туризм относится к какой сфере
Туризм относится к какой сфере
Статья 1. Основные понятия
(в ред. Федерального закона от 05.02.2007 N 12-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 1
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
(в ред. Федерального закона от 03.07.2019 N 170-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 03.07.2019 N 170-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
С 01.07.2022 в абз. 12 ст. 1 вносятся изменения (ФЗ от 20.04.2021 N 93-ФЗ). См. будущую редакцию.
С 01.01.2022 в абз. 15 ст. 1 вносятся изменения (ФЗ от 24.03.2021 N 48-ФЗ). См. будущую редакцию.
С 01.01.2022 ст. 1 дополняется абз. 16 (ФЗ от 24.03.2021 N 48-ФЗ). См. будущую редакцию.
С 01.07.2022 в абз. 21 ст. 1 вносятся изменения (ФЗ от 20.04.2021 N 93-ФЗ). См. будущую редакцию.
С 01.07.2022 абз. 22 ст. 1 излагается в новой редакции (ФЗ от 20.04.2021 N 93-ФЗ). См. будущую редакцию.
С 01.07.2022 абз. 23 ст. 1 излагается в новой редакции (ФЗ от 20.04.2021 N 93-ФЗ). См. будущую редакцию.
С 01.07.2022 абз. 24 ст. 1 излагается в новой редакции (ФЗ от 20.04.2021 N 93-ФЗ). См. будущую редакцию.
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 04.06.2018 N 149-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 02.03.2016 N 49-ФЗ)
С 01.01.2022 ст. 1 дополняется абз. 28 (ФЗ от 02.07.2021 N 318-ФЗ). См. будущую редакцию.
(абзац введен Федеральным законом от 02.03.2016 N 49-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 02.03.2016 N 49-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 02.03.2016 N 49-ФЗ; в ред. Федерального закона от 18.04.2018 N 71-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2016 N 465-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 05.02.2018 N 16-ФЗ)
С 01.01.2022 в абз. 34 ст. 1 вносятся изменения (ФЗ от 02.07.2021 N 318-ФЗ). См. будущую редакцию.
(абзац введен Федеральным законом от 05.02.2018 N 16-ФЗ; в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 419-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 05.02.2018 N 16-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 05.02.2018 N 16-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 05.02.2018 N 16-ФЗ)
Что такое туризм и его виды
Туризм — одна из самых быстрорастущих отраслей мира, а также основной источник иностранной валюты и создания рабочих мест для многих стран. Это одно из самых замечательных экономических и социальных явлений.
Что такое индустрия туризма и его виды
Мировое турне происходит от латинского слова tornus, что означает «инструмент для создания круга». Туризм можно определить как перемещение людей из их обычного места жительства в другое место (с намерением вернуться) на период от минимум двадцати четырех часов до максимум шести месяцев с единственной целью отдыха и удовольствия.
Согласно ВТО (1993) «Туризм включает в себя деятельность людей, путешествующих и пребывающих в местах за пределами их обычной среды не более одного года подряд для отдыха, бизнеса и других целей».
Конференция по туризму в Риме в 1963 году определила туризм как «посещение страны, отличной от своей собственной или в которой человек обычно живет и работает». Это определение, однако, не учитывает внутренний туризм, который стал важным источником дохода и создания рабочих мест для индустрии гостеприимства.
ЮНВТО определяет туристов как «людей, которые путешествуют и остаются на месте за пределами своей обычной среды не более одного года подряд для отдыха, бизнеса и других целей, не связанных с осуществлением деятельности, оплачиваемой в пределах посещаемого места».
Согласно Британскому туристскому обществу, «туризм — это временное краткосрочное перемещение людей к месту назначения за пределами тех мест, где они обычно живут, работают; и мероприятия во время их пребывания в этих местах». Это определение включает перемещение людей для любых целей.
27 сентября ежегодно отмечается как мировой туризм. Эта дата была выбрана, поскольку именно в этот день в 1970 году был принят Устав ЮНВТО. Цель этого дня — повысить осведомленность о роли туризма в международном сообществе.
История путешествий и туризма
Путешествие так же старо, как человечество на земле. Человек в начале своего существования бродил по поверхности земли в поисках пищи, убежища, безопасности и лучшей среды обитания. Однако со временем такие движения превратились в страсть к путешествиям.
Около пяти тысяч лет назад изменения климата, сокращение продовольствия и жилищных условий, враждебные захватчики заставили людей покинуть свои дома в поисках убежища в других местах, как арийцы покинули свои дома в Центральной Азии из-за климатических изменений. Возможно, это ведет к развитию коммерции, торговли и промышленности.
Во времена индуистской и китайской цивилизаций началось движение религии, образования и культуры. Христианские миссионеры, буддийские монахи и другие люди путешествовали вдоль и поперек, неся религиозные послания и возвращались с фантастическими изображениями и мнениями об инопланетных людях.
На протяжении веков перемещение людей продолжало расти благодаря эффективности транспорта, а также помощи и безопасности, которые люди могли путешествовать. К концу 15 века Италия стала интеллектуальным и культурным центром Европы. Он представлял классическое наследие как для интеллигенции, так и для аристократии.
В 16 веке путешествия стали рассматриваться как неотъемлемая часть образования каждого молодого англичанина. Таким образом, путешествия стали средством саморазвития и образования в самом широком смысле. Образовательное путешествие было известно как «Гранд-тур».
Промышленная революция привела к значительным изменениям в образце и структуре британского общества. Таким образом, экономика Британии в значительной степени послужила началом современного туризма. Это также создало большой и процветающий средний класс, и из-за значительного улучшения транспортных систем во второй половине 18-го и первой четверти 19-го века все большее число людей начали путешествовать ради удовольствия.
Изначально путешествие было вдохновлено потребностью в выживании (еда, убежище и безопасность), желанием расширить торговлю и стремлением к завоеванию. По мере того, как транспортная система улучшала любопытство к преобразованию огромного девственного мира в близкое соседство, возникла новая индустрия, то есть путешествия и туризм.
Однако развитие рельсов, дорог, пароходов, автомобилей и самолетов помогло распространить технологии по всему миру. Раньше путешествия были привилегией только для богатых людей, но с промышленной революцией сценарий полностью изменился. Транспорт, а также жилье стали доступными для среднего и рабочего класса.
По сути, с развитием авиалайнеров связь, новые технологии, туризм и путешествия стали крупнейшей и самой быстрорастущей отраслью в мире.
Путешествия и туризм в последнее время превратились в доминирующую экономическую силу на мировой арене, на которую приходится более 12% от общего объема мировой торговли и которые растут со скоростью 8% в год.
Виды туризма
Туризм бывает двух видов и многих форм в зависимости от цели посещения и альтернативных форм туризма. Туризм можно разделить на международный и внутренний.
Что такое международный туризм
Международный туризм делится на два типа: въездной туризм и выездной туризм.
Что такое выездной туризм
Это относится к туристам, путешествующим из страны своего происхождения в другую страну. Когда турист путешествует за границу, то это выездной туризм в его собственную страну, потому что он / она выезжают за пределы своей страны. Например, когда турист из Индии едет в Японию, это выездной туризм для Индии и въездной туризм для Японии.
Что такое местный туризм
Туристическая деятельность людей внутри своей страны известна как внутренний туризм. Путешествовать внутри одной страны проще, потому что для этого не требуются официальные проездные документы и утомительные формальности, такие как обязательные медицинские осмотры и обмен валюты. Во внутреннем туризме путешественник обычно не сталкивается со многими языковыми проблемами или проблемами обмена валюты.
Формы туризма
Туризм имеет различные формы в зависимости от цели посещения и альтернативных форм. Они делятся на множество типов в зависимости от их природы. Формы туризма следующие:
Вот некоторые наиболее важные формы туризма:
Классификация туризма
Туризм можно разделить на шесть различных категорий в зависимости от цели путешествия. Это следующие:
1) Развлекательный: Рекреационный или развлекательный туризм уводит человека от суеты повседневной жизни. В этом случае люди проводят досуг на холмах, морских пляжах и т.д.
2) Культурный: Культурный туризм удовлетворяет культурное и интеллектуальное любопытство и включает посещение древних памятников, мест, имеющих историческое или религиозное значение и т.д.
3) Спорт / приключения. В эту категорию попадают поездки, которые совершают люди с целью игры в гольф, катания на лыжах и пеших прогулок.
4) Здоровье: в этой категории люди путешествуют для лечения, лечения или посещают места, где есть лечебные возможности, например, горячие источники, спа-йога и т.д.
5) Конгрессный туризм: он становится все более важным компонентом путешествий. Люди путешествуют по стране или за границу, чтобы посетить конференции, связанные с их бизнесом, профессией или интересами.
6) Поощрительный туризм: туристические поездки предлагаются крупными компаниями в качестве стимула для дилеров и продавцов, которые достигают высоких показателей продаж. Это новое и развивающееся явление в туризме. Они используются вместо денежных поощрений или подарков. Сегодня поощрительный туризм составляет 3 миллиарда долларов только в США.
Природа туризма
Туризм как социально-экономическое явление включает в себя деятельность и опыт туристов и посетителей вдали от их домашней среды и обслуживается индустрией путешествий и туризма и принимающей стороной. Совокупность опыта и услуг этой деятельности можно рассматривать как туристический продукт.
Систему туризма можно описать с точки зрения спроса и предложения. Планирование туризма должно стремиться к балансу между спросом и предложением. Это требует понимания не только характеристик и тенденций рынка, но и процесса планирования для удовлетворения потребностей рынка.
Часто туристы с основных генерирующих рынков определяются как сторона спроса; сторона предложения включает в себя все объекты, программы, аттракционы и землепользование, разработанные и управляемые для посетителей. Эти факторы предложения могут находиться под контролем частных предприятий, некоммерческих организаций и правительства. Новые и инновационные формы партнерства также развиваются для обеспечения устойчивого развития и управления ресурсами, связанными с туризмом.
Можно увидеть, что стороны спроса и предложения связаны потоками ресурсов, таких как капитал, рабочая сила, товары и туристические расходы, в пункт назначения, а также потоками маркетинга, продвижения, туристических артефактов и впечатлений из пункта назначения обратно в регион, генерирующий туристов.
Кроме того, некоторые туристические расходы могут просачиваться обратно в районы, генерирующие посетителей, за счет репатриации прибыли иностранных инвесторов в сфере туризма и оплаты улучшенных товаров и услуг, предоставляемых туристам в месте назначения. Транспорт обеспечивает важную связь как с местом назначения, так и с него.
Для целей планирования основными компонентами, составляющими сторону предложения, являются:
Система туризма является одновременно динамичной и сложной из-за множества связанных с ней факторов и из-за существования многих секторов, способствующих ее успеху. Эти факторы и сектора связаны с предоставлением туристического опыта и генерированием доходов и рынков от туризма.
Динамичный характер туристической системы требует регулярного сканирования внешней и внутренней среды дестинаций, чтобы при необходимости вносить изменения для обеспечения здоровой и жизнеспособной индустрии туризма.
Таким образом, сейчас общепризнанным фактом, что развитие туризма больше не может работать изолированно от окружающей среды и местных сообществ, а также не может игнорировать социальные и культурные последствия туризма.
Важность туризма
Туризм и гостиничный бизнес, которые неразрывно связаны друг с другом, являются одними из основных приносящих доход предприятий в мире. Они тоже входят в число лучших работодателей. За последние несколько десятилетий в туризме наблюдалась элитная тенденция, поскольку путешествия стали довольно распространенным явлением. Люди путешествуют по делам, в отпуск, на отдых, в приключения или даже на лечение.
