у какого растения есть способность отращивать листья сходные по форме и цвету с листьями близлежащие
Межсезонье: почему осенью желтеют листья
Рассказываем про природные красители и коротко отвечаем на вопросы про межсезонные трансформации в природе
Зимой и летом одним цветом — только хвойные растения, а вот лиственные деревья меняют свой цвет раз в году. Разобрались с экспертом, откуда в листьях появляется цвет, почему он меняется именно осенью и зачем это происходит.
Откуда в природе цвет
За цвета в природе отвечает группа органических соединений, которые называются красителями. Они встречаются в окраске не только листьев растений, но и овощей, животных, птиц и рыб.
🌳 Хлорофилл — самый известный краситель в растениях, отвечает за зелёный цвет.
🌽 Каротиноиды — придают растениям жёлтый оттенок. Тыква, кукуруза, канарейки, фламинго, лосось, омары, креветки и нарциссы окрашены каротиноидами.
🍊 Флавоноиды — отвечают за оранжевый цвет. Их высокое содержание характерно для петрушки, лука, цитрусовых, облепихи, гречки и тёмного шоколада.
🍅 Антоцианы — это красный, пурпурный и фиолетовый цвета. Они дают окраску красным яблокам, помидорам, винограду и лепесткам многих цветков.
Как работают красители
Чтобы органическое соединение выглядело цветным, оно должно содержать цепочку сопряжённых двойных связей или присоединённых к ней поставляющих или принимающих электроны заместителей. Это следует из электронной теории цветности органических соединений. В листьях растений молекулы и соединения в них как раз такие, поэтому независимо от сезона сами листья не прозрачные, а цветные.
А, например, у большинства молекул, входящих в состав бензина, таких связей нет, поэтому он почти бесцветный.
Почему осенью желтеют листья
Это происходит из-за смены температуры и сокращения светового дня. Для производства хлорофилла, который отвечает за зелёный цвет в растениях, листьям требуется много тепла и света. Когда лето заканчивается, сокращается световой день, понижается средняя температура воздуха и, следовательно, производство хлорофилла замедляется, а существующий хлорофилл разлагается. В результате другие соединения, присутствующие в листьях, выходят на первый план и влияют на цвет листьев.
Какие деревья меняют цвет листьев
Из-за изменения светового дня все лиственные деревья меняют окраску. Не меняют окраску только хвойные деревья.
Почему осенью опадают листья
Это происходит из-за нехватки воды. Вода в грунте замерзает и не попадает в корни растений, в то же время с поверхности листа испаряется столько же воды, сколько и летом. Поэтому растения сбрасывают листву, чтобы не засохнуть.
Рассказываем школьную программу так, что хочется учиться
ГДЗ биология 6 класс Пасечник Дрофа Задание: 32 Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир Охрана растений
Стр. 198. Вопросы в начале параграфа
№ 1. Какие факторы влияют на развитие растительного мира?
На растительный мир влияет уровень влажности, света и тепла, а также окружающая среда и ее взаимодействие с растениями (насекомые, животные, деятельность человека).
№ 2. Какие приспособления к природным условиям вырабатываются у растений?
Все растения в зависимости от условий их расположения на планете, обладают своими особенностями, которые помогают им приспосабливаться к той или иной окружающей среде. Например, плауны, папоротники и плющи растут на влажной почве, а потому приспособились активно испарять влагу. Для этого у них есть устьица. Такие растения не запасают влагу.
Кактусы, которые растут в засушливых регионах, запасают влагу в стеблях и имеют ребристую форму, а листья у них видоизменены в колючки с твердыми покровами. Такое строение тела кактусов не даёт им погибнуть в засушливом климате и препятствует испарению влаги.
Аналогично запасать влагу приспособилось и такое растение, как алоэ. У него есть плотный покров на листьях – воск, который препятствует пересыханию.
№ 3. Какое значение имеют растения в жизни человека?
Издавна растения использовались человеком в качестве пищи, кормов для животных и материалов для строительства жилища. С годами эволюции люди научились изготавливать из растений лекарственные препараты, косметику, элементы декора и т.д. Многие из них, устойчивые к изменению климата, используются для озеленения.
