Ts ai lun что изобрел

Цай Лунь

Цай Лунь (蔡伦) (50–121), китайский сановник династии Хань, изобрел бумагу.

До изобретения Цай Луня для записей в Китае использовали скрученные в свитки полоски из бамбука, свитки из шелка, деревянные и глиняные таблички и т. д. Наиболее древние китайские тексты («цзягувэнь»), сделанные на черепашьих панцирях, датируются II тысячелетием до н. э. (время правления династии Шан).

Бумагу сначала делали из шелка, который изготавливали из бракованных коконов шелкопряда, а позже стали использовать пеньку.

Что он сделал. Для начала он растер волокна шелковицы, древесную золу, тряпки и пеньку. После смешивания с водой образовалась масса, которой он заполнил форму (деревянная рама с ситом). После продолжительной сушки на солнце эту массу разглаживали с помощью камней. Так получались прочные листы бумаги. За это изобретение император пожаловал Цай Луню высокий титул и солидное вознаграждение.

После изобретения Цай Луня запустилась цепочка усовершенствования бумажного производства в Китае. Для повышения прочности стали добавлять крахмал, естественные красители и т. д. Разработанная Цай Лунем технология производства бумаги состояла в следующем: кипящая смесь из пеньки, коры тутового дерева, старых рыболовных сетей и тканей превращалась в пульпу, после чего ее растирали до пастообразного однородного состояния и смешивали с водой. В смесь погружали сито в деревянной раме из тростника, вычерпывали ситом массу и встряхивали, чтобы жидкость стекла. При этом в сите образовывался тонкий и ровный слой волокнистой массы. Эту массу затем опрокидывали на гладкие доски. Доски с отливками клали одна на другую. Связывали стопку и укладывали сверху груз. Затем затвердевшие и окрепшие под прессом листы снимались с досок и сушились. Изготовленный по такой технологии бумажный лист получался легким, ровным, прочным, менее желтым и более удобным для письма.

А какова была судьба изобретателя столь судьбоносного изобретения?

Финал жизни великого изобретателя был печальным. Евнухи являлись активными участниками всякого рода придворных интриг. В одной из таких интриг при очередном императоре Цай Лунь потерпел поражение. Пришлось выпить яд…

Несколько веков технология изготовления бумаги держалась китайскими мастерами в секрете. Но в 751 г. наместник багдадского халифа в Самарканде во время военной экспедиции к границам Китая захватил в плен двух китайцев — бумагоделов — и устроил с их помощью бумажную фабрику. Есть легенда, в которой изобретателем бумаги являлся некий раб. Самаркандскую бумагу стали делать в Багдаде, Дамаске и других городах Востока, который по уровню культуры превосходил Европу. Дамаск сделался центром вывоза бумаги в Европу. Бумагу в Средние века в Европе называли «дамасский лист». В качестве сырья для производства бумаги арабы стали использовать тряпье. Его очищали от грязи, сортировали, резали, варили, промывали, затем разделяли на волокна и, разбавляя водой, изготавливали смесь, из которой и получали бумажные листы. Другое сырье требовало и других приемов производства, поэтому арабы внесли ряд усовершенствований: человеческий труд заменили водяной силой, а ступы для разделения волокон — мельничными жерновами; в отливных формах вместо бамбуковых прутов и тряпичных переплетений стали использовать железную проволоку. Для проклейки бумаги использовали крахмал, изготовленный из пшеничной муки. Отдельные листы бумаги арабы склеивали, получая свитки длиной до 50 метров.

Только в XII в. собственные бумажные «мельницы» появились в Испании, Италии, Франции, а позже — и в других странах. Россия долгое время пользовалась привозной бумагой, а сама начала производить ее лишь в XVI–XVII вв.

Гробница и мемориальный комплекс находятся в в уезде Ян провинции Шэньси (陕西省洋县龙亭铺) и являются объектом культурного наследия высшей категории.

Фамильный мемориальный храм и парк в честь Цай Луня находится в местечке Лэйян, города Хэнъян провинции Хунань( 湖南省衡阳市耒阳市 )

Источник

История бумаги. Начало

Ts ai lun что изобрел. placeholder. Ts ai lun что изобрел фото. Ts ai lun что изобрел-placeholder. картинка Ts ai lun что изобрел. картинка placeholder

В исто­рии бума­ги закре­пил­ся миф о пер­вом изоб­ре­та­те­ле, мини­стре при несколь­ких китай­ских импе­ра­то­рах по име­ни Цай Лунь (Tsai-Lun). Про­изо­шло это, яко­бы в 105 году нашей эры. Эта дата ста­ла извест­на бла­го­да­ря хро­ни­ке, издан­ной в 450 году, через 3,5 века! Обоб­щая извест­ную сего­дня инфор­ма­цию, мы можем с опре­де­лён­но­стью ска­зать, что эле­мен­ты тех­но­ло­гии про­из­вод­ства бума­ги были извест­ны и до Цай Луня. Так как бума­га отно­сит­ся к мате­ри­а­лам, кото­рые интен­сив­но раз­ру­ша­ют­ся под вли­я­ни­ем при­род­ных фак­то­ров, веще­ствен­ных сви­де­тельств той, самой пер­вой бума­ги, конеч­но не оста­лось. На тер­ри­то­рии цен­траль­но­го Китая в 1978 году обна­ру­же­ны образ­цы бума­ги, изго­тов­лен­ной, как оце­ни­ва­ют учё­ные, в пери­од 73- 69 годов до нашей эры. Это веро­ят­но, самая древ­няя, дошед­шая до нас, бума­га. Сего­дня есть дан­ные о том, что бума­га мог­ла воз­ник­нуть не как мате­ри­ал для пись­ма, а как мате­ри­ал для одеж­ды, веро­ят­но более насущ­ной для людей в дав­ние времена.

Безбумажная письменность

Толь­ко око­ло 20 000 лет назад люди нача­ли фик­си­ро­вать свои мыс­ли для сохра­не­ния их и пере­да­чи дру­гим. Это были изоб­ра­же­ния живот­ных, каких-то кар­тин из жиз­ни на кам­нях или камен­ных сте­нах пещер, потом назва­ли пет­ро­гли­фа­ми. Десять тыся­че­ле­тий насчи­ты­ва­ет воз­раст скульп­тур, сосу­дов, дошед­ших до нас. Жела­ние уско­рить фик­си­ро­ва­ние и пере­да­чу инфор­ма­ции, при­ве­ло людей к при­ду­мы­ва­нию услов­ных знач­ков, упро­ще­нию изоб­ра­же­ний. Воз­ник шрифт, кото­рый уни­фи­ци­ро­вал про­цесс фик­си­ро­ва­ния и пере­да­чи инфор­ма­ции. Появи­лись иеро­гли­фы, бук­вы. Изоб­ра­же­ния, кото­рые мож­но отне­сти к зачат­кам пис­мен­но­сти име­ют воз­раст 5000–6000 лет.

Наря­ду с забо­той о про­пи­та­нии и защи­те себя от непо­го­ды и хищ­ни­ков, люди стре­ми­лись запе­чат­леть вол­ну­ю­щую их инфор­ма­цию, пере­дать впе­чат­ле­ния дру­гим или оста­вить себе на память. Воз­ни­ка­ла так­же потреб­ность в дли­тель­ном сохра­не­нии посто­ян­но исполь­зу­е­мой инфор­ма­ции, напри­мер куль­то­вой, рас­по­ря­ди­тель­но – зако­но­да­тель­ной. Стрем­ле­ние к облег­че­нию фор­ми­ро­ва­ния сооб­ще­ний при­ве­ло к исполь­зо­ва­нию спе­ци­аль­ных носи­те­лей – камен­ным, дере­вян­ным, мед­ным плит­кам. Плит­ки соста­ви­ли важ­ный этап в раз­ви­тии письменности.

Древ­ней­шие из упо­мя­ну­тых пли­ток най­де­ны в Месо­по­та­мии. Покры­тые кли­но­пи­сью и иеро­гли­фа­ми дощеч­ки исполь­зо­ва­ли егип­тяне и шуме­ры за 4000 лет до Рож­де­ства Хри­сто­ва. Позд­нее, за 1500 лет до н.э., зако­ны Мои­сея были высе­че­ны на камен­ных пли­тах (скри­жа­лях). Камен­ные пли­ты позд­нее были заме­не­ны руко­твор­ны­ми гли­ня­ны­ми. Одно из тво­ре­ний древ­не­гре­че­ско­го поэта Гоме­ра — поэ­ма “Илли­а­да” была выгра­ви­ро­ва­на на свин­цо­вых пла­стин­ках, счи­та­ет­ся, что это при­мер­но IX-VIII век до нашей эры. В Индии для запи­си зако­нов и важ­ных госу­дар­ствен­ных доку­мен­тов поль­зо­ва­лись неред­ко мед­ны­ми пла­стин­ка­ми. В Древ­ней Гре­ции, а позд­нее в Риме полу­чи­ли рас­про­стра­не­ние дере­вян­ные дощеч­ки, покры­тые сло­ем вос­ка. Вощё­ные дощеч­ки исполь­зо­ва­лись в Евро­пе ещё дол­гое вре­мя после того, как появи­лись дру­гие более удоб­ные, хотя и более доро­гие мате­ри­а­лы для пись­ма. В Нов­го­ро­де из куль­тур­ных сло­ёв зем­ли, дати­ру­е­мых ХI – ХIV века­ми извле­че­но боль­шое коли­че­ство бере­стя­ных гра­мот с запи­ся­ми, сде­лан­ны­ми ост­ры­ми костя­ны­ми стержнями.

Изме­не­ния в исполь­зу­е­мых носи­те­лях, вли­я­ло и на инстру­мен­ты для пись­ма и на исполь­зу­е­мые шриф­ты. На влаж­ных гли­ня­ных дощеч­ках мож­но было писать дере­вян­ны­ми палоч­ка­ми. Писа­ли кли­но­пи­сью, то после того как позд­нее пер­са­ми стал исполь­зо­вать­ся более удоб­ный эла­стич­ный мате­ри­ал – сырые кожи живот­ных и для пись­ма на них уже исполь­зу­ет­ся упро­щён­ный шрифт, при­бли­жен­ный к бук­вен­но­му. Изра­иль­тяне в 10 веке до н.э. во вре­ме­на прав­ле­ния Дави­да исполь­зо­ва­ли кожу овец и коз.

Самым извест­ным мате­ри­а­лом древ­но­сти для пись­ма был папи­рус. Ста­рей­ший, най­ден­ный в еги­пет­ских гроб­ни­цах папи­рус хра­нит­ся в Париж­ской Наци­о­наль­ной биб­лио­те­ке и дати­ру­ет­ся при­мер­но 3500 года­ми д.н.э. Про­из­во­дил­ся папи­рус в виде листов или свит­ков из трос­ни­ка с таким же назва­ни­ем и это уже был про­дукт опре­де­лён­ной мно­го­сту­пен­ча­той тех­но­ло­гии про­из­вод­ства. Писа­ли на папи­ру­се чер­ни­ла­ми на осно­ве сажи и воды, кото­рая немно­го загу­ща­лась рас­ти­тель­ным гум­ми­а­ра­би­ком. Для пись­ма поль­зо­ва­лись трос­ни­ко­вым гри­фе­лем, кото­рый на кон­чи­ке рас­щеп­лял­ся. Это уже было близ­ко к гуси­но­му перу, кото­рым писал Пуш­кин! Про­из­вод­ство папи­ру­са про­су­ще­ство­ва­ло до 10 века. В стра­нах сре­ди­зем­но­мо­рья он исполь­зо­вал­ся четы­ре с поло­ви­ной тысячелетия!

Когда Пто­ле­мей запре­тил вывоз папи­ру­са из Егип­та, созда­вая кни­го­хра­ни­ли­ще в Алек­сан­дрие, воз­ник­ла потреб­ность в аль­тер­на­тив­ном мате­ри­а­ле. Он был полу­чен неза­мед­ли­тель­но, это был II век нашей эры, в сирий­ской Пер­га­ме. Там ста­ли выде­лы­вать шку­ры телят, коз, овец, под­вер­гая их щелоч­ной обра­бот­ке. Выдел­ка кож для пись­ма в ту пору уже дав­но была извест­на. В более древ­ние вре­ме­на ионий­цы, напри­мер, писа­ли на бара­ньих и козьих шку­рах, с кото­рых толь­ко соскаб­ли­ва­ли шерсть. Пер­га­мент же был более усо­вер­шен­ство­ван­ным мате­ри­а­лом, на кото­ром писа­ли с двух сто­рон. Исполь­зо­ва­ние и про­из­вод­ство пер­га­мен­та было широ­ко рас­про­стра­не­но ещё в сред­не­ве­ко­вой Евро­пе XII-XIII веков. На нём писа­ли в тече­ние 1200–1500 лет. И хотя в XXII веке в Испа­нии появи­лись пер­вые бумаж­ные мель­ни­цы, в Евро­пе ещё не было потреб­но­сти в бума­ге. Обхо­ди­лись пергаментом.

К созданию бумаги разными путями

Чело­ве­че­ство под­сту­па­лось к созда­нию бума­ги посте­пен­но и сра­зу из раз­ных гео­гра­фи­че­ских реги­о­нов. Мате­ри­а­лы для пись­ма из рас­ти­тель­но­го сырья опре­де­ля­лись при­род­ны­ми усло­ви­я­ми этих реги­о­нов. В колы­бе­ли чело­ве­че­ства — Афри­ке егип­тяне исполь­зо­ва­ли ниль­ский трос­ник – папи­рус. Здесь воз­ник мате­ри­ал для пись­ма, кото­рый назва­ли папи­ру­сом. А за тыся­чи кило­мет­ров от Нила, в Цен­траль­ной и Южной Аме­ри­ке, при­мер­но на той же широ­те, писа­ли на коре и лубе, т.е. под­кор­ко­вом слое дере­вьев, в госу­дар­ствах, создан­ных наро­да­ми мая, ацте­ков. Этот мате­ри­ал назы­вал­ся “тапа”. От “тапа” до бума­ги тех­но­ло­гия долж­на была сде­лать три шага. Это выво­ды немец­ко­го иссле­до­ва­те­ля Хан­са-Юрге­на Воль­фа (Hans – Jurgen Wolf “Geschichte des Papiers”, 2012).

