у евреев какой год идет сейчас

У евреев какой год идет сейчас

у евреев какой год идет сейчас. 05978360. у евреев какой год идет сейчас фото. у евреев какой год идет сейчас-05978360. картинка у евреев какой год идет сейчас. картинка 05978360

Очень часто при упоминании какой-нибудь важной для иудеев даты следует почти обязательное уточнение, что данное событие произошло или отмечается тогда-то «по еврейскому календарю». При более детальном ознакомлении с понятием выясняется, что он является в Израиле официальным, хотя параллельно с ним там действует и общепризнанный григорианский. Однако все важнейшие даты отмечаются, сообразуясь исключительно с собственным календарем. И тому есть объяснение.

у евреев какой год идет сейчас. 00689210. у евреев какой год идет сейчас фото. у евреев какой год идет сейчас-00689210. картинка у евреев какой год идет сейчас. картинка 00689210

Еврейский календарь в настоящее время является едва ли не старейшим из всех действующих. В нем используется лунно-солнечный цикл, некогда разработанный шумерами. Правда, народ Моисея вставили в него свои дополнения. В продолжение тысячелетий туда вносились определенные коррективы. В настоящее время действует, так называемый, упорядоченный календарь, по которому празднуются все еврейские праздники, в синагогах читаются соответствующие моменту главы из Торы, проставляются даты в документах и многое другое.

Основным моментом всего иудейского календаря считается новолуние. Первым новолунием мироздания стал понедельник 7 октября 3761 года до н.э. Событие случилось в 5 часов и 204 части пополудни (в современном исчислении это соответствует 17 часам 11 минутам 20 секундам). Не следует, однако, древние еврейские часы автоматически сравнивать с нынешними. Если для современного времяисчисления взята шумерская база, то иудеи создали собственное время. Час у них имеет не 60 частей, а 1080, причем каждая из них в свою очередь делится еще на 76 мгновений.

Стандартный еврейский год состоит из 12 месяцев. Начало каждого из них также определяется по новолунию. Месяц считается начавшимся, едва на небе появится тонкий серп молодой Луны. Предыдущий цикл заканчивается в этот же самый момент. Однако точный лунный цикл вокруг Земли занимает 29,5 дней, и мудрецы учли это. Они составили календарь, в котором чередуются 30-дневные месяцы с 29-дневными. Первые именуются полными (ходешмале), а вторые – неполными (ходешхасер). В итоге длина лунного года у евреев составила 353-355 дней.

Однако астрономический год длится 365 дней с небольшим, поэтому в чисто лунном календаре начинают накапливаться неточности. И тут великие умы нашли выход: они просто стали добавлять еще один месяц – 13-й. Такие годы называются «ибуршана» или обремененные. В промежутке между месяцами Шват и Адар, они вставляют еще Адар Алеф. Тогда стандартный Адар превращается у них в Адар Бет, после чего все дни приходят в норму, и последующие религиозные праздники отмечаются в положенное им время. Обремененный год длится уже 383-385 дней.

А что же это за еврейский календарь и в чем его особенности? Дело в том, что Новый год (Рош а-Шана) имеет строго ограниченное количество дней недели для своего начала. Разрешенными днями для начала года являются понедельник, вторник, четверг и суббота. Среда, пятница и воскресенье исключаются. Причиной тому является суббота – день, в который иудеям запрещается производить любые работы. Если же нарушить эту традицию, то подготовка к некоторым религиозным иудейским датам придется именно на субботу. При необходимости астрономы банально «удлиняют» предыдущий год на один день, назначая искомое новолуние на следующий день.

Учитывая, что еврейское исчисление длится в продолжение уже нескольких тысячелетий, его условно разделили на три периода. Первый из них – библейский, занявший период от Моисея до Ездры и Неемии. Это, примерно, 1500-450 годы до н.э. Все праздники в это время определялись по состоянию молодой Луны. Следующий период – послебиблейский, длившийся до момента разрушения римлянами второго Храма в 70 году н.э. Тогда даты праздников определялись уже комплексным методом. Теперь стали учитываться как положение Луны, так и Солнца.

Сейчас длится талмудический период, окончательно оформившийся к 500-м годам н.э. В нем даты иудейских праздников вычисляются исключительно математическим методом. Данное положение дел было документально оформлено в 359 году особым постановлением в период правления Гилеля II. Впрочем, несмотря на смену способа исчисления, еврейский календарь полностью сохранил свою главную особенность. В нем, в отличие от григорианского периодического календаря, нет повторения циклов. Единственным повтором является разве что добавка 13-го месяца каждый 7-ой год 19-летнего цикла.

Источник

Календарь библейско-еврейский и иудейский

Календарь библейско-еврейский и иудейский. – О делении и счислении времени у библейских евреев – суточном, недельном, месячном и годичном, о названиях месяцев в допленную пору библейской истории (в Библии сохранились лишь 4 этого рода названия: Авив для первого месяца, Зив – 2-го, Афаним или Эганим – 7-го и Бул – 8-го, – названия хананейские или финикийские) и после плена (вавилонские названия, доселе сохраняющиеся у евреев: Нисан ­­ у нынешн. евреев Нисон, Йаер ­­ Ииор, Сиван ­­ Сивон, Тамуз, Аб ­­ Ов, Элул, Тифри, Мархешван ­­ Хэшвон, Кислев или Каслев ­­ Кислейв, Тевет ­­ Тейвес, Шеват ­­ Швот, Адар ­­ Адор), о делении года по временам или сезонам можно читать в ст. „Времясчисление библейское“ в III т. „Богосл. Энциклопедии» (1902); стлб. 1033–1037. Равным образом о лунном (а не солнечном) характере библейско-еврейского года, о 12-ти-месячном составе простого древнееврейского (и 13-месячном – високосного) года, о начале его с весны – с месяца Нисана (а не с осени – с Тисри) было сказано в статье „Год библейский“ в IV т. „Энциклоп.“ (1903 г.), стлб. 456–462. Если там была речь о времяопределении, которое принято называть астрономическим ( – астрономическая хронология рассматривает различные более или менее закономерно повторяющиеся небесные явления, как средство и масштаб счисления времени – ), то здесь будет сказано о технической или исторической стороне библейско-еврейского и иудейского времясчисления или собственно календаря, т. е. об употреблявшихся у древних евреев средствах согласования астрономического времени с удобствами повседневного обихода. В этом отношении история библейско-еврейского и иудейского календаря распадается на три периода: 1) библейский период, обнимающий свыше 1000 л., от Моисея до Ездры; 2) период второго иерусалимского храма – до 70 г. по р. Хр., и 3) талмудический период от 70 г. до 500 г. по Р. Хр. В первый период календарные сведения евреев всецело и исключительно опирались на непосредственные наблюдения фаз луны и состояния солнца, во второй период начала месяцев, праздников и сезонов определялись частию по прежнему, путем непосредственных наблюдений небесных явлений, частию же по вычислениям [А. Л. Гаркави утверждает (Исторические очерки караимства в книжках журнала „Восход“ 1897 г., № 5, стр. 121–122), что «уже во время второго иерусалимского храма. потребовалось заменить первобытный способ наблюдения новолуния. более рациональным способом астрономических вычислений, каковой реформе противились саддукеи и боэтосцы“ (боэтузеи), по принимается с большею несомненностию только одно, что определенный астрономический календарь был введен Гиллелом II в 4118 году иудейского счисления или в 358 г. по р. Хр. (см. В. Zuсkеrman, 8. 4,1. 13; ср. у Dr. Н. Graetz, Geschichte der Iüden IV, Веrlin 1 1853, S. 552–553: Note 58). – Н. Н. Г.], в третий период – исключительно этим последним, математическим способом.

В IV веке по р. X. раввин Гвллел II ввел у евреев, доселе существующее у них, греческое Меф(т)онское времячисление, в основе которого лежит так называемый малый лунный цикл в 19 лет с 7-ю високосными (вставочными) годами (3-й, 6-й, 8-й 11-й, 14-й, 17-й, 19-й). Известен и большой лунный цикл в 76 лет. Ныне, спустя свыше 1500 лет со времени окончательной установки еврейского календаря, времясчисление еврейское, конечно, не вполне совпадает с астрономическими вычислениями нашего времени, но ошибка эта, может быть, не настолько значительна, чтобы могла вызывать в еврействе попытки исправления своего календаря. Караимы держатся того же календаря, что и талмудисты; только делят час на общепринятом основании и иначе определяют новолуние.

[В некотором соотношении с календарем библейско-иудейским стоял и календарь христианско-церковный, о котором Rught Rev. Bishop. Arthur John Maclean у I. Нastings в А. Diсtionary of Christ and the Соspels I, Еdenburg 1906 г. 251Б – 264а, где обозреваются: христианская неделя („день Господень», среда и пятница, суббота); год со стороны Пасхи (имя, древнейшее празднование ее, „Четыренадесятники», определение дня Пасхи – пасхальные циклы, пост перед Пасхой, Вербное воскресенье, Великий четверг, пасхальная неделя), Пятидесятницы и Вознесения Господня (имя „Пятидесятницы» и связь ее с Вознесением), Рождества и Богоявления (их происхождение, рождественский пост), Принесения Богомладенца-Христа во Храм; памяти святых и пр.; обзор праздничных циклов по древнехристианским памятникам; литература предмета. – Для византийского периода см. в диссертации Arthur Меntz. Веiträge zur Osterfestberechnung bei den Byzantinem, Königsberg i. Pr. 1906].

Источник

Еврейский календарь

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Оглавление

Еврейский календарь — солнечно-лунный [↑]

В основу еврейского года положены два принципа — цикл луны и цикл солнца.

Уже несколько тысяч лет назад еврейский календарь абсолютно точно синхронизировался с солнечным в соответствии со знаниями, полученными Моше на Синае (и позднее записанными в Талмуде).

По солнцу отсчитывают дни, при этом день — это промежуток времени между заходами солнца. В каждых сутках — по определению — двадцать четыре часа.

По солнцу отсчитываются и годы. Помимо суточного цикла, у него есть годичный цикл.

Оно представляется нам удаляющимся от точки зенита в течение полугода — с середины лета до середины зимы, когда дни сокращаются, а ночи удлиняются, — и поднимающимся к зениту, начиная с середины зимы и до середины лета, когда удлиняются дни, а сокращаются ночи. С того момента, как солнце минует зенит, до того дня, когда оно снова возвращается в него, проходит — по определению — ровно год, равный приблизительно 365 дням и 6 часам.

Понятие месяца связано исключительно с понятием «фаз луны». С момента, когда на небе появляется новый месяц, и до того момента, когда, став полной и вновь ущербной, луна «рождается» вновь, проходит ровно месяц.

Понятие «солнечный месяц» не имеет смысла — солнечные «месяцы» ничем не отделены один от другого. Аналогично, для луны не существует «года».

Еврейский год состоит из 12-ти месяцев, начало которых устанавливается по новолунию («молад»). Продолжительность месяца определяется средним промежутком времени между новолуниями и составляет 29 дней, 12 часов и 793/1080 частей часа (29 дней, 12 часов, 44 минуты и 3 и 2/3 секунды).

Первый день каждого месяца — новомесячье — называется «Рош Ходеш».

В эти дни в молитвы добавляют просьбу, чтобы месяц принес добро и счастье. Стараются провести эти дни радостно; принято устраивать семейные трапезы.

Месяц Нисан — всегда весной [↑]

Итак, в еврейском календаре за основу приняты лунные месяцы, но приведены они к солнечному году, чтобы сезоны (зима, весна и т.д.) не смещались по месяцам, как это происходит в чисто лунных календарях (например, у мусульман).

Когда Тора заповедала Израилю освящать начала месяцев и первым месяцем сделать Нисан («Этот месяц для вас — глава месяцев», см. книгу Шмот, 12:2), она указала также: «Оберегай этот весенний месяц и совершай Песах Г-споду Б-гу твоему» (Дварим, 16).

Иными словами, устанавливая начало каждого месяца в соответствии с фазами луны, мы должны также следить за тем, чтобы Нисан всегда оставался весенним месяцем.

Однако, как уже говорилось, солнечный год равен приблизительно 365 дням и 6 часам. Лунный месяц равен 29 дням 12 часам 44 минутам и 3 и 2/3 секунды. Если умножить это число на двенадцать, получится 354 дня, 8 часов, 48 минут и 40 секунд. До полного солнечного года не хватает 10 дней 21 часа 11 минут и 20 секунд.

Чтобы компенсировать накопившийся сдвиг, в еврейском календаре предусмотрены «високосные» года: после нескольких обычных лет к году прибавляют тринадцатый месяц.

Точность календаря: передача по традиции [↑]

Как известно, пока существовал Санhедрин [Синедрион — Великий суд], начало нового месяца устанавливалось по свидетельству двух очевидцев, заметивших момент появления новой луны.

Люди, которые видели новую луну, приходили в бейт-дин [еврейский суд] в Иерусалим и сообщали об этом. Требовалось не менее двух таких свидетелей. Их подробно расспрашивали, и, если ответы были убедительны, бейт-дин объявлял Рош Ходеш — начало нового месяца.

С другой стороны, в Талмуде, в трактате «Рош hа-Шана» (25а) сказано:

«Однажды двадцать девятого числа [одного] месяца небеса были закрыты облаками и показалось что-то вроде лунного серпа. Народ думал, что это начало месяца, и раввинский суд хотел объявить Рош Ходеш. Сказал рабан Гамлиэль: “Такое предание у меня от дома отца моего отца. Не может быть новой луны раньше, чем прошло двадцать девять с половиной дней и две трети часа и семьдесят три тысяча восьмидесятых части часа [половина дня — это полсуток, а в сутках — двадцать четыре часа, отсчитываемые по солнцу, ибо, как сказано, “солнце знает свой заход” — в отличие от луны]. Поэтому я не принимаю свидетелей — облачко им показалось луной”.

В тот день умерла мать у Бен-Заза, и рабан Гамлиэль держал большую речь. Не потому, что она была великим человеком, а для того, чтобы народ знал, что новый месяц не объявлен, — в новомесячье не говорят траурных речей».

Рабан Гамлиэль ясно сказал: «Такое предание… от дома отца моего отца». А откуда знали это отец его отца и их предки? От Моше. Моше же это знание получил прямо от Всевышнего.

Итак, у нас есть предание, гласящее, что Луна совершает один оборот вокруг Земли за 29 дней 12 целых и 793 / 1080 часа (2 / 3 + 73 / 1080 = 793 / 1080).

Кроме того, у нас же есть предание, что за время, когда Земля совершит 19 оборотов вокруг Солнца (то есть за 19 солнечных лет) Луна сделает 235 оборотов (то есть пройдут 235 лунных месяцев). Сегодня эти 19 лет называют циклом Метона (по имени греческого ученого, впоследствии пришедшего к этой цифре в результате расчетов).

На этих двух преданиях и строится еврейский календарь.

Получается, что каждые 19 лет солнечное и лунное время как бы совпадают, то есть каждые 19 лет на ту же дату европейского календаря приходится определенная дата календаря еврейского.

Так, каждые 19 лет первый день Тамуза приходится на 13 июня (скажем, 1972 года, 1991 года и т. п.).

Иногда возникает смещение на день из-за того, что мы все время оперируем долями суток, а в действительности живем полными сутками.

По этой же причине и лунные, и солнечные месяцы бывают разной длины — не 29 дней с дробью, а 29 ровно — в одном месяце и 30 — в другом [в еврейском календаре первые называются «неполными», вторые — «полными»].

Полные и неполные месяцы [↑]

Полные и неполные месяцы обычно следуют друг за другом, чередуясь.

Если месяц — неполный, он продолжается 29 дней, а следующий за ним день — новомесячье, Рош Ходеш. В таком случае Рош Ходеш празднуется один день.

