удивительная лужа в каком городе
Великая лужа
«Если будете подходить к площади, то, верно, на время остановитесь полюбоваться видом: на ней находится лужа, удивительная лужа! единственная, какую только вам удавалось когда видеть! Она занимает почти всю площадь. Прекрасная лужа! Домы и домики, которые издали можно принять за копны сена, обступивши вокруг, дивятся красоте ее».
Николай Гоголь, «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».
Русская классика оттого велика, что практически на каждую нашу жизненную ситуацию есть уже комментарий у мудрых поэтов и прозаиков «золотого века» отечественной литературы.
Ведь годами лужа эта поглощает деньги, силы, нервы людские, но сама при этом никуда не исчезает. И, перефразируя уже иностранного мыслителя, нужно признать его правоту: если долго всматриваться в российскую лужу, то лужа начнёт всматриваться в вас.
Именно в луже и потонуло московское «Динамо», которое уходило и от бабушки, и от дедушки, и от земляков из ЦСКА, и возмечтало уже о лидерстве. Но барьером на пути всех этих мечтаний пролегла огромная самарская лужа, которая по какой-то случайности названа стадионом. Над этой лужей, простите, стадионом, следовало бы закрепить девиз «Оставь надежду всяк сюда входящий».
Бороться с лужами нереально, так как попытка покончить с какой бы то ни было досаждающей вам лужей сразу приводит к бешеному возмущению в её глубине. Эта финансовопоглощающая бездонная единица Вселенной тут же объявляет себя социально значимым проектом, который никак не подлежит закрытию или реформе. И власти всех рангов, признавая значимость лужи в системе мироздания, соглашаются её терпеть, урезонивая бунтарей: чем вы недовольны, это лужа ещё ничего, вы ещё других луж не видели!
Некоторые, как ЦСКА, напрягая все силы, умудряются сбежать от свидания с лужей, слыша в спину её проклятия в виде булькания и выделения зловонных газов. Но уж лучше быть оббульканным, чем утопленным.
Говорят, где-то за рубежом научились если не истреблять лужи полностью, то свести их влияние на футбол и прочие сферы жизни до минимума, до чрезвычайного происшествия, которая бывает раз в году.
Но то заграница, которая нам не указ. Мы не отдадим своих отечественных традиций. И если у нас есть много денег, то мы радостно и весело вбухиваем их в лужу, потому что давно уже с ней сроднились.
Она ведь, эта самая лужа, не только поглощает, но и даёт. Даёт возможность никчемным руководителям хорошо зарабатывать, списывая кругленькие суммы на борьбу с лужами на футбольных полях в период с сентября до поздней зимы и с начала сезона до середины мая. Лужа даёт возможность несостоятельным футбольным командам набирать очки, подменяя игру вознёй в грязной воде. Лужа даёт возможность игрокам и тренерам списывать все свои грехи на её наличие. Правда, когда лужа всё-таки исчезает, выясняется, что большинство футболистов у нас и вправду очень плохо играют, но, слава Богу, период без лужи у нас не такой продолжительный.
А для того, чтобы победить на чемпионате мира по футболу 2018 года, нам надо всего-то убедить весь остальной мир в том, что вот эта вот возня в луже и есть та самая игра ногами в мяч, ради которой все собрались.
Недаром главная наша футбольная арена называется «ЛУЖники».
«Если будете подходить к главной арене чемпионата мира, то, верно, на время остановитесь полюбоваться видом: на ней находится лужа, удивительная лужа! единственная, какую только вам удавалось когда видеть! Она занимает почти всю площадь поля. Прекрасная лужа! Футболисты и тренеры все команд-участниц, журналисты и функционеры ФИФА, обступивши вокруг, дивятся красоте ее».
Виталий Мутко, Из речи на открытии чемпионата мира по футболу 2018 года.
Великая суоярвская лужа. Чем карельский город похож на родину Гоголя
Да простят меня эстеты, речь пойдет о луже. Лужа вообще тема для нашей Родины благодатная. А благодаря Гоголю, я бы даже сказал, символическая. Икра-матрешка-балалайка; Кремль-водка-медведь и лужа. Огромная и не высыхающая. Вечная.
Оно, конечно, можно побалякать и о сезонных лужах. Они тоже чудо как хороши. Как разольются, выйдут из берегов, затопят тротуары, и тотчас встают перед глазами дед Мазай и все его белочки. В смысле, зайцы. Где зайцы — это мы, а Мазай — это Шойгу в пору его работы спасателем. Но сейчас речь не о тех лужах, которые временные, а о тех, которые навсегда. О знаменитых гоголевских лужах, имеющихся, наверное, в любом российском городе.
«Если будете подходить к площади, то, верно, на время остановитесь полюбоваться видом: на ней находится лужа, удивительная лужа! Единственная, какую только вам удавалось когда видеть! Она занимает почти всю площадь. Прекрасная лужа! Домы и домики, которые издали можно принять за копны сена, обступивши вокруг, дивятся красоте ее».
Это Гоголь. Бессмертный наш. Повесть «Как поссорился Иванович с Иваном Никифоровичем». Про Миргород. А в нашем случае речь пойдет о Суоярви. У них там на улице героя войны Кайманова, в самом, можно сказать, центре раскинулась она, родимая. Широкая, глубокая, не заживающая. По берегам ее примостились детский сад и детский магазин, школа и парикмахерская, офис «Мегафона» и магазин с едой. Тут же жилые пятиэтажки. Лужа, правда, плещется не на пешеходных тропах, а на дороге. Но из-за этого в дни особо сильных паводков машины, дабы не испытывать судьбу, объезжают лужу по тротуару. Детский сад, детский магазин, школа и едущие по тротуару автомобили. Почему бы, спрашивается, и нет?
Сказывают, что минимум два десятка лет не просыхает эта жидкость. Раньше через какую-то трубу воды все-таки отходили, но однажды великая административная мысль решила выстроить в тех местах новое здание пенсионного фонда. И не то чтобы это здание построили. Нет. Просто положили фундамент, огородили забором и бросили. Его теперь так в народе и называют: памятник ПФР. Но, похоже, что-то при этом сделали с трубой. То ли замуровали, демоны, то ли раскорячили. По крайней мере, с тех пор лужа отказывается утекать и даже не желает испаряться. Вопреки законам природы, само солнечное светило не в силах высосать с улицы Кайманова этот водоем.
— Всю свою жизнь помню эту лужу)) Подруга, блин, на все времена.
— Там ее объезжают часто, по тем местам, где люди ходят, это больше всего бесит.
— Так причал рядом, заходите и покупайте, что надо, тогда вам и лужа не страшна.
— Надо наше правительство окунуть в этой луже, и ее больше не будет.
Перешучиваются граждане в соцсетях.
Между тем на родине Гоголя в Миргороде люди придумали, как избавиться от лужи. Они ее взяли и увековечили. Построили вокруг нее набережную, окружили скульптурами гоголевских героев, запустили лебедей и назвали прудом. Теперь это не лужа, а пруд «Миргородская лужа». Памятник, так сказать, культуры.
Лег-да 4-я. Гоголь, миргор-кая Лужа и В. Сорочинцы
Легенда 4-я. Н.В.Гоголь, миргородская Лужа и Великие Сорочинцы.
Настоящей исторической достопримечательностью и визитной карточкой города Миргорода является его легендарная Лужа. Она стала знаменитой благодаря повести Николая Гоголя: «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Что же представляет собою прославленная легенда украинского курортного города?
«Миргородская Лужа» это большой пруд, который сотни лет находится в центре города. Лужа не пересыхает даже в самые жаркие дни, так как её питают подземные водяные ключи. Ещё в начале ХХ века Лужа занимала большую, чем в настоящее время площадь. Она располагалась на нынешней улице Гоголя и частично на территории городского Базара. Со временем часть пруда (на базаре и на центральной улице) засыпали. Воспетая Н.В. Гоголем ещё в XIX веке, легендарная Лужа жива ныне и по-прежнему является местной достопримечательностью. Сегодня она находится на территории курортного парка и является идеальным местом для прогулок и отдыха горожан и отдыхающих на курорте.
В пруду уже много лет живут лебеди. В домиках, находящихся на его водной глади лебеди устраивают свои гнёзда и высиживают птенцов. Есть в водоёме и рыба. Люди подходят к берегу водоёма и кормят лебедей, которые доверчиво берут корм из их рук. Рядом находятся санаторий «Хорол» и Свято-Успенская церковь.
С 1937 г. до 1941 г. храм был закрыт. После того, как храм возобновил свою работу, службы в нём проводились до 1957 г. Позже церковь снова закрыли и разрушили: колокольню, купола уничтожили, иконостас разобрали и демонтировали, уникальные росписи и фрески закрасили. Церковь сначала использовали под склад завода минеральных вод, а позже в качестве питьевого бювета для отдыхающих курорта. Только в 1990 г, по ходатайству верующих жителей города, храм был передан религиозной общине, а бювет минеральной воды организовали в одном из корпусов санатория «Хорол».
С 1990 г. Успенская церковь постоянно благоустраивается. Была отстроена колокольня, установлены колокола и восстановлен резной деревянный иконостас для храма. Своей красотой поражают расписанные художником В. Ткаченко стены и потолок церкви. При храме действует воскресная школа и православная библиотека.
К 200-летнему Юбилею Н.В.Гоголя, в 2009 году на одном берегу легендарной Лужи построили набережную. Другой же берег оставили зелёным, сохранив ивы, берёзы, кустарники и другую растительность.
Со стороны улицы Гоголя недалеко от пруда поставили большой памятник писателю, а по набережной вокруг пруда установили скульптуры героев его произведений.
Гуляя по набережной жители города и отдыхающие останавливаются и фотографируются рядом с Иваном Ивановичем и Иваном Никифоровичем. Здесь и кузнец Вакула дарит черевички своей возлюбленной Оксане, и хитрая Солоха с сидящим в мешке дьяком, и казак Пацюк за тазиком с варениками. Здесь вы встретите и свинью Хавронью. Она тоже герой рассказов, а где ей ещё быть, как не рядом с лужей? Здесь же вы встретитесь и со скульптурой Хлестакова.
На зелёном берегу легендарного водоёма нередко можно увидеть рыбаков с удочкой. Любители рыбной ловли ежедневно стоят с удочками и спиннингами вдоль берега реки Хорол, а так же на мосту, который ведёт с территории санатория «Хорол» на территорию курортного комплекса к трём санаториям. Щуки, судаки, лещи, сазаны, плотва и окуни становятся постоянной добычей любителей рыбалки.
Сегодня этот ухоженный пруд уже трудно назвать лужей, но, согласно легенде, много лет назад это действительно была лужа в центре города Миргорода. На ней в то время хозяйничали белые стаи домашних гусей и уток.
Недалеко от села Гоголево и до Великих Сорочинцев (14 км.). Именно там родился Николай Васильевич. Село расположено на берегах реки Псёл. Там есть и музей, в котором вам расскажут много интересного и о том, почему это село имеет такое название. Историки предполагают, что в старину это село называлось Краснополь. С 1620-х годов село стало называться Сорочинцы. В это время оно принадлежало помещику Ерёме Вышневецкому (до 1648 года).
Затем в 1648 году там была создана Сорочинская сотня Миргородского казачьего полка. Там обязательно стоит посетить Спасо-Преображенскую церковь. Она была построена гетманом Данилом Апостолом в 1732-1734 годах. Её интерьер украшен уникальным семи ярусным резным иконостасом с более чем сотней икон. В этой церкви в 1809 году крестили Н.В. Гоголя.
С ХIX века в селе проводят ярмарки, так же как и во многих других местах Украины. Ярмарка в Великих Сорочинцах стала всемирно известной после выхода повести Николая Васильевича Гоголя «Сорочинская ярмарка». Она была возрождена в 60-е годы прошлого века. В настоящее время ей присвоен статус «Национальной Сорочинской ярмарки». Это необычайно интересное мероприятие. На нём имеет смысл побывать хотя бы раз в жизни.
Ярмарка ежегодно проводится в последнюю неделю августа. Тот кто её посетит в это время, будет оглушён шумом, песнями, призывами купить товар. В этот момент, кажется, что какая-то неведомая сила перенесла вас на 300 лет назад. Старинные украинские хаты, украинские парни и красивые украинские девушки в национальных нарядах, гомон толпы, крики петухов, блеяние коз и овец, визг поросят. Всё это только усиливает впечатление нереальности происходящего. Здесь все сохранилось таким же, как и было в гоголевские времена, лишь представительского класса автомобили известных бизнесменов и политиков, которые проявляют необычайный интерес к Сорочинской ярмарке, и туристы с цифровыми фотоаппаратами и мобильными телефонами, напоминают, что происходит это волшебное событие всё-таки в XXI веке.
На ярмарке можно купить всё: домашних животных, живую птицу, овощи, фрукты, различные сувениры, промтовары и хозтовары. Вам обязательно предложат попробовать блюда национальной кухни, приготовленных по рецептам из разных уголков Украины. На ярмарке не только торгуют различным товаром. Все дни там проводятся выступления театральных и самодеятельных коллективов. Вам предложат посетить корчму, увешанную красными жгучими перцами, вязанками лука и чеснока, а так же обставленную пузатыми бутылками с самогоном. В корчме вас встретит хозяйка Солоха с «паном Головой». Они усадят вас с шутками-прибаутками за столы и угостят домашними соленьями, колбасами, кулешом или наваристым полтавским борщом с чесночными свежими пампушками, варениками и гречаниками.
На ярмарке вы обязательно встретитесь с гоголевскими героями и самим писателем, которых изображают в эти дни артисты полтавских театров. Они разъезжают по ярмарке на «Чудо тройке» коней, выращенных на Дубровском конном заводе. На ярмарку приезжают продавцы из разных уголков Украины.
В ней принимают участие со своим товаром предприниматели из Польши, Литвы, Молдавии, Латвии, Эстонии. Сорочинская ярмарка сегодня имеет уже не только национальный, но и международный статус.
Удивительная лужа в каком городе
Николай Васильевич Гоголь
ПОВЕСТЬ О ТОМ, КАК ПОССОРИЛСЯ
ИВАН ИВАНОВИЧ С ИВАНОМ НИКИФОРОВИЧЕМ
ИВАН ИВАНОВИЧ И ИВАН НИКИФОРОВИЧ
Прекрасный человек Иван Иванович! Он очень любит дыни. Это его любимое кушанье. Как только отобедает и выйдет в одной рубашке под навес, сейчас приказывает Гапке принести две дыни. И уже сам разрежет, соберет семена в особую бумажку и начнет кушать. Потом велит Гапке принести чернильницу и сам, собственною рукою, сделает надпись над бумажкою с семенами: «Сия дыня съедена такого-то числа». Если при этом был какой-нибудь гость, то: «участвовал такой-то».
Покойный судья миргородский всегда любовался, глядя на дом Ивана Ивановича. Да, домишко очень недурен. Мне нравится, что к нему со всех сторон пристроены сени и сенички, так что если взглянуть на него издали, то видны одни только крыши, посаженные одна на другую, что весьма походит на тарелку, наполненную блинами, а еще лучше на губки, нарастающие на дереве. Впрочем, крыши все крыты очеретом; ива, дуб и две яблони облокотились на них своими раскидистыми ветвями. Промеж дерев мелькают и выбегают даже на улицу небольшие окошки с резными выбеленными ставнями.
Прекрасный человек Иван Иванович! Его знает и комиссар полтавский! Дорош Тарасович Пухивочка, когда едет из Хорола, то всегда заезжает к нему. А протопоп отец Петр, что живет в Колиберде, когда соберется у него человек пяток гостей, всегда говорит, что он никого не знает, кто бы так исполнял долг христианский и умел жить, как Иван Иванович.
Боже, как летит время! уже тогда прошло более десяти лет, как он овдовел. Детей у него не было. У Гапки есть дети и бегают часто по двору. Иван Иванович всегда дает каждому из них или по бублику, или по кусочку дыни, или грушу. Гапка у него носит ключи от комор и погребов; от большого же сундука, что стоит в его спальне, и от средней коморы ключ Иван Иванович держит у себя и не любит никого туда пускать. Гапка, девка здоровая, ходит в запаске, с свежими икрами и щеками.
А какой богомольный человек Иван Иванович! Каждый воскресный день надевает он бекешу и идет в церковь. Взошедши в нее, Иван Иванович, раскланявшись на все стороны, обыкновенно помещается на крылосе и очень хорошо подтягивает басом. Когда же окончится служба, Иван Иванович никак не утерпит, чтоб не обойти всех нищих. Он бы, может быть, и не хотел заняться таким скучным делом, если бы не побуждала его к тому природная доброта.
— Я, паночку, из хутора пришла: третий день, как не пила, не ела, выгнали меня собственные дети.
— Бедная головушка, чего ж ты пришла сюда?
— А так, паночку, милостыни просить, не даст ли кто-нибудь хоть на хлеб.
— Как не хотеть! голодна, как собака.
— Да все, что милость ваша даст, всем буду довольна.
— Гм! разве мясо лучше хлеба?
— Где уж голодному разбирать. Все, что пожалуете, все хорошо.
При этом старуха обыкновенно протягивала руку.
Иван Иванович очень любит, если ему кто-нибудь сделает подарок или гостинец. Это ему очень нравится.
Очень хороший также человек Иван Никифорович. Его двор возле двора Ивана Ивановича. Они такие между собою приятели, какие свет не производил. Антон Прокофьевич Пупопуз, который до сих пор еще ходит в коричневом сюртуке с голубыми рукавами и обедает по воскресным дням у судьи, обыкновенно говорил, что Ивана Никифоровича и Ивана Ивановича сам черт связал веревочкой. Куда один, туда и другой плетется.
Иван Никифорович никогда не был женат. Хотя проговаривали, что он женился, но это совершенная ложь. Я очень хорошо знаю Ивана Никифоровича и могу сказать, что он даже не имел намерения жениться. Откуда выходят все эти сплетни? Так, как пронесли было, что Иван Никифорович родился с хвостом назади. Но эта выдумка так нелепа и вместе гнусна и неприлична, что я даже не почитаю нужным опровергать пред просвещенными читателями, которым, без всякого сомнения, известно, что у одних только ведьм, и то у весьма немногих, есть назади хвост, которые, впрочем, принадлежат более к женскому полу, нежели к мужескому.
МИРГОРОД. ПОВЕСТИ СЛУЖАЩИЕ ПРОДОЛЖЕНИЕМ «ВЕЧЕРОВ НА ХУТОРЕ БЛИЗ ДИКАНЬКИ»
Чудный город М и р г о р о д! Какие в нем нет строений! И под соломенною, и под очеретяною, даже под деревянною крышею; направо улица, налево улица, везде прекрасный плетень; по нем вьется хмель, на нем висят горшки, из-за него подсолнечник выказывает свою солнцеобразную голову. мелькают толстые тыквы. Роскошь! Плетень всегда убран предметами, которые делают его еще более живописным: или напяленною. сорочкою, или шароварами. В М и р г о р о д е нет ни воровства, ни мошенничества, и потому каждый вешает, что ему вздумается.
Городские власти в поступке бурой свиньи чуть не усмотрели политическое дело, ибо «согласно с видами начальства, запрещено в городе. прогуливаться нечистым животным. это дело запрещенное. » Так где же находится Миргород? Судя же по количеству чертыханий и поминаний нечистой силы в «П о в е с т и», прекрасный город М и р г о р о д вполне может быть и аналогом преисподней. Подобно тому как в «Пропавшей грамоте» преисподняя была запараллелена с дворцом русской царицы.
Александровская колонна должна была соперничать с Вандомской колонной, установленной в Париже в 1806 году в честь побед Наполеона (снесена в 1871 г.). А ведь после победы над Наполеоном в Париже именно Александр I в 1814 г. настоял на сохранении за «братом своим Наполеоном» звания Императора, но не над миром, а над островом Эльба, что обеспечило Европе ещё Сто кровавых дней власти на материк самовольно вернувшегося императора. Вот уж, действительно, любящего не всегда к месту посентиментальничать Александра I и Наполеона «сам черт связал веревочкой!»
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
А л е к с а н д р и й с к о г о столпа.
. И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.
Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспоривай глупца. (1836 г., авг. 21)
* * *
ИМЕННО ТАК: никакие монументы не могут сравняться со Словом Добра и с истинно художественным Словом. Припомним теперь почти цитату из «Гамлета» (Гамлет о предприятии Фортинбраса) в «Старосветских помещиках»: «По странному устройству вещей, всегда ничтожные причины родили великие события, и наоборот — великие предприятия оканчивались ничтожными следствиями. Какой-нибудь завоеватель собирает все силы своего государства, воюет несколько лет. и наконец все это оканчивается приобретением клочка земли, на котором негде посеять картофеля. » Жаждавший завладеть миром Наполеон Бонопарт в итоге оказался запертым на таком «клочке» земли: сначала на острове Эльба, потом на о. Св. Елены.
Мы все глядим в Наполеоны;
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно;
Нам чувство дико и смешно. (Гл. 2, строфа XIV)
* * *
Что, собственно, всеми полит+ литературными аналогиями хочет сказать Гоголь? Пасквиль на героический для русского народа 1812 год Гоголь, конечно, ни в коем случае не писал. И гоголевские тексты не поддаются однозначному толкованию (уж многие критики «сломали» на этом зубы!). Но психология человека от библейских времён до Шекспира, и от него до Пушкина и до Гоголя неизменна: причина и мелкого бытового, и крупного исторического события, и правда, могут быть сходны. Значит на уровне психологии поведения человеческих особей бытовое и историческое событие сопоставимы.
1. Евдоким Филиппович Зябловский (1764 —1846) — русский учёный-географ, статистик, с 1818 г. заслуженный профессор и ректор Императорского Санкт-Петербургского университета. Труды Зябловского: «Статистическое описание Российской империи с обозрением Европы в статистическом виде» (СПб., 1808; 2 изд. 1815); «Российская статистика» (СПб., 1831); «Краткое землеописание Российского государства» (СПб., 1787), «Новейшее землеописание Российской империи» (1807); «Землеописание Российской империи для всех состояний» (1810); «Курс всеобщей географии» (1818—1819), «Всеобщая география» (1831); «География Российской империи» (1831); «Статистика Европейских государств в нынешнем их состоянии» (1830—1831).
3. Разговоры двух Иванов о войне большею частью беспочвенны. НО: в 1831—1833 состоялась Первая Турецко-Египетская война — война между Османской империей и Османским Египтом. С косвенным участием Российской империи. В 1834 г. борьбу горцев Чечни и Дагестана возглавил Шамиль, третий имам Дагестана (Имамат Шамиля). Восстание закончится лишь в 1859 году.
4. Тезис «Москва – Третий Рим» старец Филофей (ок. 1465–1542) изложил в своих письмах к царскому дьяку Михаилу Григорьевичу Мисюрю-Мунехину и великому князю Василию III Иоанновичу: «Да веси, яко вся христианские Царства приидаша в конец и снидошася в едино Царство: два убо Рима падоша, а Третий стоит, а четвертому не быти».
В писаниях митрополита Иоанна (Снычева) есть такое толкование «Богу угодно вверять сохранение истин Откровения. отдельным народам и Царствам, избранным Им Самим. В ветхозаветные времена такое служение было вверено Израилю. В новозаветной истории оно последовательно вверялось трем Царствам.
Первоначально служение принял Рим – столица мира времен первохристианства. Отпав в ересь латинства, он был отстранен от служения, преемственно дарованного православному Константинополю – „Второму Риму“ средних веков.
Покусившись из-за корыстных политических расчетов на чистоту хранимой веры, согласившись на унию с еретиками-католиками (на Флорентийском соборе 1439 года), Византия утратила дар служения, перешедший к „Третьему Риму“ последних времен – к Москве, столице Русского Православного Царства. Русскому народу определено хранить истины Православия „до скончания века“ – второго и славного Пришествия Господа нашего Иисуса Христа. В этом смысл его существования. »