у каких народов есть кровная месть
Кровная месть существует и в современном мире
Вот, например, кровная месть. Сразу вспоминаются разве что древние евреи, у которых в писании было записано «око за око, зуб за зуб», да какие-нибудь воинственные народы, сошедшие со страниц черных легенд о средневековье Артура Шопенгауэра. Но, в отличие от многого записанного в XIX веке об истории, кровная месть была вполне реальной традицией у большинства народов мира. И во многих странах до сих пор остается таковой – пусть и зачастую подпольно, полулегально. А где-то практики отмщения закреплены законодательно.
Что за обычай кровной мести?
Такая традиция известна уже не одну тысячу лет, она зафиксирована во многих законодательствах древних народов и их священных текстов. Наверняка любой, кто на уроках истории слышал о законах Хаммурапи и прочих древних сводах, читал про принцип наказания кровью за проступки. Отрубание руки за воровство, казнь за убийство – то, что такие строки вообще возникали в древнем законодательстве, говорит лишь о том, что проблема мести стояла перед государствами еще в то время. Пытаясь снизить количество нелегитимного насилия, властители брали право мстить преступникам за обиженных в свои руки.
Турция
Чаще всего, когда говорят о родовых убийствах в Турции, имеют в виду юго-восток страны, где обитают в основном кланы курдов. Там кровная месть считается делом чести. Позор, несмываемый позор тому мужчине, который не отомстит за своего брата или сына. Так считают местные народы. Это настолько важный обычай, что женщины годами хранят окровавленные одежды своих убитых мужей, только чтобы однажды показать их сыновьям и объяснить, кому надо отомстить.
Не спасает от родового убийства даже официальный тюремный срок. Даже проведя 20 лет за решеткой, человек может выйти из камеры только для того, чтобы получить пулю в висок прямо на выходе. Каждый год около 200 человек в Турции становятся жертвами кровной мести, несмотря на то, что официальные власти пытаются всеми силами бороться с этим обычаем.
Европа
Распространено ошибочное мнение, будто бы кровная месть – исключительно мусульманская традиция. Дескать, у них это является адатом, официально прописано в шариате, поэтому все подобные истории идут исключительно из исламских общин. Но, во-первых, здесь стоит отметить, что традиции кровной мести сложились задолго до основания ислама в VII веке, а затем всего лишь были интегрированы в шариат, потому что верующие явно не хотели отказываться от таких обычаев. А во-вторых, история показывает, что не менее часто убивают в обществах, которые сейчас считаются традиционно христианскими, где обычай кровной мести также сложился до принятия этой религии.
Вообще-то гораздо раньше, чем у мусульман, так называемая вендетта появилась у римлян. Во времена империи она, понятное дело, была распространена по всей стране, но сейчас все больше сконцентрирована в южной Италии. На островах Сардиния и Корсика и месяца без кровной мести не проходит. Вы наверняка помните фильм «Крестный отец» про итальянских мафиози в Америке. Вся вторая часть ленты ведь построена именно на принципе вендетты. Из сердец настоящих итальянцев эта традиция так и не ушла.
В общем, лучше решать все конфликтные ситуации миром.
Традиция кровной мести: как она работает
Кровная месть – атавизм человеческого общества, хотя в удаленных местах, например, горных деревнях Сицилии, она практикуется до сих пор. Мы решили обратиться к истории, чтобы понять, как формировался этот обычай, и как кровную месть разрешали бескровно.
«…Что творилось бы на земле, если б люди, вопреки всяким доводам рассудка, только и знали, что сводили друг с другом счеты? Разве не в этом проклятье Сицилии, где мужчины так заняты кровной местью, что им некогда зарабатывать хлеб для семьи». Дон Корлеоне.
«Око за око»
Традиция кровной мести уходит своими корнями в глубокое прошлое человечества, когда не то что понятия права в его современном значении, но и понятия государства толком не существовало. Однако, невзирая на этот факт, имели место своего рода первобытные, самые примитивные и ясные на полу-инстинктивном уровне понятия о справедливости.
Всем известная формулировка «око за око, зуб за зуб» происходит из Ветхого Завета (Левит, 24, 20), и отнюдь не ограничивается лишь этим положением. В дополнение к нему, не считая параллелей в других главах Пятикнижия, приводится формулировка «перелом за перелом» и «…убивший человека должен быть умерщвлен» (Левит, 24, 21). Знаменитые законы Хаммурапи придерживаются схожих установок, если речь идет о людях одинакового статуса.
Северные обычаи
Если говорить о территории нашей страны, то в современном российском уголовном праве мотивы кровной вражды при совершении убийства являются отягчающим обстоятельством, влекущим за собой более суровое наказание. Но при этом, как и в других европейских странах, данная традиция имела место на территории России в раннем средневековье.
Кровная месть в Северной Европе (в первую очередь, в скандинавских странах), шла рука об руку с правом наследования имущества – а именно, порядок отмщения за убитого члена семьи в ряде случаев имел ровно ту же последовательность, что и порядок получения наследства (сын – отец – брат – сын сына и так далее). Параллельно с правом на отмщение, существовало право на выкуп, передаваемое в пострадавшей семье по тому же принципу. Со временем отмщение убийце перестало носить обязательный характер, превратившись скорее в право на возмездие с альтернативой взятия денежной компенсации – причем этот процесс происходил задолго до фиксации данного положения в письменных источниках, сохраняясь в устной традиции. В скандинавских сагах, так или иначе касающихся данного сюжета, право взять долг кровью стоит значительно выше принятия материального выкупа за погибшего. В некоторых областных сборниках средневекового скандинавского права имеется положение о том, что убийца может предложить выкуп семье погибшего не раньше, чем через год после своего деяния, и весь срок до этого он автоматически подлежал отмщению без права откупиться – фактически, объявлялся вне закона и мог быть безнаказанно убит. Одновременно с этим, мужчины, медлившие с отмщением, подвергались осуждению со стороны окружающих, и, в первую очередь, со стороны женщин своего же рода, не имевших возможности отомстить собственноручно, но заботившихся о репутации семьи.
Варварские правды (своды законов, существовавшие в Европе на заре создания государственности), также регламентировали порядок отмщения за совершенное убийство. Равно как в раннесредневековой Скандинавии или в Древней Руси, институт кровной мести был постепенно вытеснен получением семьей убитого денежной компенсации (вергельда). Что касается древнерусских правовых норм, подобного рода штраф назывался вирой, и мог выплачиваться представителям государственной власти общиной по принципу круговой поруки. В таком случае штраф назывался «дикой» или «повальной» вирой, но взимался он лишь в том случае, если конкретный убийца найден не был (или, иными словами, община предпочла его не выдавать).
Мусульманский Восток
В средневековом мусульманском мире в качестве меры наказания за убийство также была установлена выплата денежного штрафа, называвшаяся дийя. Параллельно с выплатой штрафа, убийца был обязан освободить верующего раба, находящегося у него в услужении, если же такой возможности у него не было – он обязан был поститься не меньше двух месяцев, что также могло свидетельствовать о его раскаянии перед Всевышним. Необходимо принимать во внимание тот факт, что в Аяте, регламентирующем данную ситуацию, речь идет лишь о том, что можно назвать убийством по неосторожности: «…не следует верующему убивать верующего, разве что по ошибке». И даже в этом случае родственники погибшего могут отказаться от выплаты штрафа, потребовав казни преступника. Если же речь идет об умышленном лишении жизни мусульманина, то, помимо вечных мук в загробной жизни, убийце было уготовано немедленное объявление вне закона с последующей казнью.
Вендетта
В южной Италии, а также на островах Сардиния и Корсика, институт кровной мести имел весьма широкое распространение вплоть до начала ХХ века, а в ряде случаев существует и до сих пор, что, впрочем, не сильно удивляет – хорошо известное всем слово «вендетта» проникло в массовую культуру именно из этого региона. Также весьма распространенным это явление было на Балканах, в частности, в Черногории, где рецидивы кровной мести случаются до сих пор. Черногорская традиция предписывала мстить не только за убийства, но и за преступления против чести, причем долг отмщения накладывался на всю семью, и обидчиками объявлялся также не конкретный человек, совершивший злодеяние, но любой мужчина из клана убийцы, что могло запустить механизм кровной вражды на долгие годы. При этом женщина могла не только воспитать своих детей в духе отмщения, но и совершить акт возмездия безнаказанно – убийство женщины или ребенка по мотивам кровной мести означало бы для мстителя позор, который было бы невозможно смыть до конца жизни. Наряду с этим, существовал также обычай примирения, который, в случае успеха, зачастую скреплялся семейными узами между ранее враждовавшими кланами. Разумеется, на протяжении времени этот жестокий обычай встречал резкое осуждение у представителей как светской, так и церковной власти страны. Существенным позитивным сдвигом в традиции можно было назвать то, что в какой-то момент справедливым стало считаться воздаяние только убийце, а не всей его семье.
На данный момент, невзирая на тот факт, что убийство с целью возмездия является в Черногории тяжким преступлением, мстители зачастую вызывают сочувствие у местных жителей – месть, хоть и не в законе, но в общественном мнении до сих пор носит характер не отягчающего, а наоборот, смягчающего вину обстоятельства.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
10 необычных ритуалов мести в разных странах мира
10. Уничтожение или вечное заключение Чарел в Индии
Чарел – демон Юго-Восточной Азии, наиболее часто он встречается в индийском фольклоре. Возможно, что он был придуман каким-то жёноненавистником, поскольку это дух женщины, которая умерла во время беременности или в течение 40-дневного периода изоляции после родов. Вместо того чтобы посочувствовать усопшей, её боятся и порицают.
Считается, что Чарел одержима местью тем, кто её обидел. Очевидно, что покаяние за нанесённые обиды не предусмотрено, поэтому большая часть энергии мужчин расходуется на улучшение ритуалов защиты от мести призрака.
По индуистской традиции тела кремируют. Однако если покойница была потенциальной кандидаткой в Чарел, то захоронение считалось более безопасным вариантом. Одним из популярных методов было похоронить женщину в могиле, заполненной шипами, и придавить крышку гроба тяжёлыми камнями. Таким образом, мстительная Чарел не смогла бы сбежать и была бы вынуждена целую вечность вести себя как можно спокойнее, чтобы избежать шипов.
Техника погребения Чарел в Гурдаспуре предусматривает прибивание гвоздями к гробу ладоней женщины. Кроме того, её большие пальцы на ногах и руках сковывают вместе железными кольцами. Затем в могилу насыпают семена горчицы, поскольку считается, что её запах успокаивает Чарел.
9. «Нитсшест» в Исландии
Исконная религия германского народа полна увлекательных легенд и ритуалов. Наиболее надёжным и необычным способом мести в ней считается установка «нитсшеста» (от древнескандинавского níð – «злодей, лишённый чести»). Это длинный шест с конской головой на конце – простой, элегантный, германский дизайн.
Для большей надёжности действие шеста могло быть усилено проклятиями, написанными рунами, и, иногда шкурой обезглавленной лошади. Затем его втыкали в землю, направляя голову в сторону обидчика – чаще всего это были римляне.
В Исландии нитсшестами пользуются до сих пор. В 2006 году щенок исландского фермера был сбит автомобилем. Стремясь отомстить, мужчина установил нитсшест с приложенной запиской, в которой утверждалось, что он не успокоится, пока водителя не постигнет суровое правосудие.
Наиболее распространёнными объектами нитсшестов в современной Исландии становятся политики. В 2016 году мишенью стал премьер-министр Исландии Сигмюндюр Гюннлёйгссон. Вместо традиционных лошадиных голов использовались головы трески.
8. «Кархунпейейсе» («Медвежий пир») в Финляндии
До того как финские народные традиции отступили перед христианством, преобладали языческие обряды. Один из обычаев назывался «Кархунпейейсе», он проводился после успешной охоты на медведей.
В анимистической языческой системе верований медведь был почитаем как живое воплощение финских предков. Подлинным названием медведя было слово «отсо», и его никогда нельзя было произносить из уважения к медведям. Поэтому о медведях говорили с помощью окольных фраз, таких как «однобровый» или «золотое яблоко леса». Так появилось и современное финское название медведя – «карху», что означает «грубый мех».
Один из самых популярных брендов пива в Финляндии называется Karhu, поэтому изображения священного медведя сегодня можно увидеть в каждом городе и в довольно неприятных условиях. Так что, если нежить начнёт своё нашествие из Хельсинки, то виноваты в этом будут финны.
Древние финны боялись, что мёртвые бывают очень мстительны, поэтому «Кархунпейейсе» должен был убедить дух медведя в том, что его никто не убивал и у медведя не было причин злиться на охотников – он мог спокойно отправиться в свой лес.
Таким образом, церемония действовала как способ извинения за произошедшее и имела своей целью устранить желание медведя отомстить – через полное отрицание своей вины. Очевидно, финны были мастерами по развешиванию паранормальной лапши.
7. Повешение сватов, Литва
Когда речь идёт о свадьбах, в большинстве культур на передний фронт выходит алкоголь. Исторически сложилось, что в литовских свадьбах его роль не ограничивается простым употреблением вина и коктейлей, к которому вы привыкли, алкоголь играет намного большую роль. Он так глубоко вписан в церемонию, что каждый вежливый человек традиционно полностью напивается.
В течение дня гости кричат: «Горько!». Это указывает на то, что пришло время всем супружеским парам глотнуть водки. Затем они целуются. Сладость поцелуя снимает горечь выпивки.
Затем наступает время самого странного из всех свадебных ритуалов, которые происходят. В своём рассказе сват (традиционно мужчина) выступает перед молодожёнами в качестве откровенного лжеца.
Он плетёт сложную паутину изо лжи на тему богатства невесты. Она бедна, и теперь все это знают. За это ему нужно отомстить, и самой справедливой формой мести считается казнь через повешение. Немного экстремально, конечно, но это имеет определённый смысл, когда вы пьяны от водки.
Когда сват будет уже практически повешен, невеста должна прийти ему на помощь, и вместо свата вешают чучело.
6. Кровная месть чикасавов, Северная Америка
Чикасавы являются коренными жителями юго-восточных штатов США. Их территория включала сегодняшние штаты Теннесси, Алабама и Миссисипи. В то же время кровопролитие занимало важное место в их культуре.
Если кого-то убивали, то убийца тоже должен был умереть, и только после этого дух убитого мог окончательно успокоиться. Это также означало, что дух больше не будет преследовать тех, кто должен был за него отомстить. Отказ от преследования убийцы считался трусостью. Чикасавы считали, что это сильно беспокоит дух покойного, и он будет страшно злиться.
Избежать смерти было невозможно. Если родственник убитого не мог по какой-то причине отомстить непосредственно убийце, его место должен был занять член семьи убийцы, и это сопровождалось определённым ритуалом. Считалось чрезвычайно бесчестным не предложить себя для казни, это обрекло бы душу отказавшегося на вечные муки. В результате ритуальные казни по большей части проходили без каких-либо эксцессов.
5. Куклы вуду народных целителей Англии
Кукла вуду, наверное – самый узнаваемый сверхъестественный предмет из всего, что связано с местью. Естественно, что наши представления об этих куклах связаны с ритуалами вуду. На самом деле это не так. Восковые изображения, повреждаемые или уничтожаемые для воздействия на проклятую жертву, использовались во многих странах древнего мира, включая Персию и Египет.
В Англии были широко распространены тряпичные куклы под названием «poppets». Они использовались в колдовстве на протяжении веков – часто помещались в дымоходы, чтобы жертва ощущала жар пламени.
Ранние фильмы помогли создать неправильное представление о том, что такое кукла вуду и откуда она произошла. Возможно, что народные целители Англии стали использовать миниатюрные человеческие изображения, похожие на кукол вуду, намного раньше. Они втыкали в них иглы, чтобы защититься от предполагаемых чёрных ведьм.
Известно, что народные целители использовали «бутылки ведьм», которые помогали снять проклятия. Смесь внутри бутылок часто делалась из телесных жидкостей и обрезков ногтей и волос пострадавших. Поэтому вполне вероятно, что эта хитроумная народная практика также способствовала созданию современного образа того, что мы сегодня представляем как куклу вуду.
4. Обширный и страшный кошмар Тамилнада, Индия
В штате Тамилнад, Индия, убийства из-за чести – настоящая проблема. В период с 2013 года по начало 2016 года было зафиксировано 81 убийство ради защиты своей чести. Скорее всего, их было намного больше, просто большинство из них квалифицируются судами в качестве самоубийств и забываются.
Месть глубоко укоренилась в традиционной тамильской культуре. Если кто-то делает недобросовестные действия, с вашей стороны будет справедливым принять меры для восстановления своего достоинства.
Некоторые тамильские ритуалы мести остаются довольно загадочными для остальной части Индии. Когда В. К. Сасикала сердито ударила по недавно установленной мемориальной плите скончавшегося главного министра Джаялалитаа, многие были сбиты с толку. Считалось, что они дружили.
Оказывается, это древний тамильский обычай, известный как «Ванджинам Урайтал», что примерно переводится как «Месть за…». В тот момент Сасикала пообещала отомстить тем, кому не успел отомстить её друг.
Традиционный тамильский ритуал заходит ещё дальше в этом обряде. Собирается пепел и все оставшиеся кости умершего, после чего обет даётся прямо над ними.
3. Поедание «хахуа», Папуа-Новая Гвинея
Хотя в племени короваи из Папуа – Новой Гвинеи, как известно, едят своих соплеменников, они не считают себя людоедами. Они считают, что те трупы, которые они едят, вовсе не трупы людей.
По их представлениям, существует определённый тип ведьм, называемых «хахуа», которые могут съесть чьи-то внутренности, пока тот спит, и заменить их пеплом. Затем хахуа убивает свою жертву, пронзая её сердце магической стрелой. Эти опасные ведьмы живут среди людей в человеческом облике. Короваи узнают, что среди них есть хахуа, когда одна из жертв незадолго до смерти рассказывает о видении того, кто на него напал.
Короваи быстро мстят. Человека, которого считают хахуа, убивают и съедают. Это необходимо для искоренения его сущности и, таким образом, защиты святости племени.
Когда путешествующие журналисты спрашивают, не занимаются ли короваи по каким-либо причинам каннибализмом, те отвечают: «Конечно, нет. Мы не едим людей, мы едим только хахуа».
2. Указующая кость, Австралия
Одно из самых страшных проклятий в культуре аборигенов накладывается посредством «указующей кости». Обряд так называется потому, что мистическая энергия пения древних проклятий сохраняется только внутри одинокого кенгуру, человека или кости страуса Эму.
Ритуальный палач, известный как курдаича, отслеживает человека, который должен быть проклят. Важен элемент неожиданности. Поэтому курдаича подкрадывается к своей цели, выпрыгивает перед ним и указывает мистической костью в его сторону.
В идеале жертва должна быть парализована страхом, и курдаича успевает сообщить ему о его судьбе. Считается, что жертва погибнет через месяц.
Это не так безумно, как кажется. Сообщалось о погибших. Научное мнение состоит в том, что знание о наложенном проклятии вызывает огромное беспокойство, что, в свою очередь, приводит к психосоматическому нарушению здоровья.
1. Гниение тела, чтобы разгневать дух, Филиппины
Народ ифугао из Лусона, Филиппины, является пионерами в области сельского хозяйства. Их террасы с рисом были вырезаны вручную в горах более 2000 лет назад. В то время они были одними из самых технологически развитых народов в мире.
Кроме того, пение «худхуда», исполняемое представителями этой народности во время сезона посева риса, было внесено ЮНЕСКО в списки нематериального культурного наследия человечества. В этот список входят богатые культурные обряды, которые отчаянно нуждаются в активной защите.
Некоторые другие традиционные обряды ифугао международное сообщество восхищают меньше. Охота за головами постепенно вымерла после широкого распространения христианства. До этого культура ифугао в значительной степени подпитывалась необходимостью отомстить. Считалось, что мир не может прийти к тому, кто был убит, пока не будет убит его убийца.
Ифугао и их соседи на протяжении столетий бились друг с другом, периодически убивая друг друга в качестве расплаты за предыдущие убийства. Умерших принято помещать в кресло на несколько дней, чтобы убедиться, что человек не вернётся. С убитыми было ещё сложнее.
Считалось, что тело показывает в сторону деревни, в которой укрылись преступники. Старейшины периодически раскачивали голову убитого, умоляя дух человека идти за убийцами. Разложение тела должно было разгневать дух и подтолкнуть его к действию.
Считалось, что хоронить можно только после того, как исполнится месть, похороны сопровождались звуками церемониальных гонгов. Цель состояла в том, чтобы отогнать злых духов, привлечённых убийством, и защитить скорбящих и умерших.
Кровная месть у разных народов мира 🕔 1 мин.
Кровная месть – атавизм человеческого общества, хотя в удаленных местах, например, горных деревнях Сицилии, она практикуется до сих пор. Мы решили обратиться к истории, чтобы понять, как формировался этот обычай, и как кровную месть разрешали бескровно.
«…Что творилось бы на земле, если б люди, вопреки всяким доводам рассудка, только и знали, что сводили друг с другом счеты? Разве не в этом проклятье Сицилии, где мужчины так заняты кровной местью, что им некогда зарабатывать хлеб для семьи». — Дон Корлеоне (фильм «Крестный отец»)
«Око за око»
Традиция кровной мести уходит своими корнями в глубокое прошлое человечества, когда не то что понятия права в его современном значении, но и понятия государства толком не существовало. Однако, невзирая на этот факт, имели место своего рода первобытные, самые примитивные и ясные на полу-инстинктивном уровне понятия о справедливости.
Всем известная формулировка «око за око, зуб за зуб» происходит из Ветхого Завета (Левит, 24, 20), и отнюдь не ограничивается лишь этим положением. В дополнение к нему, не считая параллелей в других главах Пятикнижия, приводится формулировка «перелом за перелом» и «…убивший человека должен быть умерщвлен» (Левит, 24, 21). Знаменитые законы Хаммурапи придерживаются схожих установок, если речь идет о людях одинакового статуса. Подобного рода положения в древних правовых системах в основе своей имеют тот же принцип, что и традиция вендетты – а именно принцип равного воздаяния за преступление, согласно которому убийца должен быть убит. Дальнейшее развитие властно-правовых механизмов привело к тому, что монополия права на наведение «справедливости», осталась за государством. Институт же кровной мести в подавляющем большинстве случаев оказался в положении преследуемого в уголовном порядке атавизма, характерного для традиционных обществ (где обычаи и традиции в общественной жизни доминировали над системой государственных законов).
Северные обычаи кровной мести
Если говорить о территории нашей страны, то в современном российском уголовном праве мотивы кровной вражды при совершении убийства являются отягчающим обстоятельством, влекущим за собой более суровое наказание. Но при этом, как и в других европейских странах, данная традиция имела место на территории России в раннем средневековье.
Кровная месть в Северной Европе (в первую очередь, в скандинавских странах), шла рука об руку с правом наследования имущества – а именно, порядок отмщения за убитого члена семьи в ряде случаев имел ровно ту же последовательность, что и порядок получения наследства (сын – отец – брат – сын сына и так далее). Параллельно с правом на отмщение, существовало право на выкуп, передаваемое в пострадавшей семье по тому же принципу. Со временем отмщение убийце перестало носить обязательный характер, превратившись скорее в право на возмездие с альтернативой взятия денежной компенсации – причем этот процесс происходил задолго до фиксации данного положения в письменных источниках, сохраняясь в устной традиции. В скандинавских сагах, так или иначе касающихся данного сюжета, право взять долг кровью стоит значительно выше принятия материального выкупа за погибшего. В некоторых областных сборниках средневекового скандинавского права имеется положение о том, что убийца может предложить выкуп семье погибшего не раньше, чем через год после своего деяния, и весь срок до этого он автоматически подлежал отмщению без права откупиться – фактически, объявлялся вне закона и мог быть безнаказанно убит. Одновременно с этим, мужчины, медлившие с отмщением, подвергались осуждению со стороны окружающих, и, в первую очередь, со стороны женщин своего же рода, не имевших возможности отомстить собственноручно, но заботившихся о репутации семьи.
Варварские правды (своды законов, существовавшие в Европе на заре создания государственности), также регламентировали порядок отмщения за совершенное убийство. Равно как в раннесредневековой Скандинавии или в Древней Руси, институт кровной мести был постепенно вытеснен получением семьей убитого денежной компенсации (вергельда). Что касается древнерусских правовых норм, подобного рода штраф назывался вирой, и мог выплачиваться представителям государственной власти общиной по принципу круговой поруки. В таком случае штраф назывался «дикой» или «повальной» вирой, но взимался он лишь в том случае, если конкретный убийца найден не был (или, иными словами, община предпочла его не выдавать).
Мусульманский Восток и кровная месть
В средневековом мусульманском мире в качестве меры наказания за убийство также была установлена выплата денежного штрафа, называвшаяся дийя. Параллельно с выплатой штрафа, убийца был обязан освободить верующего раба, находящегося у него в услужении, если же такой возможности у него не было – он обязан был поститься не меньше двух месяцев, что также могло свидетельствовать о его раскаянии перед Всевышним. Необходимо принимать во внимание тот факт, что в Аяте, регламентирующем данную ситуацию, речь идет лишь о том, что можно назвать убийством по неосторожности: «…не следует верующему убивать верующего, разве что по ошибке». И даже в этом случае родственники погибшего могут отказаться от выплаты штрафа, потребовав казни преступника. Если же речь идет об умышленном лишении жизни мусульманина, то, помимо вечных мук в загробной жизни, убийце было уготовано немедленное объявление вне закона с последующей казнью.
Вендетта
В южной Италии, а также на островах Сардиния и Корсика, институт кровной мести имел весьма широкое распространение вплоть до начала ХХ века, а в ряде случаев существует и до сих пор, что, впрочем, не сильно удивляет – хорошо известное всем слово «вендетта» проникло в массовую культуру именно из этого региона. Также весьма распространенным это явление было на Балканах, в частности, в Черногории, где рецидивы кровной мести случаются до сих пор. Черногорская традиция предписывала мстить не только за убийства, но и за преступления против чести, причем долг отмщения накладывался на всю семью, и обидчиками объявлялся также не конкретный человек, совершивший злодеяние, но любой мужчина из клана убийцы, что могло запустить механизм кровной вражды на долгие годы. При этом женщина могла не только воспитать своих детей в духе отмщения, но и совершить акт возмездия безнаказанно – убийство женщины или ребенка по мотивам кровной мести означало бы для мстителя позор, который было бы невозможно смыть до конца жизни. Наряду с этим, существовал также обычай примирения, который, в случае успеха, зачастую скреплялся семейными узами между ранее враждовавшими кланами. Разумеется, на протяжении времени этот жестокий обычай встречал резкое осуждение у представителей как светской, так и церковной власти страны. Существенным позитивным сдвигом в традиции можно было назвать то, что в какой-то момент справедливым стало считаться воздаяние только убийце, а не всей его семье.
На данный момент, невзирая на тот факт, что убийство с целью возмездия является в Черногории тяжким преступлением, мстители зачастую вызывают сочувствие у местных жителей – месть, хоть и не в законе, но в общественном мнении до сих пор носит характер не отягчающего, а наоборот, смягчающего вину обстоятельства.
источник
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.