у какого народа рассчитался богом солнца
Боги Солнца
Навигация по статье
Общие черты
Основные функции и свойства солнечных божеств в мировой мифологии:
Зооморфные образы солнечных богов – лев, конь, лебедь, иногда волк, пчелы.
Растения – дуб, лавр.
Покровительствуют героям, провидцам и оракулам, врачевателям и целителям.
Солнечные образы богов в мировой мифологии
Боги Солнца в Древнем Египте
Хепри-Атум-Ра – образы этих божеств символизируют три стадии движения солнечного диска по небу. Утреннее солнце, «возникающее» — бог Хепри, дневное Солнце в своей максимальной силе – великий Ра, и вечернее солнышко – Атум.
Хепри – символ солнечного постоянства, его зооморфным образом был жук-скарабей с навозным шариком, который он катит перед собой, без устали. Хепри — неутомимый деятель, созидающий собственный мир.
Атум – бог-демиург, имевший некую двойственность в своем образе, изображался в виде человека, носящего двойную корону, что означало его влияние на верхний и нижний Египет, объединение этих территорий под его началом. Иногда представал в образе змея, замещал бога Нуна в божественном суде над людьми, — в этом образе считался способным погрузить в первозданный хаос человеческую цивилизацию.
Египетский бог Солнца Ра – гармонично совмещал в себе все три ипостаси, ежедневно его барка проплывала над всей землей. А ночью проходила по территориям подземного царства, где светила умершим. В то время как сам божественный Ра сражался со змеем Апопом – египетским символом тьмы.
Иногда указывали, что на носу солнечной барки находилась Маат – богиня справедливости и порядка, способствовавшая обустройству мирового и подземного бытия.
Фараоны Египта величали себя и считались сыновьями солнца Ра, после своей смерти они оправлялись к отцу и сопровождали его в путешествии по небосводу. Таким образом, фараон – наместник Солнца на земле занимает более высокое место по значимости, чем жрецы – служители бога-Громовержца (юпитерианская функция).
Амон – бог солнца всего Египта, более поздний, его образ слился с богом Ра.
Атон – «видимое солнце» — отдельное египетское божество солнечного диска, считался носителем энергии всех трех богов – Хепри-Атум-Ра, их физическим телом. Возможно, это самый древний солнечный бог Египта. Изображался в виде солнечного диска с лучами на концах которых были руки, держащие ключи жизни. Податель благ, простирающий их к любящим его людям.
Барельеф. Эхнатон поклоняется богу Атону
Это само видимое и зримое солнечное колесо. Наиболее силен культу Атона-Ра был при фараоне Эхнатоне («угодный Атону»), при нем была сделала попытка внедрить единобожие. И бог Атон – считался, хоть и недолго, единственным и вездесущим царем Вселенной, с приходом которого все остальные божества упразднялись.
Сехмет – олицетворяла око светила Атума-Ра, богиня изображавшаяся в образе львицы. Могла насылаться как наказание на людей в виде палящего зноя и засухи, в которых сгорали людские грехи.
Боги Солнца у греков
Гелиос – имя бога Солнца, что означает «светящий» и ослепительный. Его рождение связано с первозданным океаном. Проделывает дневной путь, проплывая по небу с востока на запад в золотой колеснице, которая приводится в действие четырьмя конями имеющими огненную природу. Ночью же пересаживается в золотую чашу и переплывает ночное море с другой стороны земли.
Его личный дворец построен из драгоценных камней, полон золота и драгоценностей.
Облачен в золотой шлем, имеет устрашающий облик и отличается весьма яростным характером, но греки считают его безгрешным. Он с небес видит все преступления людей и может покарать их – наслать слепоту.
Апполон – бог солнца античного времени, греческий солнечный бог с 9-ю музами, олицетворяющий хоровод космоса: Солнце и 9 планет.
Этот более современный образ Солнца представляет собой сочетание ясности небесного светила, связанную с силами стихий земли. Может быть на небе и на земле, и даже спускаться в подземный мир, может давать силы и забирать их, исцелять человека и напускать на него болезни и мор.
Апполон обладает талантом предвидения и прорицания, он единственный из олимпийских богов, который «знает будущее». Покровительствует людям, которые способны понимать и ценить все творчество природы и уважать созданное человеком, творческим людям, имеющим собственную индивидуальность.
Иногда изображается с четырьмя руками. Его зооморфные образы – волк, лебедь. Мог быть «яростный как волк» и утонченным как лебедь. Связан с такими растениями, как дуб и лавр.
Может выступать судьей, поражать людей своими лучами, как стрелами. Также покровительствует героям, врачам и целителям. Его сыном является целитель Асклепий, способный воскресить человека. При всей своей силе и утонченности, охваченный чувствами, над которыми не властен, иногда бывал отвергнут как богинями, так и смертными женщинами.
Фаэтон – «сияющий», сын Гелиоса, увел отцовских коней, но не смог ими управлять.
Кадр из диафильма «Фаэтон — сын Солнца»
Когда кони понесли колесницу мимо звездной дороги, был убит за дерзкий поступок Зевсом-громовержцем. Имя Фаэтона стало нарицательным для качеств дерзости и безрассудства.
Диоскуры – «сыновья неба», а конкретно дети Зевса, однояйцевые небесные близнецы, смертный и бессмертный, которые по очереди всходят на небе, превращаясь в утреннюю и вечернюю зарю. Бессмертный брат разделил свое бессмертие со смертным братом, поэтому они являют собой гармонию противоположностей, сменяющих друг друга: в небе и под землей. Диоскуры в древней Греции считались покровителями коней.
Геракл – герой греческих мифов, отождествляется с годовым циклом – его 12 подвигов соответствуют прохождению Солнца по 12-ти Знакам Зодиака.
Пегас – крылатый конь, способствующий развитию солнечных принципов в человеке – вдохновения, творчества и развития культуры. Часто используется в современном мире как образ и символ высокого вдохновения.
Беллерофонт – греческий солнечный герой, именно он владел Пегасом, победил огнедышащую химеру. Хотел на Пегасе достигнуть вершины Олимпа, но боги сбросили его на землю, наказав за гордость.
Скифы и славяне
Хорс – бог Солнца у славян, дающий жизненную силу и тепло миру всех живых существ, что является устойчивым благом. Создан богом Родом, жена Хорса – Заря-Заряница. Их дети – сын Денница (легенда о нем аналогичная легенде о Фаэтоне – сыне Солнца, который взялся управлять солнечной колесницей отца и разбился) и дочка Радуница. С именем Хорса связан славянский хоровод.
В отличии от других народов, в славянской мифологии громовержец Перун и Хорс не являются врагами или соперниками. Наоборот, Хорс помогает найти, освободить и оживить живой водой бога Перуна, похищенного Скипер-Зверем.
Хорс в славянской мифологии помогает и покровительствует лишь работящим и ответственным людям-труженикам, живущим по благим традициям. Его праздник – 18 августа, называется Хорояр, в этот день чевствуют Хорса и Ярило.
Колоксай – скифский солнечный бог («круг-царь», властелин круга солнечного, зодиака), царь-солнце, который читается прародителем народа скифов, сколотов. По легенде был младшим из трех братьев, который узнал о своей силе и способности быть носителем золотого небесного огня, когда с неба упали священные предметы: плуг (дар Рода), секира (дар Перуна) и чаша (дар Денницы). Только он, Колоксай, единственный из семи братьев смог прикоснуться к этим святыням.
Некоторые авторы соединяют образы Колоксая и Даждьбога.
Дажьбог – «податель благ», древний бог Солнца у славян, традиционно изображался в виде солнечного всадника на солнечном коне.
Последующая легенда о воскрешении Христа, который также является солнечным образом, ассоциируется с историей Даждьбога.
Этому богу присуща доброта и щедрость, от дарит людям свою любовь и тепло — от избытка. Является божеством золота и серебра.
Гайтосир – по мнению Геродота, это скифский бог, аналог греческого Апполона.
Однако, судя по изображению и присутствию лука и стрел, это больше юпитерианский, а не солнечный образ.
Семиты и Библия
Ярихбол – гонец Солнца. В Сирии, в Пальмире Ярихбол принадлежит к «святой троице» богов, состоящей из Бела – верховного божества, бога солнца Ярихбола, и лунного Аглибога.
Шамшу/Шапаш – богиня Сонца семитов — покровительница предсказателей и оракулов. Её силы всевидения распространяются как на видимый и зримый мир, так и на подземный мир мертвых, где она способна помогать героям и богам.
Баал-Хаммон – семитский «господин жара», покровитель плодородия земли. Во времена правления Птолемеев, культ этого бога слился с культом солнечного Гелиоса, — в результате Баальбек, центральный город культа Баала был переименован в Гелиополис. Баал-Хаммон почитался в Пальмире и в Карфагене как 100% солнечное божество.
В дальнейшем, образ менялся, Баал превратился в нечто большее, получил способности бога-творца, верховного бога, громовержца.
Самсон – ветхозаветный герой, богатырь, обладатель необыкновенной силы, прославившийся своими подвигами. Имел длинные волосы, в которых была заключена его богатырская мощь. Погиб геройски, обвалив огромное здание, придавившее его самого и большое количество врагов.
Двуречье и Малая Азия
Уту – шумерский бог Солнца, заступник и судья, представляется благожелательным существом, любящим людей.
Шамиге (Шамаш) – «светлый», солнечный бог, олицетворяющий аспект безошибочного судьи, связан с колесом времени, так как является законом самому себе и определителем судеб всех живущих. В этой связи Шамаш является исполнителем космического закона, его слугой. Всевидящий и всезнающий, покровительствует предсказателям и оракулам.
Истанус/Эстан – хеттский бог, его имя означает «лучезарный», управляет упряжкой коней, на которой двигается по небу.
Ашшур (Ассир) – «царь», аккадское божество, чьей эмблемой был солнечный крылатый диск. Стал центральной фигурой пантеона богов Ассирии, был основным покровителем одноименного города Ашшур/Ассир. Считался символом царской власти, который своим подданным может обеспечить неиссякаемый поток энергии жизни.
Индия и Иран
Сурья – «солнце», индийский бог, его лучи изображались в виде семи кобылиц, которые везли колесницу Сурьи. Именно поэтому, в списке божественных солнечных существ Индии так много лошадиных образов. Сурью и его лучи сравнивали также с ежом, который колет человеку глаза.
Считается, что изначально Сурья был сокрыт в океане, в первозданных водах космоса, откуда он получил собственную божественную энергию, которая считается неисчерпаемой. И только после этого боги поместили его на небо.
Называется оком богов Митры и Варуны, его взгляд такой быстрый, что способен мгновенно обозревать весь мир и исправлять злые дела людей.
Является покровителем целителей, сам способен врачевать, его лекарство – это мед — солнечный продукт.
Участвует в божественной конфронтации, где вынужден уступить громовержцу – богу Индре, что символически означает способность грозовых туч заслонять свет Солнца. По легендам Индра разбил солнечную колесницу Сурьи своими молниями и одержал над ним победу.
Хварн – иранский солнечный диск, дарует блага, здоровье и свет, в общем, всё хорошее. Хварн – это величественное сияние, слава, счастье и достоинство, которыми он может наделить и человека, как в течении жизни, так и дом и род человека после его смерти.
Савитар – «порождающий», «широкорукий» и золоторукий бог индусов, ездит по небу на колеснице. Утром он приводит всех живых существ в действие (три неба и три земли), наполняя их жизненной силой, забирая их грехи и уничтожая болезни. А ночью успокаивает весь мир, угомоняет людей, ненадолго лишая их своего внимания.
Вивасват (Фарн) – «сияющий», индийцы считали, что это божество изначально родилось безруким и безногим. Вторая версия ещё более жесткая – что якобы старшие братья Вивасвата – Митра и Варуна, отсекли ему ручки и ножки, и тому ничего не оставалось, как стать «колобком»-Солнцем и катиться по небу.
Его зооморфный аспект – небесный солнечный конь. Что не мешает ему считаться мировым творцом, снабжающим цивилизации потоками божественной энергии.
Ашвины – кони-близнецы, «рожденные от коня» дети Вивасвата и его жены Санджали, которая в образе кобылицы убегала от него (как тень от Солнца). Олицетворяют утреннюю и вечернюю зарю, а также Ашвины выполняют функцию то коней, то колесничих бога Сурьи. Они за день, объехав весь мир, обязательно умудряются спасти кого-то и принести многим людям дары, в том числе в виде долгожительства.
Эти кони-близнецы в Индии участвуют в свадебных ритуалах, где ценится их способность объединять разные проявления и разных людей. Также считаются покровителями целителей.
Аруна – «красноватый», еще один индийский солнечный колесничий (видимо, они посменно там работают, чтут трудовой кодекс). Ему приписывалась некоторая ущербность, якобы он родился из яйца недоразвившимся. Аруна – символ утреннего рассветного Солнца.
Таркшья – еще один солнечный конь, упоминается в «Ригведе» сверкающий золотом и приносящий победу в любой скачке. В более поздних текстах Таркшья ассоциируется уже не с конем, а орлом Гарудой, носящим на себе бога Вишну.
Дадхикра – и ещё один солнечный жеребец, что символизирует дневной ход Солнца. Дадхитру сравнивают также с водоплавающими птицами: гусем, лебедем, что символизирует годовой круговорот светила.
С ним индийцы связывают все функции дневного светила: он обладает природной красотой, что особенно явно на заре; он сплачивает все племена, так как принадлежит всем и обо всех сразу заботится; приносит свет и пищу.
Эташа – вы удивитесь, но и это солнечный конь, принадлежащий Сурье, его имя обозначает «пестрый», связан с образом зари.
Уччайхшварас – последний в списке индийских солнечных коней, этот еще называется белым. Сначала он считался конем Индры, но в более поздних священных текстах, Уччайхшварас значится уже как конь Солнца-Сурьи.
Германцы и Кельты
Соль – женский образ солнечного божества скандинавской мифологии, у германцев аналогичный образ имеет имя Сунна. В её распоряжении два солнечных коня, везущих колесницу. Солнечные искры, которыми Соль освещает мир, черпаются ей из огненной страны Муспельхейм.
Отправлена на небо за гордыню, как и её брат – лунный бог, месяц Муни. В легендах предсказано, что в конце времен (Рагнарёк) Соль будет проглочена волком-великаном.
Хорс и Хенгерст – два коня германской мифологии, символизируют две зари – утреннюю и вечернюю.
Тальезин – кельтский солнечный бог с большим потенциалом энергии, несравненными талантами. Покровитель честолюбия, стратегических действий и красноречия. Ассоциируется со способностью приносить себя в жертву. Управляет 2-й декадой знака Березы кельтского гороскопа (10 – 20 градусы Козерога).
Артур – наиболее знаменитый из кельтских героев. Символическая модель его истории «Король Артур и 12 рыцарей Круглого Стола» описывает солнечный цикл движения по 12 знакам зодиака.
Прибалты
Сауле – богиня Солнца, покровительница тепла, жизненной энергии, здоровья и плодородия. Сестра Месяца, в других источниках – жена Месяца, с которым они развелись из-за любви мужа к Утренней Звезде (Венере). Сауле помогает праведным, заботиться о том, чтобы у всех, особенно у сирот, было своё «место под солнцем». Воздает кару людям грешным.
Её праздник – день летнего Солнцестояния, «зеленый день» и ночь Лиго (с 23 на 24 июня).
Изредка Сауле в ступает в трехдневный бой с главным богом неба Диевсом.
Усиньш – бог лошадей, сын бога неба Диевса, он олицетворял и солнце и его утреннюю и вечернюю зарю. Двигается по небу на 9 конях. Иногда зори выделяют в отдельные образы, которые называют уже сыновьями Усиньша. Прибалтийские народы приносят им парные жертвы и танцуют традиционный танец, символически изображающий солнечный бег по небу, его уход и возрождение.
Солнце связано с медом, а Усиньш считался «пчелиным богом».
Китай и Япония
Янь-ди – китайский «бог пламени», Солнца, юга и лета. В определенный момент слился в мифологии с Шэнь-нуном, китайским богом земледелия. Поэтому неудивительно, что ипостась Янь-ди — «красная птица», то есть заря принесла людям девять колосьев, которые он сам посадил в землю. Про китайским легендам эти злаковые растения могли сделать людей бессмертными, настолько целительной была солнечная энергия божества.
В битве Янь-ди уступает Хуан-ди своему единоутробному брату, который рожден от луча молнии. Разумеется в китайском пантеоне – этот Хуан-ди – глава богов, имеющий центральное место, громовержец, образ Юпитера.
Си-Хэ – божество китайской мифологии, считается матерью десяти солнц, которых она вывозит на небо в порядке очереди (поэтому каждый год солнце имеет уже другой характер), управляет колесницей коней.
Аматэрасу – «светящая в небе», солнечная богиня Солнца, именно от неё якобы вели род японские императоры. Богиня поддерживала сельское хозяйство и сама ухаживала за множеством полей риса.
Индейцы
Уицилопочтли – «колибри», верховное божество ацтеков, олицетворяет Солнце, побеждающее ежедневно ночные силы. Якобы обещал племени ацтеков, что приведет их в такое место, где они смогут стать благословенным, избранным народом.
Покровительствовал сначала воинам и охотникам, позже – знатным членам племени. Символом его был хлеб с медом, которые члены племени съедали на праздниках, передавая по кругу.
Этому богу приносились человеческие жертвы, для него в Теночтитлане построен храм.
В более поздних легендах, образ Уицилопочтли слился с Тонатиу.
Тонатиу – «Солнце», выглядит как юноша с красным цветом лица и огненными волосами, для того чтобы справляться с ночным периодом, ему якобы необходимы кровавые жертвоприношения от людей. Символом Тонатиу стал орел, который обычно означает не солнечное, а уже юпитерианское влияние.
Суэ (Бочика) – частично солярный, частично юпитерианский бог индейских племен чибча-муисков. Учил племена добрым нравам, разного рода ремеслам, справедливому строению общества. По одной из легенд в момент наводнения, Сэу появился на радуге и спас людей от смерти, прекратив наплыв воды.
Вариации образа Бочики – имена Сугумонша («солнце, которое становится невидимым») и Сугунсуа («палящее солнце), Суатива («солнце – военный вождь»). Всем этим богам приносились жертвы в виде животных и людей, в том числе младенцев – для того, чтобы бог мог пополнить свои силы и энергию.
Инти – могущественный солнечный бог инков, принадлежит к триаде главных богов (вместе с богом грома и богом-творцом мира).
Курикавери – «большой огонь», считался самым щедрым и могущественным богом. Индейцы-тараски представляли Солнце в виде орла Курикавери, парящего в небе, солнечные лучи ассоциировались с перьями. За то, что он давал человеку все необходимое для жизни, ему в ответ приносилось золото, цветы и плоды.
Таким образом, все образы солнечных богов идентичны, что указывает на одни и те же ассоциативные ряды, создаваемые человеческой фантазией в разных странах мира и этносах.
Поэтому стоит сделать вывод о единой смысловой архитектуре нашего разума которая нам подарена (или навязана) Матрицей.
Зачем солнцепоклонники красят весной яйца: Езиды, народ, верящий в милосердие в аду
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Крашеные яйца и куличи
Если русского человека занесёт в иные уголки Армении в одну из сред апреля, он может почувствовать, будто провалился во времени на несколько дней. Кругом люди с крашеными яйцами и пирогами, которые называются «клоч» — почти «кулич»! Но ведь Пасха уже прошла?
Но люди вокруг и не празднуют Пасху. У них «Сарсал», Новый Год. Езиды отмечают его всегда в среду, и потому второе название праздника — «Чаршама Сор», красная среда. Скорлупу от крашеных яиц ещё до конца дня разбросают по полям и огородам, чтобы призвать в них плодородную силу, а семь из кусков пирога-клоча посвятят семи божьим ангелам.
В Сарсал каждый дом должен быть украшен красными цветами. Езиды угощают соседей и неимущих кусками праздничного пирога и относят крашеные в жёлтый, зелёный, красный цвета яйца на семейные могилы. Считается, что все эти обычаи дожили до наших дней со времён Месопотамии.
Как и всякий архаичный праздник, Сарсал накладывает на человека ряд запретов. В этот день строго запрещено мыться, брить и стричь волосы, делить ложе с супругом и шить. Вместо всего этого лучше собраться и под музыку танцевать в хороводах, радуясь тому, что Бог прислал очередного ангела управлять землёй весь следующий год. Нового управляющего он выбирает каждый раз заново перед очередным Сарсалом.
Радуются в этот день не только в Армении. Езиды живут в Грузии, Турции, России и Ираке. Впрочем, езидам в Ираке особо не до праздников. Местные мусульманские фанатики истребляют их, считая, что они поклоняются Сатане под именем Ангела-Павлина.
Святой Павлин, Бог-Солнце и их верные ангелы
Верования езидов — эволюция зороастризма, той самой религия, которая, как считается, первая в Евразии смотрела на всё, происходящее в мире, как на борьбу некоего светлого и тёмного начал, подобных христианским Богу и Сатане. Светлое божество, творец мира Ахура Мазда, воплощался при этом в огне и солнечном свете.
Богу прислуживают семь верных ангелов, главного из которых зовут Малак Тавус, Ангел-Павлин, и он был создан прежде всего сущего. Семь бронзовых птиц, изображающих этих ангелов — одна из главных святынь езидов. Она хранится в Лалеше, главном езидском храме, который уже много веков стоит в Ираке. До недавнего времени он был вообще единственным езидским храмом на земле.
Предания об Ангеле-Павлине ассоциируются у представителей авраамических религий с историей Люцифера. Езиды верят, что, когда Бог создал Адама и велел ангелам склониться перед человеком, Малак Тавус отказался. Но вела его не гордость, а верность: для него был только один господин — создатель. Однако Бог сначала разгневался на ангела и «понизил в должности» — поместил в Преисподнюю присматривать за душами грешников.
Семь тысяч лет ангел плакал от жалости, глядя, как мучаются человеческие души в аду, и затопил Преисподнюю слезами. Тогда творец сжалился и перенёс Малака Тавуса в небеса, где он стал самим солнцем. С тех пор езиды особо почитают ангела как своего заступника и как воплощённую благость творца.
Однако, несмотря на упоминание падения и Преисподней, путать Сатану и Ангела-Павлина не стоит. Малак Тавус не учит ни хитрости, ни жестокости, не вводит в искушение; скорее, его роль в религии езидов сродни ролям Святого Духа и Христа, если вспомнить концепцию, согласно которой Христос — явление божьего милосердия.
Езиды никогда не проповедуют свою веру и находят странной мысль, что её можно принять. Тем не менее, после массового геноцида курдов, включая езидов, мусульманскими фанатиками в Ираке многие курдские активисты объявили о переходе в езидизм и стали призывать других курдов поступать так же.
Мюрид всегда подчиняется
Вера езидов и её символы кажутся европейцу настолько сказочными, что от общества, верящего в затопленный слезами милосердия ад, ждут необыкновенной мягкости. Однако правила жизни у езидов строги.
Всё общество езидов делится на касты. Выше всех — священники-шейхи (старцы, мудрецы). Ниже всех — мюриды, те из езидов, что участвуют в священнослужениях только в качестве снимающей паствы. Но каждая из каст — мюриды (ученики) по отношению к вышестоящим кастам. Никому из людей не считаются мюридами только шейхи.
Езидам запрещены браки и романы вне своей веры и, к тому же, вне своей касты. Ещё одно строгое правило: ни один мюрид не смеет поднять руку на представителя одной из каст священников.
У езидов есть особый праздник сродни обрезанию у мусульман и иудеев, но милосерднее: обряд первой стрижки волос мальчика. Его проводит шейх. Кроме Нового Года, отмечают день сотворения мира — Айда Езид, он приходится на декабрь, и день поминовения усопших в июне.
Нравы езидов патриархальны. От девушки требуется сохранять девственность, женщину порицают за связь с мужчиной вне брака. Всё точно так же, как у окружающих их с древности мусульман. Но есть отличие.
Традиционно мусульмане отрекаются от изнасилованной дочери, сестры или жены. В лучшем случае она будет доживать свой век, спрятанная от чужих глаз, в дальней комнате дома. В худшем — её убьют, словно это она опозорила семью, совершив преступление.
Но даже смотритель ада затопил своими слезами Преисподнюю, увидев мучения чужих ему людей. Можно ли не проливать слёзы, увидев тот же ад на земле, над той, что страдает за чужие грехи? Езиды принимают своих сестёр и дочерей, жён и племянниц и плачут над их ранами и увечьями, а не попрекают за них. Увы, любая Преисподняя залита слезами — но человеческие из-за этого не исчезают.
Текст: Лилит Мазикина
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: