у подножия какой горы праздновались античные олимпийские игры
Краткая история Олимпийских игр – от античных времен до наших дней
Олимпийские игры – крупнейший спортивный праздник, зародившийся в Древней Греции и вновь возрождённый в конце 19 века. До 1970-х годов Игры были официально открыты только для любителей, но в 1980-х годах соревнования стали доступны для профессиональных спортсменов. Древние турниры включали в себя несколько видов спорта, которые сейчас являются основной частью программы Летних игр. В среднем атлеты соревнуются по 32 различным видам спорта. В 1924 году появились Зимние игры.
То, как давно в истории проводились организованные спортивные состязания, остаётся предметом споров, но с достаточной уверенностью можно сказать, что они уже были в Греции порядка 3000 лет назад. К концу VI века до нашей эры по крайней мере четыре греческих спортивных праздника, иногда называемых «классическими играми», приобрели большое значение:
Позже подобные соревнования проводились почти в 150 городах, включая Рим, Неаполь, Одессу, Антиохию и Александрию.
Из всех игр, проводимых по всей Греции, Олимпийские игры были самыми известными. Проводимые каждые четыре года с 6 августа по 19 сентября, они занимали такое важное место в греческой истории, что в поздней античности историки измеряли время промежутком между ними олимпиадами.
Олимпийские игры, как и почти все греческие турниры, были неотъемлемой частью крупных религиозных праздников. Они были созданы в честь Зевса в Олимпии (город-государство в северо-западной части Пелопоннеса. Первым олимпийским чемпионом, внесённым в списки рекордсменов, был повар Коробус из Элиды, выигравший спринтерскую гонку в 776 г. до н.э. Представления о том, что Олимпийские игры начались намного раньше указанной даты основаны на мифах, а не на исторических свидетельствах. Согласно одной из легенд турниры были придуманы Гераклом, сыном Зевса и Алкмены.
Виды соревнований и статус ОИ в древние времена
Несмотря на постоянные нововведения программа была не такой разнообразной, как у современных Олимпийских игр. Не было ни командных игр, ни игр с мячом, а лёгкая атлетика была ограничена четырьмя видами бега и пятиборьем, упомянутыми выше. Гонки на колесницах и скачки, ставшие частью древних Игр, проводились на ипподроме к югу от стадиона.
В первые века олимпийских соревнований все соревнования проводились в один день. Позже Игры были распределены на четыре дня, пятый же был посвящён вручению призов на церемонии закрытия и банкету для чемпионов. В большинстве дисциплин атлеты участвовали в обнажённом виде. На протяжении веков учёные пытались объяснить эту практику. Теории варьировались от эксцентричных до антропологических, религиозных и социальных, включая:
Олимпийские игры технически ограничивались свободнорождёнными греками. Большинство участников были профессионалами, которые готовились к мероприятиям на постоянной основе. Эти спортсмены получали значительные призы за победы на многих предварительных фестивалях, хотя единственным призом на Олимпии был венок или гирлянда.
Женщины и Олимпийские игры
Хотя на древних Олимпийских играх не было женских мероприятий, некоторые женщины фигурируют в официальных списках олимпийских победителей как обладательницы конюшен ряда победоносных колесниц. В Спарте девушки и девушки тренировались и соревновались на местном уровне. Но, за исключением Спарты, соревнования для молодых гречанок были очень редкими и, вероятно, ограничивались ежегодными местными забегами.
В Олимпии турнир, проводимый каждые четыре года в честь богини Геры, включал в себя соревнования молодых женщин, которые были разделены на три возрастные группы. Тем не менее, эта эстафета не была официальной частью Олимпийских игр (они проводились в другое время года) и, вероятно, не была учреждена до прихода Римской империи.
Древнегреческий путешественник Павсаний писал, что женщинам было запрещено посещать Олимпию во время настоящих Игр под страхом смертной казни. Однако он также отметил, что ни закон, ни наказание никогда не применялись. Позднее в его рассказе нелепо утверждалось, что незамужним женщинам разрешалось участвовать в Олимпийских играх. Многие историки считают, что более поздний переписчик просто допустил ошибку, скопировав здесь этот отрывок из текста автора. Идея о том, что все или только замужние женщины были отстранены от Игр, сохранилась в популярных публикациях по этой теме, хотя свидетельства о женщинах, как зрителях, остаются неясными.
В современном мире международные федерации наоборот добавляют в официальную программу Игр новые виды спорта и дисциплины, чтобы сохранить гендерное равенство и добавить в число участников-атлетов максимальное количество женщин.
Закат Олимпийских Игр в древнее время
Греция потеряла независимость из-за нападения Рима в середине 2 века до нашей эры. Ввиду этого поддержка соревнований в Олимпии и других частях страны значительно упала. В течение следующего столетия сокращалось количество ОИ, их качество и число участников. Римляне относились к лёгкой атлетике с презрением – раздеваться догола и соревноваться на публике было в их глазах унизительным.
Однако также римляне осознавали политическое значение греческих праздников для порабощённого населения. Поэтому император Август организовал соревнования для греческих спортсменов на временном деревянном стадионе, построенном рядом с Большим цирком в Риме. Он же учредил учредил новые крупные атлетические мероприятия в Италии и Греции. Император Нерон, в отличие от предыдущих правителей, был горячим покровителем фестивалей в Греции. Он известен в истории тем, что опозорил себя и Олимпийские игры, когда пьяный вступил в гонки на колесницах, упал с повозки во время заезда, а потом все равно объявил себя победителем.
Римляне не тренировались и не участвовали в греческой лёгкой атлетике. Шоу римских гладиаторов и командные гонки на колесницах не имели отношения к Олимпийским играм или греческим спортивным дисциплинам. Основное различие между греческими и римскими взглядами отражено в словах, которые каждая из древних культур использовала для описания своих праздников: для греков они были состязаниями (agōnes), а для римлян – играми (ludi). Первоначально греки организовывали свои соревнования для участников, римляне делали это исключительно для публики. Одно было в первую очередь соревнованием, другое развлечением. Олимпийские игры были окончательно отменены около 400 года нашей эры римским императором Феодосием I. Причиной отмены национальных соревнований были названы языческие мотивы фестиваля, ведь он организовывался в честь богов Олимпа.
Возрождение Олимпийских Игр в современный период
Идеи возвращения к прошлым традициям и совместная работа нескольких человек привели к созданию современных Олимпийских игр. Самым известным агитатором возрождения нынешних ОИ был барон Пьер де Кубертен. Он родился в Париже в первый день нового года 1863 года. Его семейные традиции указывали на военную карьеру и, возможно, последующий переход в политику. Но в 24 года Кубертен решил, что его будущее в образовании, особенно в физическом.
Когда Кубертен хотел поговорить с Бруксом о физическом воспитании, Брукс больше говорил об олимпийском возрождении и показал ему документы, относящиеся как к греческой, так и к британской олимпиадам. Он также показал газетные статьи, в которых сообщалось о его собственном предложении относительно международных Олимпийских игр. 25 ноября 1892 года на собрании Союза атлетов спорта в Париже, не упоминая ни Брукса, ни этих предыдущих современных Олимпиад, Кубертен сам выступал за идею возрождения Олимпийских игр и высказывал своё стремление к новой эре в мире международного спорта.
Именно он предложил проводить соревнования не в рамках одной провинции или страны, а расширить влияние Олимпийских Игр на международную спортивную арену. Идея встречи атлетов из разных стран для проведения соревнований была направлена не только на возрождение Олимпиады как таковой, но и послужила бы мотивом для сплочения спортсменов и укрепления гражданских союзов между разными государствами.
Кубертен попросил своих слушателей помочь ему в «великолепной и благотворной задаче возрождения Олимпийских игр». Когда речь не вызвала какой-либо заметной социальной активности, но инициатор повторил своё предложение об олимпийском возрождении в Париже в июне 1894 года на конференции по международному спорту. На заседании присутствовали 79 делегатов, представляющих 49 организаций из 9 стран. Несмотря на отсутствие особого интереса к идее, за высказались:
Если снова процитировать Кубертена, «единогласное голосование за возрождение было проведено в конце собрания, главным образом, чтобы доставить мне удовольствие».
Сначала было решено, что Игры должны быть проведены в Париже в 1900 году. Шесть лет казались долгим временем ожидания, ввиду чего было утверждено (как и кем остаётся неясным) изменить место проведения на Афины, а дату – на апрель 1896 года. Для проведения первой церемонии открытия необходимо было преодолеть большое безразличие, если не противодействие, греческого премьер-министра вообще проводить Игры. Но когда к власти пришёл новый премьер-министр, Кубертен и Викелас смогли отстоять свою точку зрения, и соревнования были открыты королём Греции в первую неделю апреля 1896 года, в День независимости государства. Дата была рассчитана согласно Юлианскому календарю, который тогда использовался в Греции.
Организация и контроль современных Олимпийских Игр
На Парижском конгрессе в 1894 году контроль и развитие современных Олимпийских игр были переданы Международному олимпийскому комитету (МОК; Comité International Olympique). Во время Первой мировой войны Кубертен перенёс свою штаб-квартиру в Лозанну (Швейцария), где они и остались. МОК несёт ответственность за поддержание регулярного проведения Олимпийских игр. Также комиссия выступает за то, чтобы Игры проводились в духе их возрождения, и за содействие в развитии спорта во всем мире. Первоначальный комитет в 1894 году состоял из 14 участников совета и самого Кубертена.
Члены МОК считаются послами комитета в своих национальных спортивных организациях. Они ни в коем случае не являются делегатами комитета и не могут принимать от правительства своей страны, какой-либо организации или отдельного лица любые инструкции, которые каким-либо образом влияют на их независимость.
МОК – это постоянно действующая организация, которая переизбирает своих членов. Реформы 1999 года установили максимальное количество членов в 115 человек, из которых:
Члены избираются на возобновляемый восьмилетний срок, но они должны выйти на пенсию в возрасте 70 лет. Ограничения по срокам также применимы к будущим президентам МОК.
МОК избирает своего президента сроком на восемь лет, по истечении которого глава имеет право на переизбрание ещё на четыре года. Исполнительный совет, состоящий из 15 членов, периодически проводит встречи с международными федерациями и национальными олимпийскими комитетами. МОК собирается ежегодно, и собрание может быть созвано в любое время по просьбе одной трети членов.
Награждение участников и чемпионов Олимпийских игр
Честь проведения Олимпийских игр возложена на город, а не на страну. Выбор города остаётся за МОК.
На Монреальской Олимпиаде в 1976 году правительство Канады отказало в визе представителям Тайваня, потому что они не желали отказываться от выступления под флагом Республики Китай, в соответствии с которым их национальный олимпийский комитет был принят в МОК. Это решение Канады, по мнению МОК, нанесло большой ущерб Олимпийским играм, и позже было решено, что любая страна, в которой проводятся Игры, должна обязаться строго соблюдать правила.
Коммерциализация: финансовая выгода от организации ОИ
Коммерциализм никогда полностью не отсутствовал на Играх, но две крупные отрасли затмили все остальные, а именно: телевидение и производство спортивной одежды, особенно обуви.
Однако Игры 1984 года в Лос-Анджелесе открыли новую олимпийскую эру. Ввиду огромных финансовых потерь Монреаля от Олимпийских игр 1976 года, Питер Уберрот, глава ОКОИ в Лос-Анджелесе, продал эксклюзивные права «официального спонсора» лицу, предложившему самую высокую цену, в различных корпоративных категориях. Сейчас почти все превращается в выгоду с помощью «официальных» и брендовых товаров, начиная от кредитных карт и заканчивая пивом.
Заключение
История Олимпийских Игр многогранна, однако, какие бы сложности и скандалы не пришлось пройти для их возвращения, миллиарды людей ждут начала новых ОИ в Токио-2020. Всемирной пандемии удалось нарушить вековые традиции и сдвинуть на год начало соревнований, поэтому теперь фанатский азарт накалён ещё больше. В Токио поклонников спортивных состязаний ждут новые виды спорта, новые дисциплины и знакомство с новыми участниками, кому-то из которых повезёт стать звёздами международного масштаба и Олимпийскими Чемпионами.
На Олимпе жили боги и прятались партизаны. Но с Олимпийскими играми у легендарной горы мало общего
Олимпиада проводилась на другом полуострове.
Олимп занимал центральное место в древнегреческой цивилизации, но никто не может сказать наверняка, была ли это конкретная локация или метафорическое наименование дома двенадцати богов. Даже этимология остается неясной – название «Олимп» могло произойти от «круглый», «светящийся» или от еще нескольких слов.
Наиболее убедительные свидетельства указывают на то, что Олимпом называли горы, включающие в себя наивысшую точку современной Греции. Воины посвящали здешним богам победы на поле битвы, а атлеты – успехи на античных стадионах.
Однако главное спортивное событие древности имеет мало общего с великой вершиной. Несмотря на схожесть в названии, Олимпийские игры никогда не проводились даже рядом с обиталищем богов.
Богов занесли в Грецию северные племена. Некоторые писатели называли Олимпом небосклон
Легендарный поэт Гомер в поэме «Илиада» называл Олимп «многохолмным». Это действительно не одинокая гора, а целый хребет, расположенный на северо-востоке Фессалии. Самая высокая точка Олимпа – вершина Митикас (2918 метров). На Балканах ее превосходит только болгарская Мусала (2925 метров).
Античные племена не смогли единогласно определить место обитания богов – каждому хотелось, чтобы Олимп располагался на его территории. Именно поэтому гор с таким названием несколько – свой Олимп есть даже в Турции и на Кипре. Со временем греки пришли к логичному решению и остановились на самом высоком кандидате.
Культ богов-олимпийцев занесли в Грецию дорийские племена, которые пришли с севера в XIII веке до н.э. Южные народы объясняли природные явления волей титанов – каждый соответствовал своей стихии. После нашествия дорийцев возник миф о титаномахии – войне между титанами и эллинскими богами, которую выиграли последние. Историки полагают, что титаномахия стала фольклорным отражением реальной борьбы между северными и южными племенами.
Гомер действительно писал о том, что боги живут на горе Олимп, но при этом не уточнил, где находится вершина. Более поздние греческие и римские авторы (Софокл, Аристотель, Вергилий) «переселили» богов и стали называть Олимпом небесный свод. Вероятно, это связано с изменениями представлений античных народов об устройстве окружающего мира – например, древние греки считали, что верхний слой неба (эмпиреи) заполнен огнем и не пригоден для жизни богов.
Согласно мифам, на Олимпе правит Зевс, который восседает на роскошном золотом троне – позже его очертания разглядели на вершине Стефани, напоминающей спинку стула. По соседству с Зевсом живут одиннадцать богов – все, кроме Посейдона (его дворец находится под водой), Аида и Персефоны (правят в подземном царстве). Олимпийские боги наслаждаются безоблачной погодой, вкушают амброзию (легендарная пища, дарующая молодость и бессмертие) и вершат судьбы людей.
Для древних греков Олимп был важнейшим религиозным центром. У подножия гор совершались жертвоприношения, а на нижних ярусах археологи откопали руины священных построек.
Подниматься на вершину было опасно. Однажды достичь божественного пика попытался возгордившийся смертный Беллерофонт. Он оседлал крылатого коня Пегаса, но не смог долететь до цели – посланный Зевсом овод испугал Пегаса, Беллерофонт сорвался вниз и погиб.
Христиане сделали Олимп своей святыней. Во время войн горы обходили стороной, здесь скрывались партизаны
Люди боялись селиться по соседству с богами, поэтому рядом с Олимпом располагался лишь один относительно крупный город – Дион. Это был культурный и религиозный центр Древней Македонии – именно отсюда Александр Великий, считавший себя потомком Зевса, выдвинулся в знаменитый Восточный поход.
С V по II век до н.э. в Дионе проводился девятидневный праздник Олимпия Зевса, на котором жители и гости города соревновались в различных спортивных дисциплинах – этакая Олимпиада на минималках. На раскопках Диона археологи обнаружили античные термы, храм Зевса, святилища Деметры и Исиды, виллу Диониса и даже древний театр.
С приходом христианства языческие религиозные места стали стремительно уничтожаться, а многие ритуалы были строго запрещены. Последователи новой веры крайне неделикатно обходились с наследием старой – например, при раскопках Диона археологи нашли древнюю статую Геры, использовавшуюся для ремонта стены.
Христиане не стали игнорировать священную роль Олимпа – вскоре на территории хребта выросли монастыри и церкви. Самые известные – монастырь Святого Дионисия, построенный на высоте 820 метров, и монастырь Святой Троицы, возведенный на 200 метров выше.
Вокруг Олимпа также появились небольшие деревни, которые не трогали иноземные захватчики. Даже турки-османы, которые установили пороховой склад внутри Парфенона, называли легендарный горный массив «домом небожителей» (от слов «небо» и «жить»). Вскоре Олимп стал главной базой клефтов – вооруженных формирований, боровшихся против османской власти.
Во время Второй мировой войны дом древних богов снова стал центром сопротивления. В 1941 году греки дали бой фашистам у подножия Олимпа вместе с союзниками из Австралии и Новой Зеландии, а во время оккупации здесь скрывались партизаны.
Первым Олимп покорил греческий охотник. Сейчас здесь отдыхают лыжники и экстремалы
После Гражданской войны 1949 года греческие деревни обеднели, и люди стали массово переезжать в большие города. Горные поселения возле Олимпа быстро опустели, и с тех пор легендарный хребет привлекает лишь туристов и любителей экстремального спорта.
В 1913 году швейцарский фотограф Фредерик Буассоннас и его соотечественник, писатель Даниэль Бауд-Бови, первыми достигли наивысшей точки Олимпа. Однако вся слава досталась их проводнику Христосу Какалосу – именно он сделал первый шаг на вершину. Какалос был охотником за горными козлами, и после знаменательного восхождения он неоднократно покорял Олимп. В последний раз Христос взошел на верхнюю точку в 1972-м, когда ему было 92 года.
Сначала олимпийский пик назвали Венизелос – в четь тогдашнего премьер-министра Греции Элефтериоса Венизелоса. Однако позже его переименовали в Митикас, что означает «нос» в переводе с греческого. В настоящее время забраться на него может почти любой желающий без специального снаряжения – альпинисты относят восхождение на Олимп к самой легкой категории.
Сейчас 95% населения Греции – православные, но Олимп по-прежнему притягивает к себе людей, исповедующих древнюю веру. Во второй половине XX века в Греции стало распространяться движение «Религия 12 богов», сотни последователей которого регулярно собираются у горного массива на различные языческие праздники.
В 1938 году Олимп объявили национальным заповедником, а в 1981-м ЮНЕСКО взял его под охрану. Природа горного массива необычайно богата – одних только растений насчитывается более 1700 видов, 138 из которых – редкие, а более 20 – эндемики (их можно встретить только здесь).
Много веков назад окрестности Олимпа были единственным местом обитания европейского льва, однако со временем вид полностью уничтожили браконьеры и гладиаторы, для которых хищников массово отлавливали. Незаконная охота до сих пор остается большой проблемой – теперь под угрозой находятся орлы и грифы.
У подножия Олимпа есть лишь один городок – Литохорон с населением 7 тыс. человек. В городе минимум туристической инфраструктуры и полно военных, поскольку неподалеку находится база греческой армии. Чаще всего путешественники отправляются к горам из Салоников, которые расположены в 100 км от легендарного места.
С января на Олимпе работает горнолыжная база с 4 подъемниками, каждый из которых носит имя древнего бога – «Зевс», «Гера», «Афродита» и «Гермес». Экстремалы посещают хребет для занятий рафтингом и каньонингом (по нему здесь проводилось мировое первенство).
Олимпом восхищаются даже космонавты – в честь греческого массива назван потухший вулкан на Марсе. Его высота составляет 27 км – это самая высокая точка Солнечной системы.
На вершине Олимпа стоит кольцо в честь Янниса. В прошлом году марафонец поднял сюда неходячую девушку
Олимп лишь косвенно повлиял на историю Олимпийских игр. На самом деле, грандиозный спортивный праздник придумали в Олимпии – области на полуострове Пелопоннес, расположенной более чем в 500 км от хребта.
Соревнования посвящались Зевсу, а победители благодарили богов, которые, согласно мифам, жили на Олимпе. Тем не менее, никаких особенных ритуалов, связанных с горами, олимпийцы не проводили. Со временем подобные традиции также не появились – например, эстафета олимпийского огня начинается в Олимпии и не проходит через обиталище богов.
Впрочем, Олимп до сих пор привлекает к себе внимание представителей большого спорта. В 2019 году Nike установил на одном из пиков баскетбольное кольцо, посвященное греческому форварду «Милуоки» Яннису Адетокумбо – его признали самым ценным игроком НБА в сезоне 2018/19.
Кольцо поднимали при помощи вертолета, а в его установке и съемках памятного ролика участвовали не менее 10 человек. На щите красуется надпись, которая намекает на тяжелый путь Янниса из афинских трущоб к короне баскетбольного мира: «Возможно, твоя судьба – стартовать с самых низов. Мечты могут привести тебя на вершину».
А в октябре 2020 года Олимп впервые покорил человек, который не может ходить. Студентка Элефтерия Тосиу с детства была прикована к инвалидному креслу, но при этом всегда хотела оказаться на пике легендарного массива.
Воплотить мечту помог марафонец Мариос Янаку. Девушку поместили в специальный рюкзак на спине спортсмена, и через три часа Тосиу оказалась на Митикасе.
«До этого я совершил 50 восхождений на Олимп, но 51-й раз оказался для меня самым важным. Все мои медали и награды меркнут по сравнению с этим достижением», – сказал Янаку после спуска.
Олимп, как и Олимпиада – место спортивных преодолений.
Большие игры Древней Греции
Греческий идеал человека предусматривал гармоничное сочетание совершенства душевных качеств и физической формы. Спортивные упражнения, способствующие здоровому телосложению, укреплению силы и ловкости, были привычной частью воспитания эллинов. Игры и состязания также являлись важнейшим выражением присущего всей греческой культуре агонального духа. Рисунки на вазах и скульптурные рельефы с изображениями атлетических упражнений и игр, статуи и бюсты победителей соревнований свидетельствуют о том, как много значили атлетические состязания и весь связанный с ними круг обычаев в жизни греков.
Происхождение игр
Первое описание спортивных игр мы встречаем в поэмах Гомера. Их устраивал Ахилл на следующий день после погребения Патрокла. Программа включала состязания в беге, борьбе, кулачном бою, метании диска, а также колесничные бега, бой на мечах и стрельбу из лука. Спортивные соревнования входили в программу религиозных фестивалей, проводившихся в наиболее важных святилищах: при храме Зевса в Олимпии, Немее и Додоне, Аполлона в Дельфах, Посейдона на Истме и т.д. Эти мероприятия очень рано приобрели общегреческий характер и масштаб, атлеты и зрители съезжались из самых отдалённых областей страны. Спортивные игры сопровождались состязаниями в музыке, пении и танцах, нередко здесь же художники и артисты представляли свои новые творения. Зрелища такого рода привлекали к себе огромные массы народа. Для безопасности участников на время проведения игр объявлялся Священный мир.
Наибольшей известностью у греков пользовались четыре основных фестиваля:
По времени все игры выстраивались друг за другом в определённую последовательность, которую греки называли «периодом». Ни один год не обходился без какого-либо из крупных фестивалей. Кроме этих четырёх игр почти в каждом крупном городе устраивали локальные спортивные состязания.
Очень велико было международное значение игр. Политические лидеры и государства, стремившиеся к гегемонии в Греции, старались заручиться расположением богов и подкрепить легитимность своих притязаний спортивными победами. Например, аргосцы, претендовавшие на главенство в северо-восточной части Пелопоннеса, пытались поставить под свой контроль Немейские игры. В 450 году до н.э. аргосцы вообще перенесли их к себе в город, где они проводились до 324 года до н.э. Возможно, особое значение Олимпийских игр не в последнюю очередь определялось тем, что Элида являлась государством, не игравшим особой роли в политической истории Греции, и, следовательно, оценки судей в меньшей степени определялись их партийными пристрастиями. Тем не менее статистика наводит на любопытные размышления: элийцами являлись 125 из известных нам 940 олимпиоников (12%) — самое большое число победителей, происходивших из одного города.
Олимпийские игры
Самыми почтенными и древними среди всех спортивных состязаний являлись Олимпийские игры. Они происходили в святилище Зевса Олимпийского, расположенного в западной части Пелопоннеса в местности под названием Элида, в 60 км от её одноименной столицы, раз в четыре года, в канун первого полнолуния после летнего солнцестояния. Происхождение игр уходит корнями в мифологическую эпоху: их учреждение приписывалось то самому Зевсу, то его сыну Гераклу. Первые достоверно известные состязания в Олимпии проводились в 776 году до н.э. Эту дату, названную Гиппием из Элиды, многие греческие историки использовали как отправную точку для начала летоисчисления.
Поначалу Олимпийские игры имели исключительно региональное значение и продолжались один день. С ростом их значения и увеличением числа участников в VI веке до н.э. продолжительность мероприятия выросла сначала до трёх дней, а начиная с 468 года до н.э. — до пяти дней. Спортивная программа также усложнилась. Самым ранним видом олимпийских состязаний был бег. В 708 году до н.э. к нему добавилось пятиборье, в 688 году до н.э. в программе появился кулачный бой, в 680 году до н.э. — колесничные бега, в 648 году до н.э. — скачки и панкратий (единоборство).
Принимать участие в Олимпийских играх и быть на них зрителями могли только свободные греки, полноправные граждане, не запятнанные пролитием крови. Ни иностранцев, ни женщин на состязания не допускали. Согласно правилам, атлеты должны были прибыть в Элиду за десять месяцев до начала игр и в течение этого срока упражняться вместе, чтобы познакомиться и оценить силы друг друга.
Накануне открытия игр устраивалось торжественное шествие из Элиды в Олимпию, в котором принимали участие жрецы, судьи-элланодики и атлеты. Все вместе они вступали на территорию святилища, приносили здесь жертвы и клялись соблюдать правила состязаний. Элланодики, наблюдавшие за ходом соревнований и присуждавшие награды победителям, назначались из местных жителей-элийцев при помощи жребия. Их было десять человек. Они носили пурпурную одежду и имели на стадии особые места.
Порядок участников состязания определялся жребием. При выходе на арену глашатай объявлял имя атлета и его происхождение. В последний день праздника вручались награды. Победителю-олимпионику преподносились увитый пурпурными лентами оливковый венок и пальмовая ветвь. Он получал право поставить свою статую в священной роще Зевса. Хотя памятник следовало ставить на собственные деньги, географ Павсаний, посетивший Олимпию около 175 года н.э., утверждал, что в это время там стояло примерно 200 статуй.
Вернувшись домой, победитель получал почести от сограждан. Ему навстречу выходил весь народ. Олимпионик в роскошной пурпурной одежде въезжал в город на колеснице, запряжённой четвёркой лошадей. Его сопровождала процессия конных и пеших граждан. Бывали случаи, когда для въезда победителя в город разбирали часть стены, видимо, полагая, что через обычные ворота личность такого масштаба проехать не сможет. В сопровождении сограждан олимпионик шёл в храм и посвящал свой венок богу-покровителю города. Затем в его честь давался обед в пританее или в зале для совещаний совета. В его честь сочинялись торжественные гимны, которые заказывались таким мастерам жанра как Пиндар, Симонид Кеосский и Вакхилид. В Афинах имя олимпионика указывалось в документах рядом с именем архонта-эпонима, он освобождался от всех повинностей и пользовался почётным местом на играх и праздниках. По словам Пиндара, «победитель игр всю свою жизнь пользуется сладостным спокойствием за свои подвиги, и это — счастье, не имеющее границ, высший предел желаний каждого смертного». Известен и такой случай. После того, как борец Диагор Родосский сам стал олимпиоником трижды, затем увидел, как олимпиоником сначала стал его сын, а потом и внук, один спартанец, приветствуя его, воскликнул: «Умри, Диагор, ибо на Олимп тебе не взойти».
Виды состязаний
Наиболее древним видом из числа упоминаемых спортивных состязаний был бег. Этот вид спорта с самого начала входил в программу Олимпийских игр. Греки различали бег на короткую дистанцию (один стадий — 192,27 м), среднюю (два стадия — 384,54 м) и длинную (от семи до 24 стадий). При беге на средние и длинные дистанции участники бежали по дорожке до поворотного столба стадиона, затем разворачивались и бежали в обратном направлении. Кроме обычного бега существовал бег на два стадия в гоплитском вооружении, вначале включавшем щит, панцирь и шлем, а позже — только с одним щитом.
Борьба вошла в программу Олимпийских игр начиная с 708 года до н.э. Борцы различались лишь по возрастным группам, ограничений по весовым категориям не существовало. Поединок не имел фиксированной продолжительности. Борьба велась до победы одного из противников, каждый из которых старался обездвижить или сдавить другого участника руками. Победа засчитывалась за троекратный бросок противника на спину или на плечо. Основными приёмами были захваты и броски, болевые заломы не допускались. Для получения преимущества над противником борцы-профессионалы старались иметь значительный вес, соответственно, поединок тяжеловесов проходил в медленном темпе. В пятиборье, напротив, предпочтительнее оказывались скоротечные схватки с бросками и махами противника.
Самым знаменитым борцом был Милон Кротонский, который в первый раз одержал победу в Олимпии в 540 году до н.э., когда был ещё мальчиком. Затем пять или шесть раз он становился олимпийским чемпионом, уже будучи взрослым. К этим победам борец прибавил ещё семь на пифийских играх, десять — на истмийских и девять — на немейских. Милон славился не только своим огромным ростом и силой, но и обжорством. Он мог взвалить на плечи 3-летнего быка, обойти с ним стадион, потом зажарить и съесть целиком в течение одного дня.
Кулачный бой появился в программе Олимпийских игр в 688 году до н.э. Как и в борьбе, здесь не различались весовые категории. Поединок продолжался до победы одного из участников, которая могла быть одержана нокаутом или признанием поражения. Среди разрешённых приемов числились удары двумя руками одновременно, а также удары ребром ладони. Запрещены были захваты, укусы и пинки ногами. Большой вес давал кулачному бойцу преимущество над противником, но одновременно ограничивал его подвижность. Важное значение придавалось умению бойца уходить от ударов противника или уклоняться от них с помощью обманных движений. Кулачный бой греки считали самым опасным видом спорта. Художники и скульпторы изображали бойцов с лицами, изуродованными шрамами, с переломанными носами и порванными ушами. Известны описания боёв, закончившиеся смертью одного из участников.
Пятиборье (пентатлон) появилось в программе Олимпийских игр в 708 году до н.э. Оно включало бросание диска, прыжки в длину, метание копья, бег на короткую дистанцию и борьбу — в такой последовательности они перечисляются в стихе Симонида. Соединение вместе различных видов спортивных состязаний требовало от победителя пятиборья разносторонних навыков и высокой результативности, как в лёгкой, так и в тяжёлой атлетике. Правила соревнований нам доподлинно неизвестны из-за пренебрежения греков описаниями процедуры. Скорее всего, состязания велись на выбывание участников предварительных этапов, так что в финале их оставалось только двое — им и предстояло бороться за окончательную победу. Этой стройной гипотезе противоречат надписи победителей, которые скорее являются бегунами, чем борцами, что, вероятно, предусматривает возможность победы по очкам.
Закат Олимпии
Высокое значение Олимпийских игр в известной степени сохранялось и в эпоху, когда Греция уже утратила свою независимость. В Олимпии возводились новые постройки и статуи, её посещали правители и художники. Упряжка, принадлежавшая будущему императору Тиберию, принесла ему лавровый венок победителя в 4 году до н.э. Император Нерон лично участвовал в играх в 67 году н.э., для чего, вопреки традиции, приказал провести их на два года раньше срока. Закономерно, что он получил много призов и венков за победы в состязаниях, но после его убийства игры были объявлены недействительными. В эпоху Римской империи Олимпийские игры получили в полном смысле международный характер. На состязания приезжали атлеты из Александрии, Эфеса, Сирии и Африки. Последний расцвет Олимпии приходится на эпоху правления императора Адриана, который был поклонником греческого искусства и культуры. К этому времени относится классическое описание Олимпийских игр, принадлежавшее перу греческого географа и путешественника Павсания.
Напряжённый, изобиловавший катастрофами III век н.э. ознаменовался начавшимся в это время упадком Олимпии. Многие обветшавшие от времени здания были разрушены сильным землетрясением и уже не восстанавливались. Для защиты священного участка от вторжения варваров-герулов в 267 году н.э. его укрепили стенами, в строительстве которых были использованы блоки разобранных построек. Последние восстановительные работы относятся к правлению императора Диоклетиана в конце III века н.э. Несмотря на начавшийся упадок, спортивные игры — пусть и не такие пышные, как ранее, — продолжали проводиться. Последняя найденная археологами статуя победителя датируется 261 годом н.э. Правда, сами устроители игр были далеко не так внимательны к именам олимпиоников. Только благодаря случайности до нас дошло имя победившего на играх 369 года н.э. армянского принца Вараздата.