у каких композиторов есть дом музей
У каких композиторов есть дом музей
1. Музей «Чайковский и Москва»
Музей «П.И.Чайковский и Москва» открыли в 2007 году в том самом доме, где долгое время жил великий композитор. В этих стенах Чайковский написал свою Вторую симфонию, симфоническую фантазию «Буря» и музыку к сказке Островского «Снегурочка». Среди важнейших экспонатов — Библия композитора со множеством пометок на полях и его оригинальные рукописи. В музее можно отметить День рождения на программе «Один день из жизни Пети Чайковского», где участникам предложат в ролях разыграть жизнь выдающегося композитора. Узнать больше
2. Мемориальный музей Сергея Прокофьева
Мемориальный музей Сергея Прокофьева открыт в Камергерском переулке, где композитор жил и работал с 1947 по 1953 год. В коллекции музея можно увидеть автографы сочинений Прокофьева, его портреты и фотографии, шахматы и рояль Steinway & Sons, принадлежавшие Прокофьеву. На интересных музейных занятиях детям рассказывают о процессе создания оперы «Великан», которую композитор написал в 9 лет. Среди других занятий: «Как Сергей Прокофьев стал композитором», «Откуда в балете “Золушка” появились три апельсина» и другие. Узнать больше
3. Мемориальный музей Скрябина
Знаменитый композитор Александр Николаевич Скрябин провел в доме №11 по Большому Николопесковскому переулку три года своей жизни — с 1912 по 1915-й. Музей гордится тем, что в старинном особняке удалось сохранить в неприкосновенности обстановку квартиры: на месте стоит рояль Скрябина, письменный стол, любимое кресло композитора. Для детей в Мемориальном музее Скрябина проводят специальную программу «Дети рисуют музыку». Узнать больше
4. Мемориальная усадьба Шаляпина
Шаляпин купил этот дом на Новинском бульваре в 1910 году. Он мечтал о старинной усадьбе с русским укладом жизни, поселяясь здесь, как он говорил, «фамильно» — с детским щебетом и птичьими трелями. Прикоснуться к этому сегодня могут и дети. В Доме Шаляпина можно организовать детский день рождения. Для именинника и гостей устраивают музыкальное путешествие по музею, детям показывают действующие музыкальные инструменты – шарманку, шкатулку, дают послушать бой старинных часов и многое другое. В завершение показывают кукольное представление, персонажей для которого выдумал сам Федор Иванович Шаляпиным. Узнать больше
5. Музей русской гармоники Альфреда Мирека
Музей русской гармоники А. Мирека – единственный музей гармоник в России и один из четырех в мире. Он создан на основе удивительной коллекции, собранной Заслуженным деятелем искусств Р.Ф., доктором искусствоведения, профессором Альфредом Мартиновичем Миреком. Для детей проводят костюмированные экскурсии. В Музее можно увидеть реконструкцию первой в мире гармоники (1783 г.), заглянуть в мастерскую русского гармонного мастера, побывать в традиционном московском трактире, посетить концерты современных исполнителей на гармонике, баяне, аккордеоне. Узнать больше
/Основная иллюстрация: Вера Павлова, из Нотного альбома Чайковского
***
Найти другие музеи Москвы можно в разделе «Места».
9 музеев Москвы, посвященных музыке и композиторам
© Коллаж Паулы Доменти
Планируем семейный досуг
Кто из знаменитых музыкантов прославился не только игрой на фортепиано, а кто любил играть в шахматы и дружил с Львом Толстым? Читайте в нашей музейно-музыкальной подборке.
Музей П. И. Чайковского в Москве
Москва, Кудринская пл., д. 46/54
ср, сб, 11:00–19:00; чт, пт, 12.00-21.00; вс, 11:00–18:00
Дом на Кудринской площади — единственный из сохранившихся адресов, по которому жил в столице знаменитый композитор. Квартира занимает половину второго этажа флигеля дворянской усадьбы, принадлежавшей генерал-майору А. Б. Казакову. Здесь проводятся экскурсии, различные занятия, тематические праздники, концерты. В экспозиции музея личные вещи Петра Ильича, фотографии, партитуры, рисунки, письма. Во время экскурсии можно услышать отрывки из произведений композитора, цитаты из его переписок.
Музей-усадьба Ф. И. Шаляпина
Москва, Новинский бульвар, 25-27
ср, сб, 11:00–19:00; чт, пт, 12:00–21:00; вс, 11:00–18:00
Особняк XVIII века был собственностью певца, здесь он прожил с 1910 года 12 лет. В экспозиции музея личные вещи, концертные костюмы русского баса, коллекция работ знаменитых художников: Серова, Поленова, Коровина, Врубеля и сына Федора Ивановича, Бориса Шаляпина. В усадьбе проводятся концерты, встречи, музыкально-литературные вечера.
Музей С. С. Прокофьева
Москва, Камергерский пер., д. 6/5, стр. 3
ср, сб, 11:00–19:00; чт, пт, 12:00–21:00; вс, 11:00–18:00
Еще один уникальный московский адрес. В Камергерском переулке Сергей Прокофьев жил с конца сороковых до начала пятидесятых годов XX века. В эту квартиру к нему приходили знаменитые Мстислав Ростропович и Святослав Рихтер, здесь были написаны произведения последних лет жизни композитора. Тут воссоздан мемориальный кабинет Прокофьева: его фортепьяно, кресло, саквояж, печатная машинка. Экспозиция откроет гостям и неожиданные факты о композиторе: например, об увлечении игрой в шахматы, в котором он достиг больших успехов.
Музей-квартира Н. С. Голованова
Москва, Брюсов пер., д. 7, кв. 10
вт, ср, сб, 11:00–19:00; чт, пт, 13:00–21:00
Музей знаменитого дирижера Большого театра Николая Семеновича Голованова размещен в доме, где он жил больше двадцати лет. В экспозиции картины именитых художников, которые он коллекционировал, вещицы из археологических раскопок, скульптуры. Здесь всего всего три комнаты и небольшой выставочный зал, но можно получить объемное представление о жизни человека, посвятившего себя искусству.
Музей-квартира А. Б. Гольденвейзера
Москва, ул. Тверская, д. 17, кв. 109-110
вт, ср, сб, 11:00–19:00; чт, пт, 13:00–21:00
Пианист и композитор Александр Борисович Гольденвейзер более пятидесяти лет преподавал в Московской консерватории и на различных курсах, руководил несколько лет музыкальной школой, стал создателем одной из пианистических школ в СССР, занимался теорией музыкального образования. Александр Борисович дружил с Львом Толстым и тоже, как и Сергей Прокофьев, увлекался шахматами (это их с великим писателем и сблизило). В экспозиции музея несколько старинных роялей, на которых играли Скрябин, Рахманинов и Метнер, а также памятные вещи Льва Николаевича Толстого, документы и фотографии.
Дом, в котором жил Скрябин: из чего состоит мемориальный музей композитора
1912 год. В дом в Большом Николопесковском переулке въехал композитор и пианист Александр Скрябин со своей семьей. Несколько комнат, которые он здесь снял, стали его последним жильем: Скрябин умер аккурат в день истечения срока аренды, 14 апреля 1915 года по старому стилю.
Мемориальный музей открылся здесь спустя всего три года — вещи, которые окружали композитора при жизни и были ему дороги, остались на своих местах. Тайны, курьезные и мистические истории, которые они хранят, — в материале mos.ru.
Модель светового аппарата «Прометей»
В квартиру в Большом Николопесковском Скрябин привез цветосветовой аппарат. Его изготовили по собственным эскизам композитора для сопровождения исполнения симфонической поэмы «Прометей», написанной в 1910 году. «Прометей» стал первым в мире светомузыкальным произведением. Скрябин ввел в партитуру партию света, записанную обычными нотами и предназначенную для исполнения на световой клавиатуре.
Квартиру композитор выбирал такую, в которую было бы проведено электричество, необходимое для экспериментов с цветомузыкой. Для друзей Скрябин играл «Прометея» на рояле, а его супруга исполняла партию света. Шторы в это время опускали, и гости любовались игрой оттенков.
Рояль Bechstein
В год переезда компания Bechstein подарила Скрябину фирменный рояль. Инструмент установили в кабинете, где композитор проводил большую часть времени. По сути, он стал рекламным лицом компании — взамен ее представители попросили об упоминаниях в концертных программках. Расчет был на поклонников-музыкантов: когда они узнавали, на каком рояле играет кумир, покупали себе такой же.
На этом инструменте (он по-прежнему стоит на том же месте), кроме Скрябина, играли его друзья — Сергей Рахманинов, Владимир Софроницкий, Владимир Горовиц. А сегодня самые известные пианисты считают честью просто прикоснуться к роялю, и иногда такая возможность действительно выпадает. Он звучит дважды в год: в день рождения и в день памяти Скрябина (6 января и 27 апреля). Специалисты говорят, что для своего возраста рояль работает отлично.
«Восточный мудрец»
Музыку Скрябин писал, стоя за конторкой, которую купил на гастролях в Бельгии. Над ней он повесил картину своего близкого друга, художника Николая Шперлинга, «Восточный мудрец». Сам Александр Николаевич называл ее «Темный», трактуя героя как некоего черного, «неправильного» Христа (внешне они действительно похожи). В руках у Темного символ мудрости — светлый цветок лотоса. Эта двойственность нравилась Скрябину. Он говорил, что картина его вдохновляет, поэтому должна быть всегда на виду.
В музее можно увидеть и другие картины Шперлинга — «Рыцарь Жиль де Рэ», Tibi, purissima, «Траурный марш». Последняя, кстати, была создана под впечатлением от одного из скрябинских произведений.
Композитор всю жизнь хотел побывать на Востоке — в Индии или Египте. Сначала он просто откладывал путешествие, потом препятствовали обстоятельства — Скрябин умер, так и не съездив ни в одну из этих стран. А вот Шперлинг, пройдя Первую мировую и Гражданскую войны, эмигрировал сначала в Турцию, потом в Египет, а затем в Грецию, где ему предложили работу. По пути туда он счел своим долгом ненадолго заехать в Индию, отдав тем самым дань уважения покойному другу.
Телефон
Еще до приезда Скрябина хозяин квартиры установил в ней телефон фирмы «Эриксон» — по тем временам предмет роскоши. К 1912-му во всей Москве насчитывалось только около 40 тысяч абонентов.
Телефон раздражал Скрябина, если начинал звонить во время работы и отвлекал его. Мастер приходил в ярость и готов был даже выбросить аппарат из окна. Но если он сам говорил по нему, то заставить композитора положить трубку было практически невозможно: телефонный разговор — одно из тех удовольствий, от которых Скрябин был не в силах отказаться.
Кстати, номер у композитора был такой: 3-36-30.
Фонарь
Внимательные гости заметят на потолке в прихожей фонарь. До недавнего времени сотрудники музея считали, что это какой-то восточный сувенир — как известно, Скрябин их обожал и коллекционировал. Поэтому фонарю не придавали особого значения.
Но однажды они заметили на дне фонаря буквы IHS, что расшифровывается как Iesus Hominum Salvator — вариант записи имени Иисуса Христа («Иисус, спаситель человечества»). Этот символ был известен еще со времен средневековой Европы.
Вокруг буквы Н — крест и три гвоздя, так аббревиатуру писали иезуиты. Однако на сегодняшний день никакой связи между Скрябиным и приверженцами этого ордена не обнаружено. С другой стороны, для иезуитского символа как будто не хватает важной детали — круга солнца (с 16 или 32 лучами). Но это только на первый взгляд. Если в помещении выключить свет, оставив немного, то на потолке, над самым фонарем, образуется то самое солнце с 16 лучами — за счет вентиляционных отверстий в верхней части фонаря и прохождения через них остатков света.
О том, откуда у Скрябина взялся этот фонарь и какое значение ему придавал хозяин, остается только догадываться.
Дачная фотография
В гостиной есть фотография, сделанная через год после переезда в квартиру — летом на съемной даче. На ней — Скрябин с супругой Татьяной Федоровной и сыном Юлианом. Композитор в тот день решил поехать на дачу при галстуке, в светлой обуви и белых брюках, которые подвернул, чтобы не запачкать.
О его деликатном отношении к предметам гардероба слагали легенды. Однажды он собирал чемодан, в который нужно было сложить блузку Татьяны Федоровны с пышными рифлеными рукавами. Композитор не мог ничего придумать, чтобы кружева и рюши не помялись, а потому в итоге засунул в рукава по башмаку, уверенный, что они-то точно помогут удержать форму. Татьяна Федоровна, увидев это, мужа строго отчитала.
Концертный фрак
Сохранился и фрак композитора, в котором он выступил на своем последнем концерте в 1915 году. Тогда он играл в малом зале Петроградской консерватории и, как всегда перед выходом на сцену, очень нервничал.
Первое, на что посетители музея чаще всего обращают внимание, — размер фрака: 44–46. Становится понятнее, почему Александр Николаевич не стал военным, хотя и учился в кадетском корпусе.
Среди сотрудников музея есть легенда: если дотронуться до стекла, за которым находится фрак, можно понять, принимает тебя Скрябин или нет. Важное условие: прикасаться нужно к правой стороне. Если принимает, то стекло будет теплым, если нет — холодным.
Музей, который звучит. 7 мемориальных квартир композиторов и музыкантов
Музей П.И. Чайковского
Адрес: Кудринская пл., 46/54
У Петра Ильича не было своей квартиры в столице — за годы, проведенные здесь, он сменил восемь адресов. Как говорил сам композитор о том времени: «Нет сомнений, что если б судьба не толкнула меня в Москву, где я прожил 12 с лишним лет, то я бы не сделал того, что сделал».
Из всех арендованных помещений хорошо сохранился только дом на Кудринской площади, где на втором этаже флигеля городской усадьбы Чайковский прожил один год и работал над Второй симфонией — симфонической фантазией «Буря», музыкой к весенней сказке Островского «Снегурочка».
Сейчас в мемориальном пространстве можно рассмотреть личные вещи композитора и творческие наброски — партитуры его произведений и литературные рукописи. А чтобы посетители лучше прочувствовали атмосферу музея, звучит не только музыка, но и голоса героев экспозиции, в том числе и Петра Ильича.
Мемориальный музей А.Н. Скрябина
Адрес: Большой Николопесковский пер., 11
В 1912 году Александр Николаевич вместе с семьей арендовал квартиру в старинном двухэтажном доме в районе Арбата. Там он провел последние годы своей жизни. Мемориальный музей постепенно разросся до шести комнат — сейчас в него входят прихожая, кабинет, гостиная, столовая, детская и спальня. Во всех помещениях, кроме детской, сохранился тот интерьер, к которому привык композитор.
В коллекции музея документы и фотографии, письма и рукописи, афиши и программы, прижизненные издания нот Скрябина, его рояли и даже «световой круг» — цветосветовой аппарат, сконструированный инженером Мозером для домашнего исполнения симфонической поэмы «Прометей».
Когда-то в этом доме гостили Константин Бальмонт, Вячеслав Иванов, Николай Бердяев и Всеволод Мейерхольд, поэтому здесь можно вдохновиться творческим духом Серебряного века. В этом поможет и музыка Александра Николаевича в авторском исполнении.
Музей-усадьба Ф.И. Шаляпина
Адрес: Новинский бульвар, 25-27
Особняк на Новинском бульваре Федор Иванович купил в 1910 году — это был его первый собственный дом. Интерьером занималась его жена, итальянская балерина Иола Торнаги, поэтому все перестраивалось на новый европейский манер.
Сейчас на втором этаже музея-усадьбы проходят выставки, которые тематически связаны с основной экспозицией, а на первом размещена постоянная коллекция. Интерьер дома воссоздавали по фотографиям и рассказам детей Шаляпина, а экспонаты музей получил в дар от его родственников и друзей. Там много личных вещей семьи: венчальные свечи пары, рояль «Бехштейн», напольные часы, театральные костюмы, программы спектаклей и афиши.
Особое внимание уделяется картинам. Одна из значимых работ — портрет Федора Ивановича, написанный художником Константином Коровиным за год до отъезда оперного певца из России.
Мемориальная квартира Святослава Рихтера
Адрес: ул. Большая Бронная, 2/6, кв. 58 (16-й этаж)
На 16-м этаже дома по Большой Бронной Святослав Рихтер и его жена Нина Дорлиак поселились в начале 1970-х годов. В кабинете пианиста до сих пор стоят шкафы с томиками его любимых писателей: Тургенева, Чехова, Пушкина, Достоевского, Диккенса, Шекспира, Пруста и многих других. Там же находятся пластинки с его записями, ноты, подарки поклонников и друзей — например, рукопись Девятой сонаты для фортепиано Сергея Прокофьева с посвящением Святославу Рихтеру.
В большой комнате, где пианист репетировал один или с другими музыкантами, на пюпитре одного из роялей лежат ноты, открытые на 48 странице, — Шуберт. Кажется, что Святослав Теофилович ненадолго вышел из комнаты, но скоро вернется и продолжит исполнять сонату.
Однако Рихтер обладал не только музыкальным талантом — он хорошо разбирался в изобразительном искусстве и был художником. Его собственные работы стали частью экспозиции одной из комнат Мемориальной квартиры.
Музей-квартира А.Б. Гольденвейзера
Адрес: ул. Тверская, 17, кв. 110, 4 этаж
В 1941 году музыкант Александр Гольденвейзер вместе с женой Еленой въехали в квартиру на Тверской. Коллекция, которую пианист там собрал, теперь доступна и посетителям музея: можно изучить книжную и нотную библиотеку, картины и фотографии, редкие предметы быта XIX — начала XX века, творения известных скульпторов.
И, конечно, одни из главных экспонатов – рояли фирмы «Бехштейн», на которых Александр Борисович музицировал вместе с Рахманиновым, Скрябиным, Метнером. Проникнувшись атмосферой камерных концертов классической музыки и скромных чаепитий в столовой, посмотрите на вид, открывающийся из окна музея-квартиры, – перед вами памятник Пушкину, любимому поэту Гольденвейзера.
Музей-квартира Н.С. Голованова
Адрес: Брюсов пер., 7, кв. 10
В доме в Брюсовом переулке Николай Семенович прожил 18 лет, именно в это время он стал художественным руководителем и главным дирижером Большого симфонического оркестра Всесоюзного радиокомитета. Да и само здание было построено для артистов Большого театра благодаря инициативе и активной деятельности Голованова.
Сейчас каждая комната музея-квартиры посвящена определенной творческой теме. В кабинете можно увидеть работы известных русских художников, изображения популярных музыкантов прошлого. Гостиная посвящена женским образам – скульптурным и живописным портретам.
А находясь в столовой, посетители одновременно путешествуют по разным городам и странам, разглядывая картины с видами Италии, Индии и России. В выставочном зале звучат авторские сочинения композитора и записи произведений, в которых Голованов выступал в качестве дирижера.
Музей С.С. Прокофьева
Адрес: Камергерский пер., 6
В доме в центре Камергерского переулка Сергей Прокофьев провел последние годы своей жизни и создал крупнейшие произведения.
Одна из любопытных экспозиций музея — инсталляция мемориального кабинета с настоящими вещами композитора, мебелью и книгами. Внимание привлекает и рояль Steinway & Sons, концертный фрак и дирижерская палочка — сразу представляешь Сергея Сергеевича, выступающего в зале. На мультимедийных столах представлены записи исполнения самого Прокофьева, а также фонограммы всех произведений композитора.
А тех, у кого имя Сергея Сергеевича ассоциируется исключительно с музыкой, ждет небольшое открытие: оказывается, он увлекался и игрой в шахматы — и даже однажды победил кубинского шахматиста Капабланку в сеансе одновременной игры.