у какого учителя живой уголок
У какого учителя живой уголок
Дуденкова Наталья Игоревна
Я работаю учителем биологии 45 лет и из них 25 лет в ГБСКОУ – школы 13 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и 6 лет в нашей школе существует «Живой уголок». Иногда я задаю себе вопрос: «А зачем это мне нужно? Почему я должна тратить своё свободное, время. Нет баллов при аттестации».
И как горько становилось на сердце, когда с уговорами, со слезами приходилось ребёнка лишать его лучшего друга — зверька. Вот тогда то к нам и пришла идея, создать в школе маленький живой уголок, чтобы ребята могли общаться со своими «друзьями» в открытую, а не скрывать их от взрослых.
Сейчас, по прошествию стольких лет, мне хочется сказать большое спасибо нашему директору Бухарову Денису Валерьевичу за понимание, поддержку и помощь в организации школьного живого уголка.
Начали мы с ребятами с аквариума, который был в школе. Для этого пришлось не только ближе познакомиться с обитателями аквариума, но и узнать как заботиться о рыбках, чтобы они были здоровы и могли размножаться. А это способствовало привитию интереса к предмету. Ребята приходили в кабинет и радовались новым рыбкам. Они даже имена им давали.
Потом появились Большие американские улитки «Ахетины». За ними хомячки, которые были подарены одному воспитаннику в день рождения его сестрой. Дима до выпуска из школы, все четыре года за ними ухаживал. За хомяками появились Красноухие черепахи, а за ними всеми любимый наш Васька – Большая зелёная жаба (дутыш), которого принесли вмёрзшего в кусок льда. Затем появились Чилийские белки (Дегу). А потом шиншиллы.
Из маленького школьного уголка природы, где было много цветов, и только аквариумные рыбки, наш уголок превратился в настоящий живой уголок. Вместе с новыми животными прибавились и новые заботы: где достать корм, получить медицинские справки на животных, и много ещё других забот. Мне одной было бы очень трудно справиться с таким хозяйством без помощи самих ребят.
Именно они взяли на себя заботу по уходу за животными. Ребята научились чистить клети, не бояться кормить жабу червями и личинками, а черепахам менять воду. Уход за животными приучает ребят к труду, быть ответственными.
За эти годы в своём живом уголке я не слышала от ребят нецензурной брани, не было у меня и драк. Когда ребята подходят к животным, их лица становятся добрее, появляется улыбка и мягкая ласковая речь.
Кроме этого многие ученики стали заниматься исследовательской работой, ведут наблюдения, проводят фотосьёмки занятий, животных среди растений. Делают проекты и презентации.
Наших обучающихся мало чем можно заинтересовать на уроках. И когда я провожу уроки, на ряду с таблицами, картами, муляжами, фильмами и другими наглядными пособиями использую живые комнатные растения и конечно животных. Например, на уроках в 5, 6, 7 классах при прохождении темы «Водоросли» я пользуюсь аквариумом, демонстрируя водоросли. Провожу лабораторную работу и даю сравнить растения и водоросли и ответить на вопрос: «Чем отличаются водные растения от водорослей?» Ребята рассматривают строение, окраску, движение рыб или среду обитания. При изучении темы «Брюхоногие или улитки» я обязательно использую улиток как сухопутных, так и живущих в аквариумах. Изучая тему «Пресмыкающие», использую в качестве живого экспоната Черепах.
Очень многие дети бояться лягушек, считают, что от них бывают бородавки. Проходя тему «Анфибии или земноводные» обязательно демонстрирую жабу, даю её потрогать, посмотреть в её глаза и обязательно говорю, что лягушки и жабы очень полезные, что от них одна польза и никогда не бывает бородавок. И как говориться: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», но именно такие уроки у обучающихся лучше запоминаются, лучше усваивается новый материал.
В наш уголок часто приходят обучающиеся начальных классов и учителя проводят с ними уроки. Частым гостем стал у нас наш подшефный Детский сад, а старшеклассники с удовольствием проводят с ними экскурсии, рассказывают им о питомцах, где их можно встретить и как кормить. В наш живой уголок приходят дети с ограниченными возможностями: с ДЦП, дети-инвалиды. Если бы вы только видели как они положительно реагируют навстречу с прекрасным, как расцветают их лица, начинают светиться глаза, когда они смотрят на животных. Какие положительные эмоции появляются у ребят, когда их сажают на коврик и дают погладить шиншилу или черепаху, бросить корм рыбкам, когда практически неподвижный ребёнок начинает смеяться и пробовать шевелить руками или пытаться дотянуться до зверька. А это дорогого стоит. И это здорово. Здорово ещё и потому, что, вот такие небольшие школьные живые уголки для многих детей, даже для домашних остаются единственной возможностью близко пообщаться с животными, стать частью самой природы, ещё глубже понять, полюбить её, стать внимательнее и добрее. Уважительнее относиться к окружающей его среде Родного края.
Организация уголка живой природы в учреждении дополнительного образования детей
Работа по организации уголка живой природы в образовательных учреждениях как дополнительного, так и основного образования имеет исключительно важное и актуальное значение. Постоянное общение с живыми объектами, проведение с ними наблюдений и опытов, а также выполнение систематической работы по уходу за животными и выращиванию растений приучают детей к самостоятельности, повышают ответственность за выполнение заданий, прививают любовь к природе.
Цель: формирование у обучающихся навыков ухода, наблюдения за живыми обитателями уголка живой природы; повышение экологической грамотности обучающихся и экологическое просвещение населения.
При создании уголка живой природы необходимо не только знать, какие живые объекты следует подобрать для изучения, но и познакомить обучающихся с теми, которые категорически запрещены для содержания. Занятия в уголке живой природы должны иметь экологическую и природоохранную направленность. Это позволит обеспечить не только углубление и расширение природоведческих знаний, но и выполнение различной общественно-полезной работы по изучению и охране живой природы своего района, области.
Тщательное планирование уголка живой природы обеспечивает выполнение различных видов практической и исследовательской работы, способствующей подтверждению знаний на практике, а затем использованию приобретенных знаний на уроках естественнонаучного цикла в школе. В процессе ежедневной практической работы в уголке живой природы обучающиеся знакомятся с профессиями биолога, зоолога, рабочего по уходу за животными, узнают практическую значимость этих профессий. Дети приучаются работать в уголке живой природы уже с дошкольного возраста.
Опыт организации уголка живой природы на станции юных натуралистов №2 может быть полезен и интересен педагогам не только эколого-биологической направленности.
Организация уголка живой природы на станции юных натуралистов №2
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей “Станция юных натуралистов № 2” г. Новокузнецка была открыта в 1986 году на базе Дома пионеров Заводского района. Первыми обитателями живого уголка на тот момент были парочка волнистых попугаев, самец карелла, петушок Петя, морская свинка, аквариумные рыбки: телескоп, золотая рыбка, три жемчужных гурами, стайка гуппи и небольшая коллекция комнатных растений.
С 1986 по 1996 годы количество животных в уголке живой природы достигло более 60 экземпляров, увеличилась коллекция комнатных растений.
В 1997 году станции было выделено отдельное здание.
В 2005 году уголок живой природы станции юных натуралистов №2 стал победителем областного конкурса живых уголков и признан лучшим в Кузбассе.
С чего начиналась работа по организации уголка живой природы на станции?
С инвентаризации растений и животных. Необходимо было определить каждое из них. Педагоги и обучающиеся работали с определителями, изучали научную литературу.
Уголок живой природы является важной частью материальной базы в учебно-воспитательном процессе и может быть организован в любом образовательном учреждении. Лучше, если образовательное учреждение располагает отдельным помещением для его размещения. Помещение для уголка живой природы должна быть хорошо освещено, и отвечать нормам и требованиям для содержания животных и выращивания растений. В уголке живой природы следует поддерживать постоянную температуру: это является оптимальным условием для роста растений и содержания животных. Отбор растений и животных и определение их количества зависят от конкретных условий образовательного учреждения. Принципы и правила подбора животных и растений описаны в Приложении 4 и Приложении 5.
Зооцентр предназначен для проведения опытно-экспериментальных и исследовательских работ с детьми; привития умений и навыков по уходу за животными, формирования у детей экологического мировоззрения, гуманного отношения к животным, чувства ответственности за них.
Видовой состав коллекции Зооцентра состоит из растений и животных. Растения зооцентра насчитывают более 50 видов растений из различных семейств. Коллекция животных насчитывает более 35 видов. Есть среди них и вьетнамские палочники, болотные и степные черепахи, декоративные кролики, морские свинки, джунгарские и сирийские хомячки, монгольские песчанки. Коллекция попугаев поражает разнообразием видов и яркими красками оперения. Здесь есть австралийские нимфы, яркие розеллы, волнистые попугайчики самых разных цветов и оттенков, редкие азиатские ожереловые попугаи и черноголовые нандайя из Южной Америки, забавнейшие африканские попугаи-неразлучники.
Питомцы зооцентра прекрасно себя чувствуют, растут, размножаются и дают потомство.
Аквацентр предназначен для знакомства с основами аквариумного рыбоводства, привития умений и навыков по уходу за обитателями подводного мира, изучения флоры и фауны водоемов, проведения опытно-экспериментальной и исследовательской работы с детьми. В аквацентре большая коллекция водных растений (более тридцати видов) и водных обитателей – астронотусов, анциструсов, барбусов, гурами, геофагусов, золотых рыбок, минор, скалярий.
Мир подводных обитателей хранит немало тайн. Но водный образ жизни рыб – причина того, что они оказываются скрытыми от наших взоров. Поэтому содержание рыб в аквариуме – это один из наиболее доступных способов изучения этих животных.
Зимний сад предназначен для изучения растительного мира, проведения тематических экскурсий, а также как консультативный центр по вопросам правильного разведения и ухода за комнатными растениями. В зимнем саду станции юных натуралистов № 2 на площади 45 квадратных метров собрана ботаническая коллекция, состоящая более чем из 500 экземпляров растений 170 видов из 54 семейств тропических, субтропических растений Австралии, Африки, Северной и Южной Америки, Средиземноморья, Китая, Индии, Японии: Ароидные, Акантовые, Агавовые, Амариллисовые, Бегониевые, Вербеновые, Гераниевые, Кактусовые, Мальвовые, Молочайные, Толстянковые и др.
Здесь можно познакомиться с различными жизненными формами растений: деревьями, кустарниками, травянистыми многолетними и однолетними растениями, лианами, кактусами, эпифитами; на сравнительно небольшой площади собраны разнообразные по форме, окраске, размерам листьев, соцветий, плодов растения.
Уголок живой природы в образовательной деятельности
Работа в уголке живой природы станции перспективная, и в целом представляет собой максимально активную форму обучения, воспитания и организации деятельности с обучающимися. Ботаническая и зоологическая коллекции пополняются новыми видами, ведется активная работа по обмену животными и растениями с любителями и образовательными учреждениями. Высокий уровень качества содержания дополнительного образования в уголке природы на станции, профессионализм педагогов, способствуют активному участию воспитанников объединений, а также самих педагогов в конкурсах, фестивалях, соревнованиях муниципального, областного, всероссийского уровней.
Уголок живой природы используется для проведения занятий в объединениях станции, обзорных и тематических экскурсии, лекций, бесед с демонстрацией видеофильмов для обучающихся образовательных учреждений района и города.
В Заводском районе нет школьника, который хотя бы раз не побывал на станции. Цветущим оазисом расположилась она на улице Горьковская, радуя взгляд посетителей буйством красок тропических растений, маня голосами диковинных обитателей.
Станция юных натуралистов №2 в своей деятельности охватывает все возрастные группы детей, начиная с дошкольного возраста и заканчивая старшеклассниками.
Дополняя школу и школьные программы, педагоги станции занимаются теми направлениями экологического образования и воспитания, которые школой в полной мере реализованы быть не могут.
Экологическое образование, воспитание, формирование экологической культуры и мировоззрения – концептуальные задачи работы станции.
Особое положение в жизни станции занимает экскурсионно-просветительская работа. Экскурсии по станции всегда вызывают неподдельный интерес, так как сопровождаются показом богатейшей коллекции животных и растений, и возраст экскурсантов здесь не имеет значения.
Современная стратегия развития образования направлена на внедрение инновационных разработок и проектных технологий в образовательную деятельность.
Педагоги на занятиях расширяют кругозор детей младшего школьного возраста, закладывают основы мировоззрения, формируют экологические представления, которые в дальнейшем должны составить прочные систематические знания об окружающей среде и бережном отношении к природе, что позволит обучающимся принимать участие в олимпиадах естественнонаучного направления, поможет самоопределиться в выборе дополнительного и профессионального образования.
Занятия в программе “Наш дом-планета Земля” состоят из теоретической и практической деятельности. Теоретическая часть занятия может быть представлена коротким рассказом или беседой с демонстрацией животных, растений и других природных объектов. Практическая деятельность может проводиться в виде проекта, игры-путешествия, наблюдения за живым объектом, проведения опытов, экскурсий, игр и развлечений, зарисовкой с натуры или контурного изображения, которые используются как средство повышения внимания и наблюдательности.
Занятия по дополнительной образовательной программе “Наш дом-планета Земля”, проведение наблюдений, экскурсий, видеолектория, участие обучающихся в научно-практических конференциях, в конкурсах, проводимых Станцией юных натуралистов №2, ставших традиционными — все это формы организации, повышения результативности и популяризации детского экологического творчества и детских натуралистических исследований. При этом роль обучающихся в учебном процессе принципиально меняется: они становятся активными его участниками, а не пассивными наблюдателями, т.е. субъектами познавательной деятельности.
Живой уголок станции юных натуралистов – это еще и центр организации естественнонаучной исследовательской, экспериментальной, практической работы и проектной деятельности детей и подростков в Заводском районе. Исследовательские работы, выполненные обучающимися разных возрастов под руководством педагогов станции, неоднократно становились лауреатами региональных, областных и всероссийских конференций и фестивалей научно-исследовательских работ.
Работа в уголке живой природы учит детей познавать её удивительный мир, развивает навыки терпеливого ежедневного труда и чувство ответственности за тех, кого приручили.
Проект «Создание живого уголка для начальных классов «
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Мугудайская средняя общеобразовательная школа имени Д.Д.Красильникова»
СОЗДАНИЕ ЖИВОГО УГОЛКА В ШКОЛЕ
Учителя начальных классов
В современном мире контакт детей с природой практически не осуществляется, что, несомненно, отрицательно сказывается на их развитии. Живой уголок поможет вернуть детям радость общения и понимания мира животных и растений, воспитывать гармонично развитую личность. В этом жизненно необходимом деле самой жизнью отведено исключительно большое значение школе, школьникам и учителям, родителям. От них во многом зависит, каким вырастет подрастающее поколение: друзьями и защитниками природы или равнодушными и безответственными потребителями природных благ и богатств. Детям с младшего школьного возраста должны создать условия для развития личностного потенциала, самостоятельности и самореализации в сельском социуме. Агроэкологическое воспитание является одним из важнейших аспектов в современном мире. А, как известно, лучший пропагандист природы – сама природа. И чем ближе мы к ней будем, тем глубже поймем ее и станем духовно богаче. Чем раньше мы сможем установить опыт общения с природой, тем больше нам представится шансов изменить ценностные ориентации и самих себя, и наших учеников.
Мы строим школу, в которой развитие детей обусловлено идеей: учащийся, живя на земле, должен знать и любить свою землю и быть готовым ее преобразовывать.
Живой уголок – это объект агроэкологического воспитания, который знакомит детей с природой, с животными, воспитывает бережное отношение к ним.
Цель проекта : создание и оформление в школе «живого уголка» природы. Формирование агрономических компетенций у обучающихся.
Новизна программы заключается в том, что занятия проходят в виде практических занятий, исследований и опытов на которых обучающиеся смогут овладеть методами защиты животных.
развивать хозяйскую ответственность, личную и общественную заинтересованность сельскохозяйственной деятельностью,
обеспечивать развитие агроэкологического мышления, необходимого для непосредственного и постоянного контакта с живой природой и на этой основе осуществлять обучение навыкам и приемам земледелия и животноводство.
ознакомиться с особенностями жизни животных в условиях «живого уголка»
создать благоприятные условия для жизни животных
формировать агроэкологическую культуру через изучение и общение с животными «живого уголка» на практике;
изучить разновидности животных, обитающих в неволе.
познакомиться с особенностями жизни животных в условиях «живого уголка».
воспитывать бережное отношение ко всему живому.
Участники проекта : учащиеся начальных классов, родители, классные руководители.
Этапы реализации проекта (календарный план)
Всю работу по созданию проекта можно разделить на 3 этапа:
План поэтапных мероприятий:
На подготовительном этапе была проведена следующая работа:
Определение темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результатов.
План наших действий:
— изучаем информацию, опыт работы Живого уголка других школ
— составляем смету расходов
— создание дизайна Живого уголка
— поиск спонсорских средств
Смета расходов на приобретение животных
Экскурсия в живой уголок. Фотоотчет
Ирина Апарина
Экскурсия в живой уголок. Фотоотчет
Экскурсии в живой уголок
Цель: Первичное знакомство детей с объектами «Уголка живой природы»,как элементами экологического воспитания.
— знакомить с навыками ухода за домашними птицами и рыбами;
— развивать наблюдательность при рассматривании объектов живой природы;
— развивать основы заботливого и бережного отношения к живым существам;
— воспитывать эстетический вкус,бережное отношение к окружающему миру;
Отчёт экскурсии.
В марта средняя группа «Росинки» МБДОУ № 69 совершила экскурсию в живой уголок МБОУДО «Кедровский ЦРТЮД».
Наши дети совершили увлекательное путешествие в мир удивительных птиц, животных и рыб – побывали на экскурсии в живом уголке. Педагог дополнительного образования – Лящик Татьяна Станиславовна рассказала интересные истории о животных, откуда они прибыли в Кемерово, чем они питаются. Шиншиллы, морские свинки, сухопутные и морские черепахи, хомяки, крысы,мышки, попугаи, улитки, рыбки и другие животные подарили огромное море эмоций детям и взрослым
Много положительных эмоций во время экскурсии детям принесло близкое общение с животными. Ребята не тольео смогли посмотреть всех жителей «живого уголка», но и потрогать, погладить, покормить их.
С экскурсии дети вернулись с отличным настроением, массой новых впечатлений и желанием завести домашнее животное.
Воспитатели: Апарина И. Н., Митечкина Н. С.
Видео и фотоотчет «Звуки «Живой классики» среди дошколят» В рамках реализации муниципального сетевого проекта «Читаем ВМЕСТЕ!» впервые для дошкольных образовательных организаций Надымского района.
Фотоотчет «Мой уголок ПДД в детском саду» Всё, что усваивается в дошкольном возрасте, надёжно откладывается в человеческой памяти. Частью этой важной работы является обязательное.
Фотоотчет о смотре-конкурсе «Лучший живой уголок природы» С раннего возраста у детей закладываются не только основы личности, но и большинство ценностей, в частности и отношение к природе. Уголок.
Фотоотчет «Уголок безопасности» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Недавно в нашем детском саду проходил конкурс на «Лучший уголок безопасности». Активное участие в конкурсе.
Познавательный проект «Экспериментирование с живой и не живой природой» для детей первой младшей группы Предлагаю Вашему вниманию познавательный проект «ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ С ЖИВОЙ И НЕ ЖИВОЙ ПРИРОДОЙ» для детей 1 младшей группы. Автор: воспитатель.
Фотоотчет «Сенсорный уголок» Детский сад – особое учреждение. Это второй дом для детей. Поэтому предметно-развивающая среда группы должна стать для ребенка источником.
Фотоотчет «Уголок Петербурговедения» Наш город всегда считался северной и культурной столицей России. Какими же должны быть жители этого прекраснейшего города мира? Прежде.
Ребята и зверята
Организация зооуголка в детском учреждении (школа, детсад, интернат) для детей с проблемами в развитии, общение с животными всегда полезны
Зоотерапия
О пользе общения с животными уже известно немало. Пушистые Шарики и Мурки снимают стресс, они – источник положительных эмоций, что немаловажно в нашей жизни. По данным социологического опроса, из 500 подростков, проживающих в неблагополучных семьях, исправительных заведениях, 91% считали своим лучшим другом собаку, кошку, птицу, даже крысу или черепаху. Часто случается, что животное становится единственным другом и у ребенка, который имеет проблемы в развитии. Общение с животными больных детей с целью оздоровления называется зоотерапией.
Это направление получает все большее распространение, поскольку способствует развитию эмоциональной сферы ребенка. Так, зоотерапия с успехом используется для детей с умственной отсталостью, она стимулирует активизацию восприятия и познавательной сферы. Дети-аутисты начинают легче преодолевать свои страхи. Дружба с четвероногими становится благоприятной почвой для расслабления и самовыражения, а это очень важно, если есть задержка в психическом развитии и нарушения в познавательной деятельности.
Группа детей, сформированная для занятий зоотерапией, должна быть однородна по уровню интеллектуального развития и по степени нарушений психического состояния. Поэтому перед началом занятий необходимо провести психологическую диагностику с целью определения интеллектуального уровня и эмоционально-личностных проблем. Диагностика осуществляется несколькими специалистами – психологом и дефектологом. Количество детей не должно превышать 10–12 человек.
Первое знакомство
Животных, с которыми знакомятся дети в процессе занятия, следует располагать на столе. Детей рассаживают на расстоянии 3–5 метров от стола, желательно в один ряд.
Продолжительность занятий – до 30 минут.
Специалисты советуют придерживаться определенной структуры занятий. Например:
1) Предъявление животного. Ведущий показывает животное, обращает внимание на строение его тела, на его особенности.
2) Тактильное знакомство с животным. Детям предлагают потрогать и погладить животное. Объясняют, как сделать это, чтобы оно не пугалось.
3) Словесное описание животного на основании полученного тактильного опыта (какие ушки, лапки, хвостик и т.д.).
4) Наблюдение за эмоциональным состоянием животного (испугано, насторожено, ласкается и т.д.). Важно, чтобы детская аудитория адекватно реагировала на его поведение.
Учитывая особенности ребят, педагог может вносить те или иные изменения в структуру занятий. Детям с нарушенными навыками общения надо уделить большее внимание во время тактильного контакта с животным, так как они обычно избегают прикосновений. Если кто-нибудь из детей отказывается погладить животное, не следует на этом настаивать. В подобной ситуации разумнее обратить его внимание на соседа, который не боится и трогает зверька. Педагог должен вызвать если не прямой интерес к животному, то хотя бы положительное эмоциональное оживление.
Следует также не терять из виду, что главная цель занятия – преодолеть детские страхи и стимулировать положительные эмоциональные реакции. Для закрепления эффекта, полученного в классе, можно предложить детям нарисовать или слепить увиденное животное.
Опасности живого уголка
Зоотерапия привлекает внимание потому, что не требует больших материальных затрат. Любой живой уголок, созданный в условиях детского учреждения, может быть использован для проведения занятий с детьми. Для этого необходимо наличие отдельного помещения, в котором будут размещены животные, и специалиста, который станет за ними ухаживать.
В живых уголках сейчас можно увидеть самых разных мелких зверушек и птиц – морских свинок, черепах, хомяков, попугайчиков и т.д. Но при всех положительных сторонах присутствия животных в помещениях, где находятся дети, могут возникать и негативные. Дело в том, что многие животные являются источником и переносчиками различных заболеваний. И, чтобы контакт с животными не заканчивался походом к врачам, необходимо соблюдать определенные правила при их содержании.
Так, домашние черепахи, которые нередко бывают постоянными обитательницами живых уголков, представляют непосредственную опасность заражения сальмонеллезом. По некоторым данным, рептилии в 90% случаев бывают источником заражения.
Симптомы, возникающие при этом, таковы: озноб, рвота, лихорадка, спазмы желудка. Для того чтобы эти неприятности миновали детей, следует соблюдать некоторую осторожность: домашние рептилии должны содержаться вдали от кухонь и других зон приготовления пищи; рептилии не должны свободно перемещаться по комнатам; если при мытье рептилий вы используете раковину, то потом ее следует помыть хлорсодержащими средствами. После контакта с рептилией и ее клеткой необходимо тщательно вымыть руки с мылом. Детям младше пяти лет или детям с иммунодефицитным состоянием следует вообще избегать контакта с рептилиями.
Птицы, подобранные на улице или в лесу, могут быть источником такого заболевания, как орнитоз. Оно инфекционное, передается от птиц и характеризуется поражением легких (пневмонией). Ежегодно в Москве отмечается несколько случаев этого заболевания. Возбудители широко распространены среди диких и домашних птиц (куры, утки, голуби, воробьи, вороны), а также среди комнатных декоративных (канареек и попугайчиков).
Нередко болезни возникают от птиц, приобретенных на рынке или отловленных в условиях дикой природы.
При острой форме заболевания птицы становятся вялыми, отказываются от пищи. Их внешний вид тоже должен насторожить – опущенные крылья, грязное оперение, закрытые глаза. Заражение человека может произойти при контакте с такой птицей. Период от момента заражения до появления первых признаков длится от 6 до 10 дней, реже до 20 дней.
Чтобы этого не произошло, следует предпринимать меры безопасности:
– Не приобретать декоративных комнатных птиц без соответствующего документа ветеринарной службы.
– В случае подозрения на заболевание среди птиц, содержащихся в домашних условиях, немедленно обращаться в ветеринарную станцию.
– В помещении, где находилась больная птица, провести влажную уборку с применением дезинфицирующих средств (трехпроцентный хлорамин, двухпроцентная хлорная известь, горячий мыльно-щелочной раствор), использовать при этом ватно-марлевые повязки и резиновые перчатки.
Осторожно: звери!
Если в школе существует живой уголок, то необходимо соблюдать правила по технике безопасности.
Выяснить, какие дети подвержены аллергии. По мнению медиков, аллергия животного происхождения распространена достаточно широко и домашние животные – один из сильнейших ее источников. Аллергены – это слюна (собаки, кошки), роговые чешуйки (рептилии), экскременты (попугаи, голуби и т.д.). Наиболее тяжелые формы отмечаются при аллергии на лошадей и мелких грызунов. Наиболее частыми симптомами проявления аллергии являются бронхиальная астма, ринит, конъюнктивит, реже – экзема. Поэтому, прежде чем поручать школьникам ухаживать за животными, следует поинтересоваться наличием аллергических заболеваний.
1. При уходе за животными учащиеся надевают халаты, постоянно хранящиеся в помещении живого уголка, и защищают руки рукавицами или перчатками.
2. Все обитатели живого уголка периодически осматриваются ветеринарным врачом.
3. Учащимся, которые ухаживают за животными, учитель должен объяснить и показать, как брать их в руки. Особое внимание нужно обратить на самок, принесших потомство, так как они в этот период агрессивны.
4. При смене воды в аквариуме запрещается отсасывать воздух из трубки ртом. Это может привести к попаданию воды с микроорганизмами в полость рта школьника. Отсасывать воздух следует резиновой грушей, соединенной с трубкой сифона.
Наиболее частыми обитателями зооуголков остаются различные грызуны – мыши, крысы, ежи, хомяки и др. Проблемы могут возникнуть с животным, которое было поймано в природных условиях. Поэтому, прежде чем приносить в живой уголок грызуна, особенно мышевидного, необходимо выяснить в местных санитарно-эпидемиологических центрах, насколько благополучен этот район по туляремии, энцефалиту, бешенству и другим заболеваниям, переносчиками которых они могут быть. Правильнее, конечно, приобретать животных в зоомагазинах. Там животные контролируются ветеринарной службой.
Не забывайте, что все животные, содержащиеся в школе, должны непременно периодически осматриваться ветеринарным врачом.
Мы в ответе за тех, кого приручили
Однозначное мнение, что зооуголок необходим в каждой школе, можно подвергнуть сомнению: функционирование живого уголка полезно для детей только тогда, когда его обитатели будут правильно содержаться. А это возможно при наличии специалиста, который знает биологические свойства этих животных и может обеспечить необходимый уход. Ситуация, когда в зооуголке содержатся животные в плохих условиях, кроме вреда, ничего не принесет. Дети привыкают к бездушному и безответственному отношению к окружающему. Мысль о том, что живое существо можно приобретать ради сиюминутного развлечения, также не способствует формированию здоровой психики.
Нередко в живых уголках появляются зверьки или птицы, выловленные в лесу. Но, прежде чем принять такое животное, следует выяснить, а может ли оно вообще жить в неволе. Часто пойманное и помещенное в тесную клетку животное обречено на гибель. Поэтому, поселяя новое животное в зооуголок, учитель должен знать биологические особенности этого зверька.
Следует также задуматься и об уходе за кошками, которые живут в детских учреждениях. Когда кошка живет в семье – это другое дело, так как за ней постоянно следят и заботятся. А в школе или детском саду это животное, несмотря на многочисленные ласки и внимание со стороны детей, в основном предоставлено самому себе. И постоянного хозяина у школьной Мурки, как правило, нет. А по ветеринарным правилам кошкам, которые выходят гулять, следует делать соответствующие прививки – от бешенства и стригущего лишая. Сейчас много различных вакцин, и главное – проявить ответственное отношение и обратиться к ветеринару. Поэтому если кошка поселилась в детском учреждении, то администрация должна поручить кому-то из сотрудников заботу об этом животном.
Таким образом, прежде чем решиться на организацию зооуголка, надо четко представлять, есть ли необходимые условия для его содержания и кто за ним будет осуществлять уход.