Ts ai lun что изобрел
Цай Лунь
Цай Лунь (蔡伦) (50–121), китайский сановник династии Хань, изобрел бумагу.
До изобретения Цай Луня для записей в Китае использовали скрученные в свитки полоски из бамбука, свитки из шелка, деревянные и глиняные таблички и т. д. Наиболее древние китайские тексты («цзягувэнь»), сделанные на черепашьих панцирях, датируются II тысячелетием до н. э. (время правления династии Шан).
Бумагу сначала делали из шелка, который изготавливали из бракованных коконов шелкопряда, а позже стали использовать пеньку.
Что он сделал. Для начала он растер волокна шелковицы, древесную золу, тряпки и пеньку. После смешивания с водой образовалась масса, которой он заполнил форму (деревянная рама с ситом). После продолжительной сушки на солнце эту массу разглаживали с помощью камней. Так получались прочные листы бумаги. За это изобретение император пожаловал Цай Луню высокий титул и солидное вознаграждение.
После изобретения Цай Луня запустилась цепочка усовершенствования бумажного производства в Китае. Для повышения прочности стали добавлять крахмал, естественные красители и т. д. Разработанная Цай Лунем технология производства бумаги состояла в следующем: кипящая смесь из пеньки, коры тутового дерева, старых рыболовных сетей и тканей превращалась в пульпу, после чего ее растирали до пастообразного однородного состояния и смешивали с водой. В смесь погружали сито в деревянной раме из тростника, вычерпывали ситом массу и встряхивали, чтобы жидкость стекла. При этом в сите образовывался тонкий и ровный слой волокнистой массы. Эту массу затем опрокидывали на гладкие доски. Доски с отливками клали одна на другую. Связывали стопку и укладывали сверху груз. Затем затвердевшие и окрепшие под прессом листы снимались с досок и сушились. Изготовленный по такой технологии бумажный лист получался легким, ровным, прочным, менее желтым и более удобным для письма.
А какова была судьба изобретателя столь судьбоносного изобретения?
Финал жизни великого изобретателя был печальным. Евнухи являлись активными участниками всякого рода придворных интриг. В одной из таких интриг при очередном императоре Цай Лунь потерпел поражение. Пришлось выпить яд…
Несколько веков технология изготовления бумаги держалась китайскими мастерами в секрете. Но в 751 г. наместник багдадского халифа в Самарканде во время военной экспедиции к границам Китая захватил в плен двух китайцев — бумагоделов — и устроил с их помощью бумажную фабрику. Есть легенда, в которой изобретателем бумаги являлся некий раб. Самаркандскую бумагу стали делать в Багдаде, Дамаске и других городах Востока, который по уровню культуры превосходил Европу. Дамаск сделался центром вывоза бумаги в Европу. Бумагу в Средние века в Европе называли «дамасский лист». В качестве сырья для производства бумаги арабы стали использовать тряпье. Его очищали от грязи, сортировали, резали, варили, промывали, затем разделяли на волокна и, разбавляя водой, изготавливали смесь, из которой и получали бумажные листы. Другое сырье требовало и других приемов производства, поэтому арабы внесли ряд усовершенствований: человеческий труд заменили водяной силой, а ступы для разделения волокон — мельничными жерновами; в отливных формах вместо бамбуковых прутов и тряпичных переплетений стали использовать железную проволоку. Для проклейки бумаги использовали крахмал, изготовленный из пшеничной муки. Отдельные листы бумаги арабы склеивали, получая свитки длиной до 50 метров.
Только в XII в. собственные бумажные «мельницы» появились в Испании, Италии, Франции, а позже — и в других странах. Россия долгое время пользовалась привозной бумагой, а сама начала производить ее лишь в XVI–XVII вв.
Гробница и мемориальный комплекс находятся в в уезде Ян провинции Шэньси (陕西省洋县龙亭铺) и являются объектом культурного наследия высшей категории.
Фамильный мемориальный храм и парк в честь Цай Луня находится в местечке Лэйян, города Хэнъян провинции Хунань( 湖南省衡阳市耒阳市 )
История бумаги. Начало
В истории бумаги закрепился миф о первом изобретателе, министре при нескольких китайских императорах по имени Цай Лунь (Tsai-Lun). Произошло это, якобы в 105 году нашей эры. Эта дата стала известна благодаря хронике, изданной в 450 году, через 3,5 века! Обобщая известную сегодня информацию, мы можем с определённостью сказать, что элементы технологии производства бумаги были известны и до Цай Луня. Так как бумага относится к материалам, которые интенсивно разрушаются под влиянием природных факторов, вещественных свидетельств той, самой первой бумаги, конечно не осталось. На территории центрального Китая в 1978 году обнаружены образцы бумаги, изготовленной, как оценивают учёные, в период 73- 69 годов до нашей эры. Это вероятно, самая древняя, дошедшая до нас, бумага. Сегодня есть данные о том, что бумага могла возникнуть не как материал для письма, а как материал для одежды, вероятно более насущной для людей в давние времена.
Безбумажная письменность
Только около 20 000 лет назад люди начали фиксировать свои мысли для сохранения их и передачи другим. Это были изображения животных, каких-то картин из жизни на камнях или каменных стенах пещер, потом назвали петроглифами. Десять тысячелетий насчитывает возраст скульптур, сосудов, дошедших до нас. Желание ускорить фиксирование и передачу информации, привело людей к придумыванию условных значков, упрощению изображений. Возник шрифт, который унифицировал процесс фиксирования и передачи информации. Появились иероглифы, буквы. Изображения, которые можно отнести к зачаткам писменности имеют возраст 5000–6000 лет.
Наряду с заботой о пропитании и защите себя от непогоды и хищников, люди стремились запечатлеть волнующую их информацию, передать впечатления другим или оставить себе на память. Возникала также потребность в длительном сохранении постоянно используемой информации, например культовой, распорядительно – законодательной. Стремление к облегчению формирования сообщений привело к использованию специальных носителей – каменным, деревянным, медным плиткам. Плитки составили важный этап в развитии письменности.
Древнейшие из упомянутых плиток найдены в Месопотамии. Покрытые клинописью и иероглифами дощечки использовали египтяне и шумеры за 4000 лет до Рождества Христова. Позднее, за 1500 лет до н.э., законы Моисея были высечены на каменных плитах (скрижалях). Каменные плиты позднее были заменены рукотворными глиняными. Одно из творений древнегреческого поэта Гомера — поэма “Иллиада” была выгравирована на свинцовых пластинках, считается, что это примерно IX-VIII век до нашей эры. В Индии для записи законов и важных государственных документов пользовались нередко медными пластинками. В Древней Греции, а позднее в Риме получили распространение деревянные дощечки, покрытые слоем воска. Вощёные дощечки использовались в Европе ещё долгое время после того, как появились другие более удобные, хотя и более дорогие материалы для письма. В Новгороде из культурных слоёв земли, датируемых ХI – ХIV веками извлечено большое количество берестяных грамот с записями, сделанными острыми костяными стержнями.
Изменения в используемых носителях, влияло и на инструменты для письма и на используемые шрифты. На влажных глиняных дощечках можно было писать деревянными палочками. Писали клинописью, то после того как позднее персами стал использоваться более удобный эластичный материал – сырые кожи животных и для письма на них уже используется упрощённый шрифт, приближенный к буквенному. Израильтяне в 10 веке до н.э. во времена правления Давида использовали кожу овец и коз.
Самым известным материалом древности для письма был папирус. Старейший, найденный в египетских гробницах папирус хранится в Парижской Национальной библиотеке и датируется примерно 3500 годами д.н.э. Производился папирус в виде листов или свитков из тросника с таким же названием и это уже был продукт определённой многоступенчатой технологии производства. Писали на папирусе чернилами на основе сажи и воды, которая немного загущалась растительным гуммиарабиком. Для письма пользовались тросниковым грифелем, который на кончике расщеплялся. Это уже было близко к гусиному перу, которым писал Пушкин! Производство папируса просуществовало до 10 века. В странах средиземноморья он использовался четыре с половиной тысячелетия!
Когда Птолемей запретил вывоз папируса из Египта, создавая книгохранилище в Александрие, возникла потребность в альтернативном материале. Он был получен незамедлительно, это был II век нашей эры, в сирийской Пергаме. Там стали выделывать шкуры телят, коз, овец, подвергая их щелочной обработке. Выделка кож для письма в ту пору уже давно была известна. В более древние времена ионийцы, например, писали на бараньих и козьих шкурах, с которых только соскабливали шерсть. Пергамент же был более усовершенствованным материалом, на котором писали с двух сторон. Использование и производство пергамента было широко распространено ещё в средневековой Европе XII-XIII веков. На нём писали в течение 1200–1500 лет. И хотя в XXII веке в Испании появились первые бумажные мельницы, в Европе ещё не было потребности в бумаге. Обходились пергаментом.
К созданию бумаги разными путями
Человечество подступалось к созданию бумаги постепенно и сразу из разных географических регионов. Материалы для письма из растительного сырья определялись природными условиями этих регионов. В колыбели человечества — Африке египтяне использовали нильский тросник – папирус. Здесь возник материал для письма, который назвали папирусом. А за тысячи километров от Нила, в Центральной и Южной Америке, примерно на той же широте, писали на коре и лубе, т.е. подкорковом слое деревьев, в государствах, созданных народами мая, ацтеков. Этот материал назывался “тапа”. От “тапа” до бумаги технология должна была сделать три шага. Это выводы немецкого исследователя Ханса-Юргена Вольфа (Hans – Jurgen Wolf “Geschichte des Papiers”, 2012).
Шаг 1. Использование, имеющего значительную площадь лубяной материал деревьев, покрытый составом для придания материалу свойств материала для письма. Это “тапа”.
Шаг 2. Переработка маленьких полосок луба c их перекрёстным соединением (известно, например, у ацтеков).
Шаг 3. Измельчение луба до отдельных волокон, их соединение с помощью воды и получение бумаги. Это уже собственно производство бумаги.
Материал для письма особенно был востребован в урбанизированных высококультурных цивилизациях, которые возникли в Египте, Юго-Восточной Азии и Центральной и Южной Америке. Эти цивилизации характеризуются наличием объединяющего начала в виде трёх элементов: языка, как средства коммуникации, письменного шрифта и материала для письма. Некоторые специалисты полагают, что “тапа” первоначально использовалась для изготовления одежды. Одежду из “тапа” украшали, раскрашивая в разные цвета, покрывали рисунками и, в конце – концов, этот материал стали использовать для письма.
Свидетельства использования материалов из луба деревьев найдены в Мексике (из луба фикусов), Гватемале, Непале, Сиаме, в Полинезии, Индонезии и Африке. В Непале и Сиаме найдены свидетельства использования измельчённой древесины (бумажной массы), которая получалась истиранием дерева при трении о камень. Это был процесс получения древесной массы, который в Европе только в ХIХ веке реализовал Фридрих Келлер, изобрёвший дефибрёр, позволявший истирать древесину на камне в присутствии воды. Есть свидетельства об использовании для письма листьев.
Книга на листьях. Лаос
Время возникновения материала из коры и луба деревьев “тапа” не известно, имеются находки, датируемые 2 тысячами лет до н.э. Но этот материал использовался и раньше.
Изготовление тканей, ткачество, возникновение которого относят ко времени 5–12 тысяч лет назад (конец каменного века). Более точного временного отрезка не установить по той же причине, что и для бумаги – материя подвержена разрушению и не дошла до нашего времени. Одежда это всё же более насущная необходимость и считается, что одежда из коры старше тканой.
Для плетения тканей использовали полоски кожи животных, траву, тросник, лианы, молодые ветви кустов и деревьев.
Отметим большую вероятность того, что к использованию коры и луба деревьев, а также измельчённой древесины для письма, пришли после того, как эти материалы были использованы в изготовлении одежды, покрытия стен.
В доисторические времена был ещё один материал, напоминавший бумагу, — нетканый волокнистый материал, изготовленный из шерсти или других тонких волокон, спрессованных во влажной среде и подвергнутых механической обработке. Такой материал изготавливали в Монголии и китайцы могли быть с ним знакомы.
В китайских хрониках есть информация и о материале, получаемом путём раздавливания шелковичных коконов и образования сплошного мата, который использовался для письма. Этот способ тоже выглядит как переходный от ткачества к бумажному производству.
Сваляные полотна из волокон были известны задолго до появления бумаги. Но собственно бумага это материал, изготовленный из волокон, у которых внешняя стенка волокон разрушалась при предварительной механической обработке (Hannu Paulapuro “Papermaking Science and Technology”, Papery ja Puu Oy, Finland, 2008). Эта обработка впоследствии стала называться размолом. Производившаяся в присутствии воды, она активизировала поверхность волокон и способствовала образованию между ними водородных связей.
Китай занимает особое место в истории бумаги. Ни один народ не сделал столько для создания письменности, искусства каллиграфии, шрифтов, наконец, печати, как китайский.
Производство бумаги в Китае естественным образом возникло на основе производства и использования шёлка. Шёлк ткали из нитей животного происхождения, вырабатываемых личинками тутового шелкопряда. В Китае развивалась письменность на шёлке. Писали на шёлке (пишут, а так же и рисуют до сих пор) с помощью тонких кистей и чернил. И после того, как появился в качестве письменного материала бамбук — бамбуковые дощечки, шёлк оставался в качестве лёгкого, гибкого и поэтому удобного материала для письма. Шёлк был дорогой, а бамбуковые доски, которые связывались между собой кожаными лентами, были тяжелы и неудобны.
Книга на бамбуке
Возникновение бумаги. Начальный период. Миф о Цай Луне.
Китайцы смогли отойти от процесса ткачества при изготовлении щёлка из нитей и нашли другое технологическое направление, которое позволило получать подобный шёлку материал, но существенно более дешёвый.
Об этой технологии и этом материале и сообщил в 105 году нашей эры императору умный придворный Цай Лунь. Дешевизна определялась тем, что подобный шёлку материал Цай Лунь предложил изготовить из недорогих материалов: коры тутовых деревьев, пеньки, отходов производства шёлка, старых рыболовных сетей, ростков бамбука.
Китайский иероглиф “ДЖИ” — “бумага” имеет такой вид:
Оказывается, он содержит в себе элемент иероглифа “СЫ” – “шёлк”, который выглядит так:
Первая половина иероглифа “бумага” полностью повторяет половину иероглифа “шёлк”! Это говорит многое о происхождении бумаги.
Разобраться в иероглифах мне помогла моя внучка, изучающая китайский язык.
Мемориал Цай Луня в местечке Лэйян, провинция Хунань
Одним словом, если само изобретение бумаги Цай Лунем сомнительно,то его влияние на описание способа производства дешёвой бумаги и её распространение следует признать бесспорным. И он остаётся уважаемым в Китае и мире человеком, стоявшем у истоков нового для людей материала — бумаги. Когда в Китае стали всё шире использовать бумагу, Европа использовала папирус, а затем и пергамент. И прошло более тысячи лет, пока бумага пришла в Европу.
Бумага в Китае издавна широко использовалась. Она заменяла в окнах стекло, использовалась для изготовления зонтиков, разных изделий интерьера. В 363 году появилась пекинская газета,(в Европе это произошло более, чем на тысячу лет позднее) в VII веке Китай стал использовать первые бумажные деньги, в IX веке бумажные салфетки.
От ткачества к бумаге и обратно
Производство бумаги сегодня можно отнести к наиболее технически и технологически продвинутым производственным процессам. Производится бумага на бумагоделательных машинах, работающих непрерывно круглые сутки с короткими техническими остановами раз в неделю или ещё реже. В огромном бумажном цехе почти не найти людей. Обслуживающая смена управляет процессом сидя за мониторами. Это полностью автоматизированное производство. Современная бумагоделательная машина производит бумажное полотно со скоростью до 2 и более километров минуту. Ширина этого полотна часто достигает 12 метров. Суточная выработка вывозится с предприятия железнодорожными составами.
Карл Маркс в своём труде “Капитал” назвал бумагоделательную машину образцом механизированного непрерывно действующего агрегата.
В развитии производства бумаги в XXI веке происходят принципиальные изменения, характерные для всей производственной деятельности. Некогда считавшееся искусством, производство бумаги, многократно проходившее через человеческие руки, стало высоко автоматизированным и роботизированным.
Бумажная технология, снова смыкается с текстильной!
Стремление получать материалы с новыми свойствами: равнопрочные в продольном и поперечном направлении, воздухопроницаемые, хорошо впитывающие влагу, мягкие и прочные в сухом и влажном состоянии, привели к развитию технологий сочетающих отлив с близким к ткачеству переплетением волокон. Это позволило получать материалы с новыми свойствами. Известны современные технологии, разработанные немецкими, финскими, шведскими специалистами совместно с текстильщиками. Есть направление работы по так называемым “нетканым материалам” и в России. Об этом мы писали в своём посте и ещё вернулись к этой актуальной и интересной теме здесь:Направления развития целлюлозно-бумажного производства.
Интересные источники информации:
История бумаги. Начало: 10 комментариев
Очень интересная информация! Удивило то, что бумага могла использоваться как элемент одежды, а не для письменности. Также не знала о бамбуковых книгах! Очень познавательно!
Сонечка, извини, не поблагодарил тебя, за комментарий! Спасибо, родная! Спасибо ещё раз и за содействие!
Сейчас тружусь над продолжением “История бумаги. Эпохи развития”.
Успехов тебе!
Cai Lun
Cai Lun (Traditional Chinese: 蔡倫 ; Simplified Chinese: 蔡伦 ; Hanyu Pinyin: Cài Lún; Wade-Giles: Ts’ai Lun) (ca. 50–121 C.E.), courtesy name Jingzhong (敬仲), is conventionally regarded as the Chinese inventor of paper and the papermaking process, in forms recognizable in modern times as paper (as opposed to Egyptian papyrus). Although paper existed in China before Cai Lun (since the second century B.C.E.), [1] he was responsible for the first significant improvement and standardization of papermaking by adding essential new materials into its composition. [2] Cai Lun entered service as a court eunuch in 75, and was given several promotions under the rule of Emperor He. In 105 he submitted a process for manufacturing paper to the emperor, and was rewarded with an aristocratic title and great wealth. In 221, he was forced to commit suicide as a result of involvement in a palace intrigue.
Contents
By the third century, the manufacture and use of paper was widespread in China and had spread to Japan, Korea, and Vietnam. In 751, some Chinese paper makers were captured by Arabs, and the first Arab paper was created in Samarkand. Production of paper spread to Spain in 1150, and soon displaced the use of hides and parchment as writing materials in Europe. The introduction of paper was a catalyst that brought about the rapid spread of literacy and intellectual development in China, the Middle East and Europe. Cai Lun is regarded as a Chinese national hero, admired for his ingenuity and his forthright nature, and a memorial hall is kept in his honor in his hometown of Leiyang.
Cai Lun was born c. 50 C.E. in Guiyang (Leiyang) during the Eastern Han Dynasty, into a poor family which made a living by home industry. In 75 C.E. he entered service as a court eunuch, and was given several promotions under the rule of Emperor He. In 89 C.E. he was promoted with the title of Shang Fang Si (an office in charge of manufacturing instruments and weapons), and he also became a paperwork secretary (中常侍). [3]
Palace Intrigue
In 79, Prince Zhao was born to Emperor Zhang and his concubine Consort Liang. Emperor Zhang’s favorite, Empress Dou, had no sons of her own, so she adopted Prince Zhao as her own son. An older son of Emperor Zhang, Liu Qing (劉慶), born of another concubine, Consort Song, had already been created crown prince, but Empress Dou deeply desired to make her adopted son crown prince and to eliminate Consort Song and her younger sister, also an imperial consort, as her rivals for Emperor Zhang’s affection.
In 82, Consort Song, the mother of Crown Prince Qing, became ill, and in her illness, she craved raw cuscuta, an herbal medicine, and requested that her family bring her some. Empress Dou seized the cuscuta and falsely accused Consort Song of using it for witchcraft. An enraged Emperor Zhang expelled Crown Prince Qing from the palace, and had the Consorts Song arrested and interrogated by Cai Lun. The Consorts Song saw that they were in deep trouble, and committed suicide by poison. Crown Prince Qing was deposed and created the Prince of Qinghe instead; he was replaced by Prince Zhao as crown prince. Prince Zhao, however, was friendly to his brother, and they often spent time together.
In 86, Emperor Zhang died, and Crown Prince Zhao succeeded to the throne at age seven as Emperor He. Empress Dou, acting as regent, used her three brothers, Dou Xian, Dou Du (竇篤), Dou Jing (竇景), and Dou Gui (竇瑰) to maintain her political power. In 92, however, Emperor He eliminated two of the Dou brothers, thwarting the Dowager Empress Dou’s control over the throne. After the death of Dowager Empress Dou in 97, Cai Lun associated himself with Consort Deng Sui, who was made Empress in 102. When Emperor He died in 106, Deng Sui pardoned those who had been punished for collaborating with Empress Dou. Emperor He had two surviving sons, the elder of which was considered to be in poor health, and the younger of which was only one hundred days old. The infant was made Emperor Shang, but he died later that year. Concerned that the older son might resent being overlooked, Empress Deng selected the 12-year-old son of Crown Prince Quing to ascend the throne as Emperor An. Empress Deng continued to wield power over Emperor An until her death in 121 C.E.. As soon as she died, Emperor An sought to punish those responsible for the suffering and death of his grandmother, Consort Song, and his father, Prince Qing. Cai Lun was ordered to report to prison. Before he was to report, he committed suicide by drinking poison after taking a bath and dressing in fine robes.
In the middle of the second century, a tomb was constructed for Cai Lun at his estate, Dragon Pavilion Village, in the city of Leiyang in Hunan Province. Fei Zhu of the later Song Dynasty (960-1279 C.E.) wrote that a temple in honor of Cai Lun had been erected in Chengdu, where several hundred families involved in the papermaking industry traveled five miles from the south to come and pay respects. [4] His tomb is now under state protection as a historic site, and there is a memorial hall dedicated to Cai Lun, surrounded by a garden. In the front entryway, there is a stone tablet engraved with Cai’s life story, describing his merits and achievements. In the back hall, there is a stone mortar, said to be the one that Cai Lun used to pound the pulp from which he made the first paper. Leiyang also has an “Invention Square” named in his honor.
Invention of Paper
In 105 C.E., Cai Lun submitted to the emperor a process for making paper out of the inner bark of mulberry trees, bamboo, and remnants of hemp, rags of cloth, and fishing nets. He mixed them with water, pounded them with a wooden tool, and then poured this mixture onto a flat piece of coarsely woven cloth, letting the water drain through, and leaving only a thin, matted sheet of fibers on the cloth. Emperor He of Han was pleased with the invention and granted Cai Lun an aristocratic title and great wealth.
A part of his official biography written later in China read as thus (Wade-Giles spelling):
In ancient times writings and inscriptions were generally made on tablets of bamboo or on pieces of silk called chih. But silk being costly and bamboo heavy, they were not convenient to use. Tshai Lun [Cai Lun] then initiated the idea of making paper from the bark of trees, remnants of hemp, rags of cloth, and fishing nets. He submitted the process to the emperor in the first year of Yuan-Hsing [105] and received praise for his ability. From this time, paper has been in use everywhere and is universally called «the paper of Marquis Tshai.» [5]
A folktale recounts that, when Cai Lun originally demonstrated paper to the Chinese people, he was mocked. In order to impress people with the magical power of paper, he pretended to die and had himself buried in a coffin, with a bamboo breathing tube. Following his instructions, his friends burned paper over the coffin, and he sprang up out of the ground, alive again. Burning paper over graves is still a tradition in China. [6]
Global Influence
The immediate popularity of the invention attributed to Cai Lun is evident in the discovery of paper (dated to within 50 years of Cai Lun’s death) in the inhospitable deserts of arid Chinese Turkestan. The province of Guizhou became renowned for its paper-making workshops. By the third century, paper was widely used as a writing medium in China [7] and had spread to Korea, Vietnam and Japan. It enabled China to develop its culture through widespread literature and literacy, much faster than it had developed with earlier writing materials (primarily bamboo slats and silk). In 751, some Chinese paper makers were captured by Arabs after Tang troops were defeated in the Battle of Talas River. The first Arab paper was created in Samarkand and production of paper quickly replace the production of papyrus in the Middle East and North Africa. The first European paper was created in Spain in 1150, and it spread quickly to other nations, where it displaced the use of parchment and hides. Along with contact between Arabs and Europeans during the Crusades, and the essential recovery of ancient Greek written classics, the widespread use of paper contributed to he spread of Scholasticism in Europe. The invention of the printing press further increased the use of paper, and greatly facilitated the advancement of technology and academic thought in European societies.
Mulberry paper, which was used in China beginning in the Han Dynasty, was unknown in Europe until the eighteenth century. It was described with much curiosity by Jesuit missionaries to China, who suggested that mulberry paper should be cultivated in France). [8]
Although Cai Lun is credited with the invention of paper, there is some question as to whether he actually invented paper himself, or simply systematized its manufacture and promoted its use by the imperial court. Older Chinese paper fragments have recently been discovered. Cai Lun himself is regarded as a Chinese national hero, praised for his ingenuity and respected because he had little concern for rank and was not afraid to approach the emperor directly with his suggestions.
Notes
References
External links
All links retrieved December 23, 2016.
Credits
New World Encyclopedia writers and editors rewrote and completed the Wikipedia article in accordance with New World Encyclopedia standards. This article abides by terms of the Creative Commons CC-by-sa 3.0 License (CC-by-sa), which may be used and disseminated with proper attribution. Credit is due under the terms of this license that can reference both the New World Encyclopedia contributors and the selfless volunteer contributors of the Wikimedia Foundation. To cite this article click here for a list of acceptable citing formats.The history of earlier contributions by wikipedians is accessible to researchers here:
The history of this article since it was imported to New World Encyclopedia:
Note: Some restrictions may apply to use of individual images which are separately licensed.