учет особенностей общения обеспечения непосредственного общения это компонент преемственности какой
Система работы по осуществлению преемственности между дошкольным и школьным звеном общего образования
Ольга Савченко
Система работы по осуществлению преемственности между дошкольным и школьным звеном общего образования
Преемственность между дошкольным и начальным звеньями рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка.
Непрерывное образование понимается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка.
Еще в “Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)” (Утверждена Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ 17.06.2003 г.)были:
• выделены приоритеты в содержании образования на каждом из этих этапов возрастного развития с учетом современной социальной ситуации;
• определены психологические и педагогические условия реализации непрерывности образования;
• обозначен вклад каждой образовательной области в развитие дошкольника и младшего школьника;
• даны возрастные характеристики ребенка к началу и концу его обучения в школе.
Введение же и принятие Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) дошкольного и начального общего образования стало важным этапом преемственности деятельности детского сада и школы. Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе.
В основах построения непрерывного дошкольного и начального общего образования подчеркивается недопустимость искусственной акселерации развития ребенка, излишнего увлечения школьными технологиями, а также игнорирования или недооценки игровой деятельности в дошкольный период. должна быть направлена на развитие личностных качеств ребенка, необходимых для овладения учебной деятельностью.
Таким образом, основными линиями преемственности являются:
-преемственность стандартов дошкольного и начального общего образования,
-форм и методов обучения детей,
-образовательных программ.
Если проанализировать вышеперечисленные документы, то можно найти общие точки соприкосновения. Остановимся на некоторых из них.
Так Стандарты включают в себя группу требований к программам ДО и НОО (к структуре, к условиям реализации, к результатам освоения программы).
Одним из важнейших нововведений образовательных стандартов является создание в образовательной организации основной образовательной программы.
Преемственность ФГОС ДО И ФГОС НОО можно проследить в содержании основных образовательных программ.
Требованиями стандартов является направленность основных образовательных программ:
– на формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры, личностное и интеллектуальное развитие детей;
– процесс успешной социализации ребенка;
– развитие творческих способностей, инициативы, самосовершенствования;
– сохранение и укрепление здоровья детей.
Следующей точкой соприкосновения является преемственность в образовательных областях.
Таким образом, эти точки соприкосновения представлены как направления преемственности и заключаются в:
1. Согласовании целей и задач осуществления преемственности на дошкольном и начальном школьном уровне.
2. Отборе содержания образования для детей дошкольного и младшего школьного возраста с учётом принципов непрерывности образования и психолого-педагогических условий реализации непрерывного образования в соответствии с ФГОС.
3. Обогащении организационных форм и методов обучения, как в дошкольном учреждении, так и в начальной школе.
Для образовательного процесса теоретическая разработка понятия преемственности является важной проблемой, предваряющей собственно построение систем взаимосвязанных образовательных звеньев.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ФГОС ДО И ФГОС НОО
Для дошкольной образовательной организации Для общеобразовательной организации
– охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
– развитие любознательности, стремления к расширению знаний;
– формирование и развитие основных познавательных процессов (внимания, воображения, памяти, мышления, речи);
– формирование коммуникативных умений, произвольности поведения, доброжелательности, умения взаимодействовать с педагогами и сверстниками;
– развитие инициативности, самостоятельности, активности;
– формирование отдельных приемов учебно-познавательной деятельности (умение ориентироваться в задании, осуществлять самоконтроль). – введение в педагогический процесс разных видов детского творчества (игр, драматургии, художественного моделирования, экспериментирования, словесного творчества, танцевальных и музыкальных импровизаций);
– обогащение содержания уроков эстетического цикла (изобразительное искусство, музыка, технология и т. п.); – приобщение детей к национальной художественной культуре;
– создание в школе развивающей предметной среды;
– широкое использование игровых приемов в первый год обучения
Проанализировав и обобщив их можно общие задачи преемственности:
1. Определение общих и специфических целей образования на каждой из данных
ступеней и на основе поступательной взаимосвязи этих целей определение
преемственных целей (сохраняющихся и развивающихся на обоих этапах).
2. Построение на этой основе единой взаимосвязанной и согласованной
методической системы образования (целей, задач, содержания, методов, средств, форм
организации) с обоснованием преемственных связей этих параметров на разных
3. Построение единой содержательной линии в предметных областях, согласующейся
с обоснованием методической системы и исключающей необоснованные содержательные перегрузки образовательных областей на дошкольном этапе, ориентацию на форсированное обучение (натаскивание) предметным знаниям, умениям, дублирующее школьные программы.
Так что же такое преемственность?
Понятие преемственности в философском словаре обозначает непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т. е. – это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию.
Под преемственностью понимают последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитании.
Цель преемственности – обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания. Необходимо стремиться к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.
Именно с выходом федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и федеральных государственных требований к основной общеобразовательной программе дошкольного образования положено начало к обеспечению преемственности двух звеньев системы образования. Единые теоретические основания, принципы организации образовательной работы с детьми, преемственность и согласованность целей, задач, методов, средств, форм организации воспитания и обучения, обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребёнка, являются основой для реализации на практике решения проблемы преемственности.
Сегодня процесс преемственностимы рассматриваем с двух сторон:
• на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность дошкольного детства, и формируются фундаментальные личностные качества ребенка, служащие основой успешного школьного обучения;
• школа, как преемник дошкольной ступени образования, не строит свою работу с нуля, а подхватывает достижения дошкольника и организует педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал.
Такое понимание преемственности позволяет реально осуществлять непрерывность в развитии и обучении детей,а именно:
• координировать цели, задачи, содержание, методы, средства и формы организации образовательных процессов детского сада и школы;
• обеспечивать условия, направленные на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и на развитие индивидуальности каждого ребенка.
Итак, подведем итоги системного анализа ФГОСов в вопросе преемственности:
1. Цель взаимодействия “ДОУ – школа”: обеспечение преемственности учебно-воспитательного процесса, социокультурной адаптации дошкольника к условиям новой ведущей деятельности – школьного обучения.
2. Преемственность рассматривается как непрерывный двусторонний процесс, где школа – преемник, опирающийся на достижения ребёнка и инициатор координатор взаимодействия.
3.Задача: совместная разработка и реализация модели взаимодействия образовательных учреждений, обеспечивающих преемственность в применении образовательных программ и технологий, форм и методов работы педагогов с детьми, в осуществлении сотрудничества с родителями.
В целом схема организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и школыможет быть следующей и во многих организациях она именно такова и заключается в:
1. Сборе и анализе информации о возможностях образовательных учреждений по обеспечению преемственности.
2. Заключении договора о сотрудничестве между участниками сетевого взаимодействия создание органа, управляющего взаимодействием между участниками сети (например, координационного совета).
3. Составлении проекта совместной деятельности по обеспечению преемственности.
4. Осуществлении образовательного процесса с использованием привлеченных ресурсов сетевого взаимодействия.
Задачи, решаемые в рамках этого взаимодействия между ОУ и ДОУ:
• обеспечение полноценного взаимодействия игровой и учебно-познавательной деятельности в педагогическом процессе
• формирование у старших дошкольников основы умения учиться
• создание условий для возникновения у детей интереса к обучению в школе
• создание условий для успешной адаптации дошкольников к условиям школьного обучения
• способствование физическому и психическому развитию детей, поддержания их здоровья
• обеспечение сотрудничества педагогов и родителей.
Однако, мы это взаимодействие рассматриваем шире.
Рассмотрим подробнее каждый компонент преемственности.
1. Целевая преемственность обеспечена согласованием целей воспитания, обучения и развития на уровне детского сада и начальной школы, т. е. подчиненность всего воспитательно-образовательного процесса общей идее становления личности ребенка, развитию его общеинтеллектуальных умений, креативности, инициативности, любознательности, самосознания и самооценки. И представлены они в виде модели выпускника ДОУ и первоклассника школы.
2. Содержательная преемственность обеспечена созданием сопряженных учебных планов и программ, их согласованием по отдельным ведущим образовательным областям с учетом ведущей деятельности и возросшей компетентности воспитанников. В организации дополнительного образования (кружковая работа) учитывается преемственность в реализации приоритетных направлений ДОУ – школы.
На протяжении всего периода взаимодействия необходимо отслеживать востребованность тех способностей, развитие которых обеспечивается Программой ДО, скоординированной с программами начальной школы.
Преемственность образовательныхпрограмм обеспечивается:
• отбором содержания образования, адекватного возрастным особенностям детей;
• использованием различных видов деятельности ребенка (для детей старшего дошкольного возраста – игры, рисование, конструирование, экспериментирование, спортивные мероприятия и т. д.); в начальной школе эти виды деятельности органично дополняют учебную деятельность;
• связанностью, взаимопроникновением и взаимодействием направлений развития детей (дошкольное и начальное школьное звено): физического, социально-личностного, познавательно-речевого и художественно-эстетического.
С целью выравнивания стартовых возможностей детей на этапе их перехода к обучению в школе немаловажным является и коррекционно – развивающая работа с детьми», которая представляет собой систему игровых занятий, направленных на психологическую подготовку воспитанников старших и подготовительных групп детского сада к поступлению в школу на основе индивидуального подхода в соответствии с «зоной ближайшего развития». Это, прежде всего, психолого-педагогическое сопровождение детей.
Результатами освоения программы ДОУ являются целевые ориентиры. Результатами освоения программы НОО являются личностные, предметные и метапредметные качества. И если сравнить модели выпускника ДОУ и начальной школы, то можно увидеть, что формируются у детей одни и те же качества личности, обеспечивая тем самым преемственность.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ООП ДО РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ООП НОО
не подлежат непосредственной оценке,
не являются основанием для сравнения с реальными результатами детей. (При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей, связанная с оценкой эффективности педагогических действий). Универсальные учебные действия
•личностные результаты (не подлежат индивидуальной персонифицированной оценке)
•метапредметные (познавательные, регулятивные, коммуникативные) (подлежат промежуточной и итоговой индивидуальной оценке)
•предметные результаты (подлежат промежуточной и итоговой индивидуальной оценке)
«Сквозные» линии предметно – содержательного компонента позволяют строить педагогические процессы в едином контексте творческого развития детей, формирующего продуктивное воображение и творческое мышление.
4. Психологическая преемственность обеспечивается совершенствованием форм и методов воспитательно-образовательной работы в детском саду и в школе с учетом общих возрастных особенностей, характерных для детей младшего школьного возраста в целом. При этом и в детском саду и в школе обеспечивается адекватное этому возрасту сочетание интеллектуальных, двигательных и эмоциональных нагрузок с опорой на эмоционально – положительное общение.
Проблемный вопрос, который возникает на пути преемственности – это отсутствие согласованности в применяемых формах и методах в дошкольном образовании и начальной школе.
Специфика дошкольного возраста диктует необходимость применения тех форм и методов, которые адекватны возрастным особенностям детей.
На сегодняшний день в сфере дошкольного образования наработано большое количество разнообразных форм организации обучения.
Учитель начальной школы для повышения эффективности обучения использует игровые приемы, часто применяемые в детском саду; воспитатель детского сада включает в процесс обучения специальные учебные задания, упражнения, постепенно усложняя их, и тем самым формирует у дошкольников предпосылки учебной деятельности.
Занятия как форма обучения в детском саду предшествуют уроку в школе.
Необходимо отметить преемственность форм организации образовательного процесса, которые на ступени дошкольного и начального школьного образования характеризуются наличием партнерской позиции взрослого и вариативностью коллективной, индивидуальной, групповой, парной работы.
5. Управленческая и структурно – организационная преемственность обеспечивается реализацией общих подходов к управлению и организацией работы по осуществлению преемственных связей,которые вырабатываются участниками процесса в ходе проведения совместных мероприятий: минипедсоветов, круглых столов, семинаров – практикумов, методических совещаний специалистов и других совместных мероприятий.
Преемственность – это не только подготовка к новому, но и, что ещё более важно и существенно, сохранение развития необходимого целесообразного старого, связь между новым и старым, как основа поступательного развития процесса.
Презентация «ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования: проблемы преемственности» Тема работы: ФГОС ДО и ФГОС НОО, проблемы преемственности. 1 слайд. Как сказал Лев Семенович Выготский: «Школьное обучение никогда не.
Осуществление преемственности между дошкольным образовательным учреждением и школой Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад №23-Центр развития ребёнка г. Россоши Россошанского муниципального.
План самообразования «Формирование основ патриотизма у дошкольников через установление преемственности уровней образования» 1. Карпук Татьяна Сергеевна- воспитатель кадетской (подготовительной) группы «УМКА» 2. Тема по самообразованию : «Формирование основы патриотизма.
Преемственность основных образовательных программ дошкольного, начального общего и основного общего образования Преемственность основных образовательных программ дошкольного, начального общего и основного общего образования. Здравствуйте, уважаемые.
Пресс-релиз «Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях реализации ФГОС» «Школа не должна вносить резкой перемены в жизни детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть.
Реализация преемственности между школой и ДОУ Реализация преемственности между школой и детским садом. Под пониманием преемственности подразумевается взаимосвязь между предыдущим и последующим.
Сотрудничество по преемственности дошкольного и начального общего образования в рамках реализации ФГОС «Сотрудничество по преемственности дошкольного и начального общего образования в рамках реализации ФГОС» Подготовила: старший воспитатель.
Система педагогической преемственности оценочной деятельности общеучебных умений и навыков Введение федерального государственного стандарта НОО требует переосмысления педагогической деятельности вообще и оценочной практики в частности.
Внутренняя система оценки качества образования в дошкольном образовательном учреждении Сегодня управленческий функционал руководителя ДОУ определяют новые ценности, категории и понятия, такие как конкурентоспособность, компетентность,.
Преемственность в формировании коммуникативной компетентности дошкольного и начального общего образования
Преемственность
в формировании коммуникативной компетентности
дошкольного и начального общего образования
«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком».
Преемственность – принцип изначально положенный в основу системы непрерывного образования. Реализация его дает возможность создать благоприятную среду для развития ребенка. Наше дошкольное образовательное учреждение обеспечивает базисное развитие способностей ребенка.
Деятельность педагогического коллектива ориентирована на гармоничность развития дошкольника, которая заключается в примерно одинаковом уровне развития всех показателей интеллекта.
Дети учатся в любой окружающей среде, в которой они находятся.
Созданная нами среда способствует тому, что ребёнок проявляет собственную инициативу, пробует делать что-то новое, это развивает его самооценку и способствует становлению чувства успеха.
Дети и взрослые являются творцами своего предметного окружения.
Принцип развивающего обучения предъявляет определенные требования к дошкольному образованию, в том числе и к речевому развитию детей. Уровень развития речи является надежным и информативным критерием «школьной зрелости». В дошкольном возрасте речь начинает выполнять функцию планирования и регулирования деятельности ребенка, обогащается словарный запас и грамматический строй его речи. Обучение языку мы рассматриваем не только в лингвистической сфере, но и в сфере общения детей со сверстниками и взрослыми. Отсюда важнейшей задачей становится формирование не только культуры речи, но и культуры общения.Педагогами созданы авторские методические разработки: по развитию речи, риторике, этике, театрализованной деятельности.
Языковой опыт ребенка формируется на основе понимания психологических и лингвистических законов усвоения фонетики, лексики и грамматики языка. Только комплексное развитие речевых умений и навыков дает положительный результат.
Развитие ребенка в нашем ДОУ носит целостный характер. Особое внимание воспитателей обращено на то, что готовность ребенка к школе определяет не специальная подготовка (технические навыки чтения и графические умения, а социальная зрелость ребенка, его интерес и желание стать школьником, «багаж» реальных представлений о школьной жизни и умение строить коммуникативные каналы.
Для успешного обучения ребёнка в школе необходимы следующие компоненты, составляющие основу коммуникативной и речевой компетенции:
— потребность в общении со взрослыми и сверстниками;
— владение вербальными и невербальными средствами общения;
— эмоционально позитивное отношение к сотрудничеству;
— умение слушать собеседника.
Наиболее значимыми являются 2 аспекта:
1) Общение и взаимодействие, т. е. умение предъявлять в устной или письменной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей точки зрения;
2) Работа в группе, т. е. совместная деятельность, умение устанавливать рабочие взаимоотношения, эффективно сотрудничать и способствовать успешному результату взаимодействия.
Успешность процесса формирования у дошкольников указанных компонентов коммуникативно-речевых компетенций создает основу для развития коммуникативных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте, что позволяет обеспечить преемственность коммуникативно-речевого развития детей.
Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе при совместной деятельности. Что бы быть успешным, нужно быть более коммуникативно – активным, способным адаптироваться, эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетенцию и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Таким образом, нами была сформулирована тема экспериментальной работы «Преемственность
в формировании коммуникативных компетенций при переходе от дошкольного к начальному общему образованию».
Цель проекта – создание (проектирование) условий формирования коммуникативных компетенций дошкольников.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1) Разработка Программы коммуникативных компетенций для предшкольного возраста.
2) Разработка научно-методических основ, методов и средств оценки сформированности коммуникативныъх компетенций, включая систему типовых задач на основе выделения критериев и требований к инструментарию их оценки.
3) Создание развивающей среды ДОУ для развития коммуникативных компетенций.
4) Разработка методических пособий в помощь родителям для занятий с детьми.
Дошкольник, овладевший коммуникативно-речевыми компетенциями,успешно адаптируется к школе вне зависимости от системы обучения: традиционной или развивающей.
Взаимодействие МДОУ и школы, обеспечивающее создание единого образовательного пространства и преемственности в развитии ребёнка, строится с учётом современной социальной ситуации.
Одним из направлений этой взаимосвязи является обеспечение качественного психолого-педагогического сопровождения ребёнка, позволяющего не только преодолеть возникающие трудности в процессе обучения, но и предотвратить их. Эти важнейшие задачи мы стараемся успешно решать в условиях разностороннего взаимодействия детского сада и начальной школы, так как наше дошкольное учреждение выступает в качестве открытой, готовой к диалогу со школой и общественностью воспитательно-образовательной системой, чему способствует расположение сада в здании самой школы.
Реализация принципа преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием осуществляется нами посредством координации деятельности МДОУ и школы в течение ряда лет на договорной основе.Договор со школой заключается в:
— обеспечении преемственности в развитии ребёнка,
— создания единого образовательного пространства, способствующего эмоционально-целостному, социально-личностному, мотивационному, познавательному, эстетическому развитию ребёнка и сохранению его индивидуальности.
Традиционными в практике сотрудничества педагогов МДОУ и учителей начальныхклассов школы являются:
• мероприятия (научно-практические конференции педагогов МДОУ и учителей начальных классов);
• Встречи с родителями в рамках групповых и фронтальных форм педагогического просвещения;
• Организация совместных праздников;
• Организация совместного досуга и деятельности дошкольников и младших школьников;
• Дни открытых дверей.
Со школой разработано приложение к договору, согласно которому проводились такие мероприятия,как:
• Проведение зимних игр на воздухе с детьми всех возрастных групп;
•Проведение благотворительных акций:
— благоустройство зимней игровой площадки,
— оснащение предметно-развивающей среды игровым оборудованием и оборудованием по трудовому воспитанию,
— пополнение фонда библиотеки МДОУ детской, художественной и познавательной литературой.
В практике нашего дошкольного учреждения и школы существуют продуктивные формы сотрудничества: экскурсионное знакомство детей подготовительной группы со школой, родительские собрания в подготовительной группе с участием администрации и учителей школы, Дни открытых дверей в школе для родителей подготовительных групп.
Благодаря постоянному сотрудничеству МДОУ со школой у старших дошкольников, а также у выпускников и у их родителей формируется желание активно взаимодействовать в социуме, что и обеспечивает им социальную зрелость и компетентность, формируется позитивный образ современной школы.
Таким образом, преемственность, создающая общий благоприятный фон для физического, эмоционального и интеллектуального развития ребёнка в МДОУ и начальной школе, способствует сохранению и укреплению его физического и психического здоровья, а это – важнейшая задача образования и его основной результат.
1. Выготский Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. – М. : Изд. дом Шалвы Амонашвили, 1996.- С. 123-134.
Практика использования современных образовательных технологий для формирования коммуникативной компетентности дошкольника Доброе утро, уважаемые коллеги, представляю Вашему вниманию мастер-класс на тему «Практика использования современных образовательных технологий.
Развитие коммуникативной компетентности педагога как основа эффективного общения и взаимодействия с родителями в ДОУ Семинар-тренинг. «Развитие коммуникативной компетентности педагога как основа эффективного общения и взаимодействия с родителями в ДОУ».
Актуальные проблемы реализации ФГОС дошкольного и начального общего образования ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного.
Формирование социально — коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста через создание портфолио ребёнка. Коммуникативная компетентность ребёнка – способность устанавливать и поддерживать необходимые эффективные контакты с другими людьми, сотрудничать,.
Повышение коммуникативной компетентности педагогов посредством психолого-педагогического тренинга ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Детский сад – это своеобразная субкультура нашего общества, включающая коллектив работников детских садов и коллектив.
Обеспечение преемственности дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС ноо и ФГОС до ГБОУ ВО «Самарский Государственный Социально – педагогический университет» Факультет психологии и специального образования Программа.
Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС. Для педагогов, работающих в начальном звене работа.
Семинар-практикум по преемственности дошкольного и начального общего образования на основе ФГОС В законе «Об образовании в РФ» основным принципом государственно политики в сфере образования выступает обеспечение права человека на образования.
Актуальные проблемы педагогики дошкольного и начального образования «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ». Шибаева В. А. МордГПИ (Саранск) В результате реформирования.