у представителей какого племени пророк остановился в таифе
В Таифе (Сира 60/186)
Мекканский период призыва был очень тяжелым временем для Пророка и его сподвижников из-за постоянных нападок, унижений, притеснений со стороны курайшитов, особенно усилившихся после смерти его дяди Абу Талиба и жены Хадиджи, являвшихся верной опорой и защитой.
В этом отчаянном положении Пророк ﷺ отправился в город Таиф, второй по величине город на Аравийском полуострове, расположенный примерно в 50 милях от Мекки (100 км). Пройдя весь путь пешком по раскаленному песку и под палящим солнцем, он и там не нашел людей, готовых ответить на призыв.
Итак, в Таифе ему нанесли новые обиды и оскорбления, подобных которым он не видел даже от курайшитов. Зейд ибн Хариса ─ своим телом прикрывал Пророка. Однако не только тело юноши, но и его сердце обливалось кровью — не из-за боли, а из-за тех камней, которые все-таки настигали Пророка, попадая в благословенное тело, что сильно тревожило Зейда и огорчало. И это продолжалось до тех пор, пока Пророк не добрался до виноградника, находившегося на расстоянии трех миль от Таифа. Только тогда нападавшие отстали. Изнемогая от ран, не чувствуя под собой земли, Пророк пришел в себя лишь в местечке Карн ас-са‘алиб. «Подняв голову, — передает пророк Мухаммад, — я увидел Джабраила (Гавриила). Он обратился ко мне со словами:
«О Мухаммад, воистину, Всевышний Творец знает, как отреагировал народ на призыв. Он послал ангела гор с тем, чтобы ты вынес любое решение относительно них».
Ангел гор, поприветствовав меня, сказал:
«Мухаммад, я — ангел гор. Всевышний послал меня для осуществления любого твоего приказа. Если пожелаешь, я сотру их с лица земли, сдавив две горы».
Как же ответил Пророк ﷺ милости и сострадания?
«Нет! Я надеюсь, что Всевышний выведет из числа их потомков тех, кто будет поклоняться лишь Ему Одному» [1].
Вконец измученный Посланник, пробравшись под тень виноградного дерева, взмолился:
اللهم إِلَيْكَ أَشْكُو ضَعْفَ قُوَّتِي ، وَ قِلَّةَ حِيلَتِي ، وَ هَوَانِي عَلَى النَّاسِ
يَا أَرْحَمَ الرَّاحِمِينَ ، أَنْتَ رَبُّ الْمُسْتَضْعَفِينَ ، وَ أَنْتَ رَبِّي ، إِلَى مَنْ تَكِلُنِي
إِلَى بَعِيدٍ يَتَجَهَّمُنِي؟ أَمْ إِلَى عَدُوٍّ مَلَّكْتَهُ أَمْرِي؟ إِنْ لَمْ يَكُنْ بِكَ عَلَيَّ غَضَبٌ فَلاَ أُبَالِي، وَ لَكِنْ عَافِيَتُكَ هِيَ أَوْسَعُ لِي، أعوذ بِنُورِ وَجْهِكَ الذِي أَشْرَقَتْ لَهُ الظُّلُمَاتُ
وَ صَلُحَ عَلَيْهِ أَمْرُ الدنيا و الآخرة مِنْ أَنْ تُنْزِلَ بِي غَضَبَكَ
أَوْ يَحُلَّ عَلَىَّ سَخَطُكَ، لك العُتْبَى حَتَّى تَرْضَى و لا حول و لا قوة إلا بك
Перевод дуа: «О Аллах, Тебе я жалуюсь на недостаток сил и унижение среди людей! О Милосерднейший из милосердных, Ты — Господь слабых. Кому Ты вверил меня? Далекому ли, который хмурится при виде меня, или врагу, которому Ты отдал во власть дела мои? Если Ты не гневаешься на меня, то мне не о чем беспокоиться, но если Ты избавишь меня от подобного, мне будет легче. Прибегаю к защите света лика Твоего, который разгоняет мрак и приводит в порядок дела мира этого и мира вечного, от того, чтобы постиг меня Твой гнев или настигла Твоя ярость. Ради Тебя я буду отказываться от ненавистного Тебе, чтобы Ты был доволен мной. Нет мощи и силы ни у кого, кроме Тебя»[2].
Мольба эта была наполнена, с одной стороны, верностью Всевышнему, боязнью Его гнева, преданностью возложенной пророческой миссии, а с другой — печалью из-за обрушившихся на него бедствий, а также сожалением о том, что люди не внемлют его призыву.
В сердцах ‘Утбы и Шейбы, сыновей Раби‘а, которым принадлежал виноградный сад, пробудилось чувство сострадания к Пророку. Они позвали своего слугу-христианина по имени ‘Аддас и сказали: «Возьми лозу и отнеси тому человеку». Когда слуга положил ветвь перед посланником Аллаха, тот протянул руку к подношению и со словами «С именем Аллаха» отведал виноград. ‘Аддас произнес с недоумением: «Эти слова мне не знакомы, их не произносят в этом городе». Пророк спросил: «Откуда ты?» Раб ответил: «Я христианин из Ниневии». Пророк уточнил: «Из селения праведника Юнуса ибн Матта?» Юноша с удивлением спросил в ответ: «Что тебе известно о Юнусе?» Пророк ﷺ сказал: «Это мой брат. Он был пророком, подобно мне». И тогда ‘Аддас принялся целовать руки и ноги посланника Аллаха. Сыновья Раби‘а сказали друг другу: «Он испортил слугу». Когда вернулся Аддас, они потребовали объяснений увиденному. ‘Аддас молвил: «На земле нет человека лучше, чем он». Сыновья Раби‘а пожелали принизить Мухаммада ﷺ, но слуга был стоек в своем убеждении. Волей Свыше было уготовано, что ‘Аддас примет Ислам и Пророк ﷺ вернется из Таифа не с пустыми руками[3].
Опубликовано на основе исключительного авторского права автора книги «Пророк Мухаммад. Жизнеописание лучшего из людей» Ильдара Аляутдинова для umma.ru. Купить книгу вы можете здесь.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: ат-Табарани С. Аль-му‘жам аль-авсат [Средний сборник]. В 10 т. Каир: аль-Харамайн, [б. г]. Т. 8. С. 370.
[2] См.: ат-Табарани С. Аль-му‘джам аль-кябир. Т. 13. С. 73, хадис № 181.
[3] См.: аль-Байхакы. Даляиль ан-нубувва. Т. 1. С. 68.
О том, как Пророк Мухаммад(ﷺ) спас город Таиф от страшного наказания
Посланник Аллаха (ﷺ) после начала пророческой миссии на протяжении девяти лет жил в Мекке, периодически подвергаясь издевательствам со стороны неверующих. Тяжелые испытания ожидали и тех, кто последовал за Пророком (ﷺ).
Абу Талиб, дядя Посланника Аллаха, даже не будучи мусульманином, оказывал всяческую поддержку и защищал своего Племянника (ﷺ), но его кончина дала возможность неверующим усилить давление на мусульман. Тогда в поисках защиты и покровительства сильного племени Посланник Аллаха (ﷺ) решил отправится в город Таиф, посчитав, что племя Сакиф, населявшее этот город, обладает значимой силой и если его жители примут Ислам, то выступят в качестве заступников для верующих. Достигнув Таифа, он встретился с тремя вождями племен, управлявших городом, и рассказав об Исламе призвал их признать религию Всемогущего Творца и оказать помощь мусульманам. Однако вместо этого, без оказания каких-либо почестей и проявления знаков уважения гостю, посетившего их город, они начали грубить, осыпая Его (ﷺ) резкими и дерзкими ответами.
Один из этих вождей обращаясь к Посланнику Аллаха (ﷺ) сказал:
— Удивительно! Неужели Аллах послал тебя в качестве своего Пророка?
Второй поддержав его продолжил:
— Что Аллах не нашел никого получше тебя кому бы можно было доверить пророчество?
А третий вовсе возразил:
Увидев такое грубое и хамское отношение со стороны вождей Посланник Аллаха (ﷺ) решил поговорить с простыми жителями города. Но и те вместо того, чтоб выслушать Пророка (ﷺ), стали выпроваживать Его (ﷺ) из города издевками, закидывая при этом камнями. От стекавшей по израненному телу крови Его (ﷺ) обувь окрасилась в красный цвет.
Возвращаясь обратно в Мекку Посланник Аллаха (ﷺ), найдя укромное место, раскрыл руки и произнес следующую молитву Всевышнему Творцу:
«О, Аллах! Только у Тебя я прошу спасения от своего бессилия и унижений со стороны других. О, Милостивый из всех милостивых, ты Господь слабых! В чьи же руки Ты меня передаешь? Тех чужаков, которые едва увидев меня меняются в лице или же сильных врагов? О, Аллах! Если Ты не гневаешься на меня, то для меня все остальное не столь важно. Мне достаточно Твоей защиты и покровительства. Я ищу убежища от Твоего гнева и наказания только у Тебя, о, Тот, который озаряет своим светом темноту, ведь важно лишь Твое довольство. Поистине, только Ты обладаешь истинной Силой и Властью».
В этот момент появился ангел Джабраиль (а.с.) и поприветствовав Посланника Аллаха (ﷺ) сказал:
— Всемогущий Аллах услышав, как встретили и как отвечали тебе жители этого города отдал приказ, ангелу повелевающего горами, повиноваться тебе, и ты в праве приказывать ему все, что пожелаешь.
Затем этот ангел поприветствовал Посланника Аллаха и обращаясь к Нему (ﷺ) сказал:
-Я готов исполнить ваши приказания, и если вы пожелаете я сдвину две горы, а они умрут все будучи раздавлены ими. Или же вы можете избрать им любое другое наказание, которое я тут же приведу в исполнение.
Но Посланник Аллаха (ﷺ) обладавший необъятной добротой и мягкостью души ответил ангелам:
— Я надеюсь, что если даже эти не примут Ислам, то по воле Аллаха, последующие их поколения станут теми, кто будет поклонятся Аллаху и признают Его своим Господом.
Поистине, Посланник Аллаха (ﷺ) был послан в этот мир в качестве проявления Милости Всевышнего, и обладал высоким благочестивым нравом. В прощении и доброте ему не было равных, ведь Он (ﷺ) был в этом словно бескрайнее море. Однако мы те, кто утверждает, что является Его (ﷺ) последователем, из-за одной обиды или обидного слова готовы до конца своих дней держать в себе обиду и мстить до последнего момента пребывания на этом свете.
Посланник Аллаха (ﷺ), перенесший столько обид и унижений, никогда не мстил и совершал баддуа в адрес своих обидчиков, показывая нам тем самым пример идеального верующего человека.
Духовная мать верующих и одна из жен Посланника Аллаха (ﷺ) Айша (р.а.) вспоминая о Нем говорила: «Пророк (ﷺ) не имел привычки отзываться о ком-то плохо или унижать кого-либо. Он не отвечал злом на зло, а напротив всегда прощал своих обидчиков. Когда у Него был выбор, он выбирал самое легкое, с условием того, что это не было греховным. Хотя Он был очень далек от всего греховного. Он никогда не мстил за личные обиды никому, но карал тех, кто противился повелениям Аллаха. То есть применял в отношении них наказания, предписанные Аллахом. За всю жизнь Он не проклял ни одного из верующих называя его по имени. Он никогда не бил ни рабов, ни женщин и даже за свою жизнь не ударил ни одного животного. Он никогда не отказывал тем, кто приходил к нему с нуждой. А заходя домой его лицо было радостным и озарялось улыбкой. Сидя среди знакомых и друзей Он не протягивал ноги вперед. Говорил Он четко, выговаривая каждое слово, так словно давал возможность заучить сказанное Им». (Абу Дауд, Ахмад бин Ханбаль, Тирмизи).
Бесспорно, счастлив тот, кто станет обладателем капли, зачерпнутой из моря Его благонравия, ибо стремящийся облагородить себя Его нравом, возвысится как среди людей, так и перед Всевышним.
ПОСЛАННИК АЛЛАХА да благословит его Аллах и приветствует, В ТАИФЕ
В этих обстоятельствахпосланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, направился в Таиф внадежде на то, что его жители ответят на его призыв, дадут ему приют иобеспечат поддержку. Он пошел туда пешком в сопровождении своего вольноотпущенникаЗайда ибн Харисы, призывая к Исламу каждого из тех, кто встречался ему по пути,вплоть до самого Таифа. Там он остановился у трех братьев из числапредводителей племени Сакиф, которых он призвал к Исламу и к которым обратилсяза помощью в деле его распространения. Однако они не только не последовали заним, но и ответили ему на это наихудшим образом. Тогда он ушел от них и сталобращаться к другим людям, призывая их к Исламу и прося их о помощи. Вобращениях ко всем знатным и влиятельным людям прошло десять дней, но ни одиниз них так и не ответил на его призыв и не поддержал его, и все они говорили:«Уходи из нашего города!», натравливая на него своих детей, слабоумных и рабов.А Когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, покидал город, онивыстроились в два ряда и принялись оскорблять его и закидывать камнями, поранивему ноги, отчего сандалии Пророка, да благословит его Аллах и приветствует,были красными от крови. При этом Зайд ибн Хариса прикрывал его собственнымтелом, получив глубокую рану на голове.
Все это продолжалось до техпор, пока посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, недобрался до ограды земельного участка, находившегося на удалении трех миль отгорода и принадлежавшего братьям Утбе и Шайбе ибн Раби ‘ а, и только когда он зашел за эту ограду, они отсталиот него.
А там Пророк, да благословитего Аллах и приветствует, присел на землю в тени виноградного куста,прислонился к стене, переживая всё случившееся, и воззвал к Аллаху, обратившиськ Нему с такими словами:
« О Аллах, Тебе я жалуюсь на недостаток силы, беспомощностьи униженность среди людей! О Милосерднейший из милосердных, Ты — Господь слабыхи Ты — мой Господь, так кому же Ты вверяешь меня? Далекому ли, который хмуритсяпри виде меня, или врагу, во власть которого Ты меня отдаёшь? Это не волнуетменя, если Сам Ты на меня не гневаешься, но если Ты избавишь меня от этого, мнебудет легче! Прибегаю к свету лика Твоего от Твоего гнева и Твоей ярости, ведьнет мощи и силы ни у кого, кроме Тебя! »
Тут Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, увидели Утба иШайба, которые пожалели его и велели своему вольноотпущеннику-христианину поимени Аддас отнести ему гроздь винограда. Протянув за ней руку, Пророк, даблагословит его Аллах и приветствует, сказал: «Во имя Аллаха», а потом принялся есть.
Аддас, да будет доволен имАллах, рассказывал:
« Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросилменя:
– Откуда ты и какую религию тыисповедуешь?
– Я христианин родом изНиневии.
Пророк, да благословит егоАллах и приветствует, сказал:
– Так ты из того же города,откуда был и праведный Йунус?
– Откуда ты знаешь, кто такойЙунус?
Пророк, да благословит егоАллах и приветствует, ответил:
А затем он, да благословит егоАллах и приветствует, прочитал Аддасу рассказ о Йунусе, мир над ним, из Корана,и Аддас, как сообщается, принял Ислам.
Вскоре после этого посланникАллаха, да благословит его Аллах и приветствует, покинул Нахлу и продолжил свойпуть к Мекке, обращаясь к Аллаху с просьбами об облегчении и опасаясь новых притесненийсо стороны курайшитов.
И он, да благословит его Аллахи приветствует, решил принять меры предосторожности, в связи с чем не стал входитьв Мекку сразу, а остался на горе Хира, послав человека к аль-Анасу ибн Шурайку спросьбой о защите, однако тот отказал Пророку, да благословит его Аллах иприветствует, под предлогом того, что он является союзником курайшитов.
Тогда он, да благословит егоАллах и приветствует, отправил своего посланца к Сухайлю ибн Амру, но и он отказалПророку, да благословит его Аллах и приветствует, сославшись на то, чтопринадлежит к роду бану Амир ибн Луайй, а люди из этого рода не берут под своюзащиту никого из рода бану Кааб ибн Луайй.
Тогда он, да благословит егоАллах и приветствует, послал своего посланца к аль-Мут ‘ иму ибн Ади, один из предков которого, Науфаль ибнАбд Манаф, был родным братом прадеда Пророка, да благословит его Аллах иприветствует, Хашима ибн Абд Манафа. Таким образом, оба они принадлежали к родуАбд Манаф, который является наиболее могущественным из родов племени Курайш. Иаль-Мут ‘ им согласился взять его под свою защиту, после чегоон вместе со своими сыновьями вооружился, а потом послал людей за посланникомАллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который вступил в город,пришел к Каабе, совершил вокруг нее обход и Намаз в два раката, а потомотправился домой, и все это время его окружали вооруженные сыновья аль-Мут ‘ има во главе со своим отцом, объявившим курайшитам отом, что он берет Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, под своюзащиту, с чем им пришлось смириться.
[1] Название места в 90 км к востоку от Мекки..
Уход Пророка в ат-Таиф
Когда умер Абу Талиб, курайшиты стали притеснять Посланника Аллаха так, как не было при жизни его дяди Абу Талиба. И Посланник Аллаха отправился в ат-Таиф в поисках защиты и поддержки от племени Сакиф перед своим народом, желая, чтобы они приняли то, что он принес им от Аллаха. И пошел он к ним один.
Рассказал мне Язид ибн Зияд со слов Мухаммада ибн Кааба аль-Курзи, который сказал: «Когда Пророк пришел в ат-Таиф, они обратился к группе людей из племени Сакиф, которые были тогда господами и высокородными людьми племени. Это были три брата: Абдо Йа Лайль ибн Амр ибн Умайр, Масуд ибн Амр ибн Умайр, Хабиб ибн Амр ибн Умайр. У одного из них жена была из курайшитов от Бану Джумах. Подсел к ним Посланник Аллаха, призвал их к Аллаху, поговорил с ними о цели своего прихода: чтобы они оказали ему поддержку в распространении ислама и против тех людей из его народа, которые ему противоречат. Один из них сказал: «Я разорву покрывало Каабы, если именно Аллах послал тебя». Другой сказал: «Разве Аллах не нашел никого другого, кроме тебя, чтобы послать?» Третий сказал: «Ей-богу, я с тобой ни в коем случае не стану разговаривать. Если ты посланник от Аллаха, как ты говоришь, то ты очень опасный человек, чтобы я с тобой разговаривал. А если ты лжешь на Аллаха, то я не должен с тобой разговаривать».
Посланник Аллаха ушел от них, потеряв надежду на добро от Сакифа. Как мне говорили, Пророк им сказал: «Что было, то было. Так держите это в тайне!» Пророк не хотел, чтобы об этом узнали люди, чтобы не вызвать у них вражды к нему. Но они не послушались. Натравили на него своих глупцов, рабов, которые стали оскорблять его, кричать на него. Против него собрались люди и заставили укрыться в огороде Утбы ибн Рабиа и Шайбы ибн Рабиа, которые находились там. Преследовавшие Пророка глупцы из племени Сакиф отстали от него. Пророк направился в тень арки из виноградных лоз и сел там. А два сына Рабий смотрели за ним и видели, чему он подвергся со стороны неразумных жителей ат-Таифа. Как мне рассказали, Посланник Аллаха встретил ту женщину из рода Джумах и сказал ей: «Вот чему мы подверглись со стороны твоих родственников». Когда успокоился, Посланник Аллаха сказал: «О Боже! Я Тебе жалуюсь на слабость моей силы, на отсутствие у меня возможностей и на свое унижение от людей. О самый милосердный из милосердных! Ты – Господь низкородных! Ты – Господь мой, кому поручаешь Ты меня? Тому далекому ли, который смотрит на меня угрюмо, или врагу, которому Ты поручил мое дело? Если у Тебя нет злобы ко мне, то я не буду обращать внимания. Однако Твоя жизненная сила для меня шире. Я защищаюсь светом лика Твоего, перед которым все темное становится явным, и пусть все дела в этой и той жизни становятся благими вместо того, чтобы направить на меня твой гнев или чтобы сердиться на меня. Сделаю все, что Ты мне велишь, пока Ты не станешь доволен мной. Нет силы и могущества, кроме как с Тобой!»
Когда его увидели сыновья Рабий Утба и Шайба и то, чему он подвергся, у них возникло к нему чувство сострадания. Они позвали своего слугу, христианина по имени Аддас, и сказали ему: «Возьми эту кисть винограда, положи ее на поднос, потом отнеси ее тому человеку и скажи ему, пусть поест ее». Аддас так и сделал. Потом пошел к нему и положил перед Посланником Аллаха. Затем сказал ему: «Ешь!» Когда Посланник Аллаха положил руку на нее, сказал: «Именем Аллаха!» Потом съел. Аддас посмотрел ему в лицо и сказал: «Ей-богу, эти слова не произносят люди этой страны». Посланник Аллаха спросил его: «Из жителей какой страны ты, о Аддас? И какова твоя религия?» Ответил: «Христианин. Я из жителей Нинави». Пророк спросил: «Из селения благочестивого человека Йунуса сына Матты?» Аддас сказал: «Откуда ты знаешь Йунуса сына Матты?» Пророк ответил? «Это мой брат. Он был пророком и я Пророк». И тут Аддас бросился на Посланника Аллаха, стал целовать его голову, руки и ноги. Сыновья Рабий друг другу говорили: «Он ведь испортил твоего слугу!» Когда Аддас пришел к ним, они ему сказали: «Горе тебе, о Аддас! С чего это ты целуешь голову, руки и ноги этого человека?» Ответил: «О мой господин! Нет на земле лучшего человека, чем он. Он сообщил мне о том, что может знать только Пророк». Они сказали ему: «Горе тебе, о Аддас! Пусть он не отвратит тебя от твоей религии. Поистине, твоя религия лучше его религии».
Потом Посланник Аллаха ушел из ат-Таифа, возвращаясь в Мекку, когда потерял надежду на добро от племени Сакиф. Когда он был в Нахле, ночью встал и начал молиться. Мимо него проходила группа из джиннов, о которых упомянул Аллах. Как мне сказали, их было семь душ из жителей Насибин. Они прислушались к нему, и когда он закончил свою молитву, вернулись к своему народу увещевающими: они уверовали и согласились с тем, что услышали. Аллах рассказал Пророку о них. Аллах сказал: «И вот мы проводили к тебе группу джиннов слушать Коран» и до слов: «и избавит вас от страшных мук» (46:29–31). Всевышний сказал: «Скажи: «Мне было открыто, что группа джиннов слушала» (72:1) и до конца рассказа о них в этой суре.
Ибн Исхак сказал: «Когда Пророк ушел от жителей ат-Таифа, не получив их согласия поверить в то, к чему он их призвал и не получив их поддержки, он направился в пещеру Хира. Потом он обратился к аль-Ахнасу ибн Шарику, чтобы он покровительствовал ему. Тот сказал: «Я союзник. А союзник не покровительствует». Обратился к Сухайлу ибн Амру. Тот сказал: «Бану Амир не может защитить от Бану Кааб». Обратился к аль-Мутиму ибн Айрию. Он ответил согласием. Потом аль-Мутим и его родственники вооружились, вышли и пришли к мечети. Потом он сказал Пророку, чтобы вошел. Пророк вошел, совершил обход вокруг Каабы, помолился возле нее, потом отправился к себе домой.
События в Таифе
В месяце шавваль[452] десятого года от начала пророчества Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отправился в Таиф, надеясь найти в племени сакиф тех, кто прислушается к его призыву и окажет ему поддержку. И туда, и обратно он добирался пешком в сопровождении своего вольноотпущенника Зайда ибн Харисы, да будет им доволен Аллах, и призывал к исламу каждое племя, которое попадалось ему по пути, однако никто не ответил на его призыв.
Прибыв в Таиф, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отправился к его вождям, имел с ними беседу и призвал их к исламу, однако они с презрением отвергли его призыв.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, провел в Таифе десять дней, встретившись и поговорив с каждым из знатных жителей города, но все они говорили: «Уходи из нашего города!» — натравливая на него неразумных людей. Когда же он захотел уйти оттуда, эти неразумные последовали за ним. Собравшись, они встали в два ряда и принялись с двух сторон закидывать его камнями и говорить обидные слова, поранив ему подколенные сухожилия, так что сандалии его окрасились кровью. Зайд ибн Хариса, да будет им доволен Аллах, прикрывавший его собой, получил глубокую рану на голове.
Покинув Таиф, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, возвращался в Мекку с разбитым сердцем, охваченный печалью и грустью. Когда он был в дороге, Аллах послал к нему Джибриля, с которым был ангел гор, попросивший у него разрешения обрушить на жителей Мекки две горы[453], между которыми она находится[454].
От Айши сообщается, что однажды она спросила Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Был ли какой-нибудь день для тебя более тяжким, чем день битвы при Ухуде[455]?» В ответ ей Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мне пришлось претерпеть от твоих соплеменников[456] многое, но самым тяжким из всех был день Акабы[457], когда я предложил Ибн ‘Абд Йалилю ибн ‘Абд Кулялю[458] последовать за мной, но он не дал мне того ответа, которого я от него ожидал. Тогда я ушел, испытывая огорчение, и пришел в себя, только когда добрался до Карн ас-Са‘алиб[459]. Там я поднял голову, и оказалось, что я стою в тени облака, взглянув на которое, я увидел на нем Джибриля. Он обратился ко мне и сказал: “Поистине, Аллах слышал, что сказали тебе твои соплеменники и какой ответ они тебе дали, и Аллах направил к тебе ангела гор, чтобы ты приказал ему сделать с ними, что пожелаешь”. А потом ко мне обратился ангел гор, который поприветствовал меня и сказал: “Мухаммад, приказывай, что пожелаешь! Если хочешь, я обрушу на них две горы[460]!”»
На это Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Нет, я прошу лишь о том, чтобы Аллах произвел от них тех, кто станет поклоняться одному лишь Аллаху и ничему более наряду с Ним!»[461]
И в том ответе, который дал ангелу посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в полной мере нашла проявление его уникальная личность и тот великий нрав, которым его наделил Аллах.
Эта история указывает на то, какими великими были сочувствие и доброта Пророка к своему народу, каким терпением и выдержкой он обладал. Всевышний сказал, обратившись к нему: «По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним. А ведь если бы ты был грубым и жестоким, то они непременно покинули бы тебя»(3:159).
«Мы отправили тебя только в качестве милости к мирам»(21:107).
Да пребудут над ним мир и благословения Аллаха[462].
После указанной встречи с ангелом гор Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, продолжил свой путь к Мекке, достиг вади Нахля и остановился там на несколько дней. Он решил вернуться в Мекку и с новой силой возобновить свою деятельность, связанную с призывом к исламу и доведением до сведения людей вечного послания Аллаха. Тогда Зайд ибн Хариса, да будет им доволен Аллах, сказал посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Как же ты придешь к ним, когда они изгнали тебя?!» — имея в виду курайшитов, на что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, дал такой ответ: «О Зайд, поистине, Аллах дарует облегчение и укажет выход из этого положения и, поистине, Аллах окажет поддержку Своей религии и поможет Своему пророку!»[463]
В том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отправился в Таиф для призыва его жителей к исламу и в том, как он перенес непростые испытания, обрушившиеся на него во время этой поездки, содержится явное доказательство его твердой решимости продолжать призыв несмотря ни на какие трудности, не отчаиваться из-за отказа людей внимать ему. Когда призыв стал невозможен в одном месте, он стал искать другие места, где можно было бы его продолжить.
Поведение Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в Таифе свидетельствует о его великой мудрости. Прибыв туда, он первым делом встретился с его лидерами и вождями племени сакиф, ибо знал, что если они последуют за ним, то за ним последуют все жители Таифа.
Страдания, причиненные Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, жителями Таифа, когда его стопы — стопы благородного пророка — окрасились кровью, текущей из его ран, являются величайшим примером того, какие трудности и гонения приходится выносить человеку, призывающему других к поклонению Аллаху.
То, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не призвал проклятие Аллаха на свой народ и жителей Таифа и что он не согласился с предложением ангела гор обрушить на мекканцев скалы, служит ярчайшим образцом терпения, которое надлежит проявлять верующему в отношении тех, кто отвергает его призыв. Верующий не должен отчаиваться, если его призыв не увенчивается успехом. Может быть, из потомства людей, которые сегодня отвергают его призыв, Аллах произведет тех, кто будет поклоняться только Аллаху, не придавая Ему сотоварищей.
К свидетельству мудрости Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, относится и то обстоятельство, что он не вошел в Мекку до тех пор, пока не получил гарантию защиты от одного из ее влиятельных жителей. Человек, призывающий к Аллаху, должен руководствоваться этим поступком Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и искать тех, кто может защитить его от происков врагов, для того чтобы иметь возможность осуществлять исламский призыв должным образом[465].