туристические рынки какие есть
Тема 2. ТУРИЗМ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
3. Туристский рынок
Туристский рынок – это система отношений (экономических, социальных, юридических), связывающих производителей тур продукта и потребителей, которые заинтересованы в определенном виде турпродукта, которые имеют возможность продавать и покупать их.
Туристские рынки можно классифицировать по следующим признакам:
1. По географии – мировой, региональный, отдельной страны, района внутри страны, городской.
2. По отношению к национальной территории – рынки международного и внутреннего туризма.
3. По направлению движения – рынки, генерирующие туристские потоки, и рынки, принимающие туристов.
4. По степени концентрации – монополистический, олигополистический и свободной конкуренции.
5. По степени соотношения между спросом и предложением – рынок продавца (характеризуется высоким спросом и ограниченностью предложения) и рынок покупателя (характеризуется превышением предложения над спросом).
Тур рынок представлен в виде системы взаимодействия 4 основных элементов:
Тур спрос (ёмкость) – это подтверждение платежеспособностью рекреационных потребностей потребителей, выраженных в определенном количестве турпродукта и услуг, которые потребители могут приобрести при определенных ценах.
Спрос – показатель, отражающий объем продаж определенного тур продукта на выбранном сегменте рынка.
— стабильный (вне зависимости от колебания цен);
— эластичный (изменяющийся в ту или иную сторону, в зависимости от изменяющихся цен).
— отрицательный (большая часть рынка недооценивает турпродукт, и согласна на дополнительные издержки, чтобы избежать его);
— отсутствующий (потребители игнорируют предлагаемый продукт);
— открытый (потребители испытывают нужду в туристском направлении или чем-либо, что рынок по каким-то причинам предложить не может);
— падающий (потеря у потребителей интереса к определенному турпродукту);
— нерегулярный (сезонный, ежедневный, вплоть до почасовых колебаний);
— полноценный (тур предприятие – продавец удовлетворен своим торговым оборотом);
— нерациональный (вредные для здоровья или аморальные товары и услуги).
Основой тур спроса является потребность человека в отдыхе, познании, общении, которое и побуждает его к путешествию. Являясь элементом тур рынка, спрос формируется на основе многих факторов объективного и субъективного характера
Динамичное развитие обусловлено действием комплекса демографических, природно-географических, социально-экономических, научно-технических факторов.
Наряду с ними выделяется группа субъективных факторов, включающая вкусы, предпочтения, национальные традиции.
Предложение турпродукта (насыщенность) – количество турпродуктов (туристско-экскурсионных услуг), которое выставлено на рынок при определенном уровне цен. Если спрос отражает предположительную емкость рынка, то предложение – это фактический объем туристско-экскурсионных услуг, которые предлагают потребителю на рынке.
Соотношение между спросом и предложением зависит от многих факторов, одним из которых является цена. Завышенные цены приводят, за исключением единичных случаев, к падению спроса, а занижение к потере прибыли и нерентабельности предприятия. Каждое тур предприятие, работающее на рынке должно уделять внимание политике ценообразования.
Цена – мера и регулятор равновесия между спросом и предложением на тур. рынке. Это основной критерий выбора турпродукта для большинства потребителей и поэтому в первую очередь она влияет на объем продаж.
На уровень цен могут оказать влияние факторы:
— цены на услуги поставщиков туруслуг (гостиницы, транспорт);
— цены на услуги, предоставляемые конкурентами на рынке;
— колебания в спросе;
— психологические факторы, связанные с модой, престижем и т.д.
Тур. рынок – это рынок услуг. Он имеет свои специфические особенности:
1) тур. услуги неосязаемы, т.е. их нельзя потрогать, попробовать;
2) тур. услуги теряются во времени;
3) качество отдельных услуг в составе тура может меняться;
4) имеется разрыв во времени между фактом оплаты турпродукта и фактом его потребления;
5) сезонные колебания.
Основными факторами, влияющими на тур. рынок, являются: природно-экологические (хороший климат, наличие красивых ландшафтов), социально-экономические, политические, демографические.
Рынок туризма: сущность, характеристика, виды рынков
Ø реализация стоимости и потребительной стоимости, заключенных в туристском продукте;
Ø организация процесса доведения турпродукта до потребителя;
Ø экономическое обеспечение материальных стимулов сотрудников туристского предприятия к повышению качества и совершенствованию ассортимента услуг, предложению их в соответствии с запросами потребителей, росту производительности труда. [42]
При характеристике рынка туризма необходимо учитывать, что:
Ø кроме покупателя и продавца, в механизм рынка включаются посреднические звенья, обеспечивающие связь спроса и предложения;
Ø спрос на туристские услуги отличается рядом особенностей: большим разнообразием участников поездок по материальным возможностям, возрасту, целям и мотивам; эластичностью; индивидуальностью и высокой степенью дифференциации; большой заменяемостью; отдаленностью по времени и месту от туристского предложения;
Ø туристское предложение характеризуется следующими отличиями: товары и услуги в туризме имеют тройственный характер (природные ресурсы, созданные ресурсы, туристские услуги); высокую фондоемкость туристской индустрии; низкую эластичность; комплексность
В соответствии с рекомендациями ВТО выделяют:
Ø рынок внутреннего туризма, включающий путешествия жителей какого-либо района по этому району;
Ø рынок въездного туризма, включающий путешествия по какому-либо району лиц, не являющихся его жителями;
Ø рынок выездного туризма, включающий путешествия жителей какого-либо района в другой район.
Сочетание терминов «внутренний» и «въездной» туризм позволяет получить следующие виды рынков туризма:
Ø рынок туризма в пределах страны, включающий внутренний и въездной туризм;
Ø рынок национального туризма, охватывающий внутренний туризм и выездной туризм;
Ø рынок международного туризма, состоящий из въездного и выездного туризма
В зависимости от целей путешествия выделяют рынки рекреационного, лечебного, культурно-познавательного, делового, религиозного, этнического, транзитного туризма.
По характеру организации путешествия делятся на организованные и неорганизованные; числу участников путешествия — индивидуальные и групповые; соотношению спроса и предложения — рынок продавца (характеризуется высоким спросом и ограниченностью предложения) и рынок покупателя (характеризуется превышением предложения над спросом). Самостоятельными считают рынки экологического, приключенческого и др. видов туризма.
С точки зрения особенностей и содержания маркетинговой деятельности выделяются следующие рынки:
Ø бесплодный, не имеющий перспектив для реализации услуг;
Ø основной, на котором реализуется основная часть услуг;
Ø дополнительный, на котором обеспечивается продажа некоторого объема услуг;
Ø прослоенный, отличающийся нестабильностью коммерческих операций.
При классификации рынков по их качественной структуре, основанной на стратификации потребителей выделяют: потенциальный рынок, его клиенты, проявляют интерес к приобретению туруслуг.
В состав действительного рынка входят платежеспособные потребители, имеющие доступ к туристским услугам, способным удовлетворить их потребности.
В состав квалифицированного рынка входят те, которые реализуют свою заинтересованность в туристских услугах.
Обслуживаемый рынок образуют клиенты, имеющие возможность делать выбор из всего многообразия предлагаемых продуктов, в том числе и у конкурентов.
Освоенный рынок образуют клиенты, отдающие предпочтение услугам данного предприятия.
Изучение рынка туризма конкретной страны рекомендуется проводить по ряду направлений (табл. 35.).
Таблица 35. Направления исследований рынка туризма страны
Направление исследований | Показатели |
Население | Общая численность населения. Половозрастная структура. Структура населения по отдельным категориям (учащиеся, работающие, пенсионеры). Количество и структура семей |
Социально-экономические условия | Сложившаяся структура платежеспособного спроса населения. Структура доходов и расходов населения. Структура затрат на отдых, в том числе на туризм. Уровень социального обеспечения. Система отпусков и каникул, включая их продолжительность и оплату. Соотношение рабочих и нерабочих дней |
Отношение населения к туризму | Туристская подвижность населения. Мотивация поездок (виды туризма). Сезонность поездок. Соотношение внутреннего и въездного туризма. Средняя продолжительность поездок. Структура расходов туристов |
Туристская индустрия | Наличие и структура туроператоров и турагентов. Средства размещения и питания (число, вид, местонахождение, уровень качества). Средства транспорта. Инфраструктура (банки, магазины, связь, медицинские объекты, службы туристской информации) и т. д. Использование современных компьютерных технологий, в том числе автоматизированных систем бронирования |
Туристское предложение | Туристские ресурсы (природно-климатические, культурно-исторические, национально-этнографические и др.). Виды предложений. Соответствие предложений международным стандартам. Уровень цен на туристские услуги, в том числе гостиничные тарифы, цены на питание, транспорт, связь и т. д. |
Направление исследований | Показатели |
Организация и уровень развития туризма | Туристская политика государства. Развитие национального и международного туризма. Статистика туризма. Туристский имидж страны. Безопасность поездок. Роль туроператоров и турагентов. Общественные туристские организации. Туристские формальности. Правила въезда и выезда |
Изучение рынка предполагает анализ:
Ø общих характеристик, тенденций и факторов развития рынка;
Ø субъектов рынка (деловые партнеры, производители туристских услуг, потребители, конкуренты);
Ø объема, структуры и динамики предложения и спроса;
Ø состояния конкуренции;
Ø особенностей сбытовой и рекламной деятельности и т. д.
Структура туррынка
На рынке можно выявить реальных и потенциальных конкурентов, посредников, потребителей, реализуемые товары, а также условия функционирования рынка.
С точки зрения количественной характеристики потребителей туристского продукта выделяют три вида рынков туризма: массовый, популярный и индивидуальный.
Массовый туристский рынок объединяет основную массу туристов, путешествующих, в основном, большими группами. Покупатели таких туров довольствуются стандартным набором услуг и развлечений, предусмотренных программой тура и полностью заранее оплаченных.
Популярный туристский рынок имеет дело со сравнительно небольшим количеством туристов, путешествующих в составе небольших групп, но по более дорогим инклюзив-турам, в который предусмотрены более высокий уровень сервиса и размещение в дорогих гостиницах, причем некоторые виды услуг туристы по желанию дополнительно оплачивают в ходе путешествия.
Индивидуальный туристский рынок охватывает туристов, которые путешествуют в одиночку, самостоятельно планируют свой маршрут, сами делают все необходимые заказы на транспортное обслуживание и размещение в гостиницах. Эти туры наиболее привлекательны для состоятельных людей, а также для тех, кто собирается совместить свой отдых с бизнесом или каким-либо другим занятием, что не позволяет им заранее определиться со сроками возвращения и оплатить весь тур.
По отношению к определенному району (региону, стране) выделяются следующие рынки:
· рынок внутреннего туризма, включающий путешествия жителей района по этому району;
· рынок въездного туризма, включающий путешествия по району лиц, не являющихся его жителями;
· рынок выездного туризма, включающий путешествия жителей одного района в другой район.
В связи с особенностями и содержанием маркетинговой деятельности выделяются следующие рынки:
· целевой, на котором предприятие реализует или собирается реализовывать свои цели;
· основной, где реализуется основная часть услуг предприятия;
· дополнительный, на котором обеспечивается продажа некоторого объема услуг;
· растущий, имеющий реальные возможности роста объема продаж и другие.
Туристский рынок имеет различную качественную структуру (рис. 5.2).
Потенциальный рынок составляет 10% жителей страны (региона, города и т. п.). В его состав входят клиенты, которые проявляют интерес к приобретению туристских услуг. Между тем одного желания клиента явно недостаточно — необходимо располагать средствами для покупки туристских услуг. Платежеспособные потребители должны иметь доступ к туристским услугам которые могут удовлетворить их потребности. Если все перечисленные условия соблюдаются, то есть основание говорить о так называемом действительном рынке.
Его следует уменьшить на количество клиентов, которые по тем или иным причинам не реализуют свою заинтересованность в туристских услугах на квалифицированном рынке, который составляет 20% потенциального рынка или 50% действительного.
Предприятие активно обслуживает 10% потребителей потенциального рынка, которые имеют возможность делать выбор из всего многообразия предлагаемых продуктов, в том числе конкурирующими фирмами, и образуют обслуживаемый рынок.
Освоенный рынок образуют клиенты, отдающие предпочтение услугам данного предприятия. Они составляют лишь 5% потенциального и 50% обслуживаемого рынка.
Подобная классификация полезна для планирования маркетинга. Она позволяет углубить характер исследования того или иного туристского рынка и определить особенности работы на нем различных туристских предприятий.
Международный туристский рынок
4.1. Понятие, особенности и функционирование туристского рынка
Под рынком услуг принято понимать систему отношений купли-продажи между экономически свободными продавцами и покупателями. Рынок услуг не похож на другие рынки в основном по двум причинам:
И.Н. Рубанова к основным особенностям рынка услуг относит[Арефьев В.Е. Введение в туризм. Барнаул: АлтГУ, 2002.]:
Туристский рынок есть область проявления общественно-экономических отношений между производителями и потребителями туристского продукта, объединяющая спрос и предложение для обеспечения процесса его купли-продажи. Рынок будет эффективно функционировать только в том случае, если соблюдаются следующие условия: свободная конкуренция, при которой все участники рынка стремятся достичь своих целей (продать товар с максимальной прибылью или купить его с минимальными затратами); наличие основных правил в области качества и безопасности выпускаемого продукта и оказываемых услуг; возможность свободного выбора потребителя.
Более полно туристский рынок можно определить как сферу реализации туристского продукта и экономических отношений, возникающих между его покупателями и продавцами, т. е. между туристом, турагентством, туроператором. Следовательно, субъектами туристского рынка являются потребители туристского продукта (туристы); производители туристского продукта (турфирмы); правительство (внешне регулирующее туристский рынок в соответствии с политикой государства). Существует также точка зрения, согласно которой субъектами туристского рынка считаются:
В ряде работ выделяются три группы организаций как основных инфраструктурных элементов туристского рынка:
Первую группу образуют организации и предприятия, занимающиеся разработкой и предоставлением основных туристских услуг: туроператоры и турагенты, предприятия размещения, общественного питания, транспортные. Вторая группа представлена специализированными организациями, оказывающими туристские услуги целевого назначения:
Третью группу представляют организации, занимающиеся воспроизводством туристской деятельности. К ним можно отнести: организации профессиональной подготовки и переподготовки кадров для сферы туризма; кадровые агентства по профессиональному отбору; курсы подготовки экскурсоводов и гидов-переводчиков; организации аттестации, аккредитации и контроля физических и юридических лиц, занимающихся туристской деятельностью.
Туристский рынок представляет собой экономическую систему взаимодействия четырех основных элементов: туристского спроса, предложения туристского продукта, цены и конкуренции ( рис. 4.1).
Конкурентная борьба ведется двумя основными методами: ценовой и неценовой конкуренцией. Через ценовую конкуренцию продавцы влияют на спрос, главным образом, посредством изменения в цене. При ценовой конкуренции продавцы повышают или понижают цену в зависимости от спроса. Но все большую роль играет неценовая конкуренция, когда производитель выделяет свой продукт из ряда аналогичных продуктов конкурентов, придавая ему уникальные для покупателя свойства, что выражается в разнообразных элементах программы обслуживания, которые должны быть редкими или уникальными. Это может быть посещение новых туристских объектов, проведение или участие в каких-либо мероприятиях, праздниках, что ранее не практиковалось, в общем, все то, что может заинтересовать туристов, привлечь их внимание настолько, что они будут готовы заплатить за новый турпродукт большую сумму на фоне снижения цен за традиционные программы.
Рынок выполняет большое количество функций: информационную, посредническую, регулирующую, ценообразующую, стимулирующую, созидательно-разрушительную, дифференцирующую. Однако основными функциями туристского рынка считаются:
Особенности туристского рынка определяются основными особенностями туристских услуг. Более подробно эта тема будет рассмотрена в главе 8. Здесь приведем лишь самые важные особенности туристского рынка и туристских услуг.
Во-первых, туристские услуги:
Во-вторых, при реализации туристского продукта (будь то экскурсия, тур или заранее забронированное гостиничное обслуживание), как правило, имеется разрыв во времени между фактом оплаты (покупки) туристского продукта и фактом его потребления. Турист, заранее приобретая путевку на тур, авансирует работу обслуживающих организаций на маршруте через туроператора и турагента (платит не лично производителю услуг, а тому, у кого покупает путевку). Поэтому здесь также важны надежность туристского продукта и каналов его продвижения, ответственность туристкой фирмы, реализующей продукт туристу. Привлекательно выглядят различные формы рассрочек оплаты, бронирования и льготы.
В-пятых, на туристском рынке наблюдается территориальная разобщенность потребителя и производителя. Информация и реклама своего продукта в других регионах, связи с зарубежными партнерами для удобства работы по удовлетворению запросов потребителя также важны.
Многие авторы также определяют четыре фундаментальные характеристики туристского рынка, носящие как качественный, так и количественный характер[Гулиев Н.А., Кулагина Е.В. Введение в специальность: Туризм. Омск: ОГИС, 2002.]. Туристский рынок должен быть:
Кругооборот спроса и предложения может быть конкретизирован для сферы туризма с учетом ресурсов, потребительских благ и доходов. Спрос туристов выражается в расходах, осуществляемых на рынках потребительских благ и услуг. Их продажа составляет выручку туристской фирмы. Покупка ресурсов, необходимых для этого, предполагает издержки фирмы. Туристы могут непосредственно воспользоваться имеющимися ресурсами туристского региона или приобрести готовый туристский продукт. Таким образом, реальный поток экономических благ дополняется встречным денежным потоком доходов и расходов ( рис. 4.2).
Туристский рынок характеризуется емкостью, т. е. способностью реализовать определенный объем туристского продукта при существующих ценах и предложении в течение определенного промежутка времени (как правило, за год). Емкость рынка зависит от платежеспособного спроса населения, уровня цен и характера туристского предложения. В зависимости от уровня цен потребность в туристском продукте может сокращаться или, наоборот, увеличиваться. Зная емкость рынка и тенденции ее изменения, туристское предприятие получает возможность оценить перспективность этого рынка для себя.
Итак, туристский кругооборот осуществляется по следующей схеме:
Особенности и структура туристского рынка
Вы будете перенаправлены на Автор24
Структура туристского рынка
Рынок – это совокупность экономических отношений, базирующихся на регулярных обменных операциях между производителями товаров (услуг) и их потребителями, которые осуществляются на добровольной основе в форме эквивалентного обмена товара (услуги) на деньги.
Туристический рынок предусматривает производство туристических услуг, которые отличаются специфическими характеристиками.
Таким образом, туристы (т. е. потребители) и производители туристических услуг связаны особой системой социально-экономических отношений, которая возникает в ходе потребления туристического продукта.
Туристский рынок имеет достаточно сложную структуру, которая зависит от следующих факторов:
Выделяют следующие типы туристских предприятий, которые обслуживают клиентов в туристической сфере:
Готовые работы на аналогичную тему
Рисунок 1. Структура туристского рынка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Конкуренция на туристическом рынке
В сфере туризма имеется большое количество мелких фирм, которые предлагают различные туристические услуги. Это могут быть маршруты, предлагающие путешествие на небольшие расстояния, а также маршруты по путешествиям на дальние расстояния, например, за границу. Некоторые организации специализируются на специфическом виде отдыха, например, только на морском. Соответственно, потенциальный потребитель может выбрать тот вид услуг, который подходит именно ему.
Заняться туризмом может практически любое предприятие, так как данный вид бизнеса не требует серьезных капиталовложений. За получение многих туристических услуг турист расплачивается на месте или при оформлении путевки, помимо того, действует система бронирования, что позволяет туристическим организациям успешно функционировать. Следовательно, на туристическом рынке возникает конкуренция.
Однако можно наблюдать действие принципа монополии на туристическом рынке, когда некоторые крупные участники сосредотачивают приоритет в своих руках. Как правило, это универсалы, которые производят доступный продукт в широком объеме для массовых потребителей. Таким образом, удовлетворяется индивидуальный спрос большинства. Однако мелкие туристические фирмы также существуют, и сегодня многие туристы выбирают именно их, желая попробовать что-то новое.
Для успешного функционирования на туристическом рынке необходимо учитывать, что все участники сферы туризма взаимозависимы друг от друга. Исходя из того, как окажет услугу конкретный участник, определяется качество оказания всего туристического продукта в целом. Кроме того, все участники туристической сферы связаны между собой системой договоров и взаимных обязательств.
Рисунок 2. Туристский рынок. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Особенности туристического рынка
Ведущую роль на туристическом рынке играют туроператоры. Именно они подбирают и комбинируют туристические услуги, формируют туристические маршруты и предлагают их потребителю как готовый продукт. В частности, туристический оператор занимается реализацией следующих функций:
Деятельность туристических предприятий в данной сфере можно сравнить с деятельностью предприятий по оптовой торговле. Туроператор также в больших объемах выкупает услуги гостиниц, иных компаний, которые обеспечивают реализацию туристического продукта. После закупки необходимых услуг из них комплектуются собственная программа тура, которая в итоге представляется как конечный туристический продукт.
Туристический агент помогает туристическому оператору реализовать готовый туристический продукт. Фактически это розничный продавец турпродукта, который за продажу получает определенные комиссионные вознаграждения. Кроме того, туристические агентства напрямую заключают контакт (договор) с клиентами, оформляют покупку, информируют клиента о получении услуг, а также информируют туристического оператора о заключенном договоре.