труд это какая потребность человека

Труд это какая потребность человека

Потребность в труде — важнейшая хозяйственная и социальная потребность, формирование которой осуществляется на различных уровнях хозяйственной системы. Зарождение и развитие потребности в труде взаимосвязано со становлением и эволюцией хозяйственных систем и прошло путь от потребности в труде как коллективном и индивидуальном средстве выживания до осознания труда как социально значимой потребности индивида и социума.

Потребность в труде можно исследовать с точки зрения того или иного аспекта рассмотрения процесса формирования общественных потребностей (в эволюционном, воспроизводственном, информационном, социальном аспектах). Отметим, что труд в любой хозяйственной системе выступает, во-первых, как важнейший социально-экономический процесс, имманентный характеру ее общественного воспроизводства, а, во-вторых, как сама деятельность членов данного социума, направленная на целенаправленное преобразование хозяйственного и социально-куль­турного пространства данного общества, создание материальной базы дальнейшего процесса общественного воспроизводства.

Трудовая деятельность и соответственно потребность в труде выступают как:

— основа воспроизводства самой хозяйственной системы;

— источник воспроизводства рабочей силы участвующих в процессе труда в том или ином качестве членов данного обще-
ства;

— исходный пункт всех преобразований в хозяйственной системе и в самом обществе.

Отметим, что объектом потребности в труде выступает процесс трудовой деятельности. Последний, с учетом современных тенденций развития материального производства и непросферы, должен, на наш взгляд, рассматриваться в расширительном толковании, т.е. охватывать не только процесс материального производства, но и весь спектр трудовой деятельности вне его.

Потребность в труде как основа воспроизводства исследуемой хозяйственной системы в процессе общественного воспроизводства выступает в следующих формах:

— потребность в труде как необходимом условии процесса производства (т.е. потребность в труде как экономическом ресурсе);

— потребность в труде как функционирующей в производственном процессе рабочей силе;

— потребность в труде как результате данного процесса производства и источнике последующего производственного цикла.

Потребность в труде тесно взаимосвязана с потребностями общественного развития. Последние имеют своим объектом социально-экономические процессы, которые, безусловно, затрагивают преобразования в сфере производственных отношений и в непосредственном процессе труда, однако их объект значительно шире и охватывает эволюционные процессы, характеризующие все жизненно важные направления существования и развития данного хозяйства и адекватного ему социума. Таким образом, прогрессивные изменения, связанные с формированием потребности в труде, относятся и к реализации потребности в труде, и к реализации потребности общественного развития. Другими словами, потребности общественного развития затрагивают ту часть потребностей в труде, реализация которой связана с качественными преобразованиями существующей хозяйственной системы, причем самым существенным изменением будут выступать изменения основного производственного отношения.

Реализация потребностей в результатах процесса общественного воспроизводства предполагает реализацию потребности в труде как необходимом условии самого производственного процесса. Общественные потребности, относящиеся к группе потребностей в результатах процесса общественного воспроизводства, имеют своими объектами конкретные продукты производства: средства производства, предметы потребления и самого работника с его меняющимися способностями к труду. В процессе общественного воспроизводства происходит воспроизводство, во-первых, рабочей силы как индивидуальной, так и совокупной — в масштабе всего общества; во-вторых, материальной базы для формирования потребности в труде; в-третьих, системы производственных отношений, прежде всего основного производственного отношения, характеризующего механизм удовлетворения потребности в труде в данной системе хозяйства.

Общим у потребности в труде и потребности в средствах производства является то, что обе они в процессе общественного воспроизводства последовательно принимают формы потенциальных экономических ресурсов, функционирующих в производственном процессе факторов производства и, наконец, результатов процесса производства.

Потребность в труде является чрезвычайно сложной системой потребностей в различных видах трудовой деятельности. В масштабах всего хозяйства она охватывает потребности в труде и для материального производства, потребности в труде и в том числе для стремительно развивающегося в последнее время виртуального сектора. Безусловно, что формирование потребности в труде в масштабе всего общества взаимосвязано с механизмом распределения экономических ресурсов, в первую очередь рабочей силы по секторам и отраслям исследуемого хозяйства. Распределительные механизмы могут быть самыми разнообразными, например: чисто рыночными; государственно-централизован­ными, характерными для одной из разновидностей простого экономического хозяйства (азиатский способ производства); осуществляемые через неполную планомерность (ГМК); планомерные (так называемое социалистическое хозяйство); планомерно макрорегулируемые (для грядущего постэкономического хозяйства). Через механизм распределения рабочей силы в масштабе общества потребность в труде связана с системой производственных отношений, а следовательно, со структурообразующими общественными потребностями.

Реализация индивидом своей рабочей силы, т.е. включение его в процесс общественного воспроизводства в той или иной хозяйственной роли, является для подавляющего большинства членов социума источником удовлетворения их потребностей вне сферы непосредственно профессиональной деятельности. К данной группе потребностей относятся потребности в самореализации, в творческой деятельности, в общении (чисто социальная потребность), в отдыхе. Часть перечисленных потребностей, например, в отдыхе, включается и в группу потребностей самореализации индивида вне сферы его непосредственной профессиональной деятельности и в потребность в труде, рассматриваемую со стороны самого индивида, поскольку воспроизводство рабочей силы предполагает отдых индивида. Различие в первом и во втором случаях будут в формах и мере удовлетворения данной потребности. Так, элементарной формой отдыха для восстановления рабочей силы является, как известно, сон, и средняя его продолжительность для человека должна составлять 7—8 часов в сутки. Другой пример отдыха — поход на байдарках, здесь реализуются потребности индивида в наличии свободного от производственной деятельности времени, в отдыхе, в спорте, в самореализации.

Рассматриваемая с точки зрения информационного аспекта исследования процесса формирования общественных потребностей, потребность в труде есть важная информационная составляющая эволюции хозяйственных потребностей. Она аккумулирует информацию о механизме распределения рабочей силы по сферам хозяйственной деятельности, о характере связей непосредственных производителей и собственников средств производства. Потребность в труде есть, следовательно, информация о:

— наличных трудовых ресурсах, с одной стороны, и возможностях их применения — с другой;

— о функционирующей в процессе общественного производства рабочей силе, с одной стороны, и о возможностях изменения ее величины — с другой.

Потребность в труде обладает двойственностью: ее можно изучать как со стороны собственников средств производства, так и со стороны собственников применяемой рабочей силы. В первом случае данная потребность предстает в виде потребности в рабочей силе как условии процесса производства, как потребности в функционировании в производственном процессе рабочей силы и как потребности в воспроизводстве рабочей силы как результате процесса общественного воспроизводства. Во втором случае потребность в труде выступает прежде всего в качестве важнейшего источника получения данным индивидом средств к существованию. Двойственностью потребности в труде объясняется и двойственный подход к ее рассмотрению в информационном аспекте. Так, с позиции процесса производства потребность в труде характеризует наличные трудовые ресурсы как условие процесса производства и функционирующую в процессе общественного производства рабочую силу как основу воспроизводства материального базиса хозяйства и его рабочей силы. С позиции собственника используемой рабочей силы, для которого реализация ее является источником получения средств к существованию, потребность в труде характеризуется возможностями применения рабочей силы в различных сферах общественного производства.

Рассматриваемая в масштабах общества потребность в труде имеет несколько важных составляющих:

— технико-экономическую, базирующуюся на технико-экономических отношениях, она характеризует квалифицированно-профессиональную структуру совокупной рабочей силы;

— организационно-экономическую, опирающуюся на организационно-экономические отношения и характеризующую организацию процесса общественного производства;

— политэкономическую, взаимосвязанную с системой производственных отношений и определяющую механизм удовлетворения потребности в труде;

— макрорегулирующую, связанную с системой макрорегуляторов общественных потребностей, с субъектами и механизмами процесса макрорегулирования в данном хозяйстве.

Проиллюстрируем место и роль потребности в труде в системе общественных потребностей следующей схемой.

труд это какая потребность человека. 7. труд это какая потребность человека фото. труд это какая потребность человека-7. картинка труд это какая потребность человека. картинка 7

Схема 7. Место потребности в труде в системе
общественных потребностей

Заштрихованные части в каждой из подгрупп общественных потребностей условно демонстрируют их взаимосвязь с потребностью в труде. Пересечение с подсистемой структурообразующих потребностей показывает технико-экономическую, организационно-экономическую и частично — политэкономическую составляющие потребности в труде. Пересечение с группой потребностей в результатах общественного производства подчеркивает роль потребности в труде в процессе общественного воспроизводства, а пересечение с третьей подсистемой потребностей данного общества дает представление о мере удовлетворения индивидуальных потребностей членов общества, источником реализации которых служит их участие в процессе общественного вос­производства.

Особенностью потребности в труде в отличие от других групп общественных потребностей является ее ярко выраженный социальный характер. В зависимости от способа реализации индивидом своей рабочей силы, от его отношения к процессу формирования совокупной потребности в труде определяются:

— место данного индивида в социальной организации;

— его роль в общественном разделении труда;

— способы удовлетворения индивидом потребностей в предметах потребления;

— социально-культурные потребности индивида;

— модели его поведения в социуме, в том числе потребительское поведение;

— цели деятельности индивида.

От того, каким образом реализует индивид свою рабочую силу, зависит его социальная роль в данном обществе. Способ реализации индивидом своей рабочей силы напрямую связан с основным производственным отношением данной хозяйственной системы. Основным производственным отношением определяется круг возможных социальных ролей индивида в данной хозяйственной системе. Так, основное производственное отношение феодального способа производства очерчивает множество социальных ролей членов данного общества, среди которых резко противостоят две группы: феодальных собственников земли (они весьма неоднородны и объединяют представителей верховной власти, церкви как крупнейшего собственника монастырских земель и прочих землевладельцев, связанных с верховной властью сложной цепью общественных отношений) и находящихся в феодальной зависимости непосредственных производителей. В современных хозяйственных системах разнообразие социальных
ролей индивида возрастает по мере роста обобществления производства, накопления качественных изменений в отношениях собственности. В настоящее время, например, существует значительная армия чиновников всевозможных международных организаций, в чью социальную функцию входит контролирование той или иной социально-экономической проблемы (внешние долги, экология, торговые соглашения и т.д.) и представительство своих стран или компаний.

Итак, потребность в труде, будучи элементом системы общественных потребностей, характеризуется следующими особенностями:

— специфическим объектом, в качестве которого выступает процесс трудовой деятельности;

— ярко выраженным социальным характером;

— безграничностью в той части, которая связана с познавательной, творческой деятельностью;

— двойственностью: потребность в труде испытывает и хозяйствующий субъект, включающий непосредственно исполнителя в производственный процесс, и сам исполнитель.

[1] «Прогресс проистекает из основы экономики — труда, получения людьми новых знаний и естественной потребности жить лучше». Афанасьев С.Л. Будущее общество. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2000. С. 22.

[2] Дубянская Г.Ю. Экономико-статистический анализ заработной платы в России. 1991—2001 гг. М.: Финансы и статистика, 2003. 256 с.

Источник

Человеческий род не смог бы выжить без пищи, тепла, воздуха. Для нормального функционирования мы постоянно в чем-либо нуждаемся, нам что-то требуется. Получения желаемого доставляет удовольствие, приводит к ощущению радости жизни.

труд это какая потребность человека. 1556277825 piramida potrebnostej maslou. труд это какая потребность человека фото. труд это какая потребность человека-1556277825 piramida potrebnostej maslou. картинка труд это какая потребность человека. картинка 1556277825 piramida potrebnostej maslou

Что такое потребности

Ключевым словом в определении понятия потребности является «нужда».

С учетом данного определения нуждаемость, чтобы стать потребностью, должна отвечать следующим признакам:

Система потребностей также формируется по особым правилам:

Нужда характерна для всех живых существ на планете. Но, чем более развит вид, тем выше уровень потребностей. Дереву достаточно питательных веществ из земли, света солнца, дождевого полива. Человеку, как высокоразвитому животному требуется намного больше.

Чем старше человек, тем обширнее перечень того, что требуется. Младенец вполне обойдется без вещей, которые необходимы взрослому человеку.

Потребности – строго иерархичная структура, одни – первичны, другие-вторичны.

Поступки людей продиктованы наличием определенной потребности, которые являются основным мотиватором деятельности. Мотивация к получению желаемого двигает человека вперед, заставляет действовать. Все что создано людьми за всю историю человечества в политике, экономике, искусстве, науке – это результаты деятельности по удовлетворению потребностей.

Невозможность реализации потребностей может привести к зависимости от их значимости для индивида и к таким различным последствиям:

Таким образом, к потребностям следует прислушиваться и стараться их реализовать.

Какие потребности есть у человека

Основные потребности

Эта группа является жизненно важной для человека, как биологического вида. Базовые нужды делятся на две группы.

ФизиологическиеЭкзистенциональные
Дыхание, питание, жажда, сон, отдых, продолжение рода, жилище.Комфорт, социальная и правовая безопасность, наличие занятости и т.д.

Физиологические базовые потребности подлежат удовлетворению в первую очередь, так как без них невозможно само существование. Перечисленные вещи и явления присущи человеку с первобытных времен.

труд это какая потребность человека. 1556785411 3. труд это какая потребность человека фото. труд это какая потребность человека-1556785411 3. картинка труд это какая потребность человека. картинка 1556785411 3

Человек старается сделать процесс удовлетворения базовых нужд более комфортным. Если на начальном этапе развития человеческого рода одеждой служили шкуры животных, то сегодня для того, чтобы одеть нас работает целая индустрия.

Потребности экзистенции (существования) появляются по мере взросления индивида и определения им своего места в социуме.

Второстепенные потребности

Если группа первичных нужд необходима для выживания, заложена на генетическом уровне, то вторичные потребности обуславливают определенный уровень качества жизни человека и приходят, трансформируются с жизненным опытом.

В числе вторичных потребностей в теории выделяют следующие:

Таким образом, первичные потребности являются врожденными и обусловлены физиологией, а вторичные носят психологический характер и развиваются в течение всей жизни.

Виды потребностей

Потребности можно классифицировать по различным основаниям, которых в теории психологии достаточно много. Основные типы деления потребностей представлены в следующем разделе.

Если обобщить все имеющиеся теории, то следует выделить три базовых вида человеческих нужд.

Биологические или физиологические

В числе врожденных потребностей человека, заложенных на генетическом уровне, выделяются такие как:

Названные вещи необходимы любому живому существу. Этот набор потребностей практически не видоизменился со времен сотворения мира, поскольку с точки зрения физиологии, мы такие же как миллионы лет назад. Человек стремится к их реализации в первую очередь и незамедлительно.

Духовные

Экзистенциональные нужды исходят из системы общечеловеческих духовных ценностей, в их числе: красота, милосердие, умиротворенность, гармония, покой, искусство. Духовные потребности у каждой личности свои (в отличие от биологических) и меняются с течением времени и приобретением опыта.

В числе духовных потребностей выделяются следующие:

Реализация духовных потребностей может осуществляться через самые простые вещи. К примеру, человек уезжает на природу и сидит с удочкой, ловя рыбу. В это время он рефлексирует, успокаивается, приобретает душевную гармонию, удовлетворяя свою потребность в умиротворении и составлении планов на будущее.

Социальные

Этот вид потребностей направлен на понимание своего места в социуме, связан с коллективами людей, социальной и экономической активностью.

Примеры социальных потребностей:

Идентификация личности. Человек позиционирует себя как часть общества с общими присущими социуму или отдельной группе чертами. В тоже время он осознает себя индивидуальной единицей с набором конкретных качеств и характеристик.

Самоутверждение. Мы хотим быть довольны собой, теми действиями и поступками, которые совершаем. Также человеку важно ощущать себя значимым в обществе, пользоваться уважением и одобрением со стороны других людей.

Альтруистические устремления. Индивид гордится поступками, направленными на оказание помощи и содействия другим людям или живым существам. Он нуждается в том, чтобы быть нужным, полезным, даже в условиях отказа от собственных интересов.

Все перечисленные виды потребностей взаимопроникающие, они дополняют друг друга, одни вытекают из других. Например, удовлетворив духовную нужду в получении профессии, мы стремимся достичь в работе успехов, за которые нас похвалят, а это уже социальная потребность.

труд это какая потребность человека. 1556786653 4. труд это какая потребность человека фото. труд это какая потребность человека-1556786653 4. картинка труд это какая потребность человека. картинка 1556786653 4

Классификации потребностей

В теоретической психологии предлагается множество классификаций потребностей. Одну из них мы уже рассмотрели выше: физиологические, социальные и духовные, это основные группы потребностей.

Зарубежные исследователи не столько классифицировали потребности, сколько предлагали их конкретный список.

Некоторые ученые выделяли в самостоятельную группу так называемые невротические потребности, отсутствие удовлетворения которых способно привести к психическим заболеваниям. В их числе: отсутствие социальной и межличностной справедливости, потребность в поддержке и эмпатии, в признании, в обладании чем-либо.

В России принята классификация потребностей, которая делит их на следующие уровни:

Как видим, количество потребностей человека многочисленно, полного их перечня на сегодня нет, имеются только обобщенные группы и виды. Самой известной теорией, расставившей все виды нужд человека в порядке приоритетности является «Иерархия потребностей Абрахама Маслоу».

Психолог нарисовал целую пирамиду, где потребности обозначены в порядке их возрастания. Вот как она выглядит.

труд это какая потребность человека. 1556787544 5. труд это какая потребность человека фото. труд это какая потребность человека-1556787544 5. картинка труд это какая потребность человека. картинка 1556787544 5

Маслоу уверял, что пока человек не удовлетворил потребностей самой широкой части пирамиды, он не будет стремиться к получению благ с высших уровней. К примеру, если человек голоден, то ему не до общественного признания. Голод он рассматривал не только применительно к пище, но и ко сну, жажде, сексу и т.д.

В обратную сторону это правило у Маслоу не работает: индивид, реализовавший потребность в уважении и признании все равно нуждается в пище и сне.

Теории ученых

Потребности являются одним из ключевых понятий в психологии, поскольку на них завязаны и мотивы поступков человека, и формирование образа жизни и наличие невротических переживаний. Теорий проблем потребностей в мире достаточное число.

Суммируя имеющиеся знания обозначим природу потребности, как ее понимали разные ученые:

Изучением природы потребности мыслители занимались и до фундаментальной науки. Так, индийские йоги первыми обозначили наличие у человека семи чакр, каждая из которых отвечает за удовлетворение конкретной потребности. Философы Демокрит и Платон считали нужды людей основным двигателем прогресса, позволившим сформировать привычку к труду и внятную речь.

Платон первым разделил потребности на низшие (физиологические) и высшие (духовные), полагая, что последние должны усмирять первые. Ученый полагал, что возникновение государственности обусловлено необходимостью организации людей для разделения труда с целью наилучшего удовлетворения потребностей.

В России проблемами возникновения и реализации благ занимались М. Ломоносов и Н. Чернышевский, который обосновал взаимосвязь между познавательной деятельностью человека и его потребностями.

Но как отдельная тема в науке проблема потребностей обозначилась в начале 20 века. Фундаментальную системную работу впервые провел А. Маслоу, американский ученый, который и придумал пирамиду потребностей.

Мы от животных отличаемся умом,

Но вот инстинкты в нас порой сильнее.

И коль собаки ты последней голоднее

Иль секса долго не имеешь,

То вряд ли сможешь думать о другом,

О более возвышенном, святом.

Как зверь на всех бросаться будешь,

О принципах морали позабудешь.

В грехи тягчайшие готов впадать,

Чтоб только плоти потакать.

Теория Маслоу является основополагающей, но в то же время ее отдельные постулаты подвергаются сомнению. К примеру, как объяснить подвиги солдат во время войны? Голодные и холодные, они шли в бой ради великой духовной цели – победы. Большинство ученых сходились в мнении о том, что потребность является единственным мотиватором для активной деятельности и движет общество вперед.

труд это какая потребность человека. 1556278062 2. труд это какая потребность человека фото. труд это какая потребность человека-1556278062 2. картинка труд это какая потребность человека. картинка 1556278062 2

Формирование потребностей человека

С учетом рассмотренной классификации потребностей можно говорить об особенностях их формирования. Базовые физиологические потребности являются врожденными, переданы нам на генетическом уровне. Человек с ними проживает до самой смерти, без их получения он погибает физически.

Такие потребности нельзя запретить, или насадить насильственно. Первичные нужды не могут быть плохими или хорошими, чистыми или грязными. Недостойными можно считать только способы и методы их удовлетворения. К примеру, человек использует вместо туалета общественное пространство.

Первичные духовные потребности также появляются на свет вместе с человеком. Наличие в жизни любви, близких людей, гармонии, самореализации обязательны для его психического здоровья. Конечно, без перечисленных благ человек не погибнет, но надолго застрянет в рефлексии и фрустрациях.

Вторичные потребности формируются у индивида в несколько этапов.

Младенчество

Все физиологические нужды малышу обеспечивают его родители. Поскольку у ребенка происходит контакт со взрослыми у него еще до полугода возникают социальные потребности: он улыбается, разглядывает погремушки, идентифицирует мать и отца.

Ранее детство

Дошкольный период, младший школьный возраст

Подростки

На базе оформившейся сексуальной потребности появляются нуждаемость в лице противоположного пола, романтических переживаниях. Нуждаемость в коммуникациях смещается в сторону ровесников, друзей. Родные отходят на второй план.

Считается, что к окончанию подросткового возраста все основные потребности у человека уже оформлены. Дальнейшее их развитие происходит через изменение их содержания и способов достижения.

Источник

Труд, как осознанная необходимость. Составитель, Н.Ивахненко.

Труд, как осознанная необходимость

Как передает корреспондент «Нового Региона», социологи Всероссийского центра изучения общественного мнения выяснили, что для населения одним из важнейших стимулов в работе является заработная плата. Две трети респондентов работают исключительно ради денег. И лишь 14% от числа опрошенных заявили, что работа им «важна и интересна сама по себе, независимо от оплаты».(1)
Прочитав эти строки, невольно вспомнила слова Н.К.Рериха: «Труд, великое творчество, высокое качество поднимут поникший дух человеческий. Мыслитель сказал: «Молитвенно примем дар труда».(2)
Захотелось глубже разобраться в этой проблеме. Оказалось, что Российская энциклопедия по охране труда утверждает:
«Труд — целесообразная деятельность человека, направленная на приспособление среды обитания для удовлетворения своих потребностей; на превращение материальных и интеллектуальных ресурсов в нужный для личного или общественного потребления продукт, на производство товаров и услуг. Труд является основой жизнедеятельности и развития человека. Продукт труда может быть выражен в стоимостной, денежной форме как полученный в результате его реализации доход или заработок».(3)
Л.С.Шаховская Л. С. (4) в монографии «Мотивация труда в переходной экономике» пишет:
Для человека, как существа биосоциального, труд, безусловно, прежде всего, необходимость выживания в любые исторические эпохи. Отсюда и приоритет материального производства над всеми остальными видами человеческой деятельности на протяжении длительных тысячелетий. В этом смысле труд — это всегда (и в первую очередь) материальная потребность. Общественно полезный характер труда (даже если он осуществляется индивидом в сугубо личных целях) одновременно делает его духовной потребностью человека (даже если он этого не осознает или не желает). В самом деле, именно в процессе труда человек выражает себя среди себе подобных, а разделение труда и его кооперация вовлекают его помимо воли в процесс общественного воспроизводства.
Труд как мотив деятельности человека — это, вероятно, один из немногих мотивов (если вообще не единственный), в котором неразрывно слиты воедино материальное и духовное начала, необходимость и потребность, производственные отношения на уровне личности и общества. Труд на себя и труд наемный при определенных условиях может быть подневольным в тех случаях, когда он не свободен от внешнего принуждения обстоятельствами или кем-то (чем-то), а при других (владение собственностью) может быть свободен даже в условиях найма.

С другой стороны, труд как способ самовыражения в человеческом сообществе, всегда разный по количеству и качеству, всегда индивидуален по форме проявления, как неодинаков и индивидуален его субъект. Особенно четко это проявляется в конкретных формах труда, осуществляемых разными людьми. Какой бы вид конкретной деятельности мы ни взяли, результаты труда всегда индивидуальны по содержанию. Кстати, в нематериальной сфере это проявляется достаточно зримо: труд педагогов (врачей, менеджеров, переводчиков, библиотекарей, официантов, следователей и т. д.) отличается от труда других коллег своей индивидуальностью, своим «почерком». В этом проявляется духовное начало труда, что имеет свои объяснения. Во-первых, это связано с индивидуальными способностями субъекта труда и тем, насколько они совпадают с возможностями, предоставляемыми обществом для их развития. Во-вторых, с индивидуальными предпочтениями потребителей результатов труда (товаров и услуг).
Другими словами, труд как мотив деятельности, в котором соединены материальные и духовные черты, — это всегда необходимость обеспечения человеку достойного существования. Итак, труд как мотив деятельности — это необходимость. Труд как объект потребности человека — явление более глубокое, связанное с социальной сущностью человека.
Очевидно, что не всякий труд является потребностью. Выше мы уже отмечали, что наемный труд высокой квалификации, творческий по содержанию, совпадающий со способностями работника, внутренне свободен от эксплуатации и принуждения.
В то же время труд предпринимателя, будучи свободен от эксплуатации, поскольку он является собственником средств производства, может быть не свободен (и обязательно не свободен) от внешнего принуждения.
В первом случае (с наемным работником) такой внутренне свободный труд является не просто мотивом деятельности, он органично перерастает в потребность — первую жизненную потребность человека. Речь не идет о труде ради самого труда как самоцели. Труд как потребность ничего общего не имеет с «трудоголизмом». Здесь речь идет о труде как о естественном способе существования человека, о форме его самовыражения в труде и с помощью труда.Труд как потребность — не цель для человека, а интерес. Границы между рабочим и свободным временем в труде — потребности — размыты.
Во втором случае (речь идет о собственнике-предпринимателе) труд может вовсе не являться потребностью души, поскольку здесь тоже интерес, но уже другого свойства — материальный, а цель — сохранение и приумножение собственности как средства существования и экономической независимости.
Потребность в труде проявляется как отношение человека к труду и, как мы убедились ранее, не имеет значения, наемный это труд или «на себя», поскольку на той ступени развития цивилизации, когда он превращается в первую жизненную потребность, он уже не просто труд, он — деятельность — всегда творческая и всегда общественно значимая.
Только человек может находиться в состоянии трудового экстаза, и только благодаря этому он способен утвердить, еще и еще раз, и так постоянно, в самом себе постоянно опосредующуюся суть — сущность человека (смысла жизни как таковой). Исходя из этого, труд (трудовой процесс) как следствие человека и обратное есть не что иное, как осознанная необходимость, перешедшая в действие.(4)
Н.К.Рерих нередко обращался к теме труда. Так, в томе 1 «Листов дневника» помещены две замечательные статьи, посвященные этому вопросу:

А вот, что писала о труде Е.И.Рерих:

Друзья мои, трудитесь в напряжении всех сил, ибо лишь на пределе напряжений приходят новые возможности. Законы во всем одинаковы, и мы знаем, что новые энергии рождаются на пределе сильнейших напряжений. Потому повышение деятельности и обострение сил дадут вам достижение красоты (Е.И.Рерих Письма Т.1,1929г.).
Следует подчеркнуть значение действия или труда для пробуждения и развития психической энергии, ибо психическая энергия нуждается прежде всего в упражнении. Нельзя ограничивать ее случайными порывами, только постоянный, систематический или ритмический труд может настроить ток ее. Правильный обмен психической энергии основан на ритме. Подчеркните всю губительность лени, которая, останавливая в нас действие психической энергии, тем самым разрушает всю нашу эволюцию, приводя, в конечном результате, к полному разложению. Ведь теперь уже начинают замечать, что самые занятые люди наиболее долговечные при условии ритма в их труде и без чрезмерного отравления организма ядами. Следует указать, что в каждый труд должно быть внесено начало полной сознательности. Также устремление к улучшению качества каждого труда и каждого действия является лучшим методом для роста и нагнетения психической энергии. (14.05.37 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.2)
Также следует еще больше подчеркнуть значение труда, этого важнейшего краеугольного фактора нашего существования. Можно припомнить мудрое пояснение библейской легенды: «Посмотрим, как искажена легенда об уходе Адама из Рая. Бог его проклял наставлением о труде в поте лица. Странный Бог, проклинающий трудом! Разумное Существо не может угрожать трудом, который есть венец Света. Что же лежит в основе этой легенды? Когда человек, благодаря женской интуиции, пришел к одолению сил природы, тогда его напутствовал Руководитель. Главное напутствие было о значении напряженного труда. Это скорее благословение, нежели проклятие. Упоминание пота есть символ напряжения. Нелепо думать, что пот явление только физическое. При мыслительной работе исходит особая эманация, ценная для насыщения пространства. Если пот тела может удобрять землю, то пот духа восстанавливает прану, химически претворяясь в лучах солнца. Труд – венец Света. Надо, чтобы учащийся школы помнил о значении труда как фактора мироздания. Последствием труда будет твердость сознания» (22.03.35 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.1).
Мне очень хотелось бы, чтобы Вы еще сильнее подчеркнули труд как главный фактор воспитания духа, причем указали бы, главным образом, на значение качества его. Также на совершенную необходимость умственного труда, ибо если пот физического труда питает землю, то пот умственного труда претворяется лучами солнца в прану и дает жизнь всему сущему. При осознании этого значения умственного труда, явится и должное уважение к мыслителям, ученым и прочим творцам.
Лишь умственный труд дает нам и расширение сознания и тем приобщает к дальним мирам, ко всему Космосу, и устремляет к радости беспредельного совершенствования. Именно, нужно воспитывать в себе радость беспредельному совершенствованию.
Пусть дети называют себя героями и применяют к себе качества замечательных людей. Пусть дадут им книги четкого изложения, где без примирительных смазываний будет очерчен Облик труда и воли. Даже для медицинских целей этот бодрый зов жизни незаменим. (11.10.35 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.2)
….на Востоке говорят, что мы «должны сеять, не думая о результатах». Я понимаю это так – мы должны научиться исполнять нашу работу как можно лучше, из любви к самой работе, но не к результатам ее. Только тогда работа наша будет прекрасна. Ключ ко всем достижениям лежит в этой бескорыстной любви к каждой работе, к каждому труду, выполненному нами (27.01.33 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.1).

Учение Живая Этика о труде

Урусвати знает неутолимую жажду делания. Невозможно внушить это стремление искусственными мерами. Оно должно сложиться в глубине сознания, как следствие многих жизней. Нужно особенно беречь такие достижения. Названное делание не только полезно самому деятелю, но оно творит атмосферу, которая побуждает к здоровому труду.
В честь труда сложены величественные гимны и написаны возвышенные трактаты. Все это правильно и сделано во благо. Представьте себе труженика, пожизненно прикованного к неизменному станку. Услышать можно, как в древности гребцы приковывались на кораблях, и рабы влачили за собою цепи колеса. Теперь цепи неуместны, но зато изобретены оковы более прочные.
Иначе могут зазвучать гимны труду, напетые у одного и того же каждодневного станка. Многие из таких тружеников даже лишены продвижения. Мастерство должно быть дано каждому человеку. В рукодельных творениях человек познает вечное совершенствование.
В каждом своем состоянии человек может приобщиться к какому-то ремеслу. Это мастерство сохранит человеку молодость мышления, — оно преобразит дом в очаг прекрасный. Сколько независимости создает вольное мастерство! Люди любят примеры; в разных веках можно наблюдать за развитием свободного мастерства. В нем и гимны труду споются звучнее и сколько полезных улучшений произойдет.
Мы говорили, что ритм труда есть своеобразная йога. При каждой йоге нужно устремление и восхищение. Эти цветы растут в саду мастерства. Возлюбив мастерство, человек полюбит и каждый труд, и тем ближе будет он и к Нам.
Мыслитель наставлял, что тот труд ведет к совершенствованию, который имеет в себе красоту. (Н. 500)
После подробностей обихода нужно обращаться к явлениям великого движения. Уявление великого потока принесите к вашему рабочему станку и окрылите ваш труд. Как же иначе вольете совершенную технику в ваши изделия? Насыщенность трепета возможностей даст ритм работе. От каждого зерна, сознательно уявленного, подымается серебряная нить к дальним мирам. (О.135)
Прочие области труда человеческого также не могут отрешиться от Начала Высшего. Труд земледельца не будет расширяться, если он будет рабом поденным. Каждая работа имеет творческую область. Мысль земная свяжет земными пределами, но эволюция содержит в себе и Высшее Начало.
Пусть будут написаны книги по разным областям труда. Пусть в них сравнивается труд рабский, ограниченный, с трудом вдохновенным и беспредельным. Нужно показать во всей научности, какие возможности открываются при обновлении качества труда. (А.301)

Труд ненавидимый является бедствием не только для неудачного работника, но он отравляет всю окружающую атмосферу. Недовольство работника не позволяет находить радость и совершенствовать качество. Кроме того, империл, порождаемый раздражением, усугубляет мрачные мысли, умертвляя творчество. Но может возникнуть определенный вопрос — как поступить, если не каждый может найти труд соответственно призванию? Несомненно, много людей не может приложить себя, как хотело бы. Существует лекарство, чтобы возвысить такое увядание. Научные достижения показывают, что поверх каждодневности существует прекрасная область, доступная всем — познание психической энергии. Среди опытов с нею можно убедиться, что хлебопашцы часто обладают хорошим запасом энергии. Также и многие другие области труда способствуют сохранению силы. Потому среди самой различной работы можно найти мощь возвышающую. (Бр.92)
Следует сказать человеку — не обессиливай себя; недовольство, сомнение, саможаление поедают психическую энергию. Явление труда отемненного — ужасное зрелище! Можно сопоставлять следствия работы светоносной и работы отемненной, когда человек сам себя обокрал.
Считаю, что наука должна и в этом вопросе помочь. Уже существуют аппараты для измерения давления крови, также будут аппараты для сопоставления отягощенного или вдохновленного состояния организма. Можно убедиться, что человек, не поддавшийся влиянию трех указанных ехидн, работает в десять раз лучше; кроме того, он сохраняет иммунитет против всех заболеваний. (А.303)
Урусвати знает, что Мы поощряем мастерство во всех областях труда. Каждый может иметь свое искусство, каждый должен приложиться к совершенствованию. Пусть эти попытки будут не очень удачны, но они все-таки помогут найти новое сосредоточение. Мы, во время Нашего пути, постоянно проводили в жизни усовершенствование не только ремесел, но и искусства. Мы учили новым химическим сочетаниям. Мы поощряли керамическое и резчицкое искусства. Мы даже учили охранять пищевые продукты. Говорю об этом, чтобы напомнить о разнообразии подходов к эволюции. (Н.298)
Если люди не умеют различать движения вещества Бытия, то все же они отлично могут творить в пределах мастерства своего. Древние говорили — «подождем среди труда». Каждое мастерство будет лучшим закалом терпения и это вполне в силах человеческих.
Наши труды пусть будут напоминанием о действенном терпении. Терпение даст и отчетливость работы. В высоком качестве труда поймем и значение гармонии.
Мыслитель говорил: «Мне хочется, чтобы в каждом труде звучали струны пространства. Великая музыка есть действие Наших Покровительниц Муз». (Н.411)
Надо и животным работать, потому как сознательно надо применить труд человеческий! Различать труд не будем. Различие лишь по сознательности и бессмысленности. (Оз.3-VI-14)
В сознательной общине место есть для каждого труда. Может каждый выбрать труд по желанию, ибо каждый труд изощрен новыми достижениями. Нет скуки механического выполнения, ибо работник является в то же время испытателем. Он понимает значение задачи, чтобы, не нарушив общий комплекс движения, внести совершенствование работы. Решительно каждый находит работу по себе и по желанию может изменять ее. Таким образом, нужно желание работы и раскрытое сознание, при котором каждый труд становится увлекательным. Ведь работа идет для будущего, и каждый несет лучший камень. (О.202)
Каждый общий труд содержит много сторон, которые отвечают различным способностям. Разве тесно поле труда? Разве не весело чувствовать около себя истинных сотрудников? (Бр.108)
Сознание — «все могу» не есть хвастовство, но лишь осознание аппарата. Самый убогий может найти провод к Беспредельности, ибо каждый труд в качестве своем открывает затворы. (О.102)
Сколько незаметных трудов в физическом мире дает прекрасные следствия в тонком состоянии — так широко нужно оценивать труды. Часто, казалось бы, отвлеченное производство дает самые конкретные нахождения и, казалось бы, самые точные исчисления дадут лишь опыт терпения. (С.116)
Пусть несовершенство неизбежно, но, все-таки, существуют отрасли труда, воплощающие добро в полном его значении. Разве труд земледельца не добро? Разве творчество прекрасное не добро? Разве мастерство высокого качества не добро? Разве знание — не добро? Разве служение человечеству — не добро? (Бр.261)
После труда работник и добрее, и терпимее. Много усовершенствования происходит в труде. В труде эволюция! (А.323)
Мы посылаем мысль о добре, о труде, о действии. Не может быть добра без действия. Не будет добра там, где нет труда. Не будет добра, когда нет противодействия злу. (Н.57)

Психомеханика будет верным определением приложения психической энергии. Можно заметить интересные опыты при фабричном труде. Каждый опытный работник знает, что машины требуют отдыха. Трудно ближе определить это явление, но оно значительно знакомо даже тем, кто не имеет понятия о психомеханике. Нам приходилось делать опыты на ткацких фабриках, где имеются сотни станков и до сотни довольно опытных работников. Станки просили отдыха вне разрешаемой пропорции, вне зависимости от опытности ткача. Подвергая ткачей психическому испытанию, можно было ясно видеть, что в руках, обладавших психической энергией, станки менее нуждались в отдыхе; как бы живой ток сообщался станку и удлинял его жизнеспособность. Эта живая координация между работником и станком должна быть применена в общинах труда. Можно достигать этого выгодного условия лишь при изучении психомеханики. Государственная задача вызвать к жизни наиболее производительные условия, принимая меры и направляя ученых к облегчению жизни коллектива вплоть до анонимности. (О.176)
Каждый труженик имеет право на улучшение своей области работы. Пусть это будет не только правом, но и обязанностью. Каждый труд может быть улучшаем. Такое творчество улучшения будет радостью работника. Можно представить, что государство должно ободрять и поощрять каждое улучшение производства. Всякая работа в своих приемах может быть беспредельно улучшаема. Не только великие изобретатели имеют удел обогащать человечество, но каждый участник работы своим опытом нащупывает новые возможности и приспособления. (А.510)
Нельзя назвать ни одной отрасли труда, где бы человек мог считать себя уединенным, потому кооперация делается как бы наукою жизни. Каждое законодательство должно уделить большое место кооперативному началу. Пусть каждая отрасль будет защищена твердыми законами. Жизнь многообразна, и сотрудничество не может быть обусловлено одним выявлением. Тонкие энергии привходят в каждый труд и должны быть очень осторожно обережены законами. (А.423)
И войдет в чистый труд высокое качество через любимое мастерство. Утвердится во всей жизни качество прекрасное. Так будем утверждать любимое мастерство, которое вознесет всю жизнь. Наука, укажи качество лучшее. Наука, привлеки сильнейшие энергии. Знание духа пусть сияет над каждым рабочим станком. (О.10)
При разрастании областей труда качество сделалось особенно насущным. Сотрудничество разных областей потребует и одинакового высокого качества — это относится как к умственному труду, так и к физическому. В области умственного труда заметно расхождение устремлений. Мнения могут быть различны, но качество их не должно быть уродливо. (Бр.301)
Сам Великий Путник принимал человеческое достоинство и знал из Учений Индии, что никто не может поколебать дух человеческий. Еще Он учил о качестве подвига: «Каждый улучшающий качество труда своего, уже совершает подвиг. Даже если он действует ради себя, он не преминет принести и другим пользу. «Труд имеет качество в себе такое, что любой получит от него пользу. Не только в земном мире радуются качеству труда, но и в Тонком Мире наблюдается особое внимание к прекрасному труду.
И еще говорил: «Вы по восходу судите обо всем дне. Вы замечаете, когда восход облачен или ясен, когда солнце красно или туманно. Также и в жизни уже с детских лет можно предвидеть развитие существа человека. Можно наблюдать как заложено в нем все, что обнаружится позднее. Кто любит с детства трудиться, тот и останется тружеником».
Природа труда или праздность заложены в прошлых жизнях. Многие пребудут в Тонком Мире и не научатся радоваться труду. Утверждаю, что качество труда складывает и дальнейшее восхождение. Ошибочно думать, что лишь цари восходят, а пахари нисходят. Качество труда может быть достигаемо в любом состоянии. Также учил Он о превосходстве знания над невежеством. Знание есть следствие великого труда. (Н.174)
Когда спросят — «как провести час трудный?» Скажите — «только в ожидании, только в устремлении к Учителю или в труде». Скажите — «истинно, во всех трех мерах». Также труд должен быть, как бы укладка всех ценностей в дальний путь. Качество труда открывает врата сердца. (С.406)
Урусвати знает значение труда. Называют труд молитвой, радостью, восхождением. Много определений существует этому напряжению психической энергии. Люди могут пользоваться естественной дисциплиной в труде. Поистине, пранаяма проявляется в ритме труда. Не может быть такого труда, который бы не подлежал совершенствованию. Усовершенствование может принадлежать любой области. И напрасно люди полагают, что многие отрасли труда устрашают своей рутиной. Опытный мастер развивает и усовершенствует каждое свое движение.
Но нужно обратить внимание на один показательный признак. Люди часто сопровождают труд песней или говором, как бы ободряя себя. Кроме таких явных проявлений существуют еще так называемые шептания. Они представляют нечто среднее между мыслью и словом. Человеку кажется, что он ничего не произносит, но у него все же складываются неразличимые, внешние шептания. Такие ритмические шептания подлежат изучению. Они не только являют природу человека, но и показывают насколько психическая энергия участвует в каждом труде.
Иногда шепот не имеет прямого отношения к самому труду. Нередко человек, точно бы рассказывает себе какие-то новые истории. Может быть, напряженная энергия пробуждает из «чаши» давние воспоминания? Такие опыты надо исследовать, ибо в них могут проявляться черты давних жизней.
Также нередко, во время труда, человек шепчет числа или алфавит, или имя, которое не знакомо ему. Каждое такое проявление имеет крупное значение и сам труд принимает облик величественный, Мы можем подтвердить это на собственном примере. Мыслитель не раз прислушивался чем люди сопровождают труд. (Н.297)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *