тында какой регион россии федеральный
Тында и ее судьба… 1 часть.
Всем привет! Вот и добрались мы до города Тында. Многие даже не знают, что есть такой на свете. А зря, не знать столицу Байкало-Амурской Магистрали (в дальнейшем БАМа). Начну по порядку и с самых дебрей. Хорошо, что архив тех времен солидный, что то из моих фото, а что то по крупицам взял у сторожил этих мест. Да книг по освоению этого края хватает, возьму еще что-то и из соц. сетей. Итак.
Ты́нда — город (с 1907 посёлок Тындинский, статус города с ноября 1975) в России, административный центр Тындинского района Амурской области, столица БАМа.
По одной из версий, название восходит к эвенкийскому «тэнда», корень которого «тэн-» переводится как «ровный перевал», «лес на ровном водоразделе», «берег террасовый», а производное «тэнди» означает «береговой», «тэндэ» — место, где пасут оленей.
А вот мне больше нравится другая версия.
Жила была эвенкийская девушка не бывалой красоты, многие к ней сватались.
Но она полюбила геолога. Любовь была сильная и взаимная. Прошло какое то время и случилась беда. Завистники убили молодого геолога, а девушке сказали, что он уехал. От такой боли в сердце, девушка утопилась в реке.
Вскоре реку назвали ее именем Тында.
В 1850-х годах горный инженер Павел Аносов открыл первые месторождения золота в реках, протекающих близ нынешнего города Тынды. По архивным данным, в 1907-1908 годах на месте Тынды был образован переселенческий участок Тындинский. Участок был спроектирован в целях освоения Дальнего Востока и был рассчитан на 108 переселенцев мужского пола. Под застройку было отдано 6058 десятин. Однако участок тогда так и не был заселён.
В 1917 году Тында стала перевалочным пунктом золотодобытчиков, в этом же году было первое упоминание о нём.
Посёлок Тындинский во времена СССР.
По переписи 1924 года, в посёлке проживало 180 человек. В 1931 году в Тындинский были отправлены жители из европейских и приграничных районов Дальнего Востока. Большинство жителей осталось в посёлке.
Про поселение вспомнили уже в 1937 году, когда для освоения Дальнего Востока потребовалась железнодорожная магистраль. Уже 1 ноября этого же года по ветке БАМ — Тында отправился первый паровоз. Вскоре поселение приобретает статус посёлка и становится одним их крупнейших населенных пунктов на севере Амурской области, согласно переписи населения, проведённой в 1939 году, там проживало около четырёх тысяч человек. Для дальневосточной глубинки сталинских лет это очень много.
Разрабатывался план по усовершенствованию посёлка, по которому в 1943 году посёлок должен был стать городом, а к 1951 году он должен был стать областным центром. Великая Отечественная война поменяла планы развития БАМа. Война не дала посёлку Тындинскому стать городом и столицей Амурской области. Рельсы магистрали были сняты и отправлены на фронт. Продовольствие в посёлок поступало редко и только из Благовещенска.
После отделения Амурской области от Хабаровского края, в 1948 году Тындинский (тогда ещё Джелтулакский) район, который входил в состав Читинской области, вошёл в состав Амурской.
Всем спасибо и до встречь.Продолжение следует.
Как создавалась Тында – столица БАМа
«Свадьбы каждые выходные играли, дети каждый день рождались»
На этой неделе, 12 сентября, Тынде, которую строители БАМа называют столицей магистрали, исполняется 45 лет. И весь этот путь вместе с городом прошёл знаменитый строитель железной дороги Герой Социалистического Труда Иван Николаевич Варшавский. Именно его бригаде вместе с бригадой другого строителя, также Героя Социалистического Труда, Александра Бондаря выпала честь 29 сентября 1984 года уложить последнее «золотое звено» на разъезде Балбухта, которое через 10 лет после начала строительства соединило восточный и западный участки БАМа. В этом году Ивану Николаевичу исполнилось 82 года, он по-прежнему живёт в Тынде, работает на огороде, ходит в тайгу и является настоящим патриотом этого города.
Стыковку «золотого звена» осуществили бригады монтёров пути Ивана Варшавского (в центре слева) и Александра Бондаря
Монтёры пути бригады Ивана Варшавского, идущие с востока, укладывают последнее звено во время рабочей стыковки у разъезда Балбухта
– Иван Николаевич, как вы попали на БАМ?
– В Тынду я приехал на несколько месяцев позже начала строительства, позднее, чем основная масса комсомольцев, занятых на ударной стройке. Меня несколько задержали в Тайшете, не хотели отпускать. Я раньше работал в Молдавии, на железной дороге в Бельцах, проработал 12 лет, но в 1972 году переехал в Сибирь по состоянию здоровья – врач посоветовал. И помогло! Здесь другая атмосфера, чистый воздух, горы, красота. В 36 лет взял жену, двоих детей и переехал. И она за все годы ни разу меня не укорила за этот переезд. В конце 1974 года я приехал на БАМ, в управление строительства «Бамстройпуть», и меня направили в СМП-567, где предложили должность начальника ЖКО, а жене должность коменданта общежития. За это дали комнату в семейном бараке. Так и жили вчетвером, да я ещё потом товарища с беременной женой пустил пожить. Ситуация с коммунальным хозяйством была сложной. Дело в том, что, хотя в посёлке СМП и построили к зиме котельную, опыта эксплуатации не было. На улице минус 50, всё переморозило, батареи и трубы лопались. А я раньше служил на Балтике, хорошо знал трюмные котлы. Вот и начал учить всех правильно кочегарить.
– А какая была жизнь в Тынде в то время?
– Тогда в город приехало очень много молодёжи, каждые выходные играли по десятку свадеб, каждый день рождалось по трое-четверо детей. Люди разных национальностей работали, но это не мешало им создавать семьи, даже несмотря на то, что бытовые условия сначала, конечно, были очень тяжёлые. Многие ещё жили во времянках и в палатках с печками-буржуйками – греться-то нужно, на улице под минус 40. Бывало, в общежитии спят люди, а нам нужно батарею поменять, потому что она треснула от мороза. Отодвигаем кровати со спящими, меняем батареи, а кровати придвигаем обратно. В общем, коммунальное хозяйство я более-менее наладил, а потом уволился, потому что хотел строить железную дорогу. Причём так просто меня бы, конечно, не отпустили. Но главный инженер и начальник были где-то в разъездах, а заявление подписал заместитель по быту. И я уехал на стройку. Собрал бригаду из семи человек. Делали всё, все виды работ. Ведь по проекту станция Тында должна была быть больше, чем Москва-Сортировочная. На трассе строили много разъездов и станций, бригада выросла до 120 человек.
Трудились с утра до ночи, зарабатывали хорошо. Но представьте, как работали, когда на улице минус 55 градусов. Дети в школу не ходят, техника встаёт, солярка густеет, а бригада всё равно работает. В полушубке жарко и неудобно, а снимешь его – быстро на плечах куржак образуется. Значит, пора в вагончик отогреваться. На многих объектах мы были и доводили их до проектного состояния.
– А о каких-нибудь интересных случаях во время строительства можете рассказать?
– Их много было. Хотя вот один довольно забавный. Мостостроители подрядились к 8 Марта сдать один мост под укладку и построили его. Подписали документы о сдаче с начальником строительно-монтажного поезда. Через два дня поехали мы на укладку, за 300 м остановились, потому что пути не было ещё. Подходим и видим: целого пролёта не хватает, зияет дыра. Что такое? Разобрались. Оказывается, командиру автомобильного батальона в Тынде во времянке дали квартиру, и после жизни в вагончике он решил порадовать жену и под праздник перевезти её в отдельную квартиру. Возили грузы тогда по льду реки. В одну сторону проехал под мостом, потому что пролёта ещё не было. А обратно ехал – пролёт уже был, и «КрАЗ» его зацепил. Машина стащила его и по льду протянула ниже метров на 150, где мы его и нашли. Военные аккуратно привязали пролёт к дереву, сдёрнули с автомашины и скрылись с места преступления.
Или вот ещё как-то был случай. Перед сдачей объекта госкомиссии его поехала проверять рабочая комиссия под руководством заместителя министра транспортного строительства СССР Ефима Басина. И на стене перед объектом в выемке краской большими буквами было выведено: «Здесь был Вася». Басин зовёт начальника мехколонны и велит эту надпись затереть. Затёрли. И что вы думаете? Едет уже госкомиссия, а там новая надпись: «И всё-таки здесь был Вася. » с тремя восклицательными знаками. Ну человек работал на выемке, старался, пусть память будет. Что такого, если все будут знать, что её долбил Вася? Всё лучше, чем смотреть на пустую стенку.
– Помните, как укладывали «золотое звено»?
– Такого не забудешь. В 1980 году меня направили на укладку пути в ремонтно-восстановительный поезд № 28, который двигался от станции Юктали в западном направлении. Я стал бригадиром бригады имени 68 героев-десантников отряда Ольшанского, названной в честь бойцов, погибших в годы Великой Отечественной войны при освобождении города Николаева. Жили в рабочем поезде, который называли бронепоездом. Мы не раз побеждали в социалистическом соревновании, а в сентябре 1983 года установили рекорд: за одну смену уложили 4,6 км пути. Поэтому нам вместе с бригадой Саши Бондаря, которая двигалась на восток нам навстречу, и доверили уложить на разъезде «золотое звено». Помню, народу в тот день собралось огромное количество. Была атмосфера всеобщего праздника, ведь 10 лет этого ждали мы и вся страна. Мы хотели после укладки на выдвинутых платформах организовать праздничные столы от каждой бригады, но Бондарь замешкался. Тогда я снял каску, налил в неё шампанского и водки – получилось «северное сияние». Отхлебнул и передал каску дальше. И другие тоже начали снимать каски, чтобы отметить это событие. Ожидал, что после завершения стройки наградят, но что дадут Героя Социалистического Труда – нет.
После этой «сбойки» я ещё долго работал на БАМе, работы было много. Но уже больше 20 лет на пенсии. Живу в Тынде. Дочь живёт тут же, сын – в Хабаровске. Предлагали переехать в другие города, квартиры там выдать. Но нет, я не собираюсь. Вожусь в огороде, выращиваю овощи. Люблю рыбалку, рыбы здесь много, ходим в тайгу за грибами и ягодами. С друзьями собираемся – общаемся, вспоминаем, следим за сегодняшними событиями. Нам есть о чём поговорить.
Тында – красивый город. За последние годы похорошел и изменился. Хотя, конечно, кому как, везде есть недовольные чем-то.
– Но вы явно не только разговоры ведёте. Вы же в прошлом году выступали в Совете Федерации по случаю 45-летия БАМа, и благодаря вам в Тынде больницу отремонтируют… И сделали ряд предложений по развитию города, к которым стоило бы прислушаться.
– Да, я попросил руководителя Совета Федерации Валентину Матвиенко помочь с ремонтом больницы и хирургического корпуса. Местных средств не хватало. Она обещала, и деньги выделили из финансового резерва правительства.
Раньше в городе жило почти 75 тыс. человек, а сейчас немногим больше 30 тыс. Если говорить про детей, то проблем здесь нет. Есть и школа, и детский сад, и самые разные кружки, спортивные секции, творческие студии, где можно заниматься. Но вот после окончания школы молодые люди, да и целые семьи вынуждены уезжать, потому что заняться здесь им уже нечем. Поэтому в городе продаётся много квартир. И зачем строить современные посёлки на окраине, тратить деньги на длинные коммуникации вместо того, чтобы выкупить эти квартиры, провести на сэкономленные деньги капитальный ремонт домов и отдать их тем, кто нуждается в переселении из ветхого и старого жилья?
Не буду скрывать, что плохо у нас и с транспортным сообщением. До центра области Благовещенска почти 900 км. Когда-то из Тынды летали самолёты, 14 рейсов в день. А сейчас один самолёт только по выходным дням. Автобусной связи тоже нет, добираемся кто как может на перекладных. А если человек серьёзно заболел, то только вертолётом. Даже по железной дороге в амурскую столицу ходит один поезд через сутки, но билеты очень дорогие, поскольку поезд фирменный.
– Вы давно хотите поставить в Тынде памятник строителям БАМа. Как сейчас ситуация с этим проектом?
– Да, у нас есть проект памятника строителям БАМа. Автор – художник Борис Слободюк. В Тынде установлен памятный знак первым строителям БАМа. Ведь его строительство началось ещё в 1932 году и продолжилось силами заключённых Бамлага. В то время населённый пункт, стоявший на АЯМе (Амуро-Якутская автомобильная дорога), назывался поселение Тындинское, и жило там менее 3 тыс. человек. Только в 1975 году посёлок получил статус города, и Тында, приняв управление строительством «Главбамстрой» и управление Байкало-Амурской железной дороги, стала столицей БАМа. Нужен серьёзный монумент, отражающий ход строительства БАМа. На памятнике должны быть знаки всех строительных организацией и, конечно же, подразделений Желдорвойск.
Сегодня трасса разделена, и участки переданы трём железным дорогам. Неужели с каждой дороги нельзя выделить по миллиону-другому рублей? Сообща уже не мелкий памятник, а целую панораму можно сделать. Был у нас проект, но не всем он понравился, что-то не так, в РЖД в Москве пообещали проект исправить. Пока всё затихло. Но есть информация, что теперь хотят монумент поставить в Тынде к 50-летию БАМа. Конечно, я знаю, что памятник рано или поздно поставят, раз уж Олег Валентинович обещал, но хотелось бы побыстрее, чтобы успеть его увидеть.
Тында
Администрация
Общие сведения
Тында – город в Амурской области, городской округ, административный центр Тындинского района. Крупный транспортный узел региона. Расположен в северной части области, на берегу реки Тында (бассейн реки Амур), при впадении в нее рек Шахтаум и Геткан, в зоне повышенной сейсмической активности, в 880 км к северу от областного центра – города Благовещенска.
Численность населения – 33 819 человек (2015 г.). Площадь территории – 12 430 га.
Город Тында является административным центром муниципального образования «Городской округ Город Тында»
Фотографии (2)
Улицы и индексы Тынды (190) Все улицы
История Тынды
Согласно одной из многочисленных версий, название города восходит к эвенкийскому слову «тэнда». Корень слова – «тэн» – можно перевести как «ровный перевал» или «лес на ровном водоразделе». Возможно, что первоначально название произносилось как «тэндэ» (пастбище для оленей) или «тэнди» (береговой).
Тындой стала называться река, расположенная вблизи нынешнего города. Легенда гласит, что на берегу реки когда-то жила княжеская дочь Тындэ. Девушка жила одна потому, что была неряшливой и глупой. Тындэ полюбила молодого красивого парня, кочевавшего по берегу реки. Однако любовь оказалась без взаимности, и девушка утопилась в реке. С тех пор речку стали называть Тындэ (или Тындой).
Существуют и другие версии перевода названия: «место, где распрягают оленей», «гнилая яма». Также это может быть одной из форм глагола «отпускать».
Границы России неуклонно расширялись. Русские двигались на Восток, осваивая всё новые и новые территории. Через некоторое время после появления Транссибирской магистрали становится ясно, что её не достаточно для быстрого развития Сибири. Появилась необходимость в строительстве второй магистрали с выходом к Тихому океану.
Первые сведения о Тынде, как о населённом пункте, относятся ещё к дореволюционному периоду. Поселение было перевалочной базой для перевозки грузов в Якутию после того, как там было обнаружено золото. В те годы в Тынде было построено несколько жилых помещений для обслуживающего персонала. Письменная история населённого пункта начинается с упоминания зимовья охотника Шкарубы. Зимовьё было построено в 1918 году на берегу реки Тында. Недалеко от зимовья проходил путь к ближайшим золотым приискам. Охотничье жилище располагалось в удобном для остановки месте, чем и привлекло к себе внимание. Кочующие по тайге эвенки-оленеводы предоставляли транспорт для передвижения людей по этой территории. Однако желающих остаться здесь на постоянное место жительство не находилось. Климат был холодный, жилья не было. Кроме того, жить здесь небольшому количеству людей было весьма опасно.
Люди стали селиться в этих места только в середине 20-х годов, когда вышло постановление ВЦИК «Об открытии планового переселения в район Сибири и Дальнего Востока». После появления на этой территории людей возникла необходимость в строительство дороги. Нужно было соединить Якутск и станцию Большой Невер. Дорогу начали строить ещё в 1913 году. Из-за плохого технического оснащения строительство постепенно сошло на нет. Поселившиеся на этой территории люди основали посёлок, до 1937 года официально именовавшийся поселение Тындинское. В 1926 году началось строительство магистрали.
В последующие годы облик Тынды формировала строившаяся магистраль – АЯМ (Амуро-Якутская магистраль). В конце 20-х годов на трассе появляются первые машины созданной незадолго до этого организации «АЯМ-строй». Поселение Тындинское продолжало расти. Новые люди приезжали каждый день. Не все оставались в поселении. Некоторые отправлялись дальше, на Алдан. Из-за постоянно растущей численности населения появилась необходимость в строительстве таких социально значимых объектов, как столовые, почта и магазины. Таким образом, в Тынде появилась торгующая организация (торговый пункт Алданского продснаба), круглосуточная столовая, 2 магазина, один из которых также работал круглые сутки. Необходимость в круглосуточном обслуживании появилась потому, что Тында, как когда-то, продолжала оставаться перевалочной базой. Нуждающиеся в отдыхе люди могли появиться здесь в любое время суток.
В середине 30-х годов был поднят вопрос о переносе районного центра, располагавшегося в Джелтулаке, в Тынду. В 1936 году появляется идея отнести населённый пункт к категории рабочих посёлков. К тому времени в Тынде уже появилось небольшое производство: сапожная мастерская, кожзавод, бондарный, мясной, пошивочный и мебельно-санный цеха. В 1937 году было принято решение телефонизировать район. В том же году через Тынду прошёл первый паровоз. Однако из-за начала Великой Отечественной войны Тынде так и не удалось стать крупной узловой станцией. В 1937 году поселение становится посёлком Тындинским.
Великая Отечественная война
В первые военные дни на фронт из Тынды было мобилизовано более тысячи человек (приблизительно, четвёртая часть населения). Оставшиеся в тылу отправляли на фронт меховые рукавицы, одеяла, фуфайки, шапки, папиросы, деньги и сахар. Местные жители сделали огромный вклад в строительство эскадрильи «Комсомолец Забайкалья». Было внесено немало средств и на строительство танковой колонны. Большим спросом пользовались рельсы. В 1942 году под Сталинград и в Алтайские степи были направлены рельсы, снятые с уже построенных участков БАМа. Необходимо было в кратчайшие сроки построить железнодорожную линию вдоль правого берега Волги. Из рельсов БАМа сооружались также и противотанковые «ежи».
Посёлок Тындинский должен был стать городов ещё в 1943 году. Планировалось, что к 1951 году его сделают областным центром. Однако война не позволила посёлку стать городом-столицей Амурской области. В 1948 году Амурская область отделилась от Хабаровского края. Тындинский в те годы относился к Джелтулакскому району, находившемуся в составе Читинской области. Посёлок переходит в подчинение Амурской области.
Поскольку линия фронта не проходила через Тынду, оккупации и связанных с ней разрушений на территории района не было. Жизнь в посёлке постепенно входит в спокойную колею. Тында становится рабочим посёлком дорожных строителей. Был принят ряд постановлений о благоустройстве Тынды. Границы посёлка были значительно расширены. Численность населения из-за постоянно прибывающих переселенцев из Якутии и европейской части страны всё время росла. К началу 60-х годов Тында приобрела законченный вид.
В 60-х годах был поднят вопрос о продолжении строительства БАМа, прерванного в связи с Великой Отечественной войной. В январе 1972 года в Тынде появились новые строители, работавшие в только что сформированном управлении «Бамстройпуть». С этого времени темпы строительства посёлка начинают резко возрастать. На восточной окраине Тынды появились первые общежития и сборно-щитовые дома. В середине 70-х годов в посёлок из Москвы прибыли представители шефствовавших организаций. Началась массовая застройка.
15 ноября 1975 года посёлок получился статус города и своё нынешнее название – Тында. В городе стали обосновываться строители БАМа из других населённых пунктов Советского Союза. Тынду стали называть столицей БАМа. Приток населения в молодой город был значительным. К 90-м годам численность населения должна была достигнуть ста тысяч человек. Первый поезд на Москву отправился из Тынды в 1979 году. А в 1984 году в том же направлении отправляется скорый пассажирский поезд. В середине 80-х годов в Тынде состоялся слёт Всесоюзных ударных комсомольских отрядов. В 1984 году комсомольцы приступили к строительству нового жилого микрорайона, который планировалось застроить девятиэтажными домами. В 1986 году несколько шестнадцатиэтажных домов было сдано в эксплуатацию. До недавнего времени эти постройки считались самыми высокими во всей области.
В 1985 году в городе был заложен фундамент обувной фабрики. Но строительство так и не было завершено. В том же году был сдан в эксплуатацию мясомолочный комбинат. Во второй половине 80-х годов поставка продовольствия в Тынду была значительно сокращена. Перевозы грузов по БАМу резко сократились. Население города так и не увеличилось до ста тысяч, как планировалось. Численность населения достигла своего пика в 1991 году (65,5 тысяч человек).
Культурная жизнь Тынды
В послевоенное время в Тынде появились образовательные и культурные учреждения: открылась художественная и музыкальная школы, Дворец культуры железнодорожников, Городской и Районный центры культуры, лицеи, гимназии, железнодорожный техникум и даже филиал Хабаровского университета путей сообщения. В городе открылись библиотеки, одна из которых была научно-технической. Каждый год в июне проводился праздник Пушкинской поэзии, приуроченный ко дню рождения великого русского поэта А. С. Пушкина. В празднике принимали участие местные творческие коллективы, литераторы и работники библиотек. В 1976 году в Тынде была создана инициативная группа, в задачи которой входила организация торжеств, посвящённых празднованию дня рождения Пушкина. Праздник в честь великого русского поэта был настолько популярен, что сохранился в Тынде до наших дней.
Одна из сопок вблизи Тынды называется Фестивальная. Своё название она получила в 1976 году после того, как тындинский клуб самодеятельной песни провёл здесь фестиваль. Праздник был посвящён патриотической песне. Со временем этот фестиваль стал всесоюзным. В Тынде существует клуб гитарной авторской (бардовской) песни «Третий мир». Многие тындинские коллективы выросли из небольших самодеятельных кружков, что не помешало им впоследствии стать известными всей стране. Среди этих коллективов: хореографические ансамбли «Ровесники БАМа» и «Россияне», фольклорный коллектив «Сударушка», вокальная студия «Музей Пушкина», ансамбль украинской песни «Черемшина», хор ветеранов, муниципальный драматический театр и т. д. Эти коллективы хорошо известны не только в России, но и за рубежом. Детские и молодёжные коллективы также радуют жителей города по праздникам. Наиболее известные из них: «Зёрнышки», «Очаровашки», «Феерия» и «Стрит-Денс».
Музеи Тынды успели стать хранителями народной эвенкийской культуры. Не так давно в селе Первомайское Тындинского района был открыт этно-туристический комплекс «Эвенкийская деревня». Этнографический музей занимался не только изучением, но и поддержанием жизни коренного населения этой земли – эвенков. Местные жители никогда не препятствовали расселению русских на их территории и охотно помогали первопроходцам. Эвенки снабжали русских всем необходимым для жизни: вьючными животными, одеждой и продовольствием. Когда в Тындинском районе образовались колхозы «Пионер», «Первое мая», «Заря» и некоторые другие, эвенки также начинают селиться в посёлках русского типа. Многие из них получили русские фамилии и имена. Новая жизнь после прихода русских имела как положительные, так и отрицательные стороны. Условия жизни эвенков изменились в лучшую сторону: появилась возможность получать образование, квалифицированную медицинскую помощь. Однако принятие чужой культуры привело к тому, что эвенки забыли свою собственную.
Современный этап развития города
После распада Советского Союза в Тынде наблюдается резкий отток населения. К 2002 году в городе проживало 40,28 тысяч человек, к 2010 эта цифра понизилась до 35,5 тысяч.
До 2010 года в городе практически не велось строительство новой жилплощади. Однако в 2010 году появился план нового городского микрорайона, получившего название «Северный». В новый микрорайон планируется переселить тех, кто живёт в аварийном и ветхом жилье. Микрорайон «Северный» будет застроен в кратчайшие сроки двух- и трёхэтажными домами из быстровозводимых материалов. Специально для производства этих материалов планировалось построить предприятие. Однако из-за дефицита средств материалы было решено закупать в другом городе.
Также в планы администрации города входит строительство завода по переработке отходов. Администрация полагает, что появление в городе нового предприятия приведёт к увеличению количества рабочих мест и, как следствие, к сокращению безработицы. К тому же в Тынде появятся новые учебные заведения, где можно будет получить специальность, необходимую для трудоустройства на завод. В городе открываются новые магазины. В декабре 2011 года в Тынде был открыт новый торговый комплекс «Апельсин». С 2012 по 2013 год в городе проводилась реконструкция главного городского стадиона. В 2012 году впервые за последние годы в эксплуатацию был сдан жилой многоквартирный дом. Его строительство было начато ещё в 2000-х годах, затем на некоторое время приостановлено. Стройка возобновилась в 2011 году. Дом был достроен в рекордно короткие сроки.
В 2013 году была начата масштабная реконструкция местного аэропорта в рамках общефедеральной программы «Развитие аэропортов». Тындинский аэропорт был временно закрыт в 2008 году из-за своего неудовлетворительного состояния. Общая стоимость реконструкционных работ превышает 2 миллиона рублей.