удельный вес какого понятия по объему более емкий оценка отметка
Статья на тему: «Разграничение понятий оценки и отметки в образовании»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Разграничение понятий оценки и отметки в образовании.
Понятие оценки и отметки путают не только учащиеся и их родители, но и учителя. В энциклопедии дано философское определение:
« Оценка – это отношение к социальным явлениям человеческой деятельности, поведению, установление их значимости, соответствия определения нормам и принципам морали (одобрение, суждение, согласие или критика и т.п.) Определяется социальной позицией, мировоззрением, уровнем культуры, интеллектуального и нравственного развития человека. С другой стороны учет мотивов, средств и целей действия, его условий, места в системе поведения личности».
Про отметку сказано так: «Балл – это цифровая отметка, характеризующая какое-либо явление (например: сила ветра в баллах, шторм, землетрясение), в соответствии с принятой системой. Отметка – балл-оценка успехов учащихся в учебных заведениях: школах, техникумах, институтах по 5-ти бальной системе».
Научный сотрудник Педагогического Университета им. А.И. Герцена Назарова С.И. в своей работе дала определение понятий «оценка» и «отметка». «Отметка – носит конкретный характер, выраженный в баллах, а оценка – может иметь словесное выражение или, точнее сказать, конкретное выражение, но не в баллах».
Что такое словесная оценка? Это похвала ребенка соответствующая его индивидуальным особенностям и результату работы, где нельзя ребенка не похвалить и не заметить его работу на уроке, т.к. оценка определяет цену чего-либо или кого-либо. Оценка дает возможность высказать мнение, суждение о ценности или значимости данного явления. Очень хорошо, когда проверяя тетради, учитель отмечает в ней «Спасибо!», «Старался!», «Стал(а) лучше писать», «Молодец!» и другие записи. Всё это влияет на успех работы, заставляет работать лучше, старательнее. Это и воспитывает и приучает добросовестно относиться к учёбе.
Благодаря положительной оценке наблюдается рост ученика, вырабатывается интерес к предмету и стремление к знаниям. Сейчас в 1-ом классе безотметочный метод работы, учитель оценивает ученика, не ставя ему отметку.
Отметка – знак, сделанный на чем-либо: на плане, на карте, в ведомости, в работе ученика. Часто отмечают нужное место в книге, отмечают отсутствующих учащихся на уроке, в классе. Примером того, что это знак в тетради ученика на факультативных занятиях я ставлю плюсики за правильно решенную задачу, пример или верный ответ, а в конце занятий подсчитываю эти (++). И ребята очень добросовестно их подсчитывают, ничего себе не прибавляя. Таким образом, определяется кто из группы ребят впереди других.
В учебной системе отметка оценивает знания учащихся. Очень важно учителю быть объективным, ставя отметку в тетради. Хорошо, когда проверяешь письменные работы учащихся и не смотришь на фамилию ученика, а оцениваешь только его работу, то, что и как выполнено, а не те, кто это выполнил. При устных ответах учащихся, выставляя ученику отметку, важно прокомментировать ответ, чтобы он понял, за что ему поставили ту или иную отметку, а еще лучше, если это комментирование учитель проводит совместно с учащимися класса.
Понятие оценки, отметки
Оценка знаний и умений учащихся является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. В методической литературе принято считать, что оценка является так называемой “обратной связью” между учителем и учеником, тем этапом учебного процесса, когда учитель получает информацию об эффективности обучения предмету. Согласно этому выделяют следующие цели оценки знаний и умений учащихся:
-диагностирование и корректирование знаний и умений учащихся;
-учет результативности отдельного этапа процесса обучения;
-определение итоговых результатов обучения на разном уровне.
Л.И. Божович, Н.Г. Морозова, Л.С. Славина понимают школьную оценку знаний как тот объективный критерий, которым определяется общественное суждение о школьнике. К.А. Альбуханова-Славская пишет, что социальный аспект оценки определяется тем, что оценка «отвечает потребности в общении, познании своего «я» глазами других».
По мнению Н.В. Селезнева, «педагогическая оценка выражает… интересы общества, выполняет функции значимого надзора за учащимися», т.к. «контролирует именно общество, а не учитель». Автор указывает, что наличие оценки в учебно-воспитательном процессе диктуется «потребностями общества в определенном типе личности».
Итак, оценка – это определение и выражение в условных знаках-баллах, а также в оценочных суждениях учителя степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков, установленных программой, уровня прилежания и состояния дисциплины.
Оценивание является наиболее очевидным показателем уровня школьного образования, основным индикатором диагностики проблем обучения и средством осуществления обратной связи.
Нередко в психологической и особенно педагогической литературе понятия «оценка» и «отметка» отождествляются. Однако разграничение данных понятий крайне важно для более глубокого понимания психолого-педагогических, дидактических и воспитательных аспектов оценочной деятельности педагогов.
Исторический анализ показал, что зачастую под отметкой в российском образовании понималась оценка и наоборот. Шкала отметок и жестка и формальна. Её главная задача – установить уровень (степень) усвоения школьником единообразной государственной программы образовательного стандарта. Она проста в использовании, понятна всем субъектам образовательного процесса.
Оценка же может быть максимально разнообразной, вариативной. Главная задача оценки (и в этом ее основное отличие от отметки) – определить характер личных усилий учащихся, установить глубину и объем индивидуальных занятий, содействовать корректировке мотивационно-потребностной сферы ученика, сравнивающего себя с неким эталоном школьника, достижениями других учащихся, самим собой некоторое время назад. Этой задачи отметка не решает.
Оценка всегда направлена «во внутрь» личности школьника, а отметка обращена во вне, в социум. Оценка эмоциональна, отметка – подчеркнуто формализована.
Оценка должна удовлетворять следующим требованиям:
Дата добавления: 2014-11-13 ; просмотров: 82 ; Нарушение авторских прав
Понятия «отметка» и «оценка».
Оценка знаний и умений учащихся является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. Выделяют следующие цели оценки знаний и умений учащихся:
-диагностирование и корректирование знаний и умений учащихся;
-учет результативности отдельного этапа процесса обучения;
-определение итоговых результатов обучения на разном уровне.
Оценка – это определение и выражение в условных знаках-баллах, а также в оценочных суждениях учителя степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков, установленных программой, уровня прилежания и состояния дисциплины.
Отметка— это цифровое выражение знаний учащихся, фиксирующее уровень их обученности, выражается в баллах. Отметка выводится из оценки.
Отметка (балл) является результатом процесса оценивания, деятельности или действия оценивания, их условно-формальным отражением.
Отметки учащихся фиксируются в школьной документации. Шкала отметок и жестка и формальна. Её главная задача – установить уровень усвоения.
Оценка же может быть максимально разнообразной, вариативной.
Оценка всегда направлена «во внутрь» личности школьника, а отметка обращена во вне, в социум. Оценка эмоциональна, отметка – подчеркнуто формализована.
Влияние педагогической оценки на формирование самооценки школьника.
Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, она – важный регулятор поведения. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым она влияет на эффективность деятельности и дальнейшее развитие личности.
Оценивая знания, учитель одновременно оценивает личность, ее возможности и место среди других. Именно так воспринимаются оценки детьми. Ориентируюсь на оценки учителя, дети сами ранжируют себя и своих товарищей как отличников, средних, слабых, старательных или нестарательных и т.д.
Можно выделить 3 группы детей по степени сформированности у них представлений о себе. В учебной деятельности дети 1-ой группы больше ориентируются на знания о себе, чем на оценку взрослых и быстро приобретают навыки самоконтроля. 2-ая группа учащихся характеризуется тем, что представления ее членов о себе неадекватны и неустойчивы. У них нет достаточного умения выделять существенные качества у себя, анализировать свои поступки. Лишь в некоторых ситуациях дети этой группы могут оценивать себя адекватно. Такие дети требует особого руководства по формированию навыков самоконтроля. Для детей 3-й группы характерно то, что их представления о себе содержат характеристики, данные им другими, особенно взрослыми. У них нет стремления заглянуть в свой внутренний мир, их представление о себе неустойчиво, самооценка неадекватная. Недостаточные знания самих себя приводят этих детей к неумению ориентироваться в учебной деятельности на свои объективные возможности и силы.
Как правило, самооценка младшим школьником своей учебной деятельности ориентирована на оценки, выставленные в журнал, поскольку они являются основанием для социального контроля и санкций. Однако вербальная оценка может играть доминирующую роль в формировании самооценки ученика, если педагог умеет правильно ею пользоваться. Это связано и с тем, что она более лабильна, эмоционально окрашена, а, следовательно, более доходчива до ума и сердца подростка.
С поступлением в школу в жизни ребенка начинается новая полоса; ведущей формой его деятельности становится учебная деятельность с ее особым режимом, особыми требованиями к его нервно-психической организации и личностным качествам. Результаты этой деятельности оцениваются особыми баллами.
Успехи и неудачи в учении, оценка учителем результатов его учебного труда начинают определять и отношение ребенка к самому себе, т. е. его самооценку.
Удельный вес какого понятия по объему более емкий в педагогике ответ отметка или оценка
удельный вес какого понятия по объему более емкий в педагогике ответ отметка или оценка
Обучаемость в широком смымле слова — это восприимчивость, готовность, открытость школьника к переходу на новые уровни развития. В более узком смысле понимании обучаемость есть потенциальные возможности детей к овладению новыми знаниями в содружественной со взрослыми работе; в этом плане обучаемость есть наиболее существенный критерий умственного развиия детей.
Выделяют следующие виды обучаемости: обучапемость к способам предметной деятельности, обучаемость к усвоению способов межчеловеческого взаимодействия в ходе учения.
Уровни обучаемости: обучаемость как восприимчивость к приобретению новых знаний, обучаемость как восприимчивость к усвоению новых способов учебной деятельности, обучаемость как восприимчивость к усвоению обобщенных способов рациональной организации своего учебного труда, и, наконец, готовность к переходу на новые уровни умственного развития.
Этапы обучаемости: готовность к переходу к новым уровням учения с опорой на развернутую помощь учителя, готовность к переходу на новые уровни с опорой на незначительную помощь учителя, готовность к самостоятельному, в том числе и по своей инициативе, переходу на новые уровни учения и развития.
Качества обучаемости: обучаемость как восприимчивость к усвоению знаний может обнаруживать такие качества, как самостоятельность, осознанность, действенность.
Проявления, показатели обученности: активность ориентровки в новых условиях, интеллектуальная инициатива, восприимчивость к помощи другого человека при выполнении трудного для ученика задания, способность школьника к последующему самостоятельному решению аналогичных задач (перенос), темп продвижения ученика.
Таково психологическое содержание обучаемости. Обратимся к приемам ее выявления.
Прием «постановка в незнакомую ситуацию при неопределенной инструкции»: школьнику предлагается задание на незнакомом материале или в группе с незнакомыми сверстниками; при этом изучается активность его ориентировки в новых условиях и инициатива, выход за пределы заданной ситуации, когда ученик берет на себя большее количество задач, занимается более длительно, чем было намечено. В ситуации школы учитель может давать ученику некоторые наборы-пактеы новых задач разной трудности с инструкцией решать столько задач, сколько захочет (отметка ставится не будет); при этом фиксируется самостоятельный переход к нерегламентируемому решению новых задач.
Обучаемость школьников, означая восприимчивость и открытость и создавая благоприятные условия перехода к новым условиям обучения, оказывает заметное влияние на уровень и характер мотивации школьников.
Под оценкой знаний, умений и навыков дидактика понимает процесс сравнения достигнутого учащимися уровня владения ими с эталонными представлениями, описанными в учебной программе. Как процесс оценка знаний, умений и навыков реализуется в ходе контроля (проверки) последних. условным отражением оценки является отметка, обычно выражаемая в баллах.
Формы учета: оценка (оценочное суждение), отметка, самооценка, поурочный балл, символика (флажки, звездочки, игрушки и т. п.).
Критерии оценки знаний учащихся таковы: глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами; твердое знание материала в пределах программных требований — четырымя; неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается тремя баллами; наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»; отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко). Практически четырехбалльная система не позволяет достаточно объктивно и дифференцированно оценить учащихся. В настоящее время в некоторых школах и вузах стали использовать 10-балльную систему, которая позволяет более точно оценить уровень знаний, умений и навыков, имеющихся у ученика, уровень его развитости и обученности.
Несколько слов о поурочном балле. За активную учебно-познавательную деятельность на уроке, других формах занятий, а также за работу в течение длительного времени ученик получает «поурочный балл» — положительную высокую оценку, символизирующую прочность его знаний, прилежание, активность, познавательный интерес. Но этот балл может иметь и отрицательный эффект, если используется учителем непродуманно. Ученики для наблюдения за их работой и активизации учебной деятельности определяются до начала урока. Нельзя выставлять поурочный балл только за серию ответов с места — они нередко делаются по учебнику. Намеченных учащихся надо специально опрашивать в течение урока, учитывая разные виды их деятельности.
Выражение оценки в отметках при работе с шестилетками нецелесообразно.
Однако приведенные шкалы не могут дать объективных результатов оценки практической педагогической деятельности без достаточно четкого представления педагога об оцениваемых показателях владения знаниями, умениями и навыками. В современной дидактике существуют различные подходы к конструированию таких показателей, ориентированных на цели обучения различным учебным предметам, что приводит к значительным сложностям в их осмыслении как педагогом, так и учащимися и, как следствие, к формальному использованию в ущерб объективности оценки.
В последнее время в дидактике формируется надпредметный, общедидактический уровень осмысления показателей обученности школьников, причем показатели знаний описываются через владение их элементами, выражающимися в выполнении учащимися интеллектуальных операций, поддающихся объективному измерению. Оюоющенная система надпредметных показателей обученности может быть представлена следующим образом.
Показатель сформированности знаний:
узнавание и определение понятий (сопоставление терминов и определений, конструирование определений, понятий);
раскрытие объема понятий (характеристика номенклатуры объектов или явлений, обобщенных понятием и их классификация);
раскрытие содержания понятия (характеристика существенных признаков объектов или явлений, отраженных данным понятием);
установление логики взаимосвязей между понятиями в понятийной системе (выделение иерархических и ассоциативных связей между понятиями, построение логически упорядоченных терминологических схем);
характеристика действий, вытекающих из содержания понятия (описание возможных практических и интелликтуальных решений, выполняемых на основе содержания понятия).
знание фактов (описание фактов, отнесение их к контексту изучаемого материала, времени и др.);
установление логики взаимосвязи между фактами (выделение иерархических и ассоциативных отношений между ними);
Владение научной проблематикой:
узнавание научных проблем в контексте обучения;
формулирование проблемы, исходя из представлений о той или иной проблемной ситуации;
наличие представлений о возможных путях решения данной проблемы.
узнавание теории (соотнесение теории с контекстом изученного материала);
раскрытие содержания теории (характеристика основных положений, доказательств, выводов);
характеристика действий, осуществляемых на основе теории (представления о ее практических применениях, прогностических возможностях и др.).
Владение закономерностями и правилами:
узнавание правила, закономерности (соотнесение с контекстом изученного материала);
формулирование закономерности, правила;
раскрытие содержания правила, закономерности (характеристика сущности, условий и границ, проявления, применения);
характеристика действий, связанных с применения правила закономерности.
Владение методами и процедурами:
узнавание метода, процедуры в контексте изученного материала;
раскрытие содержания метода, процедуры (характеристика действий и операций, составляющих сущность метода, процедуры и логической последовательности их применения);
характеристика условий применения метода, процедуры.
Показатель сформированности умений
построение алгоритма (последовательности) операций выполнения конкретных действий в структуре умения;
моделирование (планирование) практического выполнения действий, составляющих данное умение;
выполнение комплекса действий, составляющих данное умение;
самоанализ результатов выполнения действий, составляющих умение в сопоставлении с целью деятельности.
Показатели сформированности навыков.
Обобщенные показатели сформированности навыков совпадают с показателями сформированности умений. Но поскольку навык предполагает автоматическое действие, оценивается обычно еще и время его выполнения.
Приведенная система показателей обученности школьников может быть непосредственно использована в работе преподавателя любого предмета. Следует также отметить, что с показателями обученности следует знакомить и школьников в доступной для их понимания форме.
В итоге оценивания учащихся возникает пробема неуспеваемости или неудач в учебе отдельных учеников. Под неуспеваемостью понимается ситауция, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. Систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества. Это явление крайне нежелательное и опасное с моральной, социальной, экономической позиций.
Причины школьных неудач:
1. Социально-экономические — материальная необеспеченность семьи, общая неблагополучная обстановка в семье, алкоголизм, педагогическая безграмотность родителей.
2.Причины биопсихического характера — это наследственные особенности, черты характера.
3.Педагогические причины — результат ошибок, низкого уровня работы школы.
Средства устранения дидактических причин:
1.Педагогическая профилактика — поиск оптимальных педагогических систем.
2.Педагогическая диагностика — систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов.
3.Педагогическая терапия — меры по устранению отставаний в учебе.
4.Воспитательное воздействие — должна вестись индивидуально планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей школьника.
Оценка против отметки: в чём истина?
Автор: эксперт проекта Светлана Иванюшина.
«Отметка — стимул? Нет, наказание!» (Ш. Амонашвили)
Мне кажется, что столько, сколько существует школа, будет возникать вопрос: «Отметка, оценка, рейтинг: как оценить знания и умения ученика?»
Для начала разграничу 2 понятия: да, отметка и оценка – это не одно и то же.
Оценкой называют процесс сравнения знаний, умений и навыков с теми эталонами, которые представлены в учебной программе. Отметкой является количественная мера оценки, выраженная в баллах.
В Беларуси 15 лет назад перешли от 5-балльной системы оценивания к 10-балльной, и до сих пор не умолкают споры по этому поводу, до сих пор родители сравнивают баллы из 10-балльной системы с привычными им 2,3,4 и пятёркой. Знания украинских школьников оцениваются с помощью 12-балльной шкалы, во многих школах зарубежья используется рейтинг (проценты), то есть 100-балльная система. А в начальной школе Беларуси есть ещё и безотметочное оценивание, которое вызывает больше всего споров и нареканий.
Но давайте рассмотрим, чем же всё-таки является отметка сегодня, на примерах. Моё любимое стихотворение М. Цветаевой «В классе» показывает, насколько разной отметка, выраженная в баллах, встаёт в глазах участников образовательного процесса:
Скомкали фартук холодные ручки,
Вся побледнела, дрожит баловница.
Бабушка будет печальна: у внучки
Вдруг — единица!
Смотрит учитель, как будто не веря
Этим слезам в опустившемся взоре.
Ах, единица большая потеря!
Первое горе!
Слезка за слезкой упали, сверкая,
В белых кругах уплывает страница…
Разве учитель узнает, какая
Боль — единица?
Низкая отметка – боль ученику, расстройство для родителей, обыденность для педагога. Не всегда это так, но большинство педагогов использует отметку в качестве метода кнута и пряника.
Недавно в посте одной знакомой на Фейсбуке увидела проблему: «Что делать, если за невыполненные домашние задания ребёнок получает двойку в электронный журнал. И почему двойка? Не единица, например?» Двойка здесь – не показатель истинных знаний ученика, а показатель невыполненного задания. И это весьма спорный аспект, ведь есть ряд объективных факторов, которые могли повлиять на отсутствие выполненного задания.
Второй пример: ребёнок в контрольном словарном диктанте допускает 1 (всего. ) ошибку. И результат такой его деятельности оценивается не в 9, а в 8 баллов, т.е. идёт снижение высшей отметки сразу на два балла. Почему? А потому, что шаблонами заложено, что 10 и 9 – это 5 по 5-балльной шкале, т.е. «отлично». А «отлично» за ошибку быть не может. Всё ли так с нашей системой, в таком случае? Совершенна ли она, если мы занимаемся «приравниванием» к предыдущей? И почему «10-ка» у некоторых педагогов – недостижимое явление? Как оценить творчество ученика согласно отметочной шкале?
Нужна ли отметка?
Лет 5 назад я однозначно ответила бы вам «да»! Сегодня же моё мнение кардинально изменилось. Обучение на курсе по Активной Оценке повлияло на мои взгляды.
Аргументом моего мнения 5-летней давности было то, что наша жизнь – материальна. Взрослые прилагают усилия и получают за это награду – зарплату. Дети прилагают усилия и получают за это…
Что они получают, если система безотметочная? «Молодец» в устной форме? Не мотивирует в нынешнем материальном мире, не правда ли? Детям необходимо фактически обозначить результат деятельности, а это позволят сделать баллы в дневнике. Так считает и большинство моих коллег. Дети до 3 класса относятся к учёбе несерьёзно, не выполняют заданий, ведь за них не ставится отметка. А потом, будучи третьеклассниками, пугаются, что отметка не соответствует их ожиданию. Вот, если бы отметка была с 1 класса, они сразу бы понимали, как необходимо выполнять задания и как относиться к требованиям педагогов.
Я не могу полностью отрицать этого факта. Это, видимо, в нашем менталитете заложено: учатся дети ради отметки, не ради знаний. Сколько раз сталкивалась с ситуацией, когда родители выпрашивали у педагога отметки. Разными способами. Да и аттестат к 11 классу у многих учеников становится лучше, чем в 3-10, ведь отметки в аттестате нужны для поступления (средний балл), и об этом и учителя понимают, входят, так сказать, в ситуацию. Что для меня весьма странно. Все предыдущие годы ребёнок «не тянул» на «10», ведь 10 – это наивысший балл, его только за знания сверх программы поставить можно. А в 11 резко «потянул».
Но возможно ли «сломать» стереотипы и среди педагогов, и среди родителей, объяснив, что не в отметке дело, не балл решает, насколько полны знания детей?
Возможна ли учебная мотивация без выставления баллов (знаков, символов, смайликов, наклеек)? Мне кажется, что именно это и можно будет называть мотивацией, ведь учение, результатом которого является награда в виде вышеперечисленного, это не мотивированная деятельность, а стимулированная. Приведу простой пример: дочь захотела заниматься танцами. И так вышло, что записалась в 2 студии – студию бального и студию народного танца. За каждое занятие в одной из студий выдавали наклейки в качестве стимула. Во второй – ничего. То есть, результат твоей деятельности – это твои умения, а не количество собранных наклеек. В этом году у нас осталась только одна студия – где не было поощрений. Это воля случая, совпало время занятий в вокальной и танцевальной, пришлось выбирать и выбор дочери пал на вокал. Но вывод: да, теперь у неё нет наклеек для счёта, но она всё так же хочет танцевать. И танцы даются ей не так просто: физически она вынослива, но растяжки нет. Но внутренние мотивы толкают её заниматься дальше, даже без внешнего стимулирования. Не стану вас обманывать, сама грешу стимулированием, когда тяжело найти другой подход (стимулирование – что может быть проще). На занятиях по шахматам дети тоже получают от меня наклейки-фигурки (цель – посетить как можно большее количество занятий и заполнить всю шахматную доску фигурками). Но вызвано это моим бессилием в рамках школьного факультатива: я связана по рукам и ногам разными детьми (я веду факультатив у детей из разных классов), временем, программой, с которой сама не дружу на все 100. Но в рамках начальной школы мне последнее время проще работать без отметок. Падает барьер «отличник-двоечник», дети учатся слушать друг друга, хвалить за достижения вне зависимости от «навешенных» ярлыков, указывать на недостатки работы, не ссылаясь на личностные недостатки.
Приведу ещё пример неинформативности отметки для родителей: ребёнок за сочинение получил 3/5. О чём говорят эти цифры? Что с заданием он справился, мягко говоря, так себе. Однако какие неточности скрываются за числом 3? Ребёнок допустил речевые ошибки? Не раскрыл тему? Скопировал где-то текст? Получается, что кроме того, что отметка низкая, никакой информации мы получить не можем. А над чем поработать? Как повысить бал (и, соответственно, улучшить знания)? Эта информация скрыта в тайне отметки. Если орфографические/пунктуационные ошибки можно выписать и разобрать, они обозначены на полях, то как быть с речевыми? А отметка за устный ответ? Приведу пример речи одного ученика: «Я больше никогда не буду руку поднимать! Я всё ответил, всё! А мне 8 поставили! Сказали, что за это задание 8 – максимальный балл!» Информативна для самого ученика эта восьмёрка? Понял он, над чем надо потрудиться, чтобы отметка стала выше? Конечно, нет! Или, допустим, ваш ребёнок сегодня принёс домой «10». Вы видите десятку. Вы довольны. Поощряете, хвалите. А теперь оборотная ситуация: в дневнике у дочери или сына красуется «пара». Что вы делаете? Наказываете. Понукаете. Результат: и в той, и в другой ситуации портятся отношения ребёнка с родителями. И знания – совсем не тот аспект, который теперь интересует вашего ребёнка в школе. Отметка – вот его стремление или наказание. Похвалиться или скрыть – ненужные навыки, которые появляются сами, их не надо развивать, им не нужно учить.
А теперь ответьте: что для мамы и папы обозначает выставленная цифра 8? Над чем работать с ребёнком? И вообще, сколько он ошибок допустил, за что это? Или просто 8 – это хуже, чем 10. Но не намного. А вот 3 – это уже значительно хуже. Но в чём? Вот вопрос.
Маленький ребёнок 6-9 лет вообще не понимает, с чем связаны эти числовые символы, которые выставляет учитель в тетради.
В принципе, ему непонятны и отметки на линеечках успеха, правильности и аккуратности. Ведь все эти отметки сплошь субъективны. И с точки зрения его, ребёнка, всё хорошо. Если бы он мог найти ошибки в работе, он бы обозначил правильность на линеечке ниже. Но он не может. Это его работа, он её писал. Значит, писал правильно. Навык самоконтроля слишком слаб, а самооценка может быть на разных уровнях: от заниженной до завышенной. Весьма редко – адекватная. Да и в чём же адекватность? В соответствии с субъективным мнением учителя или с ещё более субъективной шкалой отметки в контрольно-измерительных материалах, где за 1 ошибку ставится 7?
Дети от рождения хотят учиться и познавать, это суть человека — познать все от крошечных микробов под ногтями до бесконечности вселенной. Мы ориентируем детей на отметки, тем самым подменяя с самого начала учебную мотивацию на внешнее стимулирование. Ребёнок привыкает к этому, привыкает к тому, что хорошие отметки – это хорошее отношение взрослых к нему и плюс ещё и материальные «довески»: гироскутер и планшет, например.
К этому ли мы стремимся? Изменить эту ситуацию может лишь грамотный педагогический и родительский подход. Не значит, что мы можем сделать процесс оценивания идеальным, но мы можем попытаться изменить сам принцип оценивания.
Здесь начну сразу с подводных камней: это отнимает очень много времени. Но лично я убедилась, что затраченное время сторицей отражается в результатах. А к чему мы стремимся? Не к этому ли?
Первое. Важно продумать, что мы хотим оценить на сегодняшнем уроке.
Рассмотрю пример.
Обучение грамоте. Чтение. Тема «Слог. Ударение».
Оговорюсь: на эту тему в 1 классе отводится всего 1 час, ещё час на закрепление, но он совмещён со внеклассным чтением.
Итак, мы, как грамотные педагоги, хотим, чтобы в конце этого урока дети научились самостоятельно делить правильно слова на слоги и обозначать ударный слог? Нет, это невозможно. Какими бы гениальными дети не были, одного часа мало. Значит, сужаем критерии.
— Определять коллективно количество слогов в слове и самостоятельно обозначать их на схеме. Справятся? Да, всегда найдётся лидер, тянущий за собой.
— Определять в паре ударный слог с помощью способа «Позови слово по-разному», например, и обозначать его в схеме. Смогут? Не все, но это даст возможность выявить тех, кому нужна помощь.
С критериями определились. Их называем (выделяем вместе с учениками) в начале урока. Теперь ребятам понятно, к чему стремимся и что будут от них требовать в конце урока.
Письмо. Тема: «Строчная буква м»
— напишу правильно (в соответствии с эталоном) не менее 5 букв.
(Зачем оговаривать количество? Если мы оцениваем аккуратность по всей строке, то дети, у которых не получилось сразу написать правильно и аккуратно первый элемент, больше не видят необходимости стараться. Они уже испортили. Зачем дальше напрягаться. В варианте «не меньше 5» есть возможность исправить, улучшить результат и «насобирать» нужное количество правильных букв).
— напишу слоги ма, мо, му, мы, ми, выбирая верхнее или нижнее соединение
— напишу слова мама, сама.
Да, на выработку критериев уходит время. Но именно они – основополагающие в оценивании. Именно они расставляют границы между непознанным и необходимым.
Второе. Работы ребёнка необходимо оценить. Мы формируем самооценку (просим обозначить правильные (изредка ошибочные) элементы). И, если оценивая своё задание в первый раз, дети не видят или не хотят замечать неточности, то, чем чаще они практикуются, тем критичнее становятся.
Интересным является ещё и следующий способ формирования адекватной самооценки (на примере 1 класса): ребёнку предлагается проверить выполнение его же задания, сделанного 10 уроков (дней) назад (старой прописи) соответственно оговоренным критериям и карандашом (ручкой с чернилами другого цвета) исправить неточности выполненного задания, а затем дать рекомендации самому себе: как можно было бы избежать допущенных ошибок. На личном опыте убедилась: данный приём вызывает бурную реакцию у детей: всем хочется прокомментировать свои ошибки. А сколько радости от того, что многих из них в теперешних работах уже нет.
Эти приёмы действенны не только в рамках школьной деятельности, но и при отработке определённых навыков дома. Многие, я думаю, слышали про «метод зелёной ручки», когда вместо исправления красным стержнем того, что написано неправильно, зелёным стержнем мы подчёркиваем то, что лучше всего получилось.
Формирование адекватной самооценки тесно связано и с процессом взаимного оценивания учащихся. Однако важно отметить, что совершается взаимооценка не с целью обидеть соседа, а с целью подбодрить, дать совет или рекомендацию. Очень важно с самого первого урока хвалить ребят именно за адекватную самооценку и взаимооценку, а не только за превосходные результаты деятельности. После осуществления само- и взаимооценки учитель выставляет свои значки – согласие или несогласие с тем, как оценён ребёнок. Это позволяет найти в результатах учёбы дополнительный повод для радости: да, моя работа была далека от идеала, но я смог верно себя оценить и оценить труд соседа.
Однако учителю, как и родителям, следует обратить внимание на примеры удачной и неудачной обратной связи при осуществлении оценочной деятельности:
(Таблица заимствована из книги «Актыўная ацэнка ў дзеянні: вопыт настаўнікаў Беларусі»: дапаможнік для настаўнікаў / М. І. Запрудскі, М. В. Кудзейка, Т. П. Мацкевіч і інш.; пад рэд. М. І. Запрудскага. – Мінск, 2014. – 238 с.)
Думаю, получив развёрнутый комментарий от учителя (ученика, родителя), ребёнок поймет, к чему ещё ему необходимо стремиться. И, если это и не сможет стать для него стимулом к улучшению его учебной деятельности, то, хотя бы откроет для него тайны, скрывающиеся за оболочкой безличной школьной отметки.
Как же поступить с отметками?
Мы никуда не сможем деться от выставления их в журнал и дневники учащихся. Тут множество вариантов: выставление отметок по договорённости с учащимися за самостоятельные, практические работы, творческие задания. Ну и, естественно, за обязательные контрольные работы.
Только тогда обучение станет успешным, когда учителя перестанут использовать отметку в качестве кнута, родители – в качестве пряника, а сами дети понимать её как материальное стимулирование деятельности.
А организация этого процесса в руках у нас с вами!