у детей с каким нарушением речи игры носят однообразный подражательный характер выберите один ответ
ОСОБЕННОСТИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР
Актуальность исследования определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника.
Игровую деятельность детей с ОНР исследовали Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Ю.Ф. Гаркуша, В.П. Глухов, Г.В. Косовая и другие.
Дошкольный возраст занимает место между ранним и младшим школьным возрастом (от 3 до 6-7 лет) и имеет исключительно важное значение для развития психики и личности ребенка. Внутри всего дошкольного возраста Л.С. Выготский выделяет 3 периода: младший дошкольный возраст (3-4 года), средний (4-5 лет) и старший (5-7 лет). Дошкольный возраст является периодом активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Ведущей деятельностью этого возраста является игровая деятельность.
Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способами и средствами общения.
Развитие речи – процесс очень сложный, зависящий от целого ряда психологических условий. Волнение, тревога, страх, гнев – все эти эмоции в первую очередь отражаются на речи, потому что тесно связаны с дыхательным аппаратом.
Для детей-дошкольников, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта. Однако нарушение всех сторон речи влияет на игровую деятельность детей, порождает определенные особенности поведения в игре. Согласно исследованиям Е. Ф. Рау, дети со сложными формами функциональной дислалии, ринолалией и дизартрией нередко теряют возможность совместной деятельности со сверстниками в игре из-за неправильного звукопроизношения, неумения выразить свою мысль, боязни показаться смешным, хотя правила и содержание игры им доступны. Ослабленность условно-рефлекторной деятельности, медленное образование дифференцировок, нестойкость памяти затрудняют включение этих детей в коллективные игры. Нарушение общей и речевой моторики, особенно у дизартриков, вызывает быстрое утомление ребенка в игре. У детей с речевыми нарушениями нередко возникают трудности при необходимости быстрой переделки динамического стереотипа, поэтому в играх они не могутсразу переключаться с одного вида деятельности на другой [2].
Для детей с алалией, у которых нередко наблюдается и значительная задержка интеллектуального развития, содержание игр и их правила долгое время остаются недоступными. Игры этих детей носят однообразный, подражательный характер. Чаще они производят манипулятивные, а не игровые действия с игрушкой. Ребенок с алалией воспринимает окружающую действительность поверхностно, поэтому его игра не имеет замысла и целенаправленных действий. В коллективе говорящих сверстников дети-алалики держатся в стороне или, играя вместе с другими детьми, выполняют только подчиненные роли, не вступают в словесные взаимоотношения. Даже в дальнейшем, когда ребенок приобретает на логопедических занятиях определенный запас слов и навыки фразообразования, в игре эти навыки он самостоятельно не использует. Слово в игре употребляется в основном для называния предметов, при этом отсутствует название действий с ними [1].
Заикающиеся дети ведут себя в игре по-другому. Эти дети робки, не верят в свои силы, не умеют поставить себе цель в игре. Они чаще выступают в играх зрителями или берут на себя подчиненные роли. Если заикание проявляется в более тяжелой форме, то дети совсем отказываются играть со сверстниками, боясь насмешек [2].
Таким образом, особенность игровой деятельности детей с речевой патологией состоит в том, что она складывается только при непосредственном воздействии направляющего слова взрослого и обязательного повседневного руководства ею. На первых этапах игровые действия протекают при очень ограниченном речевом общении, что порождает сокращение объема игр и их сюжетную ограниченность. Без специально организованного обучения игра, направленная на расширение словаря и жизненного опыта детей с речевыми нарушениями, самостоятельно не возникает. Основные свои знания и впечатления дети получают только в процессе целенаправленной игровой деятельности.
Белякова Л.И. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью: Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями / Белякова Л.И., Гаркуша Ю.Ф., Усанова О.Н., Фигередо Э.Л. – М., 1991. – 178 с.
Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. – М.: Академия, 2006. — 320 с.
Игры для детей с алалией
Татьяна Юдина
Игры для детей с алалией
Мы, как воспитатели группы детей с общим недоразвитием речи, должны помочь, поступившим деткам с подобным диагнозом на начальном и последующих этапах пребывания в детском саду.
Для дошкольников, имеющих различные речевые расстройства, игровая деятельность сохраняет своё значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта. Однако, недостатки звукопроизношения, ограниченность словарного запаса, нарушения грамматического строя речи, а также изменения темпа речи, её плавность – всё это, выраженное в разной степени у детей с речевыми нарушениями, влияет на их игровую деятельность, порождает определенные особенности поведения в игре. Игры детей с алалией носят однообразный, подражательный характер. Чаще они производят манипулятивные, а не игровые действия с игрушкой. Ребёнок, лишённый речи, воспринимает окружающую действительность поверхностно, поэтому его игра не имеет замысла и целенаправленных действий. В коллективе говорящих сверстников дети – алалики держатся в стороне или, играя вместе с другими детьми, выполняют только подчинительные роли, не вступают в словесные взаимоотношения.
Таким образом, мы хотим представить ряд игр с детьми – алаликами, которые развивают все психические процессы во время игры.
Игры на развитие внимания и памяти у деток с алалией.
Для создания соответствующего эмоционального настроя ребенка, поддержания интереса можно использовать игрушки, либо картинки.
• На столе стоят 4-6 игрушек. Ребенок отворачивается, а в это время 1-2 игрушки убирают. Нужно повернуться и узнать, что убрали со стола.
• Можно не убирать, а добавлять игрушки. Задача ребенка – сказать, что появилось на столе.
• На столе стоит от 2 до 4 игрушек, которые нужно внимательно рассмотреть вместе с ребёнком. Ребенок отворачивается, все игрушки «прячутся». Надо вспомнить, что стояло на столе.
• С ребенком рассматривают 2-4-6 картинок из детского лото, потом их убирают, смешивают с остальными. Задача ребенка – найти те картинки, которые рассматривали в начале игры. Усложнение игры – расположить картинки в том порядке, в котором их рассматривали.
•Выполнить последовательные действия: сначала надо налить воду в чашку, потом положить ложку в стакан, а карандаши – в коробку. Усложнение – предложить ребенку рассказать о том, что он сделал.
• Дорисовать незаконченные рисунки, выложить из счетных палочек фигуру по образцу.
Игры на развитие мышления.
Эти игры предлагаются по принципу «от простого — к сложному».
• Сложить одну картинку из разрезанных частей, сначала из двух, затем из 3-4. Усложнение – предложить картинки, на которых изображение есть с обеих сторон.
• Угадать, что нарисовано на картинке по ее части.
• «Почтовый ящик» — опустить фигуры в коробку, подобрав нужное отверстие, подходящее по форме.
• «Кому что нужно» — подобрать орудия действия к действиям, изображенных на разных карточках (сачок – девочке, ловящей бабочку, расческу – лохматой девочке, иголку – мальчику с дыркой на рубашке).
Игры на сенсорное развитие (цвет, величина, форма)
Дети с алалией испытывают трудности с ориентировкой в пространстве, а также в определении цвета, формы и величины предметов. Не очень выражен у них и познавательный интерес.Итак:
• Нужно выбрать из одинаковых по величине шариков только красные, только белые ит. д. (возможно использование блоков Дьёныша);
• Предложите ребенку принести столько же кубиков, сколько матрешек;
• «Подбери цветок» — разложить по вазам цветы одного цвета (все фигурки выполнены из бумаги);
• «Спрячь шарик в ладошках» — предложить спрятать в ладони сначала маленький, затем большой шарик, получится или нет;
• «Наоборот» — на одних картинках большие предметы, а на других те же предметы, только маленького размера. Ведущий говорит,поднимая картинку: «У меня пирамидка большая…». Ребенок ищет такую же,и отвечает: «А у меня маленькая», и т. д.
• Лото на закрепление цвета с изображением кругов разного цвета.
Самые эффективные игры на развитие мелкой моторики
Дошкольники с алалией обычно имеют плохую координацию движений, движения выполняют неточно и неловко. У них трудно добиться грациозности движений.
Для коррекции этих недостатков можно выполнять такие упражнения:
• Подниматься и опускаться со ступенек, стоять на одной ноге, подпрыгивать на обеих ногах и на каждой поочередно.
• Завязывать узел, бант, застегивать пуговицы. (здесь пригодится игра – шнуровка);
• Сгибать и разгибать поочередно пальчики на каждой руке.
• Соединять по очереди большой палец с остальными пальчиками.
•Выполнять движения по показу и без него: «кулак-ребро-ладонь» (кинезиологические упражнения).
• Строить башенки из кубиков, собирать пирамидки.
• Протягивать шнурок через отверстия в различных вариантах, нанизывать бусы на веревочку.
• Сжимать и разжимать грушу пульверизатора.
• Выкладывать узоры из мозаики.
Регулярно проводимые игры-занятия обязательно помогут ребёнку развиваться и облегчить дальнейший путь становления как личности.
Сезонные игры детей дошкольного возраста. Игры по теме «Птицы» На дворе весна! Солнышко припекает, грачи- кулики из-за моря прилетают, снег темнеет и начинает таять, превращаясь в ручейки и лужицы. Выходя.
Календарно-тематическое планирование занятий по развитию вербальной памяти у детей с алалией Календарно – тематическое планирование занятий по развитию вербальной памяти у детей с алалиейI этап. Развитие слухового внимания на неречевых.
Когнитивное и речевое развитие в освоении пространственных отношений детьми с алалией Когнитивное и речевое развитие в освоении пространственных отношений у детей с ОНР 1 ур. Каждый из нас обладает знаниями об окружающем.
Консультация для родителей детей с алалией Для детей в норме к трем годам речь становится полноценным средством общения. Они уже понимают окружающих, сами говорят фразами и могут.
Подвижные игры для детей 3–7 лет с подробным описанием правил игры Подвижные игры для детей 3-7 лет с подробным описанием правил игры. Роль игры в становлении и развитии ребенка переоценить невозможно. Именно.
Развивающие игры для детей младшей группы в детском саду. Игры для развития памяти и внимания для младших дошкольников Игра «Хлоп» («Топ»). Цель: развивать внимание. Описание: педагог перечисляет предметы, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, если педагог.
Снятие психоэмоционального напряжения у детей с алалией ГБУ СО «Ершовский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» Тема: «Снятие психоэмоционального напряжения.
Конспект занятия «Знакомство детей с балалайкой через фольклорные игры» для детей старшего дошкольного возраста Знакомство детей с балалайкой через фольклорные игры. Для детей старшего дошкольного возраста. Музыкальный руководитель МКДОУ №35 «Непоседы».
Особенности деятельности. Игровая деятельность. Для детей-дошкольников, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как
Игровая деятельность. Для детей-дошкольников, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта. Однако недостатки звукопроизношения, ограниченность словарного запаса, нарушения грамматического строя речи, а также изменения темпа речи, ее плавности — все это влияет на игровую деятельность детей, порождает определенные особенности поведения в игре. Так, например, дети со сложными формами функциональных дислалий, ринолалиями и дизартриями нередко теряют возможность совместной деятельности со сверстниками в игре из-за неправильного звукопроизношения, неумения выразить свою мысль, боязни показаться смешным, хотя правила и содержание игры им доступны. Ослабленность условно-рефлекторной деятельности, медленное образование дифференцировок, нестойкость памяти затрудняют включение этих детей в коллективные игры. Нарушение общей и речевой моторики, особенно у дизартриков, вызывает быстрое утомление ребенка в игре. У детей с речевыми нарушениями нередко возникают трудности при необходимости быстрой переделки динамического стереотипа, поэтому в играх они не могут сразу переключаться с одного вида деятельности на другой.
Дети с пониженной возбудимостью коры головного мозга, склонные к тормозным реакциям, проявляют в игре робость, вялость, их движения скованны, они быстро утомляются. Детям с повышенной возбудимостью не хватает сосредоточенности, внимания и настойчивости в доведении игры до конца. Неуравновешенность, двигательное беспокойство, суетливость в поведении, речевая утомляемость затрудняют включение в групповую игру.
Заикающиеся дети ведут себя в игре иначе. Эти дети робки, не верят в свои силы, не умеют поставить себе цель в игре. Они чаще выступают в играх зрителями или берут на себя подчиненные роли. С усилением заикания дети становятся более замкнутыми, просто отказываются от игр со сверстниками. Иногда наблюдаются случаи, когда заикающийся дошкольник в играх проявляет неуместное фантазерство, отличается резонерством, некритичен к своему поведению.
Игровая деятельность детей с речевой патологией складывается только при непосредственном воздействии направляющего слова взрослого и обязательного повседневного руководства ею. На первых этапах игровые действия протекают при очень ограниченном речевом общении, что порождает сокращение объема игр и их сюжетную ограниченность. Без специально организованного обучения игра, направленная на расширение словаря и жизненного опыта детей с речевыми нарушениями, самостоятельно не возникает. Основные свои знания и впечатления дети получают только в процессе целенаправленной игровой деятельности.
Изобразительная деятельность. У детей с речевой патологией часто наблюдаются нарушения моторики, что указывает на недостаточное развитие тактильно-моторных ощущений, являющихся организующим моментом любой деятельности. Эти нарушения влияют прежде всего на способность детей к изобразительному творчеству. У детей с алалией наблюдается узость тематики рисунков и многократные повторения темы, отсутствие способов изображения предметов и явлений, бедность приемов лепки и конструирования, неумение владеть ножницами и т.д. И даже дети, владеющие элементарными техническими приемами, не проявляют ([остаточной усидчивости, воли и внимания в своих занятиях. Снижено и критическое отношение к чужой и своей работе.
Для детей с речевой патологией характерно своеобразие учебной деятельности. Например, для заикающихся детей характерна зависимость качества учебной работы от условий, в которых она протекает. Изменение привычных условий приводит к неустойчивости деятельности, рассеиванию внимания. Затруднения вызывают задания, связанные с переключением с одного вида деятельности на другой. При выполнении заданий, требующих интеллектуального и волевого усилий, наблюдается переход с заданного вида работы на более привычный, освоенный ранее. У некоторых наблюдается неумение самостоятельно проконтролировать результаты как собственной, так и чужой работы. Дети с трупом анализируют образец, сопоставляя написанное с печатным жестом, с трудом находят ошибки. Эти дети испытывают определенные трудности на занятиях, когда нужно, обдумывая собственный ответ и приготовив соответствующие примеры, следить за ответом своих товарищей, помогать им в случае затруднений исправлять неправильные ответы. В процессе чтения они не замечают собственных ошибок, ошибок своих товарищей, при чтении ролям» диалогов произносят «свои» слова несвоевременно, тогда читают слова других лиц. Характерные для заикающихся устойчивость деятельности, слабость переключения, пониженный самоконтроль не могут не отразиться на их общей организованности: они с трудом «входят» в работу, не прилагают для этого достаточных эмоционально-волевых усилий. В ходе подготовки к урокам такие дети прибегают к механическим приемам выполнения заданий, предпочитая заучивать, а не осмысливать прочитанное.
Дата добавления: 2016-06-02 ; просмотров: 1392 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Подготовила: О.В. Парфёнова
2. Психологические особенности развития речи детей.
3. Характеристика игровой деятельности.
4.Особенности игровой деятельности у детей
5. Основы игровой терапии.
6. Социально – психологические игры.
8. Список литературы.
Проблема владения языком издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей, и неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать ее необходимо с первых лет жизни.
Актуальность исследования определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.
Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, а что бы речь была внятна, понятна и интересна другим, необходимо проводить разнообразные игры, разрабатывать методики проведения игр, чтобы дети были заинтересованы в игровой деятельности.
Все мы знаем, что в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения игра должна занимать ведущее место. Однако в последнее время закономерной становится тенденция увеличения числа обучающих занятий и сокращения времени для игровой деятельности. Предметом моего особого внимания стал анализ условий для успешного и ненавязчивого подхода к дошкольникам при формировании речевой деятельности, которая представляет собой процесс взаимодействия ребёнка с окружающими людьми с помощью языковых средств. Речь связана с познанием окружающего мира, развитием сознания и личности. На основе длительного изучения процессов мышления и речи Л. С. Выготский пришёл к выводу:
“ Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находятся в непосредственной зависимости от речи.
развития речи детей.
В современной общей педагогике утвердилось положение о необходимости раннего выявления и преодоления речевых нарушений. Ориентация педагогов и родителей на своевременное выявление и преодоление отставаний в развитии ребёнка имеет исключительно важное значение для формирования его личности, для подготовки к школьному обучению. Особая ответственность в этом плане лежит на работниках дошкольных учреждений.
В оспитатель обязан помнить, что речь – инструмент развития высших отделов психики растущего человека. Задержка речевого развития на начальных возрастных ступенях не может быть компенсирована в последствии, так как речедвигательный аппарат развивается и совершенствуется с возрастом.
Ребёнок учится говорить, и для этого он должен предварительно научиться:
а) артикулировать все для данного языка фонемы;
б) произносить звуки и сочетания звуков, стоящих в определённой позиции;
в) модулировать просодемы, создающие интонацию.
И з опыта обучения детей родной речи известно, что самым трудным для ребёнка бывает усвоение артикуляции отдельных звуков. Если дефекты касаются звуковой стороны, логопеды считают причиной их, прежде всего то, что ребёнок не может научиться правильно “работать” языком, важнейшим артикуляционным органом.
З апоздалая или затрудненная речь, заикание, невнятная дикция, сложности в произношении отдельных звуков – все эти дефекты встречаются у детей довольно часто. Иногда они вызваны физиологическими причинами – неправильным строением нёба, либо некоторыми видами паралича, но чаще всего объясняются психологическим состоянием ребёнка.
Развитие речи – процесс очень сложный, зависящий от целого ряда психологических условий. Волнение, тревога, страх, гнев – все эти эмоции в первую очередь отражаются на речи, потому что тесно связаны с дыхательным аппаратом. И в самом деле, стоит нам разволноваться, как у нас учащается дыхание, сохнут губы, рот, язык. Иными словами, речевой меха- низм находится в прямой зависимости от наших чувств. То же самое наблюдается и у ребёнка – его речь сильно затрудняется, причем происходит это совершенно непроизвольно.
Все эти обстоятельства можно изменить, причём, чем быстрее, тем лучше.
В подобных ситуациях легче предотвратить болезнь, нежели бороться с ней. Иногда при сложных диагнозах речи необходимо вмешательство врача, который способен научить ребёнка правильно дышать и произносить звуки. Но больше всего внимание следует обратить на психологические условия, создающие у ребёнка трудности в произношении.
Дети не могут сами обратиться со своими психологическими проблемами к врачу. Да и после того, как проблема определена, врач не может адресоваться непосредственно к ребёнку, предлагая какие-то методы для её решения – малыш просто не поймет его. Лечить значит особыми путями добиваться перемены его желаний, мыслей, мотивов.
3.Характеристика игровой деятельности.
В развитии игровой деятельности выделяются две основные фазы или стадии. Для первой стадии (3-5 лет) характерно воспроизведение логики реальных действий людей; содержанием игры являются предметные действия. На второй стадии (5-7 лет) моделируются реальные отношения между людьми, и содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека.
Р азвитие игровых действий происходит на протяжении дошкольного детства по следующим линиям: от игр с развернутой системой действий и скрытыми за ними ролями и правилами — к играм со свернутой системой действий, с ясно выраженными ролями, но скрытыми правилами — и, наконец, к играм с открытыми правилами и скрытыми за ними ролями.
У старших дошкольников ролевая игра смыкается с играми по правилам.
Таким образом, игра изменяется и достигает к концу дошкольного возраста высокого уровня развития.
Т еоретические представления о сущности детской игры, развитые в отечественной психологии, в основном сводятся к следующему:
— игра занимает свое место в ряду других воспроизводящих деятельностей, являясь ведущей в дошкольном возрасте. Именно в процессе игры как ведущей деятельности возникают основные психические новообразования данного возраста;
— игра является особой, социальной по происхождению, содержанию и структуре деятельностью;
— развитие игры происходит не спонтанно, а зависит от условий воспитания ребенка, т.е. социальных явлений.
И з своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самодеятельности в области языка; они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей.
С предметами, представленными в игре, ребенок приходит в частое повторное общение, вследствие чего они легко воспринимаются, запечатлеваются в памяти. Каждый предмет имеет свое имя, каждому действию присущ свой глагол.
С лово является для ребенка частью действительности. Из этого вытекает, как важно в интересах стимулирования деятельности детей и развития их языка продуманно организовать их игровую обстановку, предоставлять им в соответствующем отборе предметы, игрушки, которые будут питать эту деятельность.
Если говорить о начале культуры всего человечества или начале вхождения в жизнь малыша, то вначале было не слово, а игра. Ребёнок не может говорить, но уже кулюкает, гугукает, улыбается во весь рот, реагируя на потешки матери или бабушки, хватая беспомощными ручонками свои первые погремушки.
Играя почти бессознательно, малыш осваивает формы и величины вещей предметов, их расположение в пространстве, различает цвета и звуки, познает первые слова-сигналы, вступает в контакты с другими людьми, реагирует, наблюдает, запоминает, пополняет свой кругозор, радуется жизни. Понять природу игры, её поразительный потенциал – это понять природу счастливого детства, понять ребёнка. Ребёнок, играя, всё время стремится идти вперёд, а не назад. Многие взрослые этого не понимают, очевидно, потому что забыли себя в детстве. В играх дети делают всё как бы втроём: их подсознание, их разум, их фантазия «работают» синхронно, участвуют в осмыслении и отражении мира постоянно.
4.Особенности игровой деятельности у детей
Д ети с пониженной возбудимостью коры головного мозга, склонные к тормозным реакциям, проявляют в игре робость, вялость, их движения скованны, они быстро утомляются. Детям с повышенной возбудимостью не хватает сосредоточенности, внимания и настойчивости в доведении игры до конца. Неуравновешенность, двигательное беспокойство, суетливость в поведении, речевая утомляемость затрудняют включение в групповую игру.
Игры этих детей носят однообразный, подражательный характер.
Д аже в дальнейшем, когда ребенок приобретает на логопедических занятиях определенный запас слов и навыки фразообразования, в игре эти навыки он самостоятельно не использует. Слово в игре употребляется в основном для называния предметов, при этом отсутствует название действий с ними.
Игровая деятельность детей с нарушением речи складывается только при непосредственном воздействии направляющего слова взрослого и обязательного повседневного руководства ею. На первых этапах игровые действия протекают при очень ограниченном речевом общении, что порождает сокращение объема игр и их сюжетную ограниченность. Без специально организованного обучения игра, направленная на расширение словаря и жизненного опыта детей с речевыми нарушениями, самостоятельно не возникает. Основные свои знания и впечатления дети получают только в процессе целенаправленной игровой деятельности.
Детские игры окупаются золотом самой высокой пробы, ибо воспитывают, развивают в ребёнке целостно милосердие и память, честность и внимание, трудолюбие и воображение, интеллект и фантазию, справедливость и наблюдательность, языки и реактивность – словом, всё то, что составляет богатство человеческой личности.
5.Основы игровой терапии.
с воспитателем и детьми (что невозможно в индивидуальном общении). При этом присутствие других детей уменьшает внутреннюю напряжённость ребёнка и стимулирует его активность, готовность общаться с взрослым и доверять ему, что не мало важно для работы с детьми с нарушением речи.
Цель игровой терапии – дать ребёнку свободу, возможность самому оценивать свое поведение, понять самому свой творческий потенциал: результатом каждой игры является поддержание положительного образа “Я” ребёнка.
В основе данной деятельности лежит уверенность в том, что каждый ребёнок имеет право быть таким, какой он есть, и у каждого ребёнка достаточно потенциальных сил для того, чтобы развиваться и быть счастливым. Развитие речевой активности происходит в том случае, если ребёнок творчески приспосабливается к изменениям окружающего мира. Для детей с проблемами в развитии речи раскрытие творческих возможностей особенно важно, так как их способности к адаптации и общению ограничены.
Игровая терапия – это приём, используемый для диагностики и лечения расстройств у детей с нарушением речи. Такие специальные игры дают детям возможность выразить себя во многих отношениях с гораздо большей искренностью и непосредственностью, чем в том случае, когда им задают какие-то прямые вопросы. Все игры должны быть выстроены так, чтобы четко прослеживалась тенденция к усложнению заданий, методов и приемов, а также словарного материала.
удовольствие от процесса игры.
И хотя все знают, что игра требует высочайшего напряжения сил, тем не менее, «играть» в отличие от «работать» и «заниматься», вовсе не трудно. Зная это, ребёнок вступает в игру открыто, без опасений и боязни, потому что принимает расхожее отношение к игре как к делу несерьёзному – такому, что не может поколебать его авторитет и подорвать репутацию. Увлечённый ходом игры, он забывает о своём авторитете, его вовсе не заботит внешнее впечатление от производимых действий. Он играет охотно.
В-третьих, любая игра содержит в себе элементы других видов деятельности, а значит, обладает возможностью приобщать ребёнка к какому-то виду деятельности, ещё им не освоенному. Вот почему игра – дело серьёзное с точки зрения развития ребёнка: через игру он вступает в мир человеческой деятельности уже в некоторой степени оснащённым подготовленным. В игре заложена возможность незаметно овладеть некоторыми умениями, необходимыми для познавательной, трудовой, художественной, спортивной деятельности, для общения. Зная эту особенность игры, в случаях дидактических затруднений, можно ввести в обучение игровые моменты, в ходе которых дети незаметно осваивают то, что было трудным ранее.
В-пятых, игра самый демократичный вид деятельности: здесь нет начальников и подчинённых, равенство гарантируется ролевым распределением, в игре все равны и испытывают удовлетворение от равенства, которого так недостаёт в социальном мире. Ребёнок в игре оказывается в демократическом окружении: никто не помнит о его неудачах, плачевном поведении либо блестящих успехах, отменном прилежании.
Игра – общение равных.
Отмеченные особенности придают игре особенное педагогическое значение, наделяя её ролью чрезвычайной:
игра – фактор развития ребёнка;
игра – способ приобщения к миру культуры;
игра – щадящая форма обучения ребёнка жизненно важным умениям;
игра – ознакомление ребёнка с широким спектром видов человеческой деятельности;
игра – мягкое корректирование воспитанности ребёнка, незаметное вовлечение его в ценностную палитру новых для него отношений;
игра – деликатное диагностирование социального развития ребёнка;
игра – способ педагогической помощи ребёнку в разрешении проблем, ставших перед ним в реальной повседневности;
игра – один из простых способов подарить ребёнку счастливые моменты переживаний радости жизни;
игра – простой и лёгкий способ формирования товарищества и дружбы между детьми, один из способов формирования гуманистической атмосферы в группе.
Как правило, дети с нарушением речевых функций страдают несформированностью не только речевых, но и когнитивных функций. Поэтому для качественной работы с детьми, имеющими нарушение речи, очень важно применять такую форму работы как игровая терапия в комплексе с другими методами, что позволяет составить ряд познавательных процессов: наглядно-образное и словесно-логическое мышления, памяти, внимания и прогностической деятельности.
В организации и управлении игровой терапией при формировании речевой деятельности можно выделить следующие правила:
1. Речевая игра должна приносить радость. Не следует заставлять ребёнка играть, нужно создать условия для возникновения интереса, проявления познавательной и творческой активности.
2. Оживить игру по развитию речи внесением нового материала, чтением сказки, изготовлением моделей и пусть дети фантазируют, придумывают новые способы уже знакомой игры.
3. Создавать в игре непринуждённую обстановку. Не сдерживать речевую активность детей.
4. Хвалить ребёнка даже за малейшие успехи, особенно если что-то получилось у него впервые.
5. Наблюдать, анализировать активность детей в овладении языком, с тем, чтобы помочь ему освоить новые языковые формы.
6. Строить свои взаимоотношения с детьми на взаимном доверии, искренне разделять их радость, успехи, показывать образцы организованной речи.
6. Социально-психологические игры.
В ыбирая игры для игровой терапии, обращаю внимание на те, которые по содержанию и назначению можно характеризовать как социально-психологические.
Больше всего дети с нарушением речи страдают от отсутствия или неразвитости своего внимания. Что такое внимание? Это сосредоточенность человека на каком-то реальном или идеальном объекте – предмете, событии, образе, слове. Внимание ребёнка зависит от “настройки” его на восприятие источника информации и самой информации. Регуляторами внимания могут быть любознательность и любопытство.
Среди других средств, воспитывающих внимание, не последнее место занимают игры – упражнения.
Ведущий просит ребят осмотреть групповую комнату или игровую площадку на прогулке и назвать как можно больше предметов начинающихся на букву “к” или “т”, можно не целые предметы, но и их детали. Далее можно попросить “засечь вниманием” круглые или полукруглые предметы, затем квадратные и прямоугольные. Далее – деревянные, потом металлические, затем – предметы из стекла. Можно обратиться к цвету, окраске предметов.
И гры со словами и слова очень важны, ведь владение словом – инструментом общения, мышления – неоценимое богатство. Каждое новое, осмысленное, запомненное слово как драгоценный камушек в сокровищнице человека. Ребёнок, в словарном запасе которого мало слов, теряется в сложном мире, беднеет духовно.
Детям абсолютно необходимы игры, специальные упражнения на слова, про слова, со словами.
Существуют готовые рифмованные загадки, в которых играющим необходимо отгадать только последнее слово, причём в рифму.
Все скороговорки не переговорить .
Игра-соревнование, в которой участники повторяют ту или иную скороговорку. Кто ошибся, к примеру, три раза, выбывает из игры.
И гры, развивающие память не маловажны для детей, т. к. память – это способность сохранять и воспроизводить в своём сознании прежние впечатления, опыт жизни, весь запас хранящихся образов, явлений жизни. Память связывает прошлое человека с его настоящим и будущим.
В се дети замечательные актёры, лицедеи с сотнями масок. Ребята любят изображать артистов, танцоров или подражать им. Дошкольникам помогает хорошее воображение – психологический процесс, который свойственен лишь людям. С помощью воображения они выстраивают образ средств и результатов своей предметной деятельности, создают программы своего поведения, придумывают заменители деятельности, т. е. представляют результаты деятельности, творчества ещё до их начала.
Воображение тесно связано с развитием речи. В воображении ребёнка почти всегда присутствует магическое “как будто бы”, детская мечта и фантазия связаны с их мышлением.
Считать, что есть творчески ограниченные дети – это глубокое заблуждение. Все дети изначально талантливы. Их просто необходимо раскачать, развивать их природные задатки. Эту задачу помогут решить так называемые “артистические” игры.
Изобрази без предмета.
Предложить детям, проявив воображение, проделать следующее (напоминаю, без предмета):
вдеть нитку в иголку;
подбросить и поймать мяч;
брать поочерёдно в руки холодный, тёплый, горячий предметы и т. д.
Двум (трём) группам даются небольшие сюжетные рассказы (сказки), необходимо прочесть их жестами, мимикой. Соперникам надо быстро догадаться, о чём идёт речь, перевести жесты на язык слов.
Ф изиологи специальными экспериментами подтвердили роль пальцев ребёнка как речедвигательного органа и объяснили причину этого явления.
В основу экспериментов была положена мысль о том, что в головном мозге двигательная речевая область является частью общей двигательной области; большой участок двигательной области “заведует” движениями кистей рук, и находится он рядом с участком “заведующим” движениями органов речи.
Расскажи стихи руками.
Для лучшего запоминания стихов, поддержания интереса, детям предлагаются карточки, где вместо слов напечатаны символы. Они должны произносить вслух обозначении символов одновременно изображая это руками.
Данного вида задания разнообразны по форме и содержанию, что помогает детям при подготовке к школе.
Учёные обследовали более 500 детей в различных детских учреждениях и установили закономерность: уровень развития речи ребёнка находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.
Поэтому не последнее место в своей практике отвожу пальчиковым играм, куда входит работа с пластилином, бумагой, крупой, природными материалами, нитками и т. п.
Комплекс игр с бумагой помогает моим воспитанникам узнать, как обычная бумага превращается в объёмные игрушки. Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, самолётиков и других фигурок. Бумага (особенно цветная) становится основой полезных и интересных игр. Например, вырезание различных фигур учит ребёнка уверенно пользоваться ножницами и знакомит с понятием о симметрии.
Д етям с нарушением мелкой моторики предлагаю регулярно заниматься с крупой: сортировать её, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцами, придавливать поочерёдно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения.
Практика показала, что все это оказывает прекрасное тонизирующее и оздоровляющее действие.
А вот развивать творческое воображение, зрительную память и цветоощущение у детей мне помогают игры-занятия по рисованию. Доказано на практике, что чем чаще ребёнок держит в руках карандаш или кисть, тем легче ему будет выводить свои первые буквы и слова.
Я предлагаю детям рисовать как на бумаге, так и на картоне, на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте, даю задания штриховать различные фигуры прямыми линиями, обводить рисунки по контуру, срисовать по образцу, продолжать заданный узор, дорисовывать вторую половинку изображения.
В играх со счетными палочками нашими помощниками становятся обыкновенные счётные палочки, карандаши или соломинки (если игру провожу на улицу). Нехитрые задания помогают детям развивать внимание, воображение, закреплять названия геометрических фигур.
В давнюю русскую игровую традицию уходит корнями игра в бирюльки. Бирюльками назывались мелкие предметы, которые высыпались горкой на стол. Задача игроков по очереди вытаскивать по одной бирюльке, стараясь не потревожить соседние. Выигрывает тот, кто к концу игры вытащит больше предметов. В этом соревновании ребёнок развивает терпение и выдержку, приобретает необходимую ловкость пальцев.
Драматизацию в своей практике использую как один из методов игровой терапии. Данная форма работы очень близка детям, т. к. им предоставляется возможность самостоятельно выбрать роль. Особенно подходящими для драматизации являются сказки, которые любят слушать дети. Среди детей моей группы есть такие воспитанники, играющие за всех персонажей, изображая сказку, а не просто пересказывают её. Такие игры я всячески поощряю и при возможности участвую в них.
Кто-то из детских писателей сказал, что у каждого ребёнка в глубинах его души спрятаны серебряные колокольчики. Надо их отыскать, затронуть, чтобы они зазвенели добрым и весёлым звоном, чтобы мир ребят стал светлым и радостным. Путь к этим колокольчикам отличен чисто детскими вехами, а ниточка, которая заставит их звенеть, – это увлекательные досуги, в том числе игровая терапия. Практически все игры просты и основаны на импровизации – бесценной импровизации детей.
Игровая терапия представляет собой разноцветные мгновения счастливой жизни ребят, где в игре приобретается тот опыт, который потом обязательно пригодится в жизни.
В основе игровой деятельности лежит уверенность в том, что каждый ребёнок имеет право быть таким, какой он есть, и у каждого ребёнка достаточно потенциальных сил для того, чтобы развиваться и быть счастливым. Развитие речевой активности происходит в том случае, если ребёнок творчески приспосабливается к изменениям окружающего мира.
Для детей с проблемами в развитии речи раскрытие творческих возможностей особенно важно, так как их способности к адаптации и общению ограничены. Выбирая игры, следует обращать внимание на те, которые по содержанию и назначению можно характеризовать как социально-психологические.
Большую роль в развитии языка детей играют взрослые. Он является посредником между предметом и ребенком, он способствует последовательному выделению отдельных предметов сознанием ребенка из окружающей сложной среды; он знакомит с наименованиями предметов. Это происходит в процессе самой жизни, в общении с представленными в ней вещами. Участие взрослого в свободных играх детей не может ограничиться организацией обстановки, подбором игрового материала. Взрослый должен проявлять интерес к самому процессу игры, давать детям новые, с новыми ситуациями связанные слова и выражения; разговаривая с ними по существу их игр, влиять на обогащение их языка. Руководя наблюдениями детей при ознакомлении их с окружающей средой, взрослый должен содействовать тому, чтобы наблюдаемая детьми жизнь стимулировала их к воспроизведению в игре, а стало быть, и в языке, своих положительных, лучших сторон.