туризм к какому виду бизнеса относится
Туристический бизнес
Деятельность, направленная на получение выгоды от обеспечения полноценного и комфортного отдыха клиентов.
К туристическому бизнесу относятся организации и предприятия, которые способны удовлетворить спрос населения на материальные и нематериальные туристические услуги.
Основные виды деятельности субъектов индустрии туризма:
В число предприятий первичной сферы услуг входят, как операторы, которые производят туристический продукт, так и агенты, занимающиеся только продажей готового продукта.
Предприятия сферы вторичных услуг делятся на организации прямого и косвенного назначения. Прямое назначение имеют:
Сфера вторичных услуг непрямого назначения предполагает работу:
Формы туристического бизнеса
Формы туристического бизнеса:
Индивидуальный туристический бизнес предполагает занятость физического лица, который получает прибыль и несет ответственность за качество предоставляемых услуг. К преимуществам индивидуальной формы турбизнеса относятся простота организации и оформления, гибкость, оперативность, личная заинтересованность в клиенте. Недостатки такой формы бизнеса заключается в невозможности создать крупный туристический продукт из-за нехватки финансовых и человеческих ресурсов.
Коллективный туристический бизнес предусматривает деятельность юридического лица по обслуживанию туристов. Такие организации могут быть как коммерческими, так и некоммерческими. К первым относятся товарищества, общества, государственные и муниципальные предприятия, кооперативы. Коммерческие туристические предприятия ставят своей главной задачей извлечение прибыли. Ко вторым относятся потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации. Для некоммерческих структур прибыль отходит на второй план.
Юридические лица в туристическом бизнесе имеют ряд преимуществ перед физическими лицами:
К сложностям функционирования коллективного туристического бизнеса относятся неповоротливость системы, сложности в организации юридического лица, большие требования от государства и туристов к таким организациям.
Для эффективного управления туристическим бизнесом юридические лица объединяются в ассоциации и союзы. Входящие в такое объединение предприятия обладают самостоятельностью, но в то же время имеют больше возможностей для достижения поставленных целей.
Отрасли экономики: сервис и туризм
Какое направление обучения выбрать? В какой сфере экономики работать? Какова ситуация в области сервиса и туристической отрасли сегодня? Какой колледж выбрать для обучения?
Что такое сервис как отрасль экономики страны
Что входит: гостиничный и ресторанный бизнес, туристические компании, ремонтные мастерские, почтовые службы и службы доставки, салоны красоты, бюро переводов, экскурсионные бюро, event-агентства, сервисы аренды транспорта и квартир.
Примеры профессий: управляющий отелем, администратор гостиницы, аниматор, официант, почтальон, страховой агент, горничная, гид, хостес, парикмахер, стилист, переводчик, дрессировщик, детектив, курьер, специалист по уходу, няня.
Сфера услуг сегодня
Если говорить о туристической отрасли отдельно, то в России она бурно развивается. Среди европейских стран Россия занимает 9 место по количеству иностранных туристов. Россия привлекает своей культурой и природой 25 млн. туристов ежегодно. Внутренний туризм тоже развит. Доход от отрасли составляет 3,4% от российского ВВП.
Уровень зарплат
Позитивный момент работы в этой отрасли – это разнообразие возможных ролей и простор для самореализации. Например, можно быть «самозанятой» няней или экскурсионным гидом и получать
✔ от 20 до 60 тыс. рублей в месяц.
Можно открыть свою компанию по подбору персонала, химчистке или ремонту обуви. В этом случае
✔ доход зависит от ваших предпринимательских способностей.
А еще вы можете работать в крупной компании – администратором ресторана или отельным гидом за границей с зарплатой
✔ от 50 до 150 тыс. рублей.
Будущее сферы
Как развиваться в сфере сервиса
Если вы хотите работать в сервисной или туристической компании, необходимо не только хорошо разбираться в сервировке, приготовлении еды, косметологии и др., но и много общаться, уметь сглаживать конфликты и находить компромиссы с людьми.
Поэтому важно:
✎ Изучать иностранные языки в школе и не прогуливать технологию.
✎ Попробовать себя в будущей профессии еще в школе: поработать няней, экскурсоводом, официантом, чтобы понять, насколько комфортно и интересно вам взаимодействовать с коллегами и клиентами.
✎ Посетить дни открытых дверей в колледжах и институтах, где готовят специалистов выбранной профессии.
Топ-5 колледжей для начала карьеры
Профессиональный путь к большинству профессий в сфере обслуживания стоит начинать именно с СПО.
Лучшие колледжи Москвы, которые готовят специалистов в туристической отрасли и дают необходимые практические навыки:
- • Колледж РГСУ
• Московский технологический колледж питания при РЭУ им Г.В. Плеханова
• Колледж РГУ им. А.Н.Косыгина
• Колледж легкой промышленности
• Московский колледж управления, гостиничного бизнеса и информационных технологий «Царицыно»
Желаем вам самореализации!
Автор: Ольга Биккулова, ЦТР «Гуманитарные технологии»
Если вы хотите получать наши свежие статьи о профессиях, подпишитесь на нашу рассылку.
Туризм к какому виду бизнеса относится
Статья 1. Основные понятия
(в ред. Федерального закона от 05.02.2007 N 12-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 1
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
(в ред. Федерального закона от 03.07.2019 N 170-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 03.07.2019 N 170-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
С 01.07.2022 в абз. 12 ст. 1 вносятся изменения (ФЗ от 20.04.2021 N 93-ФЗ). См. будущую редакцию.
С 01.01.2022 в абз. 15 ст. 1 вносятся изменения (ФЗ от 24.03.2021 N 48-ФЗ). См. будущую редакцию.
С 01.01.2022 ст. 1 дополняется абз. 16 (ФЗ от 24.03.2021 N 48-ФЗ). См. будущую редакцию.
С 01.07.2022 в абз. 21 ст. 1 вносятся изменения (ФЗ от 20.04.2021 N 93-ФЗ). См. будущую редакцию.
С 01.07.2022 абз. 22 ст. 1 излагается в новой редакции (ФЗ от 20.04.2021 N 93-ФЗ). См. будущую редакцию.
С 01.07.2022 абз. 23 ст. 1 излагается в новой редакции (ФЗ от 20.04.2021 N 93-ФЗ). См. будущую редакцию.
С 01.07.2022 абз. 24 ст. 1 излагается в новой редакции (ФЗ от 20.04.2021 N 93-ФЗ). См. будущую редакцию.
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 04.06.2018 N 149-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 02.03.2016 N 49-ФЗ)
С 01.01.2022 ст. 1 дополняется абз. 28 (ФЗ от 02.07.2021 N 318-ФЗ). См. будущую редакцию.
(абзац введен Федеральным законом от 02.03.2016 N 49-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 02.03.2016 N 49-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 02.03.2016 N 49-ФЗ; в ред. Федерального закона от 18.04.2018 N 71-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2016 N 465-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 05.02.2018 N 16-ФЗ)
С 01.01.2022 в абз. 34 ст. 1 вносятся изменения (ФЗ от 02.07.2021 N 318-ФЗ). См. будущую редакцию.
(абзац введен Федеральным законом от 05.02.2018 N 16-ФЗ; в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 419-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 05.02.2018 N 16-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 05.02.2018 N 16-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 05.02.2018 N 16-ФЗ)
Сущность туристического бизнеса: виды, формы, участники
СУЩНОСТЬ ТУРИСТИЧЕСКОГО БИЗНЕСА: ВИДЫ, ФОРМЫ, УЧАСТНИКИ
Туристический бизнес привлекателен для предпринимателей по следующим причинам:
небольшие стартовые инвестиции;
растущий спрос на туристические услуги;
высокий уровень рентабельности;
минимальный срок окупаемости затрат.
Эффективность туризма складывается из следующих функций:
Рис. 1. Функции туризма для экономики страны
Комплексность туристических услуг раскрывается через их классификацию. Существует несколько классификационных подходов, основанных на различных признаках.
Необходимо установить основные классификационные признаки туризма, ими являются географический признак, направления туристического потока, цель поездки, способ передвижения, средства размещения туристов, количество участников, организационно-правовые формы и т.п.
Главным является деление туризма на внутренний и международный.
Международный туризм охватывает поездки лиц, путешествующих с туристическими целями за пределы страны постоянного проживания. Пересечение государственной границы
для них связано с определенными формальностями: оформлением загранпаспортов и виз, прохождением таможенных процедур, валютным и медицинским контролем. Эти правила вводятся государством в целях борьбы с незаконной миграцией, международным терроризмом, торговлей наркотиками, проституцией и т.д. и обеспечивают установленный порядок въезда в страну и выезда из нее. Специальные службы проверяют соблюдение туристами паспортно-визового режима, требований о вакцинации (прививок), правил и условий провоза через границу вещей, товаров, валютных средств и проведения операций по обмену валюты [4].
Национальный туризмвключает внутренний и выездной туризм и соотносится с категорией (ВНП).
Путешествия с целью развлечения и отдыха составляют основу международного туристического обмена. На их долю приходится около 70% мирового туризма. Они объединяют оздоровительные, познавательные, любительские спортивные поездки и т. д.
Рекреационный туризм. Туризм с целью отдыха для ряда государств является наиболее массовой формой. Поездки иностранных туристов в Испанию, Италию. Францию, Австрию преследуют прежде всего именно эту цель. Рекреационный туризм характеризуется длительностью путешествия, небольшим количеством городов, входящих в маршрут, широким использованием авиационного транспорта и прежде всего чартерных рейсов.
Поездки с целью отдыха отличаются большим разнообразием и могут включать зрелищно-развлекательные программы (театр, кино, фестивали и т.д.), занятия по интересам (охота, музыкальное и художественное творчество), этнические походы, связанные с изучением национальной культуры страны пребывания.
К рекреационному туризму относятся различные разновидности туризма с целью отдыха, знакомства с достопримечательностями (Excursions), занятий спортом (Skiing, Diving, Fishing), осуществление походов (Activity & Adventure), экзотический отдых (Exotic Travel), тематические поездки (Theme Trips, based around cultural themes in arts, history, archaeology, etc.).
Познавательный (экскурсионный) туризм. Экскурсия как форма познания и вид досуга выполняет функции расширения кругозора и интеллекта. Одной из разновидностей познавательных поездок является автомобильный туризм. В сравнении с путешествиями другими видами транспортных средств, поездки на автомашинах и автобусах предоставляют туристам гораздо большую познавательную возможность.
Профессионально-деловой туризм. К этому виду туризма относятся поездки с деловыми целями. Жизнь в современном цивилизованном обществе вызывает необходимость международных контактов. Поездки представителей деловых кругов в последнее время стали носить массовый характер.
Ряд туристических фирм специализируется на организации групповых поездок бизнесменов с различными целями. Большим преимуществом делового туризма является возможность его организации в напряженный сезон. При этом турфирмы могут оказывать как чисто туристические услуги (транспортные, размещение, питание, экскурсионное обслуживание), так и специфические (изучение информации, сбор данных о возможных торговых партнерах, переводы, предоставление необходимых экономических материалов, организация деловых встреч и т.д.). Специально для этого создаются большие конгресс-центры, имеющие залы для заседаний и средства для размещения посетителей. Нередко участников конгресса сопровождают члены их семей, для которых организаторы форумов вместе с туристической фирмой предлагают чисто туристическую программу. Часто и сами участники знакомятся с достопримечательностями города, а после завершения конгресса делают туристические поездки по стране.
Отличительной чертой этого вида туризма является то, что участники деловых встреч тратят во время пребывания в стране значительно больше денег, чем обычный турист. Поэтому многие государства стремятся к проведению у себя международных форумов и других подобных мероприятий.
К деловому туризму относится также и поощрительный туризм (инсентив-туризм).
Он постепенно завоевывает позиции и на рынке стран Восточной Европы, вытесняя традиционный социальный туризм. Это туристические поездки, организуемые предприятиями и фирмами для своих сотрудников как средство поощрения и как вознаграждение за добросовестный труд. Особенностью таких туров являются интересные программы пребывания, предусматривающие, наряду с отдыхом и экскурсиями, меры социального содержания: профессиональные встречи, посещение предприятий и учреждений, проживание в семьях, организация развлечений и т.д. Бурный рост поощрительного туризма в мире привел к созданию ряда ассоциаций этого профиля, проведение конференций, организации выставок и издание специальных каталогов. В мире расходы на организацию инсентив-туризма составляют 5-6 млрд. долл. США.
Научный туризм. Его еще называют конгрессный туризм (Conference Travel). Цель конгрессного туризма заключается в проведении научно-практических семинаров, конференций, съездов.
«Челночный» бизнес приносит ощутимое увеличение бюджета этих стран. Так, в Турции «челноки» ежегодно закупают товаров на сумму 8-10 млрд. дол. Правительство страны всячески поддерживает шоп-туризм.
Приключенческий туризм является своеобразным видом отдыха и обеспечивает не только пребывание туристов в привлекательном для них месте, но и занятия необычным видом деятельности («царскую охоту», «поиски пиратских сокровищ» и т.д.).
Приключенческий туризм делится на несколько видов:
сафари-туры (охота, рыбалка, ловля бабочек и т. д.);
морские путешествия (яхтинг).
География и тематика приключенческих туров довольно большая и разнообразная. Обычно это групповые туры. Специфической чертой такого туризма является получение различных лицензий, позволяющих охоту, рыбалку, вывоз трофеев. Приключенческий туризм связан с определенным риском, поэтому для обеспечения безопасности таких туров необходимы высококвалифицированные инструкторы. Этот вид туризма имеет довольно высокую стоимость, и его можно отнести к разряду элитарного отдыха.
Религиозный (паломнический) туризм пользуется спросом и популярностью.
В туризме с религиозными целями можно выделить несколько видов:
паломничество (посещение святых мест для поклонения реликвиям);
познавательные поездки (знакомство с религиозными памятниками, историей религии, культуре религии);
научные поездки (поездки историков и других специалистов, занимающихся вопросами религии, и др.).
Серьезной проблемой в этом виде туризма является вопрос о подготовке высококвалифицированных кадров. Важно, чтобы они могли не только показать исторические и архитектурные достопримечательности, но и были знакомы с духовными и религиозными ценностями.
Ностальгический туризм. Данный вид туризма основан на потребности людей в посещении родственников, мест рождения и проживания близких и занимает важное место в международном туристическом обмене.
Характер экзотического туризма имеют также гастрономические туры. Часто приключенческий туризм связан с определенным риском и требует повышенного внимания к безопасности туристов. Вследствие этого из приключенческого выделился экстремальный туризм, целью которого является испытание сил человека в сложной обстановке. Он приобретает популярность особенно среди молодежи, потому что не только создает условия для испытания собственных сил человека, но и закаляет ее.
18.Элитарный туризм рассчитан на состоятельную клиентуру. Для этой категории потребителей уровень цен на рынке не имеет особого значения, но они предъявляют повышенные требования к качеству предлагаемых товаров и услуг. В связи с этим нельзя не отметить ту роль, которую элитарный туризм играет в развитии туристического бизнеса в целом. Здесь задается импульс развитию всей туристической индустрии. Он способствует утверждению и распространению новых высоких стандартов обслуживания и, наконец, способствует улучшению качества жизни населения. Поэтому элитарный туризм нередко называют «туристическим локомотивом».
19. Ориентир на потребителей заставляет производителей туристических услуг изыскивать новые сегменты рынка. Доходным бизнесом становится организация свадебных туров. Так, британская компания «Томпсон Холидейз» продает около 5 тыс. свадебных туров в год.
Туристическим фирмам выгодно заниматься этим видом туризма, поскольку расходы на проживание существенно сокращаются из-за предоставления высоких скидок отелями молодым (до 60-80%).
Таким образом, можно сделать вывод, что в данный момент популярными видами туризма являются не только традиционные (оздоровительный, познавательный, профессионально-деловой), но также свое развитие получают приключенческий, экзотический, свадебный и экотуризм.
В международной практике принято условное деление предприятий туристского бизнеса по характеру удовлетворения туристских потребностей на четыре группы:
предприятия посредничества и организации туризма (туроператоры и турагенты);
предприятия, обеспечивающие жизнедеятельность туристов во время путешествия (размещения и общественного питания);
предприятия зрелищных услуг (проводящие досуговоразвлекательные мероприятия).
Непосредственно организацией туристской деятельности в международной практике обычно занимаются специализированные оптовые и розничные торгово-посреднические структуры: туристские агентства, туроператорские фирмы и туристские корпорации, которые представлены в виде межотраслевых производственно-хозяйственных комплексов. Эти структуры занимаются деятельностью по формированию, продвижению и реализации конкретных туристских продуктов. Туристские фирмы, как правило, не осуществляют международные поездки, экскурсии и путешествия, а только организуют исполнение этих услуг, в реализации которых занята целая цепочка разнообразных партнеров по бизнесу.
Туристские корпорации объединяют в своем составе самые разнообразные фирмы и организации, которые в своей деятельности полностью или частично связаны с туристским бизнесом (от страховых контор и экскурсионных бюро до транспортных агентств, отелей и кемпингов). Корпорации, обслуживая потребности конечных пользователей туров, включают в свой состав туроператоров и турагентов. Они опираются, как правило,
Рис. 2. Место турагента и туроператора на туристском рынке
Субъекты рынка определенным образом связаны между собой. Вся система рыночных отношений в туризме является открытой.
Таким образом, туристская индустрия является совокупностью объектов общественного питания, развлекательного, познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков. Она располагает солидной материально-технической базой, обеспечивает занятость большого числа людей и взаимодействует почти со всеми отраслями народнохозяйственного комплекса.
Список использованных источников:
Овсянникова С.А., Черкашнев Р.Ю. Направления развития туристической индустрии в Тамбовской области // Сборник научных трудов студентов и магистрантов кафедры «Финансы и банковское дело». Тамбов, 2016. С. 102-111.
Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в ред. от 29.06.2015).
Туристические услуги: виды, спрос, договоры, анализ рынка
Путешествия — один из самых популярных способов отдыха. Они могут быть спланированными или спонтанными. Но в любом случае путешественник сталкивается с туристическими услугами. Что это? Кто их предоставляет? Как получить качественное обслуживание?
Куда идти?
Оказанием туристических услуг могут заниматься только:
Между этими организациями есть одна существенная разница: туроператоры занимаются формированием пакета услуг, а турагентства/турфирмы — его реализацией.
В сфере туризма такой пакет называется туристским продуктом. Таким образом, последние выступают посредником между туроператором и клиентом по реализации указанного продукта. Туроператоры располагаются в крупных городах. В населенных пунктах, в которых численность населения не превышает 1 млн человек, продажей услуг занимаются турагентства или турфирмы. Также стоит отметить, что крупные туроператоры реализуют туристский продукт через уполномоченные турфирмы или агентства, а средние и малые занимаются реализацией самостоятельно.
Как выбрать фирму?
Для того чтобы отдых оставил после себя приятные воспоминания, а не проблемы, необходимо правильно подходить к выбору турфирмы (или турагентства). Важно следовать таким рекомендациям:
В чем заключаются отличия туруслуг?
Несмотря на то что за туристические услуги нужно платить, они не являются товаром. Кроме того, они относятся к категории сервиса, хотя имеют отличия от других видов услуг. Какие же у них особенности? Рассмотрим:
Каким должен быть сервис?
Предлагаемый клиентам спектр услуг туристических фирм должен быть:
Какой может быть туруслуга?
Услуги туристического агентства могут быть в форме:
Какие виды сервиса есть в туризме?
Предлагаемые клиенту услуги могут быть разделены на основные и дополнительные.
К основным относятся те услуги, которые обязательно входят в состав путевки или указаны в договоре на оказание туристических услуг, то есть:
Под дополнительными услугами подразумевается те, которые приобретаются клиентом отдельно от основных. Их цена либо входит в окончательную стоимость путевки, либо оплачивается по прибытию в конечный пункт, указанный в туре. К таким услугам относятся:
Все виды туристических услуг могут быть реализованы как по отдельности, так и в комплексе (в форме так называемых инклюзив или пакетных туров).
Какие виды туризма существуют?
Спрос на туристические услуги рождает предложение, которое формируется в виде турпродукта. Современная туриндустрия может предложить туризм:
Куда и откуда едут туристы?
Все указанные виды могут быть внутренними (национальными) или внешними (международными). Среди основных направлений выездного туризма можно выделить:
Цели поездок в эти страны — пляжный отдых, досуг, трудоустройство, формирование новых деловых контактом или визит родственников. Анализ рынка туристических услуг показал, что Россия также является одним из привлекательных направлений как для иностранных граждан, так и для россиян. Среди иностранцев страну чаще всех посещали резиденты:
Граждане этих стран посещали Россию по работе, для отдыха или в культурно-познавательных целях.
К самым посещаемым регионам как среди иностранных граждан, так и среди россиян можно отнести:
Благодаря сказочной зиме в период новогодних каникул особой популярностью пользуются:
Туризм в России — какой он?
Несмотря на то что туризм — одно из самых выгодных направлений для российской экономики, эта сфера не может составить конкуренцию выездному туризму. Среди основных причин стоит выделить:
Договорные обязательства
Договор на туристические услуги — документ, который обязательно должен быть подписан оператором и клиентом после того, как последний выбрал турпродукт. В нем содержится информация о:
В договоре могут быть и дополнительные условия, наличие которых зависит от желаний клиента или требований, которые предъявляет страна пребывания. Это может быть обязательное страхование туристов. Подтверждающим документом в таком случае является полис, который оформляется на 2 языках: русском и государственном языке страны пребывания. При наступлении страхового случая клиент связывается со страховщиком и действует согласно его указаниям.
Что должен знать турист?
При получении туристических услуг клиенту в письменной или устной формах должна быть представлена информация об:
Во время путешествия турист имеет право:
Что касается клиента как туриста, то при нахождении в стране пребывания он обязан:
Туроператор (или турагент) и клиент должны сделать все возможное, чтобы туристические услуги соответствовали всем необходимым требованиям. Но даже в этом случае ни одна из сторон не застрахована от юридической ответственности. Клиент имеет право обратиться в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей, если:
Туристические услуги — это сервис, который будет актуален всегда. Поэтому каждому человеку необходимо знать, что они собой представляют и как получить действительно качественную услугу.