у какого народа нет отчества
Почему в Европе не используют отчество, а в России оно есть у всех и что такое матчество
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Однако в данном вопросе речь идет не только об удобстве обращения к тому или иному человеку, ведь имя (в широком смысле этого слова) – это самое личное, что есть у человека, то что с ним всю жизнь. Именно от имени зависит самоидентификация и определение своей роли в обществе.
При этом, определяя какие-то нормативы относительно имени, государство вкладывает определенные традиции, догмы и ценности. Немудрено, что в разных странах составляют индивидуальное имя, основываясь на разных принципах. И роль государства в этом, бесспорно, высока.
Откуда в России появились отчества и для чего?
Большинство историков и других специалистов склоняются к мнению о том, что в России, имеющей исключительно патриархальные корни, отчество появилась как еще одна дань уважения к отцу, главе семейства. Отчество выражало связь детей с отцом, их принадлежность к его родовой линии. Являлось некой основой, их фундаментом, опираясь на который они могли расти дальше. Фактически именно с таким ощущением и жило большинство.
Первое упоминания об отчестве встречается в летописях 945 года, правда тогда оно буквально обозначало «Алексей сын Василия» и использовалась не повсеместно, скорее в исключительных случаях. С окончанием «-вич» могли позволить себе отчества только князи и другая знать (например, князь Ярополк Святославич). Остальные люди так называться не могли, да и незачем им было подчеркивать связь с простолюдином, то ли дело, когда отец сам князь Святослав.
Так было начиная с 15 века, причем даже среди знати такое именование было признаком особого привилегированного положения, и лично определялось царем. Так, например, братья купцы Строгановы, несмотря на то, что не являлись представителям знати, носили отчество Иоанникиевича. Столь широкий жест в их сторону был сделан за то, что они помогли присоединить Урал и Сибирь (весьма равнозначный ответ, стоит заметить).
С тех пор и пошло, что у холопов отчества не было, знатные люди имели отчество, но без окончания «вич». Например, Иван Осипов Петров. Если же отчество оканчивалось на «ич», то это было знаком особенной привилегированности. В конце концов, это окончание стало чем-то вроде приставки как «де» у французов или «Ван» у голландцев.
Обязательным для всех отчества сделал Петр Первый, вне зависимости от происхождения, в документах должно было фигурировать имя отца. Стоит ли говорить, что все с охотой стали указывать отчества, чувствуя при этом, что приобщаются к чему-то более возвышенному и доселе недоступному. Екатерина Вторая сделал отчества законодательно обоснованными, но при этом же она поделила по ранговой принадлежности и отчества. К тем, кто относился к первым пяти рангам, нужно было обращаться по имени-отчеству с окончанием на «вич», представители с пятого по восьмой ранг назывались по отчеству, но без этого окончания, все же остальные назывались только по имени.
Тем не менее, в 19 веке все обращались к друг другу используя ту форму отчества, к которой мы привыкли сейчас, ограничения же касались только упоминаний в документах и других канцеляризмах. Тогда же вошло в обиход обращение только по отчеству, как подчеркнуто уважительное, но при этом и свойское. Много примеров этому в русской классической литературе.
Как обозначают имена в Европе?
В Исландии используются отчества. Имя и отчество, а вот с фамилиями дело обстоит сложнее. Они есть в среднем у каждого десятого гражданина и то, чаще всего они получили фамилию заграницей. Все списки, к примеру, в алфавитном порядке, составляются исходя из первой буквы имени. Это порождает ряд трудностей, поскольку идентифицировать членов одной семьи исходя лишь из имени не получится.
Британцы и вовсе проще относятся к имени своих граждан. Родитель может зарегистрировать своего ребенка под каким угодно именем и фамилией. Никто не будет выяснять имеете ли вы право их носить. Разве что уточнят как их правильно написать.
Но это у британцев, в ряде стран существуют запреты даже на то, каким именем можно называть детей, а какими – нет. Так, в Германии нельзя называть детей словами, которые обозначают предметы или того хуже продукты питания. Еще в Германии нельзя менять имя или фамилию. В Дании, Швеции и Исландии и вовсе существует свой комитет, определяющий списки имен, доступных для использования – наречения детей.
Для большинства стран мира использование имени и фамилии вполне достаточно для того чтобы обозначить человека как индивидуальную личность и его принадлежность к определенному роду, династии, фамилии. И никаких особых выделений матери или отца в имени ребенка, как это происходит в России из века в век.
Исчезнет ли отчество в России и чем это может грозить?
Филологи уверены, что российская трехименная система имен людей в масштабном смысле этого слова совершенно особенная. Это не просто дань уважения к своему роду, но и уважение к другим, обращаясь по имени-отчеству, то есть определяя в обращении имя того, кто дал жизнь, собеседник как бы подчеркивает значимость человека.
Нередко к человеку обращаются по батюшке во время шутливого разговора, даются выдуманные отчества для иностранцев, причем шутки такого характера могут проскальзывать в передачах. Если обратиться к классической литературе, то это окажется давней традицией. Герцен Жан Батиста Боке называл в письмах Иваном Батистовичем, у Тургенева в «Дворянском гнезде» встречается Христофор Федорович, который вообще-то Христофор Теодор Готлиб Лемм.
Подобная шутливая фольклоризация зарубежных имен, живущая и по сей день, лишь подчеркивает, национальную особенность трехименной системы. Нередко отчество оставляют, когда обращаются к человеку в уменьшительно-ласкательно форме. Любонька Николаевна, Андрюша Петрович – звучит неоднозначно и очень колоритно.
Отчество, особенно если знать историю его возникновения, было призвано дистанцировать его обладателя со всеми остальными, именно поэтому в деловой речи принята такая форма обращения. Однако на работе, где большинство взрослых так и остаются Иван Петровичам и Екатеринами Евгеньевнами, часто завязываются теплые дружеские отношения, дистанция стремительно сокращается, а привычка обозначать друг друга именем-отчеством, остается.
Однако именно патриархально настроенная система губительно действует на институт отчества в России. Несмотря на то, что оно есть у всех с рождения, добавлять его к имени начинают лишь с возрастом, после того как человек завоюет некий авторитет. Если исключить определенные профессии, то чаще всего молодой специалист вливается в коллектив, имея только имя, сам же обращается ко всем по имени-отчеству.
Такая система сохраняется и абстрактному «Андрею», вовсе не хочется становиться «Андрей Васильевичем» и походить на пузатого дядьку в возрасте – начальника соседнего отдела. Воспринимая отчество как груз прожитых лет, большинство молодых (и не очень) людей, намеренно просят обращаться к ним исключительно по имени. Потому совсем не исключено, что в ближайшем будущем необходимость в отчестве отпадет, но, конечно же, речь не идет о том, чтобы оно перестало использоваться в официальных документах. Все-таки, чем сложнее структура имени, тем оно индивидуальнее, информативнее и полезнее.
Что такое матчество и кому оно нужно?
Предположим некий Виталий, клялся в любви некой Ольге, просил родить совместного ребенка. Ольга же, вроде бы и воспылав чувствами в ответ, мечтающая о семье, быстро произвела на свет наследника. Тогда-то молодой папаша и решил, что друзья и выпивка ему важнее, а ребенок сам как-нибудь вырастет. И вообще, на что ему мать?
История казалась бы странной, если бы не была банальной. На сегодняшний день сумма долгов по алиментам в России составляет 152 млрд рублей, подавляющая часть из которых накоплена нерадивыми отцами. Так должен ли совместный ребенок абстрактного Виталия и Ольги носить отчество «Витальевич» в знак того, что он потомок этого доблестного мужа? В то время как Ольга работает на двух работах одна, чтобы вырастить ребенка в одиночку и ничем его не обделить.
Огромное количество таких «Ольг» решили, что подобное положение вещей совершенно несправедливо и имя отца, участвовавшего только в зачатии ребенка, никак не должно быть отражено в его отчестве.
Статья 58 Семейного кодекса гласит, что отчество дается по имени отца. Правда, субъектам оставили право использовать иные варианты, например, исходя из национальных обычаев. Несмотря на это, в России нет даже понятия «матчество», часть имени, образованная от имени родителя всегда называется отчеством. Тем не менее, в России уже есть попытки указать имя матери в этой графе свидетельства о рождении. Правда, чиновники не регистрируют такие варианты.
Стоит ли говорить, что такая инициатива была подхвачена не только ярыми феминистками, но и многими женщинами, которые считают справедливым присутствие собственного имени в отчестве ребенка?
Иначе матчества именуют матронимами и общество реагирует на такое новшество весьма неоднозначно. И если женщины подходят к такому пусть и с осторожностью, но зачастую с пониманием, то вот мужчины чувствуют себя глубоко оскорбленными, особенно те, кто и дальше надеялся гордо носить звание отца, не прикладывая в связи с этим никаких усилий.
Однако есть и другая сторона вопроса, если даже такое явление приживется, то каково в дальнейшем будет человеку с матронимом? Сможет ли Петр Светланович руководить заводом или хотя бы бригадой рабочих? Не пронесет ли через года обиды матери на мужчин и сможет ли снять с себя ярлык «безотцовщины», ведь сколько столетий должно пройти для того, чтобы общество стало реагировать на матчества как на само собой разумеющееся явление?
К тому же это явление совсем молодое и о каких-то результатах можно будет говорить как минимум через добрый десяток лет, когда Светлановичи и Еленовичи несколько подрастут. Кстати, та же 58 статья говорит о том, что любой, достигший совершеннолетия может поменять свое отчество на любое другое.
И именно этим законом пользуются другие женщины, которые выросли без отцов и не планируют дальше носить их имена в качестве отчеств. Так, уже есть прецеденты, когда взрослая женщина поменяла отчество с Александровны на Анновну. Создана петиция, которая требует закрепить матронимы на законодательном уровне, кстати, у нее пока больше противников, нежели сторонников.
Кстати, матринимы не такое уж и новое явление в истории России, скорее, хорошо забытое старое. Еще на Руси некоторые дети получали не патронимы, а матронимы, чаще всего это означало, что малыш – «половинчатый», «боровичок», а проще говоря, незаконнорожденный. Он не получал отчества потому что не имел на него права, поскольку «рожден во грехе». И если тогда ребенка лишали отчества в наказание за проступок родителей, то сейчас виноват лишь один мужчина и это он оказывается недостойным того, чтобы его имя включалось в отчество. Эдак повернулось представление о семейных ценностях за несколько столетий!
Впрочем, некоторые дети получали имена матерей, даже если были рождены в результате законного брака, так происходило, если род женщины был гораздо более именитым, либо было нужно передать наследные права. Иногда детей переводили на матронимы, если оказывалось, что их отчество обесславлено дурными поступками отца. Так пытались защитить новое поколение.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
У каких народов России нет отчества
Отчество – это та составляющая родового имени, которая приписывается ребёнку по имени его отца. Существуют народы, присваивающие в качестве патронима производные от имён дедушек и прадедушек, но вместе с тем есть этносы, в чьей антропонимической системе вообще отсутствует отчество. До 1932 года в СССР было немало народов, чья полная именная формула состояла не из трёх, а из двух элементов, но в результате трудоёмкой работы она подверглась инновационной стандартизации.
Эскимосы
Дмитрий Опарин в работе «Современные ономастические представления азиатских эскимосов» писал, что у представителей данного этноса до 1930-х годов не существовало отчеств.
Когда советская власть решила идентифицировать всех людей в стране по имени, отчеству и фамилии, эскимосам стали придумывать два недостающих звена именной цепочки.
Превратив, полученные при рождении национальные имена в фамилии, бюрократы стали раздавать эскимосам распространённые среди русских славянские, европейские и семитские имена, ставшие их личными антропонимами.
Отчества на первоначальном этапе решено было давать лишь тем немногим эскимосам, кто оставлял родной край с его традиционным образом жизни и вовлекался в советскую структуру с её требованием обращения друг к другу с использованием имени и отчества.
Так произошло с первой эскимосской девушкой, получившей среднее и высшее образование. У родившейся в 1934 году Айнаны в паспорте в графе «Отчество» значилась надпись «Безотчества». Пойдя в школу, она по воле учительницы стала Людмилой Айнана, а окончив Ленинградский педагогический институт, она была вынуждена обзавестись отчеством, остановив выбор на «Ивановна».
Так простая эскимоска Айнана превратилась для студентов, академического сообщества и незнакомых людей в Людмилу Ивановну Айнана.
Однако в обычной жизни, в кругу близких и родных председатель общества эскимосов Чукотки «Юпик» и автор учебников на эскимосском языке предпочитает зваться полученным при рождении именем Айнана.
Нанайцы
Не удастся обнаружить отчества и у престарелых представителей нанайского народа. Эти старожилы Хабаровского края на протяжении многих веков не видели надобности в таких идентификаторах как фамилия и отчество, прекрасно обходясь лишь личными именами.
В 1897 году в ходе Всероссийской переписи населения нанайцам были присвоены фамилии, а в период паспортизации 30-х годов XX века у некоторых из них появились и отчества.
В число тех, чья именная формула стала трехчленной, попали те, чьи отцы имели русские имена. Но позднее, отчества стали давать и тем, у кого родитель был носителем национального нанайского имени.
Однако эти нововведения никак не сказались на общении внутри нанайского сообщества, где, как и прежде, продолжают называть друг друга только по личным именам.
Тувинцы
В советскую эпоху фамилии и отчества появились и у тувинцев. До этого имя отца для них не имело никакого значения. Для персонификации людей с одинаковыми личными именами они использовали место его рождения или жительства. При знакомстве и в общении тувинцы пользовались лишь личным именем, а имя отца знал лишь ограниченный круг близких и родственников.
В наши дни при проставлении отчества в свидетельстве о рождении учитывается происхождение имени отца. Если оно имеет тувинские, тибетские, монгольские или санскритские корни, то по желанию родителей к имени отцу прибавляются слова «оглу» (сын) или «кызы» (дочь). В случае, если имя отца русское или иностранное, то отчество даётся по всем канонам орфографии русского языка.
Калмыки
Калмыки тоже стали обладателями отчеств только в 30-х годах XX века. До той поры их антропонимы состояли из личного имени и наследственной фамилии. После внедрения паспортов жителям Калмыкии начали образовывать патроним по примеру русской именной формы. Калмыки, проживавшие на Дону, предпочитали прибавлять к имени отца специальные суффиксы – инович и –иновна, в то время как основная часть этого народа использовала суффиксы –евич и –евна.
Примечательно, что женские и мужские отчества, которые образовываются от традиционных калмыцких имён, в русском языке склоняются по правилам русского языка, а в калмыцком – по нормам калмыцкой грамматики.
До введения отчеств местные жители для обращения к незнакомому лицу использовали в зависимости от возраста собеседника, их взаимоотношений и конкретной ситуации разные термины.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Зашел как то разговор про отчества и высказали такую мысль, что мол они есть только у нас и у некоторых других похожих славянских народов. Подумал и я действительно, ну украинцы, белорусы и т.д. Может еще словаки какие нибудь, больше на память ничего не приходило. А где еще в мире встретишь Имя, Фамилию и Отчество? Вы вот вспомните?
Вообще в дофамильный период именование по имени и отчеству служило целям более точной идентификации человека, то есть выполняло ту же социальную функцию, что и современные фамилии.
Употребление отчеств в том или ином виде свойственно многим культурам, но наиболее характерны среди тех народов, у которых фамилии появились совсем недавно, либо вообще отсутствуют как класс. На сегодня широкое распространение они получили в арабском, исландском, монгольском, восточнославянских и болгарском языках.
У греков, как у древних, так и у современных, отчество представляет собой имя отца в родительном падеже. У древних греков в повседневной жизни употреблялось только индивидуальное имя, но для официальных документов использовалось и отчество. Так, полное имя Демосфена — Демосфе́нес Демосфе́нус Пэаниэ́ус, то есть Демосфен сын Демосфена из филы Пэания.
У современных греков, как и у древних греков, отчество находится между именем и фамилией. В Греции замужняя женщина меняет отчество на отчество мужа. У советских греков отчества были по тому же принципу, что и у болгар. Например, Александр Никос Кандараки. В отдельных местностях Греции имя и отчество произносят слитно. Например, литературное имя Георгиос Константину Пападас в бытовой сфере звучит как Гиоргос Коста Пападас, а имя и отчество в слитном произношении как Гиоргокоста.
В нормандском языке использовались отчества в форме fils de Gérald («сын Джеральда»). От этой формы произошли многие современные английские фамилии, начинающиеся на fitz.
В арабском языке для обозначения отчества у мужчин используется частица ибн, означающая дословно сын (ибн Мухаммад = сын Мухаммада). У женщин отчество используется гораздо реже, в этом случае перед именем отца ставится частица бинт, буквально дочь.
Тот же принцип использовался и другими семитскими народами. Например, у евреев отчество образовывалось при помощи частицы бен или бар, что в переводе соответственно с иврита и арамейского также означает сын. Например, Шломо бен Давид — Шломо (Соломон) сын Давида, Шимон бар Йохай — Шимон сын Йохая.
В повседневном общении армянские отчества обычно не употребляются.
В древнескандинавском языке и его живущем наследнике — исландском языке люди по традиции не носят фамилий, их место занимают отчества. Исландский закон прямо запрещает брать фамилии: «Никто не должен брать себе фамилию в нашей стране».
Изредка встречается конструкция из двух отчеств, образованных от имени отца и имени деда (причём второе отчество выступает в родительном падеже), например Йоун Тоурссон Бьярнарсонар (Jón Þórsson Bjarnarsonar) — букв. Йоун, сын Тоура, сына Бьярни.
Учитывая, что население Исландии довольно малочисленное, и даже существует специальный сайт, где рекомендуется проверить, не является ли тот или иной объект отношений вашим каким-нибудь внезапным родственником. Т.е. вероятно, что если б там существовали фамилии, то разнообразием они б не отличались.
У вайнахов (чеченцев и ингушей) отчество предшествует имени — Хьамидан Ваха, Ваха Хамидович — так звучало бы на русском языке.
Тюркские отчества образуются с помощью слов оглы (улы, уулу) для сыновей и кызы (гызы) для дочерей (слова сын и дочь в притяжательной форме 3 лица единственного числа). Например, дети азербайджанца Салима по имени Мамед и Лейла будут зваться Мамед Салим-оглы и Лейла Салим-кызы.
У лиц незнатного происхождения фамилия могла отсутствовать, и в таких случаях отчество частично играло роль фамилии и позволяло различать людей. Так, у известного мореплавателя Виллема Баренца фамилии не было, Баренц (Barents, Barentsz) или Баренцзон (Barentszoon) — отчество, означавшее сын Барента.
Со временем, когда всё население Голландии приобрело фамилии, отчества практически вышли из употребления.
Некоторые сторонники не отчества, а матчества.
Но мне кажется все эти примеры не совсем те отчества, которые есть в России. Это либо не употребляющиеся конструкции, либо совсем не полноценные приставки. Ну где вы еще услышите Иванов Иван Иванович и Сидоров Алексей Петрович, причем в обязательном порядке.
Русские отчества начали употребляться весьма рано; первое упоминание об этом относится к 945 году. Однако до XIII века частота употребления отчеств была невысокой.
Отчества подлых, то есть незнатных людей, в России первоначально образовывались как краткая форма притяжательного прилагательного от соответствующего имени, например: Иван Петров сын или, в более позднем варианте, Иван Петров; Фёдор Лукин сын — Фёдор Лукин. В определённый момент отчество могло стать наследственной фамилией, таким образом сын Ивана Петрова звался Василий Иванов сын Петров, его внук — Николай Васильев сын Петров и т. д.
По русским правилам, отчество всегда образуется от мужского имени — от имени отца. Однако известно несколько случаев, когда отчество образовывалось от имени матери: сын Галицкого князя Ярослава Осмомысла (ок. 1130—1187) и его любовницы Настасьи в народе получил прозвище Олег Настасьевич. Позже он унаследовал галицкий престол.
Кроме того, в России внебрачные дети мужчин-дворян и девушек-простолюдинок (служанок, крепостных…) нередко получали фамилию, образованную от имени матери (Катериненко, Ма́шин, Надеждин…) вместо фамилий, образованных от отчеств.
И по поводу первой фотки в посте: Жителя Серова Сергея М. теперь уважительно величают Веро — Викторовичем. Он добился от властей дополнения своего отчества именем матери. Сергей стал не Сергеем Викторовичем, а Сергеем Веро — Викторовичем. Так и в паспорте записано и в других его документах.
У каких народов России нет отчества
Отчество – это та составляющая родового имени, которая приписывается ребёнку по имени его отца. Существуют народы, присваивающие в качестве патронима производные от имён дедушек и прадедушек, но вместе с тем есть этносы, в чьей антропонимической системе вообще отсутствует отчество. До 1932 года в СССР было немало народов, чья полная именная формула состояла не из трёх, а из двух элементов, но в результате трудоёмкой работы она подверглась инновационной стандартизации.
Эскимосы
Дмитрий Опарин в работе «Современные ономастические представления азиатских эскимосов» писал, что у представителей данного этноса до 1930-х годов не существовало отчеств.
Когда советская власть решила идентифицировать всех людей в стране по имени, отчеству и фамилии, эскимосам стали придумывать два недостающих звена именной цепочки.
Превратив, полученные при рождении национальные имена в фамилии, бюрократы стали раздавать эскимосам распространённые среди русских славянские, европейские и семитские имена, ставшие их личными антропонимами.
Отчества на первоначальном этапе решено было давать лишь тем немногим эскимосам, кто оставлял родной край с его традиционным образом жизни и вовлекался в советскую структуру с её требованием обращения друг к другу с использованием имени и отчества.
Так произошло с первой эскимосской девушкой, получившей среднее и высшее образование. У родившейся в 1934 году Айнаны в паспорте в графе «Отчество» значилась надпись «Безотчества». Пойдя в школу, она по воле учительницы стала Людмилой Айнана, а окончив Ленинградский педагогический институт, она была вынуждена обзавестись отчеством, остановив выбор на «Ивановна».
Так простая эскимоска Айнана превратилась для студентов, академического сообщества и незнакомых людей в Людмилу Ивановну Айнана.
Однако в обычной жизни, в кругу близких и родных председатель общества эскимосов Чукотки «Юпик» и автор учебников на эскимосском языке предпочитает зваться полученным при рождении именем Айнана.
Нанайцы
Не удастся обнаружить отчества и у престарелых представителей нанайского народа. Эти старожилы Хабаровского края на протяжении многих веков не видели надобности в таких идентификаторах как фамилия и отчество, прекрасно обходясь лишь личными именами.
В 1897 году в ходе Всероссийской переписи населения нанайцам были присвоены фамилии, а в период паспортизации 30-х годов XX века у некоторых из них появились и отчества.
В число тех, чья именная формула стала трехчленной, попали те, чьи отцы имели русские имена. Но позднее, отчества стали давать и тем, у кого родитель был носителем национального нанайского имени.
Однако эти нововведения никак не сказались на общении внутри нанайского сообщества, где, как и прежде, продолжают называть друг друга только по личным именам.
Тувинцы
В советскую эпоху фамилии и отчества появились и у тувинцев. До этого имя отца для них не имело никакого значения. Для персонификации людей с одинаковыми личными именами они использовали место его рождения или жительства. При знакомстве и в общении тувинцы пользовались лишь личным именем, а имя отца знал лишь ограниченный круг близких и родственников.
В наши дни при проставлении отчества в свидетельстве о рождении учитывается происхождение имени отца. Если оно имеет тувинские, тибетские, монгольские или санскритские корни, то по желанию родителей к имени отцу прибавляются слова «оглу» (сын) или «кызы» (дочь). В случае, если имя отца русское или иностранное, то отчество даётся по всем канонам орфографии русского языка.
Калмыки
Калмыки тоже стали обладателями отчеств только в 30-х годах XX века. До той поры их антропонимы состояли из личного имени и наследственной фамилии. После внедрения паспортов жителям Калмыкии начали образовывать патроним по примеру русской именной формы. Калмыки, проживавшие на Дону, предпочитали прибавлять к имени отца специальные суффиксы – инович и –иновна, в то время как основная часть этого народа использовала суффиксы –евич и –евна.
Примечательно, что женские и мужские отчества, которые образовываются от традиционных калмыцких имён, в русском языке склоняются по правилам русского языка, а в калмыцком – по нормам калмыцкой грамматики.
До введения отчеств местные жители для обращения к незнакомому лицу использовали в зависимости от возраста собеседника, их взаимоотношений и конкретной ситуации разные термины.
Добавить комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться