творчество каких писателей вошедших в круг детского чтения относится к 1 половине 19 века
Развитие литературы для детей в первой половине XIX века
Детская литература
В первой трети XIX века детская литература впервые разделилась на 2 самостоятельные ветви: художественную и познавательную.
Разнообразные азбуки становятся очень содержательными, их оригинально оформляют. Война 1812 года пробудила усиленное внимание к исторической тематике, к героическим личностям и привела к необходимости иметь национальную детскую литературу. Лучшие книги, посвященные войне 1812 года, воспитывали любовь к своей стране, ненависть к захватчикам. Лучшие из них — «Подарок русским детям в память о войне 1812 года» М.И. Требенева. в этой азбуке каждой букве соответствовала карточка с миниатюрной, выгравированной на меди карикатурой и рифмованной сатирической надписью на антинаполеоновскую тему. Это была первая в Росси детская книга с политическим и патриотическим содержанием.
Большим успехом пользовались книги Б. Полевой (?). Одна из них — «Русская история для первоначальных читателей». Ишимова «История России в рассказах для детей». Однако Белинский отмечал реакционный дух ее произведений и предсказывал их недолговечность.
Жанр прогулок — для детей младшего возраста. В книге Л. Ярцевой «Прогулка с детьми по Киеву» говорится о памятных местах древнего города, приводятся сведения из истории.
В первой половине XIX века появляется большое количество журналов для детей. Но не один из них не достиг идейно-художественного уровня «Детского чтения для сердца и разума». «Звездочка» и «лучи» Ишимовой были консервативны и реакционны. «Звездочка» — журнал для благородных воспитанниц инернатов ее императорского величества (для младшего возраста), «Лучи» — для девиц (для старшего возраста). Оба журнала пропагандировали монархические идеи. Резко критически отзывались о журналах Белинский и Добролюбов.
Из всех журналов для детей наиболее прогресивным был журнал «Новая библиотека для воспитателя», в котором помещались в основном научно-популярные произведения. Его издателем был профессор Московского, а затем СанктПетербуржского университета Редкин. В журнал помещались интересные научно-познавательные статьи. Здесь увидели свет первые переводы сказок Ганса Христиана Андерсона.
В художественной литературе для детей получил большое распространение жанр басни. Крылов написал около 200 басен. В его баснях ребенку открывается целый мир героев и образов. Житейские уроки преподносились наглядно, красочно, ярко, картинно.
Появились и талантливые, специально для детей написанные произведения: «Черная курица» Антония Погорельского, рассказы и сказки Одоевского, стихи и сказки Жуковского.
«Черная курица» А. Погорельского (Перовского) — первая фантастическая повесть для младшего возраста. Повествование в этой повести предельно доступно для детского восприятия. Впервые в детской литературе появляется не отвлеченный персонаж, а настоящий живой образ мальчика и с недостатками, и с положительными чертами характера. Вместе с 9-летним Алешей читател совершает увлекательное путешествие и задумывается над вопросом: «В чем настоящая красота и ценность человека?»
В.Ф.Одоевский интересовался детским воспитанием, глубоко задумывался над тем, как сделать процесс обучения ребенка естественым. а значит, наиболее эффективным. Взгляды Одоевского не сопвпадали с официальной педагогикой того времени. Он следовал принципам Белинского, считая, что в ребенке надо видеть прежде всего человека, воспитывать гуманизм. Детской литературе Одоевский придавал очень большое значение. Он стал издавать альманах «детские книжки для воскресных дней» и сотрудничать в журнале «Детская библиотека». Они писал под псевдонимом «Дедушка Иреней». В 40-е годы выходят «Детские сказки дедушки Иринея» и «Детские песни дедушки Иринея». Он создавал для детей произведения разных жанров.
Для произведений В.Ф.Одоевского характерна научность содержания и одновременно увлекательность и драматизм повествования.
Классическое произведение выдержавшее множество изданий, — «Городок в табакерке». В нем сложный научно-технический материал, по вырадению Белинского, «Ловко приноровлен к детской фантазии». «Городок в табакерке» — первая в детской литературе научно-познавательная сказка. Одоевский также написал сказки «Червячок», «Мороз Иванович», рассказы «Серебряный рубль » и другие. Сказка Одоевского четко ориентирована на детский возраст и лишена жесткого конца. Прием противопоставления хорошего плохому в сказке Одоевского больше не выглядит назойливым. Талант Одоевского принес ему большое признание детьми.
