у какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами

Воздухоносные пути

у какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами. 862. у какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами фото. у какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами-862. картинка у какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами. картинка 862

Носовая полость

у какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами. 863. у какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами фото. у какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами-863. картинка у какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами. картинка 863

Полость носа покрывает мерцательный эпителий с ресничками, которые способствуют очищению воздуха от пылевых частиц. Во вдыхаемом воздухе присутствует большое количество микробов, поэтому в носовой полости постоянно идет их обезвреживание за счет лейкоцитов, которые мигрируют из капилляров в полость носа, где фагоцитируют бактерии.

у какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами. 864. у какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами фото. у какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами-864. картинка у какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами. картинка 864

В верхней части носовой полости расположен орган обоняния, с помощью которого человек различает запахи. Стенки полости носа оплетены густой сетью капилляров, благодаря которым поступающий воздух согревается. Выделяемая в носовой полости слизь способствует увлажнению воздуха.

В результате увлажненный, согретый и очищенный воздух через хоаны движется в глотку и достигает гортани.

у какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами. 865. у какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами фото. у какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами-865. картинка у какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами. картинка 865

Гортань

у какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами. 866. у какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами фото. у какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами-866. картинка у какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами. картинка 866

В гортани находятся голосовые связки, состоящие из эластических волокон соединительной ткани. Голосовая щель находится между связками, при колебании которых во время выдоха и возникает звук.

В ходе привычного дыхания (при молчании) голосовая щель широкая, треугольной формы. При разговоре голосовая щель сужается, и голосовые связки начинают колебаться. Такие изменения связаны с работой мышц гортани, которые, сокращаясь, меняют положение хрящей, в результате меняется положение голосовых связок и ширина голосовой щели.

у какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами. 868. у какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами фото. у какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами-868. картинка у какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами. картинка 868

у какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами. 867. у какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами фото. у какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами-867. картинка у какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами. картинка 867

Обращаю ваше особое внимание на надгортанник, который закрывает вход в гортань во время глотания. Если бы этого не происходило, то частицы пищи попадали бы в дыхательную систему, вызывая сильный кашель. Каждый из нас, вероятно, во время разговора за приемом пищи ощущал оплошность такой беседы, начинал поперхиваться, кашлять.

у какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами. 869. у какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами фото. у какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами-869. картинка у какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами. картинка 869

Теперь вы понимаете, что бессмысленно винить в произошедшем надгортанник. Он может быть в двух положениях: либо закрыть вход в гортань (когда мы едим), либо открыть (во время разговора). Если мы хотим всего и сразу, то надгортанник здесь ответственность не несет! 😉

Трахея

Мерцательный эпителий покрывает стенку трахеи и выполняет ту же функцию, что и в носовой полости: очищает воздух от пылевых частиц. Биением ресничек эти инородные частицы направляются обратно, к выходу из дыхательных путей.

у какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами. 870. у какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами фото. у какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами-870. картинка у какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами. картинка 870

Трахея делится на два главных бронха: правый и левый, направляющиеся к одноименным легким.

Бронхи

Главные бронхи делятся на долевые, которые делятся на сегментарные, сегментарные делятся на мелкие бронхиолы еще 10-15 раз. В результате образуется разветвленное бронхиальное дерево.

у какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами. 871. у какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами фото. у какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами-871. картинка у какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами. картинка 871

у какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами. 872. у какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами фото. у какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами-872. картинка у какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами. картинка 872

Заболевания

у какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами. 873. у какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами фото. у какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами-873. картинка у какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами. картинка 873

© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2021

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

Источник

Тест «Органы дыхания»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тест «Органы дыхания”

1. В каком органе дыхания воздух обогревается, увлажняется и очищается?

2. В каком органе дыхания находятся голосовые связки?

3. Какой орган дыхания перекачивает воздух?

4. Какую функцию выполняют органы дыхания?

А) очищают кровь от отходов жизнедеятельности клеток и выводят избыток влаги;

Б) переваривают пищу и обеспечивают организм питательными веществами;

В) обеспечивают клетки организма кислородом,

избавляют от углекислого газа;

5. Дополните. Какие органы дыхания, стенки которых внутри покрыты клетками, задерживающие пыль и микробы.

А) нос
Б) ________________
В) _________________
Г) легкие

6. Дополните. Какие еще функции выполняет носовая полость.

А) увлажнение
Б) обоняние
В) __________________
Г) обеззараживание

7. Почему надо дышать носом, а не ртом?

А) Путь воздуха до гортани и трахеи длиннее, когда он проходит через нос.

Б) В носовой полости воздух не согревается и не очищается от пыли и микробов.

В) В легкие воздух поступает практически грязным.

8. Какой орган ответственен за попадание воздуха в лёгкие?

9. У какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами?

10. Как влияет крик на голосовые связки?

11. Какой из перечисленных органов не относится к дыхательной системе?

В) лёгочная артерия;

у какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами. 0815 000105fc 035ac698. у какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами фото. у какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами-0815 000105fc 035ac698. картинка у какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами. картинка 0815 000105fc 035ac698

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

у какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами. 08ab 000315ea 818e2afc. у какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами фото. у какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами-08ab 000315ea 818e2afc. картинка у какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами. картинка 08ab 000315ea 818e2afc

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

у какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами. 09a3 000c793a 1e042062. у какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами фото. у какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами-09a3 000c793a 1e042062. картинка у какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами. картинка 09a3 000c793a 1e042062

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

у какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами. a loader. у какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами фото. у какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами-a loader. картинка у какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами. картинка a loader

Номер материала: 184582092507

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

у какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами. 12ca 000988a9 e32712b1. у какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами фото. у какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами-12ca 000988a9 e32712b1. картинка у какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами. картинка 12ca 000988a9 e32712b1

у какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами. placeholder. у какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами фото. у какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами-placeholder. картинка у какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами. картинка placeholder

Вузам Москвы и Подмосковья рекомендовали с 8 ноября ввести смешанный формат обучения

Время чтения: 1 минута

у какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами. placeholder. у какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами фото. у какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами-placeholder. картинка у какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами. картинка placeholder

В Минобрнауки разрешили вузам продолжить удаленную работу после 7 ноября

Время чтения: 1 минута

у какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами. placeholder. у какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами фото. у какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами-placeholder. картинка у какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами. картинка placeholder

Новый ГОСТ на окна с защитой для детей вступает в силу 1 ноября

Время чтения: 1 минута

у какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами. placeholder. у какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами фото. у какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами-placeholder. картинка у какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами. картинка placeholder

Студенты Хабаровского края перейдут на дистанционное обучение

Время чтения: 1 минута

у какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами. placeholder. у какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами фото. у какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами-placeholder. картинка у какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами. картинка placeholder

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

у какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами. placeholder. у какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами фото. у какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами-placeholder. картинка у какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами. картинка placeholder

Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Биология. Человек и его здоровье (8-й класс). Конспект урока «Значение дыхания. Органы дыхательной системы.»

Разделы: Биология

Класс: 8

На этом уроке учащиеся раскроют значение дыхания, узнают, как устроена и как работает дыхательная система. Кроме того, ученики познакомятся с механизмом образования голоса и узнают, почему голоса разных людей отличаются друг от друга, познакомятся с болезнями верхних дыхательных путей и их профилактикой.

(Прим. К уроку прилагается компьютерная презентация.)

Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей.

Эпиграф урока: “Пока дышу, надеюсь”
(Dum spiro, spero)
Овидий – римский поэт.

Задачи урока: дать понятие значения дыхания как процесса, необходимого для жизни; установить взаимосвязь строения и функций воздухоносных путей, рассмотреть голосообразование и артикуляцию звуков речи; познакомить с болезнями верхних дыхательных путей; развивать у учащихся умение применять полученные знания в жизни, решать проблемные и интеллектуальные задачи.

Демонстрационное оборудование: муляж гортани, торс человека с внутренними органами, настенные таблицы, видеоматериал “Дыхательная система”.

Тип урока: урок-введение, знакомство с новым материалом.

Изучение нового материала

Ещё в древности дыхание считали первопричиной жизни. Поговорка “Это нам нужно как воздух” доказывает это. Люди заметили, что без воздуха человек гибнет через несколько минут (самое большее через 6 минут). Люди долго не знали, что для дыхания одного человека в герметически закрытом помещении требуется 2м 3 воздуха на 1 час. Так в 1846 году на судне “Мери Сомс” погиб батальон солдат, укрывшийся во время бури в трюме, хотя судно осталось абсолютно невредимым.

Вопрос: Но для чего мы дышим? Какое значение для нас, как, впрочем, для любого живого организма, имеет дыхание?

(Учитель вместе с классом обсуждает данный вопрос и переходит к сообщению целей урока, подводит к нужным выводам.)

I. Значение дыхания:

1. Обеспечение организма кислородом и использование его в окислительно-восстановительных реакциях.

2. Образование и удаление из организма углекислого газа и некоторых конечных продуктов обмена веществ: паров воды, аммиака и др.

3. Окисление (распад) органических соединений с высвобождением энергии, необходимой для физиологических функций организма.

Формула окисления

Органические вещества + кислород = углекислый газ + вода + энергия.

Внимание! Энергия необходима для жизнедеятельности организма: вы слушаете, смотрите, пишите. Я говорю, двигаюсь – на всё затрачивается энергия.

Вывод: Мы дышим ради получения энергии. Таким образом, кислород – основа жизнедеятельности организма.

Вопрос: Каким образом кислород поступает в клетки?

Вопрос: А как кислород проникает в кровь?

Ответ: Через лёгкие.

(Ученикам предлагается дать определение процесса дыхания.)

Дыхание – это процесс поступления О2 в клетки организма, участие О2 в реакциях окисления, удаление продуктов распада.

Самое краткое определение:

Дыхание – это обмен газов между клетками и окружающей средой.

(Учащиеся записывают определение дыхания в рабочую тетрадь.)

Обмен газов между кровью и атмосферным воздухом происходит в органах дыхания – это лёгочное дыхание. Обмен газов между кровью и клетками тканей называется тканевым дыханием.

Органы дыхания – это воздушные ворота в организм. Познакомимся со строением органов дыхания, проследим, какой путь проделывает воздух, прежде чем перейдёт в кровь, а обратно выделится углекислый газ.

II. Строение органов дыхания

Воздухоносный путь начинается с носовой полости.

Вопрос: А, может, было бы проще, чтобы воздух шёл через рот? Экономнее и лучше? Почему ребёнку говорят: дыши носом?

Опыт с двумя кроликами. Взяли двух кроликов. Одному из них ввели в носовую полость трубочки, чтобы воздух проходил, не соприкасаясь со стенками носовой полости. Через несколько дней кролик умер, а другой, дышащий нормально, остался жив. Объясните, почему?

Вывод: В носовой полости воздух обеззараживается.

Вопрос: Что произойдёт, если в морозную погоду мы будем дышать ртом? Объясните почему.

Вывод: в носовой полости воздух обеззараживается, обогревается (с помощью кровеносных сосудов) + очищается от пыли и увлажняется.

(Учащиеся записывают вывод в своих тетрадях.)

1. Строение носовой полости. Носовая полость отделяется от ротовой особой перегородкой – нёбом. Носовая полость разделяется костно-хрящевой перегородкой (именно она придаёт форму носу) на правую и левую половины. В каждой из них находятся извилистые ходы, которые значительно увеличивают внутреннюю поверхность носовой полости.

у какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами. img1. у какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами фото. у какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами-img1. картинка у какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами. картинка img1

Вся носовая полость выстлана слизистым эпителием. Эпителий имеет специальные выросты – реснички и клетки, вырабатывающие слизь. А так же, в слизистой оболочке очень большое количество кровеносных сосудов.

Вопрос: Как вы считаете, для чего в носовой полости так много кровеносных сосудов?

Ответ: Для согревания.

Вопрос: А для чего реснички в слизистой оболочке?

Ответ: Очищение от пыли.

Прим. Если бы реснички не удаляли из дыхательных путей пыль, то за 70 лет в лёгких её скопилось бы 5 кг.

Вопрос: Для чего нужна слизь?

Ответ: Для увлажнения и обеззараживания, так как в слизи находятся лимфоциты и фагоциты.

