турция членство в нато с какого года
Взаимодействие Турции и НАТО
Занимая важное стратегическое положение в Средиземноморье и на Ближнем Востоке, Турция в течение многих десятилетий оставалась верным членом альянса. Она внесла значительный вклад в безопасность НАТО, особенно в период «холодной войны», обеспечивая защиту самой протяженной границы с прежним Советским Союзом. Турция предоставила в распоряжение блока значительные контингенты своих вооруженных сил: почти все сухопутные соединения и обе воздушные армии. Таким образом, она заняла в альянсе одно из первых мест по количеству выделяемых войск. В тоже время Анкара предпринимала активные шаги для снижения напряженности между Западом и Востоком.
После распада Советского союза и окончания «холодной войны» Турция сразу поддержала идею расширения состава альянса в рамках политики «открытых дверей», направленную на прием в союз стран бывшего социалистического лагеря. Она также приняла активное участие в механизмах партнерства альянса с другими государствами, не являющимися членами НАТО. В частности, поддерживая развитие особых партнерских отношений между альянсом и странами Центральной Азии и Кавказа, посольства Турции взяли на себя роль «контактного пункта НАТО» в столицах Азербайджана, Туркмении и Киргизии. Помимо этого в рамках развития программы «Партнерство ради мира» в июне 1998 года в Анкаре был создан специальный учебный центр, в котором проводятся курсы и семинары с целью обеспечения стратегической и тактической подготовки и обучения военного и гражданского персонала стран-партнеров НАТО в соответствии с принципами и задачами этой программы. Являясь активным участником «средиземноморского диалога» (инициированного альянсом в 1994 году для укрепления безопасности стабильности в этом регионе), Турция открыла у себя учебный центр для проведения курсов для подготовки специалистов в рамках этого диалога.
Территория Турции продолжает оставаться местом сосредоточения крупных иностранных военных объектов и проведения натовских учений. В рамках ряда двусторонних соглашений с США в Турции построено более 60 различных военных объектов, таких, как аэродромы, военно-морские базы, стартовые позиции ракет, склады спецназначения.
Можно предположить, что такое поведение не означает изменения военно-политической ориентации Анкары, тем более что недавно она все же согласилась разместить в городе Малатья (в 500 км от Анкары) РЛС раннего оповещения системы ЕвроПРО. Эти действия следует рассматривать как сигнал США и европейским странам-членам НАТО, призванный еще раз подчеркнуть стратегическую важность Турции внутри альянса и вынудить страны-члены НАТО пойти на соответствующие уступки.
Как Турция вступила в НАТО
Пока в 1941—1942 гг. Германия одерживала победы на Русском фронте, отношения Турции с Англией и США были довольно холодными. Лишь после коренного перелома в войне, разгрома гитлеровцев под Сталинградом, позиция Анкары стала меняться. На конференции в Касабланке в январе 1943 года Черчилль и Рузвельт договорились провести переговоры с турецким правительством. При этом Черчилль придавал особое значение Турции, как «тарану» против Советского Союза. Турция могла начать наступление на Балканах и отсечь значительную часть Европы от наступающих русских войск. А после разгрома Третьего рейха Турция снова должна стать стратегическим плацдармом Запада в противостоянии с Россией.
На Тегеранской конференции великие державы договорились принять меры, чтобы вовлечь Турцию в антигитлеровскую коалицию. Британский премьер Черчилль предлагал Сталину надавить на Анкару. Что если турки не вступят в войну на стороне антигитлеровской коалиции, то это будет иметь серьёзные политические последствия для Турецкой республики и отразится на её правах на Черноморские проливы. Сталин сообщил, что это вопрос второстепенный, главное – это открытие второго фронта в Западной Европе. Вскоре Черчилль в разговоре со Сталиным снова поднял вопрос о проливах. Заявил, что России необходим выход к незамерзающим портам и что британцы теперь не имеют возражений, чтобы русские имели выход к теплым морям. Сталин согласился с этим, но сказал, что этот вопрос можно обсудить позднее.
Казалось, что Сталин равнодушен к вопросу о проливах. В реальности советский вождь всегда придавал этому вопросу важное значение. Сталин проводил русскую имперскую политику, возвращая империи все ранее утраченные позиции и добиваясь новых успехов. Поэтому Черноморские проливы были в сфере интересов Москвы. Но дело было в том, что в это время немецкая армия ещё стояла под Ленинградом и в Крыму. А Англия и США имели возможность первыми высадить войска в Дарданеллах и занять Стамбул-Константинополь. Поэтому до поры до времени Сталин предпочитал не открывать свои карты.
4—6 декабря в Каире состоялась встреча Черчилля и Рузвельта с главой Турции Инёню. Отмечалось «теснейшее единство, существующее между США, Турцией и Англией». Однако Турция сохранила экономические отношения с Третьим рейхом. Только после победы СССР в Крыму и на западе Украины, с выходом Красной Армии к Балканам, Анкара порвала отношения с Германией. В апреле 1944 года под давлением союзников Турция прекратила поставки хрома в Германию. В мае – июне 1944 года проходили советско-турецкие переговоры с целью вовлечь Турцию в антигерманскую коалицию. Но взаимопонимания достичь не удалось. 2 августа 1944 года Турция объявила о разрыве экономических и дипломатических отношений с Третьим рейхом. 3 января 1945 г. Анкара разорвала отношения с Японией.
23 февраля 1945 года Турция объявила войну Германии. Этот акт был чисто символическим. Воевать турки не собирались. Они хотели получить право на участие в конференции Объединенных Наций в качестве государства-учредителя. Чтобы не оказаться вне системы международных отношений, которую выстраивали державы-победители. Анкара боялась, что великие державы могут организовать международное управление Босфором и Дарданеллами. На Крымской конференции в феврале 1945 года Сталин выступил с особым заявлением по поводу Черноморских проливов, потребовав свободного прохода советских военных кораблей через проливы в любое время. Американцы и британцы согласились с подобными требованиями. Присоединение к антигитлеровской коалиции позволило Турецкой республике избежать высадки иностранных войск на своей территории и обеспечить суверенитет над проливной зоной.
Поэтому британцы и американцы предложили свой проект по изменению конвенции Монтрё. Западники предложили ввести принцип неограниченного прохода военного и торгового флота через Черноморские проливы как в мирное, так и в военное время для всех государств. Понятно, что это предложение не только не укрепляло безопасность Советского Союза в бассейне Чёрного моря, а наоборот, её ухудшало. Черчилль и Трумэн создавали свой новый мировой порядок и хотели теперь лишить СССР и другие причерноморские государства даже тех небольших привилегий, которые они имели по конвенции Монтрё. В итоге, не достигнув соглашения, вопрос отложили. Таким образом, вопрос об отмене конвенции затянулся и вскоре окончательно заглох. Конвенция Монтрё о статусе проливов действует до настоящего времени.
Лидеры и члены делегаций стран-победительниц на Потсдамской конференции. Сидят в креслах, слева направо: премьер-министр Великобритании Клемент Эттли, президент США Гарри С. Трумэн, председатель СНК СССР Иосиф Виссарионович Сталин. Стоят слева направо: начальник личного штаба президента США адмирал флота Уильям Д. Леги, министр иностранных дел Великобритании Эрнест Бевин, государственный секретарь США Джеймс Ф. Бирнс и министр иностранных дел СССР Вячеслав Михайлович Молотов
Начиналась новая мировая война – «холодная». США и Британия откровенно становились врагами СССР. Чтобы психологически подавить, запугать Москву западники устраивали различные провокации. Так, в апреле 1946 года в Константинополь прибыл американский линкор «Миссури» в сопровождении других кораблей. Формально американский корабль привёз тело умершего в США турецкого посла. Однако это был только повод для нарушения конвенции Монтрё.
С этого времени англосаксы начинают втягивать Турцию в свой военный союз. В 1947 году Вашингтон предоставил Анкаре кредит в размере 100 млн. долларов для закупки вооружений. С 1947 по 1954 год американцы оказали Турецкой республике военную помощь на 704 млн. долларов. Кроме того, с 1948 по 1954 год Турции была оказана техническая и экономическая помощь на 262 млн. долларов США. Анкара ввела смертную казнь за принадлежность к коммунистической партии. В 1952 году Турция стала членом Североатлантического Альянса.
В этот период СССР направлял определённые сигналы Турции и Западу, показывал, чем это всё может закончиться. В советской прессе, особенно в Грузии и Армении, вспоминали о исторических землях Армении и Грузии, которые попали под турецкое иго. Велась информационная кампании о возвращении России-СССР Карса и Ардагана. По дипломатическим каналам делались намёки, что Москва планирует наказать Турцию за враждебное поведение в годы Второй мировой войны. Для этого окончательно сбросить турок с Балканского полуострова, занять Константинополь, зону проливов, лишить Турцию побережья Эгейского моря, которое исторически принадлежало Греции. Прорабатывался вопрос о восстановлении не только русско-турецкой границы 1914 года, но и других территорий исторической Армении – Алашкерта, Баязета, Рище, Трапезунда, Эрзерума, Байбурта, Муша, Вана, Битлиса и т. д. То есть СССР мог восстановить древнюю Великую Армению на территории Армянского нагорья, которая занимала значительную часть Турции. Также Москва могла предъявить претензии со стороны Грузии – в составе Турции были территории Месхетии, Лазистана и других исторических грузинских земель.
Понятно, что Москва не собиралась первой начинать войну и расчленять Турцию. Это было предупреждение лидерам Запада и Турции. Лондон и Вашингтон начали «холодную» третью мировую войну. Американцы готовились к воздушной войне против СССР и даже ядерным атакам (Как Сталин и Берия спасли СССР от угрозы ядерной войны; Почему США не стёрли Россию с лица земли). И советское руководство показывало, чем закончатся такие планы. Русская армия имела превосходство над противником на европейском и ближневосточном театрах в пехоте, обычных вооружениях — танках, орудиях, самолетах (кроме стратегической авиации), офицерском корпусе. В ответ на воздушные атаки США СССР мог занять всю Западную Европу, сбросив западников в Атлантику и Ближний Восток, Турцию. После этого Москва могла решить турецкий вопрос (включая вопрос Черноморских проливов и армянский, курдский и греческий вопросы) в своих стратегических интересах.
Вскоре после смерти И. Сталина 30 мая 1953 года советское правительство сообщило турецкому послу в Москве Файку Хозару, что «во имя сохранения добрососедских отношений и укрепления мира и безопасности» правительства Грузии и Армении отказываются от своих территориальных претензий к Турецкой Республике. Также Москва пересмотрела своё прежнее мнение по вопросу о Черноморских проливах и считает возможным обеспечение безопасности Советского Союза со стороны проливов на условиях, одинаково приемлемых как для Союза, так и Турции.
8 июля 1953 г. турецкий посол сделал ответное заявление, в котором говорилось об удовлетворении Турции и о сохранении добрососедских отношений и об укреплении мира и безопасности.
Позднее Хрущев, выступая на Пленуме ЦК КПСС в июне 1957 года, подверг критике сталинскую дипломатию в отношении турецкого вопроса. Мол, Сталин хотел забрать проливы, и поэтому мы «плюнули в морду туркам». Из-за этого потеряли «дружескую Турцию» и получили американские базы на южном стратегическом направлении.
Это очевидное вранье Хрущёва вроде разоблачения «культа личности» и обмана про миллионы невинных, которых репрессировал Сталин. Достаточно вспомнить враждебную позицию Турции в годы Великой Отечественной войны, когда Турция была союзником Гитлера. Когда турецкое руководство готовило армию для вторжения на Кавказ, ожидая, когда немцы возьмут Москву и Сталинград. Когда Анкара блокировала для нас проливы и открыла их для германо-итальянского флота.
Также необходимо помнить, что после поражения Германии Турция сразу пошла на сближение с Англией и США, нашла новых западных покровителей. Турки создавали вооруженные силы с помощью стран Запада, принимали финансовую и военную помощь западников. Вошли в блок НАТО. Предоставили свою территорию для американских баз. Всё для укрепления «мира и безопасности». А в 1959 году предоставили свою территорию для американских баллистических ракет средней дальности «Юпитер».
Таким образом, сталинская политика была вполне рациональной. С помощью турецкого вопроса Москва сдерживала агрессию Запада.
Государства-члены НАТО
В настоящее время в состав НАТО входят 30 стран. В 1949 году Североатлантический союз образовали 12 государств-учредителей: Бельгия, Дания, Исландия, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Соединенное Королевство, США и Франция. Другими государствами-членами являются: Греция и Турция (1952), Германия (1955), Испания (1982), Венгрия, Польша и Чешская Республика, (1999), Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения и Эстония (2004), Албания и Хорватия (2009), Черногория (2017) и Северная Македония (2020).
Основные сведения
Дополнительная справочная информация
Перечень государств-членов НАТО в алфавитном порядке
О государствах-членах и их вступлении в организацию
Государства-учредители
4 апреля 1949 года в Вашингтоне (округ Колумбия) состоялось подписание Североатлантического договора (известного также как Вашингтонский договор) министрами иностранных дел 12 стран: Бельгии, Дании, Исландии, Италии, Канады, Люксембурга, Нидерландов, Норвегии, Португалии, Соединенного Королевства, США и Франции.
В течение пяти месяцев после церемонии подписания договор был ратифицирован парламентами заинтересованных стран, закрепив их членство.
Двенадцать лиц, подписавших договор
Ряд министров иностранных дел, подписавших Североатлантический договор, принимали активное участие в работе НАТО на последующих этапах их карьеры:
Гибкий подход к членству в НАТО
Подписывая договор, страны добровольно берут на себя обязательства участвовать в политических консультациях и военной деятельности организации. Хотя все страны, подписавшие Североатлантический договор, несут обязанности в соответствии с договором, им предоставляется определенная степень гибкости, которая позволяет им выбирать способы такого участия. Примером такого гибкого подхода является членство Исландии и Франции.
Когда Исландия подписала договор в 1949 году, у нее не было вооруженных сил, как нет их и сейчас. Каких-либо правовых помех к их созданию у Исландии не имеется, но она приняла решение не иметь вооруженные силы. При этом, у Исландии есть береговая охрана, национальная полиция, система ПВО и добровольный экспедиционный миротворческий контингент. Также с 1951 года у Исландии имеется долгосрочное двустороннее соглашение об обороне с США. В 2006 году американские силы были выведены с территории страны, но соглашение об обороне по-прежнему действует. С 2008 года страны НАТО периодически проводят патрулирование воздушного пространства Исландии.
В 1966 году президент Шарль де Голль принял решение о выходе Франции из объединенной военной структуры НАТО. Это явилось выражением стремления к большей независимости в военной сфере, особенно по отношению к США, и нежелания объединять имеющиеся у Франции средства ядерного сдерживания или соглашаться на контроль над ее вооруженными силами в какой бы то ни было форме.
Несмотря на выход Франции из объединенной военной структуры НАТО, она подписала два технических соглашения с Североатлантическим союзом, в которых изложен порядок действий в случае советской агрессии. Со времени падения Берлинской стены в 1989 году Франция регулярно направляла свои войска для участия в военных операциях НАТО, являясь одной из стран, выделяющих самые многочисленные контингенты. Она также занимает четвертое месте по взносам в военный бюджет НАТО.
С начала 1990-х годов Франция постепенно отходит от решения 1966 года Например, с 1994 года (заседание министров обороны в г. Севилья) она участвует в заседаниях министров обороны, а с 2003 года французские офицеры служат в структурах Стратегического командования по операциям и Стратегического командования по трансформации. На встрече НАТО в верхах в Страсбурге и Келе в апреле 2009 года Франция официально объявила о возобновлении своего полномасштабного участия в структурах НАТО¹.
Вступление Греции и Турции
18 февраля 1952 года, через три года после подписания Вашингтонского договора, в организацию вступили Греция и Турция, что позволило НАТО укрепить свой «южный фланг».
В эпоху, когда существовала боязнь коммунистической экспансии в Европе и в других регионах мира (советская поддержка вторжения Северной Кореи в Южную Корею в 1950 г.), стратегически важно было обеспечить безопасность Юго-Восточной Европы. Членство в НАТО не только позволило сдержать коммунистическое влияние в Греции, восстанавливающейся после гражданской войны, но и освободило Турцию от советского давления из-за доступа к стратегическим морским путям.
Вступление Германии
Германия стала членом НАТО 6 мая 1955 года. Ее вступление стало результатом нескольких лет переговоров с лидерами западных стран и в самой Германии, население которой выступало против перевооружения в какой бы то ни было форме.
После окончания Второй мировой войны первоочередной задачей были поиски путей интеграции Германии в западноевропейские оборонные структуры. Федеративная Республика Германия – или Западная Германия – была создана в 1949 году, и хотя новое государство было крепко связано с Западом, ее потенциал вызывал опасения. Первоначально Франция предложила создать Европейское оборонное сообщество – европейское решение германского вопроса. Однако Сенат Франции выступил против этого плана и предложение осталось неосуществленным, оставив членство в НАТО в качестве единственного жизнеспособного решения. Чтобы это могло произойти, необходимо было выполнить три условия: победившие в войне страны (Советский Союз, Соединенное Королевство, Соединенные Штаты и Франция) должны прекратить оккупацию ФРГ; Италия и Западная Германия должны быть приняты в Оборонную организацию Западного союза (военное ведомство Западного союза), а затем – сама процедура присоединения к НАТО.
Когда Германия вступила в Западный союз, он был переименован в Западноевропейский союз. Факт вступления Германии, наряду с прекращением ее статуса оккупированной страны, приблизил страну к членству в НАТО. Федеративная Республика Германия официально присоединилась к Западноевропейскому союзу 23 октября 1954 года, а ее статус оккупированной страны закончился в момент вступления в силу 5 мая 1955 года Боннской и Парижской конвенций. На следующий день Германия стала пятнадцатым членом НАТО.
После воссоединения Германии 3 октября 1990 года земли, ранее входившие в состав Германской Демократической Республики, вошли в НАТО в составе единой Германии.
Вступление Испании
Несмотря на сопротивление значительной части испанской общественности, Испания вступила в Североатлантический союз 30 мая 1982 года. Окончание диктатуры Франко в 1975 году, военный переворот в 1981 году и приход к власти Испанской социалистической рабочей партии (ИСРП), ведущей оппозиционной партии, которая изначально выступала против вступления в НАТО, заложили сложные социальные и политические условия, как на национальном, так и на международном уровнях.
Испания в полной мере участвовала в работе политических структур организации, но воздержалась от участия в объединенной военной структуре. Эта позиция получила подтверждение в результате референдума, проведенного в 1986 году. В том, что касается военных аспектов, Испания присутствовала в качестве наблюдателя в Группе ядерного планирования; применила оговорки к своей позиции по вопросу участия в объединенной системе связи; сохранила испанские вооруженные силы под командованием Испании и не дала свое согласие на отправку войск за пределы Испании на длительный срок. Тем не менее, испанские войска по-прежнему будут иметь возможность действовать совместно с войсками других стран НАТО в чрезвычайных ситуациях.
Применение Испанией оговорок постепенно ослабилось. Когда д-р Хавьер Солана стал первым испанским Генеральным секретарем НАТО (1995-1999 гг.), парламент Испании одобрил участие страны в объединенной структуре органов военного управления (1996 г.).
Первый раунд расширения после «холодной войны»
Падение Берлинской стены и ликвидация Организации Варшавского договора после окончания «холодной войны» открыли возможности для дальнейшего расширения НАТО. Некоторые из новых демократических государств Центральной и Восточной Европы активно стремились к интеграции в евроатлантические институты.
В 1995 году Североатлантический союз реализовал и опубликовал результаты Исследования о расширении НАТО, в котором рассматривались преимущества принятия в организацию новых членов и пути их интеграции. В исследовании делался вывод, что в связи с окончанием «холодной войны» представилась уникальная возможность укрепить безопасность во всем евроатлантическом регионе, и что расширение будет способствовать повышению всеобщей стабильности и безопасности.
На встрече НАТО в верхах в Мадриде в 1997 году Венгрии, Польше и Чешской Республике было предложено начать переговоры о присоединении, а 12 марта 1999 года они стали первыми из бывших членов Организации Варшавского договора, вступившими в Североатлантический союз.
Широко применяя опыт, приобретенный во время процесса присоединения новых членов, НАТО на встрече в верхах в Вашингтоне в апреле 1999 года начала осуществление Плана действий по подготовке к членству (ПДПЧ). ПДПЧ был создан для оказания помощи в подготовке стран, стремящихся к членству в НАТО, даже если это не предвосхищало никаких решений.
Второй раунд расширения после «холодной войны»
На встрече в верхах в 2002 году в Праге Болгарии, Латвии, Литве, Румынии, Словакии, Словении и Эстонии было предложено начать переговоры о присоединении. 29 марта 2004 года они официально стали членами Североатлантического союза в результате самого крупного раунда расширения в истории НАТО.
До вступления в НАТО все семь стран участвовали в ПДПЧ.
Вступление Албании и Хорватии
Будучи партнерами, Албания и Хорватия сотрудничали с НАТО в целом ряде областей, при этом особое внимание уделялось реформе сектора обороны и безопасности, а также поддержке более широких демократических и институциональных реформ.
Албания участвовала в ПДПЧ с самого начала его действия в 1999 году, а Хорватия присоединилась к нему в 2002 году. В июле 2008 года Протоколы о вступлении подписали Албания и Хорватия. 1 апреля 2009 года они официально стали членами организации.
Черногория
Вскоре после восстановления своей независимости в июне 2006 года, Черногория присоединилась к программе «Партнерство ради мира» в декабре того же года и три года спустя – к Плану действий по подготовке к членству. Она активно поддерживала операцию под руководством НАТО в Афганистане с 2010 года и в настоящее время оказывает поддержку последующей миссии. Развитие оперативной совместимости своих вооруженных сил и осуществление реформ сектора обороны и безопасности являлись важной частью сотрудничества Черногории с Североатлантическим союзом до того, как она стала государством-членом. Черногория сотрудничала с НАТО в таких областях, как создание потенциала экстренного реагирования и уничтожение излишков боеприпасов (осуществление проекта в этой области продолжается).
Протокол о присоединении был подписан в мае 2016 года, а 5 июня 2017 года Черногория стала членом Североатлантического союза.
Северная Македония – самое недавнее вступление
Северная Македония обрела независимость в 1991 году и присоединилась к программе НАТО «Партнерство ради мира» (ПРМ) в 1995 году и Плану действий по подготовке к членству в 1999 году. В течение короткого периода времени с 2001 по 2003 год по просьбе Скопье НАТО провела три операции, которые помогли ослабить напряженность в стране. Прежде чем стать членом Североатлантического союза, Северная Македония сотрудничала с НАТО в таких ключевых областях, как демократические и институциональные реформы, реформы сектора безопасности и обороны. Она также укрепила свой потенциал гражданской готовности на основе практического сотрудничества с НАТО и продолжает активно поддерживать проводимую под руководством НАТО операцию в Афганистане.
Главным препятствием на пути к членству в Североатлантическом союзе был вопрос о названии страны. В 2018 году между Афинами и Скопье было заключено историческое соглашение, которое позволило решить этот вопрос. Преспанское соглашение позволило НАТО предложить Скопье начать переговоры о вступлении в организацию, одновременно призывая правительство продолжать осуществление реформ. 15 февраля 2019 года страна, ранее известная как бывшая югославская Республика Македония, была официально признана Республикой Северная Македония. 27 марта 2020 года она стала 30-м членом НАТО.