триумфальная арка ремарк в каком году происходит действие
«Триумфальная арка» (нем. Arc de Triomphe)
История написания
Писать роман «Триумфальная арка» Эрих Мария Ремарк начал в 1938 году. Параллельно шла работа над другими книгами и их экранизациями.
В это же время Ремарк переезжает в Нью-Йорк. В Америке писатель чувствует себя не очень комфортно, несмотря на успех в обществе и внимание красивейших и известнейших женщин. Его раздражает показная мишура Голливуда, гипертрофированное тщеславие американских звезд. К тому же его недолюбливает местное сообщество эмигрантов во главе с Томасом Манном.
Работа над романом продолжается несколько лет. Ремарк хлопочет о получении гражданства США. Его принимают в Вашингтоне, он вращается в кругах театра и кино.
В это время в Германии нацисты казнят сестру Эриха — Эльфриду Ремарк (Шольц).
Гибель сестры настолько потрясает писателя, что сразу по окончании «Триумфальной арки» он приступает к написанию романа о концлагере, который посвящает памяти Эльфриды.
Роман начинает выходить в журнале «Кольес» в 1945 году. Буквально сразу после выхода первого номера в Германии уходит из жизни мачеха Ремарка, покончив с собой.
Вскоре «Триумфальная арка» был издан в виде книги, ее печатает нью-йоркское издательство «Эплтон-Сенчюри». На немецком языке роман выходит в мае 1946 года в Цюрихе. Через два года «Триумфальную арку» экранизируют, а вскоре после выхода фильма на экраны Ремарк решает вернуться в Европу.
Сюжет
Действие романа происходит в 1939 году в Париже. В центре повествования — талантливый немецкий хирург, бежавший во Францию от нацизма. Вынужденный жить нелегально, не имея права на работу и надежды на завтрашний день, доктор Равик оперирует людей вместо французских хирургов, скрывается от полиции, но не может скрыться от внезапно появившейся в его жизни любви.
У этой нечаянной любви нет будущего, но разве это важно? Равик старше Жоан не только на 15 номинальных лет — он старше ее на целую жизнь. Герои ссорятся и вновь мирятся, но судьба всё разрешает простой и крепкой точкой: пуля ревнивого поклонника обрывает жизнь Жоан.
Отзывы
«Триумфальная арка» — один из наиболее известных романов Ремарка. У романа масса поклонников, для которых эта яркая книга стала буквально настольной.
Однако мнения никогда не бывают однозначными. Некоторые критики отмечали чрезмерный пессимизм произведения, но откуда бы взяться оптимизму у нелегального эмигранта без будущего накануне великой войны?
Общее мнение читателей и критиков можно выразить короткой фразой: роман «Триумфальная арка» достоен быть внесенным в список лучших книг ХХ столетия.
Цитаты
«Любовь не пятнают дружбой. Конец есть конец».
«Ни один человек не может стать более чужим, чем тот, которого ты в прошлом любил».
«Женщин следует либо боготворить, либо оставлять. Всё прочее ложь».
«Кто слишком часто оглядывается назад, легко может споткнуться и упасть».
«Женщина от любви умнеет, а мужчина теряет голову».
«Раскаяние — самая бесполезная вещь на свете. Вернуть ничего нельзя. Ничего нельзя исправить. Иначе все мы были бы святыми. Жизнь не имела в виду сделать нас совершенными. Тому, кто совершенен, место в музее».
«Иногда легче переспать с мужчиной, чем назвать его по имени».
«От оскорбления можно защититься, от сострадания нельзя».
«Случайностей нет только в хорошей литературе, в жизни же они бывают на каждом шагу, и притом — преглупые».
«Терпимость — дочь сомнения».
«Самый легкий характер у циников, самый невыносимый — у идеалистов».
«Триумфальная арка», Э. М. Ремарк — любовь за год до конца света
Будучи представителем “потерянного поколения”, Эрих Мария Ремарк впитал в себя дух первой половины XX столетия, полной бессилия сломанных судеб и ностальгической тоски по забытым временам спокойствия. Он самолично вкусил боль, причиненную Первой Мировой, насладился вседозволенностью “ревущих двадцатых” и прочувствовал страх, источаемый расцветающим в самом сердце Европы фашизмом. А затем перенес прожитые переживания в свои произведения.
Ремарк всегда наделял главных героев своих романов отголосками собственной жизни, оттого каждая его книга является необычайно ярким и искренним отражением определенной эпохи. Его произведения неизменно сопровождают три главных атрибута “потерянного поколения” — страх перед войной, затмевающая все невзгоды любовь и алкоголь, в котором слишком часто приходилось топить отчаяние, неизменно приходившее за первыми двумя.
Еще до начала Второй мировой Ремарк, немец по национальности и “воинствующий пацифист”, успел завоевать общественную известность и личную неприязнь Гитлера, благодаря романам “На Западном Фронте без перемен” и “Три товарища”, а потому был вынужден бежать в Швейцарию, подальше от разгоравшихся на европейской сцене страстей. В 1938-ом году, когда война была уже на пороге, писатель начал работу над “Триумфальной Аркой” — историей о Нем, о Ней и о Париже.
« Узкие старые улицы, дома, неожиданно открывающиеся тихие площади, деревья, покосившиеся фасады, церкви, подточенные временем памятники; шары фонарей, колеблемые ветром; писсуары, торчащие из-под земли, словно маленькие форты; переулки с маленькими отелями, где сдаются «номера на час»; закоулки далекого прошлого с улыбающимися фасадами домов: строгое рококо и барокко; старинные, темные ворота, как в романах Пруста… »
— “Триумфальная арка”, Эрих Мария Ремарк
Промозглый ноябрь 1938-го, Европу, так до конца и не оправившуюся от потрясений начала века, накрывает новая буря. В ее чреве ужасный и с каждым днем разрастающийся монстр фашизма вынуждает людей вне зависимости от национальности и политических взглядов бросать свои жизни и бежать навстречу пугающей неизвестности. Хотя у мира еще есть целый год до начала конца света, никто уже не верит в то, что самой жуткой войны в истории человечества удастся избежать. Даже те, кто упрямо твердят, будто бы Гитлер не посмеет развязать кровавую бойню, лишь отмахиваются от собственных страхов.
Из всех уголков мира Франция, в которой по-прежнему клокочет жизнь, больше остальных пытается убедить себя в стабильности политической обстановки потому, что граница с нацистской Германией охраняется лишь громкими заявлениями. Страна, в которой местные днем оглядываются в страхе по сторонам, а ночью по привычке кутят в ночных клубах, банально не готова к полномасштабному конфликту.
Даже в такую пору Париж остается городом любви, для одних — чистой и искренней, а для других — продажной и временной. Городом дорогого вина и светских раутов, терпкого кальвадоса и ослепляющих чувств, дешевой русской водки и бегства от суровой реальности. Городом огней и ярких вывесок, которым через год предстоит погаснуть, чтобы спрятать улицы от воздушных бомбардировок. На них и происходит действие романа “Триумфальная арка”, который не случайно назван в честь исторической достопримечательности. Сам монумент не играет никакой роли в сюжете, но все дороги столицы и самого романа неизбежно ведут к Елисейским полям. Даже Гитлер жадно посматривает в их сторону, мечтая пройти победным маршем по площади Звезды меж величественных столпов Арки.
Недалеко от центра Парижа расположился непримечательный отель “Интернасиональ” — уголок для беженцев всех национальностей, жалкая замена родному дому для тех, у кого больше не осталось собственного места в мире. Его заботливая хозяйка, готовая приютить любую потерянную душу, меняет портреты фашистов на портреты демократов и коммунистов при каждом прибытии новых постояльцев — будь то беглецы из раздираемой гражданской войной Испании или из закручивающей гайки советской России. В комнатах, коридорах и секретном подвале, где беженцы еженедельно прячутся от рейдов полиции, витает вязкий дух упадничества и слабый запах ностальгии по временам, когда ни у кого не было нужды бежать от самой жизни.
« Что бы с вами ни случилось – ничего не принимайте близко к сердцу. Немногое на свете долго бывает важным » .
— “Триумфальная арка”, Эрих Мария Ремарк
Равик, главный герой “Триумфальной Арки”, живет в красивейшем городе на Земле, который никогда не сможет заменить ему потерянную родину. Он ютится в скромной комнатке “Интернасионаля”, выделяющейся на фоне остальных каморок лишь наличием душа и красивым видом из окна. У него давно нет ни собственного дома, ни настоящего имени. Равик — это лишь временное прикрытие в чужой стране.
Все потому, что в молодости он, не политический активист, не еврей и не противник власти, имел несчастье помочь бежать из нацистской Германии двум друзьям, за что оказался в застенках Гестапо и лично познакомился с “красноречивостью” фашистского режима. Будучи ветераном Первой мировой и представителем “потерянного поколения” Равик выработал недюжинный гуманизм и ненависть к милитаристическому режиму. Теперь же бывший полевой врач скрывается в Париже под вымышленным именем, днем работает хирургом “из-под полы”, а ночи проводит в затхлых забегаловках.
По долгу службы Равику приходится то обследовать местных проституток на предмет “профессиональных” заболеваний, то производить запрещенные законом аборты или операции молодым особам, которые не могут позволить себе услуги легальных врачей, и в силу своего таланта исправлять ошибки некомпетентных коллег. Частенько он вынужден проводить операции на парижских богачах от имени менее талантливых хирургов, что приносит ему солидный доход и возможность безостановочно топить тоску в дорогом алкоголе.
Судьба беженца, особый нюх на неприятности и выработанный годами гуманизм вынуждают героя жить буквально на чемодане с готовым планом побега. Равик в точности знает, кому звонить и о чем договариваться в случае неминуемого ареста и угрозы депортации. Эту процедуру он проходил не раз, хотя его нынешний псевдоним держится уже несколько лет и, кажется, приносит удачу.
« Свободен лишь тот, кто утратил все, ради чего стоит жить » .
— “Триумфальная арка”, Эрих Мария Ремарк
Балансируя между немецким концлагерем, парижской тюрьмой и высылкой в соседнюю страну, Равик не торопится баловать себя постоянством в личной жизни. У него нет дома, лишь временная замена в виде комнатки в дешевом отеле, которую будет не жаль покинуть. Никаких личных вещей, ценностей или памятных безделушек, что смягчают тоску по родине. Никаких друзей, кроме тех, кто может завтра точно так же исчезнуть и никогда больше не вернуться. Никакой любви, которая могла бы приковать к одному месту и сделать невыносимым очередной неминуемый побег.
Сильнее, чем от фашистов, Равик бежит только от себя, от своего прошлого и от давно утраченной жизни. “Мастер забывать”, он готов в любой момент потерять все, что накопил за последние годы, ведь он делал это уже не раз и давно отучился привязываться к местам, людям и чувствам. По жестокой иронии, именно в момент максимальной отрешенности от бытия Равик, так отчаянно старающийся выручать всех вокруг, против желания их обоих спасает Ее.
« Она всецело отдавалась тому, что делала в данную минуту. У него мелькнула смутная догадка: в этом есть не только своя прелесть, но и какая-то опасность. Она была само упоение, когда пила; сама любовь, когда любила; само отчаяние, когда отчаивалась, и само забвение, когда забывала » .
— “Триумфальная арка”, Эрих Мария Ремарк
Жоан Маду, не обремененная талантом актриса, певица с небольшим репертуаром и танцовщица с внешностью женщины готовой дарить любовь и разбивать сердца, тоже приезжает в Париж не от хорошей жизни. Итальянка с румынскими корнями погрязла в отношениях, любовь в которых давно умерла. И в попытке то ли вернуть былую страсть, то ли найти более подходящее место для шумного разрыва, она вместе с женихом прибывает в город бесконечной романтики.
« — Я была невероятно несчастна.
— И долго?
— С неделю » .
— “Триумфальная арка”, Эрих Мария Ремарк
Боль от утраты и бессилие перед лицом города, наполненного любовью и жизнью даже во времена всеобщей паники и упаднических настроений, приводят Жоан к спасительному мосту, раскинувшемуся над холодными водами ноябрьской Сены. Героиня бродит по улицам, рассматривая искры жизни в глазах прохожих в поисках такой же заблудшей души, чтобы излить на нее свое несчастье, но находит лишь мост, перила которого обещают лучший мир и воссоединение с давно потерянной любовью.
До встречи с Равиком Жоан была совсем другой, но оторванность от мира из-за невыносимой тоски длиною в неделю стирает из памяти все ее прошлое. Героиня романа остается такой же неразрешимой загадкой для Равика, как и для читателей. Ремарк рисует портрет Жоан аккуратно, большими штрихами, не слишком углубляясь в изгибы ее личности.
« Это целая вечность, если ты по-настоящему несчастен. Я была настолько несчастна – вся, полностью, – что через неделю мое горе иссякло. Несчастны были мои волосы, мое тело, моя кровать, даже мои платья. Я была до того полна горя, что весь мир перестал для меня существовать. А когда ничего больше не существует, несчастье перестает быть несчастьем. Ведь нет ничего, с чем можно его сравнить. И остается одна опустошенность. А потом все проходит и постепенно оживаешь » .
— “Триумфальная арка”, Эрих Мария Ремарк
Она красива и легкомысленна, бросается с головой в авантюры и видит перед собой лишь черное и белое. Жоан легко мечется между ярко горящей ненавистью и всепоглощающей любовью, ни на секунду не задерживаясь посередине. Она отдается моменту, в котором живет, и если он был счастливым, то Жоан не помнит грусти, а если несчастным — забывает о том, что когда-то было иначе. Ее глаза блестят искоркой жизни, стоит самой маленькой надежде зародиться в ее душе, а слезы накатывают водопадом при первых тоскливых мыслях.
Равик ненароком спасает ее от бездумного порыва, но даже и не подозревает, что спасение простирается далеко за пределы моста. Их любовь мгновенно вырастает из одной неловкой ночи. Жоан не знает, чего она хочет до тех пор, пока чувства вновь не захлестывают ее с головой. Равик не дает ей умереть физически, но что более важно — он спасает ее сломанную душу, собирает воедино разбитое сердце ценой своего. Их яркий роман вдохнул жизнь в мертвого беженца без страны и дома, в обаятельную и легкомысленную девушку, в холодную комнату отеля и в город полный экзистенциального ужаса перед грядущими событиями.
« Без любви человек не более чем мертвец в отпуске, несколько дат, ничего не говорящее имя. Но зачем же тогда жить? С таким же успехом можно и умереть… »
— “Триумфальная арка”, Эрих Мария Ремарк
Даже одиночество, объединяющее их непохожие души, оказывается разным. Она одинока и всем сердцем ненавидит это. Он одинок и не планирует этого менять. Жоан и Равик, столь непохожие, сталкиваются на мосту через Сену и с тех пор больше не способны оторваться друг от друга. Их любовь — из тех, что горит ярко каждую ночь, а наутро оставляет выжженную пустыню сомнений и страхов перед будущим. Бесчисленное количество раз они расходятся, убеждая себя в том, что оба не способны полюбить и привязаться к другой душе. Именно поэтому каждое их свидание словно первое — красивое и свежее, как парижское весеннее утро.
Они живут вместе, пока время умирает, ведь в мировой истории никогда не было подходящего места для любви. Пока Равик и Жоан собирают воедино свои разбитые души по осколкам, мир неумолимо катится к концу света, до которого остается всего год. Вокруг тысячами гибнут люди, и рождаются тысячи готовых умереть на чужой войне. Жертвы милитаристических режимов оставляют дома, семьи, привычные жизни. Но у того, кто отовсюду гоним, есть лишь один дом, одно пристанище — взволнованное сердце другого человека.
« Любовь как болезнь – она медленно и незаметно подтачивает человека, а замечаешь это лишь тогда, когда уже хочешь избавиться от нее, но тут силы тебе изменяют » .
— “Триумфальная арка”, Эрих Мария Ремарк
Эрих Мария Ремарк «Триумфальная арка»
Триумфальная арка
Другие названия: Arch of Triumph
Язык написания: немецкий
Перевод на русский: — И. Шрайбер, Б. Кремнёв (Триумфальная арка) ; 1978 г. — 19 изд. — М. Рудницкий (Триумфальная арка) ; 2014 г. — 8 изд. Перевод на украинский: — Е. Попович (Тріумфальна арка) ; 1986 г. — 1 изд.
Вторая Мировая война. Париж — как тихая гавань в бушующем огне Европы. Герой романа, Равик, умудрённый жизнью человек, талантливый немецкий хирург и беженец, пытается жить по возможности тихо. Скрываясь от полиции, он живёт по отелям без документов, проводит подпольные операции в частных клиниках, выпивает по вечерам в бистро и кабаках. Казалось бы, даже в такое смутное время можно жить относительно спокойно. Но всё меняется, когда он встречает старый объект ненависти и новый объект любви.
Писать роман «Триумфальная арка» Эрих Мария Ремарк начал в 1938 году. В это же время Ремарк переезжает в Нью-Йорк. В Америке писатель чувствует себя не очень комфортно, несмотря на успех в обществе и внимание красивейших и известнейших женщин. Его раздражает показная мишура Голливуда, гипертрофированное тщеславие американских звезд. К тому же его недолюбливает местное сообщество эмигрантов во главе с Томасом Манном. Работа над романом продолжается несколько лет. Ремарк хлопочет о получении гражданства США. Его принимают в Вашингтоне, он вращается в кругах театра и кино.
В это время в Германии нацисты казнят сестру Эриха — Эльфриду Ремарк (Шольц). Гибель сестры настолько потрясает писателя, что сразу по окончании «Триумфальной арки» он приступает к написанию романа о концлагере, который посвящает памяти Эльфриды. Роман начинает выходить в журнале «Кольес» в 1945 году. Буквально сразу после выхода первого номера в Германии уходит из жизни мачеха Ремарка, покончив с собой.
Вскоре «Триумфальная арка» был издан в виде книги, ее печатает нью-йоркское издательство «Эплтон-Сенчюри». На немецком языке роман выходит в мае 1946 года в Цюрихе. Через два года «Триумфальную арку» экранизируют, а вскоре после выхода фильма на экраны Ремарк решает вернуться в Европу.
Первая публикация в СССР: журнал «Иностранная литература», 1959, № 8-11.
Издания на иностранных языках:
Доступность в электронном виде:
Давным-давно, когда я ещё подростком, первый раз прочёл этот роман, то был от него в восторге. Перечитал книгу сейчас — да, интересное, глубокое произведение, но, сильных эмоций и переживаний «Триумфальная арка» у меня уже вызвать не смогла. Странно, но, получается, что эта книга для молодых?
Книги Ремарка довольно однообразны. Герои живут в эпоху, когда мир находится на грани катастрофы. Наверное от этого, их чувства, эмоции необыкновенно яркие и глубокие. Краткий миг затишья перед бурей, которая сметёт все на своём пути.
Вообще, «Триумфальную арку», в основном, рассматривают как классическое произведение о «потерянном поколении». Как и другие книги Ремарка, или, например, Хемингуэя. Мне, честно говоря, сейчас совсем неинтересна эта тема. Политика. Почти вся Европу уже оккупирована Гитлером. Беженцы перемещаются из страны в страну. Франция — почти самый край карты. Дальше — только Новый Свет, но, туда попасть почти нереально. Книга про Париж, который, все ещё праздник, но, все это скоро закончится.
Только, как ни жаль, меня это уже мало интересует. Да, роман антивоенный. Антифашистский. Но, как ни крути, сколько ни говори о том, что ничего нельзя забывать, все-таки, прошло восемьдесят лет. Почти век. Поэтому, эта сторона книги мне мало интересна.
А вот взглянуть с другой стороны — ведь это, один из лучших романов в мировой литературе про любовь!
Да, прямо энциклопедия чувств и страсти.
Герой книги, сорокалетний человек. Бывший солдат, прошедший ад Первой Мировой войны. Хирург, который в силу своей профессии вынужден быть хладнокровным и рассудительным. Человек, испытавший все «прелести» допросов в гестапо, прошедший через концлагерь. И, потом, он немец, а эта нация уж никак не относится к «горячим» и темпераментным народам.
И он, нордический мужчина, «выкованный из кремня и стали», как мальчишка и школьник, влюбляется в женщину.
Герой все понимает. Осознаёт, что его счастье — кратковременно. Знает, что никак не сможет удержать эту женщину. Весь роман он пытается осмыслить, все то, что происходит между мужчиной и женщиной. Препарирует своё чувство. Хочет понять природу любви. Но — разум и любовь, совсем разные, несовместимые вещи.
И вот, вся эта книга про чувства. Оттенки страсти. Про любовь и измену. Про равнодушие и безумие. Глубина психологизма зашкаливает. Автор целые страницы текста просвещает таким сложным и неуловимым изменениям в душах героев, которые, вообще, сложно передать словами. Это — как музыка. Наверное, чем-то, похоже на книги Достоевского, если сравнивать по сложности и многогранности описания душевный страстей.
Кому не нравится такой жанр, наверное, будет скучно читать книгу. Действия тут мало. Герои все время сидят в кафе. Гуляют по парижским улицам. Живут в разных отелях. И, все время, разговаривают. Диалоги в книге шикарные. А когда они не разговаривают, то — размышляют и рассуждают. Внутренних монологов в романе ещё больше, чем диалогов.
В общем, мой вывод — книга очень эмоциональная. По-своему, романтичная и лиричная. Как мне кажется, ориентирована на молодёжь. Скорее всего, больше понравится прекрасной половине человечества. Хотя — все равно, это классика, прочитать разок эту книгу не повредит никому.
Этот роман надо читать осенью, когда за окном идет дождь, на столе стоит бутылка коньяка или кальвадоса, рядом лежит пачка сигарет, а на ногах лежит теплый плед.
Кальвадос, вишневка, польская водка, коньяк, вино, шампанское, запах эфира, дождя, кофе и бренди. И завтра будет война.
Прочитала «Триумфальную арку», читаю «Чёрный обелиск». Обе книги не просто вызвали сильные эмоции и впечатления, а произвели такое сильное психологическое воздействие, которое не всякому психоаналитику со стажем удастся оказать. После первой зареклась читать Ремарка вообще, полгода не могла и думать, но отважилась. И отважусь ещё («Три товарища» в очереди).
Здесь много сказано о смысловых. языковых и прочих ценностях произведений Ремарка, мне лучше не сказать.
Хотелось увидеть, чьих отзывов будет больше: мужских или женских. И хотя я не подсчитывала, по прочитанным мною книгам, отзывы практически чисто мужские, как я и ожидала. Девушек на сайте мало? Не способны высказать своё мнение? Боятся признаться в собственной слабости?
Нельзя, наверно, судить по двум книгам, но мне показалось, что это очень мужские произведения, если так можно сказать. Пожалуй пока и в голову подобного у других известных мне авторов не приходит. А я больше всего хотела увидеть здесь именно женские отзывы. Это было бы очень интересно.
Лично для меня это чтение было равносильно прохождению сквозь девять кругов ада. Всплыли все мои личные переживания. Снова встали мучившие вопросы и ответы. Женщины устроены иначе, чем мужчины, это не новость, и воспринимают одни и те же вещи иначе. Да, рыдала, прямо на улице, в общественных местах и дома, хотелось выбросить книгу, уничтожить, забыть (но очень уважительно отношусь к книгам). Меня трясло от страха, от негодования, от отчаянья, от боли, от хрупкости надежды, от обречённости любви, показанной Ремарком — того, что для женщины важнее прочего. Для мужчин работа, их дело намного важнее, чем для большинства женщин, такова природа. Женщины привязаны к дому, семье, и обзаведясь ими часто отказываются от собственных увлечений, друзей (фитнес и подобные штучки не в счёт). Большинство женщин не смогут найти успокоения, спасения в работе, в выпивке с друзьями (я умышленно не говорю с подругами, этот термин не однозначен).
Я нисколько не литературный критик, ни знаток, обычный дилетант, и пусть меня забросают помидорами, но я уверена, что моя реакция не уникальна, напротив. Для меня «Триумфальная арка» гимн безнадёжности, гимн предательству в человеческих отношениях. Вообще, создаётся впечатление, что в женскую дружбу, в женскую любовь и верность не просто не верят герои и автор, но призывают не верить других. И более того самих женщин убеждают в этом. Это часто так, не спорю. Но такая многотонная плита безнадёжности, что эти произведения не побуждают меня верить, любить и надеяться. Наоборот. Для меня эти книги Ремарка никак не могут (в этом ключе, только в ключе взаимоотношений, и в первую очередь полов) быть оптимистичными. Я не прожжёный меланхолик, но так сгустились краски во время чтения, что я с трудом заставила себя продолжить встречаться с интересующим меня мужчиной (ибо зачем, если он должен ждать от меня предательства, а я должна заранее знать, что я лишь одна из случайных связей). С трудом заставила себя не думать снова и снова как в 15 лет о смысле жизни которого нет, вместо того, чтобы стремиться жить, с удовольствием отдаваться любимой работе, стремиться, радоваться и т.п.
Девушки, женщины, меня интересует в первую очередь ваша реакция. Если вы тут окажитесь, и читали, и переживали. Поделитесь.
Я восхищена произведениями Ремарка, но они меня убивают. Хотелось бы понять, это только для мужчин действует оптимистично такая литература, где всё на столько хуже, что собственная жизнь начинает казаться раем?
Жаль, если с первого отзыва, я нарушу все правила сообщества. Жаль, если кому-то покажется, что это просто истерика. Это отчаянная попытка понять, увидеть то, что я пока не способна увидеть и понять. Потрясающее ощущение от Ремарка, я обязана опубликовать свой отзыв. А судьба его как и судьба любого из нас, непредсказуема.
Я считаю эту книгу лучшим романом Ремарка. Как всегда у него, она о дружбе, о любви, о тёмной тени прошлого и суровости нашего мира. Герои получились настолько живыми, что словно проживаешь целую жизнь, историю Равича. Это Ремарк, и хэппи-энда не будет.
Смотря всецело на “Триумфальную арку” я не могу сказать, что это роман сугубо о любви. Для меня это вообще роман о другом. Это произведение с чётким антивоенным посылом. Оно глубоко испытывает людские измышления о природе мира и войны. Это драма о крушении нравственности в век подъёма цивилизованности людского общества. “Триумфальная арка” для меня – это лебединая песнь умирающего мира, который всецело и полноценно чувствуется героем Ремарка во внезапной и глубокой любви, а также в привычном и бесповоротном гонении. Часть отношений Жоан и Равика – самая знаменитая и вместе с тем самая неоднозначная лично для меня часть: слишком сложный панегирик поётся в честь дофаминергической целеполагающей мотивации к формированию устойчивых парных связей, как зовётся “любовь” в нейробиологии. Возможно, я слишком чёрствый человек, слишком прагматичный, но в итоге единственное, что мне хочется выразить по поводу явленного чувственного урагана, это то, что Жоан следовало бы быть просто чуть рациональней, а Равику чуть менее ревнивым (в принципе, также рациональней). Всё остальное же в книге – аутентичная, проработанная картина переполняющихся чаш весов людских чаяний. На одной их стороне – фашизм, жестокость, звериная злоба и иррациональный деспотизм. С другой – мечты и надежды на благополучный исход. Притом надежды и мечты, являющие себя в тот момент, когда старые символы нравственности и гуманности терпят крах, однако поверить в это трудно, почти невозможно: как такие монолитные колоссы, что мастерились веками истории людской цивилизации, могут пасть, притом второй раз и всего лишь за 20-ть лет… Это немыслимо! Но это есть.
Рассматривать всецело без исторического подтекста роман невозможно – он слишком обширен в своём обозрении не в малую очередь потому, что сам автор пережил и прочувствовал всё то, о чём говорит книга. Эмоциональный окрас сопутствует всему: истории о мести и истории о любви. Это насыщает книгу, где-то для кого-то делая её скучнее, а где-то подробней и прекрасней. Лично для меня такой опыт был двойственен. Я одновременно искренне насладился книгой, и остался от неё в некоторой прострации касательно людских взаимоотношений, в очередной раз убедившись – не моя это тема. Однако ввиду всего остального: ввиду эпохи, её описания, глубины измышления, разнообразия характеров и полуреальной, грешной красоты того самого мира Ремарка, о котором писал Харитонов, я не возьмусь ставить какую-либо оценку “Триумфальной арке”. Не могу я оценивать такой роман так сухо с заведомо субъективной позицией. Это роман, который одновременно и совершенно не для меня, и в тоже время целиком и полностью для меня. Посему можно подвести, думаю, такой итог: каждый в нём найдёт нечто своё, а прочитать его стоит.
Итак, «Триумфальная арка».
Даже не знаю с чего начать.
Не хочется пользоваться в применении к Ремарку разными клише типа «это очень личное произведение», «пронзительная вещь», «печальная песнь в прозе», и пр. — они бы сильно удешевили мое впечатление о романе. Это все не то.
Триумфальная арка- часть жизни самого Ремарка, а именно грустная история любви писателя и блистательной Марлен Дитрих. Очень порядочный, прекрасный душой, сердцем и помыслами человек, полюбил красивую женщину. И она отвечает ему взаимностью. Казалось бы — что может быть прекраснее? Наверное ничего, но только до момента, когда прекрасная женщина решает комфортно устроить свою жизнь и поступает весьма банально: находит для этой цели любовника, покидая нашего прекрасного душой главного героя.
Трагизм ситуации усугубляется множеством факторов: наш герой очень раним, он немецкий эмигрант, живущий под вымышленным именем и двери спокойной размеренной жизни в Париже для него закрыты, мир находится на грани войны. Что же делает наш герой? Ничего. То есть он просто живет и ждёт, когда прекрасная дама вернётся к нему. Проигрывает разные варианты встречи, ненавидит ее, свою любовь, жаждет мести, страдает, осознаёт, что месть бессмысленна и снова ждет. Печально.
Прочитав Триумфальную арку, найдя на карте Парижа все места, упомянутые в романе, озлившись в очередной раз на коварную совратительницу Ремарка Марлен Дитрих, оставившую в душе гения разверстую рану, я решила перечитать их переписку, а точнее письма Ремарка к Марлен, ведь письма Дитрих к Ремарку практически утрачены. Вот над чем я (о таком не говорят, извиняюсь) рыдала, задавая себе совершенно неуместный и глупый вопрос: Ну почему я не Марлен. Почему она — не я. Как можно было отказаться от Ремарка и его любви.
. Хотя, у неё, конечно, были на то свои причины.
Успокаивали меня две вещи: то, что Ремарк был все-таки счастлив, о чем он весьма часто упоминает в письмах и, осознание того, как сильно я люблю жизнь. Жизнь, скрывающую под внешней банальностью рог изобилия, полный чудес.
Вывод: читать обязательно!
Литературу такого масштаба, такого качества и такого мастерства невозможно читать со скукой и по обязаловке — непременно будешь эмоционально включённым и в события, и в переживания героев романа, и в процесс интеллектуальной переработки заложенных в романе авторских идей и представлений, взглядов и убеждений, ценностей и смыслов.
Величие Ремарка в том, что он сумел через личную судьбу немецкого нелегального эмигранта Равика показать почти апокалиптическую картину заката Европы. И не напрасно перед моим внутренним взором постоянно мелькали картины тёмного полуосвещённого города с нависающим над ним мрачным небом с несущимися и сеющими мелких пронизывающий дождь облаками, с серыми фигурами нахохлившихся сгорбленных и согбенных людей с испугом на душе и с отчаянием в изподлобья бросаемых вовне взглядах. Вот эта мрачноватая средневековость и полусумрачная приглушённость тонов распространяется не только на картины внешнего мира, но и на те чувства и эмоции, которые испытывают и проживают герои книги Ремарка.
А ещё Ремарк мастер образов и символов. И хотя сам в тексте романа иронизирует над символизмом, но ведь постоянно всплывающий в книге образ Триумфальной арки совсем не случаен — коли порассуждать немного, так можно себе представить, что
Но образ Триумфальной арки вовсе не является единственным и центральным (хотя роман и носит это имя) — такого рода образов и символов в тексте рассеяно довольно много, и внимательный читатель сам найдёт их во время чтения. Потому что Ремарк очень точен в выразительных средствах и пишет только те диалоги и внутренние монологи, которые стопроцентно реалистичны, и даёт только такие картинки внешнего мира, которые максимально помогут читателю войти в ткань романа, оказаться рядом с его героями.
Ремарка я открыл для себя в домашней библиотеке, ибо в свое время он был довольно популярным автором в СССР. Популярность эта была обусловлена его немецким диссидентством, человечностью и неприязнью войны. Его романы наполнены безысходностью, болезнью нового времени. Ремарк был постоянным эмигрантом, что отражается в героях его книг. Безденежье, болезни, ложь и милосердие постоянно ходят вместе, то погружая на дно, то кидая спасительную соломинку. Читать Ремарка безумно тяжело эмоционально, ты начинаешь сопереживать всем, хотя героев в основном знаешь лишь по деталям. Нет полных образов, лишь детали. Люди, проходя мимо которых, ты не запомнишь. «Триумфальная арка» не самое великое произведение, но самое сентиментальное.
Мир на пороге второй мировой. Немецкий эмигрант пытается жить в Париже, постоянно находясь в тени, в бегах. Сложные любовные отношения и появление старых демонов, описание жизни эмигрантов, их радости и суровые будни. Чувство постоянной опасности — это и есть «синдром эмигранта». Даже полученное возмездие не улучшает самочувствия, тело отравлено навсегда вместе с душой.
«Спокойно прожить жизнь — вот что сегодня кажется самым невероятным приключением». Пожалуй, именно в этой фразе и заключен смысл существования Равика, который находится в постоянной борьбе.
Ну и конечно не могу не сказать про совершенно потрясающий язык Ремарка. Он умудрился мастерски описать все сюжетные линии, при этом сдобренные философией, которая вполне уместна. Не было никакого провисания сюжета и отступлений, а просто все рационально, от одной сюжетной линии к другой. Очень приятное чтиво, которое при этом заставляет серьезно задуматься о жизни.
Замечательнейшее произведение, понравилось больше «Черного обелиска».
Атмосферно, романтично и как-то угнетенно в преддверии войны.
После 25-летнего оболтуса Людвига Бодмера читать про Равика — что совершить скачок.
Понравились взаимоотношения Равика и Жоан. Хотя Жоан, по сути,
От сцены с Хааке я немного впал в ступор. Очень уж автор подробно написал. Выглядит достоверно, эмоции переданы максимально.
Концовка вполне в духе Ремарка.
Считается, что «Триумфальная арка» — это одно из лучших, самых пронзительных, грустных и в то же время светлых произведений автора.
В этом романе Ремарк рассказывает о жизни талантливого немецкого хирурга, вынужденного эмигрировать во Францию, в Париж. Сюжет разворачивается накануне войны, и Ремарку удается очень точно и очень тонко передать ощущение неотвратимо надвигающейся беды. В этой обстановке его герой пытается выжить, работая в качестве ассистента у врача, обделенного талантом, и исправляя его ошибки. Вскоре к нему приходит любовное чувство, оказывающееся одновременно и очень сильным, и крайне неуместным в сложившихся обстоятельствах.
Литературоведы считают, что «Триумфальная арка» является в некоторой мере автобиографичным романом. Действительно, в нем прослеживается целый ряд параллелей: Ремарк также был эмигрантом, вынужденным жить в отрыве от своей родины; его также связывали сложные любовные отношения, правда, не с актрисой, как главного персонажа романа, а с певицей; подобно своему герою Ремарк имел возможность ощутить весь ужас приближения войны.
Разумеется, все эти совпадения пошли на пользу роману — он становится поразительно эмоциональным, каждая фраза, каждый оборот в нем прочувствованы, прожиты автором. Недаром считается, что «Триумфальная арка» — это одна из тех книг, которую можно разобрать на цитаты целиком — размышляя о природе человечности и любви в своем романе, Ремарк делится с читателем прежде всего тем, что он прожил и почувствовал сам. В том числе поэтому ему удается создать удивительно сложных героев, каждый из которых является полноценной, настоящей личностью. И благодаря тому, что в «Триумфальной арке» присутствуют такие, «настоящие» герои, данный роман производит особенно серьезное, сильное впечатление.
Эта книга не оставит равнодушным тонкого, думающего читателя.
— Легче переспать с мужчиной, чем назвать его по имени.
-Всё, что можно уладить с помощью денег, обходится дешево
-Человек велик в своих замыслах, но немощен в их осуществлении. В этом его беда, и его обаяние.