3. Распределите лексику по 5 стилям речи (ответ впишите):
4. Распределите типы речи (описание, повествование, рассуждение) по целям (ответ впишите):
5. Определите стили речи (ответ впишите):
Текст 1.В марте текущего года наша компания заключила с вами договор на изготовление и установку пластиковых окон для оборудования офисных помещений. Общее количество окон составило 48 штук, сумма договора 593000 рублей.
Следуя договору, окна должны были быть установлены в срок до 1 сентября. На сегодняшний день работы выполнены лишь на треть, несмотря на полную оплату с нашей стороны.
Учитывая, что наша компания полностью выполнила обязательства по оплате, мы требуем в кратчайшие сроки выполнить работы по установке окон в полном объёме, а также устранить недостатки, описанные в ранее присланных претензиях, в срок до 1 ноября, либо вернуть нам денежные средства за невыполненные работы. Также мы намерены требовать компенсацию за причинённый ущерб.
Текст 2. Педагогика — совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание, образование и обучение. Педагогикой называется также учебный курс, который преподается в педагогических институтах и других учебных заведениях по профилирующим программам.
Текст 3. Лена, ты просто не представляешь, какая у нас соседка. Она уже немолода и малость плохо слышит. Все бы это ничего. Но она включает утром в своей гостиной телевизор на всю ивановскую. Слушает из кухни, когда в кастрюлях все булькает и на сковородках шкварчит! Так он целый день и бубнит: бу-бу-бу да бу-бу-бу.
Смотрит все подряд, а особенно всякую политику. Мы за стенкой чувствуем себя так, будто у нас тут заседания правительства. Или агитплощадка перед выборами.
Текст 4. Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами Пензенской области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетние деревья. В двух деревнях возникли пожары в результате удара молнии.
Текст 5. Над речкой тихо стелился туман, похожий на парное молоко. Птицы почти стихли в леске. Близилось еще одно июльское утро.
1. О каком стиле идет речь (ответ впишите):
3. Распределите лексику по 5 стилям речи (ответ впишите):
4. Распределите типы речи (описание, повествование, рассуждение) по целям (ответ впишите):
5. Определите стили речи (ответ впишите):
Текст 1. Плакета – памятная или декоративная медаль, имеющая форму многоугольника (с четырьмя углами и более). Другие названия – плакет или плакетка. Само слово происходит из французского языка и переводится как дощечка. Отличием от других медалей является форма – плакета всегда имеет острые углы. Чеканится она в качестве сувенира или для украшения. В последнее время стало модным изготовлять плакеты к различным праздникам, юбилеям, церемониям, хотя раньше для таких целей использовали круглые медали.
Плакета никогда не может быть постоянным наградным элементом, как это часто бывает с медалями. Например, Медаль за Отвагу в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Плакета изготовляется только раз, имеет определенный рисунок и вид. Впоследствии могут создаваться только ее копии.
Текст 2. В лаборатории Х был зафиксирован акт жестокости по отношению к животным. Группа биологов в течение нескольких месяцев проводила изнурительные эксперименты над живыми котами и собаками, в результате чего родился мутант, ранее не виданный миром. Сложно понять, что будет на уме у такого животного, возможно, с его помощью «ученые» постараются захватить власть в государстве!
Текст 3. Внимание! Желающие отправиться на экскурсию в Петербург должны собраться в кабинете директора 5 мая в 14 часов.
Текст 4. В холодное осеннее ненастье, на одной из больших тульских дорог, залитой дождями и изрезанной многими черными колеями, к длинной избе, в одной связи которой была казенная почтовая станция, а в другой частная горница, где можно было отдохнуть или переночевать, пообедать или спросить самовар, подкатил закиданный грязью тарантас.
Текст 5. Вы когда-нибудь задумывались о том, что было бы, если бы Земля поменялась местами с Юпитером? Я серьезно! Возникли бы Новые Васюки на его кольцах? Конечно, нет! Они же из газа! Неужели вы хоть на минуту купились на такую откровенную чушь? В жизни не поверю! А если бы луна упала в Тихий Океан, поднялся бы его уровень? Вы, наверное, думаете, что я – редкий зануда, но, если я не задам эти вопросы, то кто?
1. О каком стиле идет речь (ответ впишите):
3. Распределите лексику по 5 стилям речи (ответ впишите):
4. Распределите типы речи (описание, повествование, рассуждение) по целям (ответ впишите):
5. Определите стили речи (ответ впишите):
Текст 1. Прекрасна – и особенно в эту зиму – была Батуринская усадьба. Каменные столбы въезда во двор, снежно-сахарный двор, изрезанный по сугробам полозьями, тишина, солнце, в остром морозном воздухе сладкий запах чада из кухонь, что-то уютное, домашнее в следах, пробитых от поварской к дому, от людской к варку, конюшне и прочим службам, окружающим двор. Тишина и блеск, белизна толстых от снега крыш, по-зимнему низкий, утонувший в снегах, красновато чернеющий голыми сучьями сад, с двух сторон видный за домом, наша заветная столетняя ель, поднимающая свою острую черно-зеленую верхушку в синее яркое небо из-за крыши дома, из-за ее крутого ската, подобного снежной горной вершине, между двумя спокойно и высоко дымящимися трубами.
Текст 2. Приказ Об установлении опеки над недееспособной Ивановой Натальей Ивановной Рассмотрев заявление Петровой Нины Борисовны, зарегистрированной по адресу: г. Омск, ул. Строителей, д. 4, кв. 5, с просьбой об установлении опеки и назначении ее опекуном над Ивановой Натальей Ивановной, 1985 года рождения, зарегистрированной по адресу: г. Омск, ул. Строителей д. 4, кв. 5, признанной решением Советского районного суда города Омска от 21 сентября 2004 года недееспособной, решение опекунского Совета от 17 декабря 2004 года № 88, и, руководствуясь ст.ст. 32,35 Гражданского Кодекса Российской Федерации, приказываю: 1. Установить опеку над недееспособной Ивановой Натальей Ивановной, 1985 года рождения, зарегистрированной по адресу: г. Омск, ул. Строителей, д. 4, кв. 5. 2. Назначить Петрову Нину Борисовну опекуном недееспособной Ивановой Натальи Ивановны. 3. Обязать опекуна охранять правовые и имущественные интересы недееспособной.
Текст 3. Наша устная речь представляет собой поток звуков. Когда человек говорит. То возникают звуковые колебания, звуковые волны, которые слушающий воспринимает с помощью органов слуха.
— Конечно, вкусный, раз он уплетал его вчера за обе щеки!
Текст 5. Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами Пензенской области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетние деревья. В двух деревнях возникли пожары в результате удара молнии.
1. О каком стиле идет речь (ответ впишите):
3. Распределите лексику по 5 стилям речи (ответ впишите):
4. Распределите типы речи (описание, повествование, рассуждение) по целям (ответ впишите):
5. Определите стили речи (ответ впишите):
Текст 1. Лена, ты просто не представляешь, какая у нас соседка. Она уже немолода и малость плохо слышит. Все бы это ничего. Но она включает утром в своей гостиной телевизор на всю ивановскую. Слушает из кухни, когда в кастрюлях все булькает и на сковородках шкварчит! Так он целый день и бубнит: бу-бу-бу да бу-бу-бу.
Смотрит все подряд, а особенно всякую политику. Мы за стенкой чувствуем себя так, будто у нас тут заседания правительства. Или агитплощадка перед выборами.
Текст 2. С благодарностью подтверждаем получение Вашего письма с приложенными каталогами и сообщаем, что этот информационный материал мы направили на рассмотрение нашим заказчикам. В случае проявления ими интереса к изделиям Вашей фирмы мы Вам сообщим об этом дополнительно.
Текст 4. Господа стояли на крыльце и смотрели. Смотрели и с порога людской, даже крестились. А наутро староста залез на крышу господского дома и стал забивать доской слуховое окно.
Текст 5. Невероятное открытие! Житель глухой деревни Эксперименталово изобрел новый препарат, заставляющий куриц нести золотые яйца! Тайна, над которой не одно столетие бились величайшие алхимики мира, наконец, раскрыта нашим соотечественником! Пока от изобретателя никаких комментариев не поступало, он, в данный момент, находится в сильном запое, однако можно однозначно сказать, что открытия таких патриотов, однозначно, стабилизируют экономику нашей страны и укрепят ее позиции на мировой арене как лидера в области добычи золота и производстве золотых изделий на десятки лет вперед.
Используйте для ответов обозначения : а-научный, б- разговорный, в- официально-деловой, г-стиль художественной литературы, д- публицистический
8) У какого стиля основная функция – изложение научной информации?
9) У какого стиля основная функция – общение?
10) У какого стиля основная функция – художественное воздействие?
11) У какого стиля используются такие языковые средства: эмоциональная выразительная лексика, употребление неполных слов, слов-обращений, вводных слов?
12) У какого стиля используются такие языковые средства: широкое использование изобразительно-выразительных средств языка, привлечение лексических и синтаксических средств других стилей?
13) У какого стиля используются такие языковые средства: специальная лексика, научные термины?
14) У какого стиля используются такие языковые средства: общественно-политическая лексика, слова с подчёркнуто положительным или отрицательным значением, пословицы, поговорки, цитаты?
15) У какого стиля используются такие языковые средства: использование штампов, преобладание существительных над другими частями речи?
16) У какого стиля такая характеристика высказывания: призывность, страстность?
17) У какого стиля такая характеристика высказывания: строгость, точность, официальность?
18) У какого стиля такая характеристика высказывания: точность, логичность, доказательность?
19) У какого стиля такая характеристика высказывания: непринуждённость, эмоциональность?
20) У какого стиля такая характеристика высказывания: образность, выразительность?
Литературный язык в зависимости от того, где и для чего он используется, делится на ряд стилей.
Особенности стилей речи
Языковые средства (лексические,
Разговорный стиль
Неофициальная обстановка (в кругу друзей, знакомых), диалоги, дружеские послания, письма, беседы и пр.
Обмен впечатлениями, мыслями с близкими или знакомыми людьми
Непринуждённость, эмоциональность, оценочный характер речи
Эмоциональная, выразительная разговорная лексика, слова с суффиксами субъективной оценки; употребление неполных предложений, вводных слон, слов-обращений, междометий, модальных частиц; повторы; инверсии и пр.
Научный стиль
Изложение научной информации
Научные труды, выступления, доклады, лекции, статьи, книги, учебники и пр.
Сообщение сведений, имеющих научное значение; объяснение причин явлений; разъяснение достижений наукн и техники, сообщение о них
Точность, логичность, доказательность; отсутствие эмоциональности, даже некоторая сухость речи
Книжная и специальная лексика, научные термины; слова категории состояния; глагольные формы множественного числа; деепричастия, причастия; прямой порядок слов; простые предложения, осложнённые обособленными и однородными членами; нводные слова, указывающие на порядок оформления мысли и пр.
Использование штампов, специальной деловой лексики, прямого порядка слов, преобладание существительных над другими частями речи, употребление отглагольных существительных, глаголов в повелительном наклонении; производных предлогов, составных союзов; простых и сложных предложений с обособленными членами; СПП с придаточными условия, присоединительными и пр.
Публицистический стиль
Воздействие, агитация и пропаганда
Выступления, доклады, диспуты, статьи, брошюры и пр. на общественно-политические темы (газеты, журналы, радио, телевидение и пр.)
Передача информации об актуальных вопросах современной жизни с целью воздействия на людей, формирования общественного мнения
Призывность, страстность, выражение отношения к предмету речи, лаконичность при информативной насыщенности
Использование лексики разных пластов; общественно-политическая лексика; слова с подчёркнуто положительным или отрицательным значением; фразеологические обороты, пословицы, поговорки, цитаты; изобразительно-выразительные средства языка (эпитеты, метафоры, сравнения, инверсия и пр.), синтаксические конструкции книжной и разговорной речи, простые (полные и неполные), риторические вопросы, обращения и пр.
Стиль художественной литературы
Художестве- нные произведения: рассказы, повести, романы, пьесы, стихотворения, поэмы и пр.
Воздействие путём словесного художественного изображения жизни; передача отношения к окружающему, создание художественных образов и пр.
Образность, выразительность, эмоциональность, оценочный характер речи
Сочетание языковых средств разных стилей; широкое использование изобразительно-выразительных средств языка; привлечение лексических и синтаксических средств других стилей для большей выразительности и т. д.
4. Прочитайте отрывок из книги Н. П. Матвеевой «Свидетели истории народа», адресованной учащимся старших классов. Докажите принадлежность текста к научно-популярному стилю речи. Определите основную мысль текста, подготовьтесь к его пересказу.
Всем известно современное значение слова щепетильный: «строго, до мелочей принципиальный в отношениях с кем-либо или по отношению к кому-либо». Но не помешает ли современное значение правильно понять это слово в «Евгении Онегине» Пушкина?
Всё, чем для прихоти обильной Торгует Лондон щепетильный И по Балтическим волнам За лес и сало возит к нам. Всё украшало кабинет Философа в осьмнадцать лет.
У Пушкина щепетильный означало совсем иное: «изысканный, модный в одежде; приверженный моде». Почему? Оказывается, в литературный язык слово пришло из диалекта, где щепетить значило «наряжаться, модничать», а щепет (от щепа — мелочь) выступало в значении «галантерея». Отсюда щепетильный в XIX в. обозначало буквально «до щепы, до мелочей следящий за своей одеждой». Модников в народе называли щепетунами. Теперь понятным становится, что современное значение — результат развития языка, логическое переосмысление одного и того же понятия от конкретного к более абстрактному. Нетрудно заметить, что способствовала пониманию этого момента именно культурологическая информация, сделав непонятное слово словно осязаемым, близким нам.
5. Прочитайте отрывок из рассказа И. С. Тургенева «Хорь и Калиныч». Укажите признаки разговорного стиля в диалоге.
— Скажите, пожалуйста, — спросил я Полутыкина за ужином, — почему у вас Хорь живёт отдельно от прочих ваших мужиков?
— А вот отчего: он у меня мужик умный. Лет двадцать пять тому назад изба у него сгорела; вот и пришёл он к моему покойному батюшке и говорит, дескать, позвольте мне, Николай Кузьмич, поселиться у вас в лесу на болоте. Я вам стану оброк платить хороший. — «Да зачем тебе селиться на болоте?» — «Да уж так; только вы, батюшка, Николай Кузьмич, ни в какую работу употреблять меня уж не извольте, а оброк положите, какой сами знаете». — «Пятьдесят рублёв в год!» — «Извольте». — «Да без недоимок у меня, смотри!» — «Известно, без недоимок. »
6. Прочитайте тексты. Какой общей темой они связаны? Определите стиль каждого текста. Укажите признаки этих стилей.
I. Дайте толкование слова манифест. В случае затруднения обратитесь к словарю. Подберите синонимы к выделенному слову.
. Крепостное право на крестьян. и на дворовых людей отменяется навсегда.
. Наделение крестьян землёю и другими угодьями, а равно следующие за сим повинности в пользу помещика определяются преимущественно по добровольному между помещиками и крестьянами соглашению.
. Приобретение в собственность крестьянами полевых земель и угодий, отведённых им в постоянное пользование, допускается не иначе как с согласия помещика.
. Крестьяне, приобретшие в собственность землю при посредстве выкупной операции, обязаны вносить в казну ежегодно взамен следовавшего помещику за сию землю оброка по шести копеек на рубль с назначенной правительством выкупной ссуды впредь до погашения оной. Таковые платежи именуются выкупными. (Из Манифеста 19 февраля 1861 г.)
II. Дайте толкование выделенных слов. Выпишите из текста синонимы. Подберите синонимы к слову грядущие (поколения). Приведите 5—6 примеров слов, в которых написание приставок регулируется тем же правилом, что и в слове безнаказанно.
Имя Александра II отныне принадлежит истории. Начало освобождения крестьян сделано им, грядущие поколения этого не забудут!
Но из этого не следует, что б он мог безнаказанно остановиться. Нет, нет, пусть он довершит начатое, — пусть полный венок закроет его корону. Гнилое, своекорыстное, дикое, алчное противодействие закоснелых помещиков, их волчий вой не опасны! Что они могут противопоставить, когда против них власть и свобода, образованное меньшинство и весь народ, царская воля и общественное мнение? (А. И. Герцен)
7. Спишите, вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, раскройте скобки. Определите основную мысль и стиль каждого текста. Укажите признаки данных стилей речи.
I. Подберите синонимы к выделенному слову.
. Патриотизм это не право а обяза..ость хоть и кровная почетная но т..жёлая обяза..ость которую в меру своих способностей и сил должен нести каждый гражданин той земли что отдана ему под Отечество. Пусть (не, ни)восторгат(?)ся но гордит(?)ся каждому человеку принадлежностью к своему народу совсем (не)повредит. Армянину что он армянин эстонцу что он эстон..ц еврею что он еврей, а буряту что бурят. Позвольте уж и русскому пр..страстит(?)ся к этой шеренг., «семьи вольной». (Кое)какие заслуги перед мировой культурой и ц..вилизац..ей есть и у него. (В. Распутин)
II. Найдите в тексте антонимы. Сделайте морфологический разбор выделенного слова. Выпишите, указывая часть речи, по два слова а) с нулевым окончанием; б) без окончания.
8. Прочитайте и сравните два текста о Емельяне Пугачёве. Первый написан историком В. И. Бугановой, второй взят из романа В. Я. Шишкова «Емельян Пугачёв». Укажите стиль речи каждого текста и назовите его признаки.
I. Правда о Пугачёве была известна от него же самого. В тайной экспедиции Сената он признался: яицкие казаки «точно знали, что он не государь, а донской казак, ибо он сам настоящего своего имени не таил».
. Им нравилось, что простой казак выступает в роли «императора». К тому же среди них, как и во всём народе, по всей России, давно ходили слухи о том, что Петра III не убили в Ропше; жертвой заговора пал другой человек, какой-то солдат, внешне очень похожий на императора, а он сам скрылся. Все ждали избавления, надеялись, что он им поможет. Поэтому яицкие казаки и приняли Пугачёва.
II. — Не прогневайся, батюшка, скажи-ка мне сущую правду, не утай: точный ли ты государь есть?
Пугачёв по-страшному засверкал на Чику глазами.
— Не стращай, батюшка, я не больно-то пуглив. А лучше откройся, ведь нас немного здесь, ведь двоечка только, ты да я. Мне вот Денис Караваев сказал.
— Что он, безумный, сказал тебе?
— А то и сказал, что ты донской казак, — ловил Пугачёва нахрапистый Чика.
Пугачёв затрясся, заорал:
— Врёшь, дурак! Врёшь! — плюнул и пошёл быстрым шагом к речке.
. Чика поспешил за ним следом, чтоб разом кончить разговор.
— Я Караваеву Денису клятву принёс, чтобы в тайне держал. Ну так вот, и тебе, батюшка, клянусь, уж ты верь мне. И какой ты есть человек — донской казак ал и нет, велика ль мне в том корысть? А раз мы приняли тебя, батюшка, за государя, стало — и делу конец, стало — так тому и быть. Пугачёв вплотную приблизился к нему и, собрав всю внутреннюю силу, молвил:
9. Спишите, вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, раскройте скобки. Определите тему каждого текста, укажите, к какому стилю речи они относятся. Назовите признаки этих стилей. Подчеркните грамматические основы первых предложений каждого текста. Определите вид сказуемого в каждом из них. Подберите синонимы к выделенному слову, расположив их в порядке уменьшения признака.
I. Источники питания рек жидкие осадки снежный покров (высоко)горные снега и ледники подземные воды. Однородного питания рек в природе почти (не)наблюдает(?)ся оно обычно бывает смеша..ым. В зависимости от особенностей питания различают основные фазы водного режима рек половодье паводок.
Для умере..ого пояса Северного полушария характерна повыше..ая водность весной. Крайний тип режима рек уме-ре..ого пояса формируемый в условиях резкой континентальности (кратко)време..ое весеннее половодье. На реках Дальнего Востока под влиянием муссонов образуется летнее половодье дождевого происхождения. (Из Большой советской энциклопедии)
Тексты разнообразны по своему строению и содержанию. Выделяются следующие основные типы речи, которые используются при построении текстов разных стилей: описание, повествование, рассуждение.
10. Спишите, вставляя пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, раскрывая скобки. Определите стиль речи текста. Подготовьтесь к его пересказу. Подберите синонимы к выделенному слову.
Что(бы) подчеркнуть последовательность действия в этом тексте часто используют(?)ся слова и словосоч..тания обозн..чающие время (потом, через некоторое время и пр.) глаголы движения деепричастия соверше..ого вида. Динамич(?)ность тексту пр..д..ют формы глагола прошедшего врем..ни совершенного вида.
(Не)даром извес(?)ный русский л..нгвист В. Виноградов отмечал Прошедшее время несоверше..ого вида (не)двигает событий. Оно описательно. Прошедшее время совер-ше..ого вида насыще..о повествовательным динамизмом.
Наряду с глаголами соверше..ого вида прошедшего врем..ни используют(?)ся и другие формы при этом глаголы прошедшего врем..ни несоверше..ого вида подчёркивают длительность действия, настоящего — позволяют представить действие как происходящ.. на глазах читателя.
11. Спишите, вставляя пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, раскрывая скобки. Опираясь на материал предыдущего упражнения, докажите, что данный текст — повествование. Укажите средства связи предложений в тексте. Подберите синонимы к слову знаменитые (пещеры). Определите, к какой части речи принадлежит выделенное слово, сделайте его морфологический разбор.
12. Спишите, вставляя пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, раскрывая скобки. Определите стиль речи текста, укажите его признаки. Подготовьтесь к пересказу текста. Дайте толкование выделенного слова, подберите к нему антонимы. Найдите в тексте деепричастие, сделайте его морфологический разбор.
Содержание описания окружающая нас действительность (предмет, место, состояние и пр.). Мир в таком типе речи представлен статичным. В описани.. предмета например ра..каз..вается о его признаках которые можно увидеть сразу, все вместе (одновреме..ые признаки). В художестве..ом описани.. предмета выд..ляют(?)ся его самые яркие признаки которые постепе..о дополняют(?)ся доб..вляют(?)ся. В описани.. места автор переч..сляет предметы заставляя читателя как(бы) переводить взгляд с одного предмета на другой.
Этот тип речи имеет свои языковые особе..ости ис-польз..вание слов и словосоч..таний с пространстве..ым значением (слев.. ра..т..лается и пр.), насыще..ость текста словами словосоч..таниями обозначающими признаки предметов употребление глаголов несоверше..ого вида прошедшего врем..ни. В художестве..ых описаниях широко используют(?)ся образные средства языка.
13. Спишите, вставляя пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, раскрывая скобки. Озаглавьте текст. Определите тип речи, укажите его признаки. Найдите в тексте разные способы выражения сравнения.
Стояла июньская лу..ая ночь полная (не)изме..о новой ч..рующей красоты. Кусты цветущей черёмухи в садах и палисадниках походили на серебря..ые облака. Мерцали перел..вались всеми красками земля и небо. Обращё..ые к луне скаты крыш(?) к..зались крытыми зелёным стеклом, а противоположные были черны как только что распаха..ые пашни. Словно снежные бабы белели на них печные трубы. (К. Седых)
14. Спишите, вставляя пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, раскрывая скобки. Определите основную мысль текста. Какие аргументы для её выражения выдвигает автор? Как это характеризует данный тип речи? Написание какого слова в выделенном предложении зависит от правильного определения его грамматических признаков? Какой частью речи является выделенное слово? Приведите пример, чтобы это слово было другой частью речи.
Мне казалось (и сейчас кажется) что проза Пушкина драгоце..ый образчик на котором следует учит(?)ся писателям нашего врем..ни.
Зан..мательность краткость и чёткость изложения пр..дельная изящ(?)ность формы ирония вот чем так пр..вл..кательна проза Пушкина.
У живописи. в в отношени.. копии дело обстоит проще. Там достаточно «списать» картину что(бы) многое понять. Но копия в литературе значительно сложнее. Простая переписка ровным счётом ничего (не)покажет. (Не)обходимо взять сколько(нибудь) равноце..ый сюжет и воспользовавшись формой мастера изложить тему в его м..нере. (М. Зощенко)
15. Разделите текст на абзацы, озаглавьте его. Спишите, вставляя пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, раскрывая скобки. Определите основную мысль текста, составьте его план. Укажите тип речи. Аргументируйте свой ответ.