трос динамический рывковый какой выбрать
[выбор] Тянем-потянем: динамическая стропа (рывковый трос)
Каждый из нас попадал в ситуацию, когда нужно выдернуть из снега или грязи застрявший автомобиль. В большинстве случаев мы использовали при этом обычный буксировочный трос, хотя правильнее было бы применить рывковый (динамическую стропу). Главное его отличие от классического буксировочного – эластичность (то есть способность растягиваться и сжиматься), которая позволяет аккумулировать и впоследствии мгновенно отдать буксируемому кинетическую энергию разогнавшегося буксира даже небольшой массы. Благодаря этому с помощью меньшего по массе автомобиля можно выдернуть застрявший автомобиль большей массы, и при этом не порвать ни один из автомобилей пополам.
Пользоваться динамической стропой не так уж просто
Растягиваясь, он плавно накапливает энергию, а в момент, когда напряжение доходит до критического уровня, резко сжимается. Без практики уловить этот момент нелегко. Если затормозить раньше необходимого, силы натяжения не хватит для полноценного рывка, если позже – застрявший автомобиль сыграет роль якоря, и передняя машина откинется назад.
Ещё одна распространенная ошибка – сразу «рвать» в полную силу. Если машина застряла на совесть, то есть очень большая вероятность мощным рывком лишить её буксировочной проушины, которая оторвавшись, полетит в том направлении, куда её тянет трос, и повредит, в лучшем случае, стёкла или кузов, а в худшем – пострадают люди. Поэтому, прежде чем вытаскивать машину, следует ее слегка раскачать, несколько раз несильно подергивая тросом. И, конечно, не забывать про тросогаситель, повешенный посередине стропы – специальный или сделанный из телогрейки или чего-то подобного.
Итак, правила работы с рывковым тросом
1. Использовать тросогаситель (специальный или сделанный из телогрейки или чего-то подобного).
2. Аккуратно раскачать застрявший автомобиль, несильно подёргав его несколько раз.
3. Разогнаться и вовремя затормозить, чтобы энергия сжимающегося троса выдернула застрявшую машину.
Если всё делать правильно и динамические свойства троса действительно хороши, то извлечь из раскисшей глинистой колеи севший на днище какой-нибудь среднеразмерный внедорожник не составит труда даже «Нивой» или «джимником».
Использование динамической стропы для буксировки
Рывковые тросы делаются из материала, легко перетирающегося при соприкосновении с твёрдым покрытием, поэтому главное – не давать им провисать. Водитель ведомого автомобиля должен чётко оценивать положение сцепки над поверхностью и не стесняться активно жать на тормоз. Резких рывков в данном случае бояться не стоит – ведь эти тросы, в отличие от обычных буксировочных, тянутся, и движение обоих автомобилей получается плавным.
Усилие на разрыв
Динамическая стропа позволяет увеличить усилие до 4-х раз; соответственно, для автомобилей массой 2-2,5 тонны нужно применять стропу с усилием на разрыв 9 тонн. Фактически усилие на разрыв привязывается к массе буксира, ведь именно ему эту стропу растягивать. Таким образом, стропу на 4,5 тонны машина массой 2 тонны может если не порвать, то испортить. Если же к легковому буксиру прицепить стропу на 14-18 тонн – она просто не будет работать, так как массы буксира будет недостаточно, чтобы её растянуть.
Выбор
Для динамической стропы важна не только способность растягиваться, но и быстро сжиматься обратно.
Например, у каната из полиамидных нитей практически отсутствует способность к сжатию. Поэтому первые несколько рывков он может применяться как качественный динамический трос, обеспечивающий мягкий рывок, после чего становится не менее качественным буксировочным. Единственное, что может продлить ему стаж на первом месте работы, – длительные перерывы между рывками. Но если надеяться на это, то лучше на бездорожье не соваться.
И ещё. Чем больше длина рывкового троса, тем лучше: и разогнаться можно сильнее, и у «выпрыгивающего» из засады меньше шансов догнать буксир.
По совету victorborisov купил ProComp [EXP 220000]: длина: 6 м; усилие на разрыв: 9 тонн.
Что такое динамическая стропа и чем она предпочтительна для бездорожья.
Чем же столь хороша эта волшебная веревка и почему при извлечении застрявшей машины на бездорожье так важно чтобы трос тянулся? Тому есть несколько причин. Основная из них в том, что на слабых несущих грунтах и скользкой поверхности, машина-тягач имеет очень низкое сцепление с поверхностью и потому не имеет возможности вытащить застрявшую обычным тросом, ибо как только тот натянется дернувший внедорожник, набравший некие обороты и развивший при этом определенный крутящий момент, из-за резкой остановки провернет колеса тем самым потеряет ход и не только не сможет вытащить засевшего собрата, но вполне возможно застрянет сам. Поскольку при небольшом рывке застрявшую машину вытащить не удалось, приходится разогнаться посильнее и рвать уже от души. Если машина застряла не серьезно – забуксовала в луже, то вытащить ее таким рывком скорее всего удастся, а вот если она «улеглась» мостами на межколейку, то никакого результата такой рывок не даст, разве что в машине-спасателе все незакрепленное барахло прилетит в лобовое стекло, при особой «удаче» туда же приземлится и лицо непристегнутого водителя, а если повезет окончательно, то в задний борт еще и стукнется сам трос с оторванной от второй машины бускировочной проушиной. Потому что ударные нагрузки для штатных буксировочных проушин губительны. Приваренные отрываются по шву, на прикрученных срезает болты. Единственное в чем такому тросу нет равных, так это в обеспечении большого количества разнообразных приключений на ровном месте, и если вы отправились на бездорожье именно за ними, то в данном конкретном случае возможно заморачиваться с покупкой динамической стропы не стоит. Когда задача состоит в том, чтобы безопасно и без лишнего «кровопролития» извлечь застрявший автомобиль, то использовать нужно именно «динамику».
Так в чем же таком глобальном она превосходит обычный трос? Главная особенность динамического троса в его эластичном плетении, оно выполнении таким образом, что под нагрузкой длинна стропы существенно изменяется, трос растягивается. Не так как резинка от нижнего белья, но весьма существенно.
В процессе натяжения трос набирает энергию, по мере натяжения стропы энергии становится все больше и на момент максимального растяжения застрявший автомобиль уже достаточно нагружен стропой, чтобы резкой нагрузки хватило для того чтобы он начал движение. Случается и так, что буксирующая машина уже остановилась, выбрав все растяжение троса или забуксовав, а застрявшая только начала движение и, используя высвобождающуюся энергию стропы, выехала на твердое. При этом эластика троса сводит к минимуму рывковые нагрузки, что благоприятно сказывается на сроке жизни буксировочных проушин и элементов рамы и кузова, и как следствие, на нервной системе владельца.
Но не все так гладко как хотелось бы. Динамическая стропа более опасна в использовании, и снова из-за своей способности к растяжению. Если в процессе натяжения троса петля соскочит с крюка или не выдержит буксировочная проушина, то всю накопленную энергию трос потратит на то, чтобы на огромной скорости пролететь по воздуху и приземлится в районе бампера второй машины. А чаще непосредственно в него. Поэтому при работе с динамической стропой нужно неукоснительно соблюдать технику безопасности, а именно не находится вблизи от натянутого троса и не входить в сектор его возможного вылета после обрыва.
Как подобрать стропу подходящую вашему внедорожнику.
Поскольку основной характеристикой стропы является ее способность к растяжению, то главным и единственным аспектом, который стоит рассматривать при выборе станет масса вашего автомобиля. Вес, указанный на стропе, является максимальной нагрузкой, а не рекомендованной массой автомобиля и это стоит помнить. Оптимальный вариант, когда возможности стропы в 3-4 раза превосходят массу вашего внедорожника. Посему динамическая стропа 9 тонн отлично подойдет для средних внедорожников, а двенадцати тонная для тяжелых. Если же вы перестрахуетесь и купите стропу, рассчитанную на больший вес нежели имеет автомобиль, то массы автомобиля попросту не хватит для того чтобы стропа растянулась. По той же причине в паре легкий и тяжелый внедорожник нужно использовать стропу, рассчитанную на вес более легкого в сцепке, при этом кто кого дергает никакого значения не имеет.
Что до оптимальной длинны стропы, то она примерно 8 метров. Более короткие не имеют достаточной длины, для того чтобы набрать потребное количество энергии, а более длинные не удобны на бездорожье, где дороги редко бывают прямыми, а дергать машину прямиком на дерево или кочку не хочется. Да и в случае с прямой дорогой, не всегда есть возможность отъехать на расстояние достаточное для натяжения двенадцатиметрового троса. Именно поэтому большинство динамических строп имеющихся в продаже, длинной аккурат 8 метров.
На бездорожье «динамику» так же подстерегают опасности. Самое главное, что нужно знать – стропа боится влаги. Пропитавшись водой, она теряет часть своей эластичности. А самое страшное для нее это промокнуть и промерзнуть, такое часто случается поздней осенью и ранней весной, когда не замерзшая или растаявшая вода в лужах и бродах сочетается с низкими температурами. Промерзшая динамическая стропа теряет способность к растяжению и ее гораздо проще порвать в таком состоянии.
Динамические стропы + Вопрос: Какие шаклы/серьги порекомендуете?
Добрый День, Друзья!
Как вы знаете, в мае я люблю приключения=)
Как недавний пример — www.drive2.ru/l/6562460/
Вот я и решил подготовиться к этому заранее — еще в апреле.
Встал вопрос про выбор тросов/строп и шаклов.
Стропы/тросы можно поделить на следующие категории:
— буксирные стропы/тросы
— динамические(рывковые) стропы/тросы
— корозащитные стропы
— удлинители.
Так как буксировкой заниматься я не собираюсь, и в жесткое бездорожье лезть то же не собираюсь, то выбор очевиден — нужны динамические стропы.
Динамические — точно потребуются!
Динамическая стропа имеет несколько разных наименований: динамический трос, рывковый трос, рывковая стропа, динамика. Все эти названия применяются к выпускаемым в различных видах аксессуарах, но имеющих одно целевое назначение.
Динамическая стропа или рывковый трос — самый сложный и дорогостоящий аксессуар. Особое плетение и используемые материалы позволяют ей плавно растягиваться при нагрузке, после чего возвращаться в исходное положение. Почти как «резинка» в замедленном действии. Качество и рабочие характеристики таких строп зависят от качества материалов и изготовления.
Основное назначение динамической стропы — вызволение застрявшего автомобиля методом рывка с разгона. Свойство динамики растягиваться и сжиматься позволяет делать рывок мягким и также мягко и эффективно применять силу рывка.
Динамическая стропа пригодна и для буксировки автомобиля.
Однако, при буксировке с помощью «динамики» стропа может быть повреждена из-за трения об асфальт, а в последующем разорваться при рывке и представлять опасность.
К кому обратиться за консультацией?
Конечно к профи. И на Драйв2 есть такие.
Лёня Немодный nemodniy — настоящий профи.
Кстати, я и он — одно лицо для редакции Драйв2)))
Меня интересовал достаточно бюджетный редко используемый вариант.
Леонид порекомендовал мне поискать стопы Панина из Ижевска — очень достойное качество при очень разумной цене.
Дальше встал вопрос про длину и нагрузку.
Погуглил про прадо/ленд-крузер клубу …
С учетом ттх крузакок/лексуса и другой техники был принят ориентир — длина порядка 10-12 метров и нагрузка до 10-12 тонн.
Выбор пал на соотношение 10метров + 12 тонн.
Решено — заказано — ждем.
Самое прикольное — доставка: от Ижевска до Москвы 215 рэ., по Москве — 500рэ))))
Динамический (рывковый) или буксировочный строп? Муки выбора
Опытные джиперы эмпирическим путем выяснили, какую стропу нужно класть в багажник.
Хотим немного пролить свет на этот вопрос тем, кто не знает и мучается в сомнениях.
Кратко и по делу!
Отличие динамического от буксировочного как несложно догадаться (по слову динамика) в том, что один под нагрузкой растягивается, а другой нет.
Динамика вытянет внедорожник за счёт накопленной при растяжении энергии, буксировочный же просто будет тащить волоком.
Эластичная стропа наиболее эффективена на слабых и скользких грунтах (это может быть песок или глина), которые не позволяют шинам буксировщика иметь достаточное сцепление с поверхностью.
Однако суперспособностями такой стропы лучше не злоупотреблять, так как при очередном рывке на подобном грунте можно в самом лёгком случае порвать стропу, в худшем закончить повреждением кузова от летящего шакла.
Буксировочная стропа
С выбором буксировочной стропы проще. Единственным нюансом являются крепления.
Крепление крюк для бездорожья абсолютно точно не подойдёт — велика вероятность, что во время рывка она выскочит из места соединения с автомобилем и испортит настроение и внешний вид всему с чем соприкоснётся.
Лучшим выбором станет крепление петля в комплекте с шаклом, которые обеспечат надёжную и безопасную фиксацию.
Правильный рывковый трос
Главное их отличие – в способности растягиваться и сжиматься с довольно большой силой. С одной стороны, это здорово, потому что позволяет выдергивать тяжелые автомобили из засады без фатальных последствий для обеих машин. С другой – огромный недостаток, поскольку просто так, без подготовки, грамотно использовать их не получится.
НЕМНОГО ТЕОРИИ
Динамический трос, растягиваясь, плавно накапливает энергию, а в момент, когда напряжение доходит до критического уровня, резко сжимается. В этом и состоит основная сложность общения с ним. Если правильно поймать момент сжатия и остановить передний автомобиль, то задний скорее всего освободится из плена. Казалось бы, все просто. Но без практики уловить этот момент нелегко. Обычно тормозят либо раньше, либо позже необходимого. В первом случае силы натяжения не хватает для полноценного рывка. Во втором застрявший автомобиль играет роль якоря, и передняя машина откидывается назад.
Еще одна распространенная ошибка – сразу «рвать» в полную силу. Если внедорожник застрял на совесть, то есть риск мощным рывком лишить один из автомобилей как минимум буксирной проушины. А она, оторвавшись, полетит в том направлении, куда ее тянет трос. Вы знаете, какие разрушения может причинить кусок железа, летящий с огромной скоростью? Чаще всего в этом случае повреждаются стекла или кузов. В особо запущенных случаях страдает даже рама. В худших – люди. Поэтому, прежде чем вытаскивать машину, следует ее слегка раскачать, несколько раз несильно подергивая тросом. И, конечно, не забывать про «тросогаситель» – телогрейку или что-то подобное, повешенное посередине стропы.
Если все делать правильно и динамические свойства троса действительно хороши, то извлечь из раскисшей глинистой колеи севший на днище какой-нибудь среднеразмерный внедорожник не составит труда даже «Нивой» или «джимником».
БОЛЬШИЕ ВОЗМОЖНОСТИ
Бытует мнение, что рывковые тросы подходят только для вытаскивания застрявших авто. Из-за того, что они тянутся, их якобы нельзя использовать в качестве корозащитки или удлинителя при работе с лебедкой. Многие не советуют применять «динамику» и для буксировки по дорогам – тоже неверное представление о способностях этого снаряжения.
Тросы под нагрузкой действительно растягиваются, но не так критично, как это может показаться на первый взгляд. Скажем, наши испытания разных строп и тросов показали, что максимальное растяжение, которого удалось добиться, – 2.8 м при длине менее 7.5 м в спокойном состоянии. И это на веревке, которая в прямом смысле слова динамической не является: после снятия нагрузки она не до конца возвращается в исходное состояние. Настоящие рывковые стропы удлиняются при рывке не более чем на полтора-два метра, а при нагрузке в 4 тонны – максимум на 1.2 м.
А такое удлинение, согласитесь, не слишком критично для использования «динамики» и в качестве корозащитки, и как удлинителя. Хотя в первом случае есть риск быстрого истирания стропы о кору дерева только в крайних случаях.
Чуть сложнее с буксировкой. Рывковые тросы делаются из материала, легко перетирающегося при соприкосновении с твердым покрытием. Поэтому главное – не давать ему провисать. А тут многое зависит от водителя ведомого автомобиля. Надо четко оценивать положение сцепки над поверхностью и не стесняться активно жать на тормоз. Резких рывков в данном случае бояться не стоит – ведь эти тросы в отличие от обычных буксирных тянутся, и движение обоих автомобилей получается плавным. А контроль за положением «соломинки» облегчается большой длиной: рывковые тросы короче шести метров почти не встретишь. Кстати, чем больше длина рывкового троса, тем лучше: и разогнаться можно сильнее, и у «выпрыгивающего» из засады внедорожника меньше шансов догнать буксир.
НЕОДНОЗНАЧНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
Вот, пожалуй, и вся теория. Если освоить эти принципы, то динамический трос прослужит верой и правдой довольно долго. Только он должен быть правильным, что на практике бывает не всегда. Мы решили проверить, насколько заявления продавцов соответствуют правде. В результате собрали по Москве почти весь ассортимент тех строп, канатов, веревок, которые позиционируются как динамические. К ним мы добавили пару парашютных строп: от грузового и тормозного парашютов, которые в теории тоже обладают динамическими свойствами. И еще взяли для сравнения стропу, которая считается буксирной, не обладающую «пружинящими» свойствами. Результаты заставляют подозревать, что правильно подобрать динамическую стропу только по подсказкам продавцов вряд ли получится. Честно говоря, по всем параметрам понятию «универсальная динамическая стропа» соответствовали всего два образца: американский ProComp и австралийский ARB. Логика подсказывает, что чем больше прочность, тем более жестко должна работать стропа с легкими автомобилями. Так вот, у этих представителей прочность на разрыв равнялась, соответственно, 14 и 15 тоннам. Но работали они мягко, удлинение у них самое большое как при рывке, так и при растяжении, а возврат в исходное состояние абсолютный. Правда, стоимость тоже на уровне: 4200 руб. за «американца» и 5500 за «австралийца».