В. А. Жуковский (1783-1852) — поэт-романтик, обогативший русскую литературу тонкой передачей душевных переживаний. Многие его произведения воши в круг детского чтения. Его занимали вопросы воспитания детей, поблемы педагогики. Жуковский перевел несколько сказок братьев Гримм, сказку Ш. Перро «Кот в сапогах». Он создал книгу, включающую азбук и арифметику и детские произведения, ставшие классикой детской литературы. 1852 год — детские стихотворения Жуковского вышли отдельным изданием. особое место в детской библиотеке принадлежало сказкам Жуковского. Сюжет «Сказки о царе Берендее» подсказал ему Пушкин. Особо любма детьми сказка Жкуовского «Мальчик-с-пальчик». Поэт считал: сказка для детей должна быть чисто сказкой без всякой иной цели. Дети зачитывались и взрослыми произведениями Жуковскго.
А. С. Пушкин. хотя он специально для детей ничего не писал, многие его произведения входят в круг детского чтения («Песнь о вещем Олеге», «Утопленник», «Жених», «Зимний вечер», отрывки из поэм «Руслан и Людмила», «Кавказский пленник», «Сказка о рыбаке и рыбке»).
Таким образом, уже в середине XIX века были определены и обоснованы многие из тех качеств, которыми должна обладать литература для детей. Суммируя теоретические разработки революционно-демократических деятелей, — круг требований к детской литературе:
Детская поэзия и русские поэты XIX в кругу детского чтения
ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XIX ВЕКА
Рубеж XVIII —XIX веков был для русской культуры эпохой переходной. Русские дворяне причину Великой Французской революции (1789— 1794) нашли в идеях Просвещения и пересмотрели их. Среди них началось движение любомудрия (свободомыслия): новыми ориентирами культурного развития стали народ и личность. Разочарование в просвещенном разуме сменилось упованием на чувство, возвращающее человека к истокам существования — природе, родине, народу, семье. После Отечественной войны 1812 года сентиментальное миропонимание начало дополняться романтическим: обнаружились противоречия между личностью и народом, обострилась проблема равновесия между национальной самобытностью и европеизмом русской культуры (это равновесие было поколеблено реформами Петра I), писателям пришлось определяться с выбором путей развития русского литературного языка. Подавление декабризма привело к изменению всей системы воспитания и образования в стране.
Главным вопросом, стоявшим перед русской литературой того времени, был вопрос о народности. Народность — понятие широкое, исходящее из внутренней идеи произведения, оно подразумевает прежде всего выражение в произведении «народного духа». Истинная народность отлична от «народного стиля», касающегося только формы, внешних деталей.
Требование народности в полной мере относилось и к детским книгам. Доставшиеся в наследство от прошлых времен детские книги, равно как и переводные, не могли отвечать возросшим запросам педагогов, родителей. Перед отечественной культурой встала насущная задача создать такую литературу для детей, которая отвечала бы современным философско-эстетическим и педагогическим идеям. Именно в первой половине XIX века были заложены традиции той детской литературы, что сохраняет свою значимость для нынешних новых поколений детей.
Смешение различных тенденций классицизма, сентиментализма, романтизма и реализма дало необыкновенно богатую палитру как во взрослой литературе, так и в детской. Романтический тип творчества, характерный преимущественно для 20 —30-х годов XIX века, навсегда остался ведущим в литературе для детей. В произведениях романтического направления обычно противопоставляется обыденная жизнь некоему возвышенному идеалу, пошлый рассудок — мечтательной душе, и, в частности, ограниченное сознание взрослых — свободе «сверхчувств» детей. Писатели-романтики первые ввели в русскую литературу психологически очерченный образ ребенка, они угадали в мире детства целый поэтический мир.
Большое влияние на культуру детства оказали салоны, вошедшие в моду на рубеже XVIII —XIX веков. Для детей устраивались праздники, ставились спектакли с их участием, они декламировали стихи и музицировали перед искушенными в искусстве взрослыми. Так, лицеист Александр Пушкин выступал на празднике в Павловске по случаю встречи военного триумфатора Александра I.
Развитию детской литературы способствовало и распространение закрытых учебных заведений, в программу которых входила не только литература, но и начатки писательских навыков. В кадетских корпусах зародилась традиция ученических журналов. Учащиеся могли рассчитывать на поддержку своих творческих опытов. К становлению юного Пушкина были причастны В.Л.Пушкин (его дядя — известный поэт), Н.М.Карамзин, В.А.Жуковский, Д.В.Давыдов, Г.Р.Державин и др.
Новая традиция альбомов привела к появлению особого жанра послания — от взрослого к ребенку. Поэты сохранили старую традицию писания стихов-обращений от имени детей ко взрослым, но наряду с официозом в панегириках-посланиях зазвучали мотивы интимно-семейные. Новые формы культуры детства сочетались с развитием литературы для детей, способной органично вписаться в жизнь общества. Сформировались каноны образа русского детства — изображение зимы, деревенской жизни и народных забав, чувствительного и доброго ребенка.
Сохранились жанры школьно-гимназической поэзии — ода, гимн, эпитафия, послание, стихи на случай. Наиболее распрост раненными жанрами были песня, элегия, стихотворный рассказ, шутливые стихи.
Среди художественных жанров детской литературы наибольший расцвет переживала литературная сказка — стихотворная, прозаическая и драматическая. В сказках наиболее полно выразился русский романтизм с его обращенностью к устной народной поэзии, к внутреннему миру человека. Воздействие народной сказки на сказку литературную было сильно как никогда прежде, но при этом писатели-сказочники уходили от простого подражания народной фантазии, желая создавать творения, не уступающие в совершенстве фольклору.
Рассказы для детей тяготели к союзу познавательности и нравоучительности, постепенно становясь все более реалистичными, ибо освобождались от грубых форм назидания.
Авторы искали путь создания универсальной книги для ребенка, в которой художественный образ был бы плотью и кровью научного знания, весь мир представал бы в своем нерасчленен-ном единстве и живости, а читатель постигал этот мир сначала сердцем, а потом уже разумом. Этот поиск связан в первую очередь с именем Владимира Федоровича Одоевского.
Получали все более широкое распространение детские научно-популярные издания — журнальные публикации, книги с описаниями путешествий, красочные альбомы. Особенно значительны были достижения в популяризации отечественной истории.
Много выходило книг и статей религиозного содержания: адаптированные жития святых, пересказы Библии, повести о первых христианах и т. п.
Делала первые робкие шаги драматургия для детей: специфика этого рода литературы еще долгое время представляла большую трудность для детских писателей. Однако басни, утвердившиеся в круге детского чтения и в домашних детских спектаклях, до известной степени восполняли этот пробел.
Важнейшим достижением детской литературы первой половины XIX века нужно считать обретение своего языка, рожденного живой стихией разговорной речи, облагороженного высочайшим вкусом поэтов, прежде всего гениального Пушкина. И сегодня язык пушкинских сказок остается эталоном для детских писателей.
Большое количество переводных книг для детей пока не переходило в художественное качество. По большей части переводы были весьма приблизительны и лишь увеличивали недостатки и без того слабых оригиналов. Вместо более или менее точных переводов детям предлагали адаптированные переложения. Правда, и на этом пути были немалые обретения. Так, Жуковский в своем творчестве заложил традиции перевода и переложений для детей.
Развитие детской литературы шло в русле «большой» литературы и педагогики. Крупнейшие писатели «золотого века» обращались к творчеству для детей только в тех случаях, когда жизненные обстоятельства или философские воззрения приводили их к педагогике. Антоний Погорельский, В.А.Жуковский, А.О.Ишимова, В.Ф.Одоевский, С.Т.Аксаков и другие писатели оставили значительный след в детской литературе именно благодаря счастливому соединению двух страстей — к литературе и к воспитанию детей. Большая же часть произведений, ныне принадлежащих юным читателям, адресовалась взрослым (как, например, сказки и стихи Пушкина, «Конек-горбунок» Ершова). Ориентирами для культуры были идеалы просвещенного гуманизма, демократизма и патриотизма.
Огромным достижением можно считать появление теории и критики детской литературы — в статьях ведущего критика первой половины XIX века Белинского. Им было доказано, что детская литература есть высокое искусство, к которому приложимы строгие критерии народности, гуманизма, образности, что детская книга должна служить не только предметом развлечения или обучения, но важным средством духовного развития ребенка. Он провозгласил лозунг литературы для маленьких читателей: «Минуя разум, через сердце», указал признаки, по которым узнается псевдолитература, и описал вред, наносимый ею ребенку.
Так был сделан важный шаг к созданию литературы художественной, занявшей место рядом со старшей по возрасту учебно-познавательной литературой. Так была поставлена высокая планка для детских писателей следующих эпох.
ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX ВЕКА
За промежуток времени от Крымской войны (1853—1856) и реформ 60-х годов до начала революционных событий (1905) детская литература прошла этап своего окончательного утверждения в русской культуре. Творчество для детей стало восприниматься большинством писателей как почетное и ответственное дело. Утверждалось и отношение к детству как к суверенному миру с собственными духовными и этическими началами, своим бытовым укладом. Разнообразие педагогических систем свидетельствовало о постановке новых вопросов, касающихся детства и взаимоотношений взрослых и детей.
Эпоха потребовала от детской литературы актуального содержания и современной художественной формы. Противоречия, порожденные реформами, могли быть разрешены только будущими поколениями, поэтому маленьким читателям предлагались книги современного звучания — здоровая духовная пища для правильного развития личности.
Расцвет реалистического искусства оказал решающее влияние на детскую литературу, качественно изменил прозу и поэзию для детей (не дав, впрочем, заметного толчка детской драматургии).
Шире стала пониматься проблема народности: простое выражение «народного духа» признавалось уже недостаточным — необходимо было, чтобы произведение служило связующим звеном между читателем и народом, отвечало интересам всех честных и думающих читателей. Иными словами, понятие народности приобрело более идеологический характер, связанный с идеалами демократии и гражданственности.
Революционно-демократическое направление в литературе и критике оказало большое влияние на детскую литературу. Это направление возглавляли критики и литераторы Н.Г.Чернышевский и Н.А.Добролюбов, поэт и редактор журнала «Современник» Н.А.Некрасов. Революционеры-демократы формировали новое общественное сознание, взывая к гражданской совести и материалистическим взглядам, возглавляя борьбу за счастье народное.
Усиливается противоборство двух давних в детской литературе тенденций.
С одной стороны, детская литература сближается с современной ей «взрослой» литературой: писатели демократического направления стремятся внести в произведения для детей художественные принципы и идеи, которые приняты во «взрослой» части их творчества. С небывалой до того откровенностью и вместе с тем нравственным тактом они изображают мир реальных противоречий. Опасность раннего взросления детской души кажется им меньшим злом, чем опасность духовной спячки.
С другой стороны, ревнители «охранительной» педагогики и литературы проповедуют защиту детского мира от жестокой реальности: в произведениях на современные темы не должно быть полной картины жизни, неразрешимых противоречий и безнаказанного зла. Так, трагическая неизбежность смерти умеряется религиозной верой в бессмертие души, социальные язвы лечатся благотворительностью, вечное противостояние человека и природы сводится к облагораживающему влиянию красот природы на юную душу.
Противоборство двух мировоззренческих тенденций вполне отражают детские журналы. Сохраняют свою популярность ставшие привычными для общества журналы А. О. Ишимовой. Существуют и другие детские журналы сентиментально-охранительного толка. Появляются журналы новые, уже демократической направленности. В них утверждаются ценности народнической идеологии и разъясняются идеи материализма и дарвинизма.
Развитие поэзии для детей идет двумя путями, получившими условное название «поэзии чистого искусства» и «некрасовской школы» (т.е. народно-демократической поэзии). Помимо пейзажной лирики получает широкое распространение гражданская лирика. В поэзию для детей начинает проникать сатира. В стихах все еще звучит главным образом голос взрослого лирического героя, но уже появляется герой-ребенок, что будет характерно для детской поэзии XX века. Диалог с ребенком, воспоминания о детских ощущениях — шаги к этому переходу.
Детство как лирическая тема, открытая в творчестве Шишкова, Жуковского, Пушкина, Лермонтова, получила окончательное утверждение в поэзии второй половины века. При этом божественные, ангельские черты в образе ребенка сменяются чертами сугубо реалистическими, хотя образ ребенка не утрачивает своей идеальности. Если поэты первой половины века видели в ребенке идеал современной им эпохи, который сходит на нет по мере взросления, то в восприятии их поздних преемников ребенок идеален в смысле его будущих деяний на благо общества.
Поэзия для детей (особенно в «некрасовской школе») развивается в тесной связи с фольклором, сам поэтический язык приближен к языку народной поэзии.
Более прочные позиции в детской прозе занимает теперь жанр рассказа. Наряду с традиционными моралистическими и художественно-познавательными получают развитие рассказы социально-бытовые, героико-приключенческие, исторические. Общие их черты — реализм, углубление подтекста, уход от однозначности в решении конфликта, усложнение общей идеи.
К концу столетия в отдельное тематическое направление выделяются рассказы о детях-сиротах, бедняках, маленьких тружениках. Писатели стремятся привлечь внимание к катастрофическому положению детей, погибающих духовно и физически в тисках буржуазно-капиталистического века. Эта тема звучит в произведениях таких писателей, как Мамин-Сибиряк, Чехов, Куприн, Короленко, Серафимович, М.Горький, Л.Андреев. Тема тяжелого детства проникает и в популярные святочные рассказы, либо подчиняясь сентиментальной идее благотворительности, либо опровергая ее (например, рассказ Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»).
Привлекают внимание писателей и психологические проблемы детей, растущих в так называемых «приличных» семьях. Лев Толстой, Достоевский, Чехов, Короленко, Куприн в своих произведениях проводят подробнейший анализ возрастной психологии детей, факторов воспитательного влияния, обстановки, окружающей ребенка, и приходят порой к выводам неожиданным, настораживаюшим. Формируется литература о детях, обрашенная к родителям и педагогам.
Литературная сказка становится все более похожей на реалистический рассказ. Чудеса и превращения, моменты волшебного вымысла уже не являются определяющими чертами сказки. Писатели предпочитают держаться законов реальности, не прибегая даже к прямой аллегории. Животные, растения, предметы могут говорить, выражать свои чувства и мысли, но человек уже не вступает с ними в диалог. Волшебный мир закрылся от человека, люди существуют где-то по другую его сторону. Так двоемирие романтической сказки заменяется двоемирием сказки реалистической.
Продолжаются поиски приближения к детям «вечных» книг, в частности Нового Завета и Ветхого Завета, христианских притч, апокрифов, житий. Церковь идет навстречу новым запросам, выпуская облегченные переложения, впрочем, тщательно взвешенные на весах государственных интересов. Лев Толстой предлагает освободить древние произведения от элементов фантастики, религиозной мистики, оставив чистую нравственную основу, т.е. предлагает применить законы реализма к произведениям, возникшим вне литературных направлений. Н.С.Лесков в 80 —90-е годы создает ряд рассказов, сказок, повестей на христианские сюжеты, подчинив мистическое начало сказаний правде отношений между людьми.
Достижения литературы второй половины XIX века явились мощной основой обновления детской литературы в начале следующего столетия и подпитывали ее дальнейшее развитие.
Презентация на тему: «Детская русская литература XIX века»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Презентация на тему: «РУССКАЯ ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА» Подготовила: студентка ПНК-32 Баранова А.С.
История В конце XVIII – начале ХIХ века детская литература выделилась в самостоятельную область культуры с определенными педагогическими задачами. Основной фонд детской словесности формировался путем перехода в чтение детей и юношества произведений взрослой литературы.
Появляются первые детские писатели, специально создающие произведения для детей формировалась художественная система, учитывающая своеобразие детского восприятия жизни и искусства, в частности, выделилось особое направление научно–познавательного и учебно-прикладного характера.
Быт образованного русского ребенка первых десятилетий ХIХ века невозможно себе представить и без книг прикладного характера книг-картинок, книг-игрушек, букварей,, энциклопедий и практических руководств, включая инструкции по вышиванию, вырезыванию, составлению букетов и пр.
Продолжают свое существование вошедшие в чтение детей с конца ХVIII века малые эпические жанры: нравоучительный рассказ басня аполог беседа разговор
Появляются новые виды детской прозы Историческая повесть С.Н.Глинка П.Р.Фурман Повесть из детской жизни А.О. Ишимова В.П. Бурнашев А.П.Онтаг Л.А. Ярцова М.Ф. Ростовская
Литературная сказка А.П. Зонтаг В.Ф.Одоевский Детская комедия П.Р.Фурман Поздравительные стихи, или стишки на случай Б.М. Федоров
Значительно расширяется круг журналистки для детей и юношества. Особенной популярностью пользуются: В них закладываются основы периодики для детей
Круг детского чтения Для детей пишут В.А.Жуковский В.Ф.Одоевский А. Погорельский
В детских журналах, альманахах и сборниках печатаются И.А.Крылов А.С.Пушкин М.Ю.Лермантов А.А. Дельвиг Е.А. Баратынский
В чтение детей и юношества вводится проза русских и зарубежных авторов (для взрослых читателей) Н.В.Гоголь А.С.Пушкин М.Н.Загоскин М.Н.Лажечников
В. Скотт Ф. Купер Э.Т.А. Гофман
Сказочный мир А.С.Пушкина Александр Сергеевич Пушкин усилил народную песню и сказку блеском своего таланта, оставив неизменными при этом ‘их смысли силу’ М.Горький
Сказка А.С.Пушкина Русская сказка — явление многовариантное, ив литературном наследии Пушкина есть примеры всех жанровых разновидностей сказки. Главное место в нем заняли сказки волшебные, создавшие Пушкину возможность открывать национальное в общечеловеческом, а в национальном— общечеловеческое.
Из всех жанров литературы именно сказка давала поэту возможность наиболее прямо и непосредственно выразить свой идеал, свою собственную концепцию мира и человека. Автор размышляет в них о полноте человеческого существования, достигаемой, как ему представляется, не только в минуты счастья.
Философский смысл любой сказки поэта, красота души и есть истинная красота человека, заключается в утверждении любви и добра как основы мира.
Известные сказки А.С. Пушкина Сказка о рыбаке и рыбке Руслан и Людмила Сказка о царе Салтане
Сказка о Попе и о работнике его Балде Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях
СТИХИ И СКАЗКИ В.А.ЖУКОВСКОГО Василий Андреевич Жуковский открыл в человеке способность наслаждаться созерцанием способствовал развитию в России сентиментализма чувство, чувствительность. Он подготовил явление пушкинского гуманизма ‘Без Жуковского мы не имели бы Пушкина‘(В.Г.Белинский)
В романтических балладах и стихотворных сказках Жуковского всегда происходит что-либо необычное. За воображением здесь признается право на неограниченную свободу, и эмоциональную читательскую реакцию на чудо подобная художественная установка делает сильной и непосредственной.
Любимые герои Жуковского — рыцари духа. Они проявляют благородство и мужество в защите ‘вечных’ человеческих чувств. Любовь и преданность в его произведениях неизменно вознаграждается, а зло беспощадно и неотвратимо наказывается.
Сюжет, идея, художественные средства баллад и сказок Жуковского подчинены поэтизации личности, нравственно стойкой и сильной. Непременным условием романтического творчества является сказочное воображение.
Во второй половине жизни для самых маленьких читателей поэт пишет несколько небольших стихотворений, посвящая их собственным детям Павлу и Александре. В них нашли отражение жизненный опыт художника, общественно-педагогические взгляды, тонкое знание детской психологии.
В наследии Жуковского сложился тип сказки-баллады – литературно-поэтического фантастического произведения с обнажением приема, сказки с авторской романтической иронией. Сюжеты сказок поэта узорчаты. Он мастер композиции, контаминирующей (переплетающей) мотивы.
Действие у Жуковского происходит в условном пространстве. Картины быта, наряды персонажей и их обиходные манеры, характеристика запахов и звуков обнажают в произведениях поэта сходство условного сказочного мира со временем, в которое живет автор.
Известные сказки В.А. Жуковского Сказка об Иване-царевиче и Сером Волке Спящая царевна
Кот в сапогах Война мышей и лягушек Тюльпанное дерево
Вывод Народные сказки, вошедшие в обиход детей, веками оттачивались, наилучшим образом приспосабливались для детского восприятия. В них наиболее полно отразилось своеобразие детской литературы. Сказки близки детям, воздействуют на их нравственность и эстетические чувства, также помогают решать задачи эстетического и нравственного воспитания детей.
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Номер материала: ДБ-1046922
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул
Время чтения: 1 минута
Средняя зарплата учителей в Москве достигла 122 тыс. рублей
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения намерено включить проверку иллюстраций в критерии экспертизы учебников
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения планирует прекратить прием в колледжи по 43 профессиям
Время чтения: 1 минута
Почти все вузы в России открыли пункты вакцинации от ковида
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.