Если месяц «полный» (т.е. в нем 30 дней), то последний его день (30-й) тоже объявляется «Рош Ходеш» следующего месяца, у которого, таким образом, будет два дня «Рош Ходеш».

Обычно Тишрей — полный месяц, а Хешван — неполный, Кислев — полный, Тевет — неполный, Шват — полный, Адар — неполный, Нисан полный, Ияр — неполный, Сиван полный, Тамуз — неполный, Ав — полный, Элул — неполный.

Почти всегда за полным месяцем следует неполный. Все праздники, кроме одного, приходятся на полные месяцы. Осенние праздники — на Тишрей, праздник Ханука — на Кислев, Новый год деревьев (Ту би Шват) — на Шват, Песах — на Нисан, праздник Шавуот — на Сиван. На полный месяц приходится и Девятое Ава — день, который в будущем превратится в праздник.

Только Пурим празднуют в неполном месяце Адаре, но он установлен в память о событиях, происшедших за пределами Эрец Исраэль.

Почему полные и неполные месяцы чередуются? Вспомним, что продолжительность лунного месяца — 29 дней 12 часов 44 минуты и три с лишним секунды. А поскольку месяц, как требует того Тора, состоит из целого числа дней (она называет его «месяцем дней»), то, чередуя полные и неполные месяцы, мы восполняем двенадцать часов до суток, отнимая эти часы у неполного месяца и присоединяя их к полному.

Поскольку и в этом случае все же остается избыток — лишние сорок четыре минуты с лишком — с течением времени он накапливается и становится сравнимым с сутками. Чтобы уравновесить этот накопившийся избыток, два месяца подряд — Хешван и Кислев — дважды на протяжении девятнадцатилетнего цикла объявляются полными.

Что же касается високосных лет, то первый месяц Адар всегда бывает полным, а второй — Адар шени — всегда неполный. Новомесячье первого Адара, соответственно, продолжается один день, а второго — два дня. Рош Ходеш месяца Нисан всегда празднуется один день.

Високосные годы в 19-летнем цикле [↑]

Если разделить 235 месяцев на 19 лет, мы получим 12 месяцев в году и остаток в 7 месяцев.

Значит, чтобы закрепить месяцы по временам года (как это получается в солнечном календаре), надо установить 12 обычных лет по 12 месяцев и 7 високосных — по 13 месяцев. 144 (12 X 12) и 91 (7 X 13) в сумме — 235. На 19 солнечных лет будут приходиться 12 обычных и 7 високосных лунных лет.

Как распределить 7 високосных лет в девятнадцатилетнем периоде с минимальной погрешностью?

Разница между продолжительностью обычного солнечного года (примерно 365 дней и 6 часов) и обычного лунного года (примерно 354 дня) — около 11 дней. За 3 года она составит 33 дня, то есть около месяца. В течение 6 лет разница составит 11 X 6=66 дней (точнее, 65 с небольшим). Через 8 лет отставание от солнечного года образует уже неполных 88 дней. И так далее. Именно в эти годы удобнее всего добавить по месяцу.

Так евреи и поступили — третий, шестой, восьмой, одиннадцатый, четырнадцатый, семнадцатый и девятнадцатый годы они сделали високосными. И праздник Песах всегда остается весенним месяцем.

В високосном году добавляется тринадцатый месяц — «Адар бет» — дополнительный месяц Адар. В этом случае первый Адар («Адар Алеф») содержит 30 дней, а второй («Адар бет») — 29.

Но если мы можем пользоваться такими расчетами, зачем нам свидетели?

Это сложный вопрос, на который мы сейчас отвечать не будем. Отметим только, что эти два процесса: наблюдения и расчеты — всегда велись параллельно, а результат утверждался Большим Санhедрином.

Согласно Рамбану, тот, основанный на расчетах календарь, которым мы пользуемся сегодня, был утвержден последним действовавшим судом.

Кстати, цифра, которой рабан Гамлиэль определяет продолжительность лунного месяца, — обобщенная, поскольку промежуток между двумя новолуниями не всегда одинаков. По ряду причин он колеблется между 29,25 и 29,83 дня. Как ни ничтожна эта разница, за тысячелетия, однако, набежит немало! Значит, в календарных и астрономических расчетах без знания средней продолжительности лунного месяца не обойтись. И евреям она была известна по устному преданию.

Поразительная точность еврейской традиции [↑]

Надо сказать, что эту величину можно установить эмпирически. Разумеется, простое зрительное наблюдение за временем появления новой луны здесь не годится, потому что при этом нельзя ручаться за точность.

Ученые воспользовались двумя полными солнечными затмениями, совпавшими с новолунием и выбранными так, чтобы их разделял большой временной интервал (статистически значимое число месяцев).

Время появления новой луны в момент полного солнечного затмения можно указать точно. Такое случалось в истории пятнадцать раз. Тринадцать раз никто не уделил этому событию внимания. Но четырнадцатое затмение было предсказано Фалесом. Оно произошло в точно известное время: 28 мая 585 года до н. э. Пятнадцатое затмение произошло также в точно установленное время: 22 сентября 1968 года, т.е. спустя 932221,9 дня, или 31568 месяцев.

Разделив первую цифру на вторую, мы получим среднюю продолжительность лунного месяца. Она равняется 29,53059 дня, или 29 дням 12 часам 44 минутам 3 секундам.

Переведя часы, названные рабаном Гамлиэлем, в доли суток, мы получим цифру 29,5305941 — в точности равную цифре, названной в «Истории календаря и хронологии», из которой исходили ученые, рассчитывая полет на Луну!

Листая эту книгу, можно поразиться: всем народам без исключения время от времени приходится календарь «поправлять». И только у евреев ничто в календаре не меняется уже свыше 3300 лет. Это единственный такой календарь в мире!

У римлян каждые три-четыре года добавляли месяц мерцедоний, состоявший из 23 или из 24 дней. Это делалось произвольно и зависело от решения жрецов-понтификов, исходивших при этом из каких-то своих интересов.

Из современных календарей более или менее точен григорианский.

Несколько мнений о еврейском календаре [↑]

А вот несколько мнений о еврейском календаре.

Пишет раби Йеhуда hа-Леви (Кузари, 2:64): «Разве это не удивительно? Исчисление времени, которое было принято домом Давида и основано на наблюдении фаз луны, не подвергалось изменениям вот уже более тысячи лет. Для греческих и других систем исчисления потребовались поправки и добавления каждые сто лет, но наша система осталась неизменной, ибо в основе ее — пророчество».

Пишет раби дон Ицхак Абрабанель, министр финансов Испании конца XV века, крупнейший авторитет Торы (комментарий к книге «Шмот», 12): «Когда Птолемею рассказали о еврейском счете времени, он изумился и произнес: “Это доказывает, что было пророчество у евреев”».

Еврейские месяцы [↑]

Ниже приводим список еврейских месяцев с обозначением их «созвездий» (места на небосводе, где находится солнце в данном месяце) и примерным (очень примерным) соответствием грегорианскому календарю:

Месяц НИСАН — Овен (ТАЛЕ) — апрель

Месяц ИЯР — Бык (ШОР) — май

Месяц СИВАН — Близнецы (ТЕОМИМ) — июнь

Месяц ТАМУЗ — Рак (САРТАН) — июль

Месяц АВ — Лев (АРЬЕ) — август

Месяц ЭЛУЛЬ — Дева (БЕТУЛА) — сентябрь

Месяц ТИШРЕЙ — Весы (МОЗНАИМ) — октябрь

Месяц ХЕШВАН — Скорпион (АКРАВ) — ноябрь

Месяц КИСЛЕВ — Стрелец (КЕШЕТ) — декабрь

Месяц ТЕВЕТ — Козерог (ГДИ) — январь

Месяц ШВАТ — Водолей (ДЛИ) — февраль

Источник

Праздник еврейский, год — общий

Сегодня вечером евреи отмечают праздник Рош а-Шана – еврейский Новый год, как его чаще всего называют. У нас он 5782-й — мы счет ведем от сотворения мира.

Строго говоря, с шестого дня этого процесса — когда Бог создал Человека, дал ему жену, поселил их в райском саду на всем готовом. И они в течение того же длинного дня, со свойственной нам благодарностью, нарушили единственный данный им запрет — согрешили. В тот же день состоялся Божественный суд над Адамом и Евой, в результате которого они, а вслед за ними и мы все оказались на земле.

Согласно еврейской традиции, с тех пор в этот день, то есть 1-го числа месяца Тишрей, в первый день нового года, на небесах проходит суд над всеми живущими на земле, суммируются добрые и дурные дела, совершенные каждым из нас за год, и выносится приговор – кому на земле оставаться, а кому придется покинуть этот мир в наступающем году.

То есть еврейский Новый год – это день суда. И первая реакция на это со стороны — какое, мол, чудачество: над ними суд, а они празднуют!

Однако не стоит особо сторониться. По нашим понятиям, суд идет над всеми – не только над евреями, а то что, в основном, лишь евреи на нем сосредотачиваются, — не факт, что это не касается других.

Многим просто невдомек, насколько они, сами того не подозревая, следуют еврейским канонам. Почему в неделе семь дней и последний из них – выходной? Потому что так договорились – для удобства? Как бы не так! Евреям это было предписано Торой: потому что Всевышний за шесть дней создал мир и в седьмой отдыхал – делайте и вы так, для вас это закон. От евреев это перешло к окружающим народам. Не без неприятия сначала: особенное сопротивление, даже насмешки и обвинения в лени вызывал отказ от работы на целый день каждую неделю, — но прижилось, как свое.

А почему День знаний – начало учебного года — практически во всем мире 1 сентября? Год вон начинается с Рождества: перед ним или после, в зависимости от конфессии, во всяком случае, 1 января. А учебный год – повсеместно – с 1 сентября, с первого дня первого осеннего месяца.

Почему так? Не потому ли, что так испокон веков заведено у евреев? И у них с этим никакой путаницы нет. Год начинается с первого дня первого осеннего месяца – с 1 тишрея. И учебный год – тоже.

Праведные евреи, как известно, должны учиться всю жизнь, и учат они Тору. Этот обязательный всеобуч введен ни много ни мало 2600 лет назад, когда первая большая группа евреев вернулась на родину из вавилонского плена и приступила к строительству Второго Храма. Их вождь и предводитель – законоучитель Эзра — был обескуражен невежеством остававшихся в Иудее соплеменников – не с кем было восстанавливать народ. И он решил его образовать – ввел публичные чтения глав из Торы с обязательным присутствием.

Это стало законом. Впоследствии установили годичный цикл чтения Торы. То есть весь свиток поделен на недельные главы, которые заканчивают читать после завершения осенних праздников, начинающихся с Рош а-Шана, и с последнего из них – праздника Симхат-Тора — начинают читать заново, от начала, с первой главы книги «Бе-решит», что означает «Сначала», — так начинается библейская книга «Бытие».

Это происходит последние две с половиной тысячи лет во всех синагогах, школах с самой низшей ступени, где с III в. н.э. занимались все еврейские мальчики с 3-летнего возраста, до академий и просто семей, в которых чтут традицию. Учебный год начинается по завершению осенних праздников с первой главы Торы. Когда школы, а потом академии и университеты появились в остальном мире, эту цикличность приняли как давно опробованную и они, — учебный год у школяров, бурсаков, студентов, да хоть лицеистов тоже стал начинаться с первого месяца осени.

Так и осталось в традиции – уже своей, никто не помнит, с кого началось. Может, когда-нибудь будет заимствована как своя еврейская традиция раскаяния и примирения, предписанная евреям в канун Рош а-Шана и первых десяти дней нового года, когда подписанный нам приговор проходит апелляцию и утверждение, и мы называем этот период Днями трепета.

То есть – это сейчас. Уже можно. Ведь, как уже было сказано, суд идет над всеми. Опрометчиво, если беспокоятся о нем только евреи.

Так что желаю всем – хорошего и сладкого года. 5782-го. Какая разница, какой у кого номер года, если нам все равно проживать его вместе?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *