Twang в вокале что это
Лайфхак для голоса. 5 упражнений и распевок, как петь твангом
Тванг – это прием в вокале, который помогает петь громко и звонко. Ниже вас ждут лайфхаки для голоса — упражнения и распевки на тванг, назальный и оральный. Если вы до сих пор не знаете, как петь с твангом, советую сначала прочесть статью “Что такое тванг?”.
В прошлый раз мы подробно разобрали физиологию голоса. И сегодня я предлагаю вам потренировать вокальную технику на упражнениях. Для тех вокалистов, кто уже в курсе, как работает тванг, просто напомню механику этого вокального приема:
- для тванга необходима высокая гортань высокое положение языка сжатие мышц над связками, вверху гортани очень мало выдоха (пение на малом дыхании) добавлю сюда и открытые ложные связки
Готовы? Тогда вот 5 «тванговых» лайфхаков для голоса.
Упражнение #1. Speech или разговорный тванг
Все люди рождаются с небольшим твангом в голосе.
Смыкание связок при разговоре дает тванг у любого человека, если голос работает правильно. Но когда люди начинают петь, теряют разговорный тембр — тот самый «speech». И поют другим звуком, писклявым, глухим или зажатым, либо уходят в фальцет.
Было ли у вас такое? Если да, то для начала попробуйте не петь, а говорить с твангом. Найдите его на разговорных нотах. В удобном вам диапазоне голоса, на примарном тоне.
Для этого, как мы выяснили в прошлой статье, можно мяукать, крякать и изображать голос капризного ребенка, плач новорожденного, крик чайки — все это поможет в поисках тванга. Смело издавайте странные резкие звуки. Отлично, если они получаются носовыми и пронзительными.
А теперь ловите лайфхак!
Произнесите эти слова максимально «противным» голосом, с назальным твангом. Это отличный пример, как работает тванг. И как сильно он влияет на тембр голоса даже при разговоре!
Ведь голос актрисы в жизни совсем другой. Взгляните:
Тванг — это магия! Он делает голос громким и звонким без напряжения. И такой эффект получается не только при разговоре, но и при пении. Многие морщатся от разговорных упражнений на тванг: «Неужели я буду петь таким противным голосом?!» Да, первое время нужно пройти через этап резкого противного звука. Примите свой голос таким!
Петь и говорить с носовым твангом постоянно
Когда вы только учитесь петь твангом, важно использовать его постоянно не только в вокале, но и при разговоре в жизни. Специально делать голос немного назальным. Это нужно лишь первые недели, пока тванг не станет вам привычен!
Назальность помогает ощущать голос максимально свободно, без зажимов. На носовом тванге легче сделать гортань узкой и поднять язык, легче управлять дыханием. Именно эти навыки мы и отработаем ниже. Начнем с упражнений и распевок для носового тванга.
Как петь с назальным твангом?
Посмейтесь дерзко и с удовольствием!
Для техники назального тванга есть один прием, который мы используем на уроках с учениками. Вам нужно посмеяться. Но не просто так – ваш смех должен быть очень злорадным! Вспомните, как смеются отрицательные персонажи из мультфильмов. Баба Яга или злая ведьма из сказки. Будто вы только что совершили какую-то подлость. Примерно вот так:
Увеличьте диапазон голоса при смехе
Посмейтесь на самых верхних нотах и спуститесь до грудного звучания. Задействуйте все регистры своего голоса. Постепенно увеличивайте диапазон. Экспериментируйте, смейтесь разными голосами на все лады. Чем больше вариантов смеха получится, тем быстрее вы научитесь петь твангом. Например так:
Лучше сделать это одному дома, чтобы никого не стесняться, а посмеяться от души. Найти подходящую злую эмоцию. Однако, не переусердствуйте! Смех не должен быть надрывным или громким. Нельзя давить звук силой, сжимая ложные связки.
Упражнение #2. Распевка на назальный тванг со смехом ведьмы
Если при смехе звук вибрирует в лице, на передних зубах, в носу — это явный признак, что все правильно! Вы нашли резонанс, голос от него становится громким. При назальном тванге звук плоский и резонирует преимущественно в носовых пазухах. Не зря его зовут «вокальный нос».
А теперь используем этот дерзкий смех как распевку. Техника выполнения упражнения на назальный тванг:
- поднимите гортань и корень языка посмейтесь очень злорадно спойте ноты таким же смехом почувствуйте резонанс звука спуститесь вниз на слог «ХИ», словно продолжаете смеяться. Спойте пять ступеней вниз по квинте:
Пример, как звучит распевка:
А теперь ваша очередь. Постарайтесь не петь, а изображать злодея! Не теряйте назальный звук. Внимание, назальный а не гнусавый! В чем отличие – читайте в прошлой статье о гнусавости и «вокальном» носе.
Распевка на смех назальным твангом «Хи — Хи»
Упражнение #3. Носовой тванг. Дразнящий детский тембр
Чем более дерзкий звук у вас получился в предыдущем упражнении, тем ярче носовой тванг. Именно дерзость в голосе, яркий злорадный звук дают назальность. Еще одна распевка поможет найти нужную эмоцию. Вспомните, как дразнятся дети. В американских фильмах зловредные дети часто поют детскую песню-дразнилку:
Мы превратим эту песенку в распевку на носовой тванг.
Представьте, что вам пять лет, и вы вредный проказливый ребенок. Подразнитесь! Постарайтесь больше говорить, чем петь. Вот пример:
Распевка на носовой тванг «Ня — Ня»
Как петь оральным твангом?
Надеюсь, у вас получилось освоить «вокальный» нос. Однако, слишком носовое звучание не дает объема. Поглощает красоту голоса. Так что когда назальность получается на «ура», сразу переходите на более открытый звук в песнях. Он же — оральный тванг.
Как вы видите, небо опустилось и закрывает вход в ротовую полость. Звук может пойти только в нос и носовые пазухи:
А теперь посмотрите, что происходит, когда вы хотите добавить оральный тванг в вокал:
Мягкое небо поднимается! У звука есть доступ ко рту, в голосе появляется объем.
Благодаря мягкому небу, вы можете решать, какой вид тванга использовать при пении — оральный или назальный. Опуская небо, вы контролируете носовой призвук. И добавляете «вокального» носа больше или меньше.
Тванг рождается не в носовых пазухах, как считают многие! Он появляется от узкой высокой гортани, которая позволяет связкам плотно сомкнуться на твердой атаке.
И только низкое или высокое мягкое нёбо делает тванг назальным или оральным. Кстати, о трёх положениях мягкого неба и как оно влияет на вокал читайте в статье — как добавить объем в вокал.
Упражнение #4. Оральный тванг. Распевка на смех
Вспомните назальный тванг и смех ведьмы
Начнем также с разговорного звука! Оральный тванг хорошо получается после того, как вы нашли назальный. Поэтому снова вернемся к смеху злой ведьмы и вспомним как резонирует нос, когда мы изображаем злорадство.
перейдите от смеха к пению
Ура! Мы закрепили назальность и голос резонирует. Сохраняйте эти ощущения и перейдите к оральному твангу на гласной «И». Спойте две фразы: первую носовым звуком на «Хи-хи», вторую фразу на букве «И». Просто откройте звук на гласной и перейдите к полноценному пению. Старайтесь сохранять тванг в вокале!
Первый раз не поем, а отрывисто говорим с носовым призвуком, второй раз поём плавно, соединяя звуки и открывая рот. Послушайте пример:
Пример распевки на оральный тванг и смех
Как вы слышите, смех помогает оставаться в назальности, но уже приближает вас к настоящему пению твангом на гласном звуке. Помните, горло не зажимается, а гортань высокая и узкая.
Распевка на оральный тванг «Хи — И»
Тембр голоса не должен меняться. Ваша задача сохранить максимально те же ощущения, как и при смехе на назальном тванге в первой фразе.
Упражнение #5. Оральный тванг. Распевка-дразнилка
Возьмем распевку-дразнилку уже известную вам из упражнения на носовой тванг. Техника та же, как и в предыдущий раз. Дразнимся с назальным звуком на слог «НЯ», потом открываем рот шире и переходим к оральному твангу на слоге «НА».
Пример на оральный тванг «Ня — На»
Распевка на оральный тванг «Ня — На»
Добавляйте голосу объем, не теряя резкого твангового звука. Следите за тем, чтобы челюсть была свободной, не зажатой, и звук спокойно проходил в рот.
Как применять оральный и назальный тванг в песне?
Все лайфхаки для голоса выше вы можете применить в своем пении, когда разбираете новую песню. Вот пара советов:
- Если на какой-то ноте голос звучит глухо, тихо, а звук «рассыпается» – спойте ее носовым твангом. Именно назальным, противным. Спойте сложные переходные ноты в песне на слог «Хи» или «Ня». Голос станет звонче, а ноты возьмутся легче. Если в голосе нет объема, поднимайте мягкое небо и открывайте рот, добавляя оральный тванг. Спойте распевку «Ня-На», чтобы вспомнить ощущения. Распевка на смех ведьмы (на назальный тванг) помогает контролировать дыхание, удерживать выдох. Так, если в песне голос звучит сипло и тихо, добавьте в вокал эмоции злого смеха. Связки сомкнутся плотнее, это провоцирует твердую атаку звука, и вы будете петь громче.
Для правильного тванга тренируйте мышцы вокального тракта, как в спортзале
Научитесь поднимать и опускать гортань и небо. Тренируйтесь удерживать выдох и не выпускать воздух сразу. А потом соедините эти навыки в распевках. И только когда у вас получаются упражнения с твангом можно переходить к песням.
Напишите мне в комментариях, получилось ли у вас найти тванг в голосе с первого раза и как вам помогли распевки. Может быть, у вас есть собственные лайфхаки для голоса на поиски тванга? Буду рада узнать о них от вас!
А если возникнут вопросы, жду вас в школе вокала Online Ovocale
Подписывайтесь на новости блога OVOCALE, чтобы не пропустить новые полезные статьи.
8 комментариев
блин вот спасибо большое. я постоянно пытаюсь понять где этот тванговый звук зарыт. педагог мой бьется уже полгода. вам лайк за распевки.
Рада, что статья пригодилась! Спасибо за отзыв.
Для тванга нужна поднятая гортань, но разве поднятие мягкого нёба не опускает её.
Миша, рада знакомству и спасибо за интерес!
Про поднятую гортань при тванге — все верно. А небо — это отдельная часть вашего вокального тракта. По факту, они не должны влиять друг на друга. Это все равно, как если бы в танце ваша правая рука зависела от правой ноги. Но к сожалению, многим вокалистам, даже профессионалам, сложно отделить разные механизмы своего голоса и управлять ими. Подняли гортань, опускается небо… Открыли рот, поднялся язык… Если вокальный аппарат работает свободно, без зажимов, то такого быть не должно.
Предположу, что возможно вы имеете ввиду технику «вокального зевка». Это российская классическая школа, когда певцов часто учат опускать гортань и поднимать небо одновременно и нарабатывают сей механизм до автомата, что потом небо уже не существует само по себе…
Если оно влияет на гортань, то лучше потренировать небо отдельно на упражнениях для подвижности неба, а потом отдельно сделать упражнения на подвижность гортани. Тогда получится контролировать их по отдельности.
С новым годом друзья мои!
Добрый день!А каким Конкретным приемом поднимать- опускать нёбо и Поднимать- опускать гортань? По распевкам всё понятно, всё получается. Спасибо.
Алена, благодарю за комментарий и Ваш вопрос! Нёбо поднимается при зевании. А гортань при зевании опускается. Я рекомендую вспоминать эти ощущения при пении, чтобы контролировать вокальные мускулы. Также гортань поднимается, когда мы глотаем. Вы можете сглотнуть несколько раз перед, тем как петь, чтобы запомнить эти ощущения. Ваша мешеная память сработает, когда Вы начнете петь и вспомните глотательные движения. Гортань поднимется:)
Что такое тванг, как научиться им петь
Хотите научиться продолжительно петь звонким голосом, не испытывая при этом усталости? В этом поможет вокальный прием тванг. Использовать тванг в вокале должен уметь каждый вокалист. Он делает звучание интересным и нескучным и не заставляет напрягать горло. Этой непростой технике можно научиться и самостоятельно, зная какие упражнения и приемы стоит практиковать.
Интересно! Считается, что тванг изобрели певцы, которые работали в жанре живого исполнения. Чтобы слышать исполнителя ему требовалось петь громче и ярче, чем все музыкальные инструменты.
Механика вокального приема
Для того чтобы быстро и правильно освоить пение твангом, важно знать певческую анатомию. Для создания приема необходимо особое положение гортани, и тогда он получится с первого раза. Техника тванга построена на сочетании таких факторов:
Тванг бывает оральным и назальным. Назальные распевки идеальны при разогреве голоса, но они не дают голосу требуемого объема. При этом звучание получается достаточно громким и звонким, но несколько плоским. При оральном тванге резонирование голоса происходит во рту. При таком исполнении в голосе появляется сила и мощь. Этот прием используют многие профессиональные оперные певцы.
Как научиться петь твангом
Для обучения технике тванга можно попробовать выполнять простые приемы:
Важно! На этапе обучения вокальному твангу не следует петь слишком громко. Так можно включить в процесс ложные связки, что может привести к зажиму.
Чтобы быстро и правильно научиться петь твангом следует хорошо тренировать мышцы вокального тракта. Помимо специальных упражнений можно использовать Гомеовокс, который улучшит звонкость голоса и обеспечит надежную защиту при повышенных голосовых нагрузках. С Гомеовокс ваши голосовые связки всегда в порядке!
Что такое тванг. Или зачем мяукать при пении?
Я столько раз слышала от учеников: «Я хочу петь громче!», «У меня устает голос», «Я чувствую зажим на горле». Если у вас есть подобные проблемы, освойте такой прием вокала, как тванг! Эта техника позволяет петь громко долгое время и не уставать. Тванг усиливает резонанс голоса в разы! А вы даже не ощущаете напряжения в горле.
Что такое тванг?
Всегда, когда вы слышите «металл», «звоночек» в голосе исполнителя, можно безошибочно говорить о тванге. У этого вокального приема характерный звонкий и резкий тембр. В конце статьи можно послушать примеры, как звучит тванг в вокале знаменитых современных певцов.
Зачем мяукать при пении?
Педагоги по вокалу часто пытаются объяснить «тванговый» звук на простых примерах. Просят ученика помяукать как кошка или покрякать как уточка. Изобразить, как пронзительно кричит чайка. Или как громко плачет новорожденный ребенок. Слышали такое хоть раз на уроке вокала от педагога?
Да, мяуканье помогает петь громче!
На слоге «Мяу» легче найти резонанс, ощутить вибрации в носу и лице, петь «в маску» – в общем, добавить тванг. Но, к сожалению, никто не объясняет, зачем ученику эти странные резкие звуки. Ведь не будете же вы потом мяукать или крякать во время песни?!
Большинство педагогов по вокалу даже не понимают, как работает голос при тванге и как изменяется физиология вокального тракта. В итоге, кому-то из учеников эти приемы помогают обрести яркий тембр. Но у кого-то, наоборот, вызывают зажимы.
Внимание, спойлер! Дальше будет много анатомии. Не интересно?! Тогда можете изображать утку или мяукать, и ждать, что результат появится сам, без понимания, как устроен ваш голос. А можете прочитать эту статью и разобраться, как правильно петь твангом. И звучать громко без усилий.
Техника тванга или как работает этот прием?
Итак, сразу к делу. Если вы готовы научиться твангу? Этот прием получается у каждого вокалиста с первого раза, если соблюдены ВСЕ четыре пункта ниже:
- Для получения тванга нужно поднять гортань при пении. Необходимо сделать гортань узкой.
В каком положении должна быть гортань при пении твангом?
Взгляните на картинку. Видите небольшую «трубку», расположенную в вашем горле? Это гортань, через нее мы дышим. В гортани также находятся голосовые связки. Для получения тванга нужно поднять гортань и сделать ее узкой вверху, как отмечено на картинке ниже.
Как поднять гортань при пении?
Поднять гортань очень просто. Каждый из нас совершает эти движения во время еды! В горле близко с гортанью вы можете увидеть еще один «проход» – пищевод. Чтобы не мешать еде двигаться по пищеводу, верх гортани при глотании становится узким. А когда мы глотаем пищу, гортань поднимается. Как на видео ниже, где вы можете заметить, какой скачок вверх делает гортань, когда человек глотает сок. Пищевод обозначен желтой линией:
Надгортанник и тванг
В момент сглатывания гортань прикрывается хрящом – надгортанником. Надгортанник защищает вход в гортань, чтобы пища прошла в желудок и не попала в легкие. Когда надгортанник сжимается при глотании, гортань становится узкой. Эти мышцы мы используем для пения твангом. Посмотрите внимательнее на картинку ниже, какую часть гортани мы сужаем:
Что такое сфинктер СЧН?
В техниках вокала, описывающих прием тванга, вы можете встретить такие названия: «преддверие гортани», «сфинктер черпало-надгортанной складки», «надгортанная воронка». Все это о кольце мышц вверху гортани. Сфинктр СЧН находится вокруг надгортанника. Сфинтер сжимается и как будто слегка стягивает гортань сверху НАД голосовыми связками. Делаете ее узкой.
Как найти тванг в голосе?
Если в теории все понятно, то как почувствовать, где сжать гортань? Как мы выяснили, легче всего ощутить эти мышцы при глотании. Сделайте следующее:
Это лишь первые шаги к тому, чтобы почувствовать мышцы гортани. В следующей статье вас ждут распевки и упражнения, которые помогут научиться петь с твангом.
Два вида тванга: назальный и оральный
1. Назальный тванг или носовой тванг.
2. Оральный тванг или гортанный тванг.
При оральный тванге звук резонирует во рту. Вы делаете все то же, что и при назальном, но широко открываете рот. Звучит оральный тванг как громкое пение на открытом звуке. В голосе появляется сила и мощность. Таким приемом поют все профессиональные певцы, включая оперных.
Оральный или ротовой тванг часто называют гортанным. Так как это резонирование звука не только во рту, но и в глотке. Благодаря чему в вокале создается дополнительный объем. К оральному или гортанному твангу можно переходить, только когда вы освоили назальный.
НАУЧИСЬ ТВАНГУ С ПЕДАГОГОМ
АВТОРСКИЙ КУРС ВОКАЛА ПО СОВРЕМЕННЫМ ПРИЕМАМ ПЕНИЯ
А теперь вернемся к нашему первому вопросу. Зачем все-таки мяукать и крякать при пении в поисках тванга? Именно слог «МЯУ» переводит назальный тванг в оральный. При мяуканье нам легко сделать высокую узкую гортань. Но в то же время мы открываем рот и получаем объем в голосе. Ну, и само по себе мяуканье звучит очень естественно и мелодично, не вызывая зажимов у начинающего вокалиста.
Тванг – это пение в нос?
Проясню еще один момент. Назальный тванг часто создает ощущение, что вы резонируете носом. И многие горе-певцы раз ощутив назальность, стремятся постоянно добавлять в вокал «нос». Это ошибка! И из-за незнания, как правильно петь назальным твангом, голос может стать гнусавым!
Тванг, вообще, не имеет ничего общего с носовым призвуком. Он не рождается в носу (как учат педагоги). Он формируется гораздо ниже носовых пазух. «Тванговость» создается мышцами гортани, до того, как вы решите, куда направить голос – в нос или рот. Посмотрите на картинку:
Выбор всегда остается за вами, каким в итоге будет ваш голос. Ярким, пронзительным, но плоским, если добавите назального тванга. Или мощным, глубоким и объемным, если используете рот и оральный тванг. Мышцы гортани работают одинаково в обоих случаях, и тванг остается твангом – с носовым призвуком или без.
Запомните! «Вокальный нос», резонирование носом – это не причина тванга, а следствие. Тванг дает звонкость, а не гнусавость. Искать тванг нужно через высокую узкую гортань, а не через пение в нос.
Все начинающие вокалисты проходят через этап пения «носом», но со временем назальный тванг должен перейти в оральный с использованием рта, а назальность стать меньше. Откровенное «пение в нос» считается дефектом голоса, но убирается очень быстро при правильных упражнениях и распевках.
Как петь твангом на примере известных исполнителей
Тванг изобрели певцы, которые работают с живыми музыкантами, поют в группе или оркестре. Когда в музыкальном бенде много инструментов, они заглушают голос вокалиста. Именно тванг помогает прорезать, как лазерный луч, громкость всех инструментов, даже целого оркестра, и голос певца звучит громко и ярко.
Американские и европейские вокалисты поголовно используют тванг, и очень часто назальный. Но западные знаменитости не создают его специально. Они родились с ним. Ведь английский язык имеет огромную долю «тванговости». Он плоский и звонкий. Английские гласные говорятся на высокой узкой гортани и с высоким корнем языка. А окончания «ING» провоцируют назальность.
Это идеальные условия для вокальной техники тванга. Русским певцам приходится осваивать этот вокальный прием, чтобы петь по-английски. Звучать стильно и современно, с западной манерой пения. Поэтому будьте терпеливы к себе, и если не получилось с первого раза, пытайтесь еще. Слушайте больше англоговорящих исполнителей и повторяйте звуки за ними.
Многие из современных певцов поют с огромной долей назального тванга – например, Amy Winehouse, Duffy, Meghan Trainor. Некоторые совмещают назальный и оральный тванг – Rihanna, Justin Timberlake. Либо назальный тванг чередуется с придыханием, как это происходит у Alicia Keys. Shakira к назальному твангу добавляет гортанный. А Christina Aguilera поет в большинстве случаев оральным твангом с белтингом.
А вы знаете, откуда
появился термин «TWANG».
…Раньше «твангом» называли звук, который издает струна банджо или гитары, когда ее задевают — » Twang!». Струна дает звонкий металлический призвук. Именно такому тембру — звонкому и резкому — подражали американские кантри-исполнители. Банджо, кстати, тоже активно использовали в кантри. И до сих пор этот стиль музыки считается самым «тванговым». У любого кантри-исполнителя сразу заметен носовой плоский тембр. В джазе, поп и рок-музыке тванг не такой яркий. Вокалисты умело разбавляют его другими приемами пения.
Больше тванга в голосе!
Не стоит забывать, что тванг это прием пения. Вы можете петь и без него. Можете давать больше «тванговости» или меньше. Но вся современная музыка требует тванга, и побольше! Когда вы понимаете, как получить тванг, можете смело мяукать или изображать плач ребенка.
Эти упражнения действительно помогают, если подойти к ним без фанатизма и использовать только для тренировки при занятиях вокалом. Несколько распевок, как найти назальный тванг и перевести его в оральный, вы найдете в следующей статье.
Курс «Техника пения»
9 комментариев
Оперные певицы никогда не поют твангом. Потому что, они всегда поют на низкой гортани! Обратное может утверждать только совершенно некомпетентный человек!
Лейла, добрый день! Приятно познакомиться. Вы занимаетесь вокалом с педагогом или сами преподаете? Хотелось бы узнать на каком уровне вашей компетенции происходит наше общение:)
По поводу оперы — конечно же, оперные певцы используют тванг. И даже бэлтинг. Просто называют их разными терминами (пение в маску, например). Иначе без твангового звука оперный вокалист не сможет достичь нужного резонанса (высокой форманты). Только в опере используют оральный тванг, в отличии от современных поп-исполнителей, которые добавляют больше «носа». А на счет гортани. При оральном тванге она может не занимать совсем высокого положения, тут вы правы, но в то же время также сжимается сфинктер черпалонадгортанной складки. Если уж лезть совсем в дебри, то при оперном пении гортань не опускается настолько низко, насколько учат в российской классической школе. А оперное звучание происходит из-за разного положения хрящей гортани. Но наличие тванга у оперного певца это не отменяет. Просто он умело манипулирует гортанью, также создавая резонанс в глотке и в «маске»)