у томатов ген обуславливающий красный цвет плодов доминирует над геном желтой окраски какие по цвету

Задачи по генетике «Вспоминаем все темы»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Задачи по генетике

Выполнила ученица IX класса

МОБУ СОШ № 1 г. Белорецка

Проверила: учитель биологии

Учитывается одна пара альтернативных (взаимоисключающих) признаков, следовательно, одна пара аллельных генов.

У томатов ген, обеспечивающий красный цвет плодов, доминирует над геном желтой окраски. Какие по цвету плоды окажутся у растений, полученных от скрещивания гетерозиготных красноплодных растений с желтоплодными? Каковы их генотипы?

Ген, отвечающий за красный цвет плодов доминантный, обозначим А, ген желтой окраски плодов рецессивный, обозначим – а. Задача на моногибридное скрещивание, т.к. в условии растения отличаются 1 парой взаимоисключающих признаков (цвет плодов). Одна из родительских особей гетерозиготна, следовательно, эта особь несет гены одной аллельной пары в разном состоянии, один ген является доминантным, другой – рецессивным (Аа). Такая особь дает два типа гамет (А, а). Вторая особь желтоплодная, у нее оба гена находятся в одинаковом состоянии (аа), значит, особь гомозиготна и дает один тип гамет (а).

Зная генотипы родителей, запишем решение задачи и ответим на поставленный вопрос.

F 1 – первое поколение

х – знак скрещивания

Ответ: гибриды F 1 демонстрируют расщепление по фенотипу в соотношении 1:1 – 50% красноплодных, 50% желтоплодных томатов. По генотипу расщепление в соотношении 1:1 – 50% гетерозиготных особей (Аа), 50% гомозиготных особей (аа).

Решение задач по генетике с использованием законов Г.Менделя

определять, к какому разделу она относится : моно-, ди- или полигибридное скрещивание; наследование, сцепленное с полом, или наследование признаков при взаимодействии генов. Это позволяет учащимся выбрать необходимые для решения задачи законы, закономерности, правила, соотношения. С этой целью можно дать текст какой-либо задачи и предложить определить, к какому разделу она относится. Учащиеся должны помнить, что наследуются гены, а не признаки.

Упражнение 1. Одна из пород кур отличается укороченными ногами (такие куры не разрывают огородов). Этот признак – доминирующий. Управляющий им ген вызывает одновременно и укорочение клюва. При этом у гомозиготных цыплят клюв так мал, что они не в состоянии пробить яичную скорлупу и гибнут, не вылупившись из яйца. В инкубаторе хозяйства, разводящего только коротконогих кур, получено 3000 цыплят. Сколько среди них коротконогих?

Все генетические задачи, какой бы темы они ни касались (моно- или полигибридное скрещивание, аутосомное или сцепленное с полом наследование, наследование моно- или полигенных признаков), сводятся к трем типам: 1) расчетные; 2) на определение генотипа; 3) на определение характера наследования признака.

В условии расчетной задачи должны содержаться сведения:
– о характере наследования признака (доминантный или рецессивный, аутосомный или сцепленный с полом и др.);
– прямо или косвенно (через фенотип) должны быть указаны генотипы родительского поколения.
Вопрос расчетной задачи касается прогноза генетической и фенотипической характеристик потомства. Приведем пример задачи расчетного типа.

Задача 1. У человека ген полидактилии (многопалости) доминирует над нормальным строением кисти. У жены кисть нормальная, муж гетерозиготен по гену полидактилии. Определите вероятность рождения в этой семье многопалого ребенка.

Решение этой задачи начинается с записи ее условия и обозначения генов. Затем определяются (предположительно) генотипы родителей. Генотип мужа известен, генотип жены легко установить по фенотипу – она носительница рецессивного признака, значит, гомозиготна по соответствующему гену. Следующий этап – написание значений гамет. Следует обратить внимание на то, что гомозиготный организм образует один тип гамет, поэтому нередко встречающееся написание в этом случае двух одинаковых гамет не имеет смысла. Гетерозиготный организм формирует два типа гамет. Соединение гамет случайно, поэтому появление двух типов зигот равновероятно: 1:1.

Р : у томатов ген обуславливающий красный цвет плодов доминирует над геном желтой окраски какие по цвету. hello html 76afb4e1. у томатов ген обуславливающий красный цвет плодов доминирует над геном желтой окраски какие по цвету фото. у томатов ген обуславливающий красный цвет плодов доминирует над геном желтой окраски какие по цвету-hello html 76afb4e1. картинка у томатов ген обуславливающий красный цвет плодов доминирует над геном желтой окраски какие по цвету. картинка hello html 76afb4e1_ _ х у томатов ген обуславливающий красный цвет плодов доминирует над геном желтой окраски какие по цвету. hello html 157c2ad. у томатов ген обуславливающий красный цвет плодов доминирует над геном желтой окраски какие по цвету фото. у томатов ген обуславливающий красный цвет плодов доминирует над геном желтой окраски какие по цвету-hello html 157c2ad. картинка у томатов ген обуславливающий красный цвет плодов доминирует над геном желтой окраски какие по цвету. картинка hello html 157c2ad_ _
гаметы: (_) (_) (_)
F 1 : _ _ _ _
где: _ – ген полидактилии, _ – нормальный ген.

Ответ: вероятность рождения многопалого ребенка составляет примерно ___%

Обратите ваше внимание на недопустимость давать ответ в такой форме: «Один ребенок в семье родится нормальным и один многопалым» или еще хуже: «Первый ребенок будет многопалым, а второй нормальным». Сколько и каких детей будет у супругов, точно сказать нельзя, поэтому необходимо оперировать понятием вероятности.

В условии задачи на определение генотипа должна содержаться информация:
– о характере наследования признака;
– о фенотипах родителей;
– о генотипах потомства (прямо или косвенно).
Вопрос такой задачи требует характеристики генотипа одного или обоих родителей.

Задача 2. У норок коричневая окраска меха доминирует над голубой. Скрестили коричневую самку с самцом голубой окраски. Среди потомства два щенка коричневых и один голубой. Чистопородна ли самка?

Р : у томатов ген обуславливающий красный цвет плодов доминирует над геном желтой окраски какие по цвету. hello html 76afb4e1. у томатов ген обуславливающий красный цвет плодов доминирует над геном желтой окраски какие по цвету фото. у томатов ген обуславливающий красный цвет плодов доминирует над геном желтой окраски какие по цвету-hello html 76afb4e1. картинка у томатов ген обуславливающий красный цвет плодов доминирует над геном желтой окраски какие по цвету. картинка hello html 76afb4e1_ _ х у томатов ген обуславливающий красный цвет плодов доминирует над геном желтой окраски какие по цвету. hello html 157c2ad. у томатов ген обуславливающий красный цвет плодов доминирует над геном желтой окраски какие по цвету фото. у томатов ген обуславливающий красный цвет плодов доминирует над геном желтой окраски какие по цвету-hello html 157c2ad. картинка у томатов ген обуславливающий красный цвет плодов доминирует над геном желтой окраски какие по цвету. картинка hello html 157c2ad_ _
гаметы: (_) (_) (_)
F 1 : ______________ ,
Где: А – ген _________окраски меха, а – генг_________окраски меха.

Ответ: генотип самки – ___, то есть она ________________.

В условиях задач на установление характера наследования признака:
– предлагаются только фенотипы следующих друг за другом поколений (то есть фенотипы родителей и фенотипы потомства);
– содержится количественная характеристика потомства.
В вопросе такой задачи требуется установить характер наследования признака.

Задача 3. Скрестили пестрых петуха и курицу. Получили 26 пестрых, 12 черных и 13 белых цыплят. Как наследуется окраска оперения у кур?

При решении этой задачи логика рассуждения может быть следующей. Расщепление в потомстве свидетельствует о гетерозиготности родителей. Соотношение близкое к 1 : 2 : 1 говорит о гетерозиготности по одной паре генов. Согласно полученным долям (1/4 белые, 1/2 пестрые, 1/4 черные), черные и белые цыплята гомозиготны, а пестрые гетерозиготны.
Обозначение генов и генотипов с последующим составлением схемы скрещивания показывает, что сделанный вывод соответствует результату скрещивания.

Р : у томатов ген обуславливающий красный цвет плодов доминирует над геном желтой окраски какие по цвету. hello html 76afb4e1. у томатов ген обуславливающий красный цвет плодов доминирует над геном желтой окраски какие по цвету фото. у томатов ген обуславливающий красный цвет плодов доминирует над геном желтой окраски какие по цвету-hello html 76afb4e1. картинка у томатов ген обуславливающий красный цвет плодов доминирует над геном желтой окраски какие по цвету. картинка hello html 76afb4e1_ + _ х у томатов ген обуславливающий красный цвет плодов доминирует над геном желтой окраски какие по цвету. hello html 157c2ad. у томатов ген обуславливающий красный цвет плодов доминирует над геном желтой окраски какие по цвету фото. у томатов ген обуславливающий красный цвет плодов доминирует над геном желтой окраски какие по цвету-hello html 157c2ad. картинка у томатов ген обуславливающий красный цвет плодов доминирует над геном желтой окраски какие по цвету. картинка hello html 157c2ad_ +_
______ ________
гаметы: ( __ ) (__) (__) (__)
F 1 : _________________

черные пестрые белые

Использование на уроках иллюстрированных задач

Задачи по генетике можно подразделить на текстовые и иллюстрированные. Преимущество иллюстрированных задач перед текстовыми очевидно. Оно основано на том, что зрительное восприятие изображений активизирует внимание и интерес учащихся, способствует лучшему осмыслению условия задачи и изучаемых закономерностей.

у томатов ген обуславливающий красный цвет плодов доминирует над геном желтой окраски какие по цвету. hello html 5308c694. у томатов ген обуславливающий красный цвет плодов доминирует над геном желтой окраски какие по цвету фото. у томатов ген обуславливающий красный цвет плодов доминирует над геном желтой окраски какие по цвету-hello html 5308c694. картинка у томатов ген обуславливающий красный цвет плодов доминирует над геном желтой окраски какие по цвету. картинка hello html 5308c694

1. Какая окраска шерсти у кроликов доминирует?
2. Каковы генотипы родителей и гибридов первого поколения по признаку окраски шерсти?
3. Какие генетические закономерности проявляются при такой гибридизации?

Рисунки могут быть схематичными.

у томатов ген обуславливающий красный цвет плодов доминирует над геном желтой окраски какие по цвету. hello html 7ee3e9c8. у томатов ген обуславливающий красный цвет плодов доминирует над геном желтой окраски какие по цвету фото. у томатов ген обуславливающий красный цвет плодов доминирует над геном желтой окраски какие по цвету-hello html 7ee3e9c8. картинка у томатов ген обуславливающий красный цвет плодов доминирует над геном желтой окраски какие по цвету. картинка hello html 7ee3e9c8

1. Какая форма плода томата (шаровидная или грушевидная) доминирует?
2. Каковы генотипы родителей и гибридов 1 и 2 поколения?
3. Какие генетические закономерности, открытые Менделем, проявляются при такой гибридизации?

у томатов ген обуславливающий красный цвет плодов доминирует над геном желтой окраски какие по цвету. hello html 51f0103. у томатов ген обуславливающий красный цвет плодов доминирует над геном желтой окраски какие по цвету фото. у томатов ген обуславливающий красный цвет плодов доминирует над геном желтой окраски какие по цвету-hello html 51f0103. картинка у томатов ген обуславливающий красный цвет плодов доминирует над геном желтой окраски какие по цвету. картинка hello html 51f0103

1. Р : _______ х _________ ; F 1 : __ __________________________
2. Наследование признака окраски плодов томата идет независимо от их формы, а именно отношение числа красных плодов к желтым равняется:
(37% + 14%) : (37% + 12%) = __:__,
а круглой формы к грушевидным:
(37% + 37%) : (14% + 12%) = __:__.

Решение типовых задач с использованием законов Г.Менделя

Решение задач на моногибридное скрещивание при полном доминировании обычно трудностей не вызывает.
Поэтому остановимся лишь на примере решения задач на наследование отдельного признака при неполном доминировании.

Задача 8. Растения красноплодной земляники при скрещивании между собой всегда дают потомство с красными ягодами, а растения белоплодной земляники – с белыми ягодами. В результате скрещивания обоих сортов друг с другом получаются розовые ягоды. Какое потомство возникает при скрещивании между собой гибридных растений земляники с розовыми ягодами? Какое потомство получится, если опылить красноплодную землянику пыльцой гибридной земляники с розовыми ягодами?

Скрещивание КК х КБ дает расщепление: 50% КК (красноплодных) и 50% КБ (с розовыми ягодами).
Вышеизложенное решение (см. учебное пособие «Биология для поступающих в вуз. Способы решения задач по генетике». Составитель Галушкова Н.И. – Волгоград. : Изд. Братья Гринины, 1999, с. 7) на мой взгляд, создает определенные трудности для учащихся, т.к. для обозначения одного признака используются два буквенных символа, что характерно для решения задач на дигибридное скрещивание.
При решении данной задачи можно использовать и другие варианты буквенной символики. Например:

Но в условии задачи не сказано, какой признак доминирующий, и учащиеся испытывают определенные трудности при записи условия задачи.
В своей практике при решении задач на наследование отдельного признака при неполном доминировании я использую символы:

Учитываются две пары альтернативных (взаимоисключающих) признаков, следовательно, две пары аллельных генов.

Отец – глухонемой (рецессивный признак), с белым локоном надо лбом (доминантный признак). Мать здорова и не имеет белой пряди. Родился ребенок глухонемой и без локона надо лбом. Определите генотипы родителей и их детей.

Объяснение решения задачи № 1.

Вводим буквенные обозначения признаков:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *