уборщица к какому персоналу относится
Уборщица к какому персоналу относится
5. Категории персонала
В отчетности по труду предприятий и организаций отдельных отраслей сферы материального производства (промышленности, строительства, транспорта, в совхозах и некоторых других производственных отраслях) численность работников распределяется на две группы: рабочие и служащие. Из группы служащих выделяются следующие категории: руководители, специалисты и другие работники, относящиеся к служащим.
Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 367 с 1 января 1996 года введен в действие Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94.
При распределении работников по категориям персонала в статистической отчетности по труду следует руководствоваться Общесоюзным классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР), утвержденным Госстандартом СССР 27.08.86 N 016.
ОКПДТР состоит из двух разделов:
классификатора профессий рабочих;
классификатора должностей служащих, который содержит должности руководителей, специалистов и служащих.
33. К рабочим относятся лица, непосредственно занятые в процессе создания материальных ценностей, а также занятые ремонтом, перемещением грузов, перевозкой пассажиров, оказанием материальных услуг и др. В ОКПДТР профессии рабочих перечислены в разделе 1.
К рабочим, в частности, относятся лица, занятые:
33.1. управлением, регулированием и наблюдением за работой автоматов, автоматических линий, автоматических приспособлений, а также непосредственно управлением или обслуживанием машин, механизмов, агрегатов и установок, если труд этих работников оплачивается по тарифным ставкам или месячным окладам рабочих;
33.2. изготовлением материальных ценностей вручную, а также при помощи простейших механизмов, приспособлений, инструментов;
33.3. строительством и ремонтом зданий, сооружений, монтажом и ремонтом оборудования, ремонтом транспортных средств;
33.4. перемещением, погрузкой или выгрузкой сырья, материалов, готовой продукции;
33.5. на работах по приему, хранению и отправке грузов на складах, базах, в кладовых и других хранилищах;
33.6. уходом за машинами, оборудованием, обслуживанием производственных и непроизводственных помещений;
33.7. проходкой наземных и подземных горных выработок, бурением, испытанием, опробованием и освоением скважин, геологосъемочными, поисковыми и другими видами геолого-разведочных работ, если их труд оплачивается по тарифным ставкам или месячным окладам рабочих;
33.8. машинисты, водители, кочегары, дежурные стрелочных постов, обходчики путей и искусственных сооружений, грузчики, проводники, рабочие по ремонту и уходу за транспортными линиями, линиями связи, по ремонту и уходу за оборудованием и средствами передвижения, трактористы, механики, рабочие растениеводства и животноводства;
33.9. почтальоны, телефонисты, телеграфисты, радиооператоры, операторы связи;
33.10. операторы вычислительных и электронно-вычислительных машин;
33.11. дворники, уборщики, курьеры, гардеробщики, сторожа.
34. К руководителям относятся работники, занимающие должности руководителей предприятий и их структурных подразделений. Должность в ОКПДТР, имеющая код категории 1, относится к руководителям.
К руководителям, в частности, относятся:
директора (генеральные директора), начальники, управляющие, заведующие, председатели, командиры, комиссары, мастера, производители работ на предприятиях, в структурных единицах и подразделениях;
главные специалисты: главный бухгалтер, главный диспетчер, главный инженер, главный механик, главный металлург, главный сварщик, главный агроном, главный геолог, главный электрик, главный экономист, главный научный сотрудник, главный редактор;
К категории руководителей относятся также заместители по названным выше должностям.
35. К специалистам относятся работники, занятые инженерно-техническими, экономическими и другими работами, в частности, агрономы, администраторы, бухгалтеры, геологи, диспетчеры, инженеры, инспекторы, корректоры, математики, механики, нормировщики, редакторы, ревизоры, психологи, социологи, техники, товароведы, физиологи, художники, экономисты, энергетики, юрисконсульты.
К категории специалистов относятся также и ассистенты, помощники названных специалистов.
Уборщица к какому персоналу относится
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Министерства здравоохранения РФ от 7 февраля 2018 г. N 16-3/10/2-705 О переводе лиц из числа младшего медицинского персонала медицинских организаций в уборщики служебных помещений, в том числе с сохранением трудовых функций полностью или частично по должности «санитар»
Согласно Положению о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608, Министерство здравоохранения Российской Федерации не наделено полномочиями давать официальные разъяснения трудового законодательства Российской Федерации, в связи с этим полагаем возможным сообщить мнение специалистов Минздрава России.
В настоящее время в медицинских организациях проводится работа по оценке квалификации медицинских работников из числа младшего медицинского персонала в целях определения соответствия выполняемых ими трудовых функций содержанию профессионального стандарта «Младший медицинский персонал», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 января 2016 г. N 2н.
При этом Трудовым кодексом не предусмотрено расторжение трудового договора с работником по инициативе работодателя вследствие несоответствия квалификации работника требованиям профессионального стандарта. Согласно пункту 3 части первой статьи 81 Трудового кодекса трудовой договор может быть расторгнут в случае несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации.
Трудовой кодекс предоставляет руководителю медицинской организации право самостоятельно принимать решение по формированию структуры организации, определять необходимый численный состав работников организации, в том числе вносить изменения в штатное расписание медицинской организации.
В этой связи, в случаях, когда трудовая функция лиц из числа младшего медицинского персонала включает только уборку помещений, могут вноситься изменения в штатные расписания медицинских организаций в части замены должностей «санитар» на рабочие профессии «уборщик служебных помещений».
При этом при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с частью третьей статьи 81 Трудового кодекса, в частности работникам из числа младшего медицинского персонала, должности которых подлежат сокращению, может быть предложен перевод в уборщики служебных помещений.
При этом трудовая функция уборщика служебных помещений должна содержать исключительно обязанности по уборке вестибюлей, коридоров, лестничных проемов и другие, предусмотренные для данной профессии в тарифно-квалификационных характеристиках по общеотраслевым профессиям рабочих, утвержденных постановлением Минтруда России от 10 ноября 1992 г. N 31.
Согласно статье 196 Трудового кодекса подготовка работников и их дополнительное профессиональное образование осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
В связи с этим лица, выполняющие трудовые функции младшего медицинского персонала, при их согласии могут пройти обучение в целях приведения уровня их подготовки в соответствие с требованиями профессионального стандарта.
В целях сохранения кадрового потенциала рекомендуется не снижать уровень заработной платы работникам, переведенным в уборщики служебных помещений, достигнутый на момент перевода, за счет выплат стимулирующего характера при условии выполнения показателей эффективности деятельности.
определение списка профессиональных стандартов, подлежащих применению в организации;
определение потребности в профессиональном образовании, профессиональном обучении и (или) дополнительном профессиональном образовании работников на основе анализа квалификационных требований, содержащихся в профессиональных стандартах, и кадрового состава организаций;
проведение соответствующих мероприятий по образованию и обучению в установленном порядке.
Обзор документа
Даны разъяснения по вопросу перевода лиц из числа младшего медперсонала медорганизаций, подведомственных органам исполнительной власти регионов, в уборщики служебных помещений, в т. ч. с сохранением трудовых функций полностью или частично по должности «санитар».
Если трудовая функция лиц включает только уборку помещений, то в штатные расписания медорганизаций могут вноситься изменения в части замены должности «санитар» на рабочую профессию «уборщик служебных помещений».
При этом при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность). Так, работникам из числа младшего медперсонала, должности которых подлежат сокращению, может быть предложен перевод в уборщики служебных помещений.
При этом трудовая функция уборщика служебных помещений должна содержать исключительно обязанности по уборке вестибюлей, коридоров, лестничных проемов и другие обязанности, предусмотренные для данной профессии.
Какие существуют категории персонала
Прямого распределения работников по категориям персонала законодательством не предусмотрено. На практике персонал разделяют на две большие категории: административный персонал и производственный персонал. В некоторых случаях выделяют также обслуживающий, оперативный, технический, линейный и непромышленный персонал.
Персонал организации состоит из работников, выполняющих трудовую функцию по определенной должности, специальности с указанием квалификации (ч. 1 ст. 15 ТК РФ).
Соответственно, его можно классифицировать по категориям исходя из выполняемых функций и квалификации.
Профессиональный состав персонала в организации зависит от специфики ее деятельности, характера продукции или услуг, которые предоставляются, а также уровня технического оснащения.
При выборе кадровой модели и порядка отнесения работников к определенным категориям необходимо закрепить в ЛНА положения, регламентирующие отнесение персонала к той или иной категории.
Разделение работников может осуществляться не только по функциональному и профессионально-квалификационному признакам, но и по характеру участия в технологическом процессе.
В таком случае можно выделить такие категории, как технический персонал, оперативный персонал, линейный персонал, непромышленный персонал.
Административный персонал
Данная категория работников обеспечивает эффективное функционирование организации и решение определенных возникающих управленческих и технических вопросов.
Административный персонал, как правило, подразделяют на административно-управленческий, административно-хозяйственный и административно-технический. При этом каждая подкатегория может предусматривать классификацию работников на руководителей, специалистов и иных работников.
Перечень профессий и должностей, относящихся к административно-управленческому персоналу, не установлен. При этом он содержится в некоторых нормативных актах органов исполнительной власти (Примерный перечень, утв. Приказом Минтруда России от 14.10.2013 N 535н, Перечень, утв. Приказом Минкультуры России от 03.09.2020 N 1055, Примерный перечень, утв. Приказом Россельхознадзора от 16.06.2015 N 418).
К административно-хозяйственному персоналу относят работников, которые выполняют различные внутренние хозяйственные функции в рамках организации, в том числе хозяйственное обеспечение деятельности организации, внутреннее информирование в организации, эксплуатацию зданий, помещений, территорий и др. К данной категории персонала можно отнести такие должности, как заведующий складом, заведующий хозяйством, сметчик, кладовщик и т.д. (разд. I Типовых штатов, утв. Постановлением Секретариата ВЦСПС от 11.05.1990 N 7-22).
К административно-техническому персоналу относятся руководящие работники, на которых возложены обязанности по организации технического и оперативного обслуживания, проведения ремонтных, монтажных и наладочных работ (п. 3.4 Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, утв. Приказом Минтруда России от 24.07.2013 N 328н).
Перечень должностей работников, которые выполняют административно-технические функции, может включать: главного инженера, главного технолога, главного конструктора, главного механика, главного энергетика, начальника цеха, механика цеха, энергетика цеха, старшего мастера и др.
В вопросах правового регулирования деятельности административного персонала работодателем в ЛНА может быть утвержден свой порядок организации структуры кадров.
Производственный персонал
К основным рабочим относят работников, непосредственно создающих товарную (валовую) продукцию предприятий и занятых осуществлением технологических процессов, то есть изменением форм, размеров, положения, состояния, структуры, физических, химических и других свойств предметов труда (шахтер, автослесарь, крановщик, штукатур, машинист, монтажник, наладчик оборудования, плавильщик металлов, формовщик, оператор установки, водитель, кочегар, механик, сварщик, столяр, токарь и др.).
Профессии, которые относятся к основным рабочим, могут различаться в зависимости от общей сферы деятельности организации. Так, к категории основных рабочих могут относиться работники, расходы на оплату труда которых составляют основу производственной себестоимости.
К вспомогательным относятся рабочие, занятые обслуживанием оборудования и рабочих мест в производственных цехах, а также все рабочие вспомогательных цехов и хозяйств (медсестры, санитары, фельдшеры, операторы копировальных и множительных машин, охранники, плотники, подсобные рабочие, рабочие по комплексному обслуживанию и ремонту зданий и т.п.).
Рабочих внутри каждой категории можно классифицировать на сдельщиков и повременщиков в зависимости от установленной в организации системы оплаты труда для разных должностей.
Линейный персонал
К линейному персоналу относятся, в частности, лица (рабочие и служащие), обслуживающие линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), сети инженерно-технического обеспечения, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии, иные подобные сооружения и объекты капитального строительства, обеспечивающие жизнедеятельность городов, отнесенных к группам по гражданской обороне, а также объектов, отнесенных к категориям по гражданской обороне (п. 3.4 ГОСТ Р 55201-2012, утв. Приказом Росстандарта от 26.11.2012 N 1193-ст).
Из приведенного определения следует, что к линейному персоналу можно отнести работников, имеющих квалификацию и обладающих определенными профессиональными навыками (например, электрики, слесари, операторы и т.п.), то есть те работники, которые находятся на начальных позициях и обеспечивают жизнедеятельность конкретных объектов.
Однако на практике к линейному персоналу работодатели, как правило, относят должности, не требующие особого опыта работы или квалификации. Это могут быть низкоквалифицированные специалисты, которые могут работать без применения специализированных знаний. Для освоения должностных обязанностей достаточно пройти вводный курс обучения и короткую стажировку. К этой категории можно отнести промоутеров, продавцов на торговых точках, операторов на телефоне и т.д.
Технический персонал
Как правило, к категории технического персонала относятся работники, которые по своим должностным обязанностям обеспечивают и обслуживают деятельность руководства и специалистов при выработке и реализации ими управленческих решений.
Должностные обязанности данной категории персонала связаны с исполнением вспомогательных функций: подготовки, оформления, контроля документов, технического и хозяйственного обслуживания. На практике к техническому персоналу относят уборщиков помещений, мойщиков, садовников, подсобных рабочих, секретарей и т.п.
Таким образом, работники, занимающие должности инженера, техника, агронома, относятся к ИТР независимо от того, имеют они высшее, среднее специальное образование или только практический опыт работы (Методика N 9).
Работодатель может отнести к ИТР следующих работников:
• работников научно-конструкторских и проектировочных отделов и бюро в организации, основной сферой деятельности которых является разработка чертежей и специализированной конструкторской документации;
• работников IT-сферы (системных администраторов, иных работников в сфере информационных технологий, которые работают непосредственно для обеспечения бесперебойной работы самой организации);
• технологов, то есть работников, которые занимаются описанием технологических процессов, а также разработкой технических документов.
Оперативный персонал
К оперативному персоналу относятся, в частности, работники, непосредственно воздействующие на органы управления энергоустановок и осуществляющие управление и обслуживание энергоустановок в смене (п. 2.6 Правил работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации, утв. Приказом Минтопэнерго России от 19.02.2000 N 49).
В сфере атомной энергетики под оперативным персоналом понимается эксплуатационный персонал из числа работников атомной станции, находящийся на дежурстве в смене и допущенный к оперативному управлению технологическими процессами на атомной станции (п. 13 Требований, утв. Постановлением Госатомнадзора России от 15.04.1997 N 2).
В отношении иных сфер деятельности законодательство не устанавливает использование данной категории в качестве обязательной.
Конкретный перечень должностей работников, которые относятся к оперативному персоналу, работодатель также вправе закрепить в ЛНА. К примеру, к оперативному персоналу можно отнести слесарей, электромонтеров, электромонтажников, сантехников, то есть тех работников, которые осуществляют оперативную работу.
Иные категории персонала
Помимо указанных выше категорий на практике также выделяют обслуживающий и непромышленный персонал.
Обслуживающий персонал осуществляет функции по обслуживанию служебных помещений и производственного персонала организации (уборщики, дворники, курьеры, водители руководства и водители автобусов, перевозящих работников организации, и т.п.) (п. 36 Инструкции N 17-10-0370).
Профессии, которые относятся к обслуживающему персоналу, могут различаться в зависимости от общей сферы той или иной организации.
В обязанности таких работников входит обеспечение нужд клиентов, забота о чистоте зданий, исправности техники, а также сопровождение различных торговых или производственных процессов.
К непромышленному персоналу относятся работники, которые не связаны с производством и его обслуживанием (работники жилищно-коммунального хозяйства, подразделений социальной сферы, состоящих на балансе организации). Классификация групп работников непромышленного персонала содержится в п. 32 Инструкции N 17-10-0370.
Уборщица к какому персоналу относится
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Министерства культуры РФ от 24 июля 2014 г. № 154-01-39/09-ВА О методических рекомендациях по утверждению перечней должностей и профессий работников государственных учреждений культуры субъектов РФ и муниципальных учреждений культуры
В связи с необходимостью разработки нормативно-правовых актов, утверждающих перечни должностей и профессий работников, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности, направляем Методические рекомендации по утверждению перечней должностей и профессий работников государственных учреждений культуры субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений культуры, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности.
Также направляем для ознакомления приказ Министерства культуры Российской Федерации от 05.05.2014 № 763 «Об утверждении перечней должностей и профессий работников федеральных государственных учреждений, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24.06.2014 за № 32841).
Прошу обеспечить разработку и утверждение перечней должностей и профессий работников государственных учреждений культуры и муниципальных учреждений культуры Вашего региона, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности, и направить соответствующий нормативный документ в Департамент экономики и финансов Министерства культуры Российской Федерации в срок до 31.10.2014.
Обращаем внимание, что во исполнение подпункта «е» пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 03.07.2014, М* Пр-1558 по итогам совещания по вопросу определения основных подходов к формированию бюджетной и налоговой политики на 2015-2017 годы 23 июня 2014 г., в ходе выполнения Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» необходимо обеспечить повышение оплаты труда работников организаций культуры (без умета вспомогательного и административно-хозяйственного персонала).
Приложения: на 33 л. в 1 экз.
Методические рекомендации
по утверждению перечней должностей и профессий работников государственных учреждений культуры субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений культуры, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности
1. Необходимость утверждения перечней должностей и профессий работников государственных учреждений культуры и муниципальных учреждений культуры субъекта Российской Федерации, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности, определяется следующими соображениями.
Статьёй 135 Трудового кодекса Российской Федерации установлено:
«Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Российская трёхсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно до внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной год разрабатывает единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов. Указанные рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объёмов финансирования учреждений здравоохранения, образования, науки, культуры и других учреждений бюджетной сферы.»
Так, решением Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25.12.2013 (протокол № 11) утверждены Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2014 год.
Согласно пункту 7 данных Единых рекомендаций, установление и изменение систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений осуществляется с учётом реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в части оплаты труда работников бюджетной сферы и положений «Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы», утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.1.2012 № 2190-р.
Согласно пункту 33 данных Единых рекомендаций, при разработке нормативных правовых актов по вопросам оплаты труда работников учреждений органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендуется использовать порядок формирования систем оплаты труда, предусмотренный разделом V названных Единых рекомендаций для федеральных государственных учреждений.
В свою очередь, согласно пункту 9 данных Единых рекомендаций, системы оплаты труда работников федеральных государственных учреждений устанавливаются и изменяются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, включая «Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казённых учреждений», утверждённое постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 № 583.
При этом в «Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы», утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации № 2190-р от 26.11.2012, в разделе IV установлено:
«В «дорожных картах» предусматриваются следующие мероприятия по совершенствованию систем оплаты труда и достижению целевых показателей уровня средней заработной платы отдельных категорий работников в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 и от 1 июня 2012 г. № 161:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер Указа от 1 июня 2012 г. следует читать как «761»
Та же формулировка вошла в п. 11 раздела V «Плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры»», утверждённого распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012№ 2606-р.
Во исполнение данных документов Министерство культуры Российской Федерации выпустило письмо от 31.01.2013 № 644-01-54/04-НМ, которым в федеральные органы исполнительной власти и главным распорядителям средств федерального бюджета были направлены «Методические рекомендации для разработки плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения, направленные на повышение эффективности сферы культуры» главными распорядителями средств федерального бюджета, планов мероприятий по повышению эффективности деятельности учреждений в части оказания государственных услуг (выполнения работ) федеральными государственными учреждениями культуры». В пункте (4) подраздела «Развитие кадрового потенциала работников учреждений культуры» раздела V данного документа говорится:
К 2018 г. рекомендуется обеспечить соотношение средней заработной платы основного и вспомогательного персонала учреждений культуры до 1:0,7-1:0,5 (с учетом типа учреждения культуры). Если указанное соотношение обеспечивается в более ранние сроки, то рекомендуется его поддерживать.
Предельную долю оплаты труда работников административно-управленческого персонала в фонде оплаты труда учреждений культуры рекомендуется определить не более 40%.
К основному персоналу учреждения относятся работники, непосредственно обеспечивающие выполнение основных функций, для реализации которых создано учреждение (постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583).
— перечень (наименование) должностей работников культуры установлен приказом Минздравсоцразвития России от 30 марта 2011 г. № 251н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии»;
— перечень рабочих профессий учреждений установлен приказом Минздравсоцразвития России от 14 марта 2008 № 121н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп профессий рабочих культуры, искусства и кинематографии».
К вспомогательному персоналу относятся работники инженерно-технических служб, младший обслуживающий персонал (дворники, уборщики помещений, вахтеры, гардеробщики и т.п.), работники экспедиторской службы (включая водителей) и т.п.
Документом Пр-3411 от 22.12.2012 «Перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания по вопросам бюджетов субъектов Российской Федерации 4 декабря 2012 г.» в п. 1 «б» также установлено:
Во исполнение данного документа вышло поручение председателя Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 № ДМ-П16-7975.
Во исполнение данного поручения Министерство культуры Российской Федерации выпустило письмо от 30.01.2013 № 557-01-56/04-НМ, которым в субъекты Российской Федерации были направлены «Методические рекомендации по разработке планов мероприятий («дорожных карт») «Изменения, направленные на повышение эффективности сферы культуры» органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации». В пункте (4) подраздела «Развитие кадрового потенциала работников учреждений культуры» раздела V данного документа приведён тот же текст, что и в аналогичном письме от 31.01.2013 № 644-01-54/04-НМ (см. выше).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер письма от 30.01.2013 следует читать как «657-01-56/04-НМ»
Министерством культуры Российской Федерации издан приказ от 05.05.2014 № 763 «Об утверждении перечней должностей и профессий работников федеральных государственных учреждений, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности».
Исходя из вышеизложенного, существует необходимость издания нормативно-правовых актов на уровне субъектов Российской Федерации, утверждающих перечни должностей и профессий работников государственных учреждений культуры субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений культуры, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности.
2. Пунктом 7 «Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений» (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации № 583 от 05.08.2008) установлено:
Перечни видов экономической деятельности установлены ОКВЭД (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности). Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 05.05.2014 № 763 разработан в соответствии с ОКВЭД, который до 31.01.2014 существовал в 2 версиях:
— ОКВЭД, утверждённый приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2007 № 329-ст (срок действия данного классификатора (ОК 029-2007, или КДЕС ред. 1.1) неоднократно продлевался, в настоящее время до 01.01.2015);
— ОКВЭД, утверждённый постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 06.11.2001 № 454-ст (ОК 029-2001, или КДЕС ред. 1, официально не отменён).
Виды экономической деятельности, относящиеся к отрасли культуры, перечислены в разделе ОКВЭД «92. Деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта». Текст данного раздела в обоих версиях ОКВЭД идентичен:
92 Деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта
92.1 Деятельность, связанная с производством, прокатом и показом фильмов
92.11 Производство фильмов
92.12 Прокат фильмов8
92.13 Показ фильмов
92.31 Деятельность в области искусства
92.31.1 Деятельность в области создания произведений искусства
92.31.2 Деятельность в области художественного, литературного и исполнительского творчества
92.31.21 Деятельность по организации и постановке театральных и оперных представлений, концертов и прочих сценических выступлений
92.31.22 Деятельность актеров, режиссеров, композиторов, художников, скульпторов и прочих представителей творческих профессий, выступающих на индивидуальной основе
92.32 Деятельность концертных и театральных залов
92.33 Деятельность ярмарок и парков с аттракционами
92.34.1 Деятельность цирков
92.34.2 Деятельность танцплощадок, дискотек, школ танцев
92.5 Прочая деятельность в области культуры
92.51 Деятельность библиотек, архивов, учреждений клубного типа
92.52 Деятельность музеев и охрана исторических мест и зданий
92.53 Деятельность ботанических садов, зоопарков и заповедников
Из «Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений» (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации № 583 от 05.08.2008) следует, что государственные органы вправе утверждать перечни должностей и профессий работников учреждений, которые относятся к основному персоналу, для подведомственных им учреждений и по тем видам экономической деятельности, которые осуществляются подведомственными им учреждениями.
Так, приказом Министерства культуры Российской Федерации от 05.05.2014 № 763 «Об утверждении перечней должностей и профессий работников федеральных государственных учреждений, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности», данные перечни утверждены по следующим видам экономической деятельности:
— «Деятельность по организации и постановке театральных и оперных представлений, концертов и прочих сценических выступлений»;
— «Деятельность концертных и театральных залов»;
— «Деятельность по операциям с недвижимым имуществом и арендой»
— «Деятельность в области исследований и разработок»;
— «Деятельность в области образования».
Перечни должностей и профессий не утверждались по тем видам экономической деятельности, которые не осуществляются учреждениями культуры, подведомственными Министерству культуры Российской Федерации. Так, например, по виду «92.51. Деятельность библиотек, архивов, учреждений клубного типа» утверждён только перечень «Деятельность библиотек», так как в прямом ведении Министерства культуры Российской Федерации отсутствуют архивы и учреждения клубного типа.
Таким образом, при разработке соответствующих нормативно-правовых актов об утверждении перечней должностей и профессий работников государственных учреждений регионального и муниципального подчинения, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности, органам управления культуры субъектов Российской Федерации следует утверждать такие перечни только по тем видам экономической деятельности, которые осуществляются учреждениями культуры данного региона.
В штатное расписание учреждения культуры могут быть включены должности и профессии, относящиеся к нескольким видам деятельности, если эти виды деятельности осуществляются данным учреждением.
31.01.2014 Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии издан приказ № 14-ст «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)» с датой введения в действие названных классификаторов 01.02.2014, с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 01.01.2014, с установлением переходного периода до 01.01.2015 и последующей отменой Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1) и Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1).
Министерством культуры Российской Федерации ведётся работа по актуализации положений приказа Министерства культуры Российской Федерации от 05.05.2014 № 763 «Об утверждении перечней должностей и профессий работников федеральных государственных учреждений, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности» в соответствии с новым Общероссийским классификатором видов экономической деятельности. Как следует из текста названного классификатора, изменения будут внесены только в наименования перечней видов экономической деятельности. Наименования должностей и профессий, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности, останутся прежними.
Таким образом, актуализация приказа Министерства культуры Российской Федерации от 05.05.2014 № 763 в соответствии с новым Общероссийским классификатором видов экономической деятельности не потребует внесения изменений в штатные расписания учреждений культуры.
Однако при разработке соответствующих нормативно-правовых актов об утверждении перечней должностей и профессий работников государственных учреждений регионального и муниципального подчинения, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности, органам управления культуры субъектов Российской Федерации следует руководствоваться приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.01.2014 № 14-ст «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)», а не более ранними версиями Общероссийского классификатора видов экономической деятельности.
3. Перечни должностей и профессий работников учреждений культуры, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности, включённые в приказ Министерства культуры Российской Федерации от 05.05.2014 № 763 «Об утверждении перечней должностей и профессий работников федеральных государственных учреждений, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности», составлены на основе приказа Минздравсоцразвития России от 30.03.2011 № 251н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии»».
При составлении перечней учтены предложения учреждений культуры и органов управления культурой субъектов Российской Федерации, поступившие в Министерство культуры Российской Федерации в ходе общественного обсуждения проекта названного приказа.
4. Административно-управленческий персонал не относится к основному персоналу учреждения.
Пунктом 10(2) «Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений» (утверждено постановлением правительства Российской Федерации № 583 от 05.08.2008) установлено:
В соответствии с приказом Министерства культуры Российской Федерации от 08.04.2013 № 325 «Об утверждении примерного перечня должностей, отнесённых к категории административно-управленческого персонала учреждения, находящегося в ведении Министерства культуры Российской Федерации», к административно-управленческому персоналу относятся следующие должности:
1) руководитель учреждения;
2) заместитель руководителя учреждения;
3) директор (исполнительный директор);
4) директор филиала;
5) главный бухгалтер;
7) руководитель планово-финансовой (экономической) службы;
8) руководитель кадровой службы;
9) руководитель юридической службы.
5. Нормативного акта, который содержал бы исчерпывающий перечень рабочих профессий, относящихся к отрасли культуры, не существует.
При включении профессий рабочих в перечни, утверждённые приказом Министерства культуры Российской Федерации от 05.05.2014 № 763 «Об утверждении перечней должностей и профессий работников федеральных государственных учреждений, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности», были приняты во внимание следующие документы:
— приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.03.2008 № 121н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп профессий рабочих культуры, искусства и кинематографии»;
— постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 16.07.2003 № 54 «Об утверждении Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 58, разделы: «Общие профессии»; «Киностудии и предприятия, организации телевидения и радиовещания»; «Киносеть и кинопрокат»; «Театрально-зрелищные предприятия»»;
— постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 05.03.2004 № 40 «Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, выпуск 61, разделы: «Общие профессии производства художественных изделий»; «Ювелирно-филигранное производство»; «Производство художественных изделий из металла»; «Производство художественных изделий из дерева, капокорня и бересты»; «Гранильное производство»; «Производство художественных изделий из камня»; «Производство художественных изделий из папье-маше с миниатюрной живописью»; «Производство художественных изделий из кости и рога»; «Производство художественных изделий из янтаря»; «Скульптурное производство»; «Производство художественных изделий из кожи и меха»; «Производство изделий народных художественных промыслов»»;
— приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 21.03.2008 № 135 «Об утверждении Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 57, разделы: «Рекламно-оформительские и макетные работы», «Реставрационные работы»»;
постановление Правительства Российской Федерации от 28.04.2007 № 252 «Об утверждении перечня профессий и должностей творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъёмочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, особенности трудовой деятельности которых установлены Трудовым кодексом Российской Федерации».
Кроме того, в указанные перечни включались профессии рабочих, относящиеся к отрасли культуры, перечисленные в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (утверждён постановлением Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 26.12.1994 № 367).
Перечни профессий рабочих отрасли культуры, содержащиеся в перечисленных документах, не являются исчерпывающими.
6. Термины «руководитель», «начальник», «директор», «заведующий», применяемые в приказе Министерства культуры Российской Федерации от 05.05.2014 № 763 «Об утверждении перечней должностей и профессий работников федеральных государственных учреждений, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности», являются взаимозаменяемыми. (Соответствующие разъяснения получены от Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации письмом от 01.04.2014 № 14-3/10/3-1717.)
7. К должностям, включённым в перечни, утверждённые приказом Министерства культуры Российской Федерации от 05.05.2014 № 763 «Об утверждении перечней должностей и профессий работников федеральных государственных учреждений, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности», могут добавляться дополнительные должностные наименования, такие как: «старший», «младший», «ведущий» и т.п.
Как следует из разъяснений, содержащихся в письме Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 01.04.2014 № 14-3/10/В-1717, указание в наименовании должности «старший», «ведущий» и т.п. характеризует не функциональную направленность той или иной должности, а уровень служебной нагрузки (например, наличие дополнительных или специфических обязанностей).
Так, применение должностного наименования «старший» возможно при условии, если работник наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по занимаемой должности, осуществляет руководство подчинёнными ему исполнителями. Должностные обязанности «ведущих» устанавливаются на основе характеристик соответствующих должностей специалистов. Кроме того, на них возлагаются функции руководителя и ответственного исполнителя работ по одному из направлений деятельности учреждения или его структурного подразделения, либо обязанности по координации и методическому руководству группами исполнителей, создаваемыми в отделах с учётом рационального разделения труда в конкретных организационно-технических условиях.
Обзор документа
Регионам поручено утвердить перечни должностей и работников учреждений культуры, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности. Соответствующие нормативные документы необходимо представить в Минкультуры России до 31 октября 2014 г.
Разработаны методические рекомендации для составления перечней. Указаны нормативные правовые акты, которыми следует руководствоваться.
Необходимость разработки перечней обусловлена в т. ч. следующим. К 2018 г. рекомендуется обеспечить соотношение средней зарплаты основного и вспомогательного персоналов учреждений до 1:0,7-1:0,5. Предельную долю оплаты труда работников административно-управленческого персонала в одноименном фонде нужно установить на уровне не более 40%.
В частности, разъяснено, что списки необходимо утверждать только по тем видам деятельности, которыми занимаются учреждения конкретного региона. В штатное расписание можно включить должности и профессии, относящиеся к нескольким видам деятельности.
Отмечается, что к основному персоналу не относится административно-управленческий (руководитель учреждения, его заместитель, директор филиала, главный бухгалтер и др.).
К должностям, включенным в перечни, утвержденные приказом Министерства от 5 мая 2014 г. N 763, могут добавляться дополнительные наименования: «старший», «младший», «ведущий» и т. п.
Применение первого возможно, если работник наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по занимаемой должности, руководит подчиненными ему исполнителями. Обязанности «ведущих» устанавливаются на основе характеристик соответствующих должностей специалистов. Кроме того, на них возлагаются функции руководителя и ответственного исполнителя работ по одному из направлений деятельности учреждения или его структурного подразделения, либо обязанности по координации и методическому руководству группами исполнителей, создаваемыми в отделах с учетом рационального разделения труда в конкретных организационно-технических условиях.