Шаг 1. Исполь­зо­ва­ние, име­ю­ще­го зна­чи­тель­ную пло­щадь лубя­ной мате­ри­ал дере­вьев, покры­тый соста­вом для при­да­ния мате­ри­а­лу свойств мате­ри­а­ла для пись­ма. Это “тапа”.

Шаг 2. Пере­ра­бот­ка малень­ких поло­сок луба c их пере­крёст­ным соеди­не­ни­ем (извест­но, напри­мер, у ацтеков).

Шаг 3. Измель­че­ние луба до отдель­ных воло­кон, их соеди­не­ние с помо­щью воды и полу­че­ние бума­ги. Это уже соб­ствен­но про­из­вод­ство бумаги.

Мате­ри­ал для пись­ма осо­бен­но был вос­тре­бо­ван в урба­ни­зи­ро­ван­ных высо­ко­куль­тур­ных циви­ли­за­ци­ях, кото­рые воз­ник­ли в Егип­те, Юго-Восточ­ной Азии и Цен­траль­ной и Южной Аме­ри­ке. Эти циви­ли­за­ции харак­те­ри­зу­ют­ся нали­чи­ем объ­еди­ня­ю­ще­го нача­ла в виде трёх эле­мен­тов: язы­ка, как сред­ства ком­му­ни­ка­ции, пись­мен­но­го шриф­та и мате­ри­а­ла для пись­ма. Неко­то­рые спе­ци­а­ли­сты пола­га­ют, что “тапа” пер­во­на­чаль­но исполь­зо­ва­лась для изго­тов­ле­ния одеж­ды. Одеж­ду из “тапа” укра­ша­ли, рас­кра­ши­вая в раз­ные цве­та, покры­ва­ли рисун­ка­ми и, в кон­це – кон­цов, этот мате­ри­ал ста­ли исполь­зо­вать для письма.

Сви­де­тель­ства исполь­зо­ва­ния мате­ри­а­лов из луба дере­вьев най­де­ны в Мек­си­ке (из луба фику­сов), Гва­те­ма­ле, Непа­ле, Сиа­ме, в Поли­не­зии, Индо­не­зии и Афри­ке. В Непа­ле и Сиа­ме най­де­ны сви­де­тель­ства исполь­зо­ва­ния измель­чён­ной дре­ве­си­ны (бумаж­ной мас­сы), кото­рая полу­ча­лась исти­ра­ни­ем дере­ва при тре­нии о камень. Это был про­цесс полу­че­ния дре­вес­ной мас­сы, кото­рый в Евро­пе толь­ко в ХIХ веке реа­ли­зо­вал Фри­дрих Кел­лер, изоб­рёв­ший дефи­брёр, поз­во­ляв­ший исти­рать дре­ве­си­ну на камне в при­сут­ствии воды. Есть сви­де­тель­ства об исполь­зо­ва­нии для пись­ма листьев.

Ts ai lun что изобрел. placeholder. Ts ai lun что изобрел фото. Ts ai lun что изобрел-placeholder. картинка Ts ai lun что изобрел. картинка placeholderКни­га на листьях. Лаос

Вре­мя воз­ник­но­ве­ния мате­ри­а­ла из коры и луба дере­вьев “тапа” не извест­но, име­ют­ся наход­ки, дати­ру­е­мые 2 тыся­ча­ми лет до н.э. Но этот мате­ри­ал исполь­зо­вал­ся и раньше.

Изго­тов­ле­ние тка­ней, тка­че­ство, воз­ник­но­ве­ние кото­ро­го отно­сят ко вре­ме­ни 5–12 тысяч лет назад (конец камен­но­го века). Более точ­но­го вре­мен­но­го отрез­ка не уста­но­вить по той же при­чине, что и для бума­ги – мате­рия под­вер­же­на раз­ру­ше­нию и не дошла до наше­го вре­ме­ни. Одеж­да это всё же более насущ­ная необ­хо­ди­мость и счи­та­ет­ся, что одеж­да из коры стар­ше тканой.

Для пле­те­ния тка­ней исполь­зо­ва­ли полос­ки кожи живот­ных, тра­ву, трос­ник, лиа­ны, моло­дые вет­ви кустов и деревьев.

Отме­тим боль­шую веро­ят­ность того, что к исполь­зо­ва­нию коры и луба дере­вьев, а так­же измель­чён­ной дре­ве­си­ны для пись­ма, при­шли после того, как эти мате­ри­а­лы были исполь­зо­ва­ны в изго­тов­ле­нии одеж­ды, покры­тия стен.

В дои­сто­ри­че­ские вре­ме­на был ещё один мате­ри­ал, напо­ми­нав­ший бума­гу, — нетка­ный волок­ни­стый мате­ри­ал, изго­тов­лен­ный из шер­сти или дру­гих тон­ких воло­кон, спрес­со­ван­ных во влаж­ной сре­де и под­верг­ну­тых меха­ни­че­ской обра­бот­ке. Такой мате­ри­ал изго­тав­ли­ва­ли в Мон­го­лии и китай­цы мог­ли быть с ним знакомы.

В китай­ских хро­ни­ках есть инфор­ма­ция и о мате­ри­а­ле, полу­ча­е­мом путём раз­дав­ли­ва­ния шел­ко­вич­ных коко­нов и обра­зо­ва­ния сплош­но­го мата, кото­рый исполь­зо­вал­ся для пись­ма. Этот спо­соб тоже выгля­дит как пере­ход­ный от тка­че­ства к бумаж­но­му производству.

Сва­ля­ные полот­на из воло­кон были извест­ны задол­го до появ­ле­ния бума­ги. Но соб­ствен­но бума­га это мате­ри­ал, изго­тов­лен­ный из воло­кон, у кото­рых внеш­няя стен­ка воло­кон раз­ру­ша­лась при пред­ва­ри­тель­ной меха­ни­че­ской обра­бот­ке (Hannu Paulapuro “Papermaking Science and Technology”, Papery ja Puu Oy, Finland, 2008). Эта обра­бот­ка впо­след­ствии ста­ла назы­вать­ся раз­мо­лом. Про­из­во­див­ша­я­ся в при­сут­ствии воды, она акти­ви­зи­ро­ва­ла поверх­ность воло­кон и спо­соб­ство­ва­ла обра­зо­ва­нию меж­ду ними водо­род­ных связей.

Китай занимает особое место в истории бумаги. Ни один народ не сделал столько для создания письменности, искусства каллиграфии, шрифтов, наконец, печати, как китайский.

Про­из­вод­ство бума­ги в Китае есте­ствен­ным обра­зом воз­ник­ло на осно­ве про­из­вод­ства и исполь­зо­ва­ния шёл­ка. Шёлк тка­ли из нитей живот­но­го про­ис­хож­де­ния, выра­ба­ты­ва­е­мых личин­ка­ми туто­во­го шел­ко­пря­да. В Китае раз­ви­ва­лась пись­мен­ность на шёл­ке. Писа­ли на шёл­ке (пишут, а так же и рису­ют до сих пор) с помо­щью тон­ких кистей и чер­нил. И после того, как появил­ся в каче­стве пись­мен­но­го мате­ри­а­ла бам­бук — бам­бу­ко­вые дощеч­ки, шёлк оста­вал­ся в каче­стве лёг­ко­го, гиб­ко­го и поэто­му удоб­но­го мате­ри­а­ла для пись­ма. Шёлк был доро­гой, а бам­бу­ко­вые дос­ки, кото­рые свя­зы­ва­лись меж­ду собой кожа­ны­ми лен­та­ми, были тяже­лы и неудобны.

Ts ai lun что изобрел. placeholder. Ts ai lun что изобрел фото. Ts ai lun что изобрел-placeholder. картинка Ts ai lun что изобрел. картинка placeholderКни­га на бамбуке

Возникновение бумаги. Начальный период. Миф о Цай Луне.

Китай­цы смог­ли отой­ти от про­цес­са тка­че­ства при изго­тов­ле­нии щёл­ка из нитей и нашли дру­гое тех­но­ло­ги­че­ское направ­ле­ние, кото­рое поз­во­ли­ло полу­чать подоб­ный шёл­ку мате­ри­ал, но суще­ствен­но более дешёвый.

Об этой тех­но­ло­гии и этом мате­ри­а­ле и сооб­щил в 105 году нашей эры импе­ра­то­ру умный при­двор­ный Цай Лунь. Деше­виз­на опре­де­ля­лась тем, что подоб­ный шёл­ку мате­ри­ал Цай Лунь пред­ло­жил изго­то­вить из недо­ро­гих мате­ри­а­лов: коры туто­вых дере­вьев, пень­ки, отхо­дов про­из­вод­ства шёл­ка, ста­рых рыбо­лов­ных сетей, рост­ков бамбука.

Китай­ский иеро­глиф “ДЖИ” — “бума­га” име­ет такой вид:

Ts ai lun что изобрел. placeholder. Ts ai lun что изобрел фото. Ts ai lun что изобрел-placeholder. картинка Ts ai lun что изобрел. картинка placeholder

Ока­зы­ва­ет­ся, он содер­жит в себе эле­мент иеро­гли­фа “СЫ” – “шёлк”, кото­рый выгля­дит так:

Ts ai lun что изобрел. placeholder. Ts ai lun что изобрел фото. Ts ai lun что изобрел-placeholder. картинка Ts ai lun что изобрел. картинка placeholder

Пер­вая поло­ви­на иеро­гли­фа “бума­га” пол­но­стью повто­ря­ет поло­ви­ну иеро­гли­фа “шёлк”! Это гово­рит мно­гое о про­ис­хож­де­нии бумаги.

Разо­брать­ся в иеро­гли­фах мне помог­ла моя внуч­ка, изу­ча­ю­щая китай­ский язык.

Ts ai lun что изобрел. placeholder. Ts ai lun что изобрел фото. Ts ai lun что изобрел-placeholder. картинка Ts ai lun что изобрел. картинка placeholderМемо­ри­ал Цай Луня в местеч­ке Лэй­ян, про­вин­ция Хунань

Одним сло­вом, если само изоб­ре­те­ние бума­ги Цай Лунем сомнительно,то его вли­я­ние на опи­са­ние спо­со­ба про­из­вод­ства дешё­вой бума­ги и её рас­про­стра­не­ние сле­ду­ет при­знать бес­спор­ным. И он оста­ёт­ся ува­жа­е­мым в Китае и мире чело­ве­ком, сто­яв­шем у исто­ков ново­го для людей мате­ри­а­ла — бума­ги. Когда в Китае ста­ли всё шире исполь­зо­вать бума­гу, Евро­па исполь­зо­ва­ла папи­рус, а затем и пер­га­мент. И про­шло более тыся­чи лет, пока бума­га при­шла в Европу.

Бума­га в Китае издав­на широ­ко исполь­зо­ва­лась. Она заме­ня­ла в окнах стек­ло, исполь­зо­ва­лась для изго­тов­ле­ния зон­ти­ков, раз­ных изде­лий инте­рье­ра. В 363 году появи­лась пекин­ская газета,(в Евро­пе это про­изо­шло более, чем на тыся­чу лет позд­нее) в VII веке Китай стал исполь­зо­вать пер­вые бумаж­ные день­ги, в IX веке бумаж­ные салфетки.

От ткачества к бумаге и обратно

Про­из­вод­ство бума­ги сего­дня мож­но отне­сти к наи­бо­лее тех­ни­че­ски и тех­но­ло­ги­че­ски про­дви­ну­тым про­из­вод­ствен­ным про­цес­сам. Про­из­во­дит­ся бума­га на бума­го­де­ла­тель­ных маши­нах, рабо­та­ю­щих непре­рыв­но круг­лые сут­ки с корот­ки­ми тех­ни­че­ски­ми оста­но­ва­ми раз в неде­лю или ещё реже. В огром­ном бумаж­ном цехе почти не най­ти людей. Обслу­жи­ва­ю­щая сме­на управ­ля­ет про­цес­сом сидя за мони­то­ра­ми. Это пол­но­стью авто­ма­ти­зи­ро­ван­ное про­из­вод­ство. Совре­мен­ная бума­го­де­ла­тель­ная маши­на про­из­во­дит бумаж­ное полот­но со ско­ро­стью до 2 и более кило­мет­ров мину­ту. Шири­на это­го полот­на часто дости­га­ет 12 мет­ров. Суточ­ная выра­бот­ка выво­зит­ся с пред­при­я­тия желез­но­до­рож­ны­ми составами.

Карл Маркс в сво­ём тру­де “Капи­тал” назвал бума­го­де­ла­тель­ную маши­ну образ­цом меха­ни­зи­ро­ван­но­го непре­рыв­но дей­ству­ю­ще­го агрегата.

В раз­ви­тии про­из­вод­ства бума­ги в XXI веке про­ис­хо­дят прин­ци­пи­аль­ные изме­не­ния, харак­тер­ные для всей про­из­вод­ствен­ной дея­тель­но­сти. Неко­гда счи­тав­ше­е­ся искус­ством, про­из­вод­ство бума­ги, мно­го­крат­но про­хо­див­шее через чело­ве­че­ские руки, ста­ло высо­ко авто­ма­ти­зи­ро­ван­ным и робо­ти­зи­ро­ван­ным.

Бумажная технология, снова смыкается с текстильной!

Стрем­ле­ние полу­чать мате­ри­а­лы с новы­ми свой­ства­ми: рав­но­проч­ные в про­доль­ном и попе­реч­ном направ­ле­нии, воз­ду­хо­про­ни­ца­е­мые, хоро­шо впи­ты­ва­ю­щие вла­гу, мяг­кие и проч­ные в сухом и влаж­ном состо­я­нии, при­ве­ли к раз­ви­тию тех­но­ло­гий соче­та­ю­щих отлив с близ­ким к тка­че­ству пере­пле­те­ни­ем воло­кон. Это поз­во­ли­ло полу­чать мате­ри­а­лы с новы­ми свой­ства­ми. Извест­ны совре­мен­ные тех­но­ло­гии, раз­ра­бо­тан­ные немец­ки­ми, фин­ски­ми, швед­ски­ми спе­ци­а­ли­ста­ми сов­мест­но с тек­стиль­щи­ка­ми. Есть направ­ле­ние рабо­ты по так назы­ва­е­мым “нетка­ным мате­ри­а­лам” и в Рос­сии. Об этом мы писа­ли в сво­ём посте и ещё вер­ну­лись к этой акту­аль­ной и инте­рес­ной теме здесь:Направ­ле­ния раз­ви­тия цел­лю­лоз­но-бумаж­но­го производства.

Инте­рес­ные источ­ни­ки информации:

История бумаги. Начало: 10 комментариев

Очень инте­рес­ная инфор­ма­ция! Уди­ви­ло то, что бума­га мог­ла исполь­зо­вать­ся как эле­мент одеж­ды, а не для пись­мен­но­сти. Так­же не зна­ла о бам­бу­ко­вых кни­гах! Очень познавательно!

Сонеч­ка, изви­ни, не побла­го­да­рил тебя, за ком­мен­та­рий! Спа­си­бо, род­ная! Спа­си­бо ещё раз и за содействие!
Сей­час тру­жусь над про­дол­же­ни­ем “Исто­рия бума­ги. Эпо­хи развития”.
Успе­хов тебе!

Источник

Cai Lun

Cai Lun (Traditional Chinese: 蔡倫 ; Simplified Chinese: 蔡伦 ; Hanyu Pinyin: Cài Lún; Wade-Giles: Ts’ai Lun) (ca. 50–121 C.E.), courtesy name Jingzhong (敬仲), is conventionally regarded as the Chinese inventor of paper and the papermaking process, in forms recognizable in modern times as paper (as opposed to Egyptian papyrus). Although paper existed in China before Cai Lun (since the second century B.C.E.), [1] he was responsible for the first significant improvement and standardization of papermaking by adding essential new materials into its composition. [2] Cai Lun entered service as a court eunuch in 75, and was given several promotions under the rule of Emperor He. In 105 he submitted a process for manufacturing paper to the emperor, and was rewarded with an aristocratic title and great wealth. In 221, he was forced to commit suicide as a result of involvement in a palace intrigue.

Contents

By the third century, the manufacture and use of paper was widespread in China and had spread to Japan, Korea, and Vietnam. In 751, some Chinese paper makers were captured by Arabs, and the first Arab paper was created in Samarkand. Production of paper spread to Spain in 1150, and soon displaced the use of hides and parchment as writing materials in Europe. The introduction of paper was a catalyst that brought about the rapid spread of literacy and intellectual development in China, the Middle East and Europe. Cai Lun is regarded as a Chinese national hero, admired for his ingenuity and his forthright nature, and a memorial hall is kept in his honor in his hometown of Leiyang.

Cai Lun was born c. 50 C.E. in Guiyang (Leiyang) during the Eastern Han Dynasty, into a poor family which made a living by home industry. In 75 C.E. he entered service as a court eunuch, and was given several promotions under the rule of Emperor He. In 89 C.E. he was promoted with the title of Shang Fang Si (an office in charge of manufacturing instruments and weapons), and he also became a paperwork secretary (中常侍). [3]

Palace Intrigue

In 79, Prince Zhao was born to Emperor Zhang and his concubine Consort Liang. Emperor Zhang’s favorite, Empress Dou, had no sons of her own, so she adopted Prince Zhao as her own son. An older son of Emperor Zhang, Liu Qing (劉慶), born of another concubine, Consort Song, had already been created crown prince, but Empress Dou deeply desired to make her adopted son crown prince and to eliminate Consort Song and her younger sister, also an imperial consort, as her rivals for Emperor Zhang’s affection.

In 82, Consort Song, the mother of Crown Prince Qing, became ill, and in her illness, she craved raw cuscuta, an herbal medicine, and requested that her family bring her some. Empress Dou seized the cuscuta and falsely accused Consort Song of using it for witchcraft. An enraged Emperor Zhang expelled Crown Prince Qing from the palace, and had the Consorts Song arrested and interrogated by Cai Lun. The Consorts Song saw that they were in deep trouble, and committed suicide by poison. Crown Prince Qing was deposed and created the Prince of Qinghe instead; he was replaced by Prince Zhao as crown prince. Prince Zhao, however, was friendly to his brother, and they often spent time together.

In 86, Emperor Zhang died, and Crown Prince Zhao succeeded to the throne at age seven as Emperor He. Empress Dou, acting as regent, used her three brothers, Dou Xian, Dou Du (竇篤), Dou Jing (竇景), and Dou Gui (竇瑰) to maintain her political power. In 92, however, Emperor He eliminated two of the Dou brothers, thwarting the Dowager Empress Dou’s control over the throne. After the death of Dowager Empress Dou in 97, Cai Lun associated himself with Consort Deng Sui, who was made Empress in 102. When Emperor He died in 106, Deng Sui pardoned those who had been punished for collaborating with Empress Dou. Emperor He had two surviving sons, the elder of which was considered to be in poor health, and the younger of which was only one hundred days old. The infant was made Emperor Shang, but he died later that year. Concerned that the older son might resent being overlooked, Empress Deng selected the 12-year-old son of Crown Prince Quing to ascend the throne as Emperor An. Empress Deng continued to wield power over Emperor An until her death in 121 C.E.. As soon as she died, Emperor An sought to punish those responsible for the suffering and death of his grandmother, Consort Song, and his father, Prince Qing. Cai Lun was ordered to report to prison. Before he was to report, he committed suicide by drinking poison after taking a bath and dressing in fine robes.

In the middle of the second century, a tomb was constructed for Cai Lun at his estate, Dragon Pavilion Village, in the city of Leiyang in Hunan Province. Fei Zhu of the later Song Dynasty (960-1279 C.E.) wrote that a temple in honor of Cai Lun had been erected in Chengdu, where several hundred families involved in the papermaking industry traveled five miles from the south to come and pay respects. [4] His tomb is now under state protection as a historic site, and there is a memorial hall dedicated to Cai Lun, surrounded by a garden. In the front entryway, there is a stone tablet engraved with Cai’s life story, describing his merits and achievements. In the back hall, there is a stone mortar, said to be the one that Cai Lun used to pound the pulp from which he made the first paper. Leiyang also has an “Invention Square” named in his honor.

Invention of Paper

In 105 C.E., Cai Lun submitted to the emperor a process for making paper out of the inner bark of mulberry trees, bamboo, and remnants of hemp, rags of cloth, and fishing nets. He mixed them with water, pounded them with a wooden tool, and then poured this mixture onto a flat piece of coarsely woven cloth, letting the water drain through, and leaving only a thin, matted sheet of fibers on the cloth. Emperor He of Han was pleased with the invention and granted Cai Lun an aristocratic title and great wealth.

A part of his official biography written later in China read as thus (Wade-Giles spelling):

In ancient times writings and inscriptions were generally made on tablets of bamboo or on pieces of silk called chih. But silk being costly and bamboo heavy, they were not convenient to use. Tshai Lun [Cai Lun] then initiated the idea of making paper from the bark of trees, remnants of hemp, rags of cloth, and fishing nets. He submitted the process to the emperor in the first year of Yuan-Hsing [105] and received praise for his ability. From this time, paper has been in use everywhere and is universally called «the paper of Marquis Tshai.» [5]

A folktale recounts that, when Cai Lun originally demonstrated paper to the Chinese people, he was mocked. In order to impress people with the magical power of paper, he pretended to die and had himself buried in a coffin, with a bamboo breathing tube. Following his instructions, his friends burned paper over the coffin, and he sprang up out of the ground, alive again. Burning paper over graves is still a tradition in China. [6]

Global Influence

The immediate popularity of the invention attributed to Cai Lun is evident in the discovery of paper (dated to within 50 years of Cai Lun’s death) in the inhospitable deserts of arid Chinese Turkestan. The province of Guizhou became renowned for its paper-making workshops. By the third century, paper was widely used as a writing medium in China [7] and had spread to Korea, Vietnam and Japan. It enabled China to develop its culture through widespread literature and literacy, much faster than it had developed with earlier writing materials (primarily bamboo slats and silk). In 751, some Chinese paper makers were captured by Arabs after Tang troops were defeated in the Battle of Talas River. The first Arab paper was created in Samarkand and production of paper quickly replace the production of papyrus in the Middle East and North Africa. The first European paper was created in Spain in 1150, and it spread quickly to other nations, where it displaced the use of parchment and hides. Along with contact between Arabs and Europeans during the Crusades, and the essential recovery of ancient Greek written classics, the widespread use of paper contributed to he spread of Scholasticism in Europe. The invention of the printing press further increased the use of paper, and greatly facilitated the advancement of technology and academic thought in European societies.

Mulberry paper, which was used in China beginning in the Han Dynasty, was unknown in Europe until the eighteenth century. It was described with much curiosity by Jesuit missionaries to China, who suggested that mulberry paper should be cultivated in France). [8]

Although Cai Lun is credited with the invention of paper, there is some question as to whether he actually invented paper himself, or simply systematized its manufacture and promoted its use by the imperial court. Older Chinese paper fragments have recently been discovered. Cai Lun himself is regarded as a Chinese national hero, praised for his ingenuity and respected because he had little concern for rank and was not afraid to approach the emperor directly with his suggestions.

Notes

References

External links

All links retrieved December 23, 2016.

Credits

New World Encyclopedia writers and editors rewrote and completed the Wikipedia article in accordance with New World Encyclopedia standards. This article abides by terms of the Creative Commons CC-by-sa 3.0 License (CC-by-sa), which may be used and disseminated with proper attribution. Credit is due under the terms of this license that can reference both the New World Encyclopedia contributors and the selfless volunteer contributors of the Wikimedia Foundation. To cite this article click here for a list of acceptable citing formats.The history of earlier contributions by wikipedians is accessible to researchers here:

The history of this article since it was imported to New World Encyclopedia:

Note: Some restrictions may apply to use of individual images which are separately licensed.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *