Triple play plug что это
Triple play plug что это
Что касается абонентской базы, по крайней мере, на конец 2004 года частные пользователи составляли 85% клиентов компании и приносили ей 56% дохода; соответственно на долю предприятий и организаций приходилось 15 и 44%. Корпоративных подключений насчитывалось в общей сложности 6325, из них 2867 добавилось за последний год.
Примерно таких же взглядов в отношении технологии для организации «последней мили» придерживаются и другие европейские поставщики услуг Triple Play.
Несмотря на эти особенности Европейского региона, закономерности, обнаруживаемые аналитиками, носят глобальный характер, поскольку касаются реальной динамики Triple Play и ее влияния на рынок в целом.
Упомянем одно из исследований рынка, проведенное компанией Pyramid Research. Результаты анализа потенциала Triple Play в Европе показали: бизнес, основанный на традиционном варианте данной технологии, будет менее прибыльным, нежели представлялось ранее, но все же позволит операторам увеличить доход и усилить позиции на рынке.
Однако, и это необходимо подчеркнуть, анализ Pyramid Research основан на предположении, что на телекоммуникационном рынке действуют законы свободной конкуренции, поэтому вряд ли он применим к России, где на рынке фиксированной связи существует естественная монополия.
Что касается России, о реальных проектах Triple Play, за исключением «СтримТВ», о коммерческом запуске которого в мае объявила АФК «Система», говорить пока рано. Но интерес к теме, несомненно, есть. К примеру, на выставке «Связь-Экспокомм ‘2005» несколько компаний одновременно представили решения в области IP-телевидения (IPTV), являющегося одним из компонентов Triple Play.
В качестве поставщика приставок выбрана фирма из Великобритании Amino Communications. Ее продукция выпускается под торговой маркой AmiNET. Модели AmiNET103/110/120 предназначены для домашнего использования и отличаются между собой различной функциональностью. Так, модель AmiNET110 декодирует видеосигнал в формате MPEG2 и поддерживает режимы «видео по требованию» и многоадресной рассылки IP-Multicast по протоколу IGMP. Приставка имеет порт Ethernet 10/100BaseT и USB для подключения дополнительных устройств (джойстика и т. п). Серфинг в Интернете обеспечивается встроенным HTML-браузером. Дополнительно может поставляться беспроводная клавиатура. Управление работой осуществляется с помощью экранного меню и пульта ДУ. Приставка также оснащена набором различных видео- и аудиовыходов. Модель AmiNET110 поддерживает как обычный (4:3), так и широкоформатный (16:9) режим изображения. Управляющее ПО хранится во встроенной флэш-памяти, предусмотрено его дистанционное обновление через Интернет. Старшая модель AmiNET120 отличается поддержкой формата Windows Media Video 9, режима HDTV и наличием шестиканального звукового выхода. Однако флагманской моделью является AmiNET500 со встроенным жестким диском емкостью 80 Гбайт, на который записывается до 40 часов видео. Таковы в общих чертах возможности подобного оборудования.
Видимо, для альтернативного оператора такой сегмент и предоставляет значительные возможности, но пока это не более чем заманчивая технология, и насколько эффективным окажется бизнес, еще предстоит понять.
Современная Triple-Play сеть
Именно поэтому проблема модернизации мультисервисных сетей и расширение возможностей работающего оборудования особенно актуальны на сегодняшний день. Следует отметить, что подобные вопросы не имеют типовых решений и должны рассматриваться специалистами отрасли в контексте поставленных задач. Описанию разработки одного из таких решений и посвящена эта статья.
Крупный оператор, работающий на юге страны, обратился к инженерам ООО “НАГ” с задачей провести модернизацию центральной части мультисервисной сети. Соответствующая работа была проведена специалистами «Наг» в кратчайшие сроки. Начиная от проектирования, и заканчивая практической реализацией проекта. В изложенном ниже решении не рассматривается модернизация или создание сети на уровне доступа и агрегации, но затрагиваются технологии, которые можно использовать на данных уровнях сети связи.
Для терминации абонентов широкополосного доступа используется оборудование Ericsson Smartedge, в нашем случае, это SE600. В зависимости от задачи, к данному шасси может быть подключено несколько линейных карт на 4 порта, с пропускной способностью 10 Гбит/с каждая. В рамках решения возможен также вариант использования SE100 или SE1200, если требуется решать проблему меньшей/большей загруженности сети. Данное оборудование хорошо зарекомендовало себя в работе на сетях связи как оборудование терминации абонентского доступа, и может похвастать перед конкурентами рядом преимуществ, о чем будет сказано ниже.
Третьим необходимым элементом, обеспечивающим основную связность на ядре сети, является коммутаторы ядра, имеющие большую плотность портов и обеспечивающие высокоскоростные подключения. Нами было выбрано оборудование компании Extreme Networks, серии Summit.Extreme Networks занимают лидирующие позиции на рынке телекоммуникационного оборудования в своем сегменте. После некоторых размышлений, окончательный выбор остановился на модели x670V. В свою очередь именно X670V имеют наиболее высокую плотность портов SFP+ с пропускной способностью 10 Гбит/с. Кроме того, данное оборудование поддерживает возможность объединения в стек на скорости до 160 Гбит/с, при использовании модулей QSFP+.
Для обеспечения резервирования, оборудование устанавливается «парами» по схеме «основной/резервный». В случае выхода из строя одного из шасси, его роль тут же принимает на себя резервное. Резервирование осуществляется как на третьем, так и на втором уровне модели OSI. Для резервирования на логическом уровне используются технологии динамической маршрутизации, и настройка выбора маршрутов по принципу «основной/резервный». В случае недоступности основного маршрута, весь трафик направляется по резервному.
На ядре сети связи используются технологии:
Для терминации абонентских сессий используются технологии:
Подключение uplink провайдеров осуществляется к разным граничным маршрутизаторам. В случае выхода из строя отдельного канала связи, либо целиком граничного маршрутизатора, работа осуществляется через второй маршрутизатор.
Схема физического включения:
Схема логических подключений:
Подключение upstream провайдеров:
Балансировка трафика осуществляется с помощью атрибутов BGP community.
Таким образом, ядро сети представляет собой целостную структуру, с высокой отказоустойчивостью, и возможностью наращивания функционала и внедрения новых технологий без покупки нового оборудования.
Для организации транспорта трафика в удаленные точки обслуживания абонентов, организуется транспортная региональная сеть, с центральными узлами, установленными в крупных районах зоны покрытия сети. Существует несколько вариантов построения транспортной сети: «звезда», «кольцо» и полно-связная топология. Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки.
В нашем случае, в связи с требованиями заказчика, используется физическая топология «кольцо», на практике это даже несколько колец соединенных друг с другом, через центральные маршрутизаторы. В логическом же виде, это «звезда».
Итак, транспортная сеть организуется путем физического объединения отдельных центральных узлов по топологии «кольцо». На каждом из них устанавливается оборудование Juniper Network серии MX. В нашем случае это модульное шасси МХ80. Каждое шасси имеет 4 порта с пропускной способностью 10 Гбит/с, что позволяет организовать кольцо на скорости до 20 Гбит/с.
На транспортной сети используются технологии:
Функция DHCP Relay Option 82 (стандарт RFC 3046) применяется для предоставления DHCP – серверу данных о полученном запросе. В частности к этим данным можно отнести:
Адрес DHCP – ретранслятора, с которого шел запрос;
Номер порта ретранслятора, через который поступил запрос;
В нашем случае оборудование BRAS использует эти данные для авторизации абонентов с помощью RADIUS сервера, и выдачи им IP адреса согласно тарифному плану и соответствующих привилегий доступа, при использовании технологии IPoE.
Логическая схема транспортной сети:
Резервирование осуществляется за счет топологии «кольцо», на логическом уровне, и за счет подключения разными оптическими трассами на физическом уровне.
Для предоставления широкополосного доступа к сети интернет используются технологии PPPoE и IPoE.
При работе PPPoE на сети доступа настраивается технология dot1q vlan, для пропуска абонентского трафика до уровня агрегации сети. Возможны варианты предоставления одного Vlan на здание или, к примеру, на район. Все зависит от количества пользователей услуги широкополосного доступа.
Авторизация абонентов по схеме IPoE dot1q subscriber осуществляется аналогичным образом. DHCP запросы доставляются с сети доступа (DHCP snooping + opt 82) до оборудования BRAS. На оборудовании BRAS осуществляется авторизация абонентов в системе биллинга выдача ему адреса и соответствующих атрибутов.
Авторизация абонентов производится по технологии IPoE Clips (static,dynamic). На уровне доступа используется технология DHCP snooping + opt 82, dhcp запросы доставляются через сеть доступа до центрального узла посредством технологии dot1q Vlan. На центральном узле используется технология Dynamic vlan creation + dhcp relay.
При получении dhcp запроса, на оборудовании центрального узла автоматически создается l3 интерфейс с номером Vlan соответствующим Vlan приходящего пакета, и адресом, выбранным согласно технологии ip unnumbered. Осуществляется преобразование broadcast dhcp запроса в unicast dhcp запрос, и передача его на третьем уровне модели OSI до оборудования BRAS. На оборудовании BRAS осуществляется авторизация абонентов в системе биллинга по технологии CLIPS, и выдачи ему адреса и соответствующих атрибутов.
Заключение
Благодаря обдуманному выбору мы получили высокопроизводительное и надежное решение за вполне разумные деньги. Рассмотрим его основные характеристики.
Данное решение позволяет заказчику предоставлять своим клиентам широкий спектр сервисных услуг, таких как:
Широкополосный доступ в интернет посредством технологии IPoE, PPPoE, L2TP;
Виртуальная частная сеть L3 VRF;
Виртуальная частная сеть L2 VPLS, CCC;
Предоставление каналов доступа в интернет для суб-операторов и крупных заказчиков по средствам ретрансляции BGP с любого узла транспортного кольца.
2. Масштабируемость и гибкость
Данное решение предусматривает плавную миграцию с PPPoE на более современные технологии работы IPoE, благодаря возможности одновременного, параллельного использования обоих технологий. Гибкое управление потоками трафика, и перераспределение ресурсов посредством технологий MPLS-TE. Для чего используется создание специальных туннелей RSVP-LSP между отдельными узлами сети, и направление потоков трафика, по выбранному специально прописанному физическому маршруту.
Приоритезация необходимого трафика на сети, благодаря настройке QoS через механизмы MPLS EXP
Расчетная производительность, исходя из заданных параметров сети, таких как:
максимальное значение загруженности магистральных каналов заказчика в период ЧНН;
максимальное количество абонентов ШПД, зарегистрированное заказчиком;
количественный объем предоставляемых сервисов для клиентов заказчика, таких как l2/l3 vpn.
получилась с хорошим запасом, что было предусмотрено и заложено на этапе проектирования. Данное решение было принято нами, чтобы обеспечить заказчику возможность в будущем осуществить переход к более ресурсоемким технологиям, и значительному увеличению количества пользователей и предоставляемых сервисов, минимум в 3 раза, без дополнительных затрат.
«Безболезненное» добавление новых устройств в существующую инфраструктуру обусловлено поддержкой протокола внешней маршрутизации BGP с механизмом autodiscovery, позволяющем перенастраивать сервисную модель автоматически при добавлении новых устройств и сокращать объемы настраиваемого оборудования.
Все устройства в составе решения объединены совокупностью общих свойств: аппаратная обработка трафика на ASIC без использования центрального процессора для сервисных функций, и модульные ОС, реализованные на базе Unix. Это позволяет добиться эффекта максимальной прогнозируемости поведения системы, поскольку гарантирует выполнения заданных параметров производительности и отказоустойчивости, максимальный контроль процессов ОС устройств, стабильности их работы.
Проведенные испытания показали, что выход из строя любого устройства ядра никак не влияет на работу ядра в целом.
Использование кольцевой топологии на опорной сети и здесь позволило значительно поднять надежность, благодаря технологиям MPLS-TE, которые обеспечивают быстрое восстановление сети в случае выхода из строя физических линков, или даже целиком устройств, не вызывая значительных простоев сервиса, предоставляемого клиентам.
Весь функционал оборудования осуществляется на аппаратном уровне, путем обработки информации в специальных собственных перепрограммируемых ASIC, коммерческие чипсеты не используются.
Это идеальное решение для использования в качестве PPPoE/IPoE DHCP сервера доступа. Одно из немногих решений, которое поддерживает BRAS (ISG) функционал на LAG (Link Aggregation Group). Отлично показывает себя в качестве аппаратного NAT сервера.
Один Trio-чипсет способен поддерживать более 2M маршрутов в FIB, 250К очередей, 32K интерфейсов, 500К MAC адресов, 1М ARP записей. С точки зрения производительности новые линейные платы и модульные маршрутизаторы обрабатывают трафик до 2,6 терабит в секунду, причем показатель энергопотребления из расчета на гигабит уменьшился в два раза по сравнению с предыдущими поколениями устройств.
Компания предлагает решения в форм-факторе 1RU с большой плотностью портов 10GE Оборудование серии Summit обеспечивает минимальный уровень задержек, и наибольшую скорость коммутации по сравнению со всеми конкурентами на рынке.
Данные преимущества позволили нам остановить свой выбор на оборудовании серии Summit. Коммутатор x670v был выбран как high-end решение, для крупных операторских сетей, для обеспечения возможности расширения и модернизации без замены оборудования или приобретения дополнительных компонент.
Triple Play: как в единой IP-среде уживаются телефон, телевизор и интернет?
Triple Play-услуги и обслуживающие их ИТ-системы
Существенным признаком реализации 3P-концепции является некоторая единая среда оператора, на базе которой строятся все три сервиса. На приведенной картинке изображена самая, пожалуй, распространенная на текущий момент, реализация таких услуг: оператор создает на базе волоконно-оптической сети сеть широкополосного доступа и на ее базе создаются подсети для предоставления услуг телефонии и телевидения.
Фактическая реализация
Исторически для создания 3P-сред первыми были сети кабельного телевидения и сети ADSL. И там, и там использовалось аналоговое разделение частот для передачи голоса, интернет-соединений и телевидения. Сейчас такие технологии составляют основную массу всех 3Р-подключений на планете.
Балансировка трафика, разумеется, применяется в масштабах города – на уровне узлов агрегации используются соответствующие решения для балансировки трафика между магистральными линками. Балансировка трафика между кварталами или даже домами тоже применяется, но обычно схема проще – т.е. используется балансировка между полукольцами и, конечно, зависит от объема абонентов на конкретном объекте.
Далее практически у всех российских операторов технический дизайн одинаков: на чердаках или в подвалах стоят металлические шкафы, в которых находится Ethernet-оборудование для подключения конечных пользователей. При этом дизайн по телефонии может отличаться: возможно ставить VoIP-шлюзы в общих металлических шкафах (и тогда абонент получает аналоговую телефонную розетку RJ-11), либо поставить VoIP-адаптор / VoIP-телефон сразу в квартире абонента. Дизайн IP-телевидения также одинаковый – телевизионная приставка (STB, Set Top Box) ставиться всегда в квартире абонента, после Интернет-роутера.
Телефония: экстренные звонки и связь с СОРМ
Опишем отдельно реализацию вызовов на экстренные службы (01, 02, 03, 04, 112 в отдельных регионах). Схема реализации IP-телефонии с выполнением требования законодательства предполагает наличие некоторого коммутационного узла в каждом городе предоставления услуги. Именно этому узлу и поручена задача маршрутизации экстренных вызовов на конкретные номера экстренных служб каждого города. На картинке 2 показаны для сравнения прохождение зеленого обычного звонка (телефонная сигнализация идет через ядро системы, звонок устанавливается пограничным устройством) и красного звонка экстренного (управление не используется, звонок сразу пробрасывается на телефонную сеть общего пользования, ТфОП).
Пограничные устройства в телефонии принято называть пограничными контроллерами сессий (SBC, Session Border Controller). Их функции аналогичны межсетевым экранам в среде Интернет, плюс ряд специфических функций по обеспечению нормальной работоспособности VoIP-соединений.
Отличия обычного и экстренного VoIP-вызова
Требования к полосе пропускания
Требования к полосе пропускания для трафика у сервисов различны. Телефония является нетребовательной к полосе услугой. В основном используются следующие алгоритмы кодирования голоса: G.711 A-law / G.711 u-law c полосой (битрейтом) в 64 кбит/с, варианты G.729 с полосой 8 кбит/с и кодек GSM с битрейтом 13 кбит/с. С учетом общего объема заголовков IP-пакетов получаем необходимую полосу от 30 до 90 кбит/сек.
IP-телевидение требует значительно большей полосы (например, часто используются кодеки MPEG2/MPEG4): так обычные SD-телеканалы требуют от 2 до 4 Мбит/сек, а каналы высокого качества HD – от 8 до 12 Мбит/сек. Понятно, что для таких емкостей требуется умное управление мультикастовым телевизионным трафиком: каждый канал подается на узел и/или жилой квартал только один раз, независимо от количества смотрящих абонентов. Здесь помогает статистика – если абоненты в одном квартале включат все непересекающиеся каналы, то у оператора, предоставляющего 100-120 обычных каналов и 5-20 каналов HD сеть на этом участке откажет. Но в жизни так не происходит – распределение «смотрения» обычно позволяет укладывать требования по IP TV в полосу 1-2 Гбит/сек на район/квартал.
Разделение по типам трафика для обеспечения качества работы всех трех услуг обычно используется в сегменте корпоративных заказчиков и не применяется в услугах для физических лиц. Это обусловлено следующими факторами, поскольку жилые дома достаточно предсказуемы в плане потребления.
Проблемы с биллингом Triple Play услуг
В зависимости от того, какой сервис для оператора важнее, выбирается, скажем так, биллинговая мастер-система. Например, ведение счета организуется в системе, которая обслуживает доступ в Интернет. Соответственно, две другие системы (биллинга телефонии и телевидения) занимают подчиненное положение и должны быть подстроены под требования и особенности мастер-системы. Реализованы эти системы в виде различных модулей одной системы или это вообще системы одного производителя, значения не имеет, и исторически, часто (в российских реалиях) это различные системы от различных ИТ-компаний.
Работа мастер-биллиннга по тарификации доступа в интернет
Посмотрим схематично тарификацию доступа в интернет на примере безлимитного тарифного плана, т.к. в России абонентов, пользующихся лимитными тарифными планами (помегабайтно), осталось не более 5%. Применяются два основных алгоритма: сумма за месяц списывается либо сразу в день Х (и счет абонента уменьшается скачкообразно), либо равными долями каждый день (и счет абонента уменьшается плавно, но постоянно). Ниже показано, как мастер-биллинг прекращает доступ абонента в интернет при достижении нулевого биланса на счете или уходе в минус.
Контроль состояния счета интернет-абонента
Работа телефонного биллинга
Основу работы телефонного биллинга составляют тарифные таблицы, в которых забиты все направления возможной отправки голосового трафика и их стоимость. Когда абонент совершает звонок в каком-либо направлении, система анализирует телефонный префикс (код страны, код города) и списывает средства, по данным тарифных таблиц. При этом алгоритм авторизации звонка даже в препейдном варианте 3P может быть препейдным и постпейдным (это связано с особенностями реализации различных биллинговых систем и телефонных платформ).
Постпейдная авторизация телефонного звонка
Ниже изображен схематично сценарий авторизации звонка в случае постпейдного варианта настройки телефонии. В этом случае абонент совершает звонок, IMS-платформа проверяет, что абонент не заблокирован и пропускает звонок в сеть телефонную сеть общего пользования (ТфОП) или в сеть VoIP. В течении звонка (и после его окончания) IMS-платформа генерирует CDR-файлы (Call Detail Recording), содержащие в себе всю информацию о звонке абонента. Телефонный биллинг обрабатывает данные CDR-файлы, отображая эту информацию сначала на своих внутренних счетах (минусуя счет клиента по результатам поступающих CDR), а потом и на счету абонента в мастер-биллинге. Можно уменьшать счет абонента в мастер-биллинге одновременно с уменьшением в биллинге телефонном, но тут уже встают вопросы производительности при взаимодействии систем, необходимо найти баланс между количеством обслуживаемых абонентов и временными интервалами в описанных цепочках.
Препейдная авторизация телефонного звонка
Здесь видно схему сценария авторизации звонка в случае препейдного варианта настройки телефонии. В этом случае абонент желает совершить звонок, IMS-платформа обращается к серверу авторизации (протоколу RADIUS или DIAMETER), а сервер авторизации обращается к телефонному биллингу. Телефонный биллинг сообщает серверу авторизации о том, что абонент не заблокирован и сообщает лимит возможных минут по выбранному абонентом направлению. Тот разрешает IMS-платформе пропустить звонок в сеть телефонную сеть общего пользования (ТфОП) или в сеть VoIP.
При этом телефонный биллинг блокирует на счете клиента некоторую сумму для оплаты звонка, которая корректируется (увеличивается либо уменьшается) по результатам окончания звонка. Далее, аналогично постпейдному биллингу, происходит корректировка на счету абонента в мастер-биллинге. Здесь важно отметить, что в обоих сценариях возможен уход абонента в минус, только при препейдной схеме он будет меньше.
Работа телевизионного биллинга
Идеологически биллинг телевидения не отличается от биллинга других телевизионных услуг. В случае кабельного ТВ биллинг весьма прост – это просто списания фиксированных сумм за те или иные пакеты ТВ-программ, а в случае IP TV может добавляться сервис «видео по требованию» (Video On Demand, VoD), когда абонент платит дополнительно за какой-то отдельный фильм или передачу.
Исходя из вышеописанных алгоритмов, сразу видна одна из основных проблем при запуске Triple Play пакетов — корректное управление балансами абонентов. Так, оператору необходимо решить, будут при исчерпании денег блокироваться все сервисы, или только те, на которые не хватает денег? Блокирование всех сервисов одновременно требует соответствующего договора с абонентом, так как по российскому законодательству услуги телефонии, телевидения и доступа в интернет рассматриваются как независимые услуги с различными правилами по их предоставлению (310-е, 785-е и 575-е правила, соответственно). Биллинговый цикл будет ежемесячным ил подневным? Если ежемесячным, то оператор может корректнее обработать все списания в рамках абонентского счета, но повышается риск ухода в минус; а при ежедневном списании все абоненты в конечном счете «разъедутся» по своим числам начала биллингового месяца, что на порядок повышает требования к мощности и сложности операторской биллинговой системы. Также нужно предусмотреть условия – в какой очередности средства с баланса абонента списываются за услуги (или вообще не списываются, пока их не хватает оплатить сразу все три услуги).
Новые сервисы
Концепция 3Р предполагает, что в рамках единой среды абонентам станут доступны новые услуги. Это действительно так, однако многие из них либо не нужны, либо не привычны для пользователей – например, нет большого смысла принимать телефонный звонок на экране телевизора при просмотре IP TV. Абсолютное большинство пользователей совершенно не утомит взять трубку отдельно от телевизора.
При этом есть услуги, которые начинают входить в пользовательский оборот – видеозвонки, инстант-месседжинг (отправка сообщений) и чат. В нормальной 3Р-среде оператору уже весьма желательно эти услуги поддерживать. И здесь возникает новая проблема – услуги нужны, а денег на них платить никто не будет, т.к. существует огромное количество бесплатных альтернатив. Поэтому оператору важно при расчете бизнес-кейса на 3Р-услуги учитывать такие невозмещаемые затраты.
Создание 3P предложений, даже без учета технических проблем (а их также хватает с избытком) является нетривиальной задачей для оператора. И здесь помогает статистика: анализируется частота звонков и их продолжительность, анализируется сумма списания за телевидение и частота пользования VoD, анализируются типичные балансы пользователей при пользовании услугой доступа в Интернет и темпы списания по ним. Идеала здесь достичь нельзя, но можно так подобрать параметры 3P-предложения, чтобы максимизировать удовлетворенность пользователей и снизить количество критичных состояний, в которые могут попасть пользователи в сложном процессе взаимодействия всех 3P-систем.
Еще одна существенная проблема – реализация системы парольной защиты услуг при предоставлении 3Р-предложений. Дело в том, что взлом инернет-аккаунта в настоящее время уже ничего взломщику не дает – при безлимитном интернете абонент ничего не теряет при несанкционированном использовании его счета злоумышленником – просто на его счете отобразиться большее количество трафика и все. Максимум – фродер сможет заказать некоторые допуслуги, предоставляемые оператором, например лицензию на антивирус.
В случае интеграции с паролем парольной системы IPTV злоумышленник сможет скачать фильмы на сумму баланса, что относиться к средним рискам. Дело в том, что он не сможет сам капитализировать эти деньги абонента – такие IP TV фильмы нельзя продать. Но он нанесет ущерб оператору, поскольку в случае доказанности факта взлома оператор возвращает деньги клиенту (хотя это не является обязанностью оператора, а только его работой по повышению лояльности), но сам оператор эти фильмы обязан будет правообладателю оплатить.
А вот унификация с общим паролем сервиса телефонии приведет уже к реальной капитализации взлома аккаунта – злоумышленник может продать этот трафик, т.е. за счет баланса абонента будет оплачены соединения работающих по такой схеме VoIP-операторов.
Для предотвращения таких ситуаций, операторы во-первых могут вводить разные пароли для всех трех сервисов (что, правда, снижает удобство использования пакетом услуг 3Р), а во вторых повышать общее качество парольной защиты всех трех услуг, особенно услуг Интернет-доступа.
Поддержка пользователей
Ещё одну сложность Triple Play создает и при организации службы поддержки абонентов (с точки зрения услуг для массового рынка). Реализация концепции предполагает выделение единого номера для приема всех входящих звонков от абонентов, но при этом наличие трех различных технических и биллинговых подсистем требует создания различных групп квалифицированных инженеров для решения вопросов отдельно по интернету, отдельно по телевидению и телефонии.
Возможное решение данной проблемы состоит в создании различных групп 2-й линии поддержки, которая находиться за общей 1-й линией поддержки, как на картинке:
Многоуровневая служба поддержки для обслуживания Triple Play абонентов
В данном случае 1-я линия поддержки решает самые массовые вопросы абонентов: финансовая блокировка при достижении нулевого баланса, сообщает абонентам о проведенных списаниях, консультирует по общим вопросам подключения-отключения услуг. В случае специализированного вопроса по, например, неработоспособности IP TV, оператор 1-й линии направляет звонок на 2-ю линию поддержки (открывает Trouble Ticket), где техник группы IP TV сможет квалифицированно ответить на звонок. Если же он не может решить проблему – техник открывает инцидент, куда привлекают уже инженеров из общего пула технического блока оператора, где инженеры владеют конкретными системами и технологиями по услугам.