной системой счисления Древняя Русь познакомилась в XI—XIII веках в северном Причерноморье через так называемый византийский счет, в котором число “шесть” почему-то являлось ключевым. Нам же о тех временах на память остались несколько слов: “шестерик” или “шестак” (полдюжины или шесть штук), “шестидланный локоть” (54 см) да девичья коса длиною в шесть кулаков (“шестидланная” или “шес-тиручная” коса), одним словом “шестиручка” в 12 вершков (то есть “верхов перста”).

Восьмеричная система счисления лежит в основе всех натуральных музыкальных ладов (октава) и была единственной до появления в XVIII веке хроматической гаммы. Переход от восьмеричной к десятеричной системе на Руси оставил след и в слове “девяносто” — попытке комбинации восьми- и десятеричной систем.

Пальцевой счет девятками является, пожалуй, самым распространенным русским народным способом умножения на пальцах с помощью так называемых девятериц — своеобразной таблицы умножения, обозначающей девятилетние сроки человеческой жизни. Наши предки в древности какое-то время считали девятками (впрочем, похоже, что они все-таки считали восьмерками, а с девяти начинался уже новый отрезок счета). С тех пор прошло не менее семи — девяти столетий, но мы до сих пор трепещем перед грозным “девятым валом” или устраиваем поминки по усопшему на девятый день после кончины.

Кстати, “девяносто” до 1398 года порой писалось как “девятьдесятъ”. Вспомним также популярный сказочный адрес, по которому традиционно отправлялись на подвиги герои: тридевятое царство, тридесятое государство.

Счет десятками возник около 3—2,5 тысячи лет до нашей эры в Древнем Египте. Претерпев небольшие изменения, древнеегипетская десятеричная система сначала обосновалась на Востоке (в Индии примерно к VI веку нашей эры, более известная как индийский счет), а затем через весьма активную торговлю в XI—XIII веках достигла пределов Древней Руси. От Орды Русь переняла десятичную систему счисления для весовых измерений и денежного счета, опередив в этом даже Европу, которая познакомилась с десятеричной системой счисления через арабов только в XIII веке, а усвоила ее и того позже.

Однако окончательно эта система счисления прижилась в России вместе с реформами Петра I, пришедшими к нам из Европы.

Древнерусский способ умножения на пальцах является одним из наиболее употребительных методов, которым успешно пользовались на протяжении многих столетий российские купцы. Они научились умножать на пальцах однозначные числа от 6 до 9. При этом достаточно было владеть начальными навыками пальцевого счета “единицами”, “парами”, “тройками”, “четверками”, “пятерками” и “десятками”. Пальцы рук здесь служили вспомогательным вычислительным устройством.

Для этого на одной руке вытягивали столько пальцев, на сколько первый множитель превосходит число 5, а на второй делали то же самое для второго множителя. Остальные пальцы загибали. Потом бралось число (суммарное) вытянутых пальцев и умножалось на 10, далее перемножались числа, показывавшие, сколько загнуто пальцев на руках, а результаты складывались.

Счет дюжинами ведет свое начало от счета по фалангам пальцев рук. При этом большой палец играл роль счетчика, при помощи которого пересчитывались фаланги других пальцев. Двенадцать получается, если, например, начать с нижней фаланги указательного пальца и закончить верхней фалангой мизинца. Причем у разных европейских народов в торговле укоренился счет дюжиной дюжин (“гроссом”), пятеркой дюжин, то есть “шестидесятками”, и даже дюжиной гросса, то есть “массой”.

Двенадцатеричная система счисления была когда-то широко распространена у многих европейских народов. Узаконить счет дюжинами и гроссами пытался еще шведский король Карл XII (тот самый, которого русские войска разгромили под Полтавой в 1709 году).

До недавнего времени у нас, в России, некоторые предметы (например, носовые платки, перья, карандаши, школьные тетрадки) принято было считать дюжинами. До сих пор вилки, ножи, ложки продают дюжинами, а посудные сервизы (чайные и столовые) по традиции все еще составляют из 12 комплектов. В наборы мебели до недавнего времени непременно входило 12 стульев или кресел. Год мы делим на 12 месяцев, а сутки — на 24 часа, которые в повседневной жизни предпочитаем все же считать по 12 дневных и ночных.

Счет шестидесятками также был связан со счетом на пальцах. Впервые он появился еще у шумеров в III тысячелетии до н.э. в Месопотамии (Междуречье) и затем был перенят вавилонянами, отчего и вошел в историю как вавилонская система счисления. Такой способ счета присутствовал и в древнерусских мерах длины (об этом, например, свидетельствует деление новгородского мерного “локтя” на 60 зарубок).

В Древней Руси (особенно в Новгородской республике XII—XV веков) был широко распространен счет, основанный на счислении числа фаланг на руке “счетовода”. Счет начинался с верхней фаланги “перстка ” (мизинца) левой руки, а заканчивался нижней фалангой (“низ перста”) указательного пальца. Большой, или “палесъ великий”, левой руки при этом последовательно осуществлял “подсчет” суставов на растопыренной пятерне. Досчитав до двенадцати, “счетовод” обращался к своей правой руке и загибал на ней один палец. Так продолжалось до тех пор, пока все пальцы правой руки не оказывались сжатыми в кулак (поскольку число фаланг на четырех пальцах было равно 12, получалось 12 пятерок, то есть 60). Кулак в данном случае символизировал пятерку дюжин, то есть “шестьдесят”.

Отголоски древней шестидесятеричной системы счисления до сих пор остаются у нас в виде деления окружности на 360 градусов (1 градус равен 60 минутам, минута — 60 секундам). Следуя примеру вавилонян в счислении времени, мы до сих пор и час делим на 60 минут, а минуты — на 60 секунд.

Но самое удивительное то, что следы пальцевого счета шестидесятками сохранились почти до наших дней. Еще несколько десятилетий тому назад на рынках Украины, Польши, Прибалтики и Германии можно было встретить продавцов яиц, яблок, груш, грибов и т.д., раскладывавших свой товар на копы — кучи, по 60 штук в каждой.

Счет сороками (или “сороковицами”) имел преимущественное распространение в Древней Руси. Число 40 (четыре десятка) долгое время называли “четыредцать” или “четыредесят”. Но восемьсот лет тому назад для обозначения этого множества на святой и православной Руси впервые появилось название “сорок”. До сих пор ученые спорят, откуда взялось это слово. Одни полагают, что его истоки находятся в греческом названии числа 40 — “тессаконта”, другие утверждают, что оно появилось, когда Русь платила дань “сороковинами” (ежегодная ордынская подать, равная сороковой части наличного имущества). Третья группа исследователей убеждена, что это слово произошло от так называемых меховых денег и названия “сорочка ”. Поэтому наши предки, например, на Русском Севере считали “сорока ми”, а их собратья — сибирские звероловы вели счет “сорочками”, то есть мешками для пушнины, в которых хранились звериные шкуры (преимущественно по 40 штук беличьих шкурок или по 40 собольих хвостов, шедших в XVI веке на пошив одной боярской шубы, именовавшейся “сорочкой”).

Число 40 обладало у нас особым значением, например, сорокадневные периоды, упоминаемые в Священном Писании, в пуде содержалось 40 фунтов, в мерной бочке — 40 ведер, в указном ведре — 40 косушек и т.д.

сороков”) и не умещавшееся в голове российского землепашца из-за своей ничем не ограниченной величины, называлось одним словом — “тьма”.

Строго говоря, в Древней Руси тьмой называли, кроме того, еще и число 10 000 и “великое” число 1 000 000. Не вызывает сомнений, что предки наши были знакомы и с большими числами, для которых использовались специальные названия: число “тьма тем” (то есть миллион миллионов) называлось “легион”, число “легион легионов” называли “леодр”, “леодр леодров” называли “вороном”, а число 10 49 —“колодой”. И лишь “более сего несть человеческому уму разумевати”, то есть лишь для больших чисел у россиян в XVII веке не существовало названий.

Это вычисление ведет свое начало от счета по суставам пальцев сибирских звероловов, которые таким манером вели учет общего количества звериных шкур (“сороков”), подлежащих бартеру (мене) на другие товары. Большим пальцем правой руки, используемым в качестве счетчика, сибирский охотник пересчитывал каждую пару суставов на четырех оставшихся пальцах и, насчитав таким образом восемь единиц, загибал один палец левой руки. Очевидно, что операция счета кончалась, когда были загнуты все пять пальцев левой руки, что давало пять восьмерок, одну “сорочку” или число “сорок”. В соответствии с русскими народными представлениями об “устройстве” тела человеческого первые две фаланги указательного пальца назывались “верхом перста” (или “вершком”), среднего — “кутыркой”, а мизинец получил название “персток”. Сама же нижняя фаланга пальца именовалась “низом перста”, “корневой”, “корнем перста” или “коренным суставом”, реже — “долOвым суставом”.

К слову сказать, в таможенной грамоте 1586 года “сороками”, например, были считаны шкурки соболей и куниц, преподнесенные австрийскому цесарю Рудольфу от царя Федора Ивановича в счет платы за ведение войны с турками.

По-видимому, число 40 долгое время ассоциировалось с понятием “конец счета” и порой служило названием неопределенно большого множества. Неслучайно в русском языке слово “сороконожка” всегда имело смысл “многоножки”. Московские церкви считались также “сороками”. Еще в XVII веке говорили, что в Москве “сорок сороков церквей”, хотя на самом деле их было всего порядка ста.

Тело человека как живая счетная машина настолько тесно оказалось связанным со счетом, что на древнегреческом языке само понятие “считать” выражалось словом “пятерить”. Да и в русском языке слово “пятерить” прежде означало способность к “увеличению”, “приумножению” или счету пятерками, другими словами — умению осуществлять счет по пальцам рук.

Пальцевой счет, унаследованный от далеких предков, сохранился вплоть до настоящего времени и активно используется, например, судьей на боксерском ринге при отсчете секунд во время нокаута или на товарно-сырьевой бирже где-нибудь в Чикаго или Токио. Да и в быту он не забыт. И сегодня мы сгибаем (а американцы, наоборот, разгибают) пальцы, в споре показывая оппоненту ради большей убедительности количество аргументов в пользу своей позиции.

Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового запада. — М.: Прогресс-академия, 1992.

Гарднер М. Математические новеллы / Пер. с англ.— М.: Мир, 1974. Зорина З. А., Полетаева И. И. зоопсихология.— М., 2001.

История математики с древнейших времен до начала ХIХ столетия: В 3 т. / Под ред. А. П. Юшкевича. — М.: Наука, 1970. — Т. 1.

Кликс Ф. Пробуждающееся мышление.— М., 1983.

Кольман Э. История математики в древности.— М., 1961.

Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. — М., 1999.

Маккьюсик В. А. наследственные признаки человека.— М.: Медицина, 1976.

Миклухо-Маклай Н. Н. Путешествия.— М.; Л., 1940. — Т. 1.

Розин В. М. Введение в культурологию.— М., 1994.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *