у дагестанцев какой бог
Какая вера у дагестанцев? В кого они верят в Иисуса или кого то ещё?
В Дагестане проживают около 20 народностей и национальностей, в основном они мусульмане, но встречаются и евреи правда горные.
А вот такие личности как Магомедали Вагабов, Ибрагимхалил Даудов, Умар Шейхулаев, Раппани Халилов, Рустам Асельдеров, Омар Рамазанов и др. были или проникнуты манией ваххабизма, фанатизмом радикального ислама.
а в Израиле знаете какая вера?
У дагестанцев первоначально переход от язычества к монотеистической религии был в принятии христианства, затем они от христианства перешли в ислам.
даги мусульмане. верят в аллаха.
Нет такой национальности—дагестанец.
Это тоже самое, что спросить какая вера у Москвичей и жителей Московской области
В Дагестане есть представители практически всех конфессий, светские люди (атеисты) тоже.
Самой многочисленной национальностью Дагестана считаются аварцы, многие аварцы исповедуют ислам.
Дагестан республика многоконфессиональная, хотя большая часть дагестанцев исповедует ислам
Не только мусульмане: кто по религии дагестанцы?
Обычно говоря о дагестанцах, мы чаще всего называем их именно мусульманами. Но это не совсем так. Есть и дагестанцы других религий. Не только исламской.
Давайте попробуем разобраться более обстоятельно. Но прежде всего нам нужно понять: что вообще такое есть дагестанцы?
Для тех кто далек от Кавказа уточним: такого народа как дагестанцы в природе не существует. Существует примерно (или даже больше, смотря как считать) 14 народов республики Дагестана, говорящих на разных языках, но связанных общей историей и многовековым соседством.
Однако, есть вполне себе и дагестанцы христианской веры. Которая, кстати, пришла в страну Гор лет на 100-200 ранее ислама. Примерно в V-VI вв. из лежавшей южнее Кавказской Албании. Вера мусульманская же начала закрепляться в Дагестане (в Дербенте, Лакии) примерно в VI-VII столетиях. Вместе с арабскими завоевателями. Ислам окончательно взял верх в Дагестане только с нашествием Тимура в конце XIV-го столетия.
Итак, христиане в сегодняшнем Дагестане также живут. Это русские, в том числе, терские казаки, чьи присутствие на севере Дагестана прослеживается с 1500-х годов. Это армяне, что жили на юге Дагестана примерно с 400-х годов.
На юге Дагестана, особенно в окрестностях древнего Дербента, горские евреи живут со времен владычества здесь иранской династии Сасанидов. Т.е минимум с III-IV веков нашей эры. Правда, в 1990-е годы значительная часть горских евреев Дагестана, увы, решила репатриироваться на историческую родину в Израиль.
В общем, итог.
Все народа Дагестана живут в мире и удивительной национальной гармонии. Эта благословенная земля никогда не знала раздоров на национальной или религиозной почве.
Дагестана народов верования
Полезное
Смотреть что такое «Дагестана народов верования» в других словарях:
Андо-цезских народов верования — Андо цезские народы (5560 тыс. чел. 1992) исповедуют суннитский ислам (см. Суннизм) шафиитского толка. До ислама к ним с территории соседней Грузии и Кавказской Албании в 4–5 вв. проникает христ во. Ислам утвердился в 15–16 вв., у нек рых… … Религии народов современной России
Народов Северного Кавказа верования — Сев. Кавказ регион преимущественно исламский. Адыгейцы, абазины, черкесы, часть осетин, кабардинцы, карачаевцы, балкарцы, ногайцы, северокавказские туркмены мусульманесунниты (см. Суннизм) ханафитского мазхаба (толка); почти все народы… … Религии народов современной России
Лезгин верования — Лезгины (257,3 тыс. чел. 1989), а также родственные им агулы (17,7 тыс. чел.), рутульцы (19,5 тыс. чел.), табасаранцы (93,6 тыс. чел.) и цахуры (6,5 тыс. чел.) являются мусульманамисуннитами (см. Суннизм) шафиитского толка. Лезгины с.… … Религии народов современной России
КАВКАЗСКО-ИБЕРИЙСКИХ НАРОДОВ МИФОЛОГИЯ — совокупность мифологических представлений народов, населяющих Северный Кавказ и часть Закавказья и говорящих на языках, входящих в семью кавказских языков: грузины, адыги (кабардинцы, адыгейцы, черкесы), абхазы, абазины, чеченцы и ингуши… … Энциклопедия мифологии
Лакцев верования — Лакцы (106,2 тыс. чел. 1989) мусульмане сунниты (см. Суннизм) шафиитского толка. До ислама к ним, видимо, проникало христ во из соседней Кавказской Албании и Грузии (4–5 вв.). Лакцы одними из первых в Дагестане приняли ислам (8–9 вв.) и были… … Религии народов современной России
Татов традиционные верования — Среди татов (19,4 тыс. чел. 1989) распространены три вероисповедания иудаизм (см. Иудаизм в России), шиизм и монофизитство (армяно григорианского толка). На Сев. Кавказе преобладают таты иудаисты (т. наз. «горские евреи»); они живут в городах… … Религии народов современной России
Арабское вторжение в Дагестан — вторжение войск Арабского халифата на территорию Дагестана, начатое в годы правления праведного халифа Омара … Википедия
Орстхойцы — Не следует путать с нарт орстхойцами и орсойцами. Историческая народность/«общество» Современные этническая и субэтническая группы Орстхойцы самоназв. Арсхте, Орстхой Другие названия орстхоевцы,… … Википедия
ИНГУШЕТИЯ — [Республика Ингушетия офиц. название с 1992], субъект РФ. Территория 3,6 тыс. кв. км. Столица Магас (ингуш. город солнца). География. И. расположена на сев. склонах Б. Кавказского хребта, в центральной его части. Делится на 3 природные почвенно… … Православная энциклопедия
ДАГЕСТАНСКАЯ АВТОНОМНАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА — Дагестан, в составе РСФСР. Расположена в вост. части Сев. Кавказа, на В. омывается Каспийским м. Образована 20 янв. 1921. Площ. 50,3 тыс. км2. Нас. 1 062 472 ч. (1959); по оценке на 1 янв. 1963 1222 тыс. ч. (аварцы, даргинцы, лезгины, лакцы,… … Советская историческая энциклопедия
Мой Дагестан
+5 isma_magomedov (ismail) / «Древние верования народов Дагестана»
1.Языческий обряд древних кубачинцев
Один из древних обрядов аула Кубачи напоминает старинные похоронные обычаи в Тибете. О таком обряде в XII веке свидетельствует арабский географ Абу-Хамида Андалуси.
«Близ Дербента расположена большая гора, на вершине которой имеется два селения. Живет в них народ, называемый зирехгеран, т. е. изготовители панцирей… Нет у них никакой религии, и не платят они джиз. Когда умирает у них человек, и если он мужчина, то передают его мужчинам, находящимся под землей, которые расчленяют кости покойника, очищают от мяса и собирают мясо его и дают его на съедение черным воронам. Они стоят с луками, чтобы не дать другим птицам есть что-нибудь из мяса. А если покойник женщина, то они передают ее другим мужчинам над землей, которые вытягивают ее кости и дают ее мясо коршунам. И стоят они со стрелами, чтобы мешать другим птицам приближаться к ее мясу».
Кавказский этнограф А. В. Комаров, выступая в 1881 году на I археологическом съезде в Тифлисе, заявил, что он слышал в южном Дагестане поверье, рекомендовавшее в отношении некоторых умерших не хоронить их, а выставлять на открытое место, пока не слетятся духи и не возьмут их.
2.Бог солнца в горском пантеоне.
Старики говорят, что у лакцев когда-то был бог Солнца. В пантеоне богов он занимал главное место. Лакцы представляли его в виде прекрасного юноши, озаряющего и согревающего весь мир.
Затмение Солнца и Луны лакцы считали несчастьем и объясняли тем, что разгневанный на людей бог сплющивает щипцами Солнце и Луну, пытаясь их погасить.
Усишинцы при лунном затмении зажигали костры. Видимо, огонь должен был воскресить огонь.
При затмении Луны в старину в лакских аулах били по медной посуде, стреляли из ружей. В ночь затмения женщины прокалывали серебряные монеты и пришивали их на спину своих детей, что¬бы они были счастливы.
О древней астральной религии свидетельствуют так называемые солярные знаки — разной формы символические изображения Солнца. В некоторых аварских аулах вплоть до нового времени существовала клятва солнцем и огнем.
Символизировал Солнце и огонь костров. В ауле Кули, например, такие костры разжигались в первый вечер официального признания весны. Кулинцы еще накануне собирали со всего села топливо, а когда темнело, разжигали перед аулом огромный костер. Маленькие костры зажигаются и у каждого дома. Молодежь обычно прыгала через костры. Все это напоминает обряды масленицы в русских деревнях. Существует поверье, что если попрыгать через костер в первый день весны, то больной освободится от всех недугов, а у здорового осуществятся все его желания. Солнечный праздник весеннего равноденствия существовал у всех дагестанских народов. И всегда он сопровождался разжиганием костров в горах и на крышах домов и прыжками юношей. У табасаранцев огненная феерия сопровождалась шествием по аулу мальчиков, которых обливали водой. У лезгин праздник весеннего равноденствия назывался «наврш байрам» или «ярар». Последнее напоминает русское «ярило» и «ярый». В день весеннего равноденствия в лезгинских аулах, как и везде, разводили ночью костры на крышах домов, плясали вокруг костров, бросали с крыш в дымоходные трубы орехи. Когда костер угасал, пепел рассыпали по крыше, приговаривая: «Чтобы в доме было много добра!»
3.Так воскресал Бог плодородия Осирис.
В ауле Башли молодежь отмечала наступление весны обрядами, напоминающими древние восточные культы умирающего и воскресающего бога растительности. Юноши выкапывали с корнем молодое деревце, украшали его зеленью и лентами и на верхней ветке укрепляли чучела удода. С этим деревом участники обряда ходили по дворам, пели песни и поздравляли людей с наступлением весны. Многое в этом обряде напоминает русские колядки.
О культе умирающей и воскресающей приро¬ды напоминают и широко распространенные в дагестанских аулах легенды о священных деревьях.
97-летний Кадибреков из аула Заза рассказал мне одну из таких легенд. Давным-давно к Чандар-тару приносили много жертв, чтобы смыть грехи. Все боялись этого дерева, как огня, и никто не приносил из леса, где оно росло, сухих веток на топливо. Когда у дерева обломилась во время бури самая большая ветвь, из священного дерева вылетели божественные птицы.
85-летний П. Пулатов говорит, что к священному дереву в ауле Заза в старину всегда ходили бездетные матери. Они привязывали к ветвям дерева красивые лоскутки, обещали в дар дереву съестные продукты, и после этого у бесплодных обязательно рождался ребенок.
4.Священная гора Шалбуздаг.
В южном Дагестане много так называемых «пиров» — мест, где захоронены святые. Два таких памятника есть на горе Шалбуздаг. Они называются Пир Сулейман. «Пир» означает святой, Сулейман — собственное имя, идущее от библейского царя Соломона в арабском произношении этого имени.
Пир Сулейман — это ряд колонн, покрытых куполами. Впереди на отдельном столбе — каменное изображение голубя.
Подобное горе Шалбуздаг культовое место было и на горе Зуберхи, близ Гергебиля. В 1882 году Д. А. Анучин произвел раскопки в этом святилище. Были найдены бронзовые подвески в виде головок оленей и быков, бронзовые спиральные кольца и браслеты, железные пуговицы. На территории святилища — целые кладбища костей домашних животных. «Судя по рогам и костям, — писал Анучин, — здесь были принесены в жертву или съедены сотни, если не тысячи животных».
5.Холм на который нельзя смотреть.
Близ аула Бургимак-махи в одной из лощин затерялась площадка с небольшим холмом посредине. Говорят, что на этой площадке в старину собирались представители всех даргинских обществ. Вся лощина так и называется—«Цах1анабикла дирка», т. е. место, где собирались. Когда представители даргинских джамаатов собирались на сход «Цах1анабикла дирка», акушинский кадий поднимался на верхушку холма и отсюда руководил собранием. Во время схода ни один проходивший мимо даргинец не имел права смотреть на холм, на котором стоял кадий. Люди избегали глазеть на холм и в обычные дни — это считалось нехорошей приметой.
У бургимакцев сохранилось предание, будто на холме «Цах1анабикла дирка» закопаны золотой лук и другие ценные предметы. Горские животноводы до революции водили вокруг холма больных коней и считали, что это приносит им исцеление.
6.Волк и медведь как древние дагестанские тотемы.
В аварском ауле Мачада в старину в качестве талисманов применялись волчьи обереги. Волчьи шкуры вешали обычно на пасеках. Волчий зуб, нанизанный на ниточку, вешают на шею ребенка «на счастье». Альчик из ноги волка привязывали к шее овцы в качестве средства, ограждающего от ревматизма; повешенный на одну овцу талисман предохранял от заболеваний все стадо. Медвежью лапу в некоторых аварских аулах тоже применяли в качестве оберега на пасеках. Дидойцы вешали медвежью лапу в хлевах и конюшнях, чтобы скот лучше размножался. Хваршины считали медвежью лапу талисманом, отводившим от коня «дурной глаз».
В гумбетовских селах во дворах, в садах и на пасеках и в наши дни часто можно увидеть черепа животных и скорлупу яиц, как знаки, которые должны оберегать от несчастья и «от глаз».
У даргинцев при закладке дома под фундамент клали череп животного. Иногда его вешают во дворе дома.
У татов в древности в роли охранительного средства — оберега — выступало куриное яйцо. Когда перед венчанием к невесте приезжал от жениха гонец, яйцо разбивали на лбу его коня— это отводило «дурной глаз» от предстоящей це¬ремонии венчания.
В дореволюционном Дагестане культ черепов животных был распространен почти повсеместно. Черепа, рога, яичная скорлупа в литературе отмечены в Анди, Гогатле, Зило, Риквани, Ашали.
Важная роль в борьбе со злыми силами придавалась подкове и гвоздю, считалось, что найти подкову и гвоздь — к счастью.
Подкову напоминают и браслеты. У аварцев мать, у которой умирали дети, заказывала кузнецу железный браслет и всегда носила этот обруч-подкову на руке.
О древнем культе домашних животных свидетельствует любопытное предание, услышанное мною в ауле Бухты. Старики говорят, что до утверждения ислама люди в их ауле поклонялись каменному изображению свиной головы. Интересно, что именно такой идол якобы найден при рытье фундамента дома Тайгиба.
7.Что считать красивым.
Ученые считают, что татуировка, раскрашивание тела первобытного человека, связана с культом животных и птиц, со стремлением человека быть таким же красивым, как и тотем его племени.
Пережитком древней татуировки в аулах Дагестана можно считать и существовавший кое-где обычай горских матерей раскрашивать цветной глиной лицо грудного ребенка. Старухи говорят, что обмазывание белой глиной — хорошее средство от прыщиков и потницы.
В глухих аулах мне не раз приходилось встречаться с самыми удивительными представлениями матерей о том, как сделать своих детей красивыми. Особое значение при этом придается форме головы. Бывает, что детей, у которых, по мнению матерей, голова недостаточно удлинена кверху, подвергают специальным процедурам — голову младенца массажируют или обвязывают матерчатым бинтом. Это я наблюдал в Гапшиме. У хаджалмахиицев младенцу в люльке подкладывали под шею специальную подушку: длинная шея у мужчины считалась верхом изящества.
8.Рука и камень.
В дагестанских аулах нередко встречаются изображения руки с растопыренными пальцами в виде оттисков в книге, на стенах домов, на дверях и заборах. В южном Дагестане женщины оттискивали знак руки в глине при постройке старинных тендыров — общих печей в земле для выпечки плоских горских хлебов-лепешек. Изображение руки, вероятно, имело характер охранительного средства, оберега. Примечательно, что даже в Махачкале на новом Кяхулайском кладбище есть надмогильный камень с изображением протянутой к небу руки.
По дороге из Мехельты в Читль в местности Туркида лежит самый обыкновенный, ничем не примечательный камень. Но каждый, кто проходит мимо этого камня, должен ударить по нему другим камнем. За долгие годы в крепком камне в результате образовалось небольшое углубление. Если кто пройдет мимо, забыв о камне, с ним, по поверью, в дороге случится несчастье.
Сильная вера и расправа за измену. Что дагестанцы рассказали о своей жизни путешественнику из России
Дагестан благодаря своим пейзажам, многовековым традициям, гостеприимным людям и вкусной национальной еде всегда привлекал немало туристов. В 2021 году, когда Россия оказалась оторвана от всего мира из-за пандемии коронавируса и ограниченного авиасообщения, кавказский регион заполонили любопытные путешественники, желающие погрузиться в культуру другого народа. Одним из них стал и Алексей Терентьев. Ему удалось пообщаться с местными жителями, познакомиться с их обычаями и увидеть быт в аулах. О его приключениях в Дагестане — в репортаже «Ленты.ру».
Закон шариата
Заводить знакомства в Дагестане проще простого. И вот мы с нашим новым знакомым Хаджимуратом идем в гости к самому уважаемому человеку села — тому, кого обычно выбирают в качестве имама.
— Имам для нас, — поясняет Хаджимурат, — и власть, и авторитет, и образец для подражания. У нас есть и светская власть, глава села, района, но если он что скажет, никто с места не сдвинется, а если скажет имам — каждый все сделает, как он скажет. Имам ведь не просто человек, который хорошо знает Коран и все мусульманские законы, но это и человек, который знает и заботится о каждом жителе, помогает во всех проблемах, и что еще важнее — сам обладает всеми человеческими добродетелями, в том числе мудростью и готовностью помогать ближним.
Материалы по теме
Многоженство, строгие традиции и доброта.
— Мне ближе законы шариата, — продолжает делиться своими мыслями Хаджимурат. — Потому что они понятны, и всегда любой вопрос можно решить быстро. А официально: собери миллион бумаг, неизвестно куда отправь, жди сто лет, и не знаешь, что будет в результате. Для нас это слишком сложно.
Магомед, так зовут другого нашего собеседника, приглашает в дом. Вместо очага работает электрический обогреватель — несмотря на весну, в горах еще холодно. По старой традиции стол накрывают на полу, разливают травяной чай, хозяйка ставит бесчисленные варенья — все свое, местное. За столом только гости и мужчины. Жена может лишь приготовить еду и подать ее к столу.
— В исламе все имеет свой смысл, даже если мы его порой не понимаем, вот даже эта старая традиция есть, обедать на полу — и та существует не просто так. Когда сидишь на полу, в желудок помещается не так много. Невольно начинаешь себя ограничивать. Вообще ислам — это идеальный набор правил для каждодневной жизни, здесь есть ответы абсолютно на все вопросы, только знай и выполняй. И главное, конечно, это молитва, которую каждый верующий должен совершать пять раз в день. Это не столько просьба, сколько напоминание себе о своем месте в этом мире. Ведь когда ты предстаешь в мыслях и чувствах перед Богом, ты ощущаешь свое истинное место и значение, а значит, не будешь гордиться, не будешь воровать, вести себя плохо, понимая, что ты не лучше и не хуже другого, а все поступки обязательно зачтутся не на этом, так на другом свете. И, кстати, надежда на награду после смерти дает многим верующим и смирение, и силы терпеть трудности. Ведь только строгое следование правилам ислама может обеспечить награду после смерти.
Я пью чай и невольно задумываюсь, что в таком, на мой взгляд, примитивном понимании религии в этих районах заложена и сила, и слабость религии. Сколько я видел смиренных, преимущественно женских взглядов, для которых надежда на награду в будущей жизни давала силы переносить любые тяготы и невзгоды жизни текущей. И как часто, видя в исламе награду только в жизни грядущей, а не в нынешней, люди вообще уходили от религии, разрушая вместе с этим и все хорошее, что может дать вера, культура и традиции предков.
Словно прочитав мои мысли, Магомед начинает рассказывать про ваххабитов, из-за которых еще недавно он порой вечером боялся выйти из дома. А его брат как-то наткнулся на их сходку, которую они решили устроить в горах недалеко от аула. Сейчас времена изменились, и жизнь в этих местах стала спокойнее.
— Главная проблема этих людей в том, что они берут Коран и начинают его читать, не имея никакого образования. У нас даже дети лучше разбираются в Коране — ведь сейчас в нашем ауле две школы, одна обычная, а вторая религиозная — в нее дети ходят после обеда. А эти люди вообще ничего не знают. И вот представьте, они открывают Коран, что-то читают там и начинают слепо следовать прочитанному, не понимая ни смысла, ни контекста. В результате они слишком много внимания уделяют форме, которая иногда бывает смешной, а иногда страшной, а смысл упускают. Одно время их можно было узнать по коротким штанишкам, которые они носили. Ведь в исламе моча считается нечистой, и даже капля мочи на теле оскверняет человека, не позволяя ему совершать молитву. Именно поэтому любому намазу предшествует омовение. Так вот, чтобы ни одна капля даже случайно не попала на одежду, они стали носить только короткие штанишки, чуть длиннее шорт. Учитывая, что они к тому же никогда не бреются и имеют весьма суровый вид, выглядело это очень забавно.
Закончив разговор, выхожу на улицу и еще некоторое время иду по селу. А в голове всплывает другой случай, который мне рассказали в этой же поездке, но в другом районе. Мужчина, узнав, что жена ему изменила, забил ее камнями, а тело закопал неподалеку. Только так он мог защитить семью от позора. В селе, конечно, все знали об этом, но никто ничего не сказал. Более того, его поступок полностью оправдали.
Сегодня проблемой становится не только поиск свидетелей, но и неизбежная огласка, которая в принципе сделает невозможным вынесение такого приговора. Как результат — появляется самосуд, который так же далек от соблюдения религиозных законов, как и от законов российских.
Директор школы
Дагестан объединяет множество районов, множество народностей. Говорят, что раньше все жили весьма изолированно, о чем можно судить даже по различию языков. Оставив за спиной горы, мы въехали в царство аварцев — одного из самых многочисленных народов, населяющих Дагестан. И, как водится, чем дальше от гор, чем ближе к цивилизации, тем менее радикальное восприятие ислама можно встретить в семьях.
Мы общаемся с Салехат — глаза женщины светятся счастьем и любовью, которыми она, кажется, бесконечно готова делиться со всеми, кого приведет на порог ее дома судьба. Вот и нас после всего лишь суток знакомства она объявила своими кунаками, обязав при случае останавливаться только в ее доме. Салехат из очень культурной и интеллигентной семьи. И кроме собственных детей, большинство из которых уже имеют свои семьи, у нее еще целая школа подопечных — женщина работает директором местной школы. Муж, в прошлом прекрасный хирург, сейчас дома на пенсии. День у Салехат начинается рано утром, сперва нужно сделать все дела по дому, приготовить завтрак для себя и гостей, потом хозяйство — подоить и выгнать коров, дать корм козам, быстро переодеться — и в школу.
Когда смотришь на Салехат и ее супруга, кажется, что более счастливую и любящую пару сложно себе и представить. А ведь поженились они по старинному принятому в этих местах обычаю: до свадьбы почти не знали друг друга, а устраивали все тетки и другие родственники. Как это зачастую бывает в таких случаях, смотрели на семью молодых, родителей — если в семье проблем нет, то значит и у детей будет все хорошо. Где-то прагматичный подход оказался рабочим. И сейчас Салехат не представляет, как могла бы прожить без этого человека.
— Он вообще отличался от большинства мужчин, всегда помогал, понимал, что мне тяжело. У нас же, например, принести воду в дом считалось для мужчины делом унизительным, да и сейчас так считается, а он носил. Его за это подкаблучником называли, а ему было все равно. Я, говорил он, жену люблю и буду ей помогать, кто бы что ни сказал. Таких мужчин здесь немного.
Через месяц Салехат выдает замуж свою последнюю дочь Написат. Все остальные уже со своими семьями. Написат 28 лет. С мужем так же, как и ее мама, она виделась всего один раз, чуть-чуть пообщались и приняли решение о свадьбе. Написат унаследовала от мамы какое-то удивительное внутреннее тепло и спокойствие. Глядя на нее, ни на секунду не возникает сомнения, что ее брак и семейная жизнь тоже будут счастливыми. Да иначе и быть не может, ведь родственники уже проверили всю родословную будущего жениха, познакомились с его родителями и только после этого вынесли положительный вердикт.
Дербентское кладбище
Дербент — город Вавилон, так же сильно отличающийся от делового и немного мрачноватого собрата Махачкалы, как день отличается от ночи. Если выйти утром на берег тихого и ласкового Каспийского моря, можно насладиться утренней прохладой и увидеть, как солнце медленно поднимается из-за кромки воды, а рыбаки закидывают удочки, то ли в надежде на скромный улов, то ли просто желая провести время у берега.
Чуть дальше прямо от стен старого железнодорожного вокзала начинаются постройки старого города, которые тянутся вверх, забираясь все выше и выше, разделенные на магалы и доходящие до главной местной достопримечательности — Дербентской крепости. Если идти небыстро, можно заглянуть в старый дворик дома, который уже давно определен под снос, но у властей все никак не доходят руки, а люди до сих пор живут без душа, с газовым баллоном и самодельными туалетами, пристроенными на небольшом балконе.
Можно поговорить с бабушкой в христианском храме, а при наличии времени остаться на службу. Зайти во впечатляющий армянский храм, который сегодня переоборудован в музей ковров. Восстановят его когда-нибудь или нет — неизвестно. По дороге также можно зацепиться языками с кем-нибудь из местных и проговорить до обеда, плавно переместившись в один из местных ресторанов. А можно пройти и посидеть на лавочке возле старой Джума-мечети. Сама мечеть уже давно закрыта на ремонт, но молитвенный зал открыт и постоянно привлекает множество как верующих, так и случайных туристов.
Уже порядком нагулявшись, мы заходим на старое дербентское кладбище. Причудливые плиты памятников, на некоторых слова из Корана, мудрые напоминая, что далеко не все накопленное в жизни богатство получится унести с собой после смерти. В центре на небольшой отдельно огороженной территории лежат старые необычные камни — это древние могилы. Серьезного вида мужчина, погрузившись то ли в мысли, то ли в молитву, сидит на скамейке. Увидев нас, он тихо здоровается и соглашается рассказать историю этого места.
«Когда-то давно арабское войско пришло в Дербент, и было оно настолько велико, что местные жители, до этих пор не знавшие ислама, сразу же согласились принять новую религию. И установилась в Дербенте новая вера, а арабское войско покинуло эти места, оставив лишь небольшой отряд воинов. Спустя время со стороны гор пришли язычники с огромным войском и вступили с мусульманами в бой. Войско мусульман стойко сражалось, но оно сильно уступало в численности. Языческие солдаты заманили их в горы недалеко от Дербента и там уничтожили большую часть. В последний бой вышли 40 арабских военачальников — последние, кто остался в живых. Убив их, язычники вернулись в горы, а их тела бросили гнить. И все бы ничего, но беды стали настигать горный народ. Спустя время они вернулись на поле боя и увидели, что тела их врагов не только не сгнили, их не тронули звери, но они источали запах благовоний. Язычники испугались содеянного и отнесли тела погибших в Дербент, чтобы их похоронили по мусульманским обрядам, а сами приняли ислам. Сейчас это небольшое кладбище с 40 камнями-могилами в центре Дербента. Этих людей почитают святыми и верят, что их дух по-прежнему оберегает живых, спасает от бед не только жителей Дербента, но и всю Россию. Быть похороненным на этом кладбище считается большой честью. Если это случится, то человеку простятся многие грехи, и его ждет освобождение от страданий после смерти. Вера — далеко не все, что определяет жизнь в Дагестане, но без нее наш мир был бы совсем другим».
Закончив свой рассказ, мужчина прощается и медленно уходит. А мы еще некоторое время сидим у 40 могил под впечатлением от встречи и услышанного рассказа. Пока мы собирались, к нам подошел рабочий кладбища и показал особое место, где молятся женщины, не имеющие детей. После молитвы нужно принести жертву. Для этого здесь рядом есть место, где режут барана и мясо раздают всем желающим. Жертвоприношение случается почти каждый день, поскольку женщин, у которых проблемы с рождением ребенка, сегодня становится все больше и больше. Раньше такого не было.
Мы обмениваемся телефонами, и служащий обещает позвонить, когда случится очередное жертвоприношение, чтобы мы могли увидеть все своими глазами. А мы прощаемся и понимаем, что, несмотря на все увиденное, наше знакомство с Дагестаном и его жителями для нас еще только впереди.