у каких композиторов есть цикл времена года
У каких композиторов есть цикл времена года
Как художник описывает природу красками, композитор и музыкант описывает природу музыкой. От Великих композиторов прошлых веков, нам достались целые сборники произведений из цикла «Времен года».
Сегодня мы поговорим о временах года в творчестве величайшего русского композитора Петра Ильича Чайковского (1840-1893)
Времена года» — известный фортепианный цикл П. И. Чайковского, состоящий из 12 характеристических картин.
Идея цикла и заглавия пьес принадлежала Николаю Матвеевичу Бернарду, издателю журнала «Нувеллист», с которым Петр Ильич сотрудничал с 1873 года.
Примерно в ноябре 1875 года Бернард посылает Чайковскому заказ на фортепианный цикл. Письмо Бернарда не сохранилось, однако его содержание легко себе представить на основании ответа композитора от 24 ноября 1875 года:
«Получил Ваше письмо. Очень благодарен Вам за любезную готовность платить мне столь высокий гонорарий. Постараюсь не ударить лицом в грязь и угодить Вам. Я пришлю Вам в скором времени 1-ю пьесу, а может быть и разом две или три. Если ничто не помешает, то дело пойдет скоро: я очень расположен теперь заняться фортепианными пьесками. Ваш Чайковский. Все Ваши заглавия я сохраняю».
Следовательно, названия пьес, то есть сюжетов-картинок были предложены композитору издателем.
«Январь. У камелька.»
Эпиграф из А. С. Пушкина:
«И мирной неги уголок
Ночь сумраком одела,
В камине гаснет огонек,
И свечка нагорела.»
«Февраль. Масленица»
Эпиграф взят из П. А. Вяземского:
«Скоро масленицы бойкой
Закипит широкий пир.»
В «Масленице» композитор изображает сцены народного гулянья, веселья и задора.
«Март. Песня жаворонка»
Эпиграф из А. Н. Майкова:
«Поле зыблется цветами,
В небе льются света волны.
Вешних жаворонков пенья
Голубые бездны полны»
«Май. Белые ночи»
Эпиграф из А. А. Фета:
«Какая ночь! На всем какая нега!
Благодарю, родной полночный край!
Из царства вьюг и снега
Как свеж и чист твой вылетает Май!»
Эпиграф из А. Н. Плещеева:
«Выйдем на берег, там волны
Ноги нам будут лобзать,
Звезды с таинственной грустью
Будут над нами сиять».
Презентация «Композиторы о временах года»
Мария Вдовина
Презентация «Композиторы о временах года»
Цель: Развивать способность эмоционально откликаться на произведения искусств. Закреплять знания о видах искусств и их средствах выразительности. Формировать творческие проявления во всех видах музыкальной деятельности.
Времена года в классической музыке
Музыка Времена годаКак художник описывает природу красками, композитор и музыкант описывает природу музыкой. От Великих композиторов, нам достались целые сборники произведений из цикла «Времен года«.
Времена года в музыке, такие же разные по цветам и звукам, как различны произведения в творчестве музыкантов разного времени, разных стран и разного стиля. Вместе они образуют музыку природы. Это цикл времена года итальянского композитора эпохи барокко А. Вивальди. Трогательное до глубины пьесы на фортепиано П. И. Чайковского. И ещё, обязательно попробуйте на вкус неожиданное танго времен года А. Пьяццоллы, грандиозную ораторию Й. Гайдна и нежное сопрано, мелодичный рояль в музыке советского композитора В. А. Гаврилина.
http://сезоны-года. рф/
Прикреплённые файлы:
Игра-панно «Времена года» по формированию знаний детей о характерных признаках времен года Времена года Игры–тренинги с использованием сюжетного панно способствуют развитию мелкой моторики рук, что благотворно влияет на совершенствование.
Мастер-класс для педагогов в рамках профессионального конкурса «Педагог года-2017». Номинация «Воспитатель года» Звучит звук вьюги. Кружась выходит педагог. Приветствую вас! Я – Фея Снежинок. Меня к вам прислала Зима. Просила побольше снежинок.
Методический семинар на конкурс «Учитель года-2017» в номинации «Воспитатель года-2017» Методический семинар на конкурс в номинации «Воспитатель года» Добрый день уважаемые члены жюри, коллеги. Прозвенит будильник рано, поднимусь.
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Царица — водица во всех временах года» Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Царица – водица во всех временах года» (опытно – экспериментальная деятельность дошкольников).
Сценарий новогоднего праздника для детей шестого и седьмого года жизни (декабрь 2016 года) В зал заходит ведущая, поздравляет всех с праздником, предоставляет слово зав. детсадом. Звучит рус. нар. песня «Уж ты, зимушка-зима!» 1-й.
Сценарий праздника по случаю окончания учебного года. Возраст 3–4 года Наша группа открылась в феврале 2016 года. Всего 7 месяцев мы были- второй младшей группой (из них 3 летний период). И все же мы решили.
Дидактическое пособие по формированию представлений о временах года «Волшебное дерево» Хочу Вам предоставить мою авторская методическую разработку дидактического материала «Волшебное дерево» Способствует формированию представлений.
Времена года в классической музыке
Как художник описывает природу красками, композитор и музыкант описывает природу музыкой. От Великих композиторов, нам достались целые сборники произведений из цикла «Времен года».
Времена года в музыке, такие же разные по цветам и звукам, как различны произведения в творчестве музыкантов разного времени, разных стран и разного стиля. Вместе они образуют музыку природы. Это цикл времена года итальянского композитора эпохи барокко А. Вивальди. Трогательное до глубины пьесы на фортепиано П. И. Чайковского. И ещё, обязательно попробуйте на вкус неожиданное танго времен года А. Пьяццоллы, грандиозную ораторию Й. Гайдна и нежное сопрано, мелодичный рояль в музыке советского композитора В. А. Гаврилина.
Описание музыкальных произведений известных композиторов из цикла «Времена года»
Времена года весна:
Времена года лето:
Времена года осень:
Времена года зима:
«Времена года» в произведениях и обработках других композиторов:
Каждое время года это небольшое произведение, где каждый месяц это маленькие пьесы, сочинения, вариации. Своей музыкой композитор пытается передать то настроение природы, которое характерно одному из четырех сезонов года. Все произведения вместе образуют музыкальный цикл, как и сама природа, проходя через все сезонные изменения в круглогодичном цикле года.
Презентация «Тема времен года в творчестве композиторов»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема времен года всегда была популярна в искусстве. Объясняется это несколькими факторами.
Во-первых, она давала возможность средствами данного конкретного искусства запечатлеть события и дела, наиболее характерные для того или иного времени года.
Слайд №4 Весна. Сандро Ботичелли
Во-вторых, смена времен года всегда наделялась определенным философским смыслом: она рассматривалась в сравнении со сменой периодов человеческой жизни.
В изобразительном искусстве тема представлено широко.
К концу 17 века сложился жанр группового инструментального концерта, его создатель Арканджелло Корелли. (Всего 12 концертов)
Concero grosso – первый жанр, который вышел за пределы домашнего музицирования, его существование было недолгим. Это был переходный этап от итальянцев, Баха, Генделя, до ранних симфоний мангеймцев и молодого Гайдна.
«Времена года» Антонио Вивальди принадлежат к числу самых популярных произведений всех времен. Для многих само имя «Вивальди» является синонимом «Времен года» и наоборот (хотя он написал массу других произведений: 90 опер, 500 концертов, из них 49 кончерто гросси, церковные произведения, кантаты, сонаты).
Программная музыка – инструментальная музыка, в основе которой лежит программа, какой-либо конкретный сюжет. Программность может отражаться как в названии произведения, так и в специально литературном комментарии.
Симфония «Илья Муромец» Р. Глиэра, «Фауст-симфония» Ф. Листа, «Волшебное озеро» А. Лядова, «Фантастическая симфония» Г. Берлиоза.
Слайд №8 «Пришла весна». Слушание Концерт Весна, часть1.
Жанр концерта привлек композитора
Слайд №10
При этом, композитор не стремился к самодовлеющей виртуозности, используя такой прием для общей яркости впечатлений. Именно в такой интерпретации концерт оставался самым популярным жанром до утверждении симфонии.
Слушаем «На льду», часть №3, концерт «Зима»
При этом, композитор не стремился к самодавлеющей виртуозности, используя такой прием для общей яркости впечатлений. Именно в такой интерпретации концерт оставался самым популярным жанром, как и оперная увертюра, до утверждении симфонии.
Слушаем Летняя гроза. Концерт №2, 3 часть
Йозеф Гайдн – первый венский классик.
Гайдн обобщил достижения предыдущих поколений, создал новый тип сонаты, квартета, симфонии, утверждал классический состав оркестра.
Оратория «Времена года» (1801 год)
Ораториальное творчество Йозефа Гайдна:
3 оратории (ранняя – 70-ые годы «Возвращение Товия» )
1799 год – оратория «Сотворение мира» по поэме Джона Мильтона «Потерянный рай»
Барон Готфрид ван Свитен написал либретто по поэме английского сентименталиста Джеймса Томса.
Эта тема оказалась такой новой и свежей для слушателей, что тихая сельская жизнь быстро вошла в моду. Сентиментализм завоевал сердца публики.
каждая часть начинается симфоническим антрактом
Вступление к первой части оратории «Весна» и песня Симона, напоминающая народные песни, бытующие у австрийских крестьян.
Йозеф Гайдн признавался, что работать с ван Свитеном ему было трудно. Некоторые вещи из сентиментальных поэм «Времена года» было сложно перевести на музыкальный язык. Например, в летних композициях встречается кваканье лягушек и тема самоотверженного труда. Как изобразить музыкальными средствами труд?
№ 18 – едва слышная дробь литавр изображает отдаленный раскат грома, возвещающий приближение грозы, отрывистые аккорды pianissimo ( pizzicato струнных) с паузами передают наступившую тишину. Это – напряженное ожидание чего-то неотвратимого.
Весь конец оратории приобретает философский характер. Заключительная ария Самсона, заключительный терцет и двойной хор, все эти номера говорят о смысле человеческой жизни, проходящей те же стадии, что и природа в течение года.
П. И Чайковский – 1840-1893 – величайший русский композитор.
Московский период (1860-е года) отмечен светлым и весенним настроениями
(1 концерт для фортепиано), Первая симфония «Зимние грезы», цикл для фортепиано «Времена года» (1876)
Фортепьянный цикл П.И. Чайковского «Времена года» – одно из самых популярных сочинений. Пьесы этого цикла исполняют музыканты разных уровней: от учащихся музыкальных школ до известных пианистов.
Незамысловатые, но трогательные музыкальные картинки покоряют сердца слушателей и исполнителей искренностью, чёткостью музыкального рисунка, неповторимым лиризмом, которым отличается любое произведение П.И. Чайковского.
История создания цикла
Удивительно, что сочинение, созданное по заказу, получилось таким лиричным.
В 1875 г. он получил заказ на фортепьянный цикл, причём заказ полностью был создан Бернардом, вплоть до названия самого сборника, каждой пьесы и поэтических эпиграфов. Письмо издателя с предложением написать фортепианный цикл не сохранилось, но ответ композитора известен: « Получил Ваше письмо. Очень благодарен Вам за любезную готовность платить мне столь высокий гонорарий. Постараюсь не ударить лицом в грязь и угодить Вам. Я пришлю Вам в скором времени 1-ю пиэсу, а может быть и разом две или три. Если ничто не помешает, то дело пойдет скоро: я очень расположен теперь заняться фортепианными пиэсками. Ваш Чайковский. Все Ваши заглавия я сохраняю».
Сборник фортепьянных пьес П.И. Чайковского «Времена года» состоит из 12 небольших музыкальных зарисовок, которые соответствуют 12 месяцам года. Средствами музыкальных звуков композитор рисует картину природы или душевное состояние человека в определённую пору года. Удивительно точно переданы малейшие движения души и изменения в природе, настолько точно, что слова при этом не требуются, достаточно только поэтического эпиграфа, который помогает настроиться на картину.
И мирной неги уголок
Ночь сумраком одела,
В камине гаснет уголёк,
Камелёк – это камин, у которого зимой собиралась семья. Здесь музицировали, читали, беседовали или, как сказали бы сейчас, общались. Но иногда у камина просто сидели в размышлении, ведь известно, что огонь и вода всегда притягивают взгляд человека и побуждают к задумчивому созерцанию.
Музыка этой пьесы элегичная, спокойная, но в первой части слышны выразительные интонации, это как бы человеческая речь, короткие фразы, которыми обмениваются люди, задумчиво смотрящие на пламя.
Вторая часть более оживлённая, а третья как бы повторяет первую, но воспоминания, навеянные раздумьями, уступают место реальности…
А подле сквозистый
У этой пьесы ритм вальса, но она наполнена нетерпеливым волнением, порывом, что свойственно первым чувствам, когда сердце полно ожиданием новых встреч… Весна пробуждает не только природу, но и человеческие чувства. Первый весенний цветок так же трогателен, как трогательна первая любовь, которую скрывают до поры до времени, но вот уже скрыть её невозможно – и она, как подснежник, вырывается наружу…
Слайд №24 «Сентябрь. Охота»
Пора, пора! Рога трубят,
Псари в охотничьих уборах;
Чем свет, уж на конях сидят;
Борзые прыгают на сворах.
А.С. Пушкин «Граф Нулин»
Охота в российских дворянских поместьях в XIX в. в осенние месяцы была самой главной забавой и чередой приключений, поэтому готовились к этому событию заранее. И вот наступал момент, когда охота была разрешена. Охотой занимались не столько ради промысла, сколько ради азарта, проявления силы, ловкости, мужества… И все эти чувства присутствуют в пьесе, даже призывный звук рога.
Слайд №25«Октябрь. Осенняя песнь»
Осень, осыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят…
Пожалуй, это самая известная пьеса цикла. Она входит в репертуар учеников музыкальной школы и является любимым произведением многих из них. И хотя тема пьесы – осень, грусть, увядание природы, но картина, нарисованная средствами музыки, настолько яркая и понятная, что маленькие музыканты с удовольствием сопереживают композитору в его чувстве грусти и любви к красоте русского осеннего пейзажа. То есть в этой пьесе слиты воедино пейзаж и чувства человека.
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали.
Святками в России называют время от Рождества до Крещения. Это весёлый праздник, в котором христианство переплетено с языческими верованиями: на Святки ходили ряженые, пели святочные песни, их угощали и одаривали подарками. Девушки гадали, ждали своих суженых.
Этой пьесе композитор дал подзаголовок «Вальс». Вальс был самым популярным танцем в салонах и на домашних танцевальных вечерах. Заканчивается пьеса вальсом, который все танцуют вокруг рождественской ёлки.
Кто из композиторов создал произведение с названием времена года и в каких жанрах?
Времена года весна:
Антонио Вивальди «Весна» Концерт №1 ми мажор «Весна», RV 269, скрипичный концерт
Петр Ильич Чайковский «Весна» «Песня жаворонка», «Подснежник», «Белые ночи», пьеса на фортепиано
Астор Пьяццолла «Весна » Primavera Porteña Allegro, танго
Йозеф Гайдн «Весна» 1-я часть Оратория «Времена года», оратория и сопрано
В. А. Гаврилин «Времена года» Весна (слова народные), рояль
Антонио Вивальди «Лето» Концерт №2 соль минор «Лето», RV 315
Петр Ильич Чайковский «Лето» «Баркарола», «Песнь косаря», «Жатва»
Астор Пьяццолла «Лето » Verano Porteño
Йозеф Гайдн «Лето» 2-я часть Оратория «Времена года»
В. А. Гаврилин «Времена года» Лето (слова народные)
Времена года осень:
Антонио Вивальди «Осень» Концерт №3 фа мажор «Осень», RV 293
Петр Ильич Чайковский «Осень» «Охота», «Осенняя песнь», «На тройке»
Астор Пьяццолла «Осень » Otoño Porteño Allegro Moderato
Йозеф Гайдн «Осень» 3-я часть Оратория «Времена года»
В. А. Гаврилин «Времена года» Осень (слова С. Есенина)
Антонио Вивальди «Зима» Концерт №4 фа минор «Зима», RV 297
Петр Ильич Чайковский «Зима» «Святки», «У камелька», «Масленица»
Астор Пьяццолла «Зима» Invierno Porteño Lento
Йозеф Гайдн «Зима» 4-я часть Оратория «Времена года»
В. А. Гаврилин «Времена года» Зима (слова народные)
Шарль Анри Валантен Алькан (французский пианист-виртуоз, композитор-романтист) — цикл «Месяцы» («Les mois») из 12 характеристических пьес, op.74.
А. К. Глазунов (русский композитор, дирижёр) — Балет «Времена года», Op. 67. (Весна, Лето, Осень и Зима).
Джон Кейдж (американский композитор авангардист) — Времена года (Балет Мерса Каннингема на музыку Джона Кейджа), 1947 г.
Жак Лусье (французский джазовый пианист) — Трио Жака Лусье, джазовые импровизации на музыку «Времена года» Вивальди, 1997 г.
Леонид Десятников (советский, российский композитор) — включивший во «Времена года в Буэнос-Айресе» Пьяццоллы цитаты из «Четырех сезонов» А. Вивальди, 1996-98 гг.
Ричард Клайдерман (французский пианист, аранжировщик) — Инструментальная версия аранжировки «Времена года» Вивальди.