Но самым важным и значимым для человека является все-таки способность растений очищать воздух и насыщать его кислородом. Особенно заметно это в промышленных регионах с сильным загрязнением воздуха.
Стр. 202. Вопросы
№ 1. Какое влияние оказывает хозяйственная деятельность человека на растительный мир?
Много лет человек является частью природы. Он всегда брал все необходимое для своего выживания: материал для строительства жилища, питание, вскармливание скота. Растения успешно использовались для всех этих целей. И если ранее влияние деятельности человека на растительный мир было таким же, как и влияние животных, то сегодня все кардинально поменялось.
С одной стороны, человек обогащает растительный мир новыми видами, выводит новые сорта, семейства. Косвенным путем люди способствуют появлению в растительном мире новых форм и видов своими ежегодными покосами. В результате на лугах появились как ранние, так и поздние растения, которые плодоносят до и после покоса, соответственно.
Но, с другой стороны, распахивая степные районы и высаживая на их почвах культурные растения, человек уничтожает дикие растения, которые до недавнего времени росли в этих местах. Таким образом, полностью меняется местная флора. Обширные осинники и березняки – яркий пример того, как меняются первобытные леса.
Если верить Всемирному фонду Охраны Дикой природы, то уже через 40 лет биоресурсы нашей планеты могут быть полностью исчерпаны. И всему виной безалаберное отношение и устаревшие методы природопользования, которые используются человечеством до сих пор.
№ 2. С какой целью создают заповедники? В чём их отличие от заказников?
Заповедники создаются с целью сохранить растительные уголки природы, в которых растут растения, находящиеся на грани вымирания. С каждым годом работникам таких зон все тяжелее следить за исчезающими растениями, оберегать их от вредительства людей в результате их хозяйственной деятельности. В таких местах она просто запрещена!
Отличие заповедников от заказников в том, что на территории последних охрана распространяется не на весь природный комплекс, а только на его отдельную часть.
№ 3. Как охраняют природу в нашей стране?
Для защиты природы в России разрабатывается множество международных соглашений. Например, Киотский протокол, согласно которому все развитые страны обязаны контролировать объем выбросов углекислого газа с целью предотвратить появление парникового эффекта. А именно парниковый эффект влияет на климат и на растительный мир нашей планеты.
В моей стране природа охраняется экологическим законодательством, разработкой которого занимается Комитет по экологии и комитет по природопользованию и сырьевым ресурсам, а также Отдел природопользования и защиты окружающей среды. С целью охраны природы создаются ботанические сады, заповедные зоны, которые охраняются и на которых запрещена любая хозяйственная деятельность. Сегодня в моей стране насчитывается около 100 заповедных зон.
№ 4. Какова роль растений в оздоровлении окружающей среды?
Все растения поглощают из атмосферы вредные вещества, включая излишки углекислого газа, и одновременно обогащают воздух кислородом. Растения, которые наиболее чувствительны и менее устойчивы к негативному воздействию загрязнённого воздуха, являются своеобразным индикатором состояния окружающей среды. А те растения, которые устойчивы к такому воздействию, активно используются человеком для озеленения городов. Их рассаживают и в городах с развитой промышленностью в качестве пылеуловителей и источников чистого кислорода.
№ 5. Почему охрана природы должна стать делом всех людей планеты?
Природа дает нам всё, что необходимо для комфортного существования. Мы должны не только разумно использовать все её ресурсы, но и бережно относиться к ним. Охрана природы является важнейшей задачей каждого человека на нашей планете.
Без растительного мира станет невозможной жизнь всего живого. Ведь именно растения оказывают мощнейшее влияние на окружающую среду, на микроклимат. Они также участвуют в почвообразовании, регулируют водный режим, очищают воздух от дыма, копоти, вредных газов и пыли. Более того, некоторые виды растений, например, хвойные, выделяют особые вещества, известные как фитонциды. Они убивают множество микроорганизмов, которые являются возбудителями некоторых болезней человека и животных.
Также растения используются и в хозяйстве. Из них получают плодово-ягодное, пищевое, техническое и лекарственное сырье. Растения служат пищей для многих животных, продукты которых (мясо, молоко, шерсть и т.д.) являются необходимыми для питания человека.
От того, насколько бережно сегодня мы будет относиться к окружающей нас природе, зависит благополучие нашей жизни и жизни будущих поколений.
Стр. 204. Летние задания
№ 1. Изучите видовой состав деревьев, кустарников и цветочно-декоративных (применяемых в озеленении) растений. Установите, в какой период (цветения, плодоношения и т.д.) каждый вид наиболее декоративен. Какие растения следует шире применять в озеленении?
Для озеленения чаще всего применяются такие деревья и кустарники, как сирень, ясень, липа, рябина, акация, калина. В качестве декоративно-цветочных используются: люпины, бархатцы, тюльпаны, настурция, лилейник, маргаритки, анютины глазки.
В зависимости от периода цветения и плодоношения каждый вид растения по-своему прекрасен. Например, цветы распускаются в мае-июне. Некоторые из них в августе. Кусты сирены красивы в апреле-мае, а яблоня наиболее декоративна в начале мая.
Мне кажется, что для озеленения целесообразно применять растения, которые наиболее устойчивы к загрязненному воздуху. Особенно актуально это для промышленных городов, где в качестве декоративных насаждений лучше выбирать акации, каштаны, тополи, лиственницы и сирень.
№ 2. Изучите видовой состав одного из растительных сообществ. Составьте список растений, растущих в разных ярусах.
Для примера рассмотрим обычный лес с разнообразием лиственных и хвойных деревьев:
Верхний (пятый) ярус представлен деревьями – лиственными (береза, тополь) и хвойными (пихта, ель, кедр).
В четвертом растут кустарники. Это шиповник, вороний глаз, калина.
В третьем ярусе растут кустарнички, например малина, бересклет.
Во втором ярусе растут травы и папоротники: ландыши, колокольчики, копытень, звездчатки, медуница лекарственная.
И первый ярус представлен лишайниками, грибами и мхами.
№ 3. Изучите особенности строения растений, относящихся к различным экологическим группам. Опишите 2—3 изученных вами растения из разных экологических групп.
Выделяют несколько групп растений на основании их отношения к почве, влажности и свету:
Растения, которые растут на засоленных, богатых или бедных почвах.
Влаголюбивые, засухоустойчивые, водные и умеренного увлажнения растения.
Теневыносливые, светолюбивые и тенелюбивые растения.
Одним из весомых экологических факторов является почва, а точнее её питательность и тип. На заболоченных почвах растет багульник болотный, росянка круглолистная, клюква. На песчаных почвах чаще всего можно встретить иван-чай, сон широколистый, очиток едкий. А вот на кислых почвах широко распространены такие растения, как редька дикая и хвощ полевой.
В целом можно сделать вывод, что растения, которые растут на влажных почвах, обладают таким рядом особенностей: мелкие жесткие листья, хорошо развитые механические ткани, малые клетки, наличие кутикул и т.д. Почвы с высокой засоленностью также богаты растительностью. Там растут такие растения, как тамарикс, курай мясистый, содник.
К водным растениям относятся: водяной орех, элодея, сальвиния плавающая. Все они укореняются в почвах водоемов или свободно зависают в толще воды, а только во время своего цветения появляются на ее поверхности. Строение таких растений обусловлено особенностями их существования в воде. Например, у ряски, кувшинок или водяного ореха часть листьев плавает на поверхности водоемов, а остальное тело погружено в воду.
Такие влаголюбивые растения, как кукушкин лён, осока острая, лапчатка прямостоячая, сфагнум, росянка растут в условия повышенной влажности – во влажных тенистых лесах, на заболоченных лугах и болотах.
Многие растения, например типчак, ковыль, верблюжья колючка, мятлик растут в засушливых местах – пустынях, степях и полупустынях. Они приспособились к большой освещённости солнцем, высоким температурам и недостатку влаги благодаря особенностям своей корневой системы, которая способна проникать на значительную глубину и питаться грунтовыми водами и растворенными в ней минеральными веществами. Например, кактусы обладают хорошо разветвленной корневой системой, благодаря чему могут впитывать влагу с большой площади во время кратковременных дождей. Также у них уменьшена площадь листовых пластинок, имеется небольшое количество устьиц, утолщена кутикула, а иногда листья просто видоизменены в иголки или чешуйки.
Отдельно выделяют растения, которые занимают промежуточное положение и находятся на грани между влаголюбивыми и засухоустойчивыми «собратьями». Растут они, как правило, в условиях достаточной увлажненности, но в то же время могут легко выдерживать непродолжительные засухи. Это такие лиственные деревья, как дуб, ясень и клен, береза, ольха. Также к таким растениям относятся луговые травы (клевер), овощные культуры (морковь, капуста) и многие разновидности кустарников.
Огромную группу представляют собой растения, которые объединены по приспособленности к температуре. Виды, которые хорошо растут при низких температурах, называют холодостойкими. Это растения тундры с низким стеблем, мхи. Особенность их кроется в том, что их клеточный сок богат сахаром, что снижает возможность замерзания цитоплазмы при низкой температуре. А вот теплолюбивые растения распространены в тех местах, где преобладают преимущественно высокие температуры и практически всегда солнечно. Это дыни, арбузы и т.д.
№ 4. Изучите особенности и различия в строении вегетативных органов растений одного вида, произрастающих в разных условиях обитания.
Для наблюдения можно взять два горшка с фиалками. Один горшок поставить в солнечное место. Второй – в тенистое и прохладное место.
Через время мы заметим, что фиалка, которая находилась под солнечными лучами, утратила яркий зеленый цвет своих листьев. Они стали тусклые, мягкие. Так произошло, потому что под воздействием чрезмерных лучей солнца хлорофилл, содержащийся в листьях растения, разрушился частично. Также можно отметить, что рост фиалки замедлился, а стебельки выросли более приземистые, с широкими листьями.
Фиалка, которая находилась в тени, также потерпела изменения. В результате адаптации к новым условиям листья у растения стали шире, темно-зеленого цвета. Стебель, несмотря на насыщенный оттенок, утратил свою прочность. Все это произошло в результате недостатка света и, как следствие – снижения производства продуктов фотосинтеза.
№ 5. Выясните влияние густоты посева на рост и развитие растений. Посейте семена моркови (свёклы, редиса) на двух одинаковых делянках (контрольной и опытной). После появления всходов на опытной делянке проредите их, через 10—15 дней повторите прореживание. Наблюдайте за развитием растений. Определите, на какой делянке урожай больше. Запишите результаты в дневник.
Для опыта были выбраны и высеяны семена моркови. На контрольной делянке, где выполнялось прореживание, морковь выросла крупная, плотная и сочная. На второй – мелкая, кривая. Так произошло потому, что растения на первой делянке имели достаточную площадь для своего роста, большое количество света и влаги.
№ 6. У нескольких растений томатов удалите боковые побеги. Сравнивая эти растения с теми, у которых боковые побеги не были удалены, определите, какие из растений дали больший урожай.
После того, как мы удалили боковые побеги, плоды, находящиеся на веточках выше, стали получать больше питательных веществ через стебель от корней. Соответственно, такие плоды будут крупными и сочными.
№ 7. Выберите несколько (2—3) деревьев и кустарников, растущих вблизи вашего дома, и проведите наблюдения за ними: отметьте размеры, форму кроны, ветвление, особенности коры, расположение почек и листьев на побеге, наблюдайте за развитием побегов, цветением и т. д. Все данные записывайте в дневник. Наблюдения продолжайте и осенью.
Липа мелколистая
Высота дерева в среднем составляет 20 – 38 метров, шатровидная крона. Кора у дерева темного цвета, а на старых особях – бороздчатая. Листья у липы зубчатые, сердцевидные, с заостренной верхушкой, длинночерешковые, очередного расположения, сверху зеленые, а снизу сизоватые.
Цветки дерева правильной формы, обоеполые, желтовато-белые, имеют легкий приятный аромат, в диаметр достигает 1 – 1,5 см. У них двойной пятираздельный околоцветник. Цветки собраны в щитковидные повислые соцветия по 5 – 11 штук. При каждом соцветии имеется продолговатый желто-зеленый прилистник. В цветках липы много тычинок.
Период цветения липы с начала июля и около 10 – 15 дней. По фенологическому календарю дерево начинает цвести уже на 79-ый день после момента зацветания орешника.
Плод у липы шаровидный, одно- или двусемянный орешек, тонкостенный. Созревание плодов припадает на конец августа – начало сентября.
Сирень
Относится к роду кустарников, семейству Маслиновых. В высоту достигает от 50 см до 2 – 2,5 метров. Листья супротивные, цельные, реже перисто-раздельные. Зимой полностью опадают. Цветки сирени лилового, белого или розового цвета. Расположены в метёлках на концах веток. Чашечки маленькие, короткие, колокольчатые с четырьмя зубчиками.
Венчик цветка сирени обыкновенно с длинной цилиндрической трубкой и плоским четырёхраздельным отгибом. Тычинок в них по две, которые прикреплены к трубке венчика. Завязь только одна и с двухраздельным рыльцем.
Плод сирени – двустворчатая сухая коробочка.
№ 8. Изучите строение цветков насекомоопыляемых растений. Определите, какова продолжительность цветения, какие насекомые их опыляют.
Бузина чёрная
Цветки желтовато-белого цвета, диаметром 5 – 8 мм, сидячие или на цветоножках, пятилепестковые, собранные в щитковые многоцветные соцветия, размер которых достигает 10 – 25 см. С ярким насыщенным ароматом.
Чашечка цветков пятизубчатая, венчик колесовидный, состоит из пяти лепестков, которые сращены у основания. В цветке пять тычинок, приросших к трубке венчика. Завязь трехгнёздная, полунижняя, с тремя ворсинчатыми рыльцами и коротким столбиком.
Цветет бузина чёрная в середине мая – начале июня. Опыляется пчёлами, осами и другими насекомыми.
№ 9. Примите участие в изготовлении наглядных учебных пособий, используя растения со школьного учебно-опытного или приусадебного участка. Изготовьте гербарии и тематические коллекции, используя только культурные, сорные или широко распространённые растения, например, «Листья простые и сложные», «Жилкование листьев», «Повреждение листьев вредителями», «Фазы развития пшеницы», «Лекарственные растения» и др.
ГДЗ биология 5 класс Пасечник, Суматохин, Калинова Просвещение 2019-2020 Задание: 4 Разнообразие живой природы
Стр. 14. Вспомните
№ 1. Чем растения отличаются от животных?
Несмотря на то, что, согласно энциклопедическим словарям, растения и животные являются частями единой живой природы и имеют общие свойства (клеточное строение и обмен веществ), что объясняет единство их происхождения, они все-таки отличаются друг от друга.
Во-первых, растение является организмом, который питается неорганическими веществами из воды, почвы и воздуха, а из них создает органические вещества. Также растения – это прикрепленные к месту своего обитания организмы, то есть, ведущие неподвижный образ жизни. Животные же определяются как существа, которые способны к передвижению и питаются исключительно готовыми органическими веществами – сложной органикой (углеводы, белки, жиры). Они способны усваивать твердую пищу, предварительно переваривая ее.
Во-вторых, размеры, структура, особенности и состав растительных и животных клеток отличаются. Размер растительной клетки значительно больше (от 10 до 100 микрометров в длину), чем у животных (от 10 до 30 микрометров в длину). Форма их также отличается: у растений клетки имеют форму куба или прямоугольника, у животных округлую, неправильную форму. В растительных клетках энергия хранится в виде крахмала, тогда как в животных – в виде сложного углеводного гликогена. Растут клетки животных за счет увеличения своего числа, у растений – за счет увеличения своих размеров, накапливая больше воды в центральных вакуолях. Также у растительных клеток есть клеточная стенка, которая состоит из клеточной мембраны и целлюлозы. Но в них отсутствуют центриоли. У животных клеток клеточная стенка отсутствует, однако есть клеточная мембрана и цилиндрические структуры, которые организовывают сборку микротрубочек в процессе деления клеток.
В-третьих, растения не ограничены в своем росте, они могут расти всю свою жизнь. Животные же растут только в определенный период жизни, после их рост и развитие прекращается.
№ 2. Какие признаки характерны для живых организмов?
Для всех живых организмов характерно наличие следующих признаков:
Обмен веществ, питание, дыхание, выделение веществ – влаги, углекислого газа, неиспользованных питательных элементов;
Раздражимость (способность реагировать на изменение факторов окружающей среды);
Способность к размножению и наследственности;
Изменчивость и способность к адаптации.
Стр. 16. Моя лаборатория
Рассматриваем несколько растений одного вида (живые растения или гербарные материалы). Выявляем у них сходные черты. Объясняем, почему эти растения относят к одному виду.
Признаки | Ромашка аптечная | Ромашка непахучая (собачья) |
---|---|---|
Корень | Стержневого типа, слаборазветвленный. | Тонкий, веретенообразный, стержневого типа. |
Стебель | Голый, сильноветвистый. | Прямостоячий, наверху ветвистый. |
Листья | Сидячие, расположенные поочередно, рассеченные дважды на узколинейные заостренные доли. | Трижды перисто-рассечённые на узкие линейные острые доли, расположенные поочерёдно, сидячие. |
Цветок | Цветочные корзинки располагаются на длинных цветоножках одиночно. Цветки двух типов: внутренние (желтого цвета, трубчатые, обоеполые) и краевые (белые, язычковые, женские, сидят на полом и голом коническом цветоложе). | Цветочные корзинки с неполным полушаровидным плотным цветоложем. Цветки двух видов: краевые (ложно-язычковые, белые) и срединные (трубчатые, мелкие, жёлтые). |
Плод | Мелкая продолговатая семянка. | Темно-бурая трехгранная семянка. |
Цветение | Май – сентябрь. | Май – сентябрь. |
Место произрастания | Как сорняк в огородах и на полях, преимущественно в европейской части России (исключение – юго-восточные и северные районы). | В городах, полях, вдоль дорог, по берегам рек и прудов, практически повсеместно. |
Особенности | Все растение, включая цветочные корзинки, имеет горький вкус и характерный приятный аромат. | Однолетнее или двухлетнее растение с характерным ароматом. |
И ромашка аптечная, и ромашка непахучая являются травянистыми растениями, высота которых составляет от 25 до 50 см. Распространены они повсеместно и растут, как сорняки, в полях, на огородах, на лугах, около жилищ и вдоль дорог. Корень у них стержневого типа – прослеживается стержень и отходящие от него боковые и придаточные корешки. Период цветения обоих видов – с мая по сентябрь. Листья сидячие, расположены поочередно, перисто-рассечённые на узколинейные острые доли. Так как цветки ромашки аптечной и ромашки непахучей имеют сложное строение, а именно цветки двух типов – внутренние и краевые – эти два растения относят к семейству сложноцветных.
Рассматриваем несколько растений двух видов (живые растения или гербарные материалы): клевер красный и клевер ползучий; редьку дикую и редьку посевную. Находим у них черты сходства и различия. По каким признакам эти растения относят к разным видам?
Клевер красный (луговой) | Клевер ползучий (амория ползучая, белая чашка) |
---|---|
Сходства | |
Многолетнее травяное растение семейства бобовых и подсемейства мотыльковых с мочковатой корневой системой. Форма соцветия – шаровидные рыхлые головки до 4 см в диаметре. Цветок состоит из 10 тычинок (одна свободная и 9 сращены нитями) Листья сложные, тройчатые (изредка состоят из четырех листиков), с черешковым прикреплением. | |
Различия | |
Венчик диаметром 5 – 15 мм; длина чашечки 6 – 8 мм; шиловидные и длинно-оттопырено-волосистые зубцы чашечки; нижний зубец практически вдвое длиннее трубки, а все остальные равны ей; снаружи чашечка волосистая, в зеве – закрыта волосистым кольцом. | Венчик в диаметре 6 – 12 мм; длина чашечки около 4 мм, зубцы чашечки ланцетно-шиловидные; сама чашечка голая. Стебель ползучий, укореняющийся в узлах. Соцветия белые и шаровидные. Цветоносы длиннее черешков. |
Клевер луговой и клевер ползучий относят к разным видам, потому что клевер ползучий обитает в более влажных условиях, хорошо переносит холода в отличие от клевера лугового. Он не так высок, как клевер луговой, и имеет меньшую по размеру головку. Также короче у него и трубочки цветов.
Стр. 17. Вопросы после параграфа
№ 1. Для чего классифицируют организмы?
Организмы классифицируют для того, чтобы упорядочить накопленные за долгое время научные данные о них. Это нужно для удобства изучения живых организмов и исключения хаоса в научном мире.
№ 2. Что такое вид? Приведите примеры видовых названий.
Вид – это группа организмов или особей, которые схожи между собой по физико-экологическим, морфолого-анатомическим, генетическим и биохимическим признакам, а также занимают определенную территорию и способны скрещиваться между собой, в результате чего дают плодовитое потомство. Названия видов состоят из двух слов. Например, заяц беляк и заяц русак, береза пушистая и береза бородавчатая, купальница азиатская и купальница европейская.
№ 3. Какие царства живых организмов вы знаете?
№ 4. Чем отличаются живые организмы от неживых объектов?
Основным отличием живых организмов от неживых объектов является наличие у них таких признаков, как:
Клеточное строение (исключение – вирусы), потому что неживые объекты состоят их атомов;
Способность к росту и развитию (Хотя есть неживые объекты, например, кристаллы поваренной соли, которые могут расти со временем. Живые организмы – растения могут в определенный период находиться в состоянии покоя, например, в виде семян. Именно эти моменты делают живые организмы и объекты неживой природы схожими между собой);
Способность к дыханию и питанию, обмену веществ;
Способность к размножению – воспроизведению себе подобных.
Именно совокупность данных признаков и позволяет отличить живые организмы от тел неживой природы. При этом еще одним важным отличием является способность живых организмов получать и обрабатывать информацию из окружающей среды, осуществляя ответные реакции на внешние раздражители. Это называется раздражимостью.
№ 5. Какое значение для существования жизни на Земле имеет способность организмов к размножению?
Способность к размножению является одним из важнейших и определяющих свойств живых организмов. Если бы они не могли размножаться – воспроизводить себе подобных, то и жизни на Земле не существовало бы. В какой-то момент все виды организмов просто исчезли бы с нашей планеты, а все возможное разнообразие сводилось бы к каким-то случайным мутациям, либо результату воздействия вирусов. Но даже такие организмы существовали бы недолгое время и в конечном итоге бы все равно вымерли.
Стр. 17. Задание
Используя памятку на с. 9, составьте план параграфа.
Классификация организмов (вид, царство и чем они отличаются).
Какие царства живой природы существуют?
Основные отличия живых организмов от неживых объектов.
Стр. 16. Подумайте
Почему живые организмы составляют единое целое с неживой природой?
Живые организмы (растения, животные, люди) тесно связаны с неживой природой (вода, воздух, почва, небесные тела и т.д.) и составляют с ней единое целое. И ни один объект живой или неживой природы не может существовать по отдельности, потому что только при их тесном взаимодействии на Земле происходят процессы, которые не только обеспечивают, но и поддерживают жизнь. Например, растения не могут существовать без солнечного сета, влаги и воздуха. Из воздуха они поглощают углекислый газ, которым им необходим для фотосинтеза, а выделяют чистый кислород – важное вещество для жизни всех остальных живых организмов, включая человека. Ветер участвует в переносе семян растений, влага – в питании, солнечный свет – в процессе получения энергии. При этом растения и животные участвуют в поддержании химического состава воды, почвы и т.д.