у хантов какая религия
Какая вера у народа ханты
Народ ханты относится к числу коренных народов Западной Сибири. Его представители причисляют себя к православным, однако, при этом до сих пор для него характерен религиозный синкретизм.
Так, например, верховного бога, именуемого Нум-Торум, здесь ассоциируют с Николаем Угодником, ведь именно к нему обращаются верующие, если нужна помощь в конкретном деле.
Кроме того ханты иногда мажут кровью жертвенных животных губы святых, изображенных на православных иконах.
Большинство хантов причисляет себя к православным
Ханты — это коренной малочисленный угорский народ, проживающий на севере Западной Сибири, в основном в Ханты-Мансийском автономном округе. Самоназвание ас хоят означает обские люди.
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра (ХМАО – Югра) — субъект Российской Федерации, входящий в состав Тюменской области. Находится в Уральском федеральном округе.
Это регион проживания хантов и манси, их родина. Кроме того, хантымансийский автономный округ известен как основной нефтегазоносный район России.
Религиозные организации в ХМАО, график. Ханты-Мансийский автономный округ — это многоконфессиональный российский регион. Фото: xn—-7sbcddjky1cb1acy4l.xn--p1ai
Для того, что понять, какая вера у народа ханты, необходимо знать, что на 2012 год 38,1 % населения Югры придерживается православия.
Кроме того, 5 % христиане других деноминаций, 1 % населения указали, что придерживаются славянского родноверия и старообрядчества, остальные — последователи религий народов российского Севера (в основном это ханты и манси).
В регионе доля мусульман составляет 11 %. В основном это татары. Кроме того, 23 % населения заявляет, что они сторонники духовности без религиозной идентификации, 11 % объявляют себя атеистами. 10,9 % не дали ответа на вопрос о своей религиозной или атеистической идентификации.
Тотемизм и шаманизм — традиционные верования народа ханты
Основа мировоззрения хантов и манси — восприятие мира как живого: явления и предметы природы (камень, дерево, огонь и др.) — живые, если они двигаются или похожи на человека, то есть анимизм.
Кроме того, для традиционных верований хантов характерен тотемизм, промысловой культ, культ медведя, культ предков и семейных охранителей, а также шаманизм.
Согласно верованиям хантов и манси, мир населен духами и сверхъестественными существами: антропоморфные образы стихий и явлений природы (солнце — Хотал-эква, Хотал-ими, луна — Этпос-ойка и т.д.), хозяева леса, воды, лесные духи и великаны, хозяева верхнего и нижнего миров, призраки умерших, зооморфные духи и пр.
Православная Церковь Воскресения в Ханты-Мансийске. Православие является сегодня доминирующей религией в Ханты-Мансийском автономном округе. Шаман у народа ханты.
Шаманизм, анимизм и тотемизм составляют основу религиозных верований народа ханты
Мир, по версии ханты, состоит из трех сфер: небо — Нуми-Торум, земля — Калтащ-эква, его жена, подземный мир — куль-отыр. Предками фратрий у северных хантов были медведь и зайчиха (фратрий Пор и Мось).
Праздники в их честь проводятся и в наши дни. Священные места у хантов раздельные для мужчин и женщин: на мужских (около кедра, лиственницы, ели) приносили кровавые жертвы (оленя, лошадь, теленка), на женских (в березовых рощах) — бескровные (пища, лоскутки ткани, фигурки из материи).
Промысловый культ выражается в подставных именах зверей, особом отношении к их костям, к необычным животным (альбиносам, шестипалым зверям, «рогатым щукам»), в культе духов леса и воды, жертвоприношениях до и после промыслов.
В основе медвежьего культа лежат мифы о рождении женщины от медведицы. Обряды в честь медведя проводили во время «медвежьего праздника», который празднуется периодически (раз в 7 лет с последующим семилетним перерывом), а также по случаю удачной охоты на медведя
Подготовка в Медвежьему празднику, Югра. До сих пор у хантов сохраняются в быту элементы язычества. Они проявляются, например, при праздновании национальных праздников. Фото: national-travel.ru
Семейными духами-покровителями у хантов считаются предки генеалогических групп или умершие предки (их представляли изображения умерших). Под влиянием христианства и в результате борьбы с традиционными верованиями шаманизм у хантов практически не сохранился.
В наше время количество последователей традиционной религии ханты составляет не более 1% населения ХМАО. При этом в их среде сохраняются промысловые обряды, Мойпар як (Медвежий праздник) после охоты на медведя, семейные обряды (особенно похоронно-поминальные).
Местной интеллигенцией предпринимаются попытки возрождения традиционной религии народа ханты
Православные ханты объединены вокруг Ханты-Мансийской митрополии
Православные ханты объединены в составе Ханты-Мансийской митрополии, действующей в административных границах Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. Она образована решением Священного Синода Русской православной церкви 25 декабря 2014 года и включает в свой состав Ханты-Мансийскую и Югорскую епархии.
Главой её назначен митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел. Всего же 36% населения республики считает себя православными.
Православная Церковь Воскресения в Ханты-Мансийске. Православие — доминирующая религия в Ханты-Мансийском автономном округе. Фото: upload.wikimedia.org
Ханты-Мансийская епархия была образована 30 мая 2011 года решением Священного синода с выделением её из составаТобольско-Тюменской епархии. Тогда же Епископом Ханты-Мансийским Синод избрал архимандрита Павла (Фокина), настоятеля Свято-Николаевского ставропигиального прихода Рима.
В епархии 156 храмов, молитвенных домов, молитвенных комнат, часовен. В стадии строительства в Ханты-Мансийской епархии сегодня 47 храмов и часовен. В честь иконы Божией Матери «Умиление» женский монастырь. Количество клириков — 118.
Югорская епархия — епархия Русской православной церкви в административных границах Белоярского, Березовского, Кондинского, Октябрьского, Советского муниципальных районов, городов окружного значения Югорск, Нягань, Урай Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. Входит в состав Ханты-Мансийской митрополии.
Образована 25 декабря 2014 года решением Священного Синода Русской православной церкви путём выделения части территории Ханты-Мансийской епархии. Епископом Югорским и Няганским был избран архимандрит Фотий (Евтихеев), клирик Иркутской епархии. Хиротония состоялась 15 февраля2015 года.
Семья хантов. В наше время большинство хантов считает себя православными. Фото: upload.wikimedia.org
Необходимо отметить, что для хантыйского православия характерны черты религиозного синкретизма и дуализма. Так до сих пор, особенно в глубинке, ханты сочетают православные обряды с языческими.
Это проявляться, например, в том, что часто ханты мажут кровью уста на православных святых на иконах, отождествляя их с языческими божками. Кроме того, ими также отмечаются языческие праздники, например, Медвежий праздник.
Православное духовенство выступает протии таких обычаев, но как-то повлиять на существующее положение не может.
Протестанты в ХМАО находятся под особым контролем властей
Протестанты стали проникать на территорию современного Ханты-Мансийского автономного округа в XVI-XVII веках через военнопленных и российских чиновников-выходцев из западноевропейских стран. Так, например, Первая лютеранская община в Сибири была создана в 1718 г. в Тобольске шведскими военнопленными.
Одним из ее духовных руководителей был видный религиозный деятель XVIII в. пастор Г.Ф. Вайзе. С окончанием Северной войны основная масса военнопленных покинула Тобольск.
Евангелическая Церковь Ханты-Мансийск
Позднее количество верующих различных протестантских деноминаций пополнилось за счёт ссыльных, которые были направлены в Югру для отбытия наказания. Особого влияния эти общины не имели и были малочисленны.
Среди коренного населения — ханты и манси они не имели никакого влияния, так как практически все они считали себя православными. Таким образом, протестанты в Югре были замкнутой этнорелигиозной группой.
В 1980‑е – начале 1990‑х гг. протестантские общины в ХМАО переживали сложное время. Связанно это было с тем, что началась массовая эмиграция её членов в страны Западной Европы.
Примерно в середине 1990-х годов протестантизм стал активно развиваться, так как получил финансовую поддержку от различных зарубежных организаций. Особую роль в этом играли Ммиссионерские экспедиции», в которых принимали участие проповедники из России, Украины, Финляндии, Швеции и США.
Многие церкви и группы были созданы Евангельской ассоциацией Билли Грэма, миссионерским поездом церкви «Слово Жизни», который возглавлял пятидесятник из Швеции Карл Густав Северин.
Карл Густав Северин, известный шведский миссионер-пятидесятник. Карл Густав Северин сыграл большую роль для укрепления в Югре позиций христиан-евангелистов. Фото: cnl.news
В наши дни в Ханты-Мансийском автономном округе существует крупное Объединение церквей христиан веры евангельской (пятидесятников) (ХВЕ) с центром в Нижневартовске (во главе с пастором церкви «Слово Жизни» Виктором Витюком).
Кроме того, в Югре также представлены религиозные общины баптистов, меннонитов, методистов, адвентистов и т.д.
Власти ХМАО проводят жесткую политику по отношению к протестантам, подозревая их в экстремизме. При этом необходимо отметить, что протестанты составляют 35% населения автономного округа.
Ислам стал распространяться среди хантов ещё в Средневековье, но особого распространения не получил
Согласно исследованиям российского тюрколога Николая Фёдоровича Катанова попытка исламизации Сибири, в том числе и территории современного Ханты-Мансийского автономного округа, были предпринята в 1394 году суфийскими проповедниками.
Они принадлежали к братству (тарикату) Мухаммада Бахауддина Накшбанди аль-Бухари и находились в составе 1 700 воинов сопровождавших узбекского хана Шейбана. Во время битвы на Иртыше с местными племенами 300 из них погибли.
При этом вдоль Иртыша развилась торговля, и купцы из исламских стран стали распространять ислам в регионе.
Сибирские татары. В Югре ислам исповедуют, в основном, сибирские татары. Фото: tyumedia.ru
Ислам получил распространение у сибирских татар, через них его приняли некоторые племена ханты и манси. Самыми ярыми сторонниками ислама стали племена, живущие по долинам рек Иртыша с его притоков, в долинах рек Тура и Твада.
Судить о том, насколько племена охотников и рыболовов понимали ислам и как ему следовали, невозможно. Письменных источников на этот счёт не сохранилось.
Но известно, что когда в Сибирь пришли казаки Ермака, на стороне хана Кучума (а он был из сибирских татар) с ними сражались и вогулы (ханты), и остяки (манси).
Российские власти обложили хантийских мусульман пушным налогом (ясаком) и в дальнейшем не трогали. Миссионерская деятельность РПЦ в регионе началась только в XVIII веке.
При этом необходимо отметить, что в процессе христианизации ханты часть из них записалась татарами, чтобы иметь различные льготы. Большинство же народа ханты приняло православие.
Сборная мечеть г. Сургута, Югра. Среди этнических хантов ислам распространен слабо. Фото: rutraveller.ru
В наше время примерно 22% населения округа считает себя мусульманами, но эта цифра вызывает сомнение уместных властей. Мая 1999 года в ХМАО образованно РДУМ ХМАО-Югры.
Его возглавил муфтий Тагир-хазрат Саматов, первый заместителем Верховного муфтия мусульман России. Сейчас на территории Ханты-Мансийского автономного округа находятся 18 мечетей, 5 молельных комнат, 4 молельных дома, и работают 25 служителей.
В Югре также действуют религиозные общины иудеев, кришнаитов, католиков
Впервые иудеи появились в Югре в XVII столетии. Наиболее ранний сохранившийся документальный факт присутствия отдельных представителей иудаизма в Сибири датируется 1735 годом.
Несмотря на формирование еврейской диаспоры, общинная ор- ганизация в Сибири не получила широкого распространения. Причиной этого была незначительная концентрация евреев мужчин в одном населенном пункте, что не позволяло образовать миньян (еврейскую религиозную общину).
Особенностью религиозной жизни евреев на современной территоии ХМАОбыло отсутствие некоторых свойственных иудаизму традиций, в первую очередь, таких как кагалы и институт раввината.
Представители «Общества сознания Кришны». В Югре кроме православия и ислама действуют другие религиозные общины, чья численность незначительна. Фото: k-istine.ru
Стоит отметить, что здесь не столь строго соблюдались религиозные традиции — не всегда соблюдался шаббат, не совершались ритуальные омовения, многолюдные службы в еврейских молельнях проходили только по праздникам.
После революции 1917 г. произошли кардинальные изменения в религиозной жизнь еврейского населения Югры. В 1920‑е — 1930‑е гг. еврейские общины были лишены многих предметов религиозного культа, а позже и своего недвижимого имущества, включая синагоги.
В настоящее время в ХМАО развивается реформистский иудаизм. Иудейская община в автономном округе немногочисленна и насчитывает несколько сотен человек.
Кроме того, среди немногочисленных религиозных объединений Югры можно назвать католиков, кришнаитов, последователей новых религий и т.д.
Религия в ХМАО: верования хантов и манси, ханты-мансийская и сургутская епархии
Православие пришло в этот край в XVIII в., при правлении Петра I. Сама же Ханты-Мансийская епархия образовалась в мае 2011 года. В ХМАО насчитывается более 150 храмов и церквей.
История и культура жителей Ханты-Мансийского АО
Манси и ханты имеют одно название — обские Угры. Это родственные народы, с практически одинаковой культурой.
Считается, что у них общее:
Обские Угры живут на севере Западной Сибири.
Ханты
Поселения хантов располагаются близ лесов. Это коренная сибирская нация. Численность народонаселения — 31 тысяча. Их зимняя одежда роскошнее, чем у манси. Разговаривают на хантыйском и русском.
Манси
Манси проживают в тундре. Они — кочевники. На 2018 год численность населения — 12 тысяч. Говорят на мансийском и русском языках.
Древние верования народов
Эти два народа верят в языческих божеств. С приходом и принятием христианства ханты и манси перенесли статуи идолов в леса.
Они преклоняются перед:
Жертвоприношения иконам
Руководствуясь собственными обычаями, обские Угры мажут кровью губы святым.
В любой семье найдется православная икона. Их лики сравниваются с языческими богами. Когда в каком-либо деле человек нуждается в помощи, он ее просит у Николая Чудотворца. Для хантов и манси он олицетворяет верховное божество — Нум-Торума. Калтась-эква — Богоматерь, она же богиня земли. Такое смешение религий не удалось побороть христианским священникам.
Медвежий праздник
В любом доме можно увидеть медвежью шкуру. Охота на этого зверя ведется постоянно.
Во время праздника:
Актеры — только мужчины, исполняющие и женские роли тоже. Всеми обрядами они снимают вину за убийство животного.
Традиция кровной мести
У этих народов считается нормальным, если целые династии воюют друг с другом. Когда убит родственник, расплачивается вся семья преступника.
Традиция распространяется и на медведей. Когда животное убивает своего охотника, то родственник покойного обязан отомстить. Добытое тело косолапого убийцы принято сжигать.
В таком случае не приняты:
Убить такого зверя — честь.
Почитание духов природы
Поклонение стихиям природы — древнейшее верование этих народов. Вся природа является живой. Когда требуется срубить дерево — просят прощения.
К признакам жизненной силы природы относятся:
Например, сухое дерево считается мертвым. Снег, летящий с неба, — живой, а упавший на землю — умерший. Сила жизни селится в камни, форма которых похожа на человека или животного.
У этих народов ритуальное общение с духами. Разговаривать с ними помогает шаман. Ханты и манси почитают лесных и водных духов.
Воздушное погребение
Воздушное погребение — древняя религиозная традиция. Она практиковалась до XX века. Так хоронили только мужчин, женщин же придавали земле. Тело усопшего вешали на специальном карнизе или укладывали на самодельной возвышенности.
Это делали, чтобы придать тело:
С помощью обряда душа улетает для перерождения и дальнейшего воплощения на земле.
Так же погребали мертвых:
Современные религии жителей ХМАО
В автономном округе много христиан. Считается, что крест носить модно. Также есть баптистские и католические церкви.
Православие
Христианство пришло сюда в XVIII веке, когда Русью правил Петр I. Четыре тысячи человек крестили в 1712—1714 гг. Все найденные почитаемые идолы были уничтожены.
Митрополия
Христианская митрополия Ханты-Мансийска состоит из нескольких областей.
