у какого народа индийские корни
Большинство слов языка какого народа указывают на его индийскую прародину?
Раннюю историю этого народа и его передвижений ученые могли восстановить по его языку. Из иранских языков пришли слова «бахт» (счастье) и «зор» (сила), из армянского – «граст» (конь), из греческого – «дром» (дорога) и «форо» (город).
Но большинство слов однозначно указывают на его индийскую прародину. Какой это народ?
Наиболее распространённое самоназвание цыган, вынесенное ими из Индии — «ром» или «рома» у европейских цыган, «дом» у цыган Ближнего Востока и Малой Азиии, «лом» — у цыган Армении.
Все эти названия восходят к индоарийскому «dom» с первым церебральным звуком. Одна из теорий предполагает, что это название в конечном итоге происходит от формы «ḍomba» — «человек из низкой касты, зарабатывающий на жизнь исполнением песен и игрой на музыкальных инструментах», засвидетельствованный в классическом санскрите.
По другой версии корень «dom» связан с «дамарой» и «дамару», санскритскими терминами для «барабана» и санскритским вербальным корнем «ḍam» — «звучать (как барабан)», и, возможно, восходит к дравидийским языкам.
Часть исследователей, возводящих происхождение протоцыган в Индии к автохтонному австроазиатскому населению адиваси, считают, что их самоназвание происходит от аустроазиатского корня «ḍomba/ţumba», которые в свою очередь, восходят к «тумба (ţumba)» с первым церебральным звуком, обозначающим различные растения, имеющие большое количество семечек (тыкву, огурец, арбуз, фиговое дерево, инжир), то есть, считающихся плодовитыми, и являвшихся у большой группы аборигенных племен тотемом.
У какого народа большинство слов указывают на его индийскую прародину?
В большом этнографическом диктанте за 2020 год разместили вопрос:
Раннюю историю этого народа и его передвижений ученые могли восстановить по его языку. Из иранских языков пришли слова «бахт» (счастье) и «зор» (сила), из армянского – «граст» (конь), из греческого – «дром» (дорога) и «форо» (город). Но большинство слов однозначно указывают на его индийскую прародину.
Какой это народ?
Надо было выбрать ответ из предложенных вариантов (правильный вариант выделен жирным шрифтом):
Обоснование ответа от автора вопроса:
Предки европейских цыган подолгу жили в разных регионах и в языке сохранились заимствования из местных языков. Подобное случалось и позже в Европе, например, в севернорусском диалекте цыганского языка есть много слов из немецкого, польского и русского языков, а в диалекте крымских цыган есть заимствования из крымскотатарского. Также: Слова в вопросе являются символическими для цыганской культуры.
Информация, найденная нами:
Пришлось посмотреть каждый народ:
Горские евреи — Говорят на диалекте татского языка иранской ветви индоевропейской семьи, называемом также горско-еврейским языком (джуури) и относящемся к юго-западной группе еврейско-иранских языков.
Езиды — Говорят на языке эздики, диалекте курдского языка курманджи (крупнейший по числу носителей из курдских языков, распространённый в таких странах, как Турция, Сирия, Ирак, Иран).
Осетины: Осетинский язык — язык осетин, относящийся к северо-восточной подгруппе иранской группы индоиранской ветви индоевропейских языков. Современный осетинский язык сложился в результате внесения языка ираноязычных аланов, ушедших от нашествий монголо-татар и Тамерлана c предгорий Северного Кавказа в горы Центрального Кавказа, в среду проживавшего в этом районе аборигенного населения.
Цыгане: Цыганский язык — сложился в условиях изоляции от близкородственной индоарийской языковой среды, сохранив основной лексический фонд древнеиндоарийских языков и типологическую близость со среднеиндийскими и новоиндийскими языками. Этнические группы цыган, пройдя разный миграционный путь, говорят на различных диалектах, в большей или меньшей степени подвергшихся влиянию окружающих языков в области лексики, фонетики и синтаксиса.
После этого осталось сомнение между Осетинами и Цыганами, пришлось слова посмотреть.
Бахт- дух в армянской мифологии, иногда переводится, как «Дух счастья» (армянский язык). Цыганское имя.
Граст — конь, граст-оро – конек, и др. Цыганский язык, хинди.
Дром — чаща, заросли, бурелом. Дромос — греческое слово, означает «дорога»
Форо — город. Тигринья (семитский язык северной подгруппы эфиосемитских языков). Хор цыган – Баро, Форо. Кишенево
Последнее слово не оставило никаких сомнений.
От кого произошли индусы?
Индия имеет не только огромную численность, но и потрясающее разнообразие народов. Всегда в этой стране было огромное население, что отмечает еще Геродот, но откуда оно взялось там?
Проблема названия народа
Иллюстрация к Махабхарате
В России индусов называют неправильно.
Индус- это приверженец индуизма, а не представитель какого-то народа.
Но это вынужденная мера, так как народов в Индии не одна тысяча, весьма различающихся между собой, поэтому этноним возник сам собой, тем более он созвучен названию страны.
Хотя он и некорректен, как если бы всех евреев именовали иудеями.
Антропология дравидов
Арийское нашествие
Индоарии в Средней Азии
Здесь произошел религиозный раскол.
По каким-то причинам, боги Ирана стали демонами в Индии, а индийские божества-дэви стали демонами у персов. Большее неизвестно, но что-то произошло внутри племени.
Вероятно по этим причинам, несколькими волнами, арии уходят в Индию.
Там они уничтожают местную цивилизацию дравидов, занимают ключевые роли в экономике и политике, устанавливают жесткие законы.
Чтобы предотвратить смешение с местным населением, которое они откровенно презирают, вводится кастовая система.
В зависимости от рождения и белизны кожи, человек получал определенный статус.
Женщина из Северной Индии высокой касты
Конечно же, за тысячи лет, смешения происходили постоянно, сейчас едва ли найдется индиец имеющий только арийских предков.
Но кастовая система сохраняется и по сей день!
Каст насчитывается более тысячи, но в целом их можно разделить на три указанные части, которые полностью определяют статус, а также касту неприкасаемых, в которую попадают наиболее «первобытные» народности Индостана.
Высшие классы Индии зачастую значительно более светлокожие, чем низшие, а отношение к блондинам в Индии до сих пор, как к чему-то священному!
Индо-средиземноморская раса
Индосредиземноморцы в Пакистане
Таким образом, многолюдная и исключительно разнообразная Индия, состоит из трех элементов: коренных дравидов, пришлых с востока индо-средиземноморцев и с далекого севера индоариев.
Арии: выходцы из Индии или степей Евразии. Все аргументы ученых
Предупреждаю: статья не имеет отношения к расовой теории рейха.
Аргументы сторон приводит знаменитый российский ученый Лев Клейн.
Дело английского юриста продолжили немецкие лингвисты 19-го века, которые разработали принципы сравнительного анализа языков и окончательно доказали происхождение индоевропейских от одного общего предка.
Арии (авестийский: airya, древнеиндийский: ārya-, древнеперсидский: ariya )— название народов, говорящих на языках арийской (индоиранской) группы индоевропейской семьи.
В научной среде ведутся споры между сторонниками двух концепций их происхождения.
1-я версия: Арии (индоарии) вышли из Индостана.
Концепция в трактовке Клейна: Индоарии или их прямые предки в их языковом и культурном аспектах сформировались в Северо-Западном Индостане (Индия-Пакистан) не менее 9 тысяч лет назад (7 тыс. до н. э.), цивилизация долины Инда (хараппская) принадлежала им. В соседнем Восточном Иране, сформировались близко родственные им иранские народы. Оттуда они распространились по степям Евразии. Прародина всех индоевропейцев находится также в Азии.
Ученые: Кенойер, Эльст, Казанас, Шэффер, Лихтенштейн, А.Семененко
Клейн приводит их аргументы:
1. Культура серой расписной керамики, общепризнано индоарийская начинается в конце III тыс. до н. э.
2. Культура серой расписной керамики является прямым продолжением и развитием хараппской культуры.
6. Начало хараппской культуры тоже передатировано, удревнено. Теперь она начинается как минимум около 3700 г. до н. э.
7. Между 4500 и 800 гг. до н. э. нет вторжений в Индостан, подходящих для идентификации с ариями.
8. В Средней Азии есть следы миграций из Индостана: Шортугай (из хараппы), хвалынская культура (из шегирской), Синташта и андроновцы (из Передней Азии, по Григорьеву), индо-афганский антропологический тип.
9. ГЕНЕТИКА: Субклад Z93 гаплогруппы R1a распространился из Индии, а это арии.
Но появились и контр-аргументы: река Саравасти очень переменчива: то она пересыхала, то снова текла полноводной (Васильков).
-Сохранность старой топонимики (гидронимики) зависит не от ее древности, а исключительно от характера происходившей смены населения, а мы знаем по Ригведе, что арии презирали своих соседей и предшественников.
-Древность начала хараппской культуры не имеет никакого значения для определения древности индоариев в Индостане.
-Были в этот долгий период вторжения или их не было, определить вовсе не так легко, как это представляется Семененко и тем археологам, на которых он равняется.
-Распространение субклада Y93 гаплогруппы R1a из Индии главным образом на юг никак не вяжется с распространением ариев (главным образом на север), тем более, что Семененко отрицает достоверность датировок по геному.
География Ригведы:
10) Доминирование небольшой группы ариев над колоссальным населением Индостана невероятно.
11) Индоарийские генеалогии уводят начало счета в эпоху хараппской цивилизации – к 1900 году.
12) Древнейший языковой субстрат («почва) в Ригведе – мунда, а уж за ним появился субстрат дравидийский, кстати весьма незначительный. Значит арии не шли с севера, иначе дравиды появились бы до мунда.
13) Дравидийские заимствования, возможно, есть и в других индоевропейских языках (кельтском) и есть сходства дравидского с праиндоевропейским. Это вроде говорит в пользу восточной, азиатской прародины индоевропейцев.
14) Всё культурное богатство Северо-Запада Индостана создано в Пенджабе, а не к Северо-Западу от него. Оно не могло быть принесено ариями, особенно если они пришли после 800 г.
15) Венгры и другие несомненно переселились из Зауралья на Дунай – в рамках Великого Переселения народов на запад. А переселение ариев в противоположном направлении выглядит изолированным.
16) В Китае светлая пигментация появилась уже около 2600 г.: «Желтым» император назван так по цвету волос. А андроновцы почти на тысячу лет позже. На каком основании считается, что светлая пигментация распространялась из Европы?
Что ж и на это ответили:
10а. История знает немало примеров доминирования небольшой группы иностранных пришельцев над массами коренного населения. Например, норманны в целом ряде завоеванных стран. Пришельцы из Зауралья в Венгрии. Конкистадоры в Америке.
11а. Допустим, что индоарийские генеалогии действительно начались около 1900 года до н. э., но откуда взято, что они начались на территории Индостана?
12а. Как известно, и дравиды и мунда не жили непосредственно перед возникновением серой расписной керамики сплошными массивами, а были разбиты на ряд народностей, живших в разных регионах.
13а. Пока эти заимствования и сходства, чрезвычайно интересные, очень немногочисленны и сугубо предположительны, делать из них выводы преждевременно. Такие заимствования могли попасть через посредников и от общего источника.
15а. Козинцев: было и великое переселение народов на восток перед переселением на запад – освоение степей. Тохары, европеоиды на севере Китая..
16а. Козинцев: Китай 2600 г. это легенды, по фактам же это Гумугоу и Сяохэ, а они близки к андронову. Таримские мумии свидетельствуют о переселении из Европы.
2-я версия: Индоарии вышли из степей.
1. В реконструированном словаре праиндоиранского и праиндоарийского языков, Кузьмина проанализировала лексику быта и материальной культуры, дополнив это анализом Ригведы и Авесты. Обнаруженные термины свидетельствуют о пастушеском хозяйстве – с преобладанием скотоводства над земледелием. Скот – мерило богатства, война – борьба за захват коров. Она также показала, что эта лексика вполне соответствует реалиям андроновской культуры.
В своих исследованиях Кузьмина также показала, что обнаруженная лексика свидетельствует в деталях о соответствующем пастушескому хозяйству весьма подвижном быте, домостроительстве, утвари, которые налицо в андроновской культуре. Характерно, что свиноводство у андроновцев отсутствует.
2. Высокая роль коневодства в реконструированном по словарю хозяйстве и быте ариев, что отвечает высокой доле коня в стаде степных культур, в частности андроновской, тогда как в Индии в более ранней хараппской культуре коня либо нет, либо роль его крайне незначительна. Высокой роли коня у ариев соответствует его огромная роль в мифологии и культах ариев (конь – главное жертвенное животное), чему находятся соответствия в степных археологических культурах и у индоевропейских народов вообще.
3. Точно так обстоит дело с колесницами, тогда как в предшествующей хараппской культуре колесницы нет, а в культуре Синташты, исходной для андроновской культуры, колесницы представлены. Представлены там и детали колесничной упряжи, в частности узды (псалии), попавшие оттуда в микенскую культуру.
Аргументы против:
1а. Семененко противопоставил этому большое количество упоминаний земледелия и плуга в Ригведе. Клейн пишет : «Он поймал меня на грубой ошибке: в одной из работ, сделанной в период, когда я уже не мог работать в библиотеках, я написал, что в Ригведе не упомянут плуг.»
Торжествуя по этому частному поводу, Семененко по большому счету всё равно неправ: земледелие в Ригведе не столь значительно, как скотоводство, злаки, по его собственным словам, ограничены одним ячменем (немного есть и пшеницы). Я. В. Васильков показал, что все доводы Семененко о развитой ирригации и вообще передовом земледелии основаны на неверном толковании стихов Ригведы. Вообще выражения о пахоте встречаются массово только в поздних мандалах Ригведы. Ранняя Ригведа в основном пастушеская.
2а. Против этого пункта возражений нет.
3а. Семененко возражает, что лошадь есть и в хараппской культуре и приводит случаи находок. А индоарии Ригведы заказывали арабских скакунов (у них при жертвоприношении перечисляется 17 пар ребер, а не 18, как у обычных лошадей). Значит, полагает Семененко, индоарии не держались за своих коней, якобы приведенных из степей.
4а. Семененко неоднократно указывает на наличие колесниц в хараппской культуре, на то что они древнее уральских (имеется в виду Синташта) и обладают другой структурой. Под наличием колесниц он понимает наличие глиняных моделек и колес, на которых нарисованы спицы. Он мог бы еще упомянуть (но не упоминает) медную модель колесницы из Даймабадского клада (Центральная Индия), которую приписывают импорту из поздней хараппы. Что касается синташтинских колесниц, он склоняется к их толкованию как исключительно ритуальных устройств.
КАТАКОМБНАЯ версия КЛЕЙНА
1. В андроновской культуре не было свиноводства, чем свидетельствовался подвижной образ жизни этих скотоводов. Но и в стаде катакомбных культур свиньи либо не было, либо она занимала незначительное место.
2. В катакомбных культурах, как и в андроновских конь был весьма распространен, хотя еще и не использовался в повозках (это ведь III тыс. до н. э., а не II). В погребениях: в книге Пустовалова отмечается, что в сопроводительной пище конь на первом месте (16% погребений, в некоторых районах до 38,7%), бык/корова – с большим отрывом на втором (5,4%).
3. В андроновской культуре двугорбый верблюд был весьма используемым животным, и этим андроновская культура схожа с иранцами, а не индоариями, у которых верблюд не был распространен. Тут Семененко нашел у меня вторую ошибку. Он указал упоминания верблюда в Ригведе, правда, добавил, что это в поздней Ригведе, а в ранней его всё-таки нет. А вот у иранцев верблюд обычен и есть культ верблюда, от его имени «уштра» образовано имя пророка: Заратуштра. В катакомбных культурах верблюд отсутствует, и этим они больше подходят на роль предковых для индоариев, чем андроновская.
4. Кузьмина показала, что изготовление керамики, описанное в Черной Яджурведе и брахманах отвечает андроновским правилам и формам. Правда, андроновская керамика богато орнаментирована и изготовляется женщинами, а в ведийской Индии без орнамента и выделывается мужчинами. Что ж, протоиранские вклады в ведийскую культуру не исключаются: керамическая терминология в Ригведе вообще в большой мере иранская (Кузьмина).
5. Иранцы и индоарии вообще резко различаются по некоторым позициям. Иранцы придерживаются веры в то, что нельзя осквернять мертвым телом чистые стихии – землю, воду и огонь. Потому они применяли разные способы обойти это: скармливание мертвых собакам и птицам, помещение покойников в каменные ящики.
У индоариев, наоборот, Мать-Земля с радостью приемлет покойника, огонь его поедает. С этой точки зрения андроновцы – типичные иранцы: они хоронят в каменных ящиках, как срубники – в срубах.
Катакомбная версия миграции.
Остальные аргументы Клейнв направлены на доказательство преемственности именно от катакомбных культур к индоариям (и косвенно они поддерживают также оппозицию андроновской культуре).
Сахамарана (соумирание)
погребение женщины на похоронах мужчины, скелеты лежат в обнимку в позах соития. Правило объясняется из индийского ритуала – умирающий (а в древности это могло относиться и к умершему) должен произвести зачатие, а жена должны родить своему мужу новое тело для загробной жизни. В катакомбных культурах это частое явление (19,4%).
Красный траур
посыпка головы, кистей рук и стоп ног покойного красной краской в катакомбных могилах. В Индии именно эти места в ритуальных ситуациях окрашиваются в красный цвет.
Ранголи
В ряде катакомбных могил наших степей обнаружены рисунки, выведенные на дне могилы порошком. Это практика ранголи в современной Индии – узоры порошком на полу.
Чатурашра
Для индоариев характерно увлечение игрой в кости («Гимн игрока» в Ригведе и проч.). Ни в одной культуре бронзового века не найдено столько наборов резных метательных костей, сколько в катакомбных погребения Северного Причерноморья. Причем в Индии и в катакомбах Причерноморья это не кубики, что было бы банально, а октаэдры с притупленным срединным ребром. Получается четыре гнутых грани – чатурашра. В Индии до сих пор именно такие применяются в игре чаупар. По знакам восстанавливаются правила игры, совпадающие с индийскими.
Павитри и граваны.
В катакомбных погребениях есть прототипы культовых вещей индоариев – цедилок павитри (глиняные воронки) и пестов (граваны) для выдавливания сока из сомы – пестов фигурно оформленных и тщательно зашлифованных.
Капалы
С помощью Тонояна-Беляева я обнаружил в списке ритуальных предметов индоариев Черной Яджурведы капалы – жертвенные тарелочки из черепков, отбитых стенок глиняных сосудов. Это хорошие соответствия «жаровням» катакомбных погребений – отбитым стенкам сосудов, заполненным краской и угольками. Больше нигде в подобных масштабах таких нет.
Курильницы-кормушки
Типичным предметом катакомбных погребений являются «курильницы» — чаши с отделением внутри, на четырех ножках или на четырехлепестковом поддоне. В культуре Заман-баба эти курильницы приобрели вид четырехугольных сосудов. Узбекский археолог Аскаров нашел аналогии им в живом быту Узбекистана и Индии, где это двучастные кормушки и поилки для птиц, в которых видят души покойников. Клейн построил типологию родственных сосудов Европы и нашел подтверждение этому толкованию в керносах Кипра, где на бортике помещены фигурки птиц.
Культовые очаги
В Средней Азии (на пути в Индию) расположены культуры с катакомбами – Заман-баба (вдобавок и с курильницами), бишкентская и вахшская. В бишкентской есть очень специфичные для индоариев ритуальные очаги из камней – круглый (гархапатья), четырехугольный (ахавания) и полумесячный (дакшинагни), а также каменные вымостки в виде свастики. Всё в одном и том же могильнике. И там же сахамарана – в типичных позах. Обращаю Ваше внимание, что всё это не в Индии, а далеко на севере.
Если верны предположения генетиков, что ямная культура дала начало всем индоевропейцам Европы, то она не может быть культурой одних лишь ариев.
Общие корни Индии и Древней Руси
Уже известно, что ведическая традиция является общей для Древней Руси и для Древней Индии. Исследователи находят очень много параллелей, очень много интересных вещей в культуре, философии. Но на Руси из этой древневедической культуры очень многое было утрачено, названо язычеством, определено как неправильное, уничтожено. А в Индии — уцелело.
В последние годы у нас в стране вспыхнул интерес к истории наших предков, славян, их верованиям и культуре. Появилось много публикаций. Многие пытаются провести языковые и культурные параллели с Индией и выяснить, кто на кого повлиял. Действительно, схожих моментов очень много. Из всей обширной семьи индоевропейских языков наиболее близки друг другу – это русский язык и санскрит, язык Древней Индии. А также наблюдается удивительное сходство дохристианских культов славян с религией древних ариев – индуизмом.
И те, и другие называют книги знаний Ведами. Веды – это просто «знание», отсюда происходят такие слова, как «ведать» — «знать» и «невежество» — соответственно, «отсутствие знания». Это слово очень прочно вошло в наш обиход как составная часть таких слов как «правоведение», «товароведение» и так далее. И также мы знаем, что «веди» — это третья буква русского алфавита: «аз, буки, веди…». Любопытно, что даже национальная валюта двух стран похоже называется: у нас рубли, у них — рупии
Источники
С индийской стороны были такие книги, как:
С русской стороны существуют такие источники, как:
Индийский ученый, доктор Гангадхар Тилак в своей работе «Арктическая родина в Ведах» приводит цитаты из древнейшего источника (Риг-веды), гласящие о том, что «созвездие «Семи великих мудрецов» (Большая медведица) находится прямо у нас над головой». Если человек находится в Индии, то, согласно астрономии, Большая Медведица будет видна лишь над горизонтом. Единственное место, где она находится прямо над головой — это местность за полярным кругом. Значит, персонажи «Риг-веды» жили на севере? Трудно себе представить индийских мудрецов, сидящими посреди сугробов на Крайнем Севере, но если поднять затонувшие острова и изменить биосферу, тогда описания «Риг-веды» обретают смысл. Вероятно, в те времена Веды и ведическая культура были достоянием не только Индии, но многих народов.
По мнению некоторых филологов, от санскритского названия горы Меру (находившейся в центре Гипербореи) происходит русское слово Мир с тремя основными смыслами — Вселенная, люди, гармония. Это очень похоже на правду, т.к. согласно индийской космологии гора Меру на метафизическом плане бытия пронизывает полюса Земли и является незримой осью, вокруг которой вращается мир людей, хотя физически эта гора (она же Олимп) сейчас не проявлена.
Почему звались славяне
Итак, перекрестный анализ разных культур говорит о существовании в недалеком прошлом высокоразвитой цивилизации на севере, которая исчезла при неясных обстоятельствах. Населяли эту землю те, кто славили Богов (вселенскую иерархию) и потому назывались славянами. Одним из своих предков они считали Бога солнца (Яро, Ярило) и потому были Яро-славами. Другой часто встречающийся термин в связи с древними славянами — это Арий. Слово Арий на санскрите означает:
2. «Знающий высшие ценности жизни».
Обычно им называли высшие сословия ведического общества в древней Индии. Каким образом этот термин перекочевал к славянам не совсем ясно, но некоторые исследователи усматривают связь этого слова с именем божественного прародителя славян — Яра.
В «Книге Велеса» говорится о том, что именно Яр после резкого похолодания вывел уцелевшие племена славян с Крайнего Севера в район современного Урала, откуда они потом пошли на юг и дошли до Пенжи (штат Пенджаб в современной Индии). Оттуда их позже вывел на территорию восточной Европы индийский полководец Яруна. В древнеиндийском эпосе «Махабхарата» этот сюжет тоже упоминается и Яруна назван своим индийским именем — Арджуна. Кстати, Арджуна буквально означает «Серебряный, светлый» и перекликается с латинским Argentum (Cеребро). Возможно, что еще одно толкование слова Арий как «белый человек» тоже восходит к этому корню Ар (Яр). На этом я закончу краткий экскурс в исторические параллели. Для тех, кто интересуется этой темой более подробно, я рекомендую обратиться к книгам В.Н. Демина «Загадки русского севера», Н.Р. Гусевой «Русские сквозь тысячелетия» (Арктическая теория), «Книга Велеса» с переводом и пояснениями А.И. Асова.
Древние божества
Теперь мы поговорим о философских и культурных сходствах. Как известно, все древние культуры были основаны на понимании того, что человек зависим от внешних сил, которые имеют свои персонификации (Божества). Ритуальная культура состоит из определенных церемоний, которые связывают просящего с источником той или иной энергии (дождь, ветер, тепло и т.д.). У всех народов есть понятие о том, что эти Божества, хотя и находятся в высших регионах космоса, благодаря своему могуществу способны слышать просьбы человека и реагировать на них. Ниже я приведу таблицу соответствия имен Божеств, которым поклонялись на Руси и в Индии.
Древняя Русь | Индия | Функции Божества |
Триг — Глав (Три главных Божества); Вышний (Вышень), Сварог (кто «сварганил» мир), Сива | Три-мурти; Вишну, Брахма (Ишварог), Шива | Вишну — поддержание Брахма — творение Шива — разрушение |
Индра (Даждьбог) | Индра | Дождь |
Огнебог | Агни | Энергия огня |
Мара (Яма) | Мара (Яма) | Смерть (У Мары = умер) |
Варуна | Варуна | Покровитель вод |
Крышень | Кришна | Мудрость и любовь |
Рада | Радха | Богиня любви |
Сурья | Сурья | Солнце |
Я привел только те имена, в которых наблюдается полное или частичное соответствие, но есть также много различных имен и функций. После такого (хотя и не полного) списка Божеств, естественно возникает идея о язычестве древних верований Руси и Индии.
Однако это поспешный и поверхностный вывод. Несмотря на такое обилие Божеств, есть четкая иерархия, которая выстраивается в пирамиду власти, на вершине которой находится высший источник всего (Вышний или Вишну). Остальные просто представляют Его власть как министры и заместители.
Президент, будучи в единственном числе, представлен через разветвленную систему. В «Книге Велеса» об этом сказано так: «Есть заблуждающиеся, которые пересчитывают Богов, тем разделяя Сваргу (Высший мир). Но разве Вышень, Сварог и иные — суть множество? Ведь Бог и един и множествен. И пусть никто не разделяет того множества и не говорит, что мы имеем многих Богов». (Крыница, 9). Язычество на Руси тоже было, но позже, когда забыли Вышнего и представления об иерархии нарушились.
Также наши предки верили в то, что реальность разделена на три уровня Правь, Явь и Навь.
В индийских Ведах тоже говорится о существовании трех миров:
Такое сходное понимание мира дает и сходную мотивацию в жизни — необходимо стремиться в мир Прави или благости. А для того чтобы попасть в мир Прави, нужно все делать правильно, то есть по закону Бога. От корня Правь происходят такие слова, как Прав-да (то, что дает Правь), У-прав-ление, Ис-прав-ление, Правительство. То есть, смысл в том, что в основе настоящего управления должно лежать понятие о Прави (Высшей реальности) и настоящее управление должно духовно возвышать тех, кто следует за правителем, ведущим своих подопечных стезей Прави.
Следующее сходство в духовной сфере — это признание присутствия Бога в сердце. В славянской мысли это понимание дается через слово «совесть». Буквально «Со-весть» означает «согласно вести, с вестью». «Весть» — это послание или Веда. Жизнь в соответствии с Вестью (Ведой), исходящей из Бога в сердце как Его информационное поле, это и есть «совесть». Когда человек вступает в конфликт с неписанными законами, исходящими от Бога, он конфликтует с Богом и сам же страдает от дисгармонии в сердце.
Общеизвестно, что индийские Веды провозглашают вечную природу души, которая может существовать в разных телах, как высших, так и низших. В древне-русском источнике «Велесова книга» (далее ВК) тоже говорится о том, что души праведников после смерти идут на Сваргу (Высший мир), где Перуница (жена Перуна) поила их живой водой — амрита, и они остаются в небесном царстве Перуна (Яра — праотца Ариев). Тем же, кто пренебрегает своим долгом, уготована судьба в низших формах жизни. Как говорит сам Перун в ВК: «Станете смрадными поросятами».
В традиционном индийском обществе, встречаясь, люди приветствовали друга, вспоминая Бога. Например, «Ом Намо Нараяная» («Слава Всевышнему»). Весьма любопытны в связи с этим воспоминания Юрия Миролюбова, родившегося в конце XIX века в одной из деревень Ростовской области на юге России. Бабушка Миролюбова была строгой последовательницей древней славянской культуры, и от нее он узнал многое о традициях предков. Кроме того, сам он очень долго изучал древний славянский фольклор и занимался сравнительным анализом культур Руси и Индии. Плодом этих исследований стала двухтомная монография «Сакральное Руси». Так вот, по словам Ю. Миролюбова, еще в начале ХХ века в деревне, где он жил, люди приветствовали друг друга такими словами: «Слава Вышнему! Слава Крышнему! Слава Яро! Слава Коляде!»
В обеих традициях говорится о божественном происхождении пищи. На Руси эта связь была видна в такой цепочки понятий как Хлеб-Сноп-Сварог. Сварог (тот, кто сварганил мир) дает семя, из которого растут травы и злаки. Обмолоченные злаки, связывали в снопы, а из зерна пекли хлеб. Первый каравай из нового урожая предлагали снопу как символическому образу Сварога и потом этот освященный каравай раздавали всем по кусочку как причастие. Отсюда такое трепетное отношение к хлебу как к божьему дару.
В индийском источнике «Бхагавад-Гита» (3.14-15) тоже говорится, что «Все живые существа питаются злаками, растущими из земли, питаемой дождями. Дожди рождаются из совершения ритуалов, а ритуалы изложены в Ведах. Веды же являются дыханием Всевышнего». Таким образом, человек зависит от Бога даже в вопросах питания.
Кстати, как в Индии, так и на Руси перед едой пищу полагалось освящать. Это своего рода выражение благодарности Богу за поддержку. И эти подношения или жертвы были строго вегетарианскими, бескровными. Вот что сказано в главе «Трояновы века» в ВК: «Боги Русские не берут жертв людских, ни животных, только плоды, овощи, цветы и зерна, молоко, питную сурью (квас) и мед, и никогда живую птицу, рыбу. Это Варяги и Эллины дают Богам жертву иную и страшную — человеческую». То есть на Руси было ограничение на потребление мяса, как и в Индии. В «Бхагавад-Гите» (9.26) Кришна также говорит исключительно о вегетарианских подношениях: «Предложи Мне листок, цветок, плод или воду с любовью и преданностью и Я приму это». И в Индии и на Руси было принято поклонение солнцу трижды в день — на восходе, в полдень и на закате. В Индии брахманы — священники — до сих пор делают это, читая особую мантру Гаятри. В русском языке от имени Бога солнца — Сурья сейчас осталось лишь название краски солнечного цвета — сурик. Также раньше на Руси квас назывался сурица, потому что его настаивали на солнце.
Все мы помним из русских сказок «тридевятое царство», но кто знает, что это за необычное определение? Индийские Веды дают пояснение этому термину. По индийской астрологии, кроме 12-ти основных знаков Зодиака есть еще более удаленный от земли пояс из 27-ми созвездий. Эти 27 созвездий разбиты на 3 группы по 9 в каждой. Первая группа относится к «божественным», вторая — к «человеческим» и третья — к «демоническим». В зависимости от того, в каком из этих созвездий была луна в момент рождения человека, определяется общая ориентация человека в жизни — стремится ли он к возвышенным целям, более приземлен или склонен к разрушению. Но сам образ «тридевятого (3 х 9) царства» служит либо метафорой, указывающей на далекие земли, либо прямо говорит о межзвездных путешествиях, которые описаны в индийских Ведах как реальная возможность для человека тех времен. Кстати, в обеих традициях Млечный Путь считается путем на высшую планету этого мира, где находится творец этого космоса Брахма (Сварог). А Полярная Звезда считалась и в Индии и на Руси «Троном Всевышнего». Это своего рода посольство Духовного Мира в нашей вселенной. Действительно, положение Полярной Звезды необычно. Это единственное неподвижное светило и потому навигаторы ориентируются именно по нему.
Известные по русским сказкам змеи-горынычи тоже находят свое объяснение в индийских Ведах. Там описаны многоглавые огнедышащие змеи, которые живут на низших планетах космоса. Наличие этих персонажей в древних славянских сказках указывает на то, что наши предки имели доступ к более далеким сферам, чем мы сейчас.
Следующая параллель может немного шокировать. Это символ свастики. В сознании современного западного человека этот символ неизбежно связан с фашизмом. Однако еще менее ста лет назад свастика находилась на денежных купюрах России и на знаках воинского отличия! Это значит, что этот символ считался благоприятным. На государственных денежных знаках не будут печатать что попало. Нарукавные эмблемы бойцов Красной Армии Юго-восточного фронта с 1918 г. украшала свастика с аббревиатурой РСФСР. Этот символ часто встречается в древних славянских орнаментах, украшавших жилище и одежду.
Найденный археологами в 1986 году на Южном Урале древний город Аркаим тоже имеет структуру свастики. В переводе с санскрита «свастика» буквально означает «символ чистого бытия и благополучия». В Индии, Тибете и Китае знаки свастики украшают купола и ворота храмов. Дело в том, что свастика — это объективный символ и архетип свастики воспроизводится на всех уровнях мироздания. Подтверждение тому — наблюдения за миграцией клеток и клеточных пластов, в ходе которых зафиксированы структуры микромира, имеющие форму свастики. Ту же структуру имеет и наша галактика — Млечный путь. Гитлер надеялся, что свастика принесет удачу и ему, но поскольку в своих деяниях он двигался явно не в сторону Прави (правостороннее направление свастики), то это привело его только к саморазрушению.
Удивительно, но даже специфическое знание о тонких энергетических центрах нашего тела — чакрах, которое содержится в индийской «Йога Патанджали Сутре», было известно на Руси. Эти семь чакр, которые имеют свои грубые воплощения в форме желез эндокринной системы, являются своего рода «пуговицами», на которые тонкое тело «пристегнуто» к физическому. Естественно, на Руси они назывались более привычными для нас словами: зарод, живот, яро (солнечное сплетение), сердце, горло, чело и родник.
Похожим в обеих традициях было и исчисление времени. Во-первых, год начинался, как и полагается, весной (март-апрель), что соответствует прохождению солнца через первый знак Зодиака — Овен и знаменует пробуждение природы после зимы. Даже современные названия некоторых месяцев в буквальном переводе отражают прежний порядок. Например, September происходит от санскритского Сапта — семь. То есть, сентябрь раньше считался седьмым месяцем. October (окто — восемь). November (cанскритское Нава — девять). December (санскритское Даса — десять). Действительно, декада — это десять. Тогда декабрь — это десятый месяц, а не двенадцатый. Во-вторых, и в Индии и на Руси существовало шесть времен года по два месяца, а не четыре по три. В этом есть своя логика. Ведь хотя март и май считаются весной, они весьма отличаются и более детальная разбивка года на шесть сезонов точнее отражает действительность.
Течение времени считалось цикличным, а не линейным, как сейчас. Самым долгим циклом в Индии считался день Брахмы — Творца (4млрд.320 млн.лет), который на Руси назывался днем Сварога. Конечно, такой длительный цикл трудно проследить, но учитывая, что принципы макрокосмоса и микрокосмоса — общие, мы можем наблюдать цикличное течение времени в более мелких масштабах (сутки, год, 12-летние и 60-летние циклы) и потом экстраполировать это правило на саму идею вечного времени. Не зря образ времени в разных традициях представлен в виде колеса, змеи, кусающей себя за хвост или в виде банального циферблата. Все эти образы подчеркивают идею цикличности. Просто в больших масштабах часть окружности вполне может показаться прямой линией и потому близорукие современные люди вполне довольны ограниченной линейной концепцией течения времени.
Что касается письменности, то до кириллицы письменность на Руси очень напоминала индийский алфавит. Как говорила бабушка Ю. Миролюбова, «сначала рисовали Богову черту, а под ней крюки лепили». Именно так выглядит письменный санскрит. Идея такова: Бог — это высший предел, а все, что мы делаем, находится под Богом.
Цифры, которыми мы пользуемся сейчас и называем арабскими, были взяты арабами в Индии, в чем можно легко убедиться, посмотрев нумерацию древних ведических текстов.
А вот примеры лексического сходства санскрита и русского языка: Бхога — Бог; Матри — Матерь; Пати — Батя (Отец); Братри — Брат; Джива — Живой; Двара — Дверь; Суха — Сухой; Хима — Зима; Снеха — Снег; Васанта — Весна; Плава — Плавать; Прия — Приятный; Нава — Новый; Света — Свет; Тама — Тьма; Сканда (бог войны) — Скандал; Свакар — Свекр; Дада — Дядя; Дура — Дурак; Вак — Вякать (говорить); Адха — Ад; Радха — Радость; Буддха — Будить; Мадху — Мёд; Мадхуведа — Медведь (ведающий мёд).
Интересно и обилие географических названий (топонимов) санскритского происхождения на территории Руси. Например, реки Ганга и Падма в Архангельской области, Мокша и Кама в Мордовии. Притоками Камы являются Кришнева и Харева. Индра — озеро в Екатеринбургской области. Сома — река возле Вятки. Майа — город возле Якутска и т.д.
Итак, исторические, культурные и языковые связи Руси и Индии очевидны, но типичная ошибка — это искать, кто на кого повлиял. Русские шовинисты на волне интереса к этой теме проталкивают идею о том, что арии принесли Веды в дикую Индию с территории Руси. Исторически эти спекуляции легко опровергаются, да и ученики в этом случае оказались талантливее учителей, т.к. в Индии эта культура сохранилась лучше, чем у нас. Ведическая культура существует в Индии с глубокой древности, о чем свидетельствуют раскопки города Мохенджо-Даро в долине реки Инд. Легче понять связь двух культур через принятие единой духовной прото-культуры, из которой черпали знание обе цивилизации.
Несмотря на промежуточную неясность истории вследствие катаклизмов и миграций, изначальное происхождение человека и цивилизации известно — духовная реальность. Именно поэтому мы инстинктивно стремимся вверх, к своим истокам. Веды говорят о существовании высшего, идеального мира, который проецируется на материальную природу, как луна отражается в реке, но этот идеальный образ искажается под воздействием ряби и волн (течения времени). С начала творения существовала единая цивилизация с единой культурой и языком (все были едино-гласны). Под воздействием всеобщего закона энтропии сознание стало сужаться, культура стала упрощаться, появились разно-гласия (разные языки) и сейчас мы с трудом находим лишь остатки былой общности.