у каких стран есть космические программы
Топ-7 космических держав
Покорение космоса открывает перед странами новые перспективы, которые дают возможность укрепить свои позиции на правах мировой державы. Это не только вопрос престижа, но и способ обезопасить себя от политической и финансовой нестабильности. Однако развитие космической отрасли требует больших затрат и внушительных капиталовложений, а также присутствия компетентных специалистов. Несмотря на это, задача может быть посильной не только для развитых государств, но и стран третьего мира.
Сегодня за пальму первенства быть космической державой борются США, Россия и Китай, но правительства других стран также заявляют, что готовы покорять космос, и усиленно работают над созданием космических аппаратов. В связи с возникшей тенденцией определились и основные игроки в космической гонке.
1 США
NASA – национальное управление по воздухоплаванию и исследованию космического пространства – самое крупное ведомство в мире, отвечающее за разработку и эксплуатацию космических программ Америки. В 1958 году компания NASA была о дной из первых, кто осмелился начать осваивать космос и создавать космический корабль: станция Skylab и программа «Аполлон». На текущий период времени NASA занимается двумя наибо лее важными и глобальными проектами: Commercial
Crew Program и Beyond Low Earth Orbit Program.
Также в их арсенале насчитывается множество беспилотных проектов, посвященных зондированию Земли и Солнечной системы. Сегодня NASA выделяет огромные средства на исследования, посвященные изучению Марса и Сатурна, и параллельно
продолжает поддерживать проект Messenger (Mercury Surface, Space Environment,
Geochemistry and Ranging). Проект представляет собой автоматическую межпланетную станцию, предназначенную для исследования Меркурия.
2 РОССИЯ
Однако на развитии российской ракетно-космической отрасли сказывается отсутствие достаточного финансирования на протяжении 15 лет. Сейчас предполагается изменить ситуацию кардинальным образом, в связи с чем принята «Стратегия развития космической деятельности России до 2030 года и на дальнейшую перспективу».
В ближайшем будущем планируется запустить пилотируемые полеты на Луну и Марс. Уже сегодня РКК «Энергия» занимается разработкой нового пилотируемого космического корабля, который заменит ныне существующие «Союзы» и будет доставлять космонавтов на МКС. К тому же планируется создать новые ракеты-носители «Ангара», запуск которых будет осуществляться с космодрома «Восточный».
Также разрабатывается главный перспективный проект «Венера-Д» – российская автоматическая межпланетная станция (АМС) для изучения Венеры, запуск которой предусмотрен после 2025 года. Основная цель проекта – полномасштабное радиолокационное картографирование планеты Венера и исследование верхних слоев ее атмосферы.
3 КИТАЙ
Национальное космическое управление Китая и Китайская аэрокосмическая корпорация – два уполномоченных органа, которым поручено управлять космически-ми программами страны. Как известно, китайцы уже в течение нескольких десятилетий доставляют грузы и с каждым разом стараются совершенствовать уровень надежности запусков. Так, например, в 2011 году Китаю впервые удалось запустить в космос больше ракет, чем это сделала Америка.
Сегодня жители Поднебесной уже отправляют на орбиту своих космонавтов, так называемых «тайконавтов», а в ближайшем будущем планируют создать автоматические, а также пилотируемые ракеты для полета на Марс и Луну. Чтобы начать строительство больших космических аппаратов или даже станций в космосе, Китай приступил к созданию нового космодрома Вэньчан, четвертого по счету, который расположится на острове Хайнань. Однако, как считают западные аналитики, будущее Китая в качестве космической державы весьма туманно, так как их услуги и спутники пока не пользуются большим спросом на международном рынке.
4 ЯПОНИЯ
Агентство аэрокосмических исследований Японии оказывает помощь в исследованиях, разработках и технологиях, связанных с освоением космоса и запуском орбитальных
спутников. Агентство было создано сравнительно недавно, в октябре 2003 года, но за 15 лет деятельности уже добилось успешных результатов в организации авиакосмических проектов.
В мае 2012 года с космодрома в Танедшиме японцам удалось успешно вывести на орбиту свой спутник GCOM-W1 (Shizuku).
Сегодня Япония принимает участие в таких передовых миссиях, как исследование астероидов. Страна также заинтересована в возможности отправки экспедиции на Луну.
5 ИНДИЯ
Индийская организация космических исследований (ISRO) – одно из крупнейших
агентств в мире, работающее в области космических технологий. Организация была создана в 1969 году и за время своего существования внесла большой вклад в освоение космоса. При участии ISRO был разработан первый индийский спутник Aryabhatta, а в 1980 году был создан орбитальный спутник «Рохини». В ближайшем будущем Индия планирует запустить ракету-носитель собственного производства,
с помощью которой можно будет выводить спутники на геостационарную орбиту.
Однако космическая программа Индии полностью зависит от государства, и коммерциализировать ее пока не удалось, за счет чего впоследствии могут возникнуть проблемы с финансированием.
6 ЕВРОСОЮЗ
В состав Европейского космического агентства (ESA), основанного в 1975 году, входят 22 государства – члены Европейского союза. Штаб-квартира расположена в Париже. Главные задачи ESA – контроль за полетами человека в космосе, осуществление беспилотных запусков на Луну и участие в программе МКС. Самым глобальным проектом для Европы стало развитие собственной полноценной GPS-системы «Галилео».
7 ИРАН
Иранское космическое агентство создано в 2004 году и с начала своего существования
зарекомендовало Иран как страну с весьма серьезной космической программой, которой за весь период своего существования удалось успешно вывести на орбиту несколько спутников и запустить в космос животных. Также Иран несет ответственность за разработку пусковой системы для спутников.
Космические страны мира
Какие есть космические страны мира?
Добраться докосмоса вовсе непросто, поэтому каждая страна избрала свой собственный путь. Укого-то первая попытка принесла удачу, некоторые потратили годы, чтобы чего-то добиться, акто-то вообще бросил эту затею. Какбы там нибыло, космос был немало исследован имногие эксперименты продолжаются вплоть досегодняшнего дня. С4октября по10, каждый год отмечается Всемирная неделя космоса. Заэти несколько дней людям предлагается вспомнить все успешные эксперименты, открытия, которые способствовали тому, что жизнь напланете Земля заметно улучшилась.
Конечноже, мынеможем неупомянуть отом, какая страна открыла космическую эру. Это знаменательное событие случилось натерритории СССР, как раз 4октября 1957года. Вечером этого дня ученые запустили ракету, которая должна была забросить самодельный спутник наорбиту Земли. Ракета выполнила свое предназначение, спутник благополучно отделился отнее инесколько недель провел вкосмосе, летая вокруг Земли ипередавая важные сигналы. Таким образом, Россия опередила США, ведь напротяжении многих лет между ними непрекращалась космическая гонка.
Американцы тоже добились немалых успехов, наравне сроссийскими учеными они покорили космос имогут смело гордиться своими достижениями. Новот свой первый спутник они запустили нанесколько месяцев позже, итолько совторой попытки.
Сегодня покорение космоса рассматривается по-разному. Кто-то хочет добиться престижа, таким образом, кто-то пытается гарантировать своей стране безопасность. Неудивляйтесь, что даже страны третьего мира неплохо развивают ракетостроение. Мыговорим обАфрике, Азии итак далее.
Список самых популярных космических держав состоит изтрех стран: Россия, США иКитай. Именно натерритории этих государств было осуществлено максимальное количество удачных иполезных полетов, здесь строились настоящие ракеты носители, именно тут все начиналось, как говорится, снуля.
Обратите внимание, что насегодняшний день вокруг Земли насчитывается около 50искусственных спутников изразных стран. Ноинтересен тот факт, что только 13изэтих государств смогли самостоятельно создать собственную ракету-носитель, которая доставит спутник наорбиту. Итолько 9стран сегодня продолжают выпускать данные ракеты. Именно эти страны иназываются космическими державами, так как они также обладают собственными огромными космодромами.
Если вас интересует космос, товыможете посетить популярную туристическую компанию России, которая так иназывается Страна космического туризма. Представители этой компании организуют для любопытных различные космические приключения. Выможете собственным глазами увидеть исторический космодром Байконур, испытать насебе всю силу демонстрационных полетов, атакже путешествий вневесомости наспециальных космических устройствах. Врезультате выполучите настоящий сертификат отом, что совершили необычный иэкстремальный полет. Вообще, удовольствие, конечноже, неиздешевых, нооно того стоит. Все больше ибольше отечественных ииностранных туристов желают хоть немного окунуться втаинственный мир космоса.
Космические программы стран мира
Каждая страна, которая осуществляет запуск ракет вкосмос, имеет специальную космическую программу. Некоторые страны могут поразным обстоятельствам отказаться отподобной программы. В2016 году именно так поступил Иран.
Страны ссобственной программой— это Индия, Южная Корея, Китай, США, Франция, Россия итак далее. Кстати, мало кто знает, что неожиданно для всех именно Франция стала третьей страной, которая самостоятельно запустила искусственный спутник наорбиту Землю. Французы сумели спроектировать качественную ракету-носитель.
Несколько слов ограндиозных космических планах определенных стран. Вближайшем будущем Индия собирается отправить вкосмос человека, они уже имеют специальную ракету-носитель, которая восновном проектировалась посхемам иностранных ученых.
Также Индия собирается самостоятельно разработать схему личной ракеты-носителя иотправить свой спутник нагеостационарную орбиту. Пока что несколько попыток были неудачными, ноиндийские ученые иразработчики непадают духом, несдаются, аупорно продолжают идти ксвоей цели.
Китай уже многие годы известен как космическая мировая страна лидер. Именно изКитая благополучно доставляется груз наопределенные космические объекты, китайцы уже отправляли своих космонавтов наорбиту, также они собираются освоить Луну иМарс. Китайцы довольно успешны вкосмическом деле, они планируют построить еще один огромный космодром наострове, также работают над созданием нового тяжелого аппарата, который откроет перед ними огромные возможности.
Южная Корея также пыталась следовать собственной космической программе. Непрекращающиеся военные действия вэтой стране стали причиной того, что инвесторы пытались запустить космическое дело. Нонесколько попыток были неудачными, поэтому обучение космонавтов практически закрылось. Затем всеже корейцы передумали ирешили разработать новую космическую программу сболее грандиозными целями. Они решили войти всписок лучших космических стран мира к2015году. Началась постройка космодрома, корейцы заказали уроссиян серьезные ракеты. Вближайшем будущем они планируют запускать многоцелевые спутники, мечтают осоздании специальной базы, для различных ракетных технологий.
Вразработке разных космических программ неотстают иЯпония, Израиль, Индонезия, Бразилия, Украина, Казахстан. Вразличных интернет источниках можно более детально ознакомиться скосмическими программами разных стран.
Количество космических запусков постранам
Ежегодно совершается множество запусков различных тел вкосмос. Делаются они сразными целями, при этом ракеты могут создаваться вразных странах назаказ. Так как некаждое государство может позволить себе выпуск различных ракетных установок.
Предлагаем ознакомиться скратким списком космических запусков 2017 года поразличным странам. Можно сказать, что нынешний год был очень плодовитым, касательно орбитальных запусков. Конечноже, невсе попытки были удачными, ноэто никого неостанавливало. Вэтом году активными были следующие страны: Китай, США, Япония, Россия, Индия. Все они совершили огромное количество запусков, большинство изкоторых было действительно успешным.
Укакой страны есть собственная многомодульная космическая станция?
Многие страны сегодня обладают собственными космическими станциями. Поэтому очень легко дать ответ навопрос отом, укаких стран есть космические станции. Впервую очередь это, конечноже, Америка, Китай, затем Япония иЕвропа. Разработка подобных станций стоит нереально дорого, поэтому некаждая страна может позволить себе подобную роскошь.
Космические станции отличаются отискусственных спутников тем, что они включают всебя экипаж. Люди могут определенное количество времени находится натерритории станции наземной орбите ипроводить свои научные исследования. При надобности спомощью специальных кораблей экипаж можно время отвремени менять, чтобы исследования непрекращались.
Именно Китай сможет вбудущем похвастаться огромной многомодульной космической станцией. Огромное космическое тело собиралось наорбите изспециальных модулей. Вготовом виде эта станция станет третьей вмире после Мира иМКС. Нопервый модуль планируют отправить наорбиту только в2019году. Эта станция, конечноже, будет значительно уступать вразмерах советской («Мир»), нобудет исполнять теже функции. Китайцы очень надеются наколоссальный успех собственного проекта.
Многие страны планируют создавать собственные орбитальные станции, например Россия, Иран.
Сегодня космическая индустрия продолжает активно развиваться, ведь наземле человек исследовал практически все, акосмос хранит еще множество загадок, тайн исекретов. Нет сомнения, что людям удастся добиться небывалых результатов искоро они значительно расширят свои познания.
Юра, мы всё проспали. Какие космические программы планируют в мире и что мешает России вернуть лидерство
Александр Хохлов
С момента полета первого космонавта Земли Юрия Гагарина на корабле «Восток» прошло 60 лет. Тогда СССР занимал лидирующее место в космонавтике и соревновался в космосе с США. Сейчас американцы исследуют Марс и планируют пилотируемые полеты к Луне, свои космические программы развивают Китай и Индия, а в России тем временем так и не появилась четкая космическая стратегия: участники отрасли тянут одеяло каждый на себя, контракты заключаются и тут же расторгаются, а лунная программа вообще оказалась под большим вопросом.
В космос сейчас летают или собираются полететь США, Россия, Китай и Индия. Европейские страны, Япония и Канада пока не созрели для собственных полетов и участвуют в международных программах. Их астронавты летают на МКС и планируют участвовать в американской лунной программе «Артемида».
В 2011 году США завершили программу Space Shuttle. С 12 апреля 1981 года было совершено 135 полетов на низкую орбиту. Последними важными задачами для орбитальных челноков было завершение строительства Международной космической станции и пятый полет для обслуживания орбитального телескопа «Хаббл». С 2011 по 2020 год все полеты людей на МКС проводились на российских кораблях «Союз», обычно по 4 пилотируемых старта в год. Но означает ли это, что Россия сохранила лидерство в пилотируемой космонавтике? Давайте разберемся.
Россия
Начиная с 1967 года для полетов людей в космос СССР, а потом Россия использует только один космический корабль – «Союз». Изначально он создавался для секретной советской лунной программы, но так ни разу не доставил людей к нашему естественному спутнику. В конце 60-х была серия полетов беспилотных кораблей к Луне по программе «Зонд», но высадка американцев 20 июля 1969 года на поверхность Луны заставила СССР прекратить подготовку отправки туда советских космонавтов. Советская космонавтика переключилась на создание низкоорбитальных пилотируемых станций («Салюты», «Алмазы», «Мир»), и корабль «Союз» в разных своих модификациях стал основным средством доставки космонавтов. Были разработки альтернативных транспортных систем, например, транспортный корабль снабжения (ТКС) или орбитальный челнок «Буран», но работа над ними была свернута, в первую очередь по экономическим причинам.
С 2009 года в России в РКК «Энергия» им. С. П. Королева создается новый пилотируемый корабль «Орел» (ранее назывался «Федерация»), но работы над ним затянулись, в том числе из-за неопределенности как с ракетой-носителем, которая будет для него использоваться, так и с целью его создания. В рамках Федеральной космической программы до 2025 года должно состояться три полета нового корабля с помощью РН «Ангара-А5П»: беспилотный на низкую орбиту (2023 г.), беспилотный к МКС (2024 г.) и с космонавтами на МКС (2025 г.). Сроки этих испытательных полетов несколько раз переносились. Дальнейшее использование корабля, например, будет ли он или его модификация использоваться для полетов к Луне, зависит от объемов финансирования на период 2025-2035 гг., в том числе на создание сверхтяжелой ракеты, необходимой для полетов дальше, чем низкая околоземная орбита.
Основная же деятельность России в пилотируемой космонавтике — это полеты пилотируемых кораблей «Союз» и грузовых кораблей «Прогресс» для снабжения российского сегмента Международной космической станции.
Для выведения на орбиту используется средняя ракета-носитель «Союз-2», потомок ракеты «Восток», которая вывела в 1961 году корабль «Восток» с Юрием Гагариным. Единственная разница в том, что с 2020 года все пилотируемые пуски могут осуществляться только с 31-й площадки космодрома Байконур. Площадка №1, так называемый «Гагаринский старт», требует капитального ремонта и была законсервирована в конце 2019 года.
С 2020 года летают два корабля «Союз» в рамках Федеральной космической программы и планируется каждый год запускать один «Союз» по коммерческому контракту с американской компанией Space Adventures. Такой корабль с одним профессиональным космонавтом-командиром будет доставлять двух космических туристов на МКС.
С 2011 года до мая 2020 года американцы не летали в космос на своих кораблях, но их пилотируемая программа сегодня самая насыщенная и амбициозная. NASA является главным интегратором на МКС, и американский сегмент намного превосходит по объемам российский, в том числе за счет двух лабораторных модулей партнеров: европейского Columbus и японского Kibo.
Завершив использование шаттлов, NASA провела конкурс среди подрядчиков по проектам грузовых и пилотируемых кораблей для снабжения МКС. Теперь для доставки грузов используются грузовые корабли Cygnus и Dragon (с 2020 года Cargo Dragon), в ближайшее время начнется использование крылатого грузового корабля Dream Chaser.
С мая 2020 года NASA доставляет астронавтов на пилотируемом корабле Crew Dragon, созданном компанией SpaceX. Второй пилотируемый корабль Starliner корпорации «Боинг» сейчас проходит летные испытания, прежде чем будет летать с астронавтами на станцию.
Третий пилотируемый корабль Orion, созданный корпорацией Lockheed Martin, будет использоваться для полетов к Луне с помощью сверхтяжелой ракеты-носителя Space Launch System (SLS) корпорации «Боинг».
Дональд Трамп, будучи президентом, запустил новую лунную программу «Артемида», и если администрация Джо Байдена ее не отменит, должно состояться минимум три полета к Луне. Первый, беспилотный, с помощью уже готовых ракеты и корабля должен состояться либо осенью этого года, либо в 2022 году, а затем два пилотируемых – сначала облет Луны, а затем высадка двух астронавтов на поверхность нашего спутника.
Параллельно программе «Артемида» NASA совместно с Европой, Японией и Канадой проектирует окололунную посещаемую станцию Gateway. Первые два модуля станции будут отправлены к Луне в 2023 году с помощью тяжелой ракеты Falcon Heavy компании SpaceX.
Но важнейшей инициативой SpaceX, несомненно, является создание многоразовой сверхтяжелой ракеты-носителя Starship.
SpaceX-Starship-Mk1-17
Ракета будет состоять из двух частей: первой многоразовой ступени Super Heavy и второй многоразовой ступени и одновременно космического корабля Starship (так называется также вся ракета в сборе), которые смогут доставлять на орбиту 150 тонн и возвращать на Землю 50 тонн грузов. Общая длина конструкции — 120 м, диаметр — 9 м.
Летать Starship будет с помощью кислородно-метановых ракетных двигателей Raptor. После выведения на орбиту второй ступени Starship первая ступень будет возвращаться на стартовую площадку и мягко приземляться на шесть опор. Для возвращения на Землю Starship будет использовать аэродинамическое торможение в атмосфере корпусом и подвижными аэродинамическими рулями-крыльями, и садиться вертикально на реактивных двигателях.
SpaceX проектирует сверхтяжелую ракету за свой счет, но у компании уже есть два контракта на ее использование. Японский миллиардер Юсаку Маэдзава заплатил аванс за полет вокруг Луны в 2023-24 годах в рамках проекта DearMoon (dearmoon.earth). Японец купил весь полет, но будет не один, а в составе экипажа ориентировочно из 12 человек. Также SpaceX получила контракт первого этапа для использования РН Starship для доставки грузов на поверхность Луны для NASA. У компании есть два конкурента: Blue Origin и Dynetics. На следующем этапе из трех компаний останется две или одна.
Китай
Первый китайский космонавт Ян Ливэй стартовал в космос в 2003 году на пилотируемом корабле «Шеньджоу-5». С того момента китайская пилотируема программа последовательно развивается, повторяя важнейшие шаги программ СССР и США.
После нескольких автономных полетов китайских космонавтов на низкой орбите работали две небольшие посещаемые станции «Тяньгунь-1» и «Тяньгунь-2». Космонавты могут провести там максимум месяц. Разработав тяжелую ракету «Чанчжэн-5» («Великий поход-5»), Китай начинает строительство многомодульной орбитальной станции, базовый модуль которой должен стартовать в космос уже в апреле.
В 2021 году началась разработка сверхтяжелой ракеты «Чанчжэн-9», которая должна будет доставить людей на Луну уже к концу десятилетия.
Запуск китайского корабля «Чанчжэн-2»
Первый пуск «Чанчжэн-9» должен состояться в 2030 году. Сверхтяжелая ракета стартовой массой около 4000 тонн сможет вывести 140 тонн на низкую околоземную орбиту или более 50 тонн на окололунную орбиту. В конструкции «Чанчжэн-9» планируется использовать кислородно-керосиновые двигатели для первой ступени и кислородно-водородные для второй. Возможно, ракета будет частично многоразовой.
Индия
Индийская организация космических исследований создает собственный пилотируемый корабль Gaganyaan, первый полет которого с людьми планируется на 2022 год.
Gaganyaan
Уже собран первый отряд космонавтов, имена которых держатся в секрете, но известно, что они прошли курс общекосмической подготовки в Центре подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина в Звёздном городке.
Что дальше?
Космонавтика к началу XXI века стала очень консервативной сферой. Её назначение можно разделить на несколько составляющих:
1. Прагматичный космос:
Страны или крупные компании постепенно развивают свои спутниковые группировки или средства выведения (ракеты), чтобы выполнять оборонные задачи или развивать бизнес и получать прибыль. Бюджет на космическую деятельность растет, но не революционно, а постепенно.
2. Научный космос:
Революция, которую проспали
Когда новые страны включаются в космическую деятельность, они лишь увеличивают общее финансирование космонавтики и добиваются прикладных целей, например, занимаются оптической разведкой или телекоммуникационными услугами или добиваются условного престижа, когда небольшая страна отправляет крошечный наноспутник, часто сделанный из иностранных комплектующих и запущенный на чужой ракете.
Говорить о прорывах можно только там, где сосредоточен большой опыт полетов, есть высококвалифицированные специалисты, необходимая научно-техническая база и достаточное финансирование не только на разработку, но и на дальнейшую покупку продукта (попросту говоря, наличие рынка). Успех «гаражных стартапов» в информационных технологиях пока неповторим в космической деятельности.
Но революция случилась и, как часто бывает, её проспали.
О многоразовости для ракетно-космической техники говорят давно, было много попыток сделать частично многоразовые системы для вывода полезных нагрузок на орбиту. Технически максимально успешными были системы орбитальных самолетов: Space Shuttle и «Энергия-Буран». Последнюю свернули по экономическим причинам. А шаттлы, с начала эксплуатации которых прошло ровно 40 лет, оказались дорогими в обслуживании и недостаточно надежными (на 135 успешных космических миссий пришлось две катастрофы, в которых разрушились два шаттла и погибли 14 астронавтов).
Когда основатель компании SpaceX Илон Маск публично объявил о планах делать частично многоразовые ракеты, профессиональное сообщество отнеслось к этому скептически. Когда с 2016 года первые ступени ракет-носителей Falcon-9 начали мягко садиться на стартовую площадку, а потом на морские баржи, множество экспертов подвергало сомнению экономическую эффективность повторного использования первых ступеней ракет. Когда SpaceX с помощью частично многоразовой Falcon-9 вытеснила с коммерческого рынка запусков российские «Протоны-М», европейскую «Ариан-5» и американский «Атлас-5», стало понятно, что ракетостроение и рынок орбитальных запусков никогда не будут прежними.
Успех Илона Маска скрывался в том числе в слабости конкурентов. Европа долго согласовывала проект новой ракеты-носителя «Ариан-6» между странами участницами, чтобы никого не обидеть из подрядчиков, и оказалось, что за время, пока ракету проектировали, она устарела до первого своего полета.
Главный конкурент SpaceX ULA, создавая свою новую одноразовую ракету «Вулкан», отказался от борьбы на гражданском рынке, сосредоточившись на военных заказах, где стоимость пуска не является определяющей.
Роскосмос долго критиковал работу SpaceX и начал в 2018 году создание двухступенчатой ракеты-носителя «Союз-5», в основном повторяющую советскую ракету «Зенит», производство которой после распада СССР осталось в Украине. Но и он начал в 2020 году эскизные работы по созданию новой частично многоразовой ракеты «Амур-СПГ», внешне похожей на Falcon 9.
Ракета Амур-СПГ (в проекте)
Похожая ситуация сложилась с низкоорбитальными спутниковыми группировками для высокоскоростного широкополосного доступа интернета. Очень многие компании планировали заняться этим бизнесом, но именно SpaceX первой начала разворачивать спутниковую группировку Starlink, используя собственные ракеты. Производство космических аппаратов происходит со скоростью больше, чем у любой другой компании. На орбите сейчас находится 1378 спутников, это уже самая крупная группировка однотипных спутников за всю историю человечества, но на первом этапе планируется 12000 аппаратов.
Если попробовать проанализировать, в чём заключается успех SpaceX, то крупными штрихами это благоприятная среда в США, возможность экспериментировать и менять решения, роскошь, недоступная крупным забюрократизированным корпорациям, будь то ULA, Роскосмос или Arianespace.
И еще раз о России. Что там со сверхтяжелой ракетой?
В 2014-15 годах при подготовке проекта Федеральной космической программы на 2016-2025 год РКК «Энергия» предложила включить туда создание сверхтяжелой ракеты-носителя для пилотируемой лунной программы. Но технический совет Роскосмоса рекомендовал обойтись без сверхтяжелой ракеты-носителя для полетов к Луне и сосредоточиться на проекте тяжелой ракеты-носителя «Ангара-А5В» с кислородно-водородной верхней ступенью.
Основной причиной отказа от сверхтяжелой ракеты-носителя, помимо ее высокой стоимости, было отсутствие каких-то дополнительных (помимо самих лунных кораблей), полезных нагрузок. Без такой ракеты, в случае реализации задуманного лунного плана с семейством РН «Ангара», вывести и собрать на орбите пилотируемый комплекс для облета Луны тоже было возможно: несколькими пусками ракет тяжелого класса.
Однако поскольку в дальнейшем рассматривалась возможность сборки межпланетного комплекса с лунным посадочным модулем, то полет без сверхтяжелого носителя был завязан на необходимость операций по стыковке на орбите. А это требовало уже не просто двух отдельных пусков, а наличия двух стартовых столов для «Ангары» на Восточном — чтобы модули межпланетного комплекса можно было запускать в одной плоскости орбиты с малым промежутком по времени. Таким образом, помимо самих РН «Ангара» по программе полетов к Луне планировалось создание двух стартовых столов — эту стратегию подтвердил 31 марта 2017 года экспертный совет коллегии Военно-промышленной комиссии под председательством Дмитрия Рогозина.
Дальше события развивались следующим образом:
1. 17 июля 2018 года, после вступления Дмитрия Рогозина в должность главы «Роскосмоса», был заключен государственный контракт с РКК «Энергия» на создание космического ракетного комплекса среднего класса с ракетой-носителем «Союз-5».
2. Во время визита Путина 6 сентября 2019 года на космодром Восточный Рогозин доложил, что пуск ПТК НП «Федерация» переносится с 2022 года на космодроме Байконур на 2023 год на космодроме Восточный. Теперь вместо ракеты-носителя «Союз-5» (второе название «Иртыш») будет вновь использоваться РН «Ангара-А5П».
3. В августе 2020 года уже бывший генеральный директор РКК «Энергия» Владимир Солнцев, предложивший проект ракеты-носителя «Союз-5» и сверхтяжелого «Енисея» был арестован по делу о хищении 1 млрд руб.
4. 15 декабря 2020 года Рогозин в Facebook сообщил, что сверхтяжелая ракета-носитель должна создаваться на основе принципиально новых технических решений, однако в тот же день «Роскосмос» подписал с ракетно-космическим центром «Прогресс» контракт на проектирование космического ракетного комплекса сверхтяжелого класса «Енисей» на базе кислородно-керосиновых ракет «Союз-5». Стоимость контракта составила 1,47 млрд рублей.
5. 16 декабря 2020 года на заседании Совета по космосу Российской академии наук было принята рекомендация отложить создание сверхтяжелой ракеты для российской лунной программы из-за отсутствия полезных нагрузок для нее и слишком большой стоимости создания (оценивается Роскосмосом в 1 трлн рублей), и сосредоточиться на проекте тяжелой ракеты-носителя «Ангара-А5В» с многопусковой схемой полета к Луне. Но из-за отсутствия в планах второго стартового стола для семейства РН «Ангара» на космодроме Восточный специалистами будет разрабатываться сложная схема для полетов к Луне. Из-за ограничений по мощности ракет, вместо четырехместного корабля «Орел» (старое название «Федерация») для полетов к Луне планируется создание нового более легкого двухместного корабля «Орленок».
6. В феврале 2021 года глава РКЦ «Прогресс» Дмитрий Баранов сообщил о приостановке работ по созданию сверхтяжелой ракеты-носителя «Енисей», проектируемой в рамках российской лунной программы. Теперь вместо стартового стола для ракеты «Союз-5» и сверхтяжелой ракеты «Енисей» на космодроме Восточный в третьей очереди планируется строительство стартовых сооружений для многоразовой кислородно-метановой двухступенчатой ракеты-носителя «Амур-СПГ» (проектируется также в РКЦ «Прогресс»), внешне напоминающей РН Falcon 9 компании SpaceX. Для горючего планируется использовать сжиженный природный газ (СПГ).
7. К марту 2021 года организациями Роскосмоса был определен новый облик российской сверхтяжелой ракеты-носителя «Амур», которую после 2030 года планируют использовать для полетов на Луну – теперь она будет работать на кислородно-метановых двигателях, которые ранее в России не использовались на ракетах.