угроза ребенку со стороны чужих взрослых какая статья
Об ответственности родителей за жизнь и здоровье детей
Традиционно актуальным остается вопрос о причинах, следствиях и наказании в случае наступления несчастных случаев с участием детей, которых родители оставили без присмотра.
При этом за неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних статьей 5.35 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Необходимо также ответить, что нерадивые родители могут быть также привлечены к уголовной ответственности в установленных законом случаях.
Так, ст. 156 УК РФ предусматривает ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, в том числе родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним. Жестокое обращение может выражаться в систематическом унижении достоинства ребенка, издевательствах, оставлении без еды.
Статья 125 УК РФ регламентирует ответственность за оставление в опасности, которая заключается в заведомом оставлении ребёнка в угрожающем его жизни или здоровью положении. Ответственность по данной статье наступает только в том случае, когда родитель или иной взрослый имел реальную возможность и был обязан оказать необходимую помощь ребенку.
Самая тяжкая статья из применимых в анализируемой ситуации, статья 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности) может быть применена в случае, если родители или иные законные представители, не имея умысла на причинение смерти ребенка, вследствие грубой невнимательности, неосмотрительности, привели к наступлению тяжких последствий в виде смерти.
Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Куда может обратиться несовершеннолетний гражданин Российской Федерации при угрозе его жизни и здоровью
Для защиты детей издано множество правовых документов. Самым значимым международным документом в рамках Организации Объединённых Наций является Конвенция о правах ребёнка (далее — Конвенция). Конвенция предусматривает обязательство государства защищать детей от жестокого обращения. Государства-участники должны обеспечивать, «чтобы ни один ребёнок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания» (пункт «а» статьи 37). Статьей 19 Конвенции установлена необходимость защиты прав ребёнка от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации.
Жестокое обращение не сводится только к избиению. Не менее травмирующими для несовершеннолетних могут быть насмешки, оскорбления, необоснованная критика. Кроме того, это может быть отвержение, холодность, оставление без психологической и моральной поддержки.
В Российской Федерации также делается всё возможное, чтобы несовершеннолетние граждане могли чувствовать себя защищёнными. Согласно статье 56 Семейного кодекса Российской Федерации, ребёнок имеет право на защиту. Защита прав и законных интересов несовершеннолетнего гражданина осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), органами опеки и попечительства, органами внутренних дел, прокуратурой и судом.
При обращении в органы внутренних дел в течение семи дней со дня регистрации обращения может быть принято одно из следующих решений: о приёме к рассмотрению по существу или мотивированный отказ в принятии к рассмотрению.
Также в случае нарушения прав несовершеннолетнего или при наличии угрозы его жизни и здоровью, даже если такое нарушение было допущено сотрудниками и должностными лицами государственных органов (правоохранительных органов, органов социальной защиты населения, органов опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и т.д.), родители и любой человек, считающий нарушенными свои права, связанные с воспитанием детей, может обратиться к уполномоченному по правам ребёнка. Самая главная и важная функция уполномоченного по правам ребёнка — осуществление независимого контроля за соблюдением прав ребёнка. Особенность уполномоченного по правам ребёнка заключается в его способности на независимой основе отстаивать права детей.
Уполномоченный по правам ребёнка вправе влиять на любую ситуацию, создающую опасность здоровью и жизни детей где бы то ни было: в семье, школе, на улице или в колонии для несовершеннолетних правонарушителей.
В Российской Федерации создан «телефон доверия» для детей (8-800-200-01-22). При звонке на этот номер ребёнку не нужно называть своё имя и платить деньги. Позвонить можно с любого телефона — и городского, и мобильного. По этому телефону можно поговорить с психологом или социальным работником, которые расскажут, что делать дальше и дадут адреса специальных кризисных центров.
Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.
Если угроза жизни или здоровью несовершеннолетнего возникла на территории иностранного государства, обращаться за помощью необходимо в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации. Согласно Административному регламенту по предоставлению государственной услуги по оказанию государственных информационно-консульских услуг, утверждённому приказом МИД России от 14 мая 2012 года № 7063, заявитель представляет в загранучреждение лично или с использованием средств почтовой, факсимильной, электронной связи обращение, содержащее перечень интересующих его вопросов, дату составления, подпись, контактные данные.
Алгоритм для детей и родителей по предупреждению противоправных действий в отношении несовершеннолетних
Современная жизнь полна неожиданностей, порой неприятных и зачастую опасных, требующая от детей максимальной осторожности и бдительности, которые должны прививаться взрослыми с малолетнего возраста.
Научить ребенка правилам безопасного поведения под силу каждому!
Дети обязательно должны знать, как вести себя в экстремальных ситуациях, когда их жизни и здоровью угрожает опасность.
Родителям необходимо научить ребенка выражать отказ. Ребенок с детства должен уметь говорить «нет» в следующих ситуациях:
— Когда ребенку предлагают совершить недостойный поступок;
— Если ребенку предлагают поехать куда-нибудь, предупреждая, чтобы он об этом никому не говорил;
— Когда незнакомый человек предлагает ребенку что-либо сладкое (конфеты, пирожные, пирожки и т.п.);
— Когда ребенку предлагают «хорошо» отдохнуть вдали от взрослых, родителей;
— Если незнакомые люди предлагают довезти ребенка на машине или показать им дорогу, сидя в машине;
— Когда малознакомые или незнакомые люди приглашают ребенка к себе в гости и т.д.;
— Когда ребенку предлагают на улице купить недорогой товар, поиграть в азартную игру, обещая большой выигрыш.
Не следует учить ребенка, беспрекословно и не задумываясь, выполнять все требования взрослых. Такое поведение может создать благоприятные условия для совершения преступлений маньяками и педофилами.
Правила безопасности для детей
С раннего детства ребенок должен знать, что люди бывают разные, и общаться надо только с теми, кого знаешь. Соблюдая правила безопасности, ваш ребенок сможет принять самое правильное решение в сложной ситуации и избежать встречи с преступником.
Для этого нужно навсегда усвоить «Правила четырех «не»:
1. Не разговаривай с незнакомцами и не впускай их в дом;
2. Не заходи с ними в лифт или подъезд;
3. Не садись в машину к незнакомцам;
4. Не задерживайся на улице после школы, особенно с наступлением темноты.
Очень важно объяснить ребенку, что незнакомец – это любой человек, которого не знает сам ребенок.
Незнакомец может назвать ребенка по имени, сказать, что пришел по просьбе его мамы, может позвать посмотреть мультфильмы или предложить конфету. Но если человек ребенку незнаком, то он должен на все предложения отвечать отказом и в случае опасности кричать: «Я его не знаю!»
Родителям необходимо внушить ребенку, что никогда и ни при каких обстоятельствах они не пришлют за ним в школу, домой или во двор незнакомого человека. Если такой человек подойдет, кем бы он ни назвался, надо немедленно бежать в людное место, звонить родителям или обратиться к полицейскому.
На улице
В подъезде
Дома
Родители, помните, что покупая детям не по возрасту дорогие подарки (дорогие мобильные телефоны, планшетные компьютеры, игровые консоли и т.д.), которыми ребенок может пользоваться на улице, вы провоцируете злоумышленников на совершение в отношении Вашего ребенка противоправных действий.
Семейные правила безопасности
1. Придумайте вместе с детьми семейный пароль, который каждый сможет использовать в качестве сигнала в случае опасной ситуации.
2. Если ваш ребенок добирается до дома без сопровождения взрослых, придумайте вместе с ним постоянный и наиболее безопасный маршрут. Договоритесь с ребенком о том, что он постоянно будет ходить именно этой дорогой.
3. Научитесь ребенка беречь ключи и расскажите ему, что делать, если он их потеряет. Выходя из дома, ребенок должен проверять, взял ли он ключ с собой.
4. Оговорите границы окрестностей, в которых ребенок может гулять.
5. Сформируйте у ребенка привычку рассказывать о том, как он провел время, когда оставался без вашего присмотра.
6. Ребенок обязательно должен знать свое имя, имена родителей, домашний адрес и телефон. Это поможет ему добраться до дома, если он потерялся.
7. Дети должны знать, как и в каких случаях можно позвонить в полицию, противопожарную службу и скорую помощь.
Родители, помните, что главным для ребенка является ваша любовь и внимание!
Если вы считаете, что ребенку угрожает опасность, не оставайтесь безучастными!
Если вы думаете, что ребенок ваших знакомых или соседей подвергается насилию, избиению со стороны родителей, незамедлительно обратитесь в полицию по телефону 02, 102 или 112.
Что делать и куда обращаться, если угрожают ребенку физической расправой в школе
Конфликты между школьниками — достаточно распространенное явление. Они возникают даже в элитных учебных заведениях. Но подобные ситуации могут сопровождаться запугиванием человека. Сын или дочь могут бояться выходить из дома, посещать занятия. Родителям необходимо знать, что делать, если ребенку угрожают в школе.
Порядок пресечения запугивания в школе
Если законный представитель несовершеннолетнего столкнулся с запугиванием подопечного, необходимо придерживаться следующего алгоритма:
Если запугивание исходило от старшеклассников, достигших возраста уголовной ответственности, родитель вправе обратиться в полицию с заявлением.
Первоочередные действия
В первую очередь необходимо выяснить у сына или дочери, кто именно и каким образом его запугивает. Эти сведения нужно донести до руководства образовательного учреждения и классного руководителя.
Для этого потребуется написать заявление. Документ можно оформить в свободной форме, но важно указать следующие сведения:
В большинстве случаев на этом этапе запугивание пресекается, поскольку образовательная организация не пожелает распространения информации о ситуации за пределы школы.
Будут проведены встречи с родителями проблемных учеников, беседы с привлечением психолога.
Совет! Чтобы успокоить ребенка и обеспечить психологическую поддержку, следует первое время встречать его со школы. Если несовершеннолетний учится в старших классах и не желает подобной опеки, можно организовать «случайные» встречи с родственниками после занятий.
Обращение в комиссию по делам несовершеннолетних
Если обращение к администрации школы желаемого результата не принесло, целесообразно написать жалобу в комиссию по делам несовершеннолетних. В тексте документа также необходимо указать:
Эта мера зачастую дает результат, поскольку родители детей, которые нарушили законодательство, не желают вмешательства этого органа.
Обращение в правоохранительные органы
Если вышеперечисленные меры не помогли, и обещания расправы исходят от учащихся старших классов, целесообразно привлечь правоохранительные органы.
Если угрозы исходят от детей — следует обратиться в отделение полиции и подать жалобу в ПДН, в которой указываются:
Если же угрозы поступают от взрослых — заявление подается участковому или через дежурную часть.
Документ составляется в двух экземплярах, один из которых остается на руках у обратившегося.
Если угрозы сопровождались побоями, необходимо обратиться в травмпункт и зафиксировать их.
Законодательная основа уголовной ответственности за угрозы
Законодатель устанавливает уголовную ответственность, если гражданин угрожает убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, в статье 119 УК РФ.
При этом угроза может осуществляться в:
Для данного деяния характерны следующие черты:
Вред этим преступлением наносится психическому состоянию потерпевшего. Поэтому для квалификации обещаний расправы по ст. 119 важно доказать, что он воспринял их всерьез и опасался наступления последствий.
Виды угроз
Для применения данной статьи необходимо, чтобы человеку угрожали физической расправой или причинением тяжкого вреда здоровью. Понятие подобных повреждений содержится в статье 111 УК РФ. Это могут быть действия, которые повлекут:
Обещание причинить вред, который не будет классифицирован, как тяжкий, не повлечет уголовной ответственности.
Скачать для просмотра и печати:
Важно! Возраст уголовной ответственности по данному преступлению наступает с 16 лет. Поэтому осуждены за подобные действия могут быть только учащиеся старших классов. Однако, если сына или дочь запугивает одноклассник, младше 16 лет, или в его словах не было обещания причинить тяжкий вред, родителям также необходимо предпринять активные действия для пресечения негативного воздействия.
Защита детей от жестокого обращения
Конвенция о правах ребенка (2 сентября 1990 года), ратифицированная СССР, предусматривает обязательство государства защитить детей от жестокого обращения:
«Статья 37: Государства-участники обеспечивают, чтобы: а) ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания».
1. Понятие и формы жестокого обращения с детьми, их влияние на ребенка.
В настоящее время российское законодательство не дает четкого определения термина «жестокое обращение с детьми», но само понятие впервые появилось в Кодексе о браке и семье в 1968 году. В нем жестокое обращение с детьми было включено в перечень оснований для лишения родительских прав, но содержание самого понятия не раскрывалось.
Предлагаем следующее определение, обобщающее точку зрения различных авторов, исследующих проблему жестокого обращения с детьми.
Формы насилия над детьми
Влияние физического насилия на ребенка
1) Поведенческие и психологические индикаторы:
— задержка развития, малоподвижность; дети могут становиться агрессивными, тревожными; могут быть необычайно стеснительными, нелюбознательными, избегать сверстников, бояться взрослых и играть только с маленькими детьми, а не с ровесниками; страх физического контакта, боязнь идти домой; тревога, когда плачут другие дети, тики, сосание пальцев, раскачивание.
2) Признаки физического насилия над ребенком
раны и синяки:
— разные по времени возникновения;
— в разных частях тела (например, на спине и груди одновременно);
— имеют особую форму предмета (например, форму пряжки ремня, ладони, прута);
ожоги:
— топография ожогов различна, но чаще они расположены на стопах, кистях рук, груди, голове. как правило, это контактные ожоги горячими металлическими предметами и сигаретами. Ожоги от прижигания сигаретами имеют резко очерченные округлые контуры, после заживления остаются слабая пигментация и слегка втянутый центр;
укусы:
— следы от человеческого укуса характеризуются ранами, расположенными по контуру зубной арки, имеют элипсовидную или овоидную формы; отпечатки верхних и нижних резцов прямоугольной, премолярной формы, типично наличие кровоподтеков;
«синдром тряски ребенка»
— возникает, когда взрослый, схватив ребенка за плечи, сильно трясет его взад и вперед; при этом сила воздействия на кровеносные сосуды мозга такова, что могут произойти кровоизлияние в мозг или ушиб головного мозга;
— у ребенка наблюдаются кровоизлияние в глаза, тошнота, рвота, потеря сознания; одновременно выявляются сопутствующие признаки физического насилия – синяки на плечах и груди, имеющие отпечатки пальцев.
— родители поздно обращаются за медицинской помощью или инициаторами обращения являются другие люди;
— следы травм различной давности;
— родители дают противоречивые, путаные объяснения случившемуся;
— обвиняют ребенка в нанесении самоповреждений;
— не оказывают ребенку поддержки при медицинском осмотре;
— отсутствует обеспокоенность за здоровье ребенка или, напротив, демонстрируется преувеличенная забота (псевдолюбовь);
— повторные госпитализации в стационар с травмами различного характера.
Отсутствие заботы о детях (пренебрежение основными потребностями ребенка) – невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, медицинском обслуживании, присмотре.
Влияние на ребенка:
— не растет, не набирает подходящего веса или теряет вес;
— ребенок брошен, находится без присмотра, не имеет подходящей одежды, жилища;
— нет прививок, нуждается в услугах зубного врача, плохая гигиена кожи, запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия);
— не ходит в школу, прогуливает школу, приходит на занятия слишком рано и уходит из школы слишком поздно;
— устает, апатичен, имеет отклонения в поведении.
ПСИХИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ (эмоционально дурное обращение с детьми):
— обвинения в адрес ребенка (брань, крики);
— принижение его успехов, унижение его достоинства;
— длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей;
— принуждение к одиночеству;
— совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям;
— причинение боли домашним животным с целью запугать ребенка.
Влияние на ребенка:
— задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста (у дошкольников и младших школьников);
— импульсивность, взрывчатость, вредные привычки (сосание пальцев, вырывание волос), злость;
— попытки совершения самоубийства, потеря смысла жизни, цели в жизни (у подростков);
— ночные кошмары, нарушение сна, страхи темноты, боязнь людей, их гнева;
— депрессии, печаль, беспомощность, безнадежность, заторможенность.
Влияние на ребенка:
— обнаруживает странные (причудливые) слишком сложные или необычные сексуальные познания или действия;
— может сексуально приставать к детям, подросткам, взрослым;
— может жаловаться на зуд, воспаление, боль в области гениталий;
— может жаловаться на физическое нездоровье;
— девочка может забеременеть;
— ребенок может заболеть болезнями, передающимися половым путем;
— скрывает свой секрет (сексуальное отношение со взрослым или со сверстником) из-за беспомощности или привыкания, а также угроз со стороны обидчика.
Распознавание признаков жестокого обращения с детьми и пренебрежения родительским долгом является обязанностью сотрудников органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Не всегда эти признаки очевидны, и часто лишь внимательное общение с ребенком и его родителями может выявить жестокое обращение с детьми.
Однако существуют явные признаки, которые требуют немедленного информирования правоохранительных органов:
— следы побоев, истязаний, другого физического воздействия;
— следы сексуального насилия;
— запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия и т.д.);
— отсутствие нормальных условий существования ребенка: антисанитарное состояние жилья, несоблюдение элементарных правил гигиены; отсутствие в доме спальных мест, постельных принадлежностей, одежды, пищи и иных предметов, соответствующих возрастным потребностям детей и необходимых для ухода за ними;
— систематическое пьянство родителей, драки в присутствии ребенка, лишение его сна, ребенка выгоняют из дома.
Если сотрудники органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в процессе исполнения своих должностных обязанностей выявляют у детей перечисленные выше явные признаки жестокого обращения, то они обязаны:
— направить информацию в правоохранительные органы – для привлечения к ответственности лиц, допустивших жестокое обращение;
— направить информацию в органы опеки и попечительства – для решения вопроса о немедленном отобрании ребенка у родителей или других лиц, на попечении которых они находятся;
— принять меры по оказанию помощи ребенку.
2. Виды ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с детьми, в соответствии с российским законодательством
В российском законодательстве существует несколько видов ответственности лиц, допускающим жестокое обращение с ребенком.
Административная ответственность
Лица, допустившие пренебрежение основными потребностями ребенка, не исполняющие обязанности по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, подлежат административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 5.35.). Рассмотрение дел по указанной статье относится к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Уголовная ответственность
Гражданско-правовая ответственность
Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством.
Пример: лишение родительских прав (ст. 69 Семейного кодекса Российской Федерации), ограничение родительских прав (ст. 73 Семейного кодексаРоссийской Федерации), отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст. 77 СемейногокодексаРоссийской Федерации).
Дисциплинарной ответственности могут быть подвергнуты должностные лица, в чьи обязанности входит обеспечение воспитания, содержания, обучения детей, допустившие сокрытие или оставление без внимания фактов жестокого обращения с детьми.
3. Основные задачи руководителей и специалистов органов и учреждений системы профилактики в случаях выявления фактов жестокого обращения с детьми
Основные задачи руководителей и специалистов органов и учреждений системы профилактики:
— проводить профилактические мероприятия по предупреждению жестокого обращения с детьми;
— внимательно относиться к внешним проявлениям случаев жестокого обращения с детьми;
— проводить работу по реабилитации жертв насилия.
4. Действия сотрудников органов и учреждений системы профилактики при обнаружении явных признаков жестокого обращении с ребенком
Действия сотрудников медицинских учреждений
В случае выявления явных признаков жестокого обращения с ребенком:
1. провести медицинскую оценку состояния ребенка – жертвы жестокого обращения, зафиксировав данные в медицинской карте;
2. при необходимости госпитализировать ребенка, подвергнувшегося жестокости;
3. направить служебную записку руководителю лечебного учреждения о выявленном случае жестокого обращения с ребенком;
4. руководитель лечебного учреждения немедленно направляет информацию о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в правоохранительные органы, зафиксировав номер исходящего сообщения (приложение № 1), оставив копии сообщений в документах по делопроизводству;
5. руководитель учреждения немедленно направляет информацию о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в органы опеки попечительства и комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, зафиксировав номер исходящего сообщения (приложение № 2), оставив копии сообщений в документах по делопроизводству.
Действия сотрудников образовательных учреждений
В случае выявления явных признаков жестокого обращения с ребенком:
1. немедленно направить служебную записку руководителю образовательного учреждения о выявленном случае жестокого обращения с ребенком;
2. руководитель образовательного учреждения немедленно сообщает по телефону (затем в течение дня направляет письменную информацию) о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в органы опеки и попечительства для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка;
3. специалист по охране прав детства совместно со специалистом образовательного учреждения, сотрудником органов внутренних дел (при необходимости) незамедлительно проводит обследование условий жизни и воспитания ребенка, по результатам которого составляется акт обследования; по итогам проведения мероприятий руководитель образовательного учреждения немедленно направляет в правоохранительные органы информацию о выявлении признаков жестокого обращения с ребенком, зафиксировав номер исходящего сообщения (приложение № 1), приложив акт обследования условий жизни и воспитания ребенка, оставив копии сообщений и прилагаемых документов в документах по делопроизводству; руководитель образовательного учреждения направляет информацию о выявлении признаков жестокого обращения с ребенком в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, зафиксировав номер исходящего сообщения (приложение № 2), оставив копии сообщений и прилагаемых документов в документах по делопроизводству.
Действия сотрудников органа опеки и попечительства
Действия, предусмотренные статьей 77 СемейногокодексаРоссийской Федерации при получении информации о непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью, носящей прямой и явный характер, не вызывающий сомнения в возможности наступления негативных последствий в виде смерти, причинения телесных повреждений или иного вреда здоровью ребенка в силу самых разнообразных причин (избиения родителями, от голода из-за не предоставления пищи, истязаний и т.п.):
— выйти на место для обследования условий жизни и воспитания ребенка (при необходимости с участием сотрудников правоохранительных органов), составить соответствующий акт;
— внести по результатам рассмотрения сообщения о наличии такой угрозы акт об отобрании ребенка (постановление, распоряжение главы муниципального образования);
— исполнить данный акт немедленно (при необходимости с участием сотрудников правоохранительных органов);
— незамедлительно уведомить об отобрании ребенка у родителей прокурора, который при наличии Соответствующих оснований принимает меры, предусмотренные законом;
— обеспечить временное устройство ребенка (поместить в приют, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, дом ребенка);
— в течение семи дней после издания акта об отобрании ребенка обратиться с иском в суд о лишении родителей родительских прав или об ограничении родительских прав.
Действия, предусмотренные статьей 69 Семейного кодекса Российской Федерации
При поступлении информации о жестоком обращении родителей с ребенком:
1. направить сообщение в правоохранительные органы для привлечения к установленной законом ответственности, зафиксировав номер исходящего сообщения (приложение № 1), оставив копии сообщений в документах по делопроизводству;
2. направить сообщение в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, зафиксировав номер исходящего сообщения (приложение № 1), оставив копии сообщений в документах по делопроизводству;
3. готовить материалы в суд для возбуждения дела о лишении родительских прав.
Действия сотрудников социозащитных учреждений
В случае выявления явных признаков жестокого обращения:
— провести совместно со специалистами органов опеки и попечительства и при необходимости – сотрудниками органов внутренних дел обследования условий жизни и воспитания ребенка, составить акт обследования;
— направить руководителю учреждения служебную записку о выявленных признаках жестокого обращения с ребенком, приложив акт обследования;
— руководитель учреждения направляет информацию в правоохранительные органