триединство умственного физического и эстетического воспитания является содержанием какой школы
Триединство умственного физического и эстетического воспитания является содержанием какой школы
Шпаргалка по педагогике (для педагогов)
1. Понятие педагогики и этапы ее развития
Слово «педагогика» греческого происхождения. В дословном переводе означает «детовождение».
В современном понимании педагогика представляет собой совокупность знаний и умений по обучению и воспитанию, эффективных способов передачи накопленного опыта и оптимальной подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности.
Источники развития педагогики:
– многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике;
– философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды;
– текущая мировая и отечественная практика воспитания;
– данные специально организованных педагогических исследований;
Истоком европейских систем воспитания стала древнегреческая философия. Виднейшие ее представители: Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель. Своеобразным итогом развития греческо-римской педагогической мысли стало произведение «Образование оратора» Марка Квинтилиана, древнеримского философа и педагога.
Средневековое образование, зажатое в тисках теологии и схоластики, во многом потеряло прогрессивную направленность античных времен. На этом историческом этапе были образованные для своего времени философы, создавшие обширные педагогические труды: Тертуллиан, Августин, Аквинат.
Эпоха Возрождения дала целый ряд ярких мыслителей, педагогов-гуманистов. Это Эразм Роттердамский, Витторино де Фельтрэ, Франсуа Рабле, Мишель Монтень.
Выделение педагогики из философии и оформление ее в научную систему произошло в XVII в. и связано с именем чешского педагога Яна Амоса Коменского. Предложенные им принципы, методы, формы обучения стали основой педагогической мысли.
Английский философ и педагог Джон Локк сосредоточил главные усилия на теории воспитания («Мысль о воспитании»).
Французские материалисты и просветители XVIII в. Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах, Ж.Ж. Руссо вели непримиримую борьбу с догматизмом, схоластикой и вербализмом в педагогике.
Деятельность французских просветителей во многом определила творчество швейцарского педагога Иоганна Песталоцци. Им была предложена прогрессивная теория обучения и нравственного воспитания учащихся.
Мировую славу русской педагогике принес К.Д. Ушинский.
В конце XIX – начале XX в. интенсивные исследования педагогических проблем начаты в США, куда постепенно смешается центр педагогической мысли. Были сформированы общие принципы, выведены закономерности человеческого воспитания, разработаны и внедрены эффективные технологии образования. Виднейшие представители американской педагогики – Джон Дьюи и Эдвард Торндайк.
Активное участие в творческих исканиях новой педагогики послеоктябрьского периода принял С.Т. Шацкий.
Выдающимся отечественным педагогом по праву является А.С. Макаренко. Он переосмыслил классическое педагогическое наследие, участвовал в педагогических изысканиях 1920–1930 гг., разработал ряд новых направлений воспитания.
Моральные проблемы воспитания молодежи исследовал В.А. Сухомлинский. Его дидактические советы сохраняют свое значение и при осмыслении современных путей педагогической мысли и школы.
Современный этап развития педагогики основан на саморазвитии научной отрасли, сочетающей процессы интеграции и дифференциации с взаимодействием с другими науками.
2. Объект, предмет, задачи и функции педагогики
Объект педагогики – это явления действительности, которые обусловливают развитие человека, иначе говоря, это образование, изучением которого занимается целый ряд наук (философия, психология, социология и др.). Педагогика – это единственная специальная наука об образовании в ряду наук, которые могут изучать те или иные стороны образовательной деятельности.
Предметом педагогики выступает образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организованный в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).
Педагогика как наука изучает сущность, закономерности, тенденции, перспективы образования и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию организации образовательного процесса, формы и методы взаимодействия педагога и учащихся, а также стратегии и способы их взаимодействия.
Педагогика в первую очередь изучает три главные составляющие образовательного процесса:
– цели обучения (для чего учить);
– содержание обучения (чему учить);
– формы и методы обучения (как учить).
Основные задачи педагогики направлены на создание эффективной педагогической системы во всех направлениях человеческой жизни: общественной, личной, политической и т. д.
К таким задачам можно отнести:
– выявление и изучение закономерностей в области воспитания и обучения, управления образовательными и воспитательными системами;
– изучение и распространение педагогического опыта;
– прогнозирование дальнейшего развития образовательных систем;
– разработку новых методов, средств и форм обучения и воспитания;
– внедрение результатов педагогических исследований в практику образования;
– участие в международных педагогических проектах, обмене информацией, изучение зарубежного опыта педагогической работы;
– разработку систем функционирования педагогических учреждений и повышения их эффективности. Педагогическая наука осуществляет те же функции, что и любая другая научная дисциплина: описание, объяснение и предсказание явлений того участка действительности, который она изучает. Но педагогическая наука, объект которой лежит в социально-гуманитарной сфере, имеет свою специфику. Педагогическая действительность не может ограничиться лишь объективным отображением изучаемого. В ней совмещаются две функции, которые в других научных областях обычно поделены между различными дисциплинами:
Научно-теоретическая функция, которая реализуется на трех уровнях:
– описательном (изучение передового, инновационного педагогического опыта);
– диагностическом (выявление состояния педагогических явлений, успешности и эффективности совместной деятельности педагогов и учащихся);
– прогностическом (экспериментальные исследования педагогического процесса и построение более эффективных моделей этого процесса). Конструктивно-техническая функция также реализуется на трех уровнях:
– проективном (разработка методических материалов, учебных планов, учебных пособий);
– преобразовательном (внедрение достижений педагогической науки в практику);
– рефлексивном и корректировочном (анализ и оценка влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания).
«Инклюзия в современной системе образования РФ»
Этот материал поможет вам в пройти тест»Инклюзия в современной системе образования РФ»
Просмотр содержимого документа
«»Инклюзия в современной системе образования РФ»»
1.Определите, о каком условии непрерывной вертикали инклюзивного образования идет речь: все инклюзивные учреждения должны быть открыты к сотрудничеству и обмену опытом, как внутри своей вертикали, так и по видовому многообразию
-нет верного ответа
2. Подход предполагающий, что ученики-инвалиды общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах, называется:
-нет правильного ответа
+Общественная сущность человека
-Человек с ярко выраженной гражданской позицией.
4. Инклюзия представляет собой:
+частный случай интеграции;
-нет верного ответа
-внутреннюю и внешнюю,
-пассивную и творческую,
+образовательную и социальную.
-активную и пассивную
-нет верного ответа
6. Что такое критерии воспитанности?
-Критерии воспитанности — это характеристики вспомогательного процесса
7. Принципы образовательной политики Республики Казахстан:
-адаптивность системы к потребностям обучаемых, светский характер образования
-последовательность, систематичность, общедоступность
+гуманистический характер образования, общедоступность, свобода и плюрализм в образовании, государственно-общественный характер управления
-свобода и плюрализм в образовании, его гуманистический характер
8. Совместное обучение и воспитание детей, имеющих ОВЗ, с их нормально развивающимися сверстниками подразумевает:
-нет верного ответа
9. Установите, в каких позициях определено содержание воспитания?
-гуманизация и гумантаризация
-трудовое и политехническое образование
-воспитание на протяжении всей жизни
-умственное и физическое воспитание
+всестороннее развитие личности
-Формирование любознательности и пытливости учеников
-Полная успеваемость по всем предметам, изучаемым в школе
+Формирование научного мировоззрения учащихся
-Дать общее образование и обеспечить гармоническое развитие личности
-Нет правильного ответа
+негосударственная организация воспитательных процессов, происходящих в обществе в системе “человек – человеку”
-государственная система общественного просвещения
-государственное учреждение, занимающиеся делами незащищенных слоев населения
-влияние церкви на духовное воспитание членов общества
12. Инклюзия, то есть «включённое образование», предусматривающее вкль
-нет верного ответа
-семью;
+ молодежную субкультуру;
-государство;
-все ответы верны;
-нет правильных ответов.
14. Назовите фундаментальный философский принцип инклюзии: Выберите один ответ.
+право жить среди равных
-свобода в передвижени
-нет правильного ответа
15. Социальная интеграция должна быть обеспечена:
+всем без исключения детям с нарушениями в развитии,
-только детям с нарушениями развития в младшем школьном возрасте,
-детям, обучающимся только в специальных учреждениях.
— детям с нарушением зрения и слуха
— нет верного ответа
16. С точки зрения гуманистической этики помощь человеку с ограниченными возможностями должна осуществляться для
-чтобы у него формировались навыки самопомощи и самостоятельности
-того, чтобы он мог участвовать в жизни общества
+чтобы он не ощущал себя беспомощным
-нет верного ответа
17. Из перечисленных групп утверждений выберите те, которые наиболее полно отражают особенности воспитательного процесса
-экономичность, опора на положительное, содружество с семьёй, обособленность поведения.
-уважение к личности, массовость, сложность, противоречивость.
+целенаправленность, многофакторность, комплексность, двусторонний характер, длительность, вариативность, непрерывность, неопределённость результатов
-сложность воспитания чувств, потребности, жизненные планы, ценностные ориентации.
-противоречия между школой и семьёй, социальный опыт, профессионализм воспитателя, демократизация школы
18. Впервые теоретическое обоснование интегрированного обучения было а
трудах отечественного учёного:
-Нет верного ответа
19. Пути получения информации об эффективности воспитательных воздействий:
-Метод организационной деятельности
+Метод контроля и самоконтроля
-Метод формирования сознания личности
-Методы стимулирования сознания
20. Завершающим уровнем инклюзивной вертикали становится этап:
+профориентации выпускников школ с ограниченными возможностями здоровья в сфере возникновение профессиональных интересов и выборов,
-сопровождения комплексными психолого-педагогической диагностикой и коррекционной помощи для адаптации в среде здоровых сверстников,
— ранней интеграции детей с нарушениями в развитии в детские дошкольные учреждения.
— нет верного ответа
21. Создание системы полисубъектного взаимодействия предполагает создание:
-нет верного ответа
22. Метод воспитания, заключающийся в том, чтобы на конкретных убедительных образцах проиллюстрировать личностный идеал и предъявить образец готовой программы поведения деятельности:
-Метод естественных последствий
23. Начальным уровнем инклюзивной вертикали становится период:
-младшего школьного возраста.
-старшего школьного возраста
24. Цели эстетического воспитаният в инклюзивном образовании :
-Формирование чувства прекрасного и эстетических вкусов
-Формирование умений и навыков создания прекрасного
-Формирование чувства прекрасного
+Верны все выше приведенные ответы вместе взятые Главное в эстетическом воспитании – научить человека увидеть и правильно оценить прекрасное
26. На второй ступени инклюзивной вертикали воспитание и социализация ребенка
ограниченными возможностями здоровья осуществляются в рамках:
-общеобразовательной средней школы,
-нет правильного ответа
27. Непрерывная вертикаль инклюзивного образования реализуется при соблюдет условий: ребенок, попавший в интегративную среду в раннем возрасте, не должен быть лишён общества обычных сверстников ни на каком этапе своего взросления. Выберите название условия:
-нет верного ответа
28. Средство эстетического воспитания:
+Природа, литература, искусство.
29. Какие существуют степени умственной отсталости?
-олигофрения, патология эмоционально-волевой сферы;
+дебильность, имбецильность, идиотия;
-кретиния, истерия, инфантилизм;
-мутизм, аутизм, персеверация.
+Динамическая система, содержащая свои компоненты, не может существовать вне определенной среде, цели и управления
-Динамическая система вне общечеловеческой среды
-Динамически – управляемая система по государственному заказу
-Самоорганизующаяся, саморазвивающая система
-Система, основанная на развитии через разрешений внутренних противоречий
33. Триединство умственного, физического и эстетического воспитания является содержанием воспитания:
-католической школы;
+афинской школы;
-спартанской школы;
-все ответы верны;
-нет правильного ответа.
34. Конференция, пример, диспут, дискуссия:
-Методы стимулирования деятельности и поведения
+Метод формирования сознания личности
-Метод организационной деятельности
-Метод контроля и самоконтроля
35. Педагогическое воздействие на сознание воспитанника с целью вызвать, стимулировать или затормозить отдельные виды его деятельности
-Метод естественных последствий
36. К основным видам воспитательной деятельности относится:
37. Согласно концепции СФГОС, какой из компонентов рассматривается в структуре образования обучающихся с ОВЗ как накопление отенциальных возможностей для их активной реализа! настоящем и будущем.
— компонент «жизненной компетенции»,
-компонент «жизненной правды»
— нет верного ответа
38. К методам воспитания относится:
39. Комплексный подход к воспитанию означает:
+Единство целей, задач, содержания, методов и форм воспитательного воздействия и взаимодействия.
-Что в воспитании необходимо подходить к каждой личности индивидуально.
-Что воспитывать необходимо весь коллектив, а не отдельные личности.
-Единство усилий всех имеющих отношение к воспитанию социальных институтов
-Умственное, физическое, нравственное, эстетическое, трудовое воспитание
-организационно-педагогической задачей школы;
-тактической задачей;
-глобальной целью;
-все ответы верны;
+нет правильного ответа.
41. Формирование доброты по отношению всем субъектам природы в инклюзивном образовании это
+Система важнейших педагогических требований к деятельности воспитателя и воспитанника, содержанию воспитательной работы и её организации, обеспечивающая высокую эффективность воспитания
-Основные положения, которыми руководствуются воспитатель при планировании и организации воспитательной работы
-Основные требования к педагогическим теориям, определяющие их достоверность и практическое значение
-Базовые положения, идеи педагогической теории
-Верны все выше приведенные варианты вместе взятые
43. построение между образовательными учреждениями разных уровней, типов и в взаимодействия, при котором обеспечивается выбор и предсказуемость индивидуального образовательного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья, строится система психолого-педагогического
сопровождения, называется:
-инклюзивная образовательная вертикаль,
— инклюзивная образовательная горизонталь,
+инклюзивная образовательная параллель.
-нет верного ответа
44. Задачи гражданско-политического воспитания ы инклюзивном образовании
-Воспитание в духе межнационального согласия и добрососедства
-Формирование гражданственности казахстанского патриотизма
-Формирование политического самосознания, политической культуры и общественно политической активности личности
+Верны все выше приведенные варианты вместе взятые
-К выше приведенным вариантам следует добавить воспитание в духе социального партнерства
45. В России в первом экспериментальном опыте совместного обучения дет нормальным и нарушенным развитием принимали участие дети дошкольного возраста с нарушением:
-нет верного ответа
+выявлять в каждом воспитаннике положительные качества, опираясь на них искоренять и развивать недостаточно сформированные качества
-постоянная борьба с вредными привычками
-обусловлен противоречивым характером развития человека
-уделять большое внимание развитию личности ребёнка, не ущемлять его индивидуальность
-необходимость воспитания положительных качеств в человеке
47. Ключевой идеей концепции педагогики свободы личности О.С. Газмана является:
-идея национального возрождения;
-идея развивающего обучения;
-нет правильного ответа.
48. В основе концепции формирования общечеловеческих ценностей прежде всего лежит:
-нет правильного ответа.
49. Выберите правильный ответ: В России первый экспериментальный опыт совместного обучения детей и нарушенным развитием появляется в:
50. Что характеризует отношение человека к окружающей его действительности:
52. Операциональное обеспечение педагогической идеи или концепции называется:
-нет правильного ответа.
53. Суть эстетического воспитания состоит в том, чтобы утверждать добро как :
-нет верного ответа
54. Под педагогической концепцией подразумевается:
+ основной замысел (ведущие идеи) автора в области педагогики;
-система методов и форм воспитания;
-совокупность приемов и операций воспитательной работы;
-нет правильного ответа.
55. Что такое поощрение? Выберите правильный ответ
-Поощрение — это метод воспитания, который предполагает вынесение воспитаннику благодарности
-Под поощрением следует понимать такой метод воспитания, когда воспитатель поощряет воспитанника с целью формирования положительного отношения к своим обязанностям
56. К нетрадиционным формам воспитательной работы можно отнести:
-нет правильного ответа.
-Обеспечивать разнообразные условия для расцвета личности с учетом его возрастных особенностей
+Воздействовать на сознание, поведение личности
-Формировать мировоззрение личности.
-Раскрывать творческие возможности человека
-Способствовать формированию умственной, нравственной, эстетической, физической, правовой, трудовой культуры личности
58. Рекомендуемые профессии и специальности для « особых» детей
+совокупность приемов, операций, процедур и ситуаций коллективного взаимодействия участников дела;
-воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе с целью отдыха, развлечения и обучения;
-события или ситуации в коллективе, организуемые педагогом для детей;
-нет правильного ответа.
60. Торможение негативных проявлений личности с помощью отрицательной оценки ее поступков, порождение чувства вины и раскаяния:
-Метод естественных последствий
62. Принцип опирающий на идею Выготского « о зоне ближайшего развития»
+ принцип педагогического оптимизма
-нет верного ответа
63. Укажите, что из ниже перечисленного не относится к «Методам воспитания»:
+Метод упражнения (приучения)
-Метод предъявления требований
-Метод положительного приёма
64. Ведущим методом нравственного воспитания является:
-нет правильного ответа
+выявлять в каждом воспитаннике положительные качества, опираясь на них искоренять и развивать недостаточно сформированные качества
-постоянная борьба с вредными привычками
-обусловлен противоречивым характером развития человека
-уделять большое внимание развитию личности ребёнка, не ущемлять его индивидуальность
-необходимость воспитания положительных качеств в человеке
66. Стимулирование положительных проявлений личности с помощью высокой оценки ее поступков, порожденные чувства удовлетворения и радости от сознания признания усилий и стараний личности:
-Метод естественных последствий
67. В настоящее время выделяют следующие категории детей с нарушением развития
— с нарушением слуха
— с нарушением зрения
— с нарушением речи с нарушением опрно –двигательного аппарата
— с задержкой психического развития
68. Количество принципов инклюзивного образования
69. Вспомогательные технологии для детей с нарушением зрения
-нет верного ответа
70. Метод воспитания, сущность которого заключается в том, что конфликт с воспитанником доводится до последнего предела:
+Метод естественных последствий
71. Метод воспитания, который заключается в том, что воспитаннику предлагается ликвидировать последствия проступка, причем предъявляемые требования для обеих сторон являются, вполне очевидными и справедливыми:
+Метод естественных последствий
72. Основная позиция педагога в технологии КТД:
-нет правильного ответа.
+ «О социальной защите инвалидов в РК»
— «О медецинской поддерке инвалидов»
-« О специальных медецинских услугах»
— нет верного ответа
74. Для кого предназначен шрифт Брайля?
— инвалидами с признаками ДЦП
— для всех людей с отклонениями и без отклонений
-нет верного ответа
75. Метод воспитания, направленный на формирование правильных понятий, оценок, мировоззрений
-Методы стимулирования деятельности и поведения
+Метод формирования сознания личности
-Метод организационной деятельности
-Метод контроля и самоконтроля
76. В классификацию методов воспитания Ю.К. Бабанского входит следующая группа методов:
-методы формирования коллектива;
+методы стимулирования и мотивации детей;
-методы изучения личности;
-нет правильного ответа.
78. Под методом воспитания понимается:
-основное правило взаимодействия субъектов воспитания;
+ способ взаимодействия субъектов воспитания, направленный на достижение воспитательной цели;
-совокупность способов и приемов взаимодействия субъектов воспитания;
-нет правильного ответа.
79. Устойчивая потребность совершать нравственные поступки называется:
80. Под воспитанием подразумевается:
-приспособление человека к нормам и ценностям общества;
+целенаправленный процесс создания благоприятных условий для образования, развития и саморазвития личности ребенка;
-сознательно регулируемый процесс присвоения человеком социального опыта, системы культурных ценностей и социальных ролей общества;
-нет правильных ответов.
81. Способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач?
-Метод формирования сознания личности
-Методы организации деятельности
82. В зависимости от причин возникновения отклонения в развитии подразделяются на:
-соматические и приобретенные;
— генетические и социальные;
-органические и инфекционные;
+врожденные и приобретенные.
-нет верного ответа
83. Чтобы выбрать оптимальные методы воспитания, нужно:
-Проанализировать ситуацию и подобрать соответствующий метод.
Выяснить сущность каждого метода и выбрать из имеющегося множества путей методы, отвечающие заданным требованиям.
+Установить, какой метод позволяет быстрее других достигнуть намеченной цели.
-Проверить каждый метод из множества методов на пригодность в конкретных условиях воспитания по принятому критерию оптимальности.
-Установить критерий оптимальности и по нему определить пригодность каждого метода
84. Что входит в понятие соц. норма?
85. Пути побуждения воспитанников к улучшению своего поведения, развития у них положительных мотивов поведения:
-Метод формирования сознания личности
-Метод организационной деятельности
+Методы стимулирования деятельности и поведения
-Метод контроля и самоконтроля
86. Наиболее распространенной клинической формой умственной отсталости является:
87. Совокупность знаний, умений и навыков, способов деятельности, мышления и общения, стереотипов поведения, ценностных ориентаций и социальных установок общества обозначается:
88. Детям по наследству от родителей передаются:
+Задатки, служащие основой для развития индивидуальных способностей человека
-Способности к различным видам деятельности
89. Какой из следующих принципов не относится к принципам отечественной (инклюзивного) обучения:
— интеграция через раннюю коррекцию;
-интеграция через обязательную коррекционную помощь каждому интегрированному ребёнку;
-интеграция через обоснованный отбор детей для интегрированного обучения;
+ диагностическая информация должна быть представлена наглядно, в виде графиков, рисунков.
-нет правильного ответа
90. В соответствии с принципами отечественной концепции интегрированного (обучения можно утверждать, что инклюзивное образование наиболее приемлемо для:
-детей с ндрушением опорно-двигательного аппарата,
-детей с нарушением интеллекта,
+детей с ОВЗ, с которыми была рано начата коррекционно-педагогическая работа
— детей с нарушением зрения
— детей с нарушением слуха
91. Метод, направленный на сознательное изменение человеком своей личности в соответствии с требованиями общества и личности плана развития?+
-Методы стимулирования деятельности и поведения
-Метод организационной деятельности
-Метод формирования сознания личности
-Метод контроля и самоконтроля
92. В условиях «включённого образования» ребёнок с ОВЗ поставлен перед необходимостью овладеть гос. образовательным стандартом наравне с нормально развивающимися поэтому:
-инклюзия не может носить массовый характер,
+ инклюзия должна носить массовый характер,
-инклюзия должна носить общественный характер
-нет верного оьвета
93. Принцип единства воспитательных воздействий-
+ организация воспитательного воздействия, исходящего из единых требований, согласованных действий всех участников воспитательного процесса, причастных к нему людей, служб, социальных институтов
-координация всех воспитательных воздействий
-опора на семью, учитывая индивидуальность ребенка
-согласованность действий всех воспитателей
-координация средств массовой информации со школой
94. В 70-е г.г. XX в. в странах зап. и восточной Европы отмечаются первые преце, закрытия коррекционных учреждений, из-за:
— отсутствия детей с ОВЗ,
+перевода детей с ОВЗ в детские сады и школы общего типа,
-обучения детей с ОВЗ на дому
-обучения детей с ОВЗ в интернатах
-нет верного ответа
-Внешнее выражение процесса воспитания
-Общие исходные положения, которыми руководствуется педагог
-Предметы материальной и духовной культуры, которые используются для решения педагогических задач
+Способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников
-Приемы воспитательной работы, которые используются в процессе воспитания личности
97. Дайте верное определение понятию «умственная отсталость»
+ стойкое нарушение познавательной деятельности, возникшее вследствие органического поражения головного мозга;
-незавершенность отдельных этапов развития;
— навязчивое повторение одних и тех же движений, образов, мыслей;
-неспособность к вспоминанию.
-Нет верного ответа
98. Первой страной в сфере внедрения в педагогическую практику Инте (инклюзивного) образования стала:
99. К какой группе методов относятся наблюдение, беседа, опросы, тренинги?
-Методы стимулирования деятельности и поведения
+Метод контроля и самоконтроля
-Метод формирования сознания личности
-Метод организационной деятельности
-учёт индивидуальных особенностей воспитанников
-необходимость учёта возрастных особенностей в воспитании
+изучение воспитателем личности воспитанника и организацию воспитательного процесса на основе интересов и пожеланий воспитанников
-участие воспитанников совместном обсуждении программы воспитания
строить воспитательный процесс на основе учета главных личностных качеств –направленности личности, её жизненных планов и ценностных ориентаций, опираться на возрастные и индивидуальные особенности воспитанников