тщательно какая часть речи
Морфологический разбор слова «тщательно»
Примеры предложений со словом тщательно
После извлечения клеща следует тщательно вымыть руки.
Любителям старины стоит очень тщательно проверять приобретаемые картины, мебель, украшения.
Необходимо помнить, что кожа должна тщательно очищаться, на ней не должны оставаться частички косметических средств.
Сейчас в Каннах усилили меры безопасности, каждый приходящий во Дворец фестивалей тщательно досматривается.
В его одежде был обнаружен тщательно спрятанный пакет с наркотическим веществом.
И как тщательно они всё взвешивают, мерят, мерятся.
Поэтому нам нужно тщательно распределять свои энергию и капитал, чтобы не рассеять таланты на этих многоточечных графиках.
Теперь он понял, что она одержима страстью и что его тщательно продуманная попытка воздействовать на нее потерпела крах.
Одет он был в новый серый костюм с коричневым галстуком и тщательно выбрит.
Сайрес Смит выбрал за Трубами обширную площадку и тщательно разровнял ее.
Теперь, после того как был найден ящик, казалось абсолютно необходимым тщательно обследовать остров.
Третье хлебное поле было гораздо обширнее двух первых, и тщательно подготовленная земля приняла драгоценный посев.
За эти дни нужно было обшить корабль и тщательно законопатить его.
Войдя однажды в отсутствие Варвары Павловны в ее кабинет, Лаврецкий увидал на полу маленькую, тщательно сложенную бумажку.
Том достал фонарь, засветил его в бочке, тщательно обернул полотенцем, и оба смельчака во мраке подкрались к таверне.
Она не ответила; уже спокойнее разглядывала мужа всего, с головы до ног, бесцельно оправила складки тщательно выглаженной юбки.
Красные подвигались сторожко, медленно, тщательно щупая разведками лежащие впереди хутора.
Он тщательно приглядывается, рассматривает, разузнает, но делает это сам, не прибегая к постороннему посредничеству.
Он пошел назад и остановился с минуту под колоннадою, тщательно смотря во все стороны, не попадется ли где нос.
Это был человек средних лет, с лысиной, на которую тщательно начесаны были волосы.
Морфологический разбор слова «тщательно»
Слово можно разобрать в 2 вариантах, в зависимости от того, в каком контексте оно используется.
1 вариант разбора
Часть речи: Наречие
2 вариант разбора
Часть речи: Краткое прилагательное
Начальная форма слова: «ТЩАТЕЛЬНЫЙ»
Все формы слова ТЩАТЕЛЬНО
ТЩАТЕЛЬНЫЙ, ТЩАТЕЛЬНОГО, ТЩАТЕЛЬНОМУ, ТЩАТЕЛЬНЫМ, ТЩАТЕЛЬНОМ, ТЩАТЕЛЬНАЯ, ТЩАТЕЛЬНОЙ, ТЩАТЕЛЬНУЮ, ТЩАТЕЛЬНОЮ, ТЩАТЕЛЬНОЕ, ТЩАТЕЛЬНЫЕ, ТЩАТЕЛЬНЫХ, ТЩАТЕЛЬНЫМИ, ТЩАТЕЛЕН, ТЩАТЕЛЬНА, ТЩАТЕЛЬНО, ТЩАТЕЛЬНЫ, ТЩАТЕЛЬНЕЕ, ТЩАТЕЛЬНЕЙ, ПОТЩАТЕЛЬНЕЕ, ПОТЩАТЕЛЬНЕЙ
Разбор слова в тексте или предложении
Если вы хотите разобрать слово «ТЩАТЕЛЬНО» в конкретном предложении или тексте, то лучше использовать морфологический разбор текста.
Примеры предложений со словом «тщательно»
Гипсовый трубач. Дубль два, Юрий Поляков, 2010г.
Смятение. 1990 год. Телефонный начальник, Виктор Ааб
После завтрака он шел в душ и тщательно мылся – не как я, одной водой, а тщательно дезинфицировал тело.
Любовники-полиглоты, Лина Вульфф, 2016г.
Через неделю ходить будет, с палкой, – проговорил он, тщательно застегивая все пуговицы на гимнастерке.
Вечный зов. Том 2, Анатолий Иванов, 1976г.
Не произошло, но вот-вот должно произойти, думал Кружилин, тщательно выскабливая подошвы сапог о прибитую возле крыльца железку.
Вечный зов. Том 2, Анатолий Иванов, 1976г.
Напишите слово боту и он мгновенно сделает морфологический разбор слова @morphology_analysis_bot
«Тщательно» или «тчательно»: как пишется слово?
Совсем нередко люди путают при написании шипящие буквы. Поэтому порой возникает вопрос, как писать правильно: «тщательно» или «тчательно».
Как правильно пишется?
Определительное наречие «тщательно» пишется с буквой «щ» после буквы «т» и с одним мягким знаком после буквы «л».
Для того чтобы понять, как правильно пишется это слово, нужно обратиться к этимологии. Согласный звук «щ» в русском языке является мягким, не имеющим парного твёрдого звука, поэтому после сочетания «тщ» нет мягкого знака.
Кроме этого, мы можем наблюдать здесь такой фонетический процесс, как ассимиляция. Мягкий звук «щ» передает свою мягкость соседнему звуку «т», и тот, в свою очередь, также становится мягким.
Морфемный разбор слова «тщательно»
Слово «тщательно» произошло от имени прилагательного «тщательный», которое, в свою очередь, произошло от древнерусского слова «тыщати», т.е. торопить.
А также оно является однокоренным со словом «тыщание» − старание, усердие.
Приставки в этом слове нет, окончания также нет, поскольку наречие − неизменяемая часть речи.
Морфемный разбор слова будет выглядеть таким образом:
«тщательн» (корень) – «о» (суффикс).
Примеры предложений
Синонимы слова «тщательно»
Словарь синонимов русского языка предлагает довольно много вариантов к слову «тщательно». Например, внимательно, аккуратно, основательно, тонко, добросовестно, точно, детально, исправно.
Но будьте внимательны при употреблении синонимов, поскольку порой при замене одного слова другим меняется лексическое значение предложения. Например, тщательно проверяйте документы перед тем, как их подписывать. Аккуратно проверяйте квитанции перед оплатой.
Ошибочное написание слова «тщательно»
Все иные варианты написания, кроме одного − «тщательно», будут неверными, и использовать их при письме нельзя.
Заключение
Когда сомневаешься при написании какого-либо слова, нужно свериться с орфографическим словарем. Поскольку в богатом и могучем русском языке происходят сложные языковые процессы: ассимиляция и диссимиляция, оглушение и озвончение, то это всегда влияет на правописание.
Как пишется: «тщательно» или «тчательно»?
Определение и разбор слова
Данное слово является наречием к прилагательному «тщательный», которое имеет значение «старательный, усердный, добросовестный; то, что совершается со вниманием ко всем подробностям и мельчайшим деталям».
Варианты написания слова
Существует два основных варианта написания слова:
Как правильно пишется: «тщательно» или «тчательно»?
С точки зрения правил русской орфографии верным является следующее написание слова:
« ТЩАТЕЛЬНЫЙ »
Какое правило применяется?
Правописание буквосочетания «тщ» в начале слова невозможно никак проверить, в русском языке нет правила, которое регулирует данный вопрос. Поэтому мы должны просто запомнить, что в слове «тщательно» пишутся буквы «тщ».
Примеры использования слова в речи
Она всегда тщательно заботилась о волосах, поэтому даже в старости они имели восхитительный вид.
Тщательно изучите представленные материалы, а потом приступайте к выполнению задания.
Иванов тщательно осмотрел содержание найденной им дамской сумочки.
Перед отправкой тщательно проверьте готовый текст на предмет ошибок.
Если тщательно готовиться к экзаменам, то сессия вовсе не страшна и не принесет никаких неприятных сюрпризов.
Подводим итоги
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите необходимый фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
К какому разряду относится наречие тщательно
К какому разряду относится наречие тщательно
К какому разряду относится наречие тщательно. К какому разряду относится наречие тщательно They have never tried sushi.
К какому разряду относится наречие тщательно
Морфологические признаки наречия: 1) неизменяемость, 2) разряд по значению, 3) степень сравнения.
Наречие обозначает:
Разряды наречий:
Особую группу составляют наречия, которые не называют признаки действия, а только указывают на них, а именно:
Степени сравнения наречий
Нужно запомнить!
Образование степеней сравнения у прилагательных и наречий во многом совпадает, поэтому возникают омонимичные формы двух разных частей речи: Эта задача проще. — Я смог решить задачу проще ; Синее платье более красиво. — Оно на тебе сидит более красиво.
Следует различать омонимы в составе наречий, в составе слов категории состояния (СКС) и в составе имён прилагательных. Например:
Конспект урока по русскому языку «Наречие как часть речи«. Еще конспекты по теме «Наречие это»:
Наречие как часть речи
Конспекты уроков по русскому языку
по теме «Наречие»
Урок 2. Тема: «Разряды наречий»
• закрепление умения находить наречия и определять их значение;
• систематизация знаний учащихся о значении наречий, знакомство со смысловыми группами наречий;
• формирование умения определять принадлежность наречия к той или иной смысловой группе:
• воспитывать у учащихся интерес к изучению русского языка.
Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков.
1) карточки с индивидуальными заданиями;
2) материалы презентации, выполненные в программе PowerPoint.
Межпредметные связи: связь с информатикой, историей, литературой.
Тема высказывания урока: «Люби и знай русский язык».
I. Сообщение темы, цели урока.
1. Индивидуальное задание, анализ предложения.
Задание. Запишите предложение, сделайте полный синтаксический разбор. Найдите в предложении наречие, расскажите о нем как о части речи.
Учитесь крепко, живите дружно (М.Горький).
2. Проверка домашнего задания.
Задание. Прослушайте стихотворение, выпишите наречия, поставьте к ним вопросы.
Не заслуга быть белым,
Не достоинство – русым,
Очень трудно быть смелым,
Очень просто быть трусом.
Кто не предал России
Ради собственной славы,
Знает: трудно быть смелым.
Знает: просто быть слабым.
Знает: трудно жить крупно.
Проще – жить осторожно.
Добрым – сложно и трудно,
А недобрым – несложно.
Вывод: выписывая наречия, ставя к ним вопросы, вы обратили внимание на то, что по значению наречия можно разделить на несколько разрядов. Об этом поговорим на сегодняшнем уроке.
II. Закрепление нового материала.
1. Чтение материала в учебнике «Смысловые группы наречий».
– Но почему же у наречия так много разных вопросов?
2. Чтение учителем сказки о смысловых группах наречия.
Задание. Пока учитель читает сказку, учащиеся выписывают все смысловые группы наречий.
На главной площади города все наречия уже успели разделиться на группы по интересам. Возглавляли каждую группу вопросы.
Вот группа наречий-путешественников во главе с вопросами где? куда? откуда? – они назвали себя Наречиями места.
Вот Наречия времени, возглавляемые вопросами когда? с каких пор? до каких пор?
Вопросы почему? отчего? пришли с любопытными Наречиями причины, а вопросы зачем? для чего? руководили Наречиями цели.
Последними появились Наречия образа действия с вопросами как? каким образом?
Вопрос как? вышел вперед, осмотрелся и спросил:
– Все ли наречия здесь? Вижу, что пришли наречия места, времени, причины.
– Мы тоже здесь, – откликнулись наречия цели и образа действия.
– Я не вижу Наречия меры и степени.
– Когда они появятся?
– Где они задержались? – посыпались вопросы из зала.
– Без них мы не сможем понять, насколько хорошо мы работаем и в какой степени дети усвоили законы нашей страны.
Тут появились опоздавшие Наречия меры и степени с вопросами сколько? в какой степени? в какой мере? насколько?
В полном сборе наречия решили, что каждая группа будет называться разрядом по значению, или смысловой группой, групп будет шесть, а распределять наречия по группам будут вопросы.
III. Тренировочные упражнения.
1. Составляем таблицу «Смысловые группы наречий».
Задание. Заполните таблицу, записывая к наречиям правильно вопросы и разряд.
2. Предупредительный диктант.
Задание. Определите, к какой смысловой группе относятся наречия.
1. Красиво, робко, по-хорошему, геройски, наизусть, пешком – образа действия.
2. Назло, нарочно, специально, наконец – цели.
3. Сверху, сбоку, направо, вбок, влево, близко, недалеко – места.
4. Мало, вдоволь, вдвое, чересчур, очень, весьма, слишком – меры и степени.
5. Завтра, давным-давно, всегда, издавна, смолоду, скоро, тотчас – времени.
6. Спроста, сгоряча, поневоле, со зла, сослепу – причины.
3. Подбор синонимов к наречиям.
Задание. Подберите к данным наречиям синонимы, запишите их.
IV. Творческие задания.
V. Задания повышенной трудности.
1. Говорите правильно.
Задание. Как надо говорить: заимообразно или взаимообразно?
Ответ. Правильная форма – заимообразно, образована от существительного заем.
VI. Занимательный материал к уроку.
Задание. Разгадайте ребусы и определите части речи слов-отгадок.
VII. Подведение итогов урока, домашнее задание.
Урок 3. Тема: «Степени сравнения наречий»
• ознакомление с образованием сравнительной и превосходной степеней наречий, с синтаксической ролью наречий в сравнительной степени;
• формирование умения образовывать, находить и различать степени сравнения наречий;
• формирование умения различать сравнительную степень прилагательного и наречия, образовывать степени сравнения наречий;
• воспитывать у учащихся интерес к изучению русского языка.
Тип урока: урок объяснения нового материала.
1) карточки с индивидуальными заданиями;
2) материалы презентации, выполненные в программе PowerPoint.
Межпредметные связи: связь с информатикой, историей, литературой.
Тема высказывания урока: «Люби и знай русский язык».
I. Сообщение темы, цели урока.
1. Индивидуальное задание, анализ предложения.
Задание. Запишите предложение, сделайте полный синтаксический разбор. Найдите в предложении наречие, расскажите о нем как о части речи.
Учитесь крепко, живите дружно. (М.Горький)
2. Лингвистическая разминка.
Задание. Продолжите строчку, учитывая разряд наречия.
II. Объяснение нового материала.
1. Степени сравнения наречий. Работа с учебником.
Хотя наречия – неизменяемые слова, но одно исключение есть. Наречия образа действия на о (как и качественные прилагательные, от которых эти наречия образовались) имеют степени сравнения: сравнительную и превосходную.
танцевать красивее (более красиво) – сравнительная степень;
красивее всех – превосходная степень.
Таким образом, наречия образа действия на о, образованные от качественных имен прилагательных, изменяются по степеням сравнения.
Сравнительная степень наречия обозначает более (менее) высокую меру проявления признака: высоко летать – более высоко летать (выше летать).
Как и прилагательное, наречие имеет две формы сравнительной степени: простую и составную.
Простая форма образуется с помощью суффиксов:
-е: кричать громко – громче;
Составная форма сравнительной степени образуется из сочетания начальной формы наречия со словами более (менее):
Превосходная степень наречий имеет только составную форму: наречие в сравнительной степени + слова всех, всего:
Формы сравнительной степени наречий и качественных прилагательных совпадают в произношении и написании:
Теперь лицо друга стало веселее (прилагательное).
Весной солнышко светит веселее (наречие).
2. Закрепление нового материала.
Задание. С данными словами составьте глагольные словосочетания. Запишите эти словосочетания, образуя степени сравнения наречий.
взглянуть строго – строже (более строго) – строже всех.
Умно – умнее (более умно) – умнее всех.
Холодно – холоднее (более холодно) – холоднее всего.
Жарко – жарче (более жарко) – жарче всего.
Сладко – слаще (более сладко) – слаще всего.
Интересно – интереснее (более интересно) – интереснее всего.
Радостно – радостнее (более радостно) – радостнее всего.
3. Возьмите на заметку! Теоретический материал.
Чтобы не смешивать схожие формы этих частей речи, надо учитывать, что:
имя прилагательное | наречие |
---|---|
1) обозначает признак предмета | 1) обозначает признак действия; |
2) относится к имени существительному | 2) относится к глаголу |
3) отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? | 3) отвечает на вопросы как? каким образом? |
4) в предложении выступает в роли сказуемого: Наше озеро (какое?) глубже реки. | 4) в предложении выступает в роли обстоятельства: Аквалангист нырнул (как?) глубже расставленных сетей. |
4. Закрепление нового материала.
Задание.Выразительно прочитайте стихотворение Н.Языкова. Чем являются выделенные слова – наречием или прилагательным?
Мой друг! Что может быть милей (прилагательное)
Бесценного родного края?
Там солнце кажется светлей (прилагательное),
Там радостней (прилагательное) весна златая,
Прохладней (прилагательное) легкий ветерок,
Душистее (прилагательное) цветы, холмы там зеленее (прилагательное),
Там сладостней (наречие) журчит поток,
Там соловей поет звучнее (наречие),
Там все нас может восхищать,
Там все прекрасно (прилагательное), там все мило (прилагательное).
III. Тренировочные упражнения.
1. Сравнительная и превосходная степени.
Задание. В соответствии с теоретическим материалом данного урока заполните таблицу.
Степени сравнения наречий
сравнительная | превосходная | ||
---|---|---|---|
простая | составная | простая | составная |
печально | |||
интересно | |||
звонко | |||
низко | |||
строго |
2. Прилагательное или наречие?
Задание. Определите, в каких словосочетаниях выделенные слова являются краткими прилагательными, а в каких – наречиями.
Говорил громко – наречие.
Полотно красиво – прилагательное.
Рисует красиво – наречие.
Здание высоко – прилагательное.
Движение быстро – прилагательное.
Плыл быстро – наречие.
Звучание громко – прилагательное.
Утро прохладно – прилагательное.
Встретил прохладно – наречие.
3. Сравнительная или превосходная?
Задание. Определите, в каких словосочетаниях наречия использованы в сравнительной степени, в каких – в превосходной.
Бежать быстрее всех – превосходная.
Любить сильнее – сравнительная.
Любить сильнее всего – превосходная.
Смеяться громче – сравнительная.
4. Тест по теме «Степени сравнения наречий».
1. У наречий отсутствует следующая степень сравнения:
2) простая превосходная;
3) составная сравнительная;
4) составная превосходная.
2. Простая сравнительная степень наречий образуется с помощью:
2) словообразующих суффиксов;
3) формообразующих суффиксов;
3. Укажите суффиксы, не участвующие в образовании простой сравнительной степени наречий:
4. Составная сравнительная степень наречий образуется с помощью слов:
2) наиболее, наименее;
5. В каких вариантах все словосочетания содержат наречия в сравнительной степени?
1) Поднялся выше, нарисовал красивее;
2) поднялся выше всех, нарисовал красивее, сделал быстрее, бросил дальше;
3) кричит громче, говорил дольше, поднялся выше, раскрасил менее ярко;
4) спел громко, нарисовал красивее, поднялся выше.
6. Какое предложение содержит наречие в сравнительной степени?
2) Всех веселее звучал голосок Катеньки.
3) На снимке лицо Бориса веселее.
4) Сегодня ансамбль пел веселее и громче.
7. Укажите предложения, в которых есть наречия в сравнительной степени.
2) День ото дня глаза ее делались грустнее.
3) И молча он коня седлает, страшнее взор его пылает.
4) Злее человека я не встречал.
8. Какое слово не является наречием в сравнительной степени?
9. В каких предложениях есть наречие в сравнительной степени?
1) Всегда труднее сказать правду о себе самом.
2) Эта задача труднее предыдущих.
3) Решиться на серьезный поступок труднее, чем что-либо обещать.
4) Труднее всех приходится тем, кто осваивает новые маршруты.
10. Составная превосходная степень наречий обозначает, что признак:
1) проявляется в большей степени;
2) проявляется в наибольшей (наименьшей) степени;
3) проявляется не всегда;
4) присутствует в значительном количестве.
11. Составная превосходная степень наречий образуется с помощью:
2) слов очень, слишком от наречия;
3) слов всех, всего и наречия сравнительной степени;
IV. Задание повышенной трудности.
Вопрос. Какой частью речи является словоформа выше в примерах:
2) Колокольня расположена выше церкви?
В обоих примерах элемент выше представляет собой неизменяемую словоформу со значением сравнительной степени. Но для того, чтобы решить, к какой части речи она принадлежит, следует, во-первых, определить, с какой исходной формой она соотносится, а во-вторых, обратить внимание на ее синтаксическую функцию в высказывании.
В первом примере словоформа выше играет роль именной части составного сказуемого; исходной для нее является положительная степень прилагательного высокий (ср.: Колокольня высокая; Колокольня более высокая, чем церковь). Во втором примере выше – это обстоятельство, и соотносится эта словоформа с наречием высоко (ср.: Колокольня расположена высоко; Колокольня расположена более высоко, чем церковь). Таким образом, в первом примере выше – прилагательное, во втором – наречие.
V. Творческие задания.
1. Сочиняем рассказ.
Задание. Найдите и подчеркните словосочетания, содержащие наречия в сравнительной и превосходной степенях. Придумайте и запишите рассказ на тему школьной жизни, используя как можно больше данных словосочетаний с наречиями.
Громче всех поздоровался; ужасно не хотелось; плохо знал; моментально подумал; бодро завел; плетется рысью; уже рассердилась; только сбиваешь; читай наизусть; кричал громко; читай сейчас же; прекрасно понял; смотрела внимательно; смотрел еще внимательнее; сразу вспомнил.
Задание. Вспомните все, что вы узнали о степенях сравнения наречий, составьте и запишите диалог – спор двух мальчиков, отправившихся в путешествие.
VI. Занимательный материал к уроку.
Задание. Разгадайте ребусы и определите части речи слов-отгадок.
Урок 4. Тема: «Словообразование. Образование наречий»
• ознакомление с разными способами образования наречий;
• формирование умения образовывать наречия от других частей речи;
• формирование умения различать способы словообразования;
• воспитывать у учащихся интерес к изучению русского языка.
Тип урока: урок объяснения нового материала.
1) карточки с индивидуальными заданиями;
2) материалы презентации, выполненные в программе PowerPoint.
Межпредметные связи: связь с информатикой, историей, литературой.
Тема высказывания урока: «Люби и знай русский язык».
I. Сообщение темы, цели урока.
1. Индивидуальное задание, анализ предложения.
Задание. От чего образованы наречия? Напишите слова, от которых образованы данные наречия.
Образец: артистично – артистичный.
2. Лингвистическая разминка.
Задание. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:
1) в обеих сумках;
2) пять килограммов;
II. Объяснение нового материала.
Работа с учебником или материалами презентации, выполненной в программе PowerPoint.
Наиболее распространенными способами образования наречий являются следующие:
1) суффиксальный: быстрый – быстро, творческий – творчески;
2) приставочно-суффиксальный: сухой – досуха, изнанка – наизнанку;
3) приставочный: хорошо – нехорошо, куда – никуда;
4) сложение разных видов:
сложение с первым элементом полу-: полулежа;
сложение с присоединением суффикса или приставки и суффикса: мимо ходить – мимоходом; пол, сила – вполсилы.
Задание. Определите способ образования наречий:
2) засветло – (приставочно-суффиксальный);
3) назавтра – (приставочный);
III. Тренировочные упражнения.
• Способ образования наречий.
Задание 1. Определите способ образования данных наречий:
быстро-быстро – (сложение слов);
Задание 2. Определите способ образования наречий. Соотнесите данные наречия (левая колонка) с их способом образования (правая колонка).
Искренне, осуждающе, когда-либо | Наречия, образованные с помощью одновременного присоединения приставки и суффикса |
Вкось, замуж, вплавь | Наречия, образованные путем сложения |
По-прежнему, по-видимому, впустую, издавна | Наречия, образованные с помощью суффиксов |
Полушутя, полулежа | Наречия, образованные с помощью приставок |
Задание 3. Восстановите словообразовательные цепочки:
неописуемо – (неописуемый – описать) – писать;
безумно – (безумный – умный) – ум;
бесконечно – (бесконечный – конечный) – конец;
разнообразно – (разнообразный) – разный + образ.
Задание 4. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания. Найдите в тексте наречия, определите их разряд. Сделайте морфологический разбор наречия плавно.
(Хрустально)чистый звучный и необыкновенно сильный тенор зазв_нел в комн_те. В самом тембре этого яркого, метал_ического голоса было что(то) др_матическое страс_ное.
Плавно и нежно л_лись один за другим грудные, г_рячие, тр_пещущие звуки. Они л_лись св_бодно с бл_городной сдержанностью, звучали просто и скромно, словно он не хотел обнаружить глубины чу_ства а оно, как пламя, само прорывалось и било из груди певца переполненной горячими, страс_ными звуками.
Он пел о тоске любви. Негой огнем и сл_зами дышали эти звуки.
• Приставочный способ словообразования.
Задание 5. Докажите, что данные наречия образованы приставочным способом.
Образец записи: не + мало – немало.
Неоткуда, нигде, невежество, повсюду, несерьезно, несправедливо, никогда, некогда, отныне, отовсюду, назавтра, неразборчиво, насовсем, никуда, некуда, навсегда, невдалеке, неспокойно.
• Наречие как часть речи.
Задание 6. Перепишите текст, поставьте пропущенные знаки препинания. Подчеркните наречия как члены предложения. Выполните морфологический разбор наречий неописуемо и выше.
А ночью лес принял неописуемо жуткий, сказочный вид: стена его выросла выше и в глубине ее между черными стволами безумно заметались запрыгали красные мохнатые звери.
Бесконечно разнообразно струились фигуры огня между черными стволами и была неутомима пляска этих фигур.
• Тест по теме «Словообразование наречий».
1. Наречия от прилагательных образуются:
2) с помощью суффиксов;
3) с помощью соединительных гласных.
2. Наречия от существительных можно образовать:
2) с помощью суффикса -и;
3. Наречия можно образовать:
1) от всех самостоятельных частей речи;
2) только от прилагательных;
3) от прилагательных, существительных и числительных.
4. Наречия не могут образовываться:
2) переходом из одной части речи в другую;
3) приставочно-суффиксальным способом;
4) могут образовываться любым из этих способов.
5. Укажите верный вариант словообразовательного разбора:
1) слева – левый (от прилагательного приставочно-суффиксальным способом);
2) слева – влево (приставочно-суффиксальным способом от наречия).
6. Определите, как образовано наречие почти:
2) от глагола чтить;
3) от существительного чтиво.
IV. Творческие задания.
Задание 1. Вместо пропусков употребите подходящие по значению наречия.
Слова для вставки: невыносимо, беспощадно, медленно, неторопливо, внезапно, прерывисто, беспомощно, испуганно, глухо, беспорядочно, тревожно.
Задание 2. Замените данные фразеологизмы (устойчивые словосочетания) наречиями.
Положа руку на сердце | честно |
У черта на куличках | далеко |
Рукой подать | близко |
К ак в аптеке | точно |
Как баран на новые ворота | недоуменно |
На широкую ногу | расточительно |
Черным по белому | ясно |
Битый час | долго |
Бок о бок | рядом |
Вверх дном | кувырком |
Веки вечные | навсегда |
На вес золота | дорого |
Душа в душу | дружно |
Не покладая рук | старательно |
Задание 3. Подберите подходящие по смыслу наречия и вставьте их в текст.
Слова для вставки: доверху, по-прежнему, вокруг, весело, яростно, совершенно, непрерывно, сверху.
Тимошка одним рывком оказался рядом с ней (Дашей) и, борясь с _______ падавшими _______ потоками воды, несколько раз ________ отряхнулся, затем сел и посмотрел на _______ промокшую Дашу. Дождь _________ шумел в листьях яблони, _________ все ________ кипело от дождя, деревья стояли грузные, наполненные ________ водой.
Воспользовавшись данным текстом, выпишите наречия, образованные:
V. Занимательный материал к уроку.
Задание. Разгадайте ребусы и определите части речи слов-отгадок.
1. Волина В.В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995.
2. Горюнова Г.Г., Лобановская З.Д., Долженко О.А. Наречие и красноречие. Практикум по русскому языку. СПб.: Паритет, 2004.
3. Норман Б.Ю. Русский язык в задачах и ответах. Для олимпиад, викторин и самообразования. Минск: ООО «Новое знание», 2004.
4. Русские пословицы и поговорки / Под ред. В.Аникина. М.: Художественная литература, 1998.
5. Соловьева Н.Н. Русский язык в задачах и играх. Тетрадь для творческих работ. 7-й класс.
М.: Материк-Альфа, 2004.