трикотаж для кукол какой выбрать
Трикотаж для тела текстильных кукол
Каждая рукодельница, начинающая шить текстильных кукол, сталкивается с вопросом: «Из какой ткани сшить тело куклы? Какой трикотаж лучше выбрать?»
Речь сегодня пойдет о видах кукольного хлопкового трикотажа.
Учимся шить на доступных тканях
Для начала я
бы посоветовала сшить куколку из того, что найдется в вашем доме.
Я свою первую куклу Марусю сшила из летних трикотажных брючек телесного цвета. Сейчас эта куколка занимает самое почетное место в коллекции моей внучки Амелии. И пусть она немного неуклюжая и даже смешная, но она ведь первая!
Еще вначале вашего творческого пути можно использовать простую кулирную гладь (кулирку) телесного цвета. Она продается в любом магазине тканей. Стоимость в районе 250 рублей за метр.
Другая, пригодная для тела куклы ткань –бифлекс. Многие, даже опытные мастера, используют этот материал для работы с игрушками. Бифлекс –это синтетический прочный трикотаж, хорошо тянется, поэтому его надо дублировать ( я использую подклад из бязи
Ткань
приятна на ощупь, шелковистая. Не токсична.
Плотность от 70 до 180 гр. на кв.метр. Стоимость примерно 500 рублей за погонный метр.
Хлопковый кукольный трикотаж
Виды трикотажа
Вначале разберемся с тем,какие виды кукольного трикотажа бывают и в чем их различия.
По своей структуре хлопковый трикотаж для кукол делится на два вида: это интерлок и кулирная гладь.
Кулирка
имеет лицевую и изнаночную сторону. На лицевой видны ровные текстильные столбики. На изнанке
столбиков нет, вместо них видны ровные рядочки. Изнаночная сторона немного
рыхлая. Лицевая – гладкая.
У интерлока нет «лица» и «изнанки». С обеих сторон ткани видны одинаковые ровные трикотажные столбики. Катышки отсутствуют.
Самые популярные марки трикотажа для кукол
Самый распространенный кукольный трикотаж – Белый ангел. Его используют многие мастера
По структуре Белый ангел – интерлок, т.е. у него обе стороны
лицевые. Самые популярные цвета – лосоь (Т 102), телесный (Т 103), телесно-бежевый (Т 114), светло-телесный (Т115), бежевый (Т 116). Выпускается в виде трубы, ширина которой 40 см, (в разрезе 80 см.)
Цена от 1000 рублей за погонный метр. Производится в Голландии. Купить можно в интернет магазинах.
Трикотаж швейцарского производства Глорекс всегда продается в комплекте, в который входит тонкий эластичный интерлок для головы куклы и плотная кулирная гладь для тела. Ширина трикотажа 160 сантиметров. Цена от 2 400 рублей за погонный метр.
Немецкая марка кукольного трикотажа под названием Вестфалленштоф является ЭКО тканью. Он сделан из хлопка, выращенного без применения химических удобрений, а это значит, что материал не содержит в себе вредных компонентов
ЭКО-рикотаж тоже идет в комплекте из плотной кулирки для тела и тонкого интерлока для кукольной головы. Стоимость данного трикотажа от 4.500 рублей.
Трикотаж
российского производства
Я долго подбирала приемлемый для меня вариант кукольного трикотажа, в итоге остановилась на материале, который выпускается на совместном российско-узбекском текстильном производстве. Полотно готовится из лучшего, первосортного узбекского хлопка. Это высококачественное сырье соответствует мировым стандартам.
Сейчас для тела кукол я использую именно этот трикотаж. Его состав 100% хлопок. Плотность 200 гр. на метр кв. Обе стороны у трикотажа лицевые, т.к это интерлок. Ткань имеет нежную, приятную на ощупь текстуру с гладкой поверхностью. Умеренно тянется в одну сторону. Не распускается.
Я пользуюсь
двумя цветами : нежный персик очень идет к лицу милым куколкам-девочкам. А из ткани цвета легкого загара получаются
симпатичные мальчуганы.
Я люблю всем запасаться впрок, поэтому могу поделиться со всеми желающими. Купить трикотаж ля тела кукол можно здесь: https://tatyana58.ru//
А какой материал используете в работе Вы?
Дорогие друзья, я благодарю всех, кто дочитал статью до конца. Если она оказалась для вас полезной, прошу поделиться ею в соц.сетях, нажав на значок под текстом.
Приглашаю
подписаться на новости моего сайта.
Всем желаю добра, удачи и творческих успехов!
Как подбирать ткани для кукольных нарядов
В мастер-классе я расскажу о том, как подбираю ткани для кукольной одежды. Тема эта очень обширная, поэтому опишу лишь основные моменты, на которые я обращаю внимание.
При выборе тканей я стараюсь учитывать:
Начнем с цвета
Можно конечно при подборе тканей по цветам воспользоваться готовыми палитрами, например, DesignSeeds или Incolorbalance. Но я заглядываю на подобные сайты скорее за вдохновением, чем за рабочими цветовыми палитрами. Причина простая, в дальнейшем может возникнуть сложность в том, чтобы найти ткани нужных цветов. Будем работать с тем, что уже есть в наших рукодельных запасах.
Среди приглянувшихся отрезов тканей, я выбераю ту, в узоре которой использовано наибольшее количество цветов. Эта ткань и послужит мне цветовой палитрой. К ней подбираю ткани, в которых повторяются цвета палитры, но при этом в их узоре должно быть меньше цветов — один, два. Т.е. в костюме куклы ткань с очень сложным, многоэлементным, многоцветным узором — одна. Дополнять её лучше чем-то более простым.
Иногда на кромке ткани производитель указывает все используемые в узоре цвета и оттенки, что еще удобнее для нас.
Ткань не обязательно должна быть основной, т.е. занимать наибольшую площадь в наряде куклы, а может быть лишь небольшим элементом, но эта ткань станет связующим звеном во всем комплекте.
Теперь поговорим об узорах
Первое, на что стоит обратить внимание — размер узора должен быть пропорционален кукле.
Основные виды узоров: геометрические (полоска, клетка, горошек, ромбы), абстрактные, растительные, цветочные, животные, этнические.
Разные виды узоров я смело сочетаю между собой. Но, как я уже писала выше, ткань с очень сложным, многоэлементным, многоцветным узором пусть будет одна. А дополнять ее лучше тканями, в узорах которых используется меньше элементов и цветов. Также хорошо смотрится, когда элементы узоров различаются еще и по размеру, т.е. одна ткань с крупным узором, вторая — со средним, третья — с мелким.
Не использую ткани только с одним узором, но разных цветов, даже если эти цвета друг другу подходят.
Если в работе несколько тканей с одним видом узора, то слежу за тем, чтобы элементы узора были разного масштаба. Узорчатые ткани всегда можно дополнить подходящими по цвету однотонными тканями.
Фактура тканей
Под фактурой ткани я понимаю то, как она выглядит и какая она на ощупь.
Ткань может быть: гладкой, ворсистой, шероховатой, рельефной, мягкой, жесткой, блестящей,матовой, плотной, прозрачной и т.д.
Своих первых кукол и игрушки я наряжала исключительно в хлопковые ткани, и сейчас понимаю, что я теряла дополнительное выразительное средство. Поэтому не ограничивайтесь только одной тканью, а подберите 2-3 с разными фактурами.
Особенно важно обратить внимание на фактуры, если вы планируете наряд в одном цвете. В этом случае разные фактуры придадут ему живость. Костюм не будет выглядеть однообразно.
Ткани с богатой, рельефной фактурой (например жаккард, твид) не сочетаю между собой, их дополняю более гладкими. А вот гладкие, мягкие фактуры хорошо между собой сочетаются.
Также при выборе ткани обязательно обращайте внимание на то, как эта ткань будет выглядеть в масштабе куклы. Одно и та же ткань, которая на человеке смотрится довольно мягко, на кукле может стоять колом и выглядеть неестественно.
Не ограничиваю себя в работе только натуральными тканями: хлопок, лен, шелк, шерсть. Не спорю, с ними приятно работать, они красиво смотрятся. Но текстильная промышленность не стоит на месте, и некоторые искусственные и синтетические ткани сейчас выглядят вполне достойно. Так что если использование натуральных материалов не является требованием направления (мотанки, вальдорфские), в котором вы создаете кукол, то можно и поэкспериментировать.
Если край ткани очень сыпется, то такую ткань я стараюсь избегать, так как на кукольной одежде качественная обработка швов такой ткани будет смотреться грубо, а если обработки будет мало, то швы просто расползутся.
На этом у меня все. Буду рада, если в комментариях вы поделитесь своими секретами подбора тканей:)
all Dolls
Все что вы хотите знать о куклах handmade
Ткань для тела куклы
Эта статья пригодится тем мастерицам, которые испытывают трудности с подбором подходящего материала для создания тела куклы. Она описывает основные ткани, которые могут использоваться для создания кукол и игрушек.
Хотя этот материал кажется простым и думается, что достаточно просто подобрать ткань нужного оттенка, он имеет свои нюансы — например, плотность и наличие в ткани стрейчевой нити (резинки). Также он различается по целям использования — скатертный, интерьерный, костюмный, плательный и т.д.
Лен телесного цвета для пошива кукол
Чтобы подобрать подходящий лен для пошива игрушки, нужно обратить внимание на его качество и структуру, которые у всех типов разные. Правда, в обычных магазинах, где продаются материалы для пошива одежды, сложно встретить скатертный или интерьерный лен, но все же ниже написаны все их различия.
Когда вы выбираете материал, особое внимание уделите тому, чтобы он был плотным, в противном случае игрушка может расползтись по швам, либо нитки после выворачивания изделия будут сильно заметны. Также он должен быть минимально жестким, хорошо драпирующимся и чтобы его было сложно смять.
Другой важный параметр — это структура ткани. Чем более неравномерны в ней нити, тем грубее будет выглядеть ваша игрушка. Такая ткань хороша для чердачных кукол, но для тильд и им подобных игрушек требуется гладкий материал.
Небеленый лен для изготовления народных и чердачных кукол
Народные куклы из льна
Несмотря на сказанное выше, не переборщите с плотностью ткани, если в вашем изделии есть тонкие детали — например, руки и ноги для тех же тильд, иначе вывернуть и набить их будет сложно. Однако лен с высокой плотностью пригодится для пошива, где будут толстые детали кроя, к примеру, игрушек-зайцев.
Следующее обязательное свойство — ткань должна легко поддаваться глажке или вообще не мяться, иначе ваша игрушка после выворачивания окажется мятой, а швы будут выглядеть плохо.
Кукла Тильда из льна
Если в выбранном вами материале будут присутствовать стрейчевые нити (резинка), то проверьте, насколько сильно он тянется. Если после растягивания он становится похож на сетку, то его не стоит брать, иначе сквозь такую ткань будет просвечивать набивка. Если после растягивания структура материала не меняется, то его можно взять с учетом некоторых будущих особенностей при крое, о которых мы напишем ниже.
Примерная цена (может зависеть от вашего города или от того, где находится магазин, ведь в центре материалы стоят дороже): турецкий или итальянский лен — 10-20$ за отрез 1×1,5 м. Китайский может стоить дешевле, но и уступать по качеству. Каждый случай стоит рассматривать отдельно.
Хлопок
Хороший качественный хлопок найти сегодня несложно — почти в каждом городе найдется магазинчик для рукодельниц, а уж сколько интернет-магазинов, предлагающих такие товары, вы сами знаете. Основные недостатки неподходящих вариантов — плохая структура ткани (настолько редкое плетение, что сквозь материал все видно), неподходящие расцветки или слишком грубый хлопок для пошива спецодежды. Импортный вариант — дорого. Цена на него начинается от 500 р за метр.
100% хлопок разных оттенков для пошива кукол. Магазин Ежи-ткани
Не стоит забывать, что бязь также относится к хлопковым тканям и при достаточной плотности она вполне подходит для пошива кукол. Если вы нашли отличного телесного оттенка батист или сорочечную ткань — не расстраивайтесь, они тоже пригодятся для пошива маленьких куколок. Достаточно продублировать эти ткани флизелином — и они обретут нужную плотность.
Бязь телесная для пошива кукол
Можно также взять тонкий хлопок, который используется для того, чтобы обивать мебель. Он продается в магазинах материалов для мебели, но тоже возможны проблемы с качеством, кроме того, он не всегда есть в наличии. Еще одна проблема — подобная ткань всегда имеет молочный цвет, поэтому, если вам нужен, например, телесный оттенок, то материал придется красить, например, чаем. Зато большим плюсом является цена.
Хлопок пастельных тонов для пошива тела кукол
Прекрасным вариантом является стрейчевый американский хлопок, который изобилует необходимыми оттенками для пошива кукольного тела. Он особенно хорош для пошива объемного лица с утяжкой. Если вы такой найдете, то попробуйте его использовать — он вам подойдет.
Трикотаж
Трикотаж для пошива кукол — кукольный трикотаж. Магазин kukolniy-mir.ru
Трикотаж требователен, если вы используете его для пошива тела игрушки, поэтому новичкам лучше выбрать другой материал. Кроме того, если он легко растягивается, на него потребуется много набивки, да и размеры игрушки не будут соответствовать задуманным изначально.
Вальдорфская кукла шьется из трикотажного полотна
Поэтому, когда вы шьете тело из трикотажа, под него приходится переделывать выкройку. Мастера, использующие этот материал, при приобретении нового отреза трикотажа сперва шьют изделие «на пробу», набивают его и после этого адаптируют выкройку под свойства ткани.
Маленькая куколка из трикотажного полотна. Автор: Малахова Елена
Многие мастерицы используют трикотаж для обтягивания деталей куклы, после пошива её из более плотного материала: льна или хлопка. Это делается для того, чтобы скрыть суставные сочленения и придать кукле естественность на фоне подвижности.
Татьяна Коннэ шьет своих кукол из плотного кукольного трикотажа
Его можно сейчас найти с самыми разнообразными свойствами — от тонкого для подкладки до плотного, как фетр. Но годится он преимущественно для пошива игрушек-животных, а также «полных» кукол — у кого по задумке должен быть большой животик.
Флис бежевый для пошива игрушек и кукол
Положительные стороны флиса — низкая стоимость, из него легко шить, материал для набивки расходуется экономно. Отличный вариант для новичков, на котором можно тренироваться делать ровную строчку, равномерную набивку, пришивать руки и ноги, создавать одежду.
Флис телесного цвета
Высококачественный флис для пошива игрушек и кукол
Не стоит забывать и о фетре — из него могут получиться симпатичные плоские игрушки и куклы.
Куколки из флиса и фетра. Автор: Elmenia
Костюмные ткани
Костюмные ткани бежевого/телесного цвета с эластичными волокнами в составе — прекрасный вариант для пошива тела куклы. Можно использовать и не стрейчевые, но тогда они должны быть не слишком плотные, примерно такие, как лен.
Телесный джерси для пошива кукол
Итальянская костюмная ткань песочная
Бежевый/телесный габардин
Габардин — очень интересный материал для пошива кукол и в частности тела кукол. Он достаточно плотный и вместе тем имеет хорошую растяжимость. Подходит для пошива больших кукол, сравнительно недорогой.
Особенности выкроек для разной ткани:
Вывод: под каждый материал нужно иметь свою выкройку. Меняя ткани, нужно вносить изменения и в нее, чтобы результат получился максимально близко к задуманному.
Если вам это не подходит, то стоит поискать «постоянный» вариант материала, подходящий вам по цене и качеству и использовать только его.
Если вам очень понравился наш обзор напишите, пожалуйста, об этом в комментариях, и не забывайте поделиться понравившейся статьей в соцсетях!
Получайте первыми все новые статьи сайта на свою почту!
Подпишитесь на новости all DOLLS>>>
Кукольный трикотаж: теория и практика
Мне часто задают вопросы о нюансах работы с кукольным трикотажем: и начинающие кукольные мастера, и мамы, которые решили сшить своим деткам текстильную куколку. Какой трикотаж я использую для своих кукол, на какой машине шью, каким швом, какими иглами и т.п. Поэтому всю информацию, которой я располагаю, я оформила в виде мастер-класса. Мастер-класс большей частью теоретический, но есть и немного «практики». Буду рада, если вы найдете здесь что-то полезное для себя.
Сразу хочу сказать, что речь пойдет только о кукольном трикотаже из 100% хлопка. И я расскажу только о тех марках трикотажа, с которыми сама работала.
Хлопковый трикотаж для кукол по своей структуре бывает двух видов.
Первый вид называется кулирная гладь или кулирка. Этот такой вид трикотажа, у которого есть лицевая сторона, качественная, ровная, красивая, по ней идут ровные трикотажные столбики, а с изнаночной стороны у кулирной глади нет трикотажых столбиков, а есть рядочки, и изнаночная сторона выглядит именно как изнанка, она немного рыхлая, может содержать небольшое количество катышков.
Второй вид трикотажа называется интерлок. Он принципиально отличается от кулирной глади тем, что у него обе стороны лицевые. То есть вы, когда возьмете его в руки, не сможете определить, где у него лицевая сторона, а где изнаночная. Он с обеих сторон выглядит абсолютно одинаково. И там, и там идут ровные трикотажные столбики.
Разные производители трикотажа предлагают в своем ассортименте как кулирную гладь, так и интерлок.
Давайте поближе познакомимся с производителями и марками трикотажа.
Я думаю, что чаще всего в интернет-магазинах с материалами для кукол (в том числе и на Ярмарке Мастеров) можно встретить именно этот вид трикотажа под названием Белый Ангел. Он производится в Голландии. По структуре это интерлок, у него обе стороны лицевые. По обеим сторонам идут ровные красивые трикотажные столбики. Ширина у этого трикотажа 80см. Он изготавливается в виде узкой трубы шириной 40см. И если эту трубу разрезать вдоль и разложить в один слой, то как раз получится ширина 80см. Он поставляется в нескольких достаточно приятных цветах, их вы видите на фото — это телесный, лосось, светло-телесный, телесно-бежевый, бежевый.
Большинство моих кукол сшиты именно из этого трикотажа. На данный момент я работаю только с ним. Он малорастяжимый, плотный, куклы, сшитые из этого трикотажа, получаются очень качественные, выкройки не деформируются. В основном, я работаю с цветом под номером Т115, светло-телесный, он по центру на фото. Это самый нейтральный цвет, он хорошо сочетается с большинством цветов пряжи для волос и к этому цвету кожи легко подобрать цветовую гамму одежды. Ровный, приятный, хорошо гармонирующий с любыми оттенками цвет.
Стоимость данного трикотажа в интернет-магазинах начинается от 1000 руб за погонный метр.
Еще у нас в России продается трикотаж под названием Глорекс, производство — Швейцария.
В чем его особенность? Он идет всегда комплектом из двух видов: отдельно есть трикотаж для головы куколки и отдельно — трикотаж для тела.
Это два разных вида трикотажа. Единственное, чем они похожи, это цветом. Цвет у них абсолютно идентичен. На фото вы видите куколку, сшитую как раз из трикотажа Глорекс, и можно заметить, что и личико, и ручки не отличаются по цвету, хотя сшиты из двух разных типов трикотажа.
Трикотаж для головы по структуре является интерлоком. У него обе стороны лицевые, и он тоненький, эластичный. Многие мастерицы очень любят такой вид трикотажа как раз за его эластичность, он очень легко и ровно обтягивает рельеф кукольной головы и не создает никаких складочек на шее. А именно складки на шее являются одной из основных проблем начинающих вальдорфских мастериц, и вот такой тонкий трикотаж помогает эту проблему решить.
Трикотаж для тела — это кулирная гладь. Он, наоборот, очень плотный, малорастяжимый, в отличие от интерлока для головы. Трикотаж для тела хорошо держит набивку, приятный на ощупь, шелковистый.
Что мне не понравилось в Глорексе — это цвет. Цвет мне показался слишком загорелым, темноватым и не все оттенки волос хорошо сочетаются с этим цветом. Мне было сложно подобрать пряжу для волос к этому цвету кожи. Например, золотистые, русые, пепельные оттенки совсем не смотрятся с ним. Ширина у этого трикотажа хорошая — 160см, это в два раза больше, чем у Белого Ангела. Стоимость от 2400 руб за погонный метр.
Еще одна марка трикотажа, которая продается в России — это Вестфаленштоф. Это немецкая марка. Он поставляется в двух цветах: светло-телесный и светло-персиковый. На фото вы видите куколку, сшитую из вестфальского трикотажа светло-телесного цвета. Этот трикотаж тоже, как и Глорекс, идет комплектом из двух видов — тонкий эластичный интерлок для головы и плотная малорастяжимая кулирка для тела. Ширина этого трикотажа 150 см.
В чем его особенность? Этот трикотаж поставляется под маркой ЭКО. Это значит, что производитель гарантирует, что хлопок, который идет на изготовление этого трикотажа, выращивался без применения химикатов, пестицидов и других вредных веществ, и производство трикотажа тоже подразумевает отсутствие различных вредных компонентов. Поэтому этот трикотаж идет с приставкой ЭКО. И по этой причине у него, пожалуй, самая высокая стоимость из всех представленных на российском рынке трикотажей для кукол — от 3600 руб за погонный метр.
Этот трикотаж называется Воллкнолл — это немецкая марка, которая предлагает различные товары для творчества, для рукоделия, и в том числе кукольный трикотаж. Точно так же он предлагается в двух видах: отдельно тонкий эластичный интерлок для головы и отдельно плотная кулирная гладь для тела.
Ширина трикотажа для головы 140 см, трикотажа для тела 160 см.
Это тоже достаточно качественный трикотаж, он практически не образует катышков, не ворсится, хорошо держит набивку, и самое главное — у него очень приятный оттенок. На фото куколка сшита из трикотажа Воллкнолл, и он хорошо сочетается с любыми оттенками пряжи и тканей. А еще это самый недорогой по цене кукольный трикотаж из тех, с которыми я работала. От 1500 руб за погонный метр, что с учетом хорошей ширины недорого.
Дальше я специально сделала сравнительные фото того, как тянется разный трикотаж.
На этом фото вы видите трикотаж для головы, интерлок, тонкий и эластичный. И если на верхнем фото трикотаж в спокойном нерастянутом состоянии, то на нижнем фото он растянулся чуть ли не в два раза. Как раз благодаря этому свойству и достигается максимально ровное и гладкое облегание рельефа кукольной головы — на щечках, на шее, на затылке.
А вот фото растяжения кулирной глади, для тела. На верхнем фото трикотаж в спокойном состоянии, а на нижнем фото я его попыталась растянуть изо всех сил, но он растянулся только на 10-15% примерно. Он очень плотный и мало тянется.
Это фото растяжимости Белого Ангела. Этот трикотаж идет в одном виде, в виде интерлока. И голова, и тело куклы выкраиваются из одного и того же полотна. Но этот интерлок, в отличие от интерлоков для головы других марок, очень плотный, малорастяжимый, неэластичный. На верхнем фото трикотаж в нерастянутом состоянии, а на нижнем фото я тоже попыталась его растянуть, он растянулся не очень охотно максимум на 15-20 процентов. Этот трикотаж хорошо держит форму.
Почему я так подробно говорю о растяжимости — это один из самых важных факторов при создании кукол из трикотажа. Чем более растяжимый трикотаж, тем больше у вас деталь при набивке растянется, деформируется, причем растяжение может быть как в длину, так и в ширину. Поэтому, если вы приобрели какой-то трикотаж впервые, и у вас нет опыта работы с ним, то лучше сделать пробную деталь, например, ручку, выкроить ее, наполнить набивкой нужной плотности и оценить насколько она растянулась по длине, по ширине, или подверглась каким-то еще деформациям.
Перед раскроем я проглаживаю трикотаж горячим утюгом с паром. Он не боится температур и пара, так как это 100% хлопок, поэтому я его пропариваю хорошенько 🙂 Кукольный трикотаж Белый Ангел при раскрое, при сшивании, при набивке и потом уже на готовой куколке в процессе игры, после стирок никак не деформируется, не сжимается, не растягивается, не линяет. Куколка сохраняет свою форму.
Когда мы приступаем к раскрою, нам нужно обязательно учитывать такой фактор, как направление трикотажных столбиков. На фото пример с раскроем интерлока. У него лицевая сторона и изнанка одинаковые, поэтому нет разницы, на какой стороне располагать выкройку. Направление трикотажных столбиков указано красной пунктирной линией. И вы видите, что стрелочка на выкройке ручки параллельна красной пунктирной линии, то есть трикотажным столбикам. Это обязательное условие при работе с трикотажем. Всегда нужно совмещать направление стрелок на выкройках и направлением трикотажных столбиков. Если вы случайно или специально раскроите детали, не соблюдая параллельность, то форма деталей при набивке получится совершенно непредсказуемой, трикотаж растянется и деталь приобретет совсем не ту форму, которую вы ожидали.
В чем еще особенность работы с интерлоком? У него продольное направление трикотажных столбиков (красный пунктир) и поперечное направление трикотажных рядков (синий пунктир) всегда перпендикулярны.
И хотя сами рядочки у интерлока не видно, они находятся как бы внутри переплетения трикотажных нитей, но они есть, и они всегда точно перпендикулярны трикотажным столбикам на поверхности трикотажа. Поэтому детали при раскрое никогда не перекашивает, они не подвергаются деформации. Этот трикотаж очень предсказуем и удобен в работе, поэтому я рекомендую именно его всем начинающим мастерам, всем, кто шьет своих первых куколок.
И вот для примера фото с кулирной гладью. Это трикотаж Воллкнолл, для тела, плотный, малорастяжимый. У кулирной глади есть лицевая сторона и изнанка. Я выложила выкройку ручки на лицевую сторону для наглядности — в реальности кроить, конечно, нужно с изнанки.
Посмотрите внимательно на фото — направление стрелочки на выкройке и направление трикотажных столбиков на лицевой стороне, отмеченное красной пунктирной линией — совпадают, они параллельны.
А вот направление рядков (синий пунктир) на изнанке не перпендикулярно, и видно, что рядки идут наискосок. Работа с кулирной гладью осложняется всегда вот этой неперпендикулярностью лицевой и изнаночной стороны.
Даже если вы выкроите деталь абсолютно ровно, и столбики у вас будут идти вдоль детали, но вот эти внутренние рядки на изнанке будут все время изнутри деталь подтягивать, перекашивать, скручивать.
Причем при сшивании деталь может выглядеть хорошо, ровно, а при набивке вы обнаружите, что ее немного ведет, слегка закручивает «винтом».
Можно привести еще бытовой пример, чтобы было понятно. Наверное, любая мама сталкивалась с такой проблемой у детских маечек и футболочек: при покупке вещь выглядит хорошо, а после первой стирки боковые швы перекашивает, и маечка становится неровной, несимметрично вытягивается. Вот как раз так проявляет себя кулирная гладь.
Что делать с этой проблемой? Я довольно долго мучилась и все-таки смогла сделать так, что детали получались более или менее ровные, неперекошеные, для этого мне пришлось даже привлечь на помощь мужа-архитектора с его объемно-пространственным мышлением, он мне помог перестроить выкройки с учетом этой особенности кулирки. Нужно почувствовать трикотаж, и понять, под каким углом, каким образом располагать выкройку, чтобы снивелировать кривизну материала.
Но, честно говоря, эти «танцы с бубном» при раскрое мне совсем не понравились, поэтому начинающим мастерам не буду рекомендовать двойные виды кукольных трикотажей. Требуются некоторые навыки раскроя трикотажа, чтобы приспособиться к ним. Но после приобретения определенного опыта можно перейти и на двойной трикотаж.
Теперь давайте перейдем к раскрою и сшиванию деталей. Прежде всего хочу обратить ваше внимание на то, что обводить выкройку нужно очень точно по контуру, линия должна быть как можно точнее и ближе к контуру шаблона. Я рекомендую пользоваться самоисчезающим маркером — это очень удобный инструмент.
После того, как мы обвели выкройку, мы скалываем два слоя трикотажа между собой булавками, если деталь подразумевает крой в два слоя. Как правило, это парные детали — ручки, ножки, они кроятся в два слоя. Булавками скалываем, чтобы слои не смещались друг относительно друга при стачивании и вырезании.
Для сшивания деталей нам понадобятся нитки в цвет трикотажа. Я рекомендую сначала приобрести трикотаж, а потом с образцом трикотажа пойти в магазин швейной фурнитуры и попросить подобрать вам нитки точно в цвет трикотажа. Нитки должны быть качественные, гладкие, тонкие, но прочные.
Как-то мне задали такой неожиданный вопрос: а можно ли шить кукол на швейной машине Чайка? Я думаю, что такие машины есть у многих наших российских рукодельниц, так как они сделаны фактически целиком из металла — вечные неубиваемые агрегаты 🙂
У меня дома тоже есть Чайка с электроприводом, и я специально попробовала прошить на ней образец кукольного трикотажа. К сожалению, у меня не получилось сделать хороший шов на Чайке. Она дает неровную, какую-то дерганую строчку, с пропуском стежков. Трикотаж ей не понравился. Поэтому вот Чайку я рекомендовать не буду, хотя я подозреваю, что можно, наверное, при желании и Чайку уговорить хорошо шить 🙂
Но лучше все-таки какую-то современную машину выбрать, у них более точно выполнены настройки механизмов, приятный плавный, мягкий ход, и они трикотаж хорошо воспринимают, дают качественный шов.
Для выполнения строчек на деталях из трикотажа нам понадобятся специальные машинные иглы. Чем отличается обычная игла от иглы для трикотажа? На фото вы видите, что у трикотажной иглы кончик, само острие немного закруглено. При шитье такая игла аккуратно проходит через переплетение трикотажных нитей и не рвет их, не делает дырок. И такая игла дает наиболее ровный, качественный шов. Если совсем нет возможности приобрести трикотажные иглы, в крайнем случае, можно шить и универсальными иглами, но нужно выбирать самую маленькую толщину, самые тонкие иголочки. Кстати, и трикотажные иглы тоже нужны тонкие.
Вот на фото вы видите комплекты игл, которыми я пользуюсь. Они продаются практически в любом швейном магазине или магазинах, в которых продаются швейные машины, марка называется «ORGAN». Как раз слева на фото находится комплект из 5 одинаковых игл для трикотажа, и этот вид иголочек называется Джерси (JERSEY). Толщина игл — минимальная № 70. Как раз вот эти иголочки у меня самые рабочие, самые основные, ими я шью все детали из трикотажа. Справа на фото тоже комплект из пяти одинаковых игл, но это уже универсальные иглы, толщина у них тоже минимальная №70. Вот ими можно пользоваться в случае, если вам не удалось найти иглы Джерси. Также я не рекомендую иглы российского производства, так как они, к сожалению, быстро ломаются и у них недостаточно гладкая поверхность, они часто делают пропуски стежков.
После того как мы установили правильную иглу и заправилив машину подобранные в цвет трикотажа ниточки, мы можем выполнять шов на детали. Напоминаю, что шьем мы только обычной прямой строчкой. Длину стежка я устанавливаю обычно на 2 мм. Обязательно в начале и в конце шва нужно делать закрепочные стежки. Вот там, где у на фото красные точечки — там я сделала две закрепки на строчке. Если вы не сделает закрепки, то при набивке швы на деталях будут распускаться.
Когда мы выполняем шов на машине, нам нужно стараться как можно более точно попадать в контур, который мы нарисовали, и если на прямых отрезках это сделать не сложно, то вот на коротких извилистых участках обязательно нужно замедлить ход машины. Например, там, где у ручки находится пальчик, я практически совсем останавливаю швейную машину, вручную прокручиваю вал, делаю два стежка, трикотаж поворачиваю, опять два стежка, опять поворачиваю трикотаж — это позволяет мне более точно попасть в нарисованный контур.
После того, как мы выполнили шов, мы вырезаем деталь, обязательно оставляя припуски на швы. Припуски на швы я обычно делаю 5 мм, все мои выкройки идут без припусков, поэтому эти припуски мы делаем, когда вырезаем деталь. Я рекомендую пользоваться только острыми ножницами, чтобы ими было легко и приятно работать и срезы были ровные, красивые.
И после того, как мы деталь вырезали — она у нас готова к набивке. Но это уже следующая история 🙂
Благодарю за внимание! Если у вас появились вопросы — пишите в комментариях, постараюсь по возможности на них ответить.
Любые публикации данного мастер-класса только с моего письменного разрешения. Надеюсь на ваше понимание.