у каких народов развивается музыкальный фольклор
У каких народов развивается музыкальный фольклор
Сборник тестовых заданий для 6 класса по 2 четверти.
Правильный вариант ответа отмечен знаком +
1. Какую музыку называем программной?
+ музыка, которая имеет специальную программу или сюжетное название
— музыка, под которую составляют программы
— музыка танцевальных произведений.
2. Какую связь мы видим в программной музыке?
— связь музыки с живописью
+ связь музыки с литературой
— связь театра и балета.
3. Оттуда обычно берет сюжет программная музыка:
— из произведения живописи;
— из народных песен и плясок;
+ из произведений литературы.
4. Это обязательное условие программной музыки:
+ наличие словесного названия;
— наличие не менее четырех частей;
— наличие не менее двух авторов.
5. Определите программную музыку в списке:
— песня «Вместе весело шагать по просторам»;
6. Что такое увертюра?
— стремительно быстрая мелодия
+ музыка, которая открывает оперу, драматический спектакль, кинофильм.
7. С именем какого композитора связано рождение программной увертюры?
8. Форма сочинения увертюры «Эгмонт» Л.В. Бетховена:
9. Литературное начало увертюры «Эгмонт» Л.В. Бетховена:
+ трагедия Гете «Эгмонт», посвященный борьбе в Нидерландах;
— трагедия Шекспира «Гете», посвященный любви и ненависти.
тест 10. Почему увертюру «Эгмонт» Л.В. Бетховена считают трагедией?
+ в конце главный герой погибает
— страшный чудовище разрушает город
— это вовсе не трагедия.
11. У каких народов развивается музыкальный фольклор?
— у северных народов
— у восточных народов
+ почти у всех народов.
12. Что объединяет фольклор разных народов мира?
+ устное начало, наличие песен и разных музыкальных инструментов
13. Какой фольклор особенно знаком и близок?
14. Два направления развития музыкального искусства Древней Руси:
+ церковная музыка и фольклор;
— религиозная и симфоническая музыка;
— сонатное аллегро и песенное творчество.
15. Эти бродячие артисты скитались по русской земле, пели и танцевали народные песни-пляски:
16. В чем ценность деятельности скоморохов?
— они воспевали церковные песнопения
+ они популяризировали народный фольклор
17. За что церковь изгонял скоморохов:
+ они пели народные песни, веселили народ;
— скоморохи разрушали церкви
— церковь дружила с скоморохами.
18. С чего началось развитие церковной музыки в Древней Руси?
— с народной песни и пляски
+ с церковного песнопения
— с хороводных танцев вокруг церкви.
19. Каким было церковное песнопение в древности?
+ одноголосным, унисонным, a capella.
— многоголосным, под сопровождением народных музыкальных инструментов
— пели в храмах, домах и концертных залах.
тест-20. Единственный музыкальный инструмент в церковном пении Древней Руси:
21. Определение знаменного распева:
+ основной вид древнерусского церковного пения, сплав русской культуры с византийской;
— ходьба и хоровод с флагами.
22. Первая нотная запись называлась:
23. Чем отличается крюковое письмо от современной нотной грамоты:
— ничем не отличается
+ она без нотных линий
— она с рисунками-иероглифами.
24. Хронологические рамки эпохи Просвещения:
25. Зарубежные композиторы эпохи Просвещения:
+ В.А. Моцарт, Л.В. Бетховен, Й. Гайдн;
— П.И. Чайковский, М.И. Глинка;
— А. Вивальди, С.С. Прокофьев.
26. Что происходило с музыкой в эпоху Просвещения?
— музыка была неизменной
— вернулась и осталась народная музыка
+ развились жанры сонаты, симфонии, оперы.
27. С именами этих композиторов связано развитие сонатной и симфонической музыки:
+ венские классики Гайдн-Моцарт-Бетховен;
— русские классики Глинка-Чайковский;
— это неизвестные авторы из русского народа.
28. Какой зарубежный композитор воплотил в жизнь оперную реформу 18-го века?
29. Какую музыку мы называем духовной музыкой русских композиторов?
— музыку скоморохов древней Руси
— музыку о русских духах
+ композиторскую музыку о богослужении и церкви.
тест_30. Новый жанр эпохи просвещения в России:
— духовой оркестровый концерт;
31. Как называется духовный концерт М.С. Березовского?
— «Фрески Софии Киевской»
+ «Не отвержи мене во время старости»
32. Программное начало духовного концерта М.С. Березовского:
+ 70-й псалма Давида из Ветхого Завета;
— знаменный распев Древней Руси;
33. Где родился современный композитор В.Г. Кикта?
34. Какой жанр произведения В.Г. Кикты «Фрески Софии Киевской»?
35. Программное начало симфонии «Фрески Софии Киевской» В.Г. Кикты:
+ рисунки, фрески на стенах храма;
— псалмы Давида из Ветхого Завета;
36. О чем и на каком музыкальном инструменте поет фреска «Музыкант» в произведении «Фрески Софии Киевской»?
— на скрипке о судьбе всего русского народа
— на флейте о судьбе русских царей
+ на виолончели о судьбе старого музыканта.
37. Самый веселый из всех музыкальных фресок в «Фрески Софии Киевской»:
— «Портрет дочерей Ярослава Мудрого»;
38. Какое духовное произведение В.А. Гаврилина является размышлением о любви к человеку, к родной земле?
39. Эта часть «Перезвонов» В.А. Гаврилина «Молитва» передает особую молитву:
+ молитву разбойника, умирающего с раскаянием;
— молитву русского царя о пощаде.
тест*40. Кому обязана началом русская классическая музыкальная школа?
41. Как выражается роль фольклора в становлении русской музыкальной культуры?
— фольклор передает все церковной музыке
+ композиторы используют фольклорные мотивы в своих произведениях
— никак не выражается.
42. Определите образец роли фольклора в произведении М.И. Глинки:
+ хор «Разгулялися, разливалися».
43. Этот стиль основан на чувственности и красоте, ведет с собой самую главную миссию искусства:
44. Самые яркие представители русского романтизма:
+ А.П. Бородин, С.В. Рахманинов;
— И.С. Бах, С.С. Прокофьев.
45. Кто эти веселые люди на картинке?
46. Какую музыку слышите, увидев эту фреску?
+ «Портрет дочерей Ярослава Мудрого» В.Г. Кикты
— «Перезвоны» В.А. Гаврилина
— «Островок» С.В. Рахманинова.
47. Что общего между изображениями?
+ В.А. Гаврилин «Перезвоны»
— колокола слушают все.
48. Звучит романтическое произведение:
— «Жаворонок» М.И. Глинки;
+ романс «Сирень» С.В. Рахманинова;
— «Перезвоны» В.А. Гаврилина.
тест№ 49. Узнайте по портрету композитора:
Народная музыка всех континентов
«Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему… Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного. »
Платон
Есть одна знаменитая фраза: «Когда Адам пахал, а Ева пряла, кто дворянином был тогда?» Ее сказал английский священник Джон Болл, выступая против крепостного права во время восстания Уота Тайлера. Не протестуя и не восставая против чего-либо в музыке, можно задать схожий вопрос: когда не было профессиональных исполнителей и в школах музыке не учили, кто музыкантом был тогда? А заодно и узнать, а что есть народная музыка, что дала она современному миру?
Фолк. Возвращение к истокам?
Музыка сопровождает человека тысячи лет. И мы выше говорили о том, что еще на заре человечества пение и ритуальные племенные танцы у костра уже были музыкой. Этих людей никто не учил специально, никто не вел нотных записей и никто не называл себя музыкантом. Просто в пустынях Африки, на островах Полинезии, на Дальнем Востоке, в туманном Альбионе и на огромных просторах Евразии танцевали и пели обладающие волшебными голосами и вовсе безголосые, повторявшие точь-в-точь за своими предками и привносившие новое в древние напевы, великие и бездарные самоучки. И век за веком складывалась та народная музыка, из которой выросло всё великое многообразие музыки современной.
Однако следует для начала определиться, какую же музыку принято — и на законных основаниях — считать народной. В современном музыкальном мире существует два определения, которые обозначают две музыкальные ветви, близкородственные, но все-таки разные явления.
Если пользоваться англоязычными терминами, то речь идет о folk music (фольклорной музыке) и world music или ethnic music (музыке народов мира или этнической музыке). На первый взгляд разница между этими терминами не особо и видна. Ну в самом деле, не всё ли равно, этническая или фольклорная? А вот и нет.
Фолк (англ. folk), или фолк-музыка (англ. folk music) — это сокращение от более широкого и более общего понятия «фольклор». Термин этот подразумевает под собой огромное количество поджанров, в том числе и имеющих между собой мало общего. Но все они имеют нечто, их объединяющее,— народные корни, специфический вокал и исполнение на народных акустических инструментах. Этот термин возник только в конце XIX века, но фолк-музыкой принято называть и ту, что сочинили и задолго до этого.
Музыка народов мира, или этническая музыка (англ. world music, ethnic music) — жанр, в основе которого лежит фольклор (folk). Но если фолк исполняется коренными жителями того или иного региона, то этническую музыку исполняют музыканты, которые далеко не всегда имеют ту же национальную принадлежность. Кроме того, при исполнении этнической музыки в одном оркестре зачастую используются инструменты различных стран, объединяются различные культурные традиции. Ну и, наконец, этническая музыка, в отличие от фолка, подразумевает современную обработку мелодий и высококачественную атмосферную аранжировку.
Итак, говоря о народной музыке, мы имеем в виду именно фольклор, музыкальную ветвь, развивающуюся параллельно с музыкой популярной и классической. Ее не сочиняет какой-либо композитор, ей обучаются по памяти, слушая и подражая другим музыкантам, а исполняется она не профессионалами, а самоучками.
Правда, такое определение было полным лишь до ХХ века. Сейчас следует учитывать технический прогресс, СМИ, наличие Интернета и так далее. Кому придет в голову удивляться высокому профессионализму музыкальных коллективов, исполняющих фолк? Или тому, что народные мотивы звучат в городе, к примеру для развлечения туристов, гуляющих по историческому центру? Или тому, что народная музыка записывается нотами и распространяется на дисках в магазинах? В нашем стремительно меняющемся мире фолк отличается от классики и попа скорее функциональным назначением, а не средствами выражения.
«Волынку ирландцы дали шотландцам в шутку, но шотландцы до сих пор не поняли шутки» (Оливер Херфорд)
Изучение народной музыки
Теоретическим изучением народной музыки специалисты начали заниматься лишь в начале XIX века. И одним из первых ее систематизаторов стал Иоганн Готфрид Гердер, немецкий поэт, философ и историк. Вслед за своим соотечественником-фольклористом Якобом Гриммом Гердер отмечал неразрывную связь народной музыки и природы, именно он ввел термин Volkslied (народная песня). Но, читая его труды, следует помнить, что первоначально все теории касались лишь понятия народной музыки, а не ее самой. Проще говоря, теория так и оставалась лишь теорией.
Более поздние работы, касавшиеся народной музыки, поднимали самые разные вопросы, но два из них оставались главными: есть ли связь между народной и классической музыкой и можно ли обнаружить следы народной музыки в языке или движении? Высказывалось мнение, что народная музыка — это «сниженная» классическая, подслушанная необразованными музыкантами из народа при феодальных дворах и в церквях и скопированная ими. И напротив, что классическая музыка — это наивысшая форма народной, а профессиональные композиторы использовали и обрабатывали народные мотивы. Но современным исследователям ближе третья версия: музыка — и классическая, и с определенного момента народная — развивалась во взаимодействии и взаимовлиянии.
Во второй половине XIX века ученые перешли от теории к практике и начали серьезное изучение народной музыки, собирая и записывая ее, сначала нотной, а позже и фонографической и магнитофонной записью. Особенный интерес из исследований того времени представляют музыкально-этнографические работы американского филолога Френсиса Джеймса Чайлда в Великобритании и венгерского композитора и фольклориста Белы Бартока в Восточной Европе. Чайлдом было собрано 305 английских и шотландских баллад.
Однако Чайлд был уверен, что музыка не столь существенна, как тексты, а музыкальные записи стали вести и исследовать, когда появилась звукозаписывающая аппаратура. Бела Барток и Золтан Кодай, отправившиеся изучать фольклор Восточной Европы, уже были вооружены фонографами. После изучения собранных материалов они пришли к выводу, что музыка является не просто явлением из сферы искусства. Их научный и методический подход и положил начало серьезным исследованиям своеобразного отображения национальной истории стран в их народной музыке.
Баллада (фр. ballade, от позднелат. ballo — танцую) в музыке — объединяет несколько значений: средневековая одноголосная танцевальная песня у романских народов; лирический жанр англо-шотландской народной поэзии XIV – XVI веков; поэтический и музыкальный жанр, возрожденный в эпоху романтизма.
Фольклор (англ. folk-lore — «народная мудрость») — устное словесное и музыкальное народное творчество. Основной особенностью фольклора является устный способ передачи информации. Сам термин введен в 1846 году английским археологом У. Дж. Томсом
Музыка Великобритании
Посмотрим же, что оставили современной музыкальной культуре народы разных континентов и стран, и начнем, пожалуй, с Великобритании и всего так называемого «кельтского пояса».
Кроме того, необходимо, разумеется, упомянуть шотландскую музыку и национальный народный инструмент — волынку шотландских горцев. Помимо народных песен для волынки была написана и музыка профессиональная, собственно, и прославившая ее в мире. Это танцевальные жанры, такие как хорнпайп, кейли или страспей, а также военные марши.
Кстати, шотландская народная музыка, как и ирландская, была тесно связана не только с танцами и музыкальными инструментами, но и с языком. На севере и северо-западе страны, в небольших поселениях-общинах зачастую не было музыкантов, и гэльские певцы изобрели так называемое «инструментальное» пение, сопровождавшее не только танцы, но и многие общинные виды труда (валяние шерсти и т. д.).
Джига (англ. jig) — быстрый старинный британский танец кельтского происхождения. Во времена Шекспира сценически принял форму песенки с пляской, исполнявшейся комиком или шутом в финале спектакля. А в настоящее время — одна из основных мелодий исполнения ирландских и шотландских танцев.
В современной ирландской музыкальной культуре разница между фольклором и популярной музыкой ощущается меньше, чем в шотландской. Ирландцы получили в наследство от предков не только множество инструментов (местные виды волынок, деревянная флейта, скрипка, свисток, бодран (ирландский бубен), но и знаменитые теперь на весь мир танцы: рил, джигу и степ, который виртуозно исполняется, к примеру, всемирно известным театральным степ-шоу «Риверданс» (Riverdаnce). Также сейчас очень популярен жанр «шан-нос» (ирл. sean-nys, «старый стиль»), то есть исполнение песен на ирландском языке в традиционной манере, восходящей к XVIII веку. И в музыкальных вечерах в стиле «шан-нос» активное участие принимают не только музыканты, но и публика. Еще одним символом Ирландии стала и арфа,национальный инструмент, превратившийся даже в геральдическую эмблему.
Покорил весь мир
Riverdаnce — театрализованное танцевальное степ-шоу, впервые было показано на «Евровидении» в 1994 году. Этот синтез ирландского танца, акробатических трюков, живой музыки, прекрасных песен под аккомпанемент национальных инструментов покорил весь мир. Выступления коллектива продолжаются и по сей день
Немецкая музыка
Германия издревле славилась великолепными хоровыми ансамблями. Да, там, безусловно, существует и танцевальная традиция. Но прекрасно организованные мужские хоры с давних пор поют не только в церкви, но и на улицах, при большом скоплении народа во время общественных празднеств. Репертуар хоров необычайно богат: традиционные народные песни, вокальная танцевальная музыка, романсы. И хотя такие хоры в настоящее время встречаются всё реже, традиция совместного пения в пивных, ресторанчиках и церквях сохраняется и по сей день.
Из Южной Германии пришла традиция короткой песни «шнадерхюпферль» (Schnaderhupferl). Простая, состоящая из куплетов всего в четыре строки, она представляет собой задорную, а зачастую и остро сатирическую импровизацию на какую-либо актуальную тему, причем диапазон тем невероятно широк — от любви до политики. Часто эти песни исполнялись на местных диалектах. Ну и, конечно, следует упомянуть лендлер, медленный величавый танец в размере три четверти, который танцевали не только крестьяне, но и буржуа, и дворяне в своих гостиных. Построенный на плавном кружении пар, лендлер стал предшественником вальса.
Вальс (фр. valse) — общее название бальных и народных танцев музыкального размера 3/4. Впервые вальс стал популярен в Вене в 80-х годах XVIII века, в последующие годы распространившись во многие страны. Вальс, особенно с закрытыми позициями, стал образцом для создания многих других бальных танцев
Музыка Европы
Юго-восток Европы подарил английскому языку забавное слово balkanize (балканизировать), что означает «разбить на много маленьких и часто враждебных друг другу частей». И с этим сложно поспорить. Этот регион пестрит самыми разными традициями, в том числе и музыкальными. Невероятное многообразие национальностей, языков и религий не могло не отразиться в музыке. Но, несмотря на все различия, музыкальная культура разных стран испытывала огромное взаимовлияние и имеет много общего.
Народная музыка этого региона отличается не только обилием кустарных местных инструментов. Кавал (разновидность флейты) характерен для области Македонии, Болгарии, Северной Греции, Южной Сербии и Албании, гусле — не путайте с русскими гуслями, это струнный смычковый инструмент, который часто использовали для аккомпанемента сказители,— Динарские горы, Босния и Герцеговина, понтийская лира — Греция, гайда — Македония и Болгария, цимбалы — Румыния, и многие другие.
Еще одним существенным отличием от музыки остальной Европы является обилие сложноразмерных ритмов, в целом нехарактерных для других европейцев. Балканским мелодиям трудно «подхлопать», ведь в песнях хоть и есть повторяющийся метр, но он отличается от привычного нам размера 2/4, 3/4 или 12/8. Это сложный или составной метр, например размер 7/8 получается при сложении размеров 3/8 и 4/8. Размер 9/8 складывается из 6/8 и 3/8 и т. д.
Ритм в мелодии меняется, но повторяющейся структуры в ней нет, за 4/4 может идти 5/4, потом 7/4. Этот метр называется переменным. При отсутствии метра и такта в мелодии — всей или ее части, музыка называется безмензурной. Так вот народная музыка этого региона объединяет все три этих специфических черты. Особенно славны своими «ломаными» ритмами Македония и Болгария.
Метр в музыке — мера, определяющая величину ритмических построений вплоть до малых композиционных форм, равномерное чередование сильных и слабых долей. Метр — понятие абстрактное. Он не может быть выражен звуками и существует только в воображении музыканта и слушателя.
Ну и, наконец, следует помнить, что страны Балканского полуострова и Средиземноморья долгое время находились под влиянием культурных традиций соседних регионов: на юге — Османская империя, под игом или протекторатом которой находились более четырех столетий Босния, Герцеговина, Черногория, Албания, Македония и Греция, севернее границы Хорватии — Австрийская монархия, юг Греции и часть Адриатики — Венецианская республика. И влияние это легко прослеживается в музыкальной народной традиции.
Отдельного упоминания заслуживает народная музыка Испании, которую принято считать скорее танцевальной,— пасодобль, хота, болеро и особенно жанр фламенко. Фламенко (исп. flamenco) — это общее название южно-испанской музыки провинции Андалусия, сочетание песни (cante) и танца (baiLe). В настоящее время этот жанр, сочетающий в себе черты индо-пакистанских, мусульманских, еврейских, цыганских и греческих музыкальных традиции, строгий и очень красивый танец, сопровождаемый горловыми переливами вокала и гитарным ритмом, переживает новое рождение. Особенно он становится популярен в испаноговорящей среде Северной Америки.
Русский фольклор
Россия очень долго сохраняла живую фольклорную традицию, идущую с древних времен. Тому были объективные причины: принятие православия, то есть христианства восточного обряда, монголо-татарское нашествие, крепостное право и резкое расслоение общества на так называемый образованный слой дворянства и разночинцев, все более и более европеизирующийся, и крестьянство и низшие городские слои, сохраняющие славянские традиции.
Жанровая система русской народной музыки удивительно разнообразна: календарные обрядовые песни, свадебные песенные циклы, эпос, танцы, лирика, частушки. И вокал определенно преобладает над инструментальной музыкой: возможно, что запрет на музыкальные инструменты в храмах оказал влияние и на светскую музыку. В фольклоре используется не так уж много инструментов: гудок (трехструнная скрипка, образцы были найдены на раскопках древнего Новгорода XII века), гусли, дудка (продольная флейта), жалейка (рожок), кувиклы (флейта Пана), охотничьи рога, бубны и ратные трубы — все это инструменты либо бытовые, либо военные или предназначенные для аккомпанемента танцев и песен.
Жестко регламентированы в кратных и ритмических формулах циклы календарных песен, они представляют собой наиболее устойчивую форму древнейшего бесполутонового звукоряда. К древним жанрам также относятся былины, скоморошины и духовные стихи. В отдельных районах (Север, Дон) коренная эпическая традиция сохранялась вплоть до XX века.
Пожалуй, развитие фольклорных тем в русской композиторской школе стало одним из наиболее ярких примеров взаимодействия народной и классической музыки во всей музыкальной истории. Имена Балакирева, Римского-Корсакова, Чайковского и многих других композиторов неразрывно связаны с народной музыкальной традицией.
Основные жанры русского песенного фольклора
Народная музыка Африки
Африка всегда была для европейцев загадкой, далеким и странным континентом, полным тайн и чудес. Пестрота — вот слово, которое лучше всего его характеризует. Огромное количество стран, племен, традиций, обрядов, переливающаяся разноцветная мозаика, в которой сочетается, казалось бы, несочетаемое.
Эта пестрота ярко отражается и в народной музыке Африки. Удивительно музыкальные народы, населяющие континент, и по сей день считают, что на музыке, пении и танце держится мир. Это неотъемлемая часть ежедневного быта как древних племен, так и современных африканцев.
Главной особенностью африканской народной музыки является ритмичность. Это характерно как для северного и северо-восточного регионов, тесно связанных с культурой и традициями исламского Востока, так и для остальной части континента, сохранившей определенную аутентичность.
«Я поверил бы только в то божество, которое умело бы танцевать» (Фридрих Ницше)
Африканские племена по большей части не имели письменности. И музыка, а именно барабанный бой на знаменитых тамтамах, издревле являлась средством передачи информации. Удивительно ли, что даже в настоящее время на территории Западной Африки существуют жрецы-музыканты, которых называют гриотами. По сути, это отдельная каста, более семисот лет передающая из уст в уста сказания и историю своего народа.
Кроме традиционных барабанов, многие африканские племена использовали кору, струнный инструмент, похожий на арфу, и балафон, который в Европе стали называть ксилофоном. Экспрессия африканских напевов нисколько не уступает сложностью и эмоциональностью, например, тому же фламенко или блюзу. За пределами Африки известны и глиняные уду, а также местные музыкальные инструменты, имитирующие человеческий голос.
Взаимодействие и слияние арабской, нубийской и древней африканской культур породили удивительный музыкальный сплав, несущий в себе традиции йоруба, хауса, бини, искусство маромбе и гриотов, и многих, многих десятков иных племен, видоизмененный и усложненный восточными традициями. Позже, с появлением европейцев, народная музыка Африки попала под влияние христианской культуры, которую несли на континент колонизаторы. Активная христианизация племен заставляла постепенно отмирать культовое пение и танцы. Но взамен в христианские богослужения приходила традиция барабанного боя и танцев, которые сейчас нередко можно увидеть на мессах христианских общин афро-американцев в США.
В свою очередь, Африка оказала огромное влияние на музыку других континентов. Чернокожие рабы, привезенные в Новый Свет, принесли с собой и музыку далекой родины, существенно изменившую народную музыку некоторых стран Латинской Америки (Бразилия, Гаити, Куба). Возникновение блюза и спиричуэлса в США, креольской сеги или индийского малабара было бы невозможно без колоссального африканского влияния.
Ах, мой милый Августин
Считается, что одна из самых известных народных австрийских песен «Ах, мой милый Августин» (нем. Ach, du lieber Augustin) была написана во время эпидемии чумы 1678– 1679 года. Ее пел один из пьяниц, свалившихся в чумной ров для захоронений, чтобы доказать, что он не мертвец. Русские переводы песенки, как правило, очень далеки от оригинала.
Музыка Северной и Южной Америки
Трудно сейчас судить о народной музыке коренных жителей Северной и Южной Америки. К сожалению, во время колонизации культура народов, населявших оба континента, безжалостно уничтожалась. Однако кое-что от музыкальной традиции древних индейцев, их населявших, дошло и до нашего времени.
Нет сомнений, что и североамериканские индейцы, и их собратья с юга имели развитую музыкальную культуру. Как и народности Африки, коренные американцы в устной — певческой и танцевальной — традиции передавали из поколения в поколение сказания о вождях и героях, о богах и ритуалах, о жизни на земле и на небе. Местных аутентичных инструментов было много, но наиболее распространенными являлись, как на юге, так и на севере, разновидности флейты и барабаны. Особая манера пения североамериканских племен европейцам казалась странной и дикой, множество одновременно поющих голосов, каждый из которых соблюдал свой ритм и гармонию, производило на них впечатление фальшивого пения, хотя на самом деле это было сложнейшим искусством. Южноамериканские народности, как и их северные собратья, сохранили от предков циклы свадебных, охотничьих, похоронных, трудовых песен.
В отличие от танцев индейских племен Северной Америки, оставшихся уделом своего региона, латиноамериканские танцы оказали огромное влияние на новейшую культуру, без преувеличения, всего мира. Можно ли представить современную культуру без бразильской самбы, чилийской куэки, мексиканского харабе тапатио, колумбийской кумбии, перуанской маринеры или аргентинского танго? Немыслимо! Городские и сельские праздники, танцевальные марафоны, соревнования и концерты не обходятся без зажигательной музыки, истоки которой кроются в народной традиции индейцев.
Но если Латинская Америка подарила миру ламбаду и сальсу, то Северная Америка, впитавшая и смешавшая английские и шотландские баллады, африканские ритмы, народный скрипичный стиль Ирландии, стала родиной жанров, без которых представить современную музыкальную культуру просто невозможно. Кантри и его разновидность блюграсс, блюз и джаз — это все результат сплавления в одном огромном котле музыкальных традиций всего мира.
Славный парень Робин Гуд
Один из самых известных английских балладных циклов — о Робине Гуде, вольном стрелке, защитнике бедных и угнетенных, включает в себя около сорока отдельных баллад, а ранний свод баллад «A Geste of Robyn Hode» (нач. XVI в.) включает в себя 456 четверостиший