Из носовой полости воздух попадает в носоглотку (верхняя часть глотки), а затем в глотку, с которой сообщается и ротовая полость. Поэтому мы можем дышать и через рот. Кстати, глотка как перекрёсток ведёт и в пищевой канал, и в дыхательное горло (трахею), которое начинается гортанью.

у какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами. img2. у какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами фото. у какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами-img2. картинка у какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами. картинка img2

2. Строение гортани. Гортань имеет вид воронки, стенки которой образованы несколькими хрящами. Самый крупный их них – щитовидный. У мужчин он несколько выступает вперёд, образуя кадык. Вход в гортань во время проглатывания пищи закрывается хрящом – надгортанником.

Задание. Найдите гортань. Сделайте несколько глотательных движений. Что происходит с гортанью?

(Щитовидный хрящ во время глотания поднимается вверх, а затем вновь возвращается на старое место. При этом движении надгортанник закрывает вход в трахею и по нему, как по мосту, движется слюна или пищевой комок в пищевод.)

Задание. Выясните, что происходит с дыханием во время глотания.

В узкой части гортани находятся 2 пары голосовых связок. Нижняя пара участвует в голосообразовании. Спереди связки прикрепляются к щитовидному хрящу, а сзади – к правому и левому черпаловидным хрящам. При движении черпаловидных хрящей связки могут сближаться и натягиваться.

При спокойном дыхании связки разведены. При усиленном они разводятся ещё шире, чтобы не мешать движению воздуха. При разговоре связки смыкаются, оставляя лишь узкую щель. При прохождении воздуха через щель края связок вибрируют и издают звук. Крик вредит голосовым связкам. Они напрягаются, трутся друг о друга.

Задание. На рисунке 65 вашего учебника изображены голосовые связки трёх людей. Определите по голосовым связкам, кто из них глубоко дышит после бега, кто спокойно стоит, кто поёт.

(Ученики дают ответы.)

У мужчин длина голосовых связок 20–24 мм, у женщин – 18-20 мм. Чем длиннее и толще голосовые связки, тем голос ниже. Голоса девочек и мальчиков практически не различаются, только у мальчиков в подростковом возрасте начинают меняться – ломаться (из-за неравномерного роста хрящей и связок). Чем сильнее колеблются голосовые связки, тем голос громче.

(Прим. Вспомните крик Тарзана, которого играл Джонни Вайсмюллер – мировой рекордсмен и олимпийский чемпион по плаванию. Вместе с ним кричало четверо человек.)

Вопрос: Звуки речи возникают при вдохе или при выдохе?

Но, оказывается, колебаний голосовых связок недостаточно. Для возникновения членораздельной речи необходимы определённые позиции языка, зубов, губ. Рот и носовая полость усиливают звук, обогащают его различными оттенками. (Прим. Произнесите фразу: “Миноносец мчался”. Почему исказилось предложение?)

В мозгу существуют специальные центры речи. Они согласовывают работу мышц речевого аппарата и связаны с процессами сознания и мышления. Процесс образования речи называется артикуляцией и формируется у маленьких детей до 5-и лет.

Вывод. Значение гортани: глотание, образование звуков речи.

Из гортани воздух попадает в трахею.

3. Строение трахеи. Трахея – широкая трубка, которая состоит из 16-20 хрящевых полуколец и поэтому всегда открыта для поступления воздуха. Трахея расположена спереди от пищевода. Её мягкая сторона обращена к пищеводу. При прохождении пищи пищевод расширяется, и мягкая стенка трахеи не мешает этому. Внутренняя стенка трахеи покрыта мерцательным эпителием, который выводит пылевые частицы из лёгких. В нижней части трахея делится на 2 бронха: бронхи имеют хрящевые кольца. Они входят в правое и левое лёгкое. В лёгких каждый из бронхов ветвится, подобно дереву, образуя бронхиолы. Бронхиолы заканчиваются альвеолами – лёгочными пузырьками, в которых происходит газообмен. Лёгочные пузырьки образуют губчатую массу, которая формирует лёгкое. Каждое лёгкое покрыто оболочкой – плеврой.

Носовая полость – носоглотка – гортань образуют верхние дыхательные пути.

Трахея и бронхи образуют нижние дыхательные пути.

III. Заболевания дыхательных путей.

Большинство микроорганизмов задерживается и обезвреживается слизистой оболочкой верхних дыхательных путей. Иногда они вызывают различные заболевания: грипп, ангину, дифтерию, гайморит, фронтит.

В некоторых костях черепа имеются воздушные полости – пазухи. В лобной кости есть фронтальная пазуха, а в верхнечелюстной – гайморовы пазухи. Они усиливают звуки речи и придают им дополнительные оттенки. Форма голосовых связок и гайморовых пазух индивидуальна. Поэтому голос каждого человека неповторим, и мы различаем людей по голосу.

Грипп, ангина, ОРЗ могут вызвать воспаление слизистых оболочек пазух – гайморит и фронтит. У человека нарушается носовое дыхание, выделяется гнойная слизь из носа.

Профилактика. Необходимо лечение у отоларинголога.

Голосовые связки могут пострадать от крика, курения, алкоголя.

Перед входом в гортань и пищевод находятся миндалины (из лимфоидной ткани), они содержат множество лимфоцитов и служат для защиты от инфекции. Воспаление миндалин называют тонзиллитом.

За мягким нёбом находятся глоточные миндалины – аденоиды. При их воспалении затрудняется дыхание.

При дифтерии (в пер. петля) воспаляются миндалины: на них возникают дифтерийные плёнки-налёты серо-белого цвета. Опухает шея. Из-за токсинов страдает сердце – миокардит.

Профилактика. Людям делают прививку от дифтерита.

1. Жизнедеятельность организма возможна лишь при поступлении в его клетки кислорода и удалении углекислого газа.
2. В носовой полости воздух очищается, нагревается и увлажняется.
3. В гортани находятся две пары голосовых связок. Нижняя пара участвует в голосообразовании. Звуки речи формируются в ротовой и носовой полости.
4. Газообмен происходит в альвеолах лёгких.

Закрепление изученного материала

Просмотр учебного видеофильма (5мин.).

Вопросы на повторение

1. Для чего мы дышим?
2. Почему нельзя разговаривать во время еды?
3. Почему у человека меняется голос при потере зубов, насморке, нахождении пищи во рту?

Тест “Дыхательная система”

1. В каком органе дыхания воздух обогревается?

А) носовая полость;
Б) гортань;
В) трахея.

2. В каком органе дыхания находятся голосовые связки?

А) носовая полость;
Б) гортань;
В) трахея.

3. У какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами?

А) носовая полость;
Б) гортань;
В) трахея.

4. Как влияет крик на голосовые связки?

А) никак не влияет;
Б) улучшает;
В) ухудшает.

5. Какой из перечисленных органов не относится к дыхательной системе?

А) лёгкие;
Б) трахея;
В) лёгочная артерия;
Г) бронхи.

Итоги урока. (Оценки за активную работу на уроке, за тест. Домашнее задание: п. 26, ответить на вопросы стр.138-139)

Источник

Открытый урок на тему «Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Голосообразование. Заболевания дыхательных путей.»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема: Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Голосообразование. Заболевания дыхательных путей.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Методы обучения: проблемно-поисковый (создание проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению);

Цель: Сформировать у учащихся представление о строении органов дыхания, выполняемых функциях, сущности процесса дыхания, его значимости в обмене веществ и превращении энергии в организме человека, о значении чистого воздуха для организма человека; создать условия для ознакомления с гигиеной дыхания. дыхания, его значимости в обмене веществ и превращении энергии в организме человека.

Образовательные: обеспечить усвоение учащимися знаний о строении органов дыхания, значении дыхания для человека.

Развивающие: формировать умения выдвигать гипотезы, логически мыслить, самостоятельно добывать знания, анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, развивать монологическую речь.

Воспитательные: показать важность органов дыхания для нормального функционирования дыхательной системы, продолжить повышать культуру общения учащихся, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и дру­гих людей; экологическое сознание; воспита­ние любви к природе;

— формирование научной картины мира на базе биологических знаний;

-формирование представлений о ценно­сти здорового образа жизни и здоровой дыхательной системы в жизни человека;

— Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой;

— формирование научной картины мира на базе биологических знаний.

Познавательные: совершенствование навыков описания биологических объектов, их сравнительной характеристики; «чтение информации», предоставленной на рисунках-схемах, умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Технологии : здоровьесберегающая технология, технология развивающего обучения, проблемного обучения

Виды деятельности (элементы содержания, контроль)

Формирование у учащихся деятель­ностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: коллективная работа — изучение текста и иллюстративного материала, парное или групповое выполнение работы при консульта­тивной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; самостоятельная работа по изученному материалу.

-расширить представление о составе и строении органов, входящих в дыхательную систему человека;

— изучить типы дыхания, этапы дыхания, свойственными человеку; раскрыть значение дыхания в обмене веществ.

-понимать смысл биологических терминов;

-продолжить формирование систематизированных знаний о системах органов человека;

-расширить представление о составе и строении органов, входящих в дыхательную систему человека;

-ознакомить с типами дыхания, этапами дыхания, свойственными человеку.

-раскрыть значение дыхания в обмене веществ;

-раскрыть суть механизма голосообразования.

-работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, пре­образовывать ее из одной формы в другую;

-составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), структурировать учебный материал, давать определения поня­тий;

-проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные резуль­таты;

-сравнивать и классифицировать, самостоятель­но выбирая критерии для указанных логиче­ских операций;

-строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

-определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, ана­лизировать и оценивать ее достоверность;

-организовывать и планировать свою учебную деятельность — определять цель работы, после­довательность действий, ставить задачи, про­гнозировать результаты работы;

-самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные ре­зультаты работы, выбирать средства достиже­ния цели;

-работать по плану, сверять свои действия с це­лью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

-владеть основами самоконтроля и самооцен­ки для принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебно-познавательной и учебно-практической деятельности;

-слушать и вступать в диалог, участвовать в кол­лективном обсуждении проблем;

-интегрироваться и строить продуктивное взаи­модействие со сверстниками и взрослыми;

-адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументи­ровать свою точку зрения, отстаивать свою по­зицию.

Формирование и развитие позна­вательного инте­реса к изучению биологии и исто­рии развития зна­ний о природе. Формирование научной картины мира на базе биологических знаний.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Методы и механизмы оценки результативности: Взаимопроверка работ учащимися у доски, за партой, самопроверка, рефлексия учащихся, оценки учителя наиболее активно работающим учащимся на уроке.

Основное содержание темы, термины : Система органов дыхания. Значение дыхательной системы. Защита органов дыхания. Первая помощь при простудных заболеваниях.

Базовые понятия: Дыхательная система. Дыхательные пути. Лёгкие. Бронхи. Трахеи. Лёгочные пузырьки – альвеолы.

Оборудование: учебник, таблица «Дыхательная система» вата смоченная духами, вате смоченная нашатырным спиртом, целлофановые пакеты, покровные стекла, шарики,

Эпиграф урока: «Пока дышу, надеюсь»
(Dum spiro, spero)
Овидий – римский поэт.

Повторение опорных знаний обучающихся

Изучение нового материала

Учитель : Итак, давайте сформулируем тему урока.

«Значение дыхания. Строение органов дыхания человека»

Учитель: Откройте тетради, запишите число и тему урока

Учитель: Что бы вы хотели узнать, исходя из данной темы урока?

ПРОБЛЕМНЫЙ вопрос: «Зачем так много приспособлений создала природа для дыхания?»

Для этого мы должны изучить и понять значение каждого органа.

Цель урока : познакомиться с анатомическим строением органов дыхания, убедиться в том, что особенности строения связаны с выполняемыми функциями.

1. Изучить особенности строения органов дыхания в связи с их функциями;

2. Раскрыть сущность процесса дыхания, его значение в обмене веществ;

3. Выяснить механизмы голосообразования;

Учитель : Сядьте удобно, расслабьтесь, сделайте спокойный вдох и неполный выдох. Сделайте глубокий вдох сожмите губы и пальчиками зажмите нос и задержите дыхание на сколько это возможно . Сколько секунд вы можете не дышать. (время по секундомеру)?

— Как вы себя чувствуете?

Учащиеся : Недостаточно воздуха, кружится голова, слабость, сухость во рту, потемнение в глазах

— Почему вы почувствовали головокружение, слабость, сухость во рту, потемнение в глазах?

Мы не дышали, мало кислорода в крови, увеличилось содержание углекислого газа в крови

Оценка состояния: если вы задержали дыхание более чем на 40 с, значит, вы здоровы; на 20–40 с – здоровье ослаблено,

менее 20 с – возможно, имеются какие-либо заболевание.

За всю жизнь человек вдыхает 380 тысяч м 3 воздуха.

— Как вы думаете, сколько времени человек может не дышать?

(Учащиеся высказывают предположения).

Ещё в древности дыхание считали первопричиной жизни.

Поговорка «Это нам нужно как воздух» доказывает это.

Люди долго не знали, что для дыхания одного человека в герметически закрытом помещении требуется 2м 3 воздуха на 1 час.

Без пищи животное и человек может прожить около месяца.

Без воды они могут прожить до 8 дней.

А без воздуха никто не может прожить даже 5 минут.

Почему без воздуха, без дыхания человек не может жить?

Итак, дыхание – самая драгоценная и оберегаемая «ниточка», от которой зависит наше земное существование.

Так в 1846 году на судне «Мери Сомс» погиб батальон солдат, укрывшийся во время бури в трюме, хотя судно осталось абсолютно невредимым.

Пример: Обычный человек может находиться без воздуха максимум

5 минут, тренированный (фридайвер) — до 9 минут.

Ныряльщик за жемчугом-около 2-х минут на глубину до 20 метров (ныряльщицы – женщины из Японии и Кореи).

— ныряльщики за жемчугом могут пробыть под водой до 4 минут;

— спортивный рекорд нахождения под водой равен 5 минутам 24 секундам;

— а вот бобры могут задерживать дыхание на 15-30 минут под водой;

В экспериментальных условиях (в большом аквариуме), когда ее удерживали под водой, нерпа находилась там до 65 мин. (рекордная продолжительность). В природе она бывает под водой до 20—-25 мин.—этого ей достаточно, чтобы добыть пищу или уйти от опасности.

Фридайвинг – это особый вид погружений на глубину с задержкой дыхания

(записать на доске и в тетрадь)

Вопрос: Но для чего мы дышим? Какое значение для нас, как, впрочем, для любого живого организма, имеет дыхание?

(Учитель вместе с классом обсуждает данный вопрос и подводит к нужным выводам.)

1. Обеспечение организма кислородом и использование его в окислительно-восстановительных реакциях.

2. Образование и удаление из организма углекислого газа и некоторых конечных продуктов обмена веществ: паров воды, аммиака и др.

3. Окисление (распад) органических соединений с высвобождением энергии, необходимой для физиологических функций организма.

Органические вещества + кислород = углекислый газ + вода + энергия.

Внимание! Энергия необходима для жизнедеятельности организма: вы слушаете, смотрите, пишите. Я говорю, двигаюсь – на всё затрачивается энергия.

Вывод: Мы дышим ради получения энергии. Таким образом, кислород – основа жизнедеятельности организма.

Вопрос: Каким образом кислород поступает в клетки?

Вопрос: А как кислород проникает в кровь?

Ответ: Через лёгкие.

(Ученикам предлагается дать определение процесса дыхания.)

=====Дыхание – это процесс поступления О2 в клетки организма, участие О2 в реакциях окисления, удаление продуктов распада.

Создание проблемной ситуации № 2:

Возьмите предметное стекло, поднесите ко рту и подышите на него. Обоснуйте ваши наблюдения.

Ответы детей: на покровном стекле появились капли воды.

Вывод № 2 В выдыхаемом воздухе содержаться пары воды.

Создание проблемной ситуации№3:

Возьмите, пожалуйста, одноразовые пакеты и сделайте несколько вдохов и выдохов в пакет.

Учитель: Опишите ощущения, которые происходят в вашем организме.

=======Ответы детей: Мы дышали практически выдыхаемым воздухом в котором с каждым выдохом увеличивалось количество углекислого газа, в кровь поступало мало кислорода и появилось легкое головокружение, т.к. увеличилось содержание углекислого газа в крови.

Итак, делаем общий вывод, полученный из наших опытов:

=====Дыхание – это совокупность процессов, обеспечивающих поступление кислорода, использование его в окислении органических веществ и выведение углекислого газа и продуктов распада из организма.

Другими словами- это процесс обмена веществ.

Создание проблемной ситуации№4:

А как мы дышим, какие органы участвуют в данном процессе и для чего так много приспособлений в системе дыхания?

III. Изучение нового материала

У человека – легочное дыхание.

Органы дыхания – это воздушные ворота в организм. Познакомимся со строением органов дыхания, проследим, какой путь проделывает воздух, прежде чем перейдёт в кровь, а обратно выделится углекислый газ.

1. Приступим к поиску ответа на ПРОБлемный вопрос, поставленный ранее:

«Зачем так много приспособлений создала природа для дыхания?»

Для этого мы должны изучить и понять значение каждого органа.

Дыхательная система состоит из воздухоносных путей и легких.

Используем таблицу человека и карточки, которые лежат у вас на столах.

2. Разбираем строение дыхательной системы.

Верхние дыхательные пути

Нижние дыхательные пути

у какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами. image001. у какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами фото. у какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами-image001. картинка у какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами. картинка image001

Записываем в тетрадь обозначенные цифрами органы, выделяя органы дыхания:

Упражнение 1. упражнение для быстрой вентиляции лёгких.

Ноги поставить на ширину плеч. Сделать глубокий вдох через нос, задержать дыхание на 2-3 секунды. Выполнить выдох через рот «порциями», всего на полный цикл выдоха затратить 3-4 «порции».

Упражнение 2. Начать медленный вдох. По мере наполнения легких плечи поднимаются, затем без задержки делать выдох, опуская плечи.

Медленно втяните воздух через нос, максимально надувая брюшную полость (как воздушный шар), затем сделайте паузу на 1-2 секунды и медленно выдохните, пытаясь полностью втянуть живот, и снова задержите дыхание на 1-2 секунды.

Воздухоносный путь начинается с носовой полости.

Вопрос: А, может, было бы проще, чтобы воздух шёл через рот? Экономнее и лучше? Почему ребёнку говорят: дыши носом?

Опыт с двумя кроликами. Взяли двух кроликов. Одному из них ввели в носовую полость трубочки, чтобы воздух проходил, не соприкасаясь со стенками носовой полости. Через несколько дней кролик умер, а другой, дышащий нормально, остался жив. Объясните, почему?

Вывод: В носовой полости воздух обеззараживается.

Вопрос: Что произойдёт, если в морозную погоду мы будем дышать ртом? Объясните почему.

Вывод: в носовой полости воздух обеззараживается, обогревается (с помощью кровеносных сосудов) + очищается от пыли и увлажняется.

(Учащиеся записывают вывод в своих тетрадях.)

— несколько извилистых ходов,

— кровеносные сосуды (Проблемазачем так много кровеносных сосудов? Почему, с детства вам говорят, что нужно дышать носом?)

Прошу добровольца выйти к доске. Завязываем ему глаза, а вас я попрошу пронаблюдать за движением тела испытуемого.

—- даем понюхать вату, смоченную духами.

Вопрос классу: «Что наблюдаете?»

Ответ класса: «Ученик потянулся понюхать приятный запах»

—- даем понюхать вату, смоченную нашатырным спиртом (приготовить заранее)

Ответ класса «Ученик отпрянул от данного запаха»

Что в этом случае происходит с дыханием?

Ответ класса: Человек приходит в сознание и делает вдох при помощи ротовой полости.

Таким образом, мы подошли к вопросу о регуляции дыхания. Существует два типа регуляции, нервная и гуморальная. В данном случае слизистая оболочка носовой полости (при поступлении яда) разбухает и закрывает поступление яда в организм вместе с воздухом. Дыхательный центр головного мозга реагирует на прекращение дыхания и дает сигнал к рефлекторному вздоху. Регуляцию дыхания мы еще изучим более основательно.

Если учесть, что глаза были завязаны, сделайте вывод, какой анализатор сработал и где он находится?

Ответ: В носовой полости находятся рецепторные клетки обонятельного анализатора, которые передают информацию в головной мозг.

Кроме того, внутренняя поверхность носовой полости выстлана мерцательным эпителием (около 0,5 л. в сутки), который выделяет слизь. Слизь задерживает пыль и инородные тела, увлажняет воздух.

На верхней стенке носовой полости много кровеносных сосудов, которые согревают и обеззараживают воздух. Вспомните состав и функции крови.

Переходим к изучению органа дыхательной системы.

=========1. Строение носовой полости. Носовая полость отделяется от ротовой особой перегородкой – нёбом. Носовая полость разделяется костно-хрящевой перегородкой (именно она придаёт форму носу) на правую и левую половины. В каждой из них находятся извилистые ходы, которые значительно увеличивают внутреннюю поверхность носовой полости.

Вся носовая полость выстлана слизистым эпителием.

Эпителий имеет специальные выросты – реснички и клетки, вырабатывающие слизь. А так же, в слизистой оболочке очень большое количество кровеносных сосудов.

Вопрос: Как вы считаете, для чего в носовой полости так много кровеносных сосудов?

Ответ: Для согревания.

Вопрос: А для чего реснички в слизистой оболочке?

Ответ: Очищение от пыли.

Прим. Если бы реснички не удаляли из дыхательных путей пыль,

то за 70 лет в лёгких её скопилось бы 5 кг.

Вопрос: Для чего нужна слизь?

Ответ: Для увлажнения и обеззараживания, так как в слизи находятся лимфоциты и фагоциты а также антитела.

Из носовой полости воздух попадает в носоглотку (верхняя часть глотки), а затем в глотку, с которой сообщается и ротовая полость.

Поэтому мы можем дышать и через рот.

Кстати, глотка как перекрёсток ведёт и в пищевой канал, и в дыхательное горло (трахею), которое начинается гортанью.

(учащиеся работают с атласом «Строение человека)

==========2. Строение гортани. Гортань расположена на уровне

4-6 шейных позвонков. Состоит из нескольких хрящей. Гортань имеет вид воронки, стенки которой образованы несколькими хрящами. Самый крупный их них – щитовидный. Название его говорит само за себя, так как выполняет защитную функцию.

У мужчин он несколько выступает вперёд, образуя кадык. Вход в гортань во время проглатывания пищи закрывается хрящом – надгортанником.

По форме гортань напоминает песочные часы, вверху сообщаясь с носоглоткой, внизу с трахеей.

Обе полости соединяются через узкую голосовую щель, края которой образованы голосовыми связками.

=======Учитель-Задание. Выясните, что происходит с дыханием во время глотания.

=======В узкой части гортани находятся 2 пары голосовых связок. Нижняя пара участвует в голосообразовании.

Спереди связки прикрепляются к щитовидному хрящу, а сзади – к правому и левому черпаловидным хрящам. При движении черпаловидных хрящей связки могут сближаться и натягиваться.

При спокойном дыхании связки разведены. При усиленном они разводятся ещё шире, чтобы не мешать движению воздуха. При разговоре связки смыкаются, оставляя лишь узкую щель. При прохождении воздуха через щель края связок вибрируют и издают звук. Крик вредит голосовым связкам. Они напрягаются, трутся друг о друга.

Задание. На рисунке 65 вашего учебника изображены голосовые связки трёх людей. Определите по голосовым связкам, кто из них глубоко дышит после бега, кто спокойно стоит, кто поёт.

(Ученики дают ответы.)

=======У мужчин длина голосовых связок 20–24 мм, у женщин – 18-20 мм. Чем длиннее и толще голосовые связки, тем голос ниже. Голоса девочек и мальчиков практически не различаются, только у мальчиков в подростковом возрасте начинают меняться – ломаться (из-за неравномерного

роста хрящей и связок). Чем сильнее колеблются голосовые связки, тем голос громче.

(Прим. Вспомните крик Тарзана, которого играл Джонни Вайсмюллер – мировой рекордсмен и олимпийский чемпион по плаванию. Вместе с ним кричало четверо человек.)

У мужчин длина голосовых связок 20–24 мм, у женщин – 18-20 мм. Чем длиннее и толще голосовые связки, тем голос ниже. Голоса девочек и мальчиков практически не различаются, только у мальчиков в подростковом возрасте начинают меняться – ломаться (из-за неравномерного роста хрящей и связок). Чем сильнее колеблются голосовые связки, тем голос громче.

Звуки, издаваемые голосовыми связками, еще не речь. Членораздельные звуки речи формируются в ротовой и носовой полостях в зависимости от положения языка, губ, челюстей и распределения звуковых потоков. Работа перечисленных органов при произнесении членораздельных звуков называется артикуляцией.

Вопрос: Звуки речи возникают при вдохе или при выдохе?

Но, оказывается, колебаний голосовых связок недостаточно. Для возникновения членораздельной речи необходимы определённые позиции языка, зубов, губ. Рот и носовая полость усиливают звук, обогащают его различными оттенками. (Прим. Произнесите фразу: «Миноносец мчался». Почему исказилось предложение?)

В мозгу существуют специальные центры речи.

Они согласовывают работу мышц речевого аппарата и связаны с процессами сознания и мышления.

Процесс образования речи называется артикуляцией и формируется у маленьких детей до 5-и лет.

Вывод. Значение гортани: глотание, образование звуков речи.

Предлагаю выяснить опытным путем, как образуется звук в голосовом аппарате. Возьмите, пожалуйста, шарики и немного надуйте.

А) спустите воздух из шарика, не создавая препятствий.

Б) спустите воздух, сильно растянув края шарика.

Ваш вывод – в спокойном состоянии воздух свободно проходит через голосовую щель и звук не образуется. Во время разговора связки натягиваются, выдыхаемый воздух вызывает вибрацию связок и появляется звук.

Всем известно, что о время еды лучше не разговаривать. Давайте докажем это с биологической точки зрения.

· Выяснить, почему во время глотания прекращаются дыхательные движения.
Сделать еще одно глотательное движение и убедиться в справедливости этого факта.
Вывод: язычок закрывает вход в носовую полость, надгортанник преграждает вход в трахею. Вследствие этого воздух в момент глотания попасть в легкие не может.

При проглатывании пищи, чтобы она не попадала из носоглотки в дыхательные пути, вход в гортань закрывается эластичным хрящевым надгортанником. Поэтому необходимо соблюдать правила приема пищи.

Клетки реснитчатого эпителия очищают вдыхаемый воздух; происходит насыщение его водяными парами.

Выделяющаяся слизь с частицами пыли и микроорганизмами движется в глотку.

Из гортани воздух попадает в трахею.

=====3. Строение трахеи. Трахея – широкая трубка, которая состоит из

16-20 хрящевых полуколец и поэтому всегда открыта для поступления воздуха. Трахея расположена спереди от пищевода. Её мягкая сторона обращена к пищеводу. При прохождении пищи пищевод расширяется, и

мягкая стенка трахеи не мешает этому. Внутренняя стенка трахеи покрыта мерцательным эпителием, который выводит пылевые частицы из лёгких.

В нижней части трахея делится на 2 бронха: бронхи имеют хрящевые кольца. Они входят в правое и левое лёгкое. В лёгких каждый из бронхов ветвится, подобно дереву, образуя бронхиолы.

Бронхиолы заканчиваются альвеолами – лёгочными пузырьками, в которых происходит газообмен.

Лёгочные пузырьки образуют губчатую массу, которая формирует лёгкое. Каждое лёгкое покрыто оболочкой – плеврой.

Носовая полость – носоглотка – гортань образуют верхние дыхательные пути.

Трахея и бронхи образуют нижние дыхательные пути.

Трахея представляет собой трубку (10-15 см)

Предлагаю вам самостоятельно, используя текст учебника стр. 102, изучить строение, и обосновать ваш ответ.

=======Вывод учащихся: Трахея состоит из хрящевых полуколец, благодаря чему трахея не спадается при вдохе, дыхание не прекращается при повороте шеи, мягкая задняя стенка не мешает прохождению пищи по пищеводу.

Стенки полости выстланы слизистой оболочкой, содержащей многочисленные клетки ресничного эпителия.

Функция слизистой оболочки – увлажнять вдыхаемый воздух, задерживать пылинки и микроорганизмы. Слизь содержит вещества, убивающие микробов или препятствующие их размножению.

Чувствительные клетки обеспечивают защитную функцию. Под слизистой оболочкой ветвятся многочисленные кровеносные сосуды.

Эти сосуды согревают вдыхаемый воздух до температуры тела.

Бронхи, войдя в легкие сильно ветвятся на более мелкие веточки – бронхиолы.

Самые маленькие веточки заканчиваются микроскопическими легочными пузырьками – альвеолами.

Пузырьки снаружи оплетены густой сетью капилляров и так тесно прилегают друг к другу, что капилляры оказываются зажатыми между ними. Стенки капилляров и пузырьков настолько тонки, что расстояние между воздухом и кровью очень малы. Это создает отличные условия для проникновения газов сквозь стенки капилляров и пузырьков

На уроке мы должны выяснить, как строение легких обеспечивает данный процесс, как организм освобождается от накопления СО2 и обогащается О2.

========Легкие занимают все свободное пространство грудной полости. Расширенная часть легких прилегает к диафрагме.

Главные бронхи, легочные артерии и вены входят в легкие с внутренней стороны, граничащей с сердцем. Место их входа называют «воротами легких«.

У человека два легких, которые находятся в грудной полости.

Плевра покрывает внутреннюю поверхность грудной полости и переходит на легкое. Это пристеночная плевра.

Между легочной и пристеночной плеврой узкая щель.

Это плевральная полость, заполненная тончайшим слоем жидкости, которая облегчает скольжение легочной стенки во время вдоха и выдоха, уменьшая трение.

Вопрос классу – Вспомните, какой орган, покрыт защитной оболочкой и почему?

—- Сердце находится в околосердечной сумке, так как сокращается в течении всей жизни и это уменьшает трение.

Обобщение и закрепление изученного материала.

Итак подводим итоги наших экспериментов, для этого предлагаю провести пятиминутку «ты мне –я тебе».

Вы должны задать вопрос, по изученной теме, любому из одноклассников, который будет задавать вопрос следующему.

Оцените свою работу на уроке самостоятельно.

А теперь вернемся к цели нашего урока «Зачем так много приспособлений создала природа для дыхания?».

Вывод учеников – действие природы носит приспособительный характер.

Чтобы защитить человека и помочь нам выжить.

======ВЫВОД: В органах дыхания происходит 2 вида дыхания: легочное дыхание (внешнее) и тканевое дыхание (клеточное).

Легочное дыхание происходит в легких, обеспечивающих газообмен между воздухом и кровью.

Учитель: Как же происходит легочное дыхание или газообмен в легких?

Обмен газов в легких осуществляется с помощью диффузии.

====Итак, кровь, поступившая от сердца в капилляры, оплетающие легочные альвеолы содержит много углекислого газа. В воздухе легочных альвеол углекислого газа мало, поэтому он покидает кровеносные сосуды и переходит в альвеолы. Кислород поступает в кровь тоже благодаря диффузии.

В крови свободного кислорода мало, потому что его связывает гемоглобин и превращается в оксигемоглобин. Ставшая артериальной кровь покидает альвеолы и по легочной вене направляется к сердцу.

Чтобы этот газообмен происходил постоянно, надо чтобы состав газов в легочных альвеолах был постоянным. Это постоянство и поддерживается легочным дыханием: избыток углекислого газа выводится наружу, а поглощенный кровью кислород возмещается кислородом из свежей порции наружного воздуха.

Человек дышит атмосферным воздухом, а точнее смесью газов.

Сообщение о составе вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, проведение опыта по определению состава выдыхаемого воздуха. Ученик берет стакан с известковой водой и дует на нее в трубочку для коктейля. Вода должна

помутнеть. Это доказывает, что в выдыхаемом воздухе содержится углекислый газ.

=====Учитель: О легочном дыхании поговорили, а теперь о тканевом дыхании.

В тканях мало кислорода и поэтому происходит распад оксигемоглобина на гемоглобин и кислород.

Кислород переходит в тканевую жидкость и там используется клетками для биологического окисления органических веществ.

Выделяющаяся при этом энергия используется для процессов жизнедеятельности клеток и тканей.

Углекислого газа в тканях скапливается много. Он поступает в тканевую жидкость, а из нее в кровь. Здесь углекислый газ частично захватывается гемоглобином, частично растворяется или химически связывается с солями плазмы крови.

В легких снова кровь становится артериальной и вернувшись в левое предсердие, несет кровь в большой круг кровообращения. (демонстрация схемы в программе)

ВЫВОД: Таким образом мы проследили с вами движение газов в организме человека при дыхании, это еще раз подтверждает взаимосвязь кровеносной и дыхательной систем организма человека.

· попробуем ответить на проблемные вопросы.

III. Заболевания дыхательных путей.

Большинство микроорганизмов задерживается и обезвреживается слизистой оболочкой верхних дыхательных путей. Иногда они вызывают различные заболевания: грипп, ангину, дифтерию, гайморит, фронтит.

В некоторых костях черепа имеются воздушные полости – пазухи.

В лобной кости есть фронтальная пазуха, а в верхнечелюстной – гайморовы пазухи.

Они усиливают звуки речи и придают им дополнительные оттенки. Форма голосовых связок и гайморовых пазух индивидуальна. Поэтому голос каждого человека неповторим, и мы различаем людей по голосу.

Грипп, ангина, ОРЗ могут вызвать воспаление слизистых оболочек пазух – гайморит и фронтит. У человека нарушается носовое дыхание, выделяется гнойная слизь из носа.

Профилактика. Необходимо лечение у ото-рино-ларинголога.

Голосовые связки могут пострадать от крика, курения, алкоголя.

Перед входом в гортань и пищевод находятся миндалины (из лимфоидной ткани), они содержат множество лимфоцитов и служат для защиты от инфекции. Воспаление миндалин называют тонзиллитом.

За мягким нёбом находятся глоточные миндалины – аденоиды. При их воспалении затрудняется дыхание.

При дифтерии (в пер. петля) воспаляются миндалины: на них возникают дифтерийные плёнки-налёты серо-белого цвета. Опухает шея. Из-за токсинов страдает сердце – миокардит.

Профилактика. Людям делают прививку (вводят вакцину) от дифтерита.

1. Жизнедеятельность организма возможна лишь при поступлении в его клетки кислорода и удалении углекислого газа.
2. В носовой полости воздух очищается, нагревается и увлажняется.
3. В гортани находятся две пары голосовых связок. Нижняя пара участвует в голосообразовании. Звуки речи формируются в ротовой и носовой полости.
4. Газообмен происходит в альвеолах лёгких.

Закрепление изученного материала

Просмотр учебного видеофильма (5мин.).

Вопросы на повторение

1. Для чего мы дышим?
2. Почему нельзя разговаривать во время еды?
3. Почему у человека меняется голос при потере зубов, насморке, нахождении пищи во рту?

Тест “Дыхательная система”

1. В каком органе дыхания воздух обогревается?

А) носовая полость;
Б) гортань;
В) трахея.

2. В каком органе дыхания находятся голосовые связки?

А) носовая полость;
Б) гортань;
В) трахея.

3. У какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами?

А) носовая полость;
Б) гортань;
В) трахея.

4. Как влияет крик на голосовые связки?

А) никак не влияет;
Б) улучшает;
В) ухудшает.

5. Какой из перечисленных органов не относится к дыхательной системе?

А) лёгкие;
Б) трахея;
В) лёгочная артерия;
Г) бронхи.

Итоги урока. (Оценки за активную работу на уроке, за тест. Домашнее задание: п. 26, ответить на вопросы стр.138-139),

3. Подготовить сообщение «Гигиена органов дыхания».

С любовью и тревогой мать всматривается в своего только что родившегося ребенка. Проходит минута, вторая – и вдруг раздается первый крик. Счастью матери нет предела: ребенок закричал, он будет жить!

В период внутриутробного развития человека зародыш связан с телом матери пуповиной и плацентой, через которые поступают к зародышу из крови матери кислород и питательные вещества, выделяются продукты распада и углекислота. Но вот наступает час рождения. Связь новорожденного с организмом матери прекращается. Ему неоткуда получать кислород, некуда девать углекислоту, и в крови ее становится все больше и больше. Наконец, ее накапливается столько, что она начинает возбуждать дыхательный центр. Возбуждение идет к дыхательным мышцам. Они сокращаются, и ребенок делает первый вздох. Это и есть первый крик. Воздух устремляется в легкие, расправляет и наполняет их. Так начинается жизнь человека.

В рабочем листе выполните задание №1

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *