удмурты какие они люди
Национальность — удмурт: менталитет, обряды и стереотипы
Рубрику, посвященную этносам, которые проживают в нашей республике, мы начинаем с рассказа об удмуртах.
Ее сегодняшний герой — Петр Павлович Данилов. Отдав около 20 лет государственному театру фольклорной песни «Айкай», сегодня этот человек занимается сохранением и развитием межкультурных связей уже на другом уровне, он — заместитель министра культуры и туризма Удмуртии. О том, почему в Татарстане живут особенные удмурты, какие обряды до сих пор невозможно вспоминать без трепета и актуальны ли сегодня национальные стереотипы, Петр Данилов поговорил с корреспондентом ИА «Удмуртия». Разговор шел на языках — удмуртском и русском.
Петр Павлович, расскажите о месте, где вы родились и провели детство.
Я родился в 100 км от Казани, деревне Старый Кушкет Балтасинского района Республики Татарстан. Это исконно удмуртская деревня, а в самом районе компактно проживают в традиционной многолетней дружбе татары, удмурты, марийцы и русские.
Какой у вас любимый удмуртский праздник?
Не ошибусь, если скажу, что любимый многими национальный удмуртский праздник — Гербер, в Татарстане его называют Гырон быдтон (буквально — «после плуга» или «окончание посева») или по привычке Удмурт Сабантуй. Его отмечали во всех удмуртских деревнях: выходили на луг на краю деревни, в большом котле на костре варили кашу, хозяйки несли с собой выпечку, потом все молились о будущем урожае. Сегодня в регионе и за его пределами проводятся сотни Герберов, самый масштабный из них — республиканский.
Я с теплотой вспоминаю, как в наших краях проводились свадьбы. Сейчас многие удмуртские обряды забыты, и только второй день празднования с испытаниями для жениха и невесты отдаленно напоминает элементы удмуртской свадьбы.
Что собой представляла настоящая свадьба татарстанских удмуртов?
Праздничные костюмы балтасинских удмурток, сер. XX века
Сегодня свадьбу невозможно представить без тамады. А раньше в нем и необходимости не было, люди умели веселиться, знали очень много обрядовых песен и без конца их пели. Такие праздники объединяли всех жителей в деревне, и мы, дети, тоже ходили за толпой из дома в дом. В переполненном доме не было мест, и мы со двора смотрели, как жених приезжал к невесте, как его разыгрывали, как закрывали ворота. Помню, однажды приехал жених, его, как и полагается, не пустили в дом, крыльцо закрыли на замок, а ключ спрятали… Оказалось, его повесили на шею гусыне, и все родственники со стороны жениха бегали по двору и ловили птицу.
Перед выходом невесты из отчего дома выносили ее сундук с приданым внутри и с двумя вышитыми подушками сверху. Этот обряд доверяли уважаемой в селе супружеской паре, которая живет в любви и согласии много лет, чтобы молодожены переняли лучшие качества образцовой семьи.
На свадьбе со стороны жениха был так называемый кубочи — человек, ответственный за подарки. В каждом доме хозяйка привязывала свой подарок к кубо (верхняя часть прялки) — полотенце, или скатерть, или деньги. Кубочи носил кубо из дома в дом, и к концу свадьбы он становился очень тяжелым. На следующий день кубочи продавал кубо с подарками жениху с невестой.
Говорят, что в Татарстане живут такие удмурты — почти ортодоксальные, которым лучше остальных удалось сохранить свои традиции…
Наверное, в этом утверждении есть доля правды. С первого класса мы изучали удмуртский язык, все школьные годы этот предмет оставался самым любимым. Образцом служил литературный удмуртский язык, и я даже расстраивался, что говорю на диалекте. Помню, когда в нашу школу по распределению приехала работать молодая учительница родом из Шарканского района, все ахнули: она разговаривает, как в книге! После 8 класса я поступил в Дебесское педучилище и к своему удивлению услышал не тот литературный язык, на котором, как я думал, разговаривали все в Удмуртии. В этом сравнении я увидел красоту своего диалекта и самобытность удмуртов Татарстана: они более раскрепощенные, активнее используют свой язык и традиции. Возможно, это связано с многонациональной средой, она как бы стимулирует человека к тому, чтобы знать родной язык и пользоваться им.
С 1 курса худграфа УдГУ я пел в ансамбле «Чипчирган», это коллектив университета. Как правило, студенты ходят в ансамбль 5 лет, до окончания учебы. А я задержался на 12 лет: окончил университет, начал работать, но все равно продолжал петь. Художественным руководителем «Чипчиргана» была Розита Анкудинова — заслуженный работник культуры России, а научными консультантами — профессор, доктор исторических наук Владимир Владыкин и доктор филологических наук, профессор Валентин Кельмаков. Благодаря этим людям я начал интересоваться народными традициями и обрядами уже не по наитию, а осмысленно. Знание традиций и обрядов дало мне уверенность в том, что я могу идти в профессиональный коллектив.
На тот момент «Айкай» существовал 4 года, я чувствовал в себе силы и готовность принести пользу ансамблю. С одной стороны, я хотел прийти в коллектив как певец, знаток народных песен, с другой — как художник, имеющий багаж знаний о народном костюме и опыт его изготовления. Все костюмы артистов театра «Айкай» сделаны мастерами нашего коллектива. Ткани сотканы мною и моей супругой на старинных ткацких станках по исконным образцам народных костюмов.
Петр Данилов за созданием костюмов для ансамбля «Айкай»
Какие национальные блюда готовили в вашей семье?
Самое любимое блюдо — табани, приятный запах которых распространялся по всему дому. На табани обязательно приглашали соседей. Также на столе стоял мильым (блины с начинкой, или кыстыбей), блюда татарских удмуртов: эчпочмак, балиш и губадья, которую сейчас я готовлю сам. Оттуда же, из детства, — пурты пирог (с творогом и луком, напоминающий вареники). В удмуртских краях творог — это, скорее, сладкое блюдо. А к перепечам я привык уже в Удмуртии, в Татарстане их не делают.
Бабушка готовила квас. Из проросшего зерна мололи ржаную муку, готовили солод с добавлением пластинок сушеной свеклы. Все это варилось в большом котле. Посреди двора у нас стоял каменный амбар, который сохранял одинаковую температуру зимой и летом. Этот квас хранился там, наверху была крепкая пена, а на вкус он был очень терпкий. Много лет спустя, когда я поехал с ансамблем в Эстонию, я попробовал очень похожий, практически такой же эстонский напиток, которым угощали гостей на празднике.
Как вы относитесь к стереотипам об удмуртах?
Стереотипы — вещь деликатная, скажу о своих личных наблюдениях. Удмурты гостеприимны, трудолюбивы, терпимы. Присутствует и некая внутренняя замкнутость, скованность. Это и хорошо, и плохо. Есть предел, за которым эти черты приобретают отрицательный характер и мешают человеку раскрыться. Такие черты характерны для всех народов, хорошо мне знакомых: финнов, карелов, марийцев, эстонцев.
К слову, финны тяжело идут на контакт, но если они с подружились, то на всю жизнь. Финны могут всю жизнь жить рядом и не знать друг друга. Пример — объявление из финской газеты: «Продаю дом, прямой видимости к соседу нет».
С другой стороны, если вспомнить, какими удмурты были тридцать лет назад, то сейчас они другие: более открытые, общительные, раскованные. Современная цивилизация позволяет людям ассимилироваться, у людей меняются представления о народе.
Раньше дом был единым пространством, и традиции передавались из поколения в поколение естественным способом. Сегодня даже в самых отдаленных деревнях строят большие дома, у каждого ребенка — своя комната. Да, мы стали жить лучше, однако теперь людей друг от друга отделяют стены. Именно поэтому сегодня культура несет еще большую ответственность за сохранение и развитие языка, традиций и обрядов.
Люди с Вятки эксклюзив
Удмурты — второй по численности после мордвы финно-угорский народ в России. Где живут, во что верили удмурты, как выглядел удмуртский национальный костюм, а также какие удмуртские традиции и праздники сохранились до наших дней — в обзорном материале «НацАкцента».
По данным переписи 2010 года, в России около 552 тысяч удмуртов, проживающих в основном в Республике Удмуртия и соседних с ней регионах. Удмурты делятся на северных, на культуру которых повлиял Русский Север, и южных, испытывавших влияние тюркской культуры.
В состав Русского государства земли северных удмуртов вошли в 1489 году во время присоединения Вятской земли. Окончательно удмуртские земли отошли к России после взятия Казани Иваном Грозным в 16 веке.
В 1920 году удмуртский народ впервые получил государственность — была образована Вотская автономная область, с 1932 года переименованная в Удмуртскую АО, в 1934 — в Удмуртскую АССР, а с 1991 — в Удмуртскую Республику.
История удмуртского народа
Русские называли удмуртов вотяками — по названию местности. Откуда взялось самоназвание «удмурт», ученым до сих пор неизвестно. По одной из версий основа – мурт, морт – на индоиранском означает – человек, муж, мужчина. Некоторые исследователи считают, что частица «уд» пришла из марийского «одо» – «всходы на лугах, зелёные побеги».
Другие полагают, что этноним «удмурт» связан с названием реки Вятки (по-удмуртски Ватка): ватмурт, что означало «человек с Вятки», которое в дальнейшем изменилось в отмурт-утмурт-удмурт.
Прародители древних удмуртов — автохтонные племена Волго-Камья, создавшие в Железном веке ананьинскую археологическую культуру. В начале нашей эры на ее основе сложился ряд прикамских культур, в том числе пьяноборская. Уже в 1 веке н. э. на ее базе сформировались древние удмурты.
Селились удмурты поближе к воде: вдоль рек и вблизи родников. Традиционное жилище удмуртов — корка — это бревенчатая изба с холодными сенями. Интересно, что удмуртские гурты (поселения) строились без улиц: родственники селились кучно вокруг родовой усадьбы.
Во второй половине 19 века указ правительства ввел уличную планировку, тогда родственники продолжали селиться по соседству — на одной улице.
Основой традиционного удмуртского общества была соседская община — бускель — состоявшая из объединений родственных семей. В удмуртской культуре важное место занимала традиция трудовой взаимопомощи — веме. Члены общины помогали друг другу на полевых работах, при возведении построек и в прочих бытовых нуждах. При этом соседей-помощников полагалось не просто накормить, а угостить по-праздничному.
Внешность удмуртов и их характер
Среди удмуртов часто встречаются рыжеволосые — по этому признаку они занимают одно из первых мест не только в России, но и претендуют на звание самого рыжеволосого народа в мире. С 2004 года в Ижевске даже проводится «Рыжий фестиваль». Просветитель народов Поволжья начала 20 века профессор Николай Никольский так описывал удмуртов:
«Вотяки среднего роста, довольно хилого телосложения; они тихи, вялы и неповоротливы. Волосы и глаза обыкновенно светлые, чаще рыжие. Нос небольшой, скулы выдающиеся, щёки впалые, цвет кожи желтовато-красный, лицо обыкновенно в веснушках, разрез глаз узкий, короткий лоб, несколько опрокинутый назад, рот большой. зубы крепкие и белые, подбородок острый, борода маленькая, редкая, большей частью рыжеватая».
Считается, что на национальный характер удмуртов повлияла автономная жизнь в лесу, благодаря которой у этого народа появился очень спокойный (кому даже кажущийся флегматичным) тип темперамента. Также повлияла на удмуртский характер жизнь в общине и необходимость сохранять хорошие отношения с родственниками. Издревле самым тяжким преступлением считалось затеять вражду или ссору.
Удмурты очень заботятся о том, что подумают и скажут о них другие. Исследователи отмечают их доброжелательность, терпимость, деликатность, стеснительность, сдержанность в проявлении чувств, доходящую до скрытности и замкнутости.
Однако некоторые историки отмечают, что удмуртский менталитет носил двойственный характер. Удмурт мог быть скромным, стеснительным и неразговорчивым с малознакомыми людьми и весьма общительным среди своих.
Удмуртский язык
Удмуртский язык принадлежит к пермской группе финно-угорской ветви уральской языковой семьи. Выделяются северное и южное наречия. В лексике удмуртского встречается много заимствований из татарского и русского языков.
Современный удмуртский алфавит окончательно сформировался в 30-е годы 20 века. Он состоит из 38 букв — это 33 буквы русского алфавита и еще пять с диакритическим знаком «умляут» (две точки над буквой). Литературный удмуртский язык в наше время — это синтез северного и южного наречий с учетом особенностей серединных говоров.
Современные удмурты говорят на удмуртском и русском языках. Удмуртский язык, как и русский, является государственным языком Удмуртской Республики.
По данным переписи 2010 года, на удмуртском языке в России говорят 324 тысячи человек.
Удмуртский язык не является обязательным предметом для изучения в школах Республики. В 2014 году депутаты Государственного Совета Удмуртии проголосовали против этой инициативы.
На национальном языке в Удмуртии выходят теле- и радиопередачи, а также печатные СМИ. Каждый год в Республике проходят курсы удмуртского языка для желающих его выучить. Чтобы попасть туда, люди ждут несколько месяцев в очереди. Причем учить язык хотят не только этнические удмурты.
Удмуртский костюм
До начала 20 века традиционная удмуртская одежда изготавливалась дома, в основном из холста, сукна и овчины. Костюм северной удмуртки состоял из белой туникообразной холщовой рубахи (дэре́м) со съемным вышитым нагрудником, поверх надевался холщовый белый халат с поясом и передник без грудки. На юге удмуртки носили рубаху, поверх надевался сшитый в талию камзол или безрукавка и передник с высокой грудкой, под рубахой носились штаны. Белая одежда на юге считалась ритуальной, поэтому в обычные дни носили цветную. Обувью были плетеные лапти, башмаки или валенки.
Белую холщовую одежду удмуртки украшали вышивкой по подолу, на груди и рукавах. Причем на севере в женских украшениях преобладали вышивка, бисер и бусы, а на юге — монеты.
О девичьих и женских головных уборах удмурток стоит сказать отдельно. Они были весьма разнообразны и всегда отражали возраст и семейное положение женщины.
Замужние женщины носили налобную повязку (йыркерттэт), головное полотенце с затканными концами, спускаемыми на спину (весяк кышет), высокую берестяную шапку с покрывалом, обшитую холстом и украшенную монетами, бисером или раковинами (айшон). Девушки носили платок, налобную повязку (укотуг) или небольшую холщовую шапочку, украшенную вышивкой, бисером или мелкими монетами (такъя).
Мужской удмуртский костюм состоял из рубахи-косоворотки туникообразного кроя с невысоким стоячим воротником и поясом, пестрядинных штанов, валяной шляпы или овчинной шапки. Обувью были лапти, сапоги, валенки. Зимой и мужчины, и женщины носили шубы.
Сейчас у молодежи Удмуртии популярна одежда с национальными элементами, есть несколько успешных дизайнеров, которые специализируются именно на этнической моде.
Удмуртская кухня
Главными повседневными кушаньями удмуртов были хлеб, разнообразные супы и каши. Блюда из мяса и молока готовили, как правило, в холодный период — осенью и зимой. Овощи ели сырыми, вареными, печеными и тушеными, из них готовили начинки для пирогов и пельменей. Масло, сметана, яйца и мед были праздничной и ритуальной пищей.
Самое известное из блюд удмуртской кухни, дошедшее до наших дней и, кстати, весьма популярное – это пельмени (в переводе с удмуртского «пель нянь» — хлебное ухо).
С 2015 года в феврале в Удмуртии проходит этногастрономический фестиваль — Всемирный день пельменя. Есть и другие традиционные удмуртские рецепты, слава которых, благодаря участвовавшим в Евровидении «Бурановским бабушкам», вышла за пределы Республики, например, перепечи и табани с зыретом.
Из напитков традиционно готовили хлебный и свекольный квас (сюкась), пиво (сур), медовуху (мусур), ягодные морсы. И конечно, у каждого народа есть свой традиционный алкогольный напиток, у удмуртов это хлебный самогон — кумышка или аракы.
Религия и обычаи удмуртов
Считается, что сейчас основная религия удмуртов — православие, однако в сельской местности сохранились остатки дохристианских верований. Древнейшим божеством удмуртов-язычников является бог неба Инмар. Помимо него есть и другие верховные божества, отвечающие за плодородие и погодные явления — Кылдысин, Куазь, Инву. Весьма многочисленны в удмуртских верованиях духи: Вумурт — водяной, Гидмурт — дух хлева, Нюлэсмурт — дух леса, Тӧлпери — дух ветра, Коркамурт — домовой, Ягпери — дух бора, Лудмурт — дух луга и поля. Есть и злые божества, главный из которых Кереметь (злой дух, сатана) — противник Инмара.
У каждой семьи во дворе обязательно было культовое сооружение (куала) для семейных молений. В ней, по преданиям, обитал воршуд — дух-покровитель рода. Ему было принято подносить в жертву хлеб, блины, птиц и животных, сжигая дары в очаге куалы. Куалу можно увидеть в этнопарке «Лудорвай».
По праздникам удмурты совершали ритуалы почитания богов. Мероприятия в куале проводили жрецы, в них также участвовали представители семьи или рода.
Жрецы читали молитвы, испрашивая у богов хорошей погоды, большого урожая, здоровья и благополучия. Затем в котле на очаге готовилась обрядовая каша, обычно из крупы, собранной в складчину, на бульоне, с топлёным маслом и добавлением яиц. Приготовленная каша сначала предлагалась богам, затем её съедали участники обряда.
У каждой удмуртской деревни также была священная роща (Луд), где несколько раз в году проходили моления. Посещать ее разрешалось только в эти дни.
В центре рощи стояло священное дерево. Под его корни зарывали жертвенные дары для богов нижнего мира, дары среднему миру развешивали на ветвях, а на верхушку ставили дары верхнему миру. В качестве жертвы обычно выступали домашние птицы или животные. В некоторых священных рощах в Удмуртии до сих пор проходят языческие моления.
Важное место в жизни удмуртской деревни играли календарно-обрядовые праздники. В праздничных народных гуляниях и развлечениях нередко участвовал весь гурт. В весенне-летних обрядах удмурты испрашивали благословения на проведение земледельческих работ. На осенне-зимних праздниках — благодарили за собранный урожай и просили дальнейшего благополучия. Новый год у удмуртов начинался вместе с земледельческими работами.
Некоторые традиционные праздники отмечают и в наше время масштабными фестивалями с элементами традиционных обрядов. До нашего времени сохранились Вӧй (вӧйдыр) — масленица, Акашка — Пасха или первый весенний праздник, Гырон быдтон — праздник окончания пахоты и сева, Гербер — Петров день или день летнего солнцестояния. Также до современности «дожили» фольклорные персонажи — сказочный герой Лопшо педунь, удмуртский Дед Мороз Тол Бабай. У последнего даже есть своя усадьба.
Удмурты — один из самых интересных народов России
Народ Удмуртии преимущественно проживает в Удмуртской республике. Это коренное население Предуралья, формировавшееся под влиянием русских поселенцев. Немалую роль в их жизни сыграли тюркские племена. Сейчас удмурты успешно развивают хозяйство и живут насыщенной жизнью.
Название
Существует несколько гипотез происхождения. Одной из наиболее распространенных является гипотеза возникновения от иранского «-мурт». Слово «мурт» буквально означает «человек», а вот «уд» пока что остается загадкой.
Численность
В Республике Удмуртия их проживает около 500 тысяч человек. Другие же представители народа расселились по иным регионам и странам.
Удмуртский язык входит в уральскую семью, к которой принадлежат эстонцы, финны, венгры. Можно с точностью сказать, что удмурты принадлежат к финно-угорскому народу, а их ближайшие языковые родственники — коми. Существует несколько диалектов удмуртского, а также говоры срединного типа.
История
Характер
Долгие годы Удмуртия была автономным краем, поэтому ее жители чувствовали себя независимыми. Основное хозяйство всегда было связано с лесом, что, по мнению самих удмуртов, повлияло на их характер. Многим удмурты представляются спокойными, даже немного флегматичными людьми. Многие беспокоятся о мнении других, но никогда не вступают в ссоры. С древних времен удмурты считают затевание вражды тяжким грехом.
Часто люди предстают замкнутыми, стеснительными и сдержанными. По отношению друг к другу они, напротив, открыты, общительны, эмоциональны.
Внешность
Большинство удмуртов рыжеволосые. Щеки от природы впалые, а на лицах часто можно видеть веснушки. Профессор Николай Никольский отмечал, что у большинства удмуртов крепкие белые зубы, острый подбородок, лицо имеет желтоватый оттенок, а глаза узкие.
Одежда
Основными материалами для изготовления национальной одежды Удмуртии являются:
Женщины носили туникообразную холщовую рубаху, а поверх нее надевали белый халат, который подпоясывали. Если требовалось одеться теплее, надевали камзол. Для ног — штаны. Одежда обыкновенно была цветной, а в праздничный день люди носили белое. Обувью служили валенки или лапти. Вышивка позволяла украсить одежду орнаментом по собственному усмотрению, женщины любили расшивать наряды бисером и украшать себя бусами, а на юге особой популярностью пользовались монеты.
Замужним полагалось носить повязку на лбу. Основным головным убором служила берестяная шапка. Ее тоже украшали монетками, реже раковинами.
Мужчины носили туникоподобную рубаху с косым воротом. Ее подпоясывали, на ноги надевали штаны, на голову — валяную шляпу, ходили в лаптях или сапогах. Шубы издавна были распространены, защищали от холодов и позволяли показывать свой статус. Сейчас этническая мода не утратила былой популярности, смешавшись с современным европейским стилем.
Жилище
Традиционный удмуртский дом имеет схожие черты с финно-угорским жилищем. Местные называют его «кода». Позднее удмурты стали жить в избах, которые включали сени. Внутри избы обязательно ставили гур — глинобитную печь. Рядом с печью располагался красный угол, где ставили стол и стулья. Самый красивый предназначался почетному гостю или главе семьи. Вдоль стен ставили лавки и размещали над ними полки, которые называли жажы. Посуду прятали в шкафу, а спали на нарах.
Сейчас в Удмуртии строится много современных домов, но население стремится сохранить традиционное убранство. Практически в каждом доме можно найти ковры на стенах, множество полотенец (чушкон-чалма), которыми украшают лавки, сундуки, подоконники. По старинке на окна вешают занавески, изготавливаемые из ситца и расшитые национальными узорами.
Культура
Удмуртская музыка делится на песенное и инструментальное направление. В свою очередь песенное может быть обрядовым, не обрядовым и ритуальным. Удмуртский народ посвящал песни буквально каждому явлению, например, охоте, бортничеству, свадьбе, земледелию, смене времен года. Люди сочиняли песни, приуроченные к каторгам, рекрутству. Прослеживается влияние скифов, индоиранцев, византийцев, финнов и русских. Любовь к музыке постепенно привела к популяризации в сфере образования — дети со школьной скамьи изучали ноты, пели в хорах и участвовали в балах. В середине 19 века население стало увлекаться произведениями Пушкина, Гоголя и других русских писателей.
Театр появился в Удмуртии благодаря древним религиозным культам, исповедовавшим синкретизм — чрезвычайно сложную для понимания религию, полную абстракционизма. Театральные сценки у древних удмуртов скорее выполняли роль обрядов. Постановки устраивали прямо в поле, домах или на полянах. Сценки были не просто ритуалами, а стремились показать сюжет и его развитие. Многие сценические постановки рассказывали о матриархате и патриархате, впоследствии уступая место чистому лицедейству. Необычное представление о театре нашло отклик в сердцах многих людей, поэтому театральные группы отправлялись гастролировать по всей стране. В начале 20 века в театрах Удмуртии начали ставить постановки по пьесам знаменитых русских писателей.
Удмуртская народная поэзия стала известна в России благодаря Верещагину, Первухину, Гаврилову и другим. Многие удмуртские поэты рассказывали о бытности, жизни, трудностях, могли носить социально-лирический, героический, эпический характер. Немало литературы посвящено мифологии.
Фольклор
У удмуртского народа всегда был развит фольклор, служащий источником мудрости и самопознания. По жанрам фольклор не делился, включал в себя материальную, религиозную и этическую культуру. Немало фольклорных произведений посвящалось обрядам и магии, хореографии, музыке. Через фольклор люди обращались к природе, проклинали, давали клятвы, поздравляли. Фольклор рассказывал о сборе урожая, переправе, лечении, даже наборе воды.
Среди удмуртов распространился некий шаманизм, основой которого были лечебные слова. Вера в заговоры буквально пронизывала жизнь людей. Были заговоры против лихорадки, ран, сглаза. Самыми важными считались хозяйственные заговоры, позволяющие дать благо и процветание дому. Фольклор содержит много мелодий, которые посвящали проводам льда, хороводам, приходу первого весеннего праздника, приходу гостей.
В итоге фольклор, каким бы он ни был, рассказывал обо всех аспектах жизни. Недаром сами удмурты говорят, что сочинялся он по принципу «расскажу и спою о том, что вижу». Немало фольклорных произведений стало былинами, пересказами, сказками и новеллами. Интересно, что былину и пересказ принимали за чистую монету. Фольклор имел и поучительное значение. Он рассказывал о табу, приводил поговорки, пословицы, посвящал в приметы.
Традиции
Праздники
Важнейшим национальным праздником Удмуртии считается Гербер. Он имеет прочные исторические корни, хотя официально был утвержден только в 1992 году. Прелесть праздника заключается в том, что на него могут прийти все желающие. Гербер всегда был приурочен к окончанию пахотных работ. Обязательными во время праздника были моления общины, жертвоприношение, обход вокруг поля. В качестве жертвы использовали бычка, которого нужно было заколоть рядом с хлебным полем. Мясо, добытое таким образом, добавляли в кашу с овсом, ячменем и гречкой. По завершении трапезы народ начинал гулять, проводить игры, танцевать и водить хороводы. Любимым состязанием людей на Гербер были скачки. Так можно было не только показать себя, но и посмотреть на других: молодые мужчины высматривали девиц, чтобы найти подходящую невесту. На праздник проводили довольно забавный обряд — сялтым. Выбирали девушку, если та сумеет откупиться вином или красивым полотенцем, ее отпускали. А если нет — бросали в реку.
Свадьба
После свадьбы важно соблюдать несколько обрядов:
Жизнь
Земледелие и животноводство стали для древних удмуртов главными занятиями. Плодородные почвы подходили для выращивания разнообразных культур, люди могли позволить себе постоянно есть ягоды и овощи. Мужчины занимались охотой, рыболовством, пчеловодством. Близость к лесу позволяла быстро достать зверя, досыта кормить семью. Удмурты рано сумели освоить заготовку древесины, деревообработку, ткачество, вязание, вышивку. Одежду изготавливали дома, часть продавали. В 18 веке началось развитие промышленности. Население переходило в производство, оставляя традиционные ремесла. По сегодняшний день часть населения Удмуртии занята в производственном секторе, но некоторые продолжают дела предков.
Религия
Основной религией Удмуртии является православие. Часть жителей республики сохраняет приверженность язычеству. Одним из главных богов у удмуртских язычников является Инмар, олицетворяющий небо. С древности удмурты были склонны обожествлять погоду и плодородие, ведь все это играло важную роль в их жизни. Помимо богов, удмуртская мифология включает множество верований, связанных с духами. Язычники считают, что духи есть практически у всего: у леса, бора, ветра, хлева, поля. Сохраняется вера в домовых. Противником Инмара выступает Кереметь, считающийся злым духом.
Молитву нужно читать перед куалой — культовым постаментом, который располагают во дворе. В постаменте живет дух, покровительствующий всему роду. Духу нужно преподносить хлеб, птицу, блины, сжигая дары на огне.
Всем богам нужно воздавать почести, регулярно молясь на празднике. Молитвы читали жрецы, прося о хорошей погоде, урожае, благополучии для всех жителей деревни. На каждый религиозный праздник готовили кашу, используя различные крупы, которые собирали со всех жителей. В кашу добавляли бульон, топленое масло, куриные яйца. Кашу преподносили богам, затем ели сами.
Верующие в язычество обязаны посещать священную рощу, где тоже необходимо молиться. Священная роща предназначалась исключительно для моления — запрещалось пасти скот, собирать ягоды, рубить деревья. Веруя в нижних богов, удмурты закапывают под корни священного дерева дары. На его верхушке ставили блага для верхних богов. Им жертвуют птиц, животных. Язычество четко разделяет положение обрядов:
Все жители Удмуртии участвуют в народных гуляньях, связанных с древними религиозными обрядами. Например, неизменной популярностью пользуется Масленица, Пасха, называемая Акашкой, Гырон, связываемый с окончанием пахотных работ. Детям рассказывают про Тол Бабая — Деда Мороза, располагающего собственной усадьбой. К ней возят многих детей каждый год, причем не только из самой Удмуртии, но и соседних регионов тоже. В домике Тол Бабай ждет гостей, готовя блины в печи.
Удмурты — это во всех смыслах богатый народ. Их самобытная культура привлекает людей со всего мира, поэтому неудивительно, что количество туристов, стремящихся посетить республику, постоянно растет. Сохранение традиционного уклада, безусловно, диковинное явление в наши дни. Вот почему так много людей приезжают сюда, чтобы посмотреть, как жил один из древнейших народов.