у людей какой профессии пик профессиональной деятельности приходится на начало зрелости
У людей какой профессии пик профессиональной деятельности приходится на начало зрелости
Как называется вид любви, когда ребенка любят независимо от того красив он или некрасив, способен или неспособен:
Выберите один ответ:
безудержная
обусловленная
безусловная
условная
Какой возрастной период Э.Эриксон называет зрелостью?
Выберите один ответ:
от 40 до 65 лет
от 20 до 60 лет
от 30 до 65 лет
от 25 до 65 лет
Э. Эриксон считает основной проблемой зрелости выбор между:
Выберите один ответ:
продуктивностью и инертностью
общительностью и замкнутостью
самостоятельностью и зависимостью
доверием и недоверием к миру
К типам поведения во взрослом возрасте по В. И. Ковалеву относятся:
Выберите один или несколько ответов:
стихийно-обыденный
чрезмерно-преобразующий
функционально-действенный
созерцательно-пролонгированный
Какой возрастной период геронтолог В.В. Фролькис определял как время сокращения приспособительных возможностей организма?
Выберите один ответ:
молодость
юность
зрелость
старость
Установите соответствие между спецификой самоопределения на разных этапах старости (по Н.С. Пряжникову):
предпенсионный возраст
период выхода на пенсию
период собственно старости
долгожительство
Установите последовательность этапов старости (по Н.С. Пряжникову):
период выхода на пенсию
предпенсионный возраст
период собственно старости
долгожительство
Укажите правильную последовательность смены ведущей деятельности в старости (по Н.С. Пряжникову):
стремление осмыслить свою жизнь
стремление «успеть» сделать то, что еще не успел
досуговое увлечение
«поиск себя» в новом качестве
Установите соответствие между спецификой деятельности на разных этапах старости (по Н.С. Пряжникову):
период выхода на пенсию
предпенсионный возраст
долгожительство
период собственно старости
Период старше 90 лет называется
Установите последовательность периодов в старости:
молодая старость
четвертый возраст
старая старость
третий возраст
Центральная характеристика социальной ситуации развития в старости связана со сменой общественной позиции, с выходом на пенсию и удалением от активного участия в производительном труде.
Какова социальная ситуация развития в предпенсионном возрасте(по Н.С. Пряжникову)?
Какова социальная ситуация развития в период выхода на пенсию (по Н.С. Пряжникову)?
Какова социальная ситуация развития в период собственно старости (по Н.С. Пряжникову)?
Какова социальная ситуация развития в периоде долгожительство в условиях резкого ухудшения состояния здоровья (по Н.С. Пряжникову)?
Какова социальная ситуация развития в период долгожительство при относительно хорошем здоровье (по Н.С. Пряжникову)?
Психологическое старение имеет внутренне противоречивый характер, что находит свое отражение в качественном своеобразии и разнонаправленных тенденциях Я-концепции человека и обусловливает резко выраженные индивидуальные вариации. Личность старого человека все же остается сама собою. В эмпирическом исследовании американских психологов были обследованы мужчины, находящиеся на пенсии или частично занятые. Были выделены пять основных типов личностных черт.
Как называется тип, для которого характерны внутренняя уравновешенность, позитивный эмоциональный настрой, критичность по отношению к себе и терпимость к другим?
Как называется тип, который выражается в подчиненности супружескому партнеру или ребенку, в отсутствии высоких жизненных и профессиональных претензий?
Как называется тип, для которого характерны преувеличенная эмоциональная сдержанность, некоторая прямолинейность в поступках и привычках, стремление к «самообеспеченности», неохотное принятие помощи от других людей?
Как называется тип, представители которого стремятся «переложить» на других людей вину и ответственность за собственные неудачи?
Как называется тип, для которого характерны пассивность, безропотность в принятии трудностей, склонность к депрессиям и фатализму, безынициативность?
Синонимом слова толерантность является:
Выберите один ответ:
конформизм
позитивизм
уступчивость
терпимость
Психолог не может разглашать информацию, которую доверил ему клиент, это описание принципа:
Выберите один ответ:
конфиденциальности
не нанесения ущерба клиенту
безоценочного восприятия клиента
эффективности
К средствам психологической диагностики тревожности относят:
Выберите один или несколько ответов:
тест Векслера
тест Филлипса
«Дерево»
«Рисунок семьи»
Какие данные о ребенке младшего школьного возраста педагог-психолог может передавать учителям:
Выберите один ответ:
которые не могут быть использованы во вред родителям
любые
которые не могут быть использованы во вред ребенку
которые не могут быть использованы во вред психологу
1. Особенности развития личности. Профессиональная продуктивность
В зрелости, как и в молодости, главными сторонами жизни обычно являются профессиональная деятельность и семейные отношения. Однако определяющая их социальная ситуация развития существенно меняется: если в молодости она включала овладение выбранной профессией и выбор спутника жизни (создание семьи), т. е. была ситуацией организации, создания соответствующих сторон жизни, то в зрелости это ситуация реализации себя, полного раскрытия своего потенциала в профессиональной деятельности и семейных отношениях.
Э. Эриксон считает основной проблемой зрелости выбор между продуктивностью и инертностью, которые характеризуют, соответственно, прогрессивную и регрессивную линии развития. Понятие продуктивности включает у него как творческую и производительную (профессиональную) продуктивность, так и вклад в воспитание и утверждение в жизни следующего поколения. Продуктивность, в том числе профессиональная, связана, по Эриксону, с заботой «о людях, результатах и идеях, к которым человек проявляет интерес». Отсутствие продуктивности, инертность ведет к поглощенности собой, своими личными потребностями.
Важнейшей особенностью зрелости является осознание ответственности за содержание своей жизни перед самим собой и перед другими людьми. Э. Эриксон подчеркивал, что каждый достигший зрелого возраста человек «должен или принять или отвергнуть мысль о своей ответственности за возобновление и улучшение всего, что могло бы способствовать сохранению и совершенствованию нашей культуры». Согласно Эриксону, человек достиг своего уровня развития благодаря тому, что стал «в равной степени обучающим и обучающимся животным». Зрелый человек должен способствовать приумножению воспринятой им человеческой культуры и передаче ее будущим поколениям.
Развитие личности зрелого человека требует избавления от неоправданного максимализма, характерного для юности и частично молодости, взвешенности и многогранности подхода к жизненным проблемам, в том числе к вопросам своей профессиональной деятельности. Последнее особенно актуально в связи с тем, что накопленный опыт, знания, умения представляют для человека огромную ценность, но могут создавать ему трудности в восприятии новых прогрессивных идей, тормозить рост его творческих возможностей. Прошлый опыт, «апперцептивная масса» (И. Гербарт) при отсутствии разумной гибкости и многогранности могут стать источником консерватизма, ригидности, неприятия всего того, что исходит не от себя самого.
У части людей в зрелом возрасте бывает еще один, «внеплановый» кризис, приуроченный не к границе двух стабильных периодов жизни, а возникающий внутри данного периода. Это так называемый кризис 40 лет. Он может проявиться и несколько раньше, а может сильно сдвинуться в сторону более старшего возраста. Это как бы повторение кризиса 30 лет, кризиса смысла жизни. Оно происходит тогда, когда кризис 30 лет не привел к должному решению экзистенциальных проблем.
Как и в период кризиса 30 лет, человек остро переживает неудовлетворенность своей жизнью, расхождение между жизненными планами и их реализацией. А.В. Толстых отмечает, что к этому добавляется изменение отношения со стороны коллег по работе: время, когда можно было считаться «подающим надежды», «перспективным», проходит, и человек чувствует необходимость «оплаты векселей».
В случае возникновения кризиса 40 лет человеку приходится еще раз перестраивать свой жизненный замысел, вырабатывать во многом новую «Я-концепцию». С этим кризисом могут быть связаны серьезные перемены в жизни, вплоть до смены профессии и создания новой семьи.
При проявлении кризиса 40 лет можно говорить о еще одном важном новообразовании зрелости: коррективе жизненного замысла и связанных с ним изменениях «Я-концепции».
Часть исследователей, например известный швейцарский психолог Э. Клапаред, полагают, что, достигая в зрелости своего расцвета и, соответственно, пика профессиональной продуктивности, человек прекращает свое развитие, останавливается в повышении своего профессионального мастерства, творческого потенциала и т. д. Затем наступает спад, постепенное убывание профессиональной продуктивности: все лучшее, что человек мог сделать в своей жизни, остается позади, на уже пройденном отрезке жизненного пути.
«Водораздел», переход от прогресса к регрессу связывается у разных авторов с разным возрастом,» чаще всего его указывают для возраста от 40 до 50 лет. Безусловно, необходимо иметь в виду, что в период зрелости у большинства людей с определенного возраста в развитии психических функций начинаются инволюционные процессы. Это связано с начинающимся биологическим старением. В то же время работы Б.Г. Ананьева и его учеников (петербургская психологическая школа) показали, что процесс развития психических функций в зрелости сложен и неоднозначен.
В соответствии с представлениями об «акме» как сравнительно узком периоде наибольшего расцвета, их сторонники видят основную задачу акмеологии в установлении закономерностей проявления этого наиболее продуктивного периода зрелости, тех условий, которые способствуют оптимальному протеканию этого пика или, возможно, пиков.
Вместе с тем для представителей очень многих профессий пик продуктивности, после которого наступает ее спад, нехарактерен. Вряд ли можно говорить об обязательном «акме» в профессиональной деятельности актера или преподавателя, врачей-специалистов в целом ряде областей медицины и вообще представителей тех профессий (в том числе рабочих), в которых профессиональное мастерство не имеет жесткой зависимости от уровня физической и функциональной готовности. В этом случае оно обычно по крайней мере не снижается до момента ухода на пенсию или потери трудоспособности вследствие резкого ухудшения состояния здоровья. Здесь можно говорить не о пике, а о неуклонном плавном подъеме, завершающемся обрывом.
За этот 27-летний период помимо названных и многих других шедевров им были созданы такие произведения, как увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» (1869), три струнных квартета (1871, 1874, 1876), симфоническая фантазия «Буря» (1873), «Меланхолическая серенада» для скрипки с оркестром (1875), симфоническая фантазия «Франческа да Римини» (1876), балет «Лебединое озеро» (1876), цикл фортепьянных пьес «Времена года» (1876), 4-я симфония (1877), опера «Евгений Онегин» (1878), «Большая соната» для фортепьяно (1878), концерт для скрипки с оркестром (1878), три сюиты для оркестра (1879, 1880, 1883), «Торжественная увертюра 1812 год» (1880), «Итальянское каприччио» (1880), фортепьянное трио «Памяти великого художника» (1882), опера «Мазепа» (1883), кантата «Москва» (1883), программная симфония «Манфред» (1885), опера «Чародейка» (1887), 5-я симфония (1888), балет «Спящая красавица» (1889), опера «Иоланта» (1891), балет «Щелкунчик» (1892). Практически каждый год композитор создавал музыкальные произведения, ставшие популярными и любимыми во всем мире.
Высочайший уровень продуктивности, сохранявшийся до конца жизни, отличает творчество очень многих выдающихся ученых, писателей, поэтов, композиторов, художников и представителей других творческих профессий. Назовем еще некоторых из них: Леонардо да Винчи, М.В. Ломоносов, И.В. Гёте, В.И. Вернадский, А.П. Чехов, Ф.М.Достоевский, Ч.Диккенс, А. Эйнштейн, М.М. Пришвин.
Как видим, наличие пика профессиональной, в том числе творческой, продуктивности для большинства профессий не обязательно и определяется индивидуальными особенностями человека. Иногда временное или окончательное снижение уровня творческой продуктивности наступает вследствие тяжелых жизненных обстоятельств (время каторги и ссылки Ф.М. Достоевского, последний период жизни Л. Бетховена). Однако решающая роль в наличии либо отсутствии в профессиональной продуктивности периода «акме», после которого следует спад, обычно принадлежит направленности личности, доминирующему мотиву. Влияние направленности личности будет рассмотрено ниже.
Могут ли тесты на профориентацию помочь определиться со специальностью
Профессиональная ориентация дает возможность ответить на один из важных жизненных вопросов — в каком карьерном направлении развиваться. Чаще всего им задаются старшеклассники, и хотя выбор профессий на современном рынке труда широчайший, куда идти учиться после школы, подростки часто не представляют.
По данным международного проекта по оценке образовательных достижений учащихся PISA, более полумиллиона молодых людей в возрасте 15 лет из 79 стран выражают интерес к ограниченному количеству профессий. Треть из них хотят работать всего по десяти традиционным специальностям, среди которых врач, учитель, инженер, ученый, менеджер.
В каком возрасте стоит определиться с профессией
Чаще всего выбор профессии происходит в спешке, в 10 или 11 классе. Выпускники попадают под жесткий пресс: общество и родители требуют от ребенка как можно скорее определиться с будущим, выбрать вуз, начать готовиться к экзаменам. Отсюда и скорый выбор, который может стать ошибочным.
Однако в мае 2021 года в России был принят закон, по которому в университетах и колледжах теперь можно получить сразу несколько квалификаций. Студенты сначала учатся два года, получают общие знания по предмету, и только потом должны выбрать узкое направление и начать углубленно его изучать. Причем во время обучения будущий специалист сможет набрать себе дополнительные предметы, собрать собственный конструктор из знаний и навыков. Предполагается, что так вузы смогут предлагать рынку труда актуальных специалистов, в которых он действительно нуждается.
Для начала профориентации некоторые специалисты считают оптимальным возраст 10-12 лет. Это еще не «колючие» подростки, дети в этом возрасте наиболее отзывчивы, открыты и уже достаточно сознательны, чтобы воспринимать сложную информацию и думать о будущем.
Начинать определяться с делом жизни можно еще раньше: существуют опросники для младших школьников — 2-4 класса. Американские исследователи Ричард Аугер, Энн Блэкхерст и Кай Хертинг Уаль отмечают, что уже в четыре года дети с интересом играют «в работу», обсуждают, кем станут, когда вырастут. Правда, у такого подхода есть существенный минус: велик риск лишить своего ребенка детства. Кроме того, с тех пор предпочтения могут еще не раз поменяться.
Тесты на профориентацию
Самый простой, удобный и быстрый способ понять, в каком направлении двигаться — это онлайн-тесты. Их много, они доступны, пройти исследования можно прямо из дома в любой момент. Тесты определяют темперамент, особенности мышления, склонности и профессиональные интересы. Правда, такие домашние опросники не вполне надежны, а в случаях с детьми и вовсе врут. У ребенка часто меняются вкусы и интересы, что не может не отразиться на его ответах.
Гораздо более достоверны исследования, предлагаемые в центрах профориентации. Все они так или иначе базируются на пяти классических теориях: теории Джона Льюиса Холланда, «я-концепции» в теории карьерного развития Дональда Сьюпера, теории адаптации к работе, теории исключений и компромисса Линды Готтфредсон, социально-когнитивной карьерной теории. Методики появились еще в середине XX века и в различных модернизированных формах существуют до сих пор. Вариаций тестов сотни, ниже рассмотрены несколько самых популярных.
Даже если тест поможет с выбором профессии, он не даст никакого понимания, как и где этому научиться. На все дальнейшие вопросы — об актуальности выбранной работы, ее интересности, ценности, зарплаты, о выборе учебного заведения — предстоит искать ответы самому человеку.
Как помочь ребенку выбрать профессию
Словенский школьный психолог Роберт Пене Зор считает, что самый важный фактор при выборе профессионального пути — это семья ребенка. «На этапе принятия решения о выборе будущей профессии абитуриентам необходимо как можно больше информации», отмечает он. Расширить представление ребенка о современном рынке труда могут родители:
Профориентация для взрослых
А что делать, если, отучившись в техникуме или вузе и начав работать по специальности, человек понял, что совершил ошибку? В каком возрасте не поздно переучиться?
Профориентологи считают, что в любом. Известный советский и российский профориентолог Евгений Климов считал, что человек обязательно должен иметь хобби. В какой-то момент оно может стать делом жизни. В 40 с лишним лет уйти с работы, которая приносит доход, непросто, даже если она нелюбимая. Найти себя, переучиться, отыскать новое место тоже тяжело. Хобби или деятельность, которой можно заниматься на досуге, может обеспечить плавный переход.
Профориентация по-новому
В России о профориентации как о научном направлении заговорили в 1970-х годах. В индустриальном обществе и экономике она была необходима. Исследователи пытались придумать, как на определенные рабочие места найти подходящих людей. Тогда и родилась идея: узнаем сильные и слабые стороны человека, выясняем, что он знает и умеет, что у него хорошо получается — и предлагаем ему приемлемые специальности. И долгое время это работало. Однако с тех пор прошло почти полвека. Уже нет той страны, изменился рынок труда и экономика. Профориентация не могла остаться прежней. Карьеру больше не выбирают, а конструируют.
Екатерина Павленко, младший научный сотрудник Центра социологии культуры Института образования НИУ ВШЭ:
«Раньше понятия «выбор профессии» и «выбор карьеры» означали одно и то же. Сейчас это разные вещи. В современном мире нужно уметь конструировать карьеру. Для этого явления пока нет адекватно переведенного термина. В международном контексте это звучит как career guidance, career education. В России до сих пор используется термин «профориентация». Современный рынок труда предлагает новые типы карьер и траекторий: фриланс, работа из дома, гибкость и междисциплинарность. Все движется к тому, что узкодисциплинарные знания начинают пересекаться. Например, успешным будет программист, который еще и разбирается в социологии или дизайне, который к тому же коммуникабелен, может найти специалистов под свою задачу, имеет зачатки исследовательских навыков, умеет искать информацию. В университете этому не учат, но на современном рынке труда эти навыки уже могут рассматриваться как отдельный капитал».
Профессии будущего
Какие специалисты будут необходимы через 15-20 лет, предугадать практически невозможно. Мир меняется очень быстро и непредсказуемо. К примеру, одна из самых популярных сегодня профессий — ИТ-специалист. «Работа.ру» и «СберИндекс» провели совместное исследование, согласно которому каждый восьмой россиянин (13%) назвал профессию айтишника самой перспективной в 2021 году. На программистов приходится 11%, еще по 1% опрошенные отдали разработчикам и системным администраторам.
Кирилл Кузнецов, руководитель отдела профориентации Центра «Гуманитарные технологии»:
«Сама специальность «программист» — это очень широкое понятие. Есть backend-разработчики, frontend-специалисты, есть более универсальные full-stack developers. У каждого — свои язык программирования и функционал. Языки программирования — это вообще целая вселенная. Они трансформируются и, возможно, что дальше будут очень серьезно меняться. Если я знаю только один язык и не учу второй — вряд ли мне это может серьезно помочь. Но если я хорошо понимаю в алгоритмах, то дальше выучу любой язык либо создам новый. Поэтому самый главный навык программиста — это умение выстраивать сложные алгоритмы».
Сегодня на зарубежном рынке труда профессии, связанные с информационными технологиями и разработкой, еще более желанны, чем в России. В рейтинге социальной сети для поиска деловых контактов LinkedIn (на территории РФ сайт заблокирован Роскомнадзором с 4 августа 2016 года), среди 15 наиболее перспективных профессий 2020 года 12 позиций занимают эти направления. Список возглавляет специалист по искусственному интеллекту, дальше почти без отрыва идут инженер-робототехник, аналитик данных, full-stack разработчик, инженер-программист, специалист по компьютерным приложениям, дата-инженер, специалист по кибербезопасности, back-end разработчик, специалист по облачным технологиям, JavaScript-разработчик.
Однако это не значит, что так будет всегда. Компьютерные системы становятся все сложнее. Возможно, что такого количества разработчиков просто не понадобится, когда все нужное уже будет придумано.
Кирилл Кузнецов:
«Я бы осторожно предположил, что на горизонте пяти-десяти лет полезным окажется навык предпринимательства. Его не хватает уже сейчас. Активно будет развиваться все, что связано с продажами. Сюда входит огромное количество профессий, среди которых популярны маркетолог, менеджер по продажам. В крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург, уже сегодня 60% занятости находится в сфере услуг. С постепенным переходом к ней связана любая постиндустриальная экономика. Я бы также выделил медицину, как перспективное направление будущего. В прошлом году мы все могли видеть резкий рост спроса на медиков. Люди все больше будут заботиться о своем здоровье. Россия — стареющая страна, поэтому направление семейных врачей набирает обороты. Причем, думаю, что слово за частным сектором, который на рынке медицинских услуг сейчас не очень развит (не берем в расчет крупные города и стоматологов, востребованных даже в небольших населенных пунктах). И, думаю, будет спрос на педагогов и психологов».
Никто не знает наверняка, каким будет мир через 15 лет. Мы можем угадать или нет с нашими предположениями. Однако дать ребенку не рыбу, но удочку и самому следить за трендами — вполне в нашей власти.
Эксперты рассказали, какие профессии будут востребованы в ближайшие 5-10 лет
Когда речь заходит о перспективных профессиях, одна из первых ассоциаций — IT-сфера. И на нее действительно стоит обратить внимание, отметила в беседе с «Газетой.Ru» руководитель молодежного направления hh.ru Ирина Святицкая.
По ее словам, наиболее популярное направление сейчас в IT – это программирование. На его долю среди других вакансий в этой сфере сейчас приходится почти 64%. По уровню дохода на первом месте также программирование: медианная зарплата по России в 2021 году составляет около 105 тыс. рублей. При этом чем больше человек будет знать языков программирования, тем более востребованным он будет.
Однако есть много других специальностей, связанных с IT, подчеркнула Святицкая. «Это, конечно, касается и дизайна, и маркетинга, аналитики, Big Data, product-менеджмента, project-менеджмента. И все, что касается игр: геймдев (разработка игр. – «Газета.Ru») и геймдизайн», — привела примеры эксперт.
Геймдев и геймдизайн сейчас находятся на втором месте по уровню дохода после программистов: их медианная зарплата по России составляет около 104 тыс. рублей. На третьем месте – бизнес и управление в IT (примерно 96 тыс. рублей).
Далее – менеджмент в IT (82 тыс. рублей), аналитика и Data Science – 78 тыс. рублей, дизайн – примерно 61 тыс. рублей, маркетинг в IT – около 57 тыс. рублей. Однако это средние зарплаты по стране: в Москве, например, они гораздо выше.
Отдельно Ирина Святицкая обратила внимание на аналитику. «Аналитики очень нужны бизнесу. Может, сейчас заработные платы у них меньше, чем у разработчиков, но если мы говорим про крупные российские и международные компании, про сферу IT, то у аналитиков примерно одинаковые заработные платы с разработчиками, а иногда даже и выше. И за ними такие же очереди из работодателей», — рассказала она.
Спрос сейчас также растет на специалистов по 3D-интерфейсу, отмечает коммерческий директор Skillbox Артем Казаков. Это связано с тем, что компании Facebook и Apple, задающие тренды, разрабатывают трехмерные операционные системы. На фоне высокой конкуренции за качественный и оригинальный контент все более востребованным становятся специалисты по визуальному и аудио-оформлению: декораторы, операторы, саунд-дизайнеры, монтажеры и профильные фотографы.
«Одно из самых многообещающих и пока недооцененных направлений игровой индустрии — это киберспорт, — подчеркивает Казаков. — Благодаря приковывающим внимание всего мира турнирам в киберспорт идут бренды и спонсоры, а многомиллионные призовые фонды становятся привлекательным источником дохода для геймеров». По его словам, в этой сфере стоит присмотреться к таким специальностям, как геймдизайнер, медиаменеджер, создатель спецэффектов, концепт-художник.
Не только IT
Однако, как бы ни была популярна IT-сфера, нельзя всем быть разработчиками или аналитиками, отмечает Ирина Святицкая из hh.ru. Поэтому нужно помнить, что если человек суперпрофессионал в каком-то деле – он никогда не останется без работы.
«Кому не нужен хороший юрист? Кому не нужен хороший врач, особенно в нынешние времена? Кому не нужен хороший парикмахер, повар? Везде нужны профессионалы. Профессионалы рождаются благодаря способностям конкретного человека и его увлеченности, интересу к делу», — подчеркнула она.
Однако есть профессии, которые находятся в зоне риска. В частности, это связано с автоматизацией рабочих процессов, с роботизацией. Например, под угрозой могут оказаться водители такси — из-за появления беспилотных автомобилей. Однако сейчас нельзя предугадать, когда именно они будут массово внедряться, и можно ли будет полностью отказаться от управления человеком.
«Это огромное количество рабочих мест. Огромное количество бизнесов с этим связано. И непонятно, насколько выгодно (через сколько лет) будет заменить весь транспорт на беспилотный»,
— отметила Святицкая. Она добавила, что это вопрос не только технологий, но и эмоциональной готовности общества к таким изменениям.
По мнению директора Центра научно-технологического прогнозирования Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ Александра Чулока, чрезмерный интерес к IT, который сейчас наблюдается в России, без учета других глобальных трендов, облика будущего экономики и общества, может привести к «опасным» результатам.
«Это можно сравнить с тем, как у нас в перестроечное время все считали, что нужно быть юристами и экономистам, был высокий спрос на получение этих профессий. Я сейчас наблюдаю то же самое. Вот вы спросите, сколько сейчас работает по специальности юристов и экономистов? И то же самое может с IT произойти, при всей важности этой отрасли», — отметил он в беседе с «Газетой.Ru».
Профессии будущего
Выбирая себе сферу деятельности, лучше мыслить не специальностями, а компетенциями, советует Александр Чулок из НИУ ВШЭ. Специальность – это как маркетинговое название, а навыки, требования к ней могут меняться.
«Сначала, например, это кибербезопасность, потом эпидемиологическая безопасность, потом ментальная безопасность. Если Цукерберг реализует свою метавселенную, и через 10 лет там будет миллиард пользователей, то нужны будут специалисты не только по кибербезопасности, но и по ментальной безопасности, владеющие как навыками работы с нейроинтерфейсами и другими перспективными технологиями, так и основами философии, психологии, этики. Поэтому важно рассуждать здесь не в терминах специальности, а в терминах требований, которые в свою очередь диктуются глобальными трендами», — пояснил эксперт.
При этом Чулок посоветовал не пытаться экстраполировать тренды из настоящего в будущее: можно угадать, а можно нет. Но задумываться над тем, каким будет будущее, его ключевые сценарии, характеристики, нужно.
«Здесь мы приходим к тому, что, во-первых, это будущее будет связано с экосистемами. Цифровыми, физическими или киберфизическими. Безусловно, нужны будут специалисты, которые в них хорошо разбираются. Во-вторых, мы понимаем, что перспективы, конечно же, будет связаны с роботизацией, IT платформами, анализом больших данных и применением их в разных сферах. И, скорее всего, будут востребованы специалисты, которые смогут интегрировать эти передовые технологии в экономику и общество. От психологов и специалистов по работе с роботами, до, например, цифровых ассистентов, помогающих людям войти в этот новый мир», — рассказал эксперт.
«Это покруче, чем рынки нефти, газа и так далее. Это большой пласт специальностей, которые помогают эту экономику развивать, переводить на зеленые рельсы традиционные сектора экономики»,
— отметил Александр Чулок.
Также будут востребованы специалисты, которые будут помогать трансформировать традиционные сектора экономики: снизить издержки, расширить возможности предложения товаров и услуг, в том числе в рамках концепции PaaS (Product-as-A-Service – «товар как услуга»). Например, сейчас в агропромышленном комплексе резко вырос спрос на беспилотную технику из-за того, что на фоне пандемии стало трудно привлекать сезонных рабочих. Бурно развиваются креативные индустрии, построением которых озаботились не только страны, но и отдельные города или регионы. Специалисты по таким областям будут очень востребованы ближайшее время.
Кроме того, нужны настоящие профессионалы по работе с будущим, которые могут делать научно обоснованные форсайты (процесс систематического научно обоснованного формирования будущего с вовлечением ключевых стейкхолдеров — бизнеса, науки, общества, государства), прогнозы как на средне- так и долгосрочный период, заглядывая за горизонт 20-30 или даже 50 лет, и выступая «мульти переводчиками» с языка науки, бизнеса, государства для достижения наиболее благоприятных сценариев.
Сейчас, например, наблюдается большой спрос на мониторинг трендов — трендвотчинг, аналитику слабых сигналов (информационные потоки с неполной или нечеткой характеристикой) и джокеров – событий с низкой вероятностью, но масштабными эффектами.
«Люди поняли, что им не хватает системных, научно обоснованных знаний о будущем. Многие российские компании, следуя мировым трендам, стали формировать собственные системы раннего предупреждения – сканирования будущего, опираясь на помощь форсайт-центров, используя анализ больших данных и дополняя его собственной отраслевой экспертизой», — отметил Чулок.
При этом встроиться в цифровое будущее, по его мнению, шансы есть у всех: и у людей, более склонным к точным наукам, и у «гуманитариев». «Вообще разделение на «технарей» и «гуманитариев» больше характерно для прошлого века. Идет смешение, комбинация навыков. Soft skills, hard skills, digital. Здесь шансы есть у всех», — заключил эксперт.