Ханты-Мансийская епархия была создана 30 мая 2011 года.
На 2018 год в ее состав входят:
Югорская епархия основана в 2014 году 25 декабря.
В ее составе находятся благочиния:
В епархии автономного округа находятся пять гимназий и три воскресные школы.
Храмы для посещения
Духовник иерей Ханты-Мансийской и Сургутской епархии Павел проводит Божественные Литургии в разных храмах городов. Ознакомиться с его расписанием можно на официальном сайте — Югра Православная или в группе VK.
Епархии ХМАО насчитывают 156 церквей, храмов и молитвенных домов.
Воскресенский собор
Храм Воскресения Христова в Ханты-Мансийске возвели 25 июня 2005 г. Это кафедральный собор, посвященный воскрешению Христа.
Комплекс состоит из:
На территории парка находятся фонтаны, которые включают летом.
Храм в честь иконы Божией Матери «Знамение»
Знаменская церковь в Ханты-Мансийске выполнена из дерева. Ее строительство длилось четыре года: с 1991—1995 гг. Ежедневно можно посетить богослужения.
В ней располагается:
Покровский собор
Дата строительства храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ханты-Мансийске неизвестна. Есть упоминание о том, что Тобольский митрополит Федор строил на языческих капищах христианские храмы в 1712 г.
Храм имеет три престола:
Каждое воскресенье можно посетить Божественную литургию. Ее проводят в 8 утра.
Традиционный шаманизм
Каждое поселение имело своего шамана. Селяне через него общались с духами и богами.
В обязанности колдуна входило:
Также шаман, в случае беды, должен был утешить человека.
Без него могли обходиться в церемониях:
Эти обряды совершались священнослужителями или старейшинами.
Колдуна всегда приглашали:
Во время жертвоприношений шаман указывал, какое животное нужно зарезать. Обычно жертвовали оленей или лошадей. Сам же колдун никого не убивал, он провожал душу зверя и молился. Обряд проводили с целью избавления от бед или болезней.
Мифология
В мифах этих народов выражено идолопоклонничество.
Почитаемые божества
Мифологическое мировоззрение этих народов подразделяется на три яруса. Каждый из них представлен своим божеством.
Верхнего мира
Верховному богу — Нум-Торуму принадлежит небесный или верхний мир. Он создает дневной свет и хранит мораль и порядок в человеческих душах. Про него сочинены разные сказки. Его изображают стариком в расшитой золотом одежде, в доме полном сокровищ. Он следит за миром людей с помощью отверстия в своем роскошном жилище.
Среднего мира
Это мир людей. В нем живет много богов и духов. В основном, это родственники Нум-Торума.
Нижнего мира
Нижним или подземным миром правит Куль — брат Нум-Торума, он же злой дух.
Другое название этого мира — елы-ма. Это обитель мертвых. Здесь никогда не бывает солнца. Зато есть месяц, но он никогда не становится полной луной.
Каждую неделю Куль получает список от Нум-Торума, в котором указано, кто должен умереть. Бывает, что правитель подземного мира забирает душу по ошибке, но обязан ее вернуть. Так люди объясняют продолжительные обмороки.
Праздники и ритуалы ханты и манси
Эти народности ценят и уважают землю. Им запрещено ее травмировать любым предметом. Уграм нельзя было ходить по берегам определенных озер и рек. Когда ханты и манси проходят мимо святых мест — совершается обряд жертвоприношения. Они отдают свою пищу или отрывают кусок ткани с одежды и оставляют там.
День ворона
Отмечают праздник 7 апреля — день Благовещения. Считается, что вороны своим карканьем приносят тепло и будят природу. Эта птица покровительствует детям и женщинам.
Остатки пищи кидают в сторону, чтобы накормить воображаемых ворон.
Делают это, чтобы птица подарила:
На празднике в честь ворон парни выбирают себе невест.
День охотника, рыбака и оленевода
Торжество проводят в конце марта. Именно тогда заканчивается промысел и охотничий сезон.
В праздничный день организуют:
Победители получают призы.
Видео о празднике основания епархии
В видео можно увидеть праздник в честь 5-летнего основания Ханты-Мансийской епархии в 2016 году.