Благодаря нескольким видам деятельности, связанным с бизнесом, связанным с туризмом, эта отрасль обладает огромным потенциалом для создания рабочих мест, а также для получения иностранной валюты. В мире есть много стран, таких как Маврикий, Малайзия, Сингапур, Фиджи и Карибский бассейн, экономика которых в первую очередь зависит от туризма. Туризм может способствовать экономическому росту страны следующими способами:
Создание рабочих мест
Это создает большое количество рабочих мест среди поставщиков прямых услуг (таких как: гостиницы, рестораны, туристические агентства, туроператоры, гид и тур сопровождения), а также среди поставщиков косвенных услуг (например, поставщиков гостиниц и ресторанов, дополнительное размещение).
Развитие инфраструктуры
Туризм стимулирует развитие инфраструктуры. Чтобы стать важным коммерческим или развлекательным направлением, любое место потребует всей необходимой инфраструктуры, такой как хорошее сообщение через железнодорожный, автомобильный и воздушный транспорт, адекватное жилье, рестораны, хорошо развитую телекоммуникационную сеть и медицинские учреждения, среди прочего. другие.
Иностранная валюта
Люди, которые путешествуют в другие страны, тратят большие суммы денег на проживание, транспорт, осмотр достопримечательностей, покупки. Таким образом, приезжающий турист является важным источником иностранной валюты для любой страны.
Всемирный совет по путешествиям и туризму (WTTC) предсказывает в 1997 году, что в экономике двадцать первого века будут доминировать три отрасли:
Индустрия путешествий и туризма выросла на 500 процентов за последние 25 лет.
Воздействие туризма
Создание или развитие индустрии туризма связано с расходами, а также с прибылью, затратами и выгодами. Если эти воздействия принять во внимание с самого начала планирования, сильные стороны и возможности могут быть максимизированы, а слабые стороны и угрозы могут быть сведены к минимуму.
Каждое направление будет отличаться с точки зрения туристических характеристик. Стоимость и преимущества туризма будут различаться в зависимости от направления и могут меняться со временем в зависимости от туризма и других видов деятельности в местном и региональном контексте пункта назначения.
Экономические воздействия
Туристическая деятельность влияет на экономику страны, а также на местную экономику страны назначения.
Экономические преимущества
Экономические затраты
Социальные воздействия
Туризм также влияет на общество страны назначения как в хорошем, так и в плохом смысле. Это приносит пользу местным сообществам и стоит их.
Социальные льготы
Социальные издержки
Культурные воздействия
Туристическая деятельность также влияет на культуру принимающей страны. Есть много положительных и отрицательных культурных последствий туризма.
Культурные преимущества
Культурные затраты
Воздействие на окружающую среду
Туризм влияет на окружающую среду как положительно, так и отрицательно. Эти воздействия описаны ниже.
Экологические преимущества
Экологические затраты
Отрасли, связанные с туризмом
С годами туризм стал популярным во всем мире. В зависимости от характера и цели поездки туристы нуждаются в определенных удобствах и услугах и требуют их. Это привело к появлению широкого спектра коммерческой деятельности, которая приобрела масштабы отрасли. Таким образом, путешествия и туризм в наши дни представляют собой широкий спектр смежных отраслей.
Отели
Гостиницы — это коммерческие предприятия, которые предоставляют проживание, питание и другие услуги для гостей. В индустрии путешествий и туризма гостиничный бизнес играет очень важную роль, поскольку всем туристам нужно место для проживания в местах их назначения, а также гораздо больше услуг и удобств, отвечающих их конкретным потребностям и вкусам.
Рестораны
Рестораны — это предприятия розничной торговли, в которых клиентам подаются готовые блюда и напитки. В индустрии путешествий и туризма очень важны рестораны и другие заведения, где можно поесть и напитки, поскольку туристы любят экспериментировать с местной кухней тех мест, которые они посещают.
Розничная торговля и покупки
Отрасль розничной торговли очень важна, поскольку туристы делают покупки для повседневных товаров, а также ищут сувениры и сувениры. В последние годы некоторые города мира рекламировались как места для покупок, чтобы привлечь людей, склонных к покупкам, предлагая различные товары, такие как одежда, электронные товары, ювелирные изделия и антиквариат. Нью-Йорк, Париж, Лондон и Милан в Италии известны как модные районы мира.
Транспорт
Это перемещение людей и товаров из одного места в другое. Хорошо развитая транспортная отрасль, а также инфраструктура являются неотъемлемой частью успеха любого туристического предприятия.
Турагенства
Туристическая фирма является розничным бизнесом, который продает продукты, поездки, связанные и услуги, в частности, комплексные туры, клиент от имени поставщиков, таких как авиакомпании, прокат автомобилей, круизных лайнеры, гостиницы, железные дороги, и осмотр достопримечательностей.
Туристические агентства играют очень важную роль, поскольку они планируют маршрут своих клиентов и принимают необходимые меры для их путешествия, пребывания и осмотра достопримечательностей, помимо облегчения их паспорта, визы.
Тур операторы
Туроператор собирает различные элементы тура. Обычно он сочетает в себе компоненты тура и путешествия для создания праздника. Туроператоры играют важную роль в индустрии путешествий и туризма.
Туристические направления
Туристическая достопримечательность — это место, представляющее интерес для туристов, как правило, в связи с присущей им или выставленной культурной ценностью, историческим значением, природой или красотой зданий или возможностями для развлечений. Это основные основы туристической индустрии.
Что такое культурная индустрия туризма
Культурные или творческие индустрии несут ответственность за создание, производство и распространение товаров и услуг, которые носят культурный характер и обычно охраняются правами интеллектуальной собственности. Поскольку туристы любят посещать места, имеющие культурное значение, и погружаться в культуру этого региона, культурная индустрия очень важна для путешествий и туризма.
Досуг, отдых и спорт
Свободное или свободное время — это время, проведенное без работы и основной домашней деятельностью. Отдых или развлечение — это времяпрепровождение, предназначенное для терапевтического освежения тела или разума. В то время как досуг больше похож на развлечение или отдых, отдых требует активного участия в освежающей и увлекательной манере.
Поскольку люди в более богатых регионах мира ведут все более малоподвижный образ жизни, потребность в отдыхе возрастает. Они играют важную роль в секторе путешествий и туризма.
Туристические продукты
Туризм / туристический продукт можно определить как сумму физического и психологического удовлетворения, которое он предоставляет туристам во время их «путешествий и пребывания» в пути по пунктам назначения.
Поскольку индустрия путешествий и туризма представляет собой совокупность слишком многих секторов, которые продвигают услуги, связанные с путешествиями. Эти секторы называются поставщиками туристических услуг, а их услуги и товары — «туристическими продуктами». Туристический продукт включает пять основных компонентов, таких как физический объект, услуги, гостеприимство, свобода выбора и чувство причастности.
Характеристика туристических продуктов
К настоящему времени вы, должно быть, поняли, что такое туристический продукт. Теперь давайте посмотрим на некоторые из его характеристик:
1) Нематериальный: туризм — это нематериальный продукт, что означает, что туризм — это такой вид продукта, который нельзя трогать или видеть, и не происходит передачи права собственности. Но объекты доступны в течение определенного времени и для определенного использования. Например, номер в отеле доступен на определенное время.
2) Психологический: основным мотивом покупки туристического продукта является удовлетворение психологической потребности после использования продукта, приобретение опыта во время взаимодействия с новой средой. И опыт также мотивирует других покупать этот продукт.
3) Скоропортящийся: туристический продукт очень скоропортящийся по своей природе, поэтому его нельзя хранить в течение длительного времени. Производство и потребление происходят, пока турист доступен. Если товар остается неиспользованным, шансы теряются, т.е. если туристы его не купят.
Турагент или туристический оператор, продающий туристический продукт, не может его хранить. Производство может иметь место только в том случае, если заказчик действительно присутствует. И как только потребление начинается, его нельзя остановить, прервать или изменить. Если продукт остается неиспользованным, шансы теряются, т.е. если туристы не посещают конкретное место, возможность в это время теряется. Именно по туристическим причинам гостиницы и транспортные организации в межсезонье предлагают большие скидки.
4) Составной продукт: Туристический продукт — это комбинация различных продуктов. Сам по себе он не имеет единой сущности. При посещении определенного места различные поставщики услуг вносят свой вклад, например, транспорт. Туристический продукт не может быть предоставлен одним предприятием, в отличие от производимого продукта.
Туристический продукт охватывает полный опыт посещения определенного места. И многие провайдеры вносят свой вклад в развитие туризма. Например, авиакомпания предоставляет места, гостиница предоставляет номера и рестораны, туристические агенты бронируют проживание и осматривают достопримечательности.
5) Нестабильный спрос. На туристский спрос влияют сезонные, экономические, политические и другие факторы. В определенные периоды года спрос выше, чем в другие. В это время повышается нагрузка на такие услуги, как бронирование отелей, трудоустройство, транспортная система.
Какой бывает туризм и его виды
ТУРИЗМ
ТУРИЗМ (tourism) – 1). потребление людьми материальных благ и услуг в местах, не являющихся местами их проживания и не связанных с их трудовой деятельностью; 2). отрасль хозяйства, связанная с организацией туристических поездок и обеспечением туристов необходимой инфраструктурой (транспортными средствами, питанием, культурно-бытовыми услугами); 3). массовый вид спорта, направленный на поддержание здоровья и восстановление работоспособности.
Туризм является особой разновидностью отдыха, который возникает и развивается в процессе роста у людей возможности переезжать из одних мест в другие. Он удовлетворяет естественное стремление людей к не только пассивному, но и активному отдыху, который связан с личным знакомством со знаменитыми памятниками природы, истории и культуры, с обычаями и традициями разных народов.
Туристами называют людей, которые с целью отдыха временно переезжают за пределы их обычных мест проживания. Таким образом, при определении туризма используют три критерия:
– изменение места пребывания. Нельзя, например, считать туристами лиц, ежедневно совершающих поездки между домом и местом работы или учебы, так как эти поездки не выходят за пределы их обычной среды;
– кратковременность пребывание в новом месте. Это не должно быть местом постоянного или длительного проживания. За критерий оценки длительности пребывания принято, что приезжающий должен находиться в посещаемом им месте сутки и более, но менее 12 месяцев подряд. Тот, кто живет (или планирует жить) один год и более в определенном месте, считается постоянным жителем и поэтому не может называться туристом;
– отдых как цель переезда. Целью поездки не должна быть трудовая или любая иная деятельность, оплачиваемая из какого-либо источника в посещаемом месте. Любое лицо, переезжающее на новое место для работы, оплачиваемой из любого источника в этом новом месте, считается уже не туристом, а мигрантом. Это относится не только к международному туризму, но и к туризму в пределах одной страны (См. МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ).
Часто понятие «туризм» понимают в более широком смысле слова, включая в него временные выезды за рубеж не только ради отдыха, но и с деловыми целями (на научные конференции, для встреч с коллегами по бизнесу и т.д.). Однако «деловой туризм» имеет многие принципиальные отличия от обычного и должен рассматриваться, скорее, как форма деловых коммуникаций.
Современная организация туристического бизнеса.
Туристический бизнес становится возможным при формировании массового спроса и предложения на рынке туристических услуг.
Спрос на туристические услуги формируется за счет трех факторов.
Во-первых, потребность в организации индустрии досуга растет по мере повышения благосостояния, поскольку полноценный отдых (часто с элементами спорта) становится важной частью жизни обеспеченных людей. Вплоть до середины 20 в. туристические поездки могла себе позволить только немногочисленная элита (аристократы и бизнесмены, высокооплачиваемые наемные работники и государственные служащие). По мере развития «общества всеобщего благосостояния» туризм стал доступен представителям не только высшего, но и многочисленного среднего класса.
Во-вторых, между условиями жизни в разных районах есть существенные различия с точки зрения возможности для отдыха. С одной стороны, важную роль играют различия в погодных условиях: работать можно и при холодном климате, но отдыхать лучше при теплой погоде. С другой стороны, те люди, которые любят активный отдых, стремятся совместить отсутствие физического труда с получением новых знаний и впечатлений в наиболее приятной форме – путем личного осмотра различных достопримечательностей. Поэтому большой популярностью пользуются турпоездки, например, в те районы и страны, где сохранились старинные памятники архитектуры.
В-третьих, туристические поездки (особенно, на дальние расстояния) становятся возможными лишь при удешевлении транспортных расходов и при минимизации затрат на оформление документов, связанных с выездом в другой регион. До эпохи Первой мировой войны оформление документов для переезда из одной страны в другую происходило достаточно быстро и легко, но сама оплата поездки была достаточно дорогой. Можно вспомнить Филеаса Фогга из романа Ж.Верна В 80 дней вокруг Земли, который в ходе кругосветной «турпоездки» потратил целое состояние, но ни разу не сталкивался с административными ограничениями при переезде из одной страны в другую. С начала 20 в., по мере развития транспорта, стоимость проезда стала быстро дешеветь, но зато все страны стали ужесточать визовый режим – затруднять выдачу разрешений на пересечение границ. Поэтому в наши дни кругосветная «турпоездка» по карману едва ли любому представителю среднего класса, но за 80 дней ее совершить нельзя из-за неизбежных бюрократических трудностей с оформлением виз.
Таким образом, после Второй мировой войны сложились предпосылки для формирования уже не элитарного и стихийного, как ранее, а массового и организованного туризма. Желающие полноценно отдохнуть представители среднего класса нуждались в специалистах, которые помогли бы им организовать оформление виз, переезд к местам возможного отдыха и сам отдых. Высокий спрос на туристические услуги породил и их высокое предложение.
По мере развития массового организованного туризма сформировались две категории фирм, участвующих в организации туризма, – туроператорские фирмы и туристические агентства.
Туроператорские фирмы (туроператоры) – это оптовые фирмы, выступающие посредниками между предприятиями туристической индустрии в одних регионах и группами людей, желающих стать туристами и живущих в других регионах. Для организации туристических поездок туроператоры устанавливают связи с предприятиями размещения, питания, транспорта, культурно-просветительскими учреждениями и экскурсионными бюро, действующими в местах, куда едут туристы. Часто туроператоры арендуют на основе долгосрочных контрактов гостиницы и другие средства размещения, самолеты, автобусы, обеспечивая их максимальную загрузку и получая значительные скидки.
Туроператорские фирмы в зависимости от используемого вида транспорта подразделяются на специализирующиеся в организации туров с использованием специально оборудованных самолетов; автобусных экскурсий; железнодорожных экскурсий; морских круизов.
Эти фирмы могут организовывать путешествия в какую-либо одну страну или специализированные туры по нескольким странам.
Туристические агентства (турагенства) – это розничные фирмы, играющие роль посредников между туроператорскими фирмами и обслуживающими предприятиями, с одной стороны, и индивидуальными клиентами-туристами, с другой. Турагенства либо организуют туры, предлагаемыми туроператорскими фирмами, либо занимаются предоставлением отдельных видов услуг индивидуальным туристам или группам лиц, устанавливая непосредственные связи с транспортными организациями, гостиничными корпорациями, экскурсионными бюро. Продажа туров осуществляется по ценам, устанавливаемым туроператорами и указанным в их проспектах. За реализацию турагенства получают фиксированное комиссионное вознаграждение от туроператоров.
Реализация отдельных видов услуг осуществляется по ценам, устанавливаемым их производителями, а за оказание разрозненных услуг турагенства могут устанавливать определенные наценки к розничным ценам производителя. Большинство турагенств находится в сфере влияния крупных туристических оптовых фирм, авиационных компаний, гостиничных корпораций и торговых фирм.
Новой тенденцией в развитии туристического бизнеса стало формирование туристических корпораций – крупных предприятий, которые объединяют широкий круг фирм, представляющих различные виды туристических услуг. Они в значительной степени монополизировали рынок и превратились в мощные межотраслевые производственно-хозяйственные комплексы, включающие предприятия различных отраслей промышленности, обслуживающих туристический бизнес, а также банковские, страховые и другие компании, и реализующие туры через широкую сеть туроператоров и турагенства в разных странах.
Спрос на туристические услуги приурочен ко времени массовых отпусков, что ведет к аритмии туристического бизнеса (например, пик во время летних отпусков и «мертвый сезон» зимой). Чтобы снизить сезонную неравномерность, туристические фирмы используют разные приемы. Во-первых, они стремятся вести свою деятельность одновременно в разных странах с различными пиками отпусков (во Франции – осенью, в Болгарии – летом, в Индии – весной). Во-вторых, туристические фирмы предлагают клиентам большие скидки во внесезонное время, чтобы повысить спрос на свои услуги во время спада отпусков.
Международный туризм как часть мирового хозяйства.
На рис. 1 показаны все основные виды деятельности, которые в своей совокупности образуют туристический бизнес (экономику туризма).
Туристический бизнес – одна из наиболее быстро развивающихся отраслей современного мирового хозяйства. Международный туризм входит в число трех крупнейших экспортных отраслей, уступая лишь нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению (по некоторым прогнозам, к 2005 туризм выйдет на первое место).
В основе широкого развития международного туризма во 2-ой половине 20 в. лежат следующие факторы.
Экономический рост и социальный прогресс привели к расширению объема деловых поездок и поездок с познавательными целями.
Совершенствования всех видов транспорта удешевило поездки.
Увеличилось число наемных рабочих и служащих в развитых странах, произошло повышение их материального и культурного уровня.
С ростом интенсификации труда трудящиеся получают более продолжительные отпуска.
Развитие межгосударственных связей и культурных обменов между странами привело к расширению межличностных связей между и внутри регионов.
Наблюдается тенденция к ослаблению ограничений на вывоз валюты во многих странах и упрощению пограничных формальностей.
Туристический бизнес привлекателен для предпринимателей по следующим причинам:
он требует относительно небольших стартовых инвестиций;
по мере роста уровня жизни постоянно растет спрос на туристические услуги;
в этой отрасли высокий уровень прибыли (порядка 20% годовых);
в туристическом бизнесе низкий срок окупаемости затрат (всего несколько лет);
в этом бизнесе используются практически неисчерпаемые «естественно данные» ресурсы (теплый климат, исторические памятники), дающие так называемую туристическую ренту.
В экономике стран, принимающих зарубежных туристов, этот вид бизнеса выполняет ряд важных функций:
является источником валютных поступлений для страны;
способствует диверсификации экономики, стимулируя отрасли, обслуживающие сферу туризма;
с ростом занятости в сфере туризма растут доходы населения и повышается уровень благосостояния нации.
В современном мире на международный и внутренний туризм приходится около 10% мирового валового внутреннего продукта.
Помимо значительной статьи дохода туризм является еще и одним из мощных факторов усиления престижа страны, роста ее значения в глазах мирового сообщества и рядовых граждан.
Международный туризм развит в разных странах современного мира крайне неравномерно. Это объясняется, во-первых, разными уровнями социально-экономического развития отдельных стран и регионов, а во-вторых, различиями в обеспечении безопасности для туристов.
Наибольшее развитие международный туризм получил в западноевропейских странах. На долю этого региона приходится свыше половины мирового туристического рынка, в то время как на Азию и Африку вместе взятые – менее четверти (Табл. 1). Важно отметить, что европейские страны не только являются родиной большинства туристов, но и регионом поездок большинства из них (Табл. 2). Иначе говоря, основной турпоток – это поездки европейцев из одних стран в другие европейские страны.
ТАБЛИЦА 1. СТРУКТУРА ТУРИСТСКИХ ПРИБЫТИЙ В ОСНОВНЫЕ РЕГИОНЫ ПЛАНЕТЫ В 2000, ПО ДАННЫМ ВСЕМИРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ТУРИЗМУ | |
Регионы | Доля прибытий туристов, в % |
Европа | 58 |
Америка | 18 |
Восточная Азия, Тихоокеанский регион | 16 |
Африка | 4 |
Ближний Восток | 3 |
Южная Азия | 1 |
Всемирная организация по туризму в своей классификации выделяет страны, являющиеся в основном «поставщиками» туристов (США, Германия, Великобритания, Япония, Канада, Нидерланды) и страны, являющееся в основном принимающими сторонами (Австралия, Греция, Кипр, Италия, Испания, Мексика, Турция, Португалия, Франция, Швейцария, Египет, ОАЭ, ЮАР). Легко заметить, что поставщиками туристов являются преимущественно развитые страны, а принимают туристов как развитые, так и развивающиеся страны. В будущем многие страны «третьего мира» могли бы усилить свою специализацию на приеме туристов, сделав эту отрасль важным источником экономического роста. Что касается «поставщиков» туристов, то в ближайшие годы первенство, видимо, сохранится за странами европейской цивилизации, хотя будет расти количество туристов из Японии и новых индустриальных стран.
ТАБЛИЦА 2. СТРУКТУРА ТУРИСТСКИХ ПРИБЫТИЙ ПО РЕГИОНАМ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТУРИСТОВ В 2000, ПО ДАННЫМ ВСЕМИРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ТУРИЗМУ | ||||
Направления прибытия туристов | % от общего числа прибытий | |||
Всего в мире | 698, 8 | 136,9 | 80 | 20 |
Африка | 27,6 | 14,8 | 46 | 54 |
Северная и Южная Америка | 129,0 | 34,4 | 73 | 27 |
Восточная Азия и Тихоокеанский регион | 111,9 | 24,0 | 79 | 21 |
Европа | 403,3 | 46,4 | 88 | 12 |
Ближний Восток | 20,6 | 12,5 | 39 | 61 |
Южная Азия | 6,4 | 4,9 | 24 | 76 |
Привлекательность стран для туризма зависит от многих факторов (см. примеры в Табл. 3). Одни из них (природно-климатические условия, наличие исторических достопримечательностей) являются «естественно данными». Другие же (гостиничное обслуживание, организация экскурсий, строительство пляжей, безопасность) сильно зависят от деятельности туристических фирм и от правительств тех стран, куда могли бы приехать туристы.
Следует учитывать, например, что туризм может развиваться только в мирных условиях. Страх туриста за свою безопасность – серьезный сдерживающий фактор при выборе им места отдыха. Например, рост в 1990-е терроризма в мусульманских странах привел к резкому сокращению туристических поездок в Египет и в страны Ближнего Востока. Многие страны «третьего мира» с древней культурой и с хорошим климатом (Иран, Колумбия, Бирма) могли бы стать центрами международного туризма, но местные власти не могут гарантировать приезжим европейцам безопасности, а потому они фактически закрыты для туристов. Сокращение потока туристов может быть связано даже с событиями в совсем других странах: так, после взрыва 11 сентября 2001 Всемирного торгового центра в США объем международного туризма сразу резко сократился (предварительные заказы на турпоездки в октябре оказались примерно на 15% ниже уровня предыдущего года).
ТАБЛИЦА 3. ФАКТОРЫ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ТУРИСТОВ ОТДЕЛЬНЫХ СТРАН МИРА | |
Популярные среди туристов страны | Факторы привлекательности для туристов |
Бразилия | Широкое развитие экологических туров по Амазонии. Экзотическая природа. Современная архитектура и дизайн столицы страны |
Франция Англия | Высокая концентрация исторических и культурных достопримечательностей. |
Германия Финляндия | Упрощённый визовый режим (возможность широкого спектра комплексных туров). |
Израиль | Многочисленные «священные места». Наличие широкого спектра оздоровительных центров. Наличие молодёжных лагерей. Развитая инфраструктура туризма. Высокий уровень обслуживания. Комфортный климат. Большая продолжительность туристского сезона. Сочетание отдыха у моря с осмотром достопримечательностей. |
Объединённые Арабские Эмираты | Низкие цены на электронику и бутовую технику хорошего качества. Высокий уровень сервиса. Упрощённая система визового режима. |
Пример Кубы показывает, что широкое привлечение туристов возможно даже при сохранении глубоких различий между социально-экономическими системами. В 1990-е эта страна осталась едва ли не единственной страной мира, открыто выступающей за доктрину коммунизма, и в эти годы Куба, чтобы преодолеть тяжелый экономический кризис, сделала ставку на привлечение иностранных туристов. Именно туризм стал основной отраслью, приносящей стране валюту, что помогло «острову свободы» переломить неблагоприятные последствия ослабления экономического сотрудничества с Россией.
Широкое развитие международных туристических связей повлекло создание многочисленных международных организаций, содействующих улучшению работы этой сферы мировой торговли услугами. В их число входят: специализированные учреждения системы ООН; неправительственные специализированные, международные коммерческие, национальные и региональные организации по туризму. Ведущей среди них является созданная в 1925 Всемирная организация по туризму, ВОТ (World Tourism Organization, WTO), – межправительственная организация, которая по поручению ООН занимается продвижением и развитием туризма как средства экономического развития и международного взаимопонимания.
Эволюция туризма за рубежом.
В истории развития туризма за рубежом нет плавного течения. За последние два века он прошел три этапа (Табл. 4). Дважды, в начале и в середине 20 в., в организации туризма происходили революционные изменения. Они связаны с усилением роли государства в предоставлении гарантий туристического обслуживания и с демократизацией социального состава туристов при резком расширении их числа.
В современном мире существует много разновидностей туризма. Его основные виды систематизированы в Табл. 5.
Потребности и желания клиентов постоянно меняются. В результате происходят изменения и в географии туризма, и в его типах.
Например, в начале прошлого века весьма популярными и престижными курортами считались Ницца и Баден-Баден, где можно было встретить весь цвет европейского (в т.ч. петербургского и московского) общества. А в наши дни Ницца известна в основном как оздоровительный курорт и уже не является столь престижным местом отдыха, каковым она была в те времена.
ТАБЛИЦА 4. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ | |
Период | Характеристика |
Начало 19 – начало 20 века | Развитие элитарного туризма. Зарождение специализированных предприятий по производству туристических услуг. |
Начало 20 века – до Второй мировой войны. | Начало становления социального туризма |
После Второй мировой войны. | Развитие массового туризма. Формирование туристической индустрии как межотраслевого комплекса по производству товаров и услуг для туристов. |
Тяга к здоровому образу жизни стимулировала наряду с пассивным (оздоровительным) отдыхом развитие спортивного туризма (альпинизм, лыжный туризм, походы по горам, велосипедный туризм, парусный туризм и т.д.), который официально признан видом спорта. Интересным примером такого туризма является совершенное в 1997–1999 новосибирским ученым Владимир Лысенко кругосветное путешествие на легковом автомобиле (от Аляски через всю Америку, Австралию, Африку и Евразию до Магадана). Большинство поклонников спортивного туризма, конечно, не стремятся к подобным рекордам, ограничиваясь умеренными нагрузками для поддержания здоровья
На развитие индустрии туризма влияет рост числа т.н. «деловых путешественников», которые совершают поездки вовсе не ради отдыха, а для деловых целей, но часто пользуются той же инфраструктурой, что и обычные туристы. Уже сейчас на долю «делового туризма» приходится свыше половины выручки от продаж гостиничных номеров. Особой разновидностью делового туризма считается инсентив-туризм – поездки, которыми фирма награждает своих сотрудников за высокие показатели в работе. В отличие от массовых туров инсентив-программы разрабатываются под конкретного корпоративного заказчика и, как правило, предполагают первоклассное размещение и обслуживание на маршруте.
ТАБЛИЦА 5. КЛАССИФИКАЦИЯ ТУРИЗМА | ||
Принципы классификации | Виды туризма | Подвиды туризма |
Цели туристов | Рекреационный | Оздоровительный |
Спортивный | ||
Деловой | Бизнес-поездки | |
Конгрессно-выставочный | ||
Инсентив-туризм | ||
Шоп-туры | ||
Хобби-туры | ||
Познавательный | Экскурсионный | |
Паломнический | ||
Обучающий | ||
Экологический | ||
Форма и организация поездок | Организованный | |
Неорганизованный («дикий») | ||
Индивидуальный | ||
Групповой | ||
Происхождение туристов | Международный | |
Национальный | ||
Тип оплаты поездок | Коммерческий | |
Социальный |
По данным Всемирной организации по туризму на 2000, 62% международных туристских поездок совершались для отдыха, на деловой туризм приходилось 18%, остальные 20% – это посещение знакомых и родственников, религиозные цели/паломничество, лечение и т.д.
Помимо коммерческого во 2-ой половине 20 в. активно стал развиваться социальный туризм. Его можно коротко охарактеризовать как гарантированный государством минимум в сфере отдыха, когда небогатые граждане совершают путешествия, субсидируемые государством из средств, выделяемых на социальные нужды. Задачей социального туризма является обеспечение качественного отдыха всем членам общества путем широкого вовлечения в сферу туризма малоимущих. Эта концепция наиболее активно используется сейчас во Франции и в Швейцарии, где фактически у всех граждан есть «право на туризм».
Развитие туризма связано с развитием глобализации – туризм является одновременно и ее порождением, и фактором ее дальнейшего развития. Возрастающий интерес туристов к другой культуре, доступность информации способствуют увеличению возможностей общения между народами, что позволяет людям лучше понимать друг друга. Чтобы стимулировать развитие туризма, многие страны взяли курс на упрощение визового режима: например, в западноевропейских странах Шенгенской зоны действует единый визовый режим – получение визы в одну из этих стран дает туристу возможность «заехать» и в любые другие страны этой зоны.
По данным ВОТ, за последние 15 лет доходы от международного туризма увеличивались в среднем на 9% в год, достигнув в 2000 почти 500 млрд. долл.; несколько медленнее росло количество международных турпоездок – они росли в среднем примерно на 4,5% в год, составив в 2000 около 700 млн. человек. Прогнозируют, что к 2020 количество международных турпоездок превысит 1 млрд. человек, а доходы – 1,5 млрд. долл.
Эволюция туризма в России.
Развитие туристической отрасли в России (Табл. 6) имело некоторые существенные отличия от ее развития за рубежом.
До 1917 развитие туризма в нашей стране происходило примерно так же, как и на Западе. Еще в 18 в. стало модным посылать молодых аристократов в ознакомительную поездку по Европе, это рассматривалось как желательный элемент их воспитания. Сам будущий император Павел I, будучи наследником престола, совершил поездку по ряду европейских стран под именем «графа Северного». К началу 20 в. состав путешествующих несколько демократизировался, но по прежнему выезжать на отдых за рубеж (и вообще переезжать куда-либо ради временного отдыха) могла в основном лишь «богатая публика».
В советское время туристическая индустрия оказалась постепенно практически полностью национализированной. Поскольку произошло огосударствление труда, то государство присвоило себе право «одаривать» правом на полноценный отдых не всех, имеющих деньги на приобретение путевки, а лишь тех, кто «заслужил» это. В результате стоимость поездок в различные государственные дома отдыха и пансионаты была, как правило, невысокой: цена профсоюзной путевки составляла примерно 1/10 цены, по которой аналогичную путевку могли приобрести туристы-иностранцы. Однако распределением дефицитных путевок занимались государственные и профсоюзные органы, в результате чего путевки стали, по существу, особой формой премирования. Таким образом, если на Западе социальный туризм был дополнением к коммерческому, то в СССР он стал главной формой развития туристической индустрии.
ТАБЛИЦА 6. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РОССИИ | |||
Период | Название | Характеристика | Развитие туристических организаций |
До 1890-х | Просветительский | Путешествия связаны с познавательными, торговыми, политическими и религиозными целями. Поездки совершали для расширения кругозора и знакомства с достижениями разных народов, а также для лечения и оздоровления. | Отсутствуют |
1890-1917 | Предпринимательский | Познавательно-экскурсионная направленность. Становление и развитие разных видов спортивного туризма. | Образовались Русский туринг-клуб (Петербург, 1895), Русское горное общество (Москва, 1901). |
1917-1930 | Туристско-экскурсионный | Формирование рынка туристических услуг и туристической инфраструктуры. Появление туристических бюро и обществ с целью активизировать массовый отдых трудящихся и удовлетворить их потребности в изучении культурных ценностей и природы России. | В 1920 появилось Объединенное лекционно-экскурсионное бюро, в 1925 – Государственное АО «Советский турист», в 1929 – ВАО «Интурист» |
1930-1990 | Административно-нормативный | Создание материальной базы для рекреационного туризма, лимитирование выездного туризма. С 1970-х туристско-экскурсионное дело прочно вошло в быт советских людей. Характерной чертой советского туризма является жесткое нормирование и планирование. | В 1958 создано Международное молодежное бюро «Спутник». |
С 1990 | Переходный | Переход от административного распределения к коммерческой торговле. Невостребованность и разрушение старой материальной базы. Рост внешнего (выездного) туризма при сокращении внутреннего. | На рынке РФ работает около 8 тыс. фирм, 6 тыс. из которых имеют лицензии на международную туристскую деятельность |
Выезд за границу «дозировался» особенно строго, зато широкое развитие получил туризм внутри границ СССР. Главными здравницами страны стали черноморское побережье Крыма и Кавказа, куда постепенно многие стали ездить отдыхать не только по государственным путевкам, но и самостоятельно, «дикарями».
В последние годы существования СССР, когда отпали ограничения на выезд за границу, все туристские организации (и государственные, и вновь возникшие коммерческие) переживали расцвет – ежегодный прирост их деятельности достигал 15%. Однако в 1990-е темп развития этой отрасли замедлился в связи, прежде всего, с резким падением доходов многих россиян в сравнении с советскими временами.
В постсоветской России туристический бизнес развивается с преимущественной ориентацией на выезд за границу. Внутрироссийский туризм резко сократился из-за потери курортов Крыма и Кавказа, высоких цен на транспорт и приватизации значительной части материальной базы старых домов отдыха. Участники прений о возрождении социального туризма отмечают, что сейчас выгоднее без особых забот продать две индивидуальных путевки на Кипр или в Турцию, чем с массой хлопот и с заметно меньшей прибылью организовать одну автобусную экскурсию школьников в Подмосковье. Поэтому подавляющее большинство действующих в России туристических фирм предпочитают заниматься направлением своих соотечественников за рубеж, и лишь небольшая их часть работает на привлечение гостей в нашу страну. Этот резкий дисбаланс между развитым внешним и неразвитым внутренним туризм коренным образом отличается от международных тенденций: в целом в мире внутренний туризм составляет более 80% всех туристских потоков, а расходы на внутренний туризм превышают расходы на международный туризм примерно в 10 раз.
Россия имеет колоссальный туристический потенциал, но занимает скромное место на рынке туристических услуг. В конце 1990-х на нее приходилось менее 1% мирового туристического потока.
В условиях, с одной стороны, полной открытости национального туристского рынка перед мировым рынком туристских услуг и, с другой стороны, сохранением заметных различий между ценами на потребительские товары в России и за рубежом, российский туристский рынок стал не столько элементом индустрии досуга, сколько «челночной» формой международной торговли и средством перекачки валютных доходов за границу. Поскольку туристические поездки из России за рубеж многократно превосходят туристические поездки иностранцев в Россию, то современная отечественная экономика туризма выступает как одна из форм миграции капитала из России за рубеж.
Юрий Латов, Дмитрий Преображенский, Анастасия Пузочкина