тютчев поэт какого века
Федор Тютчев
краткая биография
Роль и место в литературе
В 19 веке на литературный небосклон взошла еще одна звезда русской поэзии – Федор Иванович Тютчев. Автор оставил потомкам чуть больше четырехсот произведений, однако значимость его наследия измеряется не этим. Творчество Тютчева обогатило литературу новшествами, среди которых было возвращение тонкости и красоты поэтическому слогу, создание новых форм выражения, оригинальные оценки насущных вопросов, свежий взгляд на человека, природу и общество.
Происхождение и ранние годы
Федор Иванович Тютчев, известный поэт и дипломат, принадлежал к известному дворянскому роду. Родился он 5 декабря 1803 года в родовом поместье Овстуг Орловской губернии. Отец его – бывший гвардии поручик Иван Николаевич, мать – Екатерина Львовна имела родственную связь с писателями Толстыми.
Семья Тютчевых в усадьбе Мураново
Семья была образцовой как своими порядками, так и отношением домочадцев друг к другу, и вызывала восхищение окружающих. В семье воспитывалось шестеро детей, но до взрослого возраста дожили только трое, в их числе был Федор.
Тютчев жил в окружении образованных людей. Это позволило ему получить прекрасную домашнюю подготовку. После переезда семьи в Москву наставником его стал поэт Семен Егорович Раич, бывший по возрасту всего на 11 лет старше Федора. Это был просвещенный молодой человек, преподававший Тютчеву древние языки и историю. Благодаря ему, Федор познавал основы стихосложения. Молодые люди быстро сдружились и стали товарищами.
Образование
Когда Тютчеву исполнилось 14 лет, он стал посещать лекции в Московском университете. Меньше чем через год из вольнослушателя он превратился в студента. В 1819 году Федор стал членом Общества любителей российской словесности.
В 1821 году Тютчев окончил университет и приступил к службе в коллегии иностранных дел. Его в качестве дипломата отправляют в Мюнхен. В Германии состоялось его знакомство с Шеллингом и Гейне.
Творчество
Первые стихотворения появились в 1819-1820 годах. При их написании Тютчев пользовался стилистическими приемами поэтов 18 века. После этого периода в творчестве поэта все чаще наблюдается изысканность слога, которая будет сопровождать все его последующие сочинения. Одическая поэзия 18 века сочетается с романтическими традициями европейской литературы.
Тютчев в рабочем кабинете
В Германии Тютчев в основном занимался переводами с немецкого, стихи в этом период пишутся в основном «для души». Не прерывается связь и с бывшим наставником Семеном Раичем, который публикует некоторые стихи в своем журнале. Публика встречает «Летний вечер», «Видение» и другие стихотворения не слишком благосклонно. Для нее они кажутся весьма старомодными. Хотя критики именно эти творения Тютчева назовут впоследствии самыми удачными.
В 1836 году журнал «Современник» опубликовал 16 стихотворений Тютчева под названием «Стихотворения, присланные из Германии». После 1840 года наступает творческое затишье, продлившееся 10 лет.
В 1844 году Тютчев вернулся на родину. В 1848 году он вступает в должность старшего цензора. Всплеск творчества наступает в 1850 году. За последующие 20 лет поэтом был написан «Денисьевский цикл» и большое количество стихотворений с политической окраской.
Стихи Тютчева органично сочетали в себе философские понятия с любовной и пейзажной лирикой. Помимо этого, поэт обращался к темам общественной и политической жизни. Долгое время находясь вдали от России, он писал о ней с особой любовью и трепетным вдохновением.
В описании пейзажей Тютчев прибегает к самым красивым эпитетам. Он искусно передает изменчивость погоды, запахи дождя и листвы. Любовная лирика поэта отражает его переживания и эмоции, сожаления о быстротечном счастье. «Денисьевский цикл» полностью посвящен этому глубокому чувству.
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора-
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все — простор везде, —
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Главные произведения
О творчестве Тютчева хорошо сказал И.С. Тургенев: «он создал речи, которым не суждено умереть». Действительно, судьба пережить автора и остаться в веках, достается только самым гениальным произведениям.
Одна из комнат музея-усадьбы в Овстуге
Все стихотворное творчество Тютчева можно разделить на 4 категории: пейзажная лирика, любовная лирика, стихи о Родине и стихи о вере. Среди лучших стихов о природе наиболее известными считаются «Зима недаром злится…», «Чародейкою зимою…», «Осенний вечер», «Весенняя гроза», «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной…».
Стихи поэта о природе настолько музыкальны, что похожи на песню. Они лишены какого-либо уныния, восхищение и спокойствие, единение с природой – таков мотив пейзажной лирики Тютчева.
Тема любви занимает огромную нишу в творчестве поэта. «Денисьевский цикл» – самый известный сборник любовной лирики. Этот цикл возник как отражение любви немолодого поэта к юной девушке.
Среди других стихотворений на тему любви наиболее известными считаются: «Я помню время золотое…», «В душном воздуха молчанье…», «Весь день она лежала в забытьи…» и другие.
Музей-усадьба Тютчева в Овстуге
22 года, проведенные вдали от России дали поэту ощутить неприязнь Запада к его Родине. Здесь он особенно остро ощутил тягу к родным местам. Эти настроения он передал в стихотворениях о Родине: «Как дочь родную на закланье…», «И дым отечества нам сладок и приятен…», «Умом Россию не понять», «Славянам».
Памятник Тютчеву на территории музея
Поэт считал, что забывая о Боге, человек утрачивает нравственные основы, способность различать добро и зло. Стихи о христианской вере рассказывают о важности той точки опоры, которая должна быть у каждого человека. Самые известные произведения: «Наш век», «Он, умирая, сомневался…», «Святая ночь на небеса взошла» и многие другие.
Последние годы
Последние годы жизни Ф.И. Тютчева были омрачены многочисленными утратами близких ему людей. Потеря любимой женщины, а вскоре матери, брата и дочери подкосили здоровье поэта.
Последние полгода он провел в постели после перенесенного инсульта. Умер поэт в Царском Селе 15 июля 1873 года. Похоронен в Санкт-Петербурге.
Хронологическая таблица (по датам)
Год (годы) | Событие |
1803 | Год рождения Ф.И. Тютчева |
1810 | Переезд в Москву. Переводы из Горация |
1819 | Поступление в Московский университет |
1822 | Отъезд в Мюнхен. Переводы Гейне и Шиллера |
1844 | Возвращение в Россию |
1848 | Написание политических статей |
1854 | Выход первого сборника стихов в России |
1868 | Выход второго прижизненного сборника |
1873 | Умер поэт Ф.И. Тютчев |
Интересные факты
Память о поэте
В честь Ф. И. Тютчева назван астероид Tyutchev
Музей-заповедник Ф.И. Тютчева «Овстуг»
Музей А.А. Фета в селе Воробьевка Курской области
Федор Тютчев
Об авторе
Фёдор Иванович Тютчев – известный русский поэт, дипломат, публицист и тайный советник.
Фёдор Иванович появился на свет 23 ноября 1803 года в родовом поместье Овстуг Орловской губернии. Одним из домашних учителей мальчика стал поэт и переводчик Семён Раич, который особое внимание уделял изучению стихосложения и классических языков. Обучение проходило настолько успешно, что уже в 12 лет Фёдор начал переводить оды Горация, а через два года в свободном порядке стал посещать лекции словесного отделения Московского университета. В 15 лет его приняли в число студентов университета, а уже в следующем году избрали в Общество любителей российской словесности. После окончания университета Фёдор стал служащим в Государственной коллегии иностранных дел и уехал в Германию в качестве внештатного атташе. В Мюнхене он заводит полезные литературные знакомства, в частности, начинает общаться с Гейне и Шеллингом. В 1835 году Тютчеву присвоили придворное звание камергера, а через четыре года его работа за границей внезапно приостановилась, однако он продолжал жить в Германии вплоть до 1844 года. Заручившись поддержкой самого императора Николая I, Тютчев активно печатался, высказывая мнение по проблемам политических взаимоотношений между Россией и Европой, поддерживая положительный облик родной страны. В 1844 году Тютчев возвращается на родину, в Министерство иностранных дел, в котором через три года получает должность старшего цензора.
Фёдор Тютчев: творчество
Литературный дебют автора состоялся в 1844 году, когда он анонимно опубликовал статью «Письмо г-ну доктору Кольбу», где отразил свое видение политических взаимоотношений между Россией и Европой. Статья привлекла к себе особое внимание императора, который одобрил ее содержание, поскольку она полностью соответствовала его мыслям.
После возвращения в Россию Тютчев вступает в сообщество известного литературного критика Виссариона Белинского. В этот период он почти не пишет стихотворений, зато активно работает над статьями на французском языке, некоторые из них затем стали частью трактата «Россия и Запад». В этой работе Фёдор Иванович воссоздал образ великой державы, отмечая ее православный характер и подчеркивая мысль о разделении всего мира на две части – революционную Европу и консервативную Россию. Последняя, по мнению Тютчева, должна была стать во главе славянско-православного союза государств.
Одной из значительных глав творчества Тютчева стала любовная лирика, которую литературоведы часто объединяют в любовно-трагедийный цикл стихотворений, посвященных Елене Денисьевой. В этом цикле красной нитью проходит мысль о сравнении любви с трагедией и злой судьбой, за которой следуют опустошение и гибель.
После плодотворного периода любовной лирики поэт перешел к сочинению стихов на политические темы в формате «зарифмованных лозунгов» и «публицистики в стихах». Сам Фёдор прекрасно понимает, что его стихи теперь поддерживают государственные интересы в том виде, в котором он себе их представляет.
Вплоть до своей смерти Тютчев проявлял живой интерес к ситуации в Европе. В начале зимы 1872 года у поэта началось резкое ухудшение здоровья, и уже через в середине лета следующего года он умер и был похоронен на кладбище при Новодевичьем монастыре.
Тютчев Федор Иванович
Федор Тютчев родился 23 ноября 1803 года в селе Овстуг, Орловская губерния. Мальчик вырос в семье старинного дворянского рода. Зимой 1810 года глава семейства осуществил заветную мечту супруги, купив просторный особняк в Москве. Туда Тютчевы уезжали на время зимних холодов. Семилетнему Федору очень нравилась его уютная светлая комната, где ему никто не мешал с утра до ночи читать стихи Жуковского, Дмитриева и Державина.
В 1812 году мирный распорядок московской знати нарушила Отечественная война. Как и многие представители интеллигенции, Тютчевы незамедлительно покинули столицу и уехали в Ярославль. Там семейство оставалось вплоть до окончания военных действий.
Осенью 1819 года подающий надежды юноша зачислен в Московский университет на факультет словесности. Там подружился с молодыми Владимиром Одоевским, Степаном Шевыревым и Михаилом Погодиным. Университет Тютчев окончил на три года раньше положенного срока и выпустился из учебного заведения со степенью кандидата.
В начале февраля 1822 года отец привез Федора в Петербург, а уже 24 февраля юный Тютчев зачислен на службу в коллегию иностранных дел с чином губернского секретаря. В Северной столице жил в доме своего родственника графа Остерман-Толстого, который впоследствии выхлопотал ему должность внештатного атташе российской дипломатической миссии в Баварии.
В столице Баварии Тютчев не только изучал романтическую поэзию и немецкую философию, но и переводил на русский язык произведения Фридриха Шиллера и Иоганна Гете. Собственные стихи Федор Иванович публиковал в журнале «Галатея» и альманахе «Северная лира».
В первое десятилетие жизни в Мюнхене, с 1820 по 1830 год Тютчевым написаны самые знаменитые его стихи: «Весенняя гроза», «Silentium!», «Как океан объемлет шар земной…», «Фонтан», «Зима не даром злится…», «Не то, что мните вы, природа. ».
Известность пришла к поэту в 1836, когда в журнале «Современник» под заголовком «Стихотворения, присланные из Германии» опубликованы шестнадцать его произведений. В 1841 году Тютчев познакомился с Вацлавом Ганкой, деятелем чешского национального возрождения, оказавшего на поэта большое влияние. После этого знакомства идеи славянофильства получили яркое отражение в публицистике и политической лирике Федора Ивановича.
С 1848 года Федор Иванович состоял на должности старшего цензора. Отсутствие поэтических публикаций не помешало ему стать заметной фигурой в санкт-петербургском литературном обществе. Так, Некрасов восторженно отзывался о творчестве Федора Ивановича и ставил его в один ряд с лучшими поэтами-современниками, а Фет использовал произведения Тютчева в качестве доказательства существования «философской поэзии».
Через шесть лет писатель выпустил в свет свой первый сборник, в который вошли как старые стихотворения, так и новые творения литератора. Поэзия 1850-х годов посвящена молодой возлюбленной Тютчева, Елене Денисьевой.
В 1864 году муза Федора Ивановича умерла. Публицист очень болезненно переживал эту потерю. Спасение нашел в творчестве. Стихи «Денисьевского цикла»: «Весь день она лежала в забытьи. », «Есть и в моем страдальческом застое. », «Накануне годовщины 4 августа 1865 года», «О, этот Юг, о, эта Ницца. », «Есть в осени первоначальной…» являются вершиной любовной лирики поэта.
После Крымской войны новым министром иностранных дел России стал Александр Михайлович Горчаков. Представитель политической элиты уважал Тютчева за его прозорливый ум. Дружба с канцлером позволила Федору Ивановичу влиять на внешнюю политику России.
Славянофильские взгляды Федора Ивановича продолжали укрепляться. Правда, после поражения в Крымской войне в четверостишье «Умом Россию не понять…» Тютчев начал призывать народ не к политическому, а к духовному объединению.
В 1873 году здоровье поэта сильно пошатнулось. С начала лета практически не вставал с кровати. Скончался 27 июля 1873 года. Гроб с телом лирика перевезен из Царского Села на кладбище Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербург.
Федор Иванович Тютчев. Биография
*
Последняя любовь. Фёдор Тютчев 1803-1873
О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней.
Сияй, сияй прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!
Полнеба обхватила тень,
Лишь там, на западе, бродит сиянье,-
Помедли, помедли, вечерний день,
Продлись, продлись очарованье.
Пускай скудеет в жилах кровь,
Но в сердце не скудеет нежность.
О ты, последняя любовь!
Ты и блаженство и безнадежность!
*
Люблю глаза твои, мой друг,
С игрой их пламенно-чудесной,
Когда их приподымешь вдруг
И словно молнией небесной
Окинешь бегло целый круг.
Но есть сильней очарованья:
Глаза потупленные ниц,
В минуты страстного лобзанья,
И сквозь опущенных ресниц
Угрюмый, тусклый огнь желанья.
Источник: Русский биографический словарь
Получив в 1821 году кандидатскую степень, Тютчев в 1822 г. был отправлен в Петербург на службу в государственную коллегию иностранных дел и в том же году уехал за границу с своим родственником графом фон Остерманом-Толстым, который пристроил его сверхштатным чиновником русской миссии в Мюнхене. За границей он прожил, с незначительными перерывами, двадцать два года.
В конце следующего года скончалась его жена. В 1839 г. Тютчев вступил во второй брак с баронессой Дернгейм; подобно первой, и вторая жена его не знала ни слова по-русски и лишь впоследствии изучила родной язык мужа, чтобы понимать его произведения.
За все это время его поэтическая деятельность не прекращалась. Он напечатал в 1829-1830 годах несколько превосходных стихотворений в «Галатее» Раича, а в «Молве» 1833 г. (а не в 1835 г., как сказано у Аксакова) появилось его замечательное «Silentium», лишь много позже оцененное по достоинству. В лице Ив. Сер. («иезуита») Гагарина он нашел в Мюнхене ценителя, который не только собрал и извлек из-под спуда заброшенные автором стихотворения, но и сообщил их Пушкину, для напечатания в «Современнике»; здесь в течение 1836-1840 годов появилось около сорока стихотворений Тютчева под общим заглавием «Стихотворения, присланные из Германии» и за подписью Ф.Т. Затем в течение четырнадцати лет произведения Тютчева не появляются в печати, хотя за это время он написал более пятидесяти стихотворений.
О Ф. И. Тютчеве
Тютчев
глазами современного читателя
23 ноября (5 декабря) 1803 г., усадьба Овстуг Брянского уезда Орловской губ. – 15 (27) июля 1873, Санкт-Петербург
В 200-летний юбилей со дня рождения Тютчева его поэзия приобретает роль своеобразного урока, от усвоения которого, быть может, зависит так необходимая всем точка духовной опоры.
Пускай страдальческую грудь
Волнуют страсти роковые –
Душа готова, как Мария,
К ногам Христа навек прильнуть.
Эти бедные селенья,
Эта скудная природа –
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!
Не поймет и не заметит
Гордый взор иноплеменный,
Что сквозит и тайно светит
В наготе твоей смиренной.
Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде Царь Небесный
Исходил, благословляя.
Тютчев, как и Пушкин, и Достоевский, знал, что народ сохранил в своей душевной и неявной, для чужого внешнего взгляда, глубине Христов Лик и Образ, разделяет и по сей день его муки, и тем самым участвует во вселенской божественной жизни, закон которой есть любовь.
Третий урок Тютчева состоит в понимании жизни, природы и истории как живого, развивающегося по своим законам организма. Все одухотворено, границы между живым и неживым подвижны и проницаемы, вот почему постижение себя есть и постижение природы, все порождающей и потому бесконечно величественней и разнообразней жизни отдельного человека. «Дума за думой, волна за волной – Два проявленья стихии одной» («Волна и дума»). Бытие не безлично, не безлико, внешнее и внутреннее – проявления единого мира. Многочисленные примеры параллелей между явлениями природы и состоянием души в лирике Тютчева – не только поэтический прием, а передача познанной им сокровенной связи, на первый взгляд, разнородных явлений. Поэт раскрывает внутреннюю соподчиненность и взаимосвязанность мира как целого, как универсума. Он пишет о «грустно-сиротеющей земле», о «зловещем блеске» осенних деревьев, видит «кроткую улыбку увяданья» осеннего вечера и не сравнивает, не проводит параллель между потаенными муками угасающего человека и осени, а в самой осени, ее «ущербье и изнеможеньи», скрытом багряными листьями и светлостью вечеров, видит разумное существо, причастное «божественной стыдливости страданья» («Осенний вечер»).
Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть.
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, легкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно-сиротеющей землею
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою,
Ущерб, изнеможенье – и на всем
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божетсвенной стыдливостью страданья!
Как пляшут пылинки в полдневных лучах,
Как искры живые в родимом огне!
Видал я сей пламень в знакомых очах,
Его упоенье известно и мне. («Cache – Cache»)
Русская классическая традиция утверждает как высшие ценности свободу, любовь, душу, язык. Именно этими качественными проявлениями жизни обладает, по Тютчеву, природа.
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Живая колесница мирозданья
Открыто катится в святилище небес.
В отличие от природы, человек – существо конечное: «…Мы, в борьбе, природой целой / Покинуты на нас самих» («Бессонница).
Контраст между вечной природой и растворяющимися во «всепоглощающей и миротворной бездне» поколениями людей («От жизни той, что бушевала здесь…), между беспредельностью космической жизни и человеческой мыслью, ограниченной в своем взлете («Фонтан») приводит к выводу о возможности и даже вероятности «катаклизма», «последнего часа природы». Стихотворение «Последний катаклизм» может быть прочитано не только в эсхатологической перспективе, но и как тонкая реминисценция 1-ой главы Библии «Бытие»: «Земля же была безвидна и пуста и тьма над бездной, и дух Божий носился над водою» (Быт. 1. 2), соединяющая начало и конец:
Когда пробьет последний час природы,
Состав частей разрушится земных:
Все зримое опять покроют воды,
И божий лик изобразится в них.
О Небо! Если бы хоть раз
Сей пламень развился на воле –
И, не томясь, не мучась доле,
Я просиял бы и погас.
Вот бреду я вдоль большой дороги
В тихом свете гаснущего дня…
Тяжело мне, замирают ноги…
Друг мой милый, видишь ли меня?
Все темней, темнее над землею –
Улетел последний отблеск дня…
Вот тот мир, где жили мы с тобою,
Ангел мой, ты видишь ли меня?
Завтра день молитвы и печали,
Завтра память рокового дня…
Ангел мой, где б души не витали,
Ангел мой, ты видишь ли меня?
А. Фет в статье «О стихотворениях Ф. Тютчева» написал, предвидя, вероятно, и наш сегодняшний двухсотлетний юбилей поэта: «…яркому поэтическому огню Тютчева суждена завидная будущность не только освещать, но и согревать грядущие поколения».
Читайте Тютчева, прежде всего потому, что это – поэзия, читайте Тютчева, он учит мыслить, ценить каждое мгновение жизни и любить. Его творчество не отнимает время, а наращивает его, присоединяя к нему божественную бесконечность.