у какого народа чум является традиционным жилищем
У какого народа чум является традиционным жилищем
Том 34. Москва, 2017, стр. 654
Скопировать библиографическую ссылку:
ЧУМ (коми чом; ненецкое мя, нганасанское ма; хантыйское ёрн-хот, мансийское ёрн кол – «ненецкий дом»; селькупское мот; кетское кусь; эвенкийское дю; негидальское джокча; удэгейское чоло; тувинское чадыр-ог, алажы-ог; якут. тордох-бьне), переносное жилище у народов Сибири. У оленеводов тундры служил постоянным, в тайге – временным или сезонным жилищем. Конич. каркас (диаметр 3–9 м, выс. до 5 м) из шестов крылся покрышками, зимой – из оленьих шкур (нюки), летом – из ровдуги или специально обработанной коры, в т. ч. бересты (тиски); вверху Ч. оставляли дымовое отверстие, прикрытое клапаном. Для установки одного Ч. требовалось 20–60 шестов; установка проводилась в строгом порядке, шесты различались по назначению и названиям. При перекочёвках в тундре шесты перевозились на нартах или при верховой езде – волоком, в тайге – делались каждый раз заново. По конструкции различались самодийский (шесты соединяются через отверстия на концах ременной или верёвочной петлёй: ненцы, сев. ханты и манси, коми-ижемцы, селькупы), нганасанский (отверстия на концах гл. шеста позволяют регулировать диаметр и высоту Ч.), кетский и саяно-алтайский (шесты соединяются развилками на концах и обручами), тувинский (у тоджинцев концы шестов вставлялись концами в обруч, как у юрты ) и тунгусский (три гл. шеста соединены встык концами или связаны верёвкой) типы Ч. В центре Ч. устраивался очаг, над которым на особых жердях подвешивали котёл; место в Ч. за очагом считалось наиболее почётным, священным (см. илл. к ст. Нганасаны ).
Национальные особенности домов народов севера России. Чум. Яранга. Иглу.
Данная статья составляет золотой фонд нашего сайта. Она пользуется неизменно высокой популярностью у посетителей из всех когда-либо опубликованных у нас статей.
Какие ассоциации приходят к вам в голову при слове «дом»? Безусловно у каждого они свои. Для кого то «дом» это понятие социальное, неразрывно связанное с семьей, родителями. Но в большинстве случаев когда мы слышим слово «дом» мы представляем себе некое строение, привязанное к тем или иным образам, вынесенных из детства или из дальнейшего жизненного опыта. И для каждого человека он свой. Для кого-то это комната в общей квартире, для кого-то квартира в большом доме, или отдельное строение каменное или деревянное. Не будем углубляется дальше в психологию понятия, это тема для другой статьи и другой рубрики.
Фото дня: Чугунный павильон трамвайной остановки
В данном конкретном случае речь пойдет о национальных домах народов севера России. Надо сказать, что они не только радикально отличаются от традиционного понятия «дом», но и несут множество национальных, характерных именно этим народам, элементов местного колорита, особенностей природы, культуры, а самое главное вынужденной необходимости и отсутствия многих традиционных средств при строительстве домов.
Чум – жилище северных оленеводов
Чум представляет собой универсальное жилище кочевых народов Севера, занимающихся оленеводством – ненцев, хантов, коми и энцев. Любопытно, но вопреки часто встречающему мнению и словам небезызвестной песни «Чукча в чуме ждет рассвета», чукчи в чумах никогда не жили и не живут – на самом деле их жилища называются ярангами. Возможно, путаница возникла из-за созвучности слов «чум» и «чукча». А возможно, что эти два несколько похожие между собой строения просто путают и называют не своими именами.
Что же касается чума, то по сути это переносная палатка, которая имеет конусообразную форму и отлично приспособлена к условиям тундры. Снег легко скатывается с крутой поверхности чума, поэтому при переезде на новое место чум можно разобрать, не прилагая лишних усилий для очистки строения от снега. Кроме того, форма конуса делает чум устойчивым к сильным ветрам и метелям.
Летом чум накрывается корой, берестой или мешковиной, а вход завешивается грубой тканью (например, той же мешковиной). Зимой для обустройства чума используют шкуры лосей, оленей, изюбров, сшитых в одно полотнище, а вход завешивают отдельной шкурой. В центре чума располагается печь, служащая источником тепла и приспособленная для приготовления пищи. Жар от печи поднимается вверх и не позволяет осадкам попадать внутрь чума – они просто испаряются под действием высокой температуры. А для того, чтобы ветер не проникал в чум, к его основанию с наружной стороны подгребают снег.
Как правило, чум оленеводов состоит из нескольких покрытий и 20-40 шестов, которые при переездах укладывают на специальные нарты. Размеры чума непосредственным образом зависят от длины шестов и их количества: чем больше будет шестов и чем длиннее они будут, тем вместительнее получится жилище.
С давних времен установка чума считалась делом всей семьи, в котором принимали участие даже дети. После того, как чум полностью установлен, женщины застилают его внутри циновками и мягкими оленьими шкурами. У самого основания шестов принято класть малицы (верхняя одежда народов Севера из оленьих шкур с мехом внутрь) и другие мягкие вещи. Также оленеводы возят с собой подушки, перины и теплые спальные мешки из овчины. На ночь хозяйка расстилает постель, а днем прячет спальные принадлежности подальше от посторонних глаз.
Яранга – национальное жилище народов Чукотки
Как мы уже говорили, яранга имеет некоторое сходство с чумом и представляет собой переносное жилище кочевых коряков, чукчей, юкагиров и эвенков. Яранга обладает круглым планом и вертикальным деревянным каркасом, который сооружен из шестов и увенчан коническим куполом. Снаружи шесты покрыты моржовыми, оленьими или китовыми шкурами.
Яранга состоит из 2-х половин: полога и чоттагина. Полог имеет вид теплого шатра, сшитого из шкур, отапливаемого и освещаемого при помощи жировой лампы (например, полоски меха, опущенной в жир и пропитанной им). Полог является спальным помещением. Чоттагин – отдельное помещение, внешний вид которого несколько напоминает сени. Это самая холодная часть жилища. Обычно в чоттагине хранятся ящики с одеждой, выделанные шкуры, бочки с квашениями и другие вещи.
В наше время яранга является многовековым символом народов Чукотки, который используют при проведении многих зимних и летних праздников. Причем яранги устанавливаются не только на площадях, но и в клубных фойе. В таких ярангах женщины готовят традиционные блюда народов Севера – чай, оленину и угощают ими гостей. Более того, в форме яранги сегодня на Чукотке строят парники, теплицы и некоторые другие сооружения. Например, в центре Анадыря можно увидеть ярангу – овощную палатку, выполненную из прозрачного пластика. Также яранга присутствует на многих чукотских картинах, гравировках, значках, эмблемах и даже гербах.
Иглу – эскимосское жилище из снега и льда
Соседи чукчей – эскимосы жили куда беднее и яранги у них появились значительно позже. Изначально же бедные эскимосы зимовали в самых настоящих «ледяных избушках», которые назывались иглу и представляли собой жилище, построенное из снежных или ледяных блоков. Такие куполообразные постройки существуют и сегодня: обычно они имеют высоту порядка 2 м и диаметр около 3-4 м. Если снег неглубокий, то вход в иглу обустраивается в стене, к которой пристраивается дополнительный коридор из ледяных (снежных) блоков. При глубоком снеге вход в жилище находится прямо в полу, а снаружи к нему проложен коридор. Очень важно, чтобы вход в дом находился ниже уровня пола, так как это обеспечивает приток кислорода и отток более тяжелого углекислого газа, а также позволяет сохранить в помещении тепло.
Свет в иглу поступает прямо через ледяные стены, хотя в некоторых случаях в снежных домах делают ледяные окна. Внутреннее помещение, как правило, застилают шкурами, а иногда покрывают ими еще и стены – полностью или частично. Для обогрева и дополнительного освещения иглу используют плошки-жирники. Интересным является тот факт, что при нагревании воздуха внутренние поверхности стен иглу оплавляются, но не тают благодаря тому, что снег быстро выводит избыточное тепло за пределы дома, и за счет этого в помещении поддерживается комфортная для человека температура. Более того, снежные стены способны впитывать лишнюю влагу, поэтому в иглу всегда сухо.
Любопытно и то, что, несмотря на всю простоту постройки, на самом деле построить иглу своими руками не так-то просто. Примером тому служат первые полярники-путешественники, которые долго не могли постигнуть тайну строительства иглу, в то время как местные жители возводили подобное строение всего за 1-2 часа. А все потому, что иглу строят из плит особой формы, причем разные части дома строят из разных плит. Иглу имеет форму раковины улитки и постепенно сужается к своду, а плиты укладываются по специальной методике, которую северяне оттачивали годами. Для большей устойчивости иглу с внешней стороны поливают водой.
Сегодня иглу чаще всего используется в лыжном туризме в качестве аварийного жилья на случай проблем с палаткой или резкого ухудшения погодных условий. Иногда при подготовке к длительным лыжным походам инструкторы в целях безопасности проводят занятия по строительству иглу.
Казалось бы, что мешает этим людям строить обычные дома? Думаю, что тут есть несколько ключевых факторов. Многие народы севера живут как кочевые племена, и в активный и короткий период северного лета пасут олений, перегоняя их по пастбищам, что делает не возможным для них постройку капитального жилья в определенном месте. А чум или юрта достаточно мобильное жилище и возводится меньше чем за сутки, К тому же, в условиях, особенно Крайнего Севера, обычные строительные материалы, такие как камень и дерево очень дороги, и не каждая семья может позволить купить себе дрова, не говоря уже о целом доме… И в третьих, жизнь в таких домах это важный элемент национальной, этнической культуры целых этносов населяющих как север России так и другие северные территории земного шара.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Ответы на Большой этнографический диктант 2021 Пермский край
Древнюю историю Пермского района позволяют изучать археологические памятники, которых более 200 — больше, чем в других районах края. Часть находок хранится в районном музее. Анализ этих источников показывает, что на территории района обнаружены находки всех стадий эпохи камня, они дают основания предположить, что человек здесь поселился около 25-30 тыс. лет назад и прошел эволюцию от охотника на крупных животных ледникового периода до человека оседлого, эпохи неолита, когда появляются поселки долговременного характера, осваиваются навыки рыболовства и население постоянно концентрируется в долинах рек, и начинается производство глиняной посуды, т.е. начинается период стабилизации хозяйства. Официальный сайт Пермского края. Кулответ.ру приглашает всех на диктант, это будет увлекательно. Пермяки могут стать участниками просветительской акции «Большой этнографический диктант-2021» по Пермскому краю, который будет проходить с 3 по 7 ноября.
Вопросы с ответами Большой этнографический диктант по Пермскому краю
Чтобы ответить на вопросы Диктанта необходимо с 00:01 3 ноября по 23:59 7 ноября, надо зайти на официальный сайт акции БЭД и после прохождения небольшой регистрации с обязательным указанием страны и региона, выбрать правильные варианты ответов, классный ответ поможет вам с выбором, но мы не гарантируем, что всё будет верно, так что не стоит торопиться, давайте обсуждать ответы в комментариях. Всего 30 вопросов, 20 из них для всех одинаковы, а 10 имеют отношение к региону, они так и называются, региональная часть Диктанта.
В начале ХХ в. в результате реализации переселенческой политики из Европейской части России на Урал устремились представители разных народов в поисках земли и лучшей доли. В Сивинском имении Крестьянского поземельного банка обосновались выходцы из западных губерний России. Их потомков до сих пор называют могулями. Представители какого народа осваивали территорию современного Сивинского округа?
а. армяне
б. молдаване
в. литовцы
г. белорусы
О белорусах в Пермском Прикамье смотри в работе: Белорусы в Пермском крае: очерки истории и этнографии / А. В. Черных, Т. Г. Голева, М. С. Каменских, С. А. Шевырин. СПб.: Изд-во «Маматов», 2013. – 240 с.
Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): белорусы
Более сорока лет пермские диалектологи работали над составлением словаря одной деревни севера Пермского края. Это был первый в России опубликованный словарь полного типа, отражающий лексику живой народной речи жителей одной деревни. О каком населенном пункте Пермского края идет речь?
а. Бикбарда
б. Сепыч
в. Курашим
г. Акчим
Словарь говора д.Акчим Пермской области (Акчимский словарь): в 6-ти вып. / Под ред. Ф.Л. Скитовой. Пермь, 1984–2011.
Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Акчим
В татарской культуре было принято украшать дома узорными тканями, выполненными деревенскими мастерицами из цветной шерсти. И сегодня узорное ткачество сохраняется у пермских татар. Какие предметы украшали интерьер татарского дома?
а. пояса
б. ленты
в. занавески
г. паласы
В районах традиционного расселения татар в Пермском крае получило развитие узорное ткачество, в том числе и шерстяных паласов, которое сохраняется и в наши дни. Коллекции тканых паласов пермских татар представлены в коллекциях пермских музеев, три мастера по ткачеству из татарских деревень имеют звание «Народный мастер Пермского края».
Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): паласы
В русских говорах Пермского края известно слово «пОмочь». Выберите один из предложенных вариантов значения этого слова.
а. Так называется сеновал под крышей дома
б. Получение узора, монохромных и цветных рисунков на ткани
в. Так обозначали совместный труд крестьян, имевший добровольный характер, для выполнения работ по одному из крестьянских хозяйств
Из словаря русских говоров Прикамья: ПОМОЧЬ1. Мн. помочи. Собрание людей для оказания кому-л. помощи в работе. Словарь пермских говоров. Вып.2 (О-Я). — Пермь, 2002.
Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Так обозначали совместный труд крестьян, имевший добровольный характер, для выполнения работ по одному из крестьянских хозяйств
Коми-пермяцкое слово «нянь» — хлеб имеет иранские корни, оно пришло в наш регион из древнего центра земледелия в Средней Азии. Оно созвучно слову хлеб «нон» этого иранского народа Средней Азии, представители которого сегодня проживают и в Прикамье.
а. таджики
б. туркмены
в. чеченцы
г. киргизы
Смотри: Краткий этимологический словарь коми языка, Лыткин В.И., Гукляев Е.И., М., 1970. с.202.
Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): таджики
Во многих традициях русской свадьбы Пермского края существует обычай посещать родителей невесты после свадьбы. Как называются эти послесвадебные визиты?
а. шерёда
б. веденьё
в. поспевки
г. отхлебины
О терминологии пермской свадьбы смотри: Этнолингвистический словарь свадебной терминологии Северного Прикамья. Подюков И.А., Хоробрых С.В., Антипов Д.А., Пермь : Кн. изд-во, 2004.
Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): отхлебины
Кулинарные традиции разных народов сегодня чрезвычайно популярны у телезрителей. А какие передачи показывают и рассказывают о национальной кухне народов Пермского края?
а. Национальный хоровод
б. Вести-Пермь
в. В кругу друзей
г. Доступный Урал
Именно эти пермские передачи посвящены народам Пермского края и презентуют особенности этнокультурных традиций, в том числе и рассказывают о национальной кухне народов.
Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Национальный хоровод, В кругу друзей
Известный фольклорист Н.Е. Ончуков побывал в Прикамье в начале ХХ в. и в своей статье «По Чердынскому уезду: Поездка на Вишеру, на Колву и на Печору» дал такое описание жилища этого народа: «Что такое чум, конечно, все знают: это три сажени в основании и 2 ½ в вышину конус, остовом которого служат 32 сходящихся в вершине конуса жерди, а стены – пять больших четырехугольных пластов проваренного и сшитого оленьими жилами береста. Посреди чума очаг, на котором всегда огонь, дым выходит вверху чума, в месте перекрещивания шестов, незакрытом берестом». В жилище какого народа побывал исследователь?
а. манси
б. энцы
в. удмурты
г. коми-пермяки
Цитату смотри в работе Н.Е. Ончукова: Ончуков Н. Е. По Чердынскому уезду: Поездка на Вишеру, на Колву и на Печору // Живая старина. 1901. Т. 11. С. 51
Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): манси
В деревне Новопетровка Октябрьского городского округа ежегодно проходит праздник Липка, он приурочен к Иванову дню, и проводится накануне, 6 июня. Эта деревня была основана в 1895году, с этого времени и проводится праздник на пермской земле. О празднике какого народа идет речь?
а. эстонцы
б. татары
в. коми-пермяки
г. марийцы
О празднике Липка смотри раздел по календарным праздникам и обрядам в книге: Эстонцы в Пермском крае: очерки истории и этнографии / А.В. Черных, Т.Г. Голева, С.А. Шевырин. СПб.: Изд-во «Маматов», 2010. – 244 с.
Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): эстонцы
В 1873-1875гг. в г.Перми был построен католический храм. Основную часть прихожан общины храма составляли представители этого народа. Поэтому до сих пор этот храм называют костёлом. Какой народ города Перми составлял основу католической общины города?
а. Армяне
б. Белорусы
в. Поляки
г. Французы
О жизни католической общины, строительстве храма смотри в монографии: Поляки в Пермском крае: очерки истории и этнографии / А.В. Черных, М.С. Каменских, С.А. Шевырин и др., СПб., «Маматов», 2009. – 304 с.
Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Поляки
Все вопросы и ответы по регионам в Большом этнографическом диктанте за 2021 год смотрите на страничках нашего сайта, посвящённой этой Международной просветительской акции.
У какого народа чум является традиционным жилищем
Чум — конический шалаш из жердей, покрываемый берёстой, войлоком или оленьими шкурами; форма жилища, распространённая по всей Сибири, от Уральского хребта до берегов Тихого океана, у финно-угорских, тюркских и монгольских народов. [1] Диаметр чума в нижней части обычно составляет от 3 до 8 метров. [2]
Историки жилища признают эту форму первым опытом искусственно создаваемого жилья, к которому человек обратился от полых, дуплистых деревьев и пещер. Прообразом чума могли служить прислонённые наклонно к дереву ветви. В Европейской России чум утратил своё былое назначение и превратился в служебную хозяйственную постройку: у марийцев, удмуртов, чувашей, татар его жердяной остов служит овином (шиш); покрытый соломой, он прикрывает ход в погреб. У западных финнов — в северной Финляндии и Карелии — он под именем коты служит в летнее время кухней. Посредине чума, под отверстием в его вершине, помещается здесь обыкновенно очаг, сложенный из мягких камней. Такого же рода кухни из еловых жердей встречались в 1840-х годах у эстонцев; на острове Хийумаа и около Вильянди кота с таким назначением была в ходу в конце XIX века, существует, вероятно, и теперь, но феллинская кота (кöк) представляется уже усложнением древней: конус из жердей служит уже крышей над круглой каменной стенкой.
Такой же шалаш, покрываемый летом парусиной, зимой — толстым войлоком, в первобытной форме встречается, под именем кота, у кочующих в Швеции саамов. У русских саамов он служит походным жильём (кувакса) и прикрывается до половины парусиной.
См. также
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Чум» в других словарях:
чум — чум, а … Русское словесное ударение
чум — чум/ … Морфемно-орфографический словарь
ЧУМ — (вот.). Крыша из оленьих шкур, покрывающая юрту; а также летняя палатка. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЧУМ 1) у вотяков летняя палатка; 2) несколько сшитых вместе оленьих шкур, покрывающих юрту.… … Словарь иностранных слов русского языка
чум — а; м. [коми] Переносное жилище кочевников оленеводов в виде конического остова из шестов, покрытого оленьими шкурами (зимой), берестой или корой (летом). Летний берестяной ч. Ч. из оленьих шкур. ◁ Чумный, ая, ое. Ч ые шкуры. * * * чум переносное… … Энциклопедический словарь
ЧУМ — Челябинское управление механизации ООО «ЧУМ 1», ООО «ЧУМ 2» г. Челябинск, организация ЧУМ частично упорядоченное множество … Словарь сокращений и аббревиатур
ЧУМ — муж. у зырян чом; кочевой, переносный шалаш сибирских инородцев; жерди, составленные сахарной головой и покрытые, летом, берестой, зимою цельными и сшитыми оленьими шкурами, с дымовым выходом вверху. Юрта и кибитка войлочная, внизу на решетках,… … Толковый словарь Даля
чум — См. жилище. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. чум сумасшедший дом, шатер, квартира, дом, жилище Словарь русских синонимов … Словарь синонимов
ЧУМ — ЧУМ, чума, муж. (удмуртское). Конусообразный шатер, палатка у сибирских кочевых племен, крытая шкурами, корой. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ЧУМ — ЧУМ, а, муж. Русское название переносного жилища северных народов конической формы шатёр, покрытый шкурами, корой, войлоком. | прил. чумный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
чум — ЧУМ, а, м. 1. Дом, квартира. 2. Сумасшедший дом. Общеупотр. «чум» переносное жилище северных народов; 2. от чума, 1 … Словарь русского арго
ЧУМ — ЧУМ, переносное жилище народов Севера. Конический остов из шестов покрывается оленьими шкурами, берестой или корой … Современная энциклопедия
У какого народа чум является традиционным жилищем
Традиционным занятием каких из перечисленных народов является морской зверобойный промысел?
2) чукчи и эскимосы
Морской зверобойный промысел — традиционный промысел народов северо-востока Сибири и Дальнего Востока. Из представленных народов это — чукчи и эскимосы.
Правильный ответ указан под номером 2.
К традиционным занятиям какого из перечисленных народов России относятся резьба по кости морского зверя и рыболовство?
Резьба по кости — традиционные занятия жителей Севера. Из северных народов — чукчи.
Правильный ответ указан под номером 2.
Какой из перечисленных народов относится к числу коренных народов Европейского Севера России?
К числу коренных народов Европейского Севера России относятся коми.
Правильный ответ указан под номером 1.
К традиционным занятиям каких из перечисленных народов России относится промысел морского зверя и рыболовство?
1) чуваши и марийцы
2) калмыки и буряты
3) эскимосы и чукчи
Промысел морского зверя и рыболовство — традиционные занятия народов Дальнего Востока.
Правильный ответ указан под номером 3.
Какой из перечисленных народов, проживающих на территории России, является наиболее многочисленным?
Татары — второй после русских по численности народ России.
Правильный ответ указан под номером 3.
Какой из перечисленных народов, проживающих на территории России, является наиболее многочисленным?
Татары — второй после русских по численности народ России.
Правильный ответ указан под номером 4.
К традиционным занятиям какого из перечисленных народов России относятся пашенное земледелие, вышивка, резьба по дереву, изготовление металлических украшений?
Чукчи, коряки и ненцы — коренные народы, проживающие в условиях тундры, где не могли развиваться эти виды деятельности.
Правильный ответ указан под номером 4.
Чум — конический шатёр, обтянутый покрывалами, сшитыми из оленьих шкур. Чум приспособлен к кочевому образу жизни в суровых климатических условиях. У какого из перечисленных народов чум является традиционным жилищем?
Чум — традиционное жилище народов Севера и Сибири.
Правильный ответ указан под номером 3.
К традиционным занятиям какого из перечисленных народов относится кочевое животноводство: коневодство, верблюдоводство, разведение крупного и мелкого рогатого скота?
Кочевое животноводство является традиционным для монголов, так как этот народ преимущественно проживает в пределах природных зон степей и полупустынь. Традиционные монголы имеют кочевой образ жизни, для которого очень важно коневодство и верблюдоводство.
Определите, к традиционным занятиям каких из перечисленных народов России относятся оленеводство, охота и рыболовство.
1) башкиры и чуваши
3) мордва и тувинцы
4) калмыки и марийцы
Оленеводство, охота и рыболовство — традиционные занятия жителей Севера. Из перечсленных к ним относятся эвены и ненцы.
Правильный ответ указан под номером 2.
С целью сохранения природной среды жизни коренных народов компания «Газпром» предпринимает специальные меры по рекультивации земель, нарушенных в результате буровых работ в районах добычи газа. На территориях традиционного проживания какого из перечисленных народов необходимо предпринимать такие меры?
Добыча газа происходит в Тюменской области, на севере которой проживают ненцы.