у казаков какое длинное слово
Чуб запорожского казака (*се*е***) 8 букв
Материалы по теме
«Мир в лицах»: 35 потрясающих портретов негидальцев, ульчи и якутов Девять лет назад я собрал рюкзак и отправился в путешествие по всему свету. С тех пор я побывал в 84 странах. В путешествии я понял, что самая удивительная часть мира — это люди. Русские вышивки 1889 года цветным шелком, исполненные К. Далматовым 1889. Русские вышивки, исполненные К. Далматовым по атласу цветным шелком на мягкую мебель и по полотну на карнизы окон и дверей в Русский Терем Датского Королевского парка Фреденсборг Как писатели становятся негодяями
Оселедец
Чуб «оселедец», или чуприну имели право носить только воины, которые «понюхали пороху». Это не просто прическа, а древний обряд. У норманнов, к примеру, это было посвящение в служение богу с одним глазом — Одину. Считалось, что такую прическу носил сам одноглазый владыка и все его войско. Есть документальные подтверждения тому, что воины-язычники князя Святослава Киевского носили такие же прически.
Как выглядел казак с чубом? Известно, что художник Репин, изображая в 1880 году казаков на одноименном полотне, явно ошибся. Если рассмотреть картину, то можно увидеть что оселедцы у казаков какие-то очень тонкие, похожие на китайские косички. К тому же они заложены за правое ухо, что было непозволительно. Есть, правда, на картине запорожцы и со стрижками «под горшок».
Значение волос для казаков
Волосы, которые остаются после стрижки, несут информацию о человеке, поэтому с их помощью можно причинить вред владельцу. Казаки верили в это. После стрижки они закапывали их в землю, ведь часть шевелюры могла попасть к врагу, который может навести порчу на хозяина.
До наших дней дошел казачий обычай первый раз подстригать мальчика, когда ему исполнится год. В процессе участвует крестная мама, которая и стрижет малыша, и другие родственницы. Родная мама в процедуре участия не принимает.
Происхождение оселедца
В происхождении названия мужской казачьей прически «оселедец» («селёдка») можно заметить изрядную долю юмора. Со временем шутливый оттенок перестал быть актуальным, как бы стерся, и слово стало именем нарицательным. Изначально эта оригинальная прическа была «изобретена» кочевыми племенами Великой евразийской степи. У них она называлась «айдар». Айдары носили только взрослые мужчины, женатые и уже продолжившие свой род. Холостые юноши имели право носить простую длинную челку, которая называлась «кекил».
Cловарь казачьих терминов и выражений
Абы – кое-как, небрежно
Ажина – растение ежевика
Ажнак – аж даже: ажнак заболело, аж до конца, аж столько (так много? даже столько?)
Айдан – косточка из ноги барана; служит казачьим детям для игры в айданчики
Алахарь – беспорядочный, распущенный, бесшабашный человек.
Алтын – от татарского «алты» — шесть; старинная монета в шесть «денег» или три копейки. До революции сохранялась еще память в «пятиалтынном» — 15 копейках.
Аль – альбо или, может быть
Антирес – интерес, прибыль
Анчибел – ечистый дух
Арапник – длинный кнут
Арба – воз с драбинами для воловьей запряжки
Аскаляться – улыбаться, смеяться.
Атаман – с древнетюркского переводится буквально как «отец мужчин». То есть: «ата» – отец, «ман» – мужчина. Атаманы в войсках назывались войсковыми (с 1723 года – наказными, то есть назначенными, с 1738 года – вновь войсковыми) и походными. Атаманы возглавляли административно-территориальные единицы: округа (в Донском, Кубанском, Терском, Амурском, и Уссурийском казачьих войсках – отделы). Атаманы были также станичные, хуторские, поселковые (в уральском казачьем войске) и полковые (у сибирских городовых казаков).
Атаманово слово – разрешение.
Ащеле – если же, в том случае, если.
Баба – бабаня, бабушка
Бабайки – весла на лодке, с противовесом для облегчения гребли
Бабник – вид женской прически
Баглай – лентяй, лежебок.
Багмут – северо-западный ветер у населения Приазовья
Баз – двор или огороженный загон для скота.
Базавлук – татарское слово, в разных произношениях означает «телячий». Отсюда казачье «бузивок» — годовалый теленок. Распространенное географическое название в районах исторического пребывания татар. Остров Базавлук — место расположения Запорожской Сечи от 1593 по 1709 гг., после чего ее укрепления были разрушены русскими войсками, а Кош перешел на земли Крымской орды в Алешки. На Дону слово Базавлук сохраняется в названиях речки Бузулук, Усть-Бузулуцкой станицы и растения «бузлучек».
Базыга – старый хрыч
Байбак – степной зверек, сурок
Байдак – килевое судно с одним парусом
Байдик – пастушеский или стариковский посох, палка для опоры
Бакчя / бакша – огород в поле, чаще всего – из арбузов, дынь и кабаков
Балахон – домашнее платье казачки
Балберка – плечевой ремень у пики
Балка – пологая долина в степи, иногда с болотистой речкой
Балык – просоленная и провяленная хребтовая полоса крупной рыбы (в основном осетрины или сомятины)
Банить – мыть, стирать
Баниться – мыться, купаться, «пойду побанюсь»
Банник – щетка для чистки орудийного ствола
Бартыжать – идти на парусах против ветра зигзагами, лавировать
Батяня, Батяшка – отец, батюшка
Баять – разговаривать, рассказывать
Бережь – экономность, бережливость
Беспереводно– постоянно, непрерывно
Бирчить – помнить, забирчить – запомнить
Блазниться – показаться, померещиться, причудиться
Братина – большая чаша для пития вкруговую
Бок – сторона. Напр.: «С боку Москвы добра не жди»
Бузовать – основательно выпить и поесть, израсходовать много напитков и пищи
Бурлак – неженатый, бессемейный казак, без дома и хозяйства
Бывалыча– когда-то, некогда, бывало
Велие – большое множество
Великатный – вежливый, хорошо воспитанный
Ветхий годами – очень старый, преклонного возраста
Взгалчиться – протестовать, поднять шум по пустякам
Взгальный – несолидный, взбалмошный
Вилюжить – продвигаться по зигзагу, лавировать
Вкупе – вместе, сообща
Вназирку– наблюдая издали, не теряя из виду
Вовзят, вовзятки – совершенно, совсем, полностью
Водворил – дочь, муж которой принят в дом тестя
Водночас – сразу, тотчас
Вокат – как раз, точно по размеру
Ворощать – вернуть, возвратить
Враз – тотчас, сейчас же
Вскагакались – заволновались, всполошились
Втымеж – в то время
Галмат – плохой человек, ненадежный
Гальмовать – сдерживать движение, тормозить
Гладкий – полный, упитанный, жирный
Глухая спень – полночь
Годок – сверстник, одного года рождения
Грамотка – письмо, записка
Гребовать – брезгать, пренебрегать
Громный – подобный грому
Грядка – боковой край саней
Грядушка – спинка кровати
Гутарить – говорить, беседовать, разговаривать
Десно – на правой стороне
Десница – правая рука
Детоумный – глупый, неразвитый умственно
Доброличный человек – человек с приятным и красивым лицом
Довести – дать знать, уведомить
Досить жить – жить до этого времени, до этой поры
Дочиста – все целиком
Друзек – друг, приятель
Дубочки стоять – стоять навытяжку, выпрямившись
Дуван – военная добыча
Дуванить – делить добычу
Дурно – бесплатно, даром
Дурноед – дармоед, человек, живущий за чужой счет
Егупетка – подхалим, подлиза
Ежелеть – каждый год
Ей-правнушки! – утвердительное восклицание: «Конечно!», «В самом деле!»
Жалковать – жалеть, сочувствовать
Жалочка – дорогая, милая
Жармелка – жена казака, ушедшего на службу в полк
Жидковатый – слабого сложения
Жухлый – потускневший, увядший
Заберечь гостя – хорошо принять и угостить посещающего дом
Зазирать – осуждать, злословить
Зазря – напрасно, без всякого повода
Закличка– объявление, анонс
Закутать дверь – закрыть дверь
Зальян – противник, неприятель
Замордовать – затравить (на охоте)
Замурил – быстро скрылся, убежал
Замуроветь – зарасти травой
Запорожская Сечь – организация казачества за Днепровскими порогами. Казаки колонизовали степные пространства к югу от Днепровских порогов, создавая здесь «городки» (укрепления) или «сечи» (засеки) еще с ХIV века. В 1540-х годах они объединились в Запорожскую Сечь. Название центрального укрепления – Запорожская Сечь – перешло на всю организацию запорожского казачества. Окончательно как своеобразная организация казачества Запорожская Сечь сложилась во второй половине ХVI века. С конца XVII в., с усиления России на южных рубежах, отношения к ней Запорожской Сечи ухудшились. При Петре I за измену при гетмане Мазепе Сечь была разрушена. Петр объявил ее уничтоженной. Запорожцы приютились, в так называемой Новой Сечи, которая была ликвидирована в 1775 году Екатериной II после подавления восстания Пугачёва
Заранка – раннее утро
Зарас – сейчас, сию минуту, тотчас
Зареть – гореть ярким пламенем
Зарьять – задохнуться, надорваться с перегону (о борзой собаке)
Зась! – Замолчи! Перестань!
Захолонуть – похолодеть от страха
Знамя – символ войскового (и полкового) объединения. Хранилось в Войсковом храме и выносилось в особо важных случаях (праздник, поход, присяга и похороны атамана)
Игрец – злой дух, нечистая сила
Иначий – другой, непохожий, иной
Искусить – попробовать, откусить
Казак – взрослый представитель особого многоплеменного этноса – казачьего этноса (казачьего народа). Казак родовой (природный) – знающий не менее трех поколений предков-казаков по мужской линии (отца, деда и прадеда). Казак, знающий четыре и более поколений, является казаком старинного рода. Казак потомственный – взрослый казак, имеющий (знающий) хотя бы одного из своих родителей (включая крестного отца) из родовых казаков. Казак приписной (повёрстанный) – взрослый мужчина неказачьего происхождения, принятый в казачью станицу (в общину, в реестровое казачество) и берущий на себя, соответствующие Уставу обязанности. До 1917 г. – представитель одного из многочисленных племен, населяющих Российскую империю, наряду с великороссами, малороссами, татарами, алеутами, тунгусами и пр. В настоящее время обозначение особой национальности в общем перечне национальностей при проведении переписи в РФ; представитель особого казачьего сословия, существовавшего в Российской империи до 1917 года; рядовой казачьих войск; член казачьей общественной организации (общины, станицы, объединения); вольный, свободный, никому неподвластный человек (в фольклоре)
Казаки донские, а также кубанские, уральские, терские, сунженские, кизлярские, волжские, азовские, черноморские, запорожские, приднепровские, уфимские, касимовские и пр.: 1) территориальный признак проживания казачьего этноса, территориальное расположение казачьих станиц, хуторов и юртов; 2) принадлежность к казачьему сословию, состоявшему к 1917 г. из одиннадцати казачьих Войск (Донское, Кубанское, Терское, Уральское, Астраханское, Оренбургское, Сибирское, Семиреченское, Забайкальское, Амурское, Уссурийское)
Казаки ордынские – казаки, служившие в XIII-XVI вв. Золотой Орде под началом ханских ставленников в качестве воинов, а также работники, обслуживающие транспортную сеть Орды. До принятия Ордой ислама (XIV век) могли быть православными, то есть «русскими»
Казаки реестровые – в XIV-XVII вв. приднепровские (черкасские) казаки на службе Польско-литовскому государству под началом шляхетских офицеров. Позже (XVII-XVIII вв.) на службе московскому царю (слободские казаки); в настоящее время граждане РФ, принявшие на себя обязательства по тому или иному виду государственной службы и вступившие в соответствующую общественную организацию
Казачонок – подросток до 18 лет, родившийся и воспитанный в казачьей семье, до 7 лет – «малец». После 18 лет казачонок верстается (принимается) в родовые или потомственные казаки на общем (валовом) станичном Круге
Казачье сословие. Начиная с петровских времен XVIII века вплоть до революции 1917 г. казаки образовали в Российской империи основу отдельного сословия (совместно с другими племенами – осетинами, калмыками, бурятами, якутами и др.) Казаки охраняли государственные и внутренние границы, в качестве иррегулярных войск участвовали во множестве войн – с Турцией, на Кавказе, с Наполеоном, с японцами, в Первой мировой войне, служили как личный конвой царя. В ответ они имели значительную социальную автономию, выборность атаманов низшего и среднего звена, плодородные земли в общинной собственности. Казачье сословие освобождалось от государственных налогов, однако с казаков взимали станичные сборы. Революция 1917 года уничтожила бывшее сословное деление Российской империи
Казачьи войска. С XVIII века территориальное обозначение одиннадцати казачьих Областей (Войск) – Донское, Кубанское, Терское, Уральское, Астраханское, Оренбургское, Сибирское, Семиреченское, Забайкальское, Амурское, Уссурийское. До 1917 г. составная часть Российских вооруженных сил. Подразделялись на иррегулярные (резервные) и действующие (срочные) части. Состояли из кавалерийских частей (80% всех казачьих войск), основная структурная единица – полк, артиллерийских – основная структурная единица батарея, пехотных (пластунских) – основная структурная единица сотня, батальон. Комплектовались исключительно из представителей казачьего этноса, с 1909 года также представителями других народностей (калмыки,буряты и пр.). Офицерский состав – исключительно казачий. Казачьи войска принимали активное участие в освоении Кавказа, Сибири (экспедиция Ермака) и Дальнего Востока. В 1645 русский казак Василий Поярков проплыл по Амуру, вышел в Охотское море, открыл Северный Сахалин и вернулся в Якутск. В 1648 русский казак Семён Иванович Дежнёв проплыл из Ледовитого океана (устье Колымы) в Тихий (устье Анадыря) и открыл пролив между Азией и Америкой. В 1697–1699 русский казак Владимир Васильевич Атласов (1661–1711) исследовал Камчатку
Калгата, калгатня – беспокойство, забота, хлопотливая суета
Карачун – мрак, темнота, смерть
Катух – свинарник (где содержались свиньи)
Квелый – хилый, слабый, болезненный
Киммерийский пролив – Керченский пролив
Клейноды – войсковые знаки отличия (знамена, бунчуки, трубы, литавры и т.д.) и символы атаманской или гетманской власти (булавы, палицы, перначи)
Клечететь– замерзнуть, окоченеть
Коробчить или карабчить — воровать, обманывать
LiveInternetLiveInternet
—Музыка
—Подписка по e-mail
—Поиск по дневнику
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Донской казачий словарь
Основу данного словаря составляет «Казачий словарь-справочник». ТТ. 1-3. М., 1992.
БАБАЙКИ – парные гребные весла на лодке; одиночное рулевое называется — «вило».
БЕНДЮГА – 1) бревно в оси мельницы для ее поворота на ветер; 2) простые сани для перевоза груза.
ВОЗРИ, ВОЗРИВЫЙ (сев. дон.) — выделения из носа, сопливый.
ВОРОЩАТЬ — вернуть, возвратить
Г. В. и станичные ополчения вместе составляли все Великое Войско Донское. Ввиду того, что в Г. В-ске находились представители всех донских поселений, постановления Кругов, собранных из его бойцов, были обязательны для всего Дона. Численность Г. В-ски зависела от обстановки на турецко-татарской границе и от боевых планов самих казаков. Она колебалась от 6-ти до 12-ти тысяч бойцов и состояла из крепостной пехоты, моряков (судовая войска), пушечного наряда и конницы. Г. В. вела непрерывную разведку степи и татарских тылов, в случае нужды обороняла подступы к Дону и посылала отдельные отряды, на помощь донским городкам, осажденным кочевниками. При Г. В-ске организовались сухопутные и морские вооруженные предприятия.
ДЕРЮЖКА — рядно, покрывало из грубой конопляной ткани.
ДРАЗНИЛКИ – шуточные песни, насмешливые прибаутки и прозвища станиц.
У казаков какое длинное слово
КАЗАЧИЙ СЛОВАРЬ
АЖНАК, АЖ даже: ажнак заболело, аж до конца, аж столько (так много? даже столько?).
БАШЛЫК-1) кавказский и казачий покров на голову; шьется из тонкого сукна в виде квадратного мешка с двумя открытыми сторонами и с длинными лопастями в открытом углу; название тюрское, означает «головной,» «во главе», «на голове»; первоначальный фасон Б-ка без лопастей встречается на изображениях скифских ваз; более поздние остатки его найдены в ранне-средневековых погребениях Приазовья;
2) начальник бухарского торгового каравана.
ВИДНЕНСКИЙ (уссур.) поселок Бнкинской станицы.
ВЫПАЛ (некр.) — выстрел.
ВЬЮНОК — ранение повилика.
ВЯЗЫ — основание головы; при соединении с шеей.
ГАЙТАН — шнурок для нательного креста или ладанки.
ГУРДА — лучшие клинки для шашек кавказского производства.
ГУРТ — стадо крупного рогатого скота.
ДЕСНО (некр.) — на правой стороне.
ДОБРОЛИЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК (некр.) — человек с приятным и красивым лицом.
ДРУГАК — сок из промытых виноградных выжимок; после брожения Д. обращался в вино второго сорта.
ЖИЛО (некр.) — населенное место, небольшое поселение.
ЖИРАЛА — жерло, пасть.
ЖИТО — хлебный злак, рожь.
ЖУРКА — журавль, птица из сем. бегающих; серого цвета с кудрявыми перьями в крыльях и в хвосте, с очень длинными ногами, величиною много больше гуся.
ЗАБЕРЕЧЬ ГОСТЯ (некр.) — хорошо принять и угостить посещающего дом.
ЗАЗРЯ — напрасно, без всякого повода.
ЗАЛЬЯН (дон.) — противник, неприятель.
ЗАПОН (дон.) — подол платья.
ЗАТАТЬ (дон.) — задевать, затрагивать;
ЗАЧАТЬ. ЗАЧИНАТЬСЯ — начать, начаться.
ЗНАМЯ — шелковое полотнище с изображением государственных эмблем. В последние века 3. служило символом полкового объединения, святыней, за которую каждый воин должен был битья не щадя жизни. По старинному казачьему обычаю договоры с государями о наступлении или обороне подкреплялись присылкой от них Казакам знамен и литавров. Их прислал Запорожцам и германский император Рудольф II в конце XVI в. вместе с другими дарами и просьбой выступить ему на помощь против Турок. Знамена, литавры и серебрянные трубы Запорожские Казаки получали от польско-литовских королей. После Смуты, когда отношения между Казаками и царем Михаилом Федоровичем урегулировались, он послал на Дон знамя, «с чем против наших недругов стояти и на них ходити». После выполнения договорных обязательств, знамена поступали в войсковые музеи и могут служить памятниками договорных отношений с соседними государствами. У Запорожцев и их потомков Кубанских Казаков знамена, литавры и древние грамоты назывались польским словом «клейноды» (драгоценности).
ИЗОК (некр.) — саранча, кузнечик.
ИРЬЯН — откидное молоко (см.), разбавленное водой.
ИЧЕГИ — кожаные чулки, то же самое, что кавказские, ноговицы. По Ригельману, в восемнадцатом веке на Дону женщины носили И. красной кожи с вышивками. Тюркское значение слова И. — «во внутрь».
КАЛКАН-— загривок, жировой нарост на затылочной части шеи.
Запорожские Казаки, во время сожительства с Татарами и службы Крымским ханам, объединялись тоже в курени и сохранили этот термин, перейдя на окраины Вел. княжества Литовского. У них К. это неодинаковое по численности военное содружество односельчан и родственников с Куренным атаманом во главе и с названием по той местности, откуда в него приходило постоянное пополнение. Такие курени были иногда не только в Сичи, но и в поселениях Гетманщины, где Запорожские Казаки проживали группами со своими атаманами, обособленные от другого населения. Запорожцы принесли с собой куренное устройство и на Кубань. В Положении «Об устройстве Черноморского Войска» (Полное Собрание Законов, т. XXVII, № 20508. 13.11.1802) говорится: «Ныне существующий внутренний сего Войска распорядок, основан будучи на правилах прежнего Запорожского, состоит из Войскового Коша который есть главный стан Войска, и под главным начальством Войскового (Кошевого) атамана составляют его 40 куреней, тех самых наименований, какие существовали в Войске Запорожском, с чинами и служителями по росписи с 1792 году июля в 30-й день означенными».
«Каждый курень имеет начальником Куренного атамана, избираемого Казаками из равных себе. Все Казаки и чиновники в виде простых Казаков расписаны по куреням по добровольному каждого избранию. Число Казаков не ограничено и простирается от 100 и до 1000 человек» (Казачий Исторический Сборник 11, 1960 г. Париж).
О происхождении Л-са на Дону в шутку рассказывали, что царица прислала Казакам много синего сукна и мало красного. Когда поделили всем поровну, то оказалось, что красного каждому хватило только на лампасы. Но в основе Л-са лежит обычай первобытных степных кочевников покрывать несовершенный внешний шов дополнительной полоской цветной кожи, иногда украшенной каким либо затейливым узором.
Красний лампас вместе с казачьим палашом, в качестве особой награды, введен в форму Нижегородского драгунского полка русской регулярной кавалерии. У казаков же Л. стал народной отличительной эмблемой, они охотно носили шаровари с лампасами и в домашнем быту.
Все струни жильние. В месте касания колесца, для смягчения звука, они обмотаны шерстяными нитками. Колесцо посыпается порошком канифоли.
Когда «рылешник» вращает ручку и нажимает на клавиши, их толкачики упираются остриями в две струны, которые звучат в унисон и дают основную мелодию. Третья струна, «басок» или «гудок», настроена квинтой ниже двух первых и издает непрерывно один тон. Четвертая, как натянутая тетива, отводит шашки в исходное положение, «отбивает» их.
Казачьи офицеры виходили на льготу после трех-четирех лет службы в первом очередном полку; в течение трех лет пребмвания на льготе они жили в обстановке неопределенности и необеспеченности; льготное жалованье из войсковых средств было сокращено до минимума и едва хватало на жизнь, сельским хозяйством заняться было невозможно, потому что через три года надо было снова идти в полк, трудно было также устроиться на временную гражданскую или частную должность. Поэтому приходилось прозябать в безделии и пользоваться помощью семьи; офицеры принимали Л. только как нежелательную и печальную необходимость. В русской регулярной армии она не практиковалась.
Такое же положение М-ток сохранялось до русской революции 1917 г.
НАЗЁМ — навоз, перегнойное удобрение поля.
НАЗНАМЕНОВАТЬ (некр.) — назначить; назнаменовать начальнова — выбрать начальника.
НАКАЗНЫЕ АТАМАНЫ — заместителя Войсковых атаманов. В независимых Войсках Н. а. избирались Кругами, а в России назначались царской властью. Когда наследник-цесаревич стал считаться атаманом всех каз. Войск, Н. а. назначались в качестве его заместителей для каждого Войска из генералов-неказаков.
НАМЁТ — казачье название галопа, бег коня, при котором он идет скачками, вы-. брасывая попеременно передние ноги, а потом задние; Н. бывает широкий и короткий или «волчий», иногда с правой передней ноги, иногда и с левой, в зависимости от того, какая раньше выносится лошадью.
НАСЛУС — снег пропитанный водой.
Советник Константинопольского посольства Я. И.Смирнов в 1895 г. описал одежду некрасовских женщин. Они носили высокие кички о двух рогах из золотой парчи под желтым шелковым покрывалом, ватные кофты-бешметы с большими дутыми пуговками, обшитые но бортам мелкими серебряными монетами, при коротких рукавах, из которых выпускались рукава платья, падавшие вниз широкими углами. Наряд дополняли красные сапоги и пояса с серебряным набором.
НЕУК — табунный конь, не знающий узды и выездки.
НУЖНЫЕ ЛЮДИ (некр ) — нуждающиеся, бедняки.
ОБРОТЬ — недоуздок, род узды без удил с одним поводом при содержании коня на привязи.
О том же пишет другой русский сановник этого же времени генерал Михайловский-Данилевский: «Женщины пожилые почти все были одеты в национальном платье, состоящем из капота с длинными рукавами, который застегивают у самого подбородка», «Напротив того молодые перестали носить национальное платье» (Русская Старина 1877 г., т. 7-9).
Так, в некоторых случаях, воля государей, действительно, реставрировала казачью старину, но в отношения к Казакам-воинам ее роль оказалась иной: в результате правительственных постановлений наш мужской национальный костюм был вытеснен из жизни военной формой, придуманной в министерстве. Казаков сделали «картузниками», заставив сменить привычные папахи на фуражки общеармейского фасона, вместо бешметов введены русские рубахи-гимнастерки, а чекмени заменены серыми шинелями. На шароварах появились лампасы, украшение не характерное для казачьей национальной одежды.
Таким образом, к нашему времени мужская О. К. слагалась из остатков национальных фасонов и военной формы, которую Казаки должны были приобретать на свои средства и донашивали дома и которая не может считаться одеждой национальной (см. НАЦИОНАЛЬНАЯ ОДЕЖДА КАЗАКОВ).
Станичное общество разрешало О-ным пользоваться трудом приписных к станице крестьян и жениться на казачьих вдовах и девушках, даже в тех случаях, если они не были природными Казаками. Таким смешанным семьям всегда отдавалось предпочтение перед другими иногородними и молодежь, родившаяся и выросшая в них легко приобретала все казачьи права. С другой стороны, казачьи дети с физическими недостатками или по другой причине неспособные к строю, перечислялись в О.
На Дону число О-ных постоянно увеличивалось за счет пришлых Днепровских Казаков. По приказу Военной Коллегии в конце XVIII века, ими иногда пополнялись донские полки и тогда они автоматически приобретали на Дону все гражданские права на казачьем положении. Не попавшие в эти наборы, расселились по слободам и составили часть коренных иногородних. (По данным кн. А. П. Пронштейн, Земля Донская в XVIII веке).
ОЧУНЕТЬ — очнуться, выздороветь.
Обычай П-ства распространялся и на наших предков; в XVI и XVII вв. Днепровские Казаки, отличившееся во время совместных с Поляками походов на Татар и Москву, получали, как награду, от королей шляхетство и земли. Оставаясь Казаками, принятыми в рыцарский класс Речи Посполитой, они Обычно становились по-братымами старых польских или литовских боярских родов, приобретали их фамилии и «пшипущали сень до их гербув». Этим и объясняется присутствие среди наших Черноморцев и даже среди Донцов множества Казаков, не только с отчетливо-польскими фамилиями (Зазерские, Дзиковские, Калиновские, Myжиловские, Мальчевские, Ямпольские, Закржевские, Ржаксинские, Кремпские, Ямборовские), но и со знатными польскими фамилиями (Зборовские, Язловецкие, Потоцкие, Вишневецкие и др.). Польский историк К. Щейноха утверждает, что гетман Богдан Хмельницкий имел право печататься, высоко стоящим в геральдике гербом «Абданк» и, следовательно, один из его предков, получив от короля шляхетство, тоже был связан узами побратымства с одним из знатных польских родов.
В результате польско-казачьих войн и взаимных обид, гербовые книги Польши много о казачьей щляхте не говорят, но в некоторых случаях на их страницах еще можно отыскать следы по-братымства, разорванного после.
Все наши носители польских фамилий по праву считают себя чистокровными Казаками, какими их предки оставались и после получения от королей шляхетских «клейнодов».
ПОЛЫННОЕ ВИНО особый сорт донского вина; белое, очень сухое типа шампанского и с небольшим привкусом полынной горечи.
ПОРУХА — ошибка, вина: «В этом нашей порухи не было».
РУНДУК-закрытый ящик, сундук, крылечко со ступеньками.
РЫЛЕШНИК- народный певец; исполнял казачьи песни, аккомпанируя себе на донской лире или рыле.
стянуть вниз, низвергнуть.
СИБИРЕК- колючий кустарник, из побегов которого делаются метлы.
СОЧЕВИЦА- чечевица, растение из семьи мотыльковых.
СУМАРОК-неприветливый, странный человек.
СУМНО- печально, грустно.
ТОНЯ-участок реки или какого-либо другого водоема, на котором из года в год производится лов рыбы неводом. Место, где выбирают невод из воды, называется «притонком»; вдоль берега размер Т. полтора-два км, приспособленных особенным образом для тяги невода: удаляются камни, карчи и даже выравнивается дно. Когда говорили о «покупке одной тони», разумели под этим не место, а улов рыбы при одной тяге невода, заброшенного в воду и вытянутого на берег. На притонке иногда устраивали ворот для подтягивания невода-волокуши. Донские Казаки для этой цели употребляли быков, которые стояли наготове и впрягались до пяти пар за раз.
ТРОК-ремень в виде подпруги, которым придерживается попона на спине лошади.
ТРОМБАК- большое судно с одним косым парусом и кливерами. Ходили с грузами с Дона по всему Азовскому морю и вдоль берега Черного до Одессы и Батума.
В Казачьей земле этот обычай существовал уже в эпоху Томаторкани. Безопасное У. там находили все противники Руси и ее князей, а среди других — князья-изгои Олег и Роман Святославовичи, Давид Игоревич, дружинники Порей и Вышата и, наконец, черноризец Никон, благодаря которому русские летописцы кое-что узнали о Томаторкани и ее населении.
Обычай У-ща сохранялся и да Вольном Дону, где он выражался формулой: «С Дону выдачи нет!» Впервые его нарушила сильная партия южан, сторонников сохранения добрых отношений с московскими царями, когда в 1671 г. был выдан Степан Разин и Донцы обязались присягою высылать в Москву всякого главного заговорщика против ее государей, даже в том случае, если бы он оказался природным Казаком.
Обычай У. насильно и окончательно ликвидировал император Петр Первый в 1709 г., лишив казачье политическое общество на Дону всех его суверенных прав и обычаев.
УВЕЖЛИВЫЙ- скромный, почтительный, вежливый.
ФАТАЖЕН — жидкий продукт перегонки нефти, керосин для освещения.
ФИГУРИСТЫЙ — статный.
ФУРМА — южный фрукт; сладкая и мучнистая темная ягода размером в вишню: внутри ее очень крепкая косточка в виде чечевицы. В казачьи края Ф. привозилась в сушеном виде.
ХАБУР — багаж, дорожные вещи.
ХАЗЫВКА — в старину так называли крепостной посад, окраины городка.
ХАИТЬ — осуждать человека, хулить.
ХАЛЯВА — голенище сапога.
ХАЛЯВКИ — нижняя часть шаровар, штанины.
ХАПА (некр.) — лекарство.
ХАРУНКА — знамя, хоругвь.
ХВОРОСТЬ — болезнь; отсюда хворый — больной.
ХИСТ — ловкость, сноровка.
ХЛУПЬ — крестец у птицы.
ХОД — раздвижной воз, растянутый в длину с драбинами служит для перевозки сена и злаковых, а укороченный употребляется с досками или со специальным кузеном.
ХОРОНИТЬСЯ — прятаться, укрываться.
ХРЕБТИТСЯ — хочется, желается.
ХУДОБА — рогатый скот.
ХУДОЙ — дырявый, изношенный.
ХУТОР — казачье поселение на отдаленных окраинах станичного земельного юрта. Население хутора выделялось из станицы, но сохраняло с нею хозяйственные и административные связи, подчиняясь станичному атаману. Его представители «десятидворные» и хуторской атаман участвовали в станичных сборах с правом решающего голоса. В старое время казачий X. назывался посёлком; это же название сохранялось до недавнего времени у Казаков Сибири и Дальнего Востока.
ЦАПАТЬ — подбивать клин.
ЦАРСКИЙ КУС — первый улов с зимнего багрения рыбы, отсылавшийся Уральскими Казаками в дар царскому двору.
ЦУКНУТЬ — залиться трелью (о птицах).
ЦЫБАР, ЦЫБАРКА — ведро.
ЦЫДУЛКА — письмо, записка; в военном смысле — донесение.
ЦЫЦ! — замолчи! Утихни!
ЧАДО, ДАДУНЮШКО — дитя, деточка.
ЧАКАН — водолюбивое южное растение с пахучими шпагообразными листьями; то же, что русское рагоз или ежеголовка.
ЧАКУША — деревянный кистень или молот для глушения крупной рыбы, попавшей в невод; также — чекуша. ЧАПЕЛЬКА (дон.) — застёжка, петля.
ЧАПЕЛЬНИК — кухонная принадлежность, двойной крючок-имало с деревянным черенком для передвигания сковородок.
ЧАПЛЯ — багор, длинный шест со стальным острием той же формы, как конец рыболовного крючка.
ЧАРГУНЦЫ (некр.) — червонцы.
ЧАЯТЬ (некр.) — надеяться, ожидать: «чадо моя любо чаянная», «пришли вести давно чаянные».
ЧЕБРЕЦ, ЧЕБОРЕЦ — душистая трава с лиловыми цветами; в дикорастущем виде встречается на тучном чернозёме казачьих степей. Называют ее также чобор.
ЧЕВЯКИ — низкая кожаная обувь без твердого задника; с древних времен в обиходе у Кавказцев, которые надевают их поверх кожаных чулок-ноговиц.
ЧЕЛАУЧ — женская прическа Казачек. Четыре косички сплетались в одну косу, которая укладывалась вокруг головы и покрывалась повязкой или широкой лентой; из-под ленты на виски падали подвески-чики-лики. Археолог С. А. Плетнёва говорит, что такая повязка из фаты называется у кочевых народов словом «жаулык» (МИА 62).
ЧЕЛБА — большая разливная ложка.
ЧЕЛЕНГА — упругая кисть или султан на парадных киверах казачьих генералов; введена в форму 17 февраля 1809 г.
ЧЕЛОБИТЬЕ (некр.) — просьба, прошение.
ЧЕЛЯДКА (некр.) — прислуга, служанка, домоработница.
ЧЕМЕЗИН — кожаный кошель.
ЧЕПИГИ — ручки плуга.
ЧЕПРАК — 1) В старых казачьих сёдлах чехол из кожи или крепкой материи, натянутый на деревянный арчак и свисавший ниже его по бокам лошади; сверху покрывался кожаной подушкой, а открытые его части украшались тиснением, серебряными украшениями или вышивками; 2) по Ригельману, особый женский пояс «с золотыми, серебряными, а иные с дорогими каменьями и медными по ремню бляшками разными узорами сделанными и напереди с замошною пряжкою».
ЧЕПУРА — птица цапля.
ЧЕПУРИТЬСЯ — прихорашиваться, чиститься, наряжаться.
ЧЕРВЧАТЫЙ (некр.) — малинового цвета.
ЧЕРЕПА (некр.) — хворост, сухие ветки.
ЧЕРЛЁНЫЙ (некр.) — алый, красный.
ЧЕРНОБЫЛ — полынь обыкновенная, степное растение с горьким соком и с кистями желтых цветов.
ЧЁРНЫЕ ВОДЫ — стоячие озёра, старицы и т. п. без выхода в текущие реки.
ЧЕРПАЛО — рыболовный сачок.
ЧЕРСЕЛ (некр.) — пояс, кушак.
ЧЕРЬГА — войлочная полость, то же самое что и сибирская кошма.
ЧЕСТНЫЕ ЛЮДИ (некр.) — особы уважаемые, почитаемые.
ЧЕЧЕКАТЬ — во время казачьего танца, танцор в такт движениям произносит сквозь зубы, подобно испанским кастаньетам: «чи-чи-чи-чи-чи!». От этого — название танца «чечётка».
ЧИВОЙТА (среднедон.) — что такое, что то.
ЧИГАН — болотная кочка.
ЧИКИЛИКИ — у Казачек женские височные подвески особенной формы; у Ригельмана о них говорится: «На голове носят повязки с висящими по Щекам чикиликами, то есть лопастьми жемчужными, и поверх оных высокие кички». Ч. имели форму прямоугольных сеточек, низанных жемчугом и нависавших из-под головного убора возле ушей, над частью щек.
ЧИКИЛЯТЬ — хромать, прихрамывать.
ЧИКОМАС — окунь, рыба с красными спинными плавниками.
ЧИНАК — большая миска.
ЧИНИТЬ — исполнять, совершать.
ЧИНИТЬ ПРОМЫСЕЛ (некр.) – делать решение, обдумывать.
ЧИРИКИ — низкая обувь с твёрдой подошвой; По тюрски — чарик, по балкарски — чурук, до в. осетински — цирик.
ЧИСТИК — узкая лопаточка для очищения земли с плуга.
ЧИСТЫЙ ПУТЬ (некр.) — путь беспрепятственный, свободный.
ЧИХИРЬ — молодое вино незаконченного брожения (ферментации), мутноватое и мало хмельное.
ЧТОНЕВИДНО — скоро, моментально, того и гляди.
ЧУВ — традиционный и очень древний обычай Казаков оставлять прядь волос, нависшую над левым ухом; в последнее Время стало модным взбивать ее кверху.
ЧУВАЛ — брезентовый мешок на 80 кг. зерна.
ЧУВЯК — мягкий шитый башмак (выворотной); надевался поверх ноговиц.
ЧУДАК — странный, дурной; по казачьим понятиям оскорбительное прозвище.
ЧУДИТЬ — острить, вызывать смех словами или действиями.
ЧУДОК — немного, мало, чуть-чуть.
ЧУЛАН — сени, коридор без окон.
ЧУМБУР — запасной третий повод от кольца удил, специально для привязывания коня.
ЧУРА — одно из старинных казачьих имен.
ЧУРКАНЧИК — смешная выходка.
ЧУХАТЬСЯ — чесаться, в переносном значении — медлить, опаздывать.
ШАБАЙ — посредник в торговле между производителем товара и купцом.
ШАГРЕНЬ — козлиная кожа для ичегов и ноготиц.
ШАЛАБАН — крытый воз, кочевая кибитка; в переносном смысле — стакан водки.
ШАЛАВА — распутный человек.
ШАЛАТЬСЯ — бродить без видимой нужды.
ШАЛЫЖИНА — хворостина, молодой побег у дерева.
ШАРАН (некр.) — рыба карп, молодой сазан.
ШАРМИЦЫ — малые полковые манёвры.
ШАРОВАРЫ — широкие казачьи штаны.
ШАРПАТЬ — отрывать, добывать.
ШАСТАТЬ — бегать без особенной нужды и появляться то тут то там.
ШАТОСТЬ (некр.) — неустойчивость, склонность к измене.
ШЕРБОШИТЬ — волноваться, возбужденно выкрикивать.
ШИБАТЬ — бросать вдаль, бить броском плетью.
ШИПУЧЕЕ ДОНСКОЕ — игристое вино, донское шампанское.
ШИПШИНА — дикая роза, шиповник.
ШИТВЯНКА — у служивых кожаный мешочек со швейными принадлежностями.
ШЛЕНДАТЬ — слоняться без дела.
ШЛЫЧКА — женский головной убор, твёрдая шапочка с рожками, которая покрывалась платком или шальником из прозрачного шёлка. До наших дней сохранялась Ш. в виде низкой цилиндрической шапочки. Её носили под платком.
ШЛЯХ — широкая степная дорога.
ШМАТ — связка поплавков-балбырок в каждом конце рыболовной сети.
ШОКЛА — трещина, щель.
ШТУРМА (некр.) — буря, шторм.
ШУБА ДОНСКАЯ — парадная женская делалась на лисьем меху длиною до пят, покрывалась шелковой материей зеленого или синего цвета с черными узорами; широкие сверху рукава свисали много ниже рук, а если поднимались выше кистей, то собирались наверху вроде буфов. Вся Ш. Д. вокруг подола, бортов и ворота, часто была оторочена порешней (мехом выдры). Мужские — того же кроя, как и женские запахивались правой полой на левую, но шились на волчьем меху того же фасона и покрывались толстым сукном.
ШУБАШИ ИЛИ ШУБУШИ — у Турок начальники областей; в конце XV ст. эта должность учреждена и для Азова, после чего им должны были подчиняться Азовские Казаки, жившие еще в устьях Дона и в Приазовье. Точное турецкое значение: главный, возглавляющий.
ШУИНЫЙ (некр.) — левый.
ШУМНУТЬ — крикнуть, позвать.
ШЫРЕШЬ — изломанный первый лед на Дону; когда низовый ветер подымает уровень водах, едва установившийся лед ломается и Ш. несется по руслу с большим шумом.
Щ — на Дону произносится как двойное Ш. в народной речи.
ЩЕПЕТНОЙ (дон.) — щеголеватый, небольшой,
ЩЕРБА — уха, суп из рыбы, заправленный крупой.
ЩЕРБАТЫЙ — зазубренный, человек с потерянным передним зубом.
ЩОГЛА — рейка, лесной материал из ствола молодого дерева.
ЩУРАТЬ — щадить, помиловать.
ЭНТА, ЭНТОТ — та, тот там вдали, в стороне.
ЭТТА — Как его? Употребляется для выражения неуверенности, необходимости еще поразмыслить.
ЭФЕС — рукоятка холодного оружия; общекавказский эфес шашки, принятый и у Казаков, как правило, открыты без охранной дужки и даже без крестовины, защищающей кисть руки, оправлен металлом и часто украшался серебром золотом и дорогими камнями. Тип сарматский, в старину принятый у Запорожцев, имел только крестовину из цветного металла.
Ю — винительный падеж от местоимения «она» — «ее»; древняя славянская, форма, сохранившаяся у Некрасовцев: «Войпоймавши ю, в полон взяли».
ЮРАГА — пахтанье, маслянка, остатки от сметаны или сливок после сбитого масла.
ЮРТ — в старину у Татар косное владение одного улуса; участок земли или целая область вместе с принадлежащими к ним водами, состоявшие в наследственном и безраздельном владении улусного общества. У Казаков КЗ. — земельное владение станичного общества. Границы Ю. с древних времен утверждались Войсковыми Кругами. После того, как группа казачьих семей или станица решала основать новый городок, они обращались в Главную Войску за разрешением «обысканный юрт занять». После расследования, не будет ли от этого другим станицам «утеснения» им разрешалось «Юрт занять и собрав станицу городок устроить и жить, как и иные наши городки». Одновременно с этим им выдавалась «заимочная грамота». С начала XVIII в., при основании городка станица должна была произвести «развод рубежей» и точно определить границы с соседними казачьими поселениями. После этого она получала «разводную грамоту», которая служила документом, определявшим право станицы на ее Юрт.
ЯВИТЬ (искр.) — показаться, появиться, заявить о себе.
ЯВОРЧАТЫИ (некр.) — сделанный из ясеня (явора): «вёсла яворчатые».
ЯЗЫКА ДОБЫТЬ — захватить пленника для получения сведений о противнике.
ЯРУГА — обрыв, овраг.
ЯРЫГА — пьяница, пропойца.
ЯСТИ (некр.) — есть, кушать.
ЯСЫРКА — пленница взятая на востоке; в прошлом веке так называли домашних прислуг, домработниц.
ЯСЫРЬ — военная добыча; в частности пленники взятые в набеге.
ЯТ (некр.) — взятый; «ят на войне» — взятый в плен.
ЯТНО — понятно, светло, ясно.
ЯТОВЬ — место в водном бассейне, в реке или в озере, где рыба располагается на зиму; происходит от татарского слова «ятты» (киргизского «джаты»), что означает «лёг».
х. Крутинский, пер. Школьный 2, Белокалитвинский район, Ростовская область
тел. (886383) 72-4-24 E-mail: krutinka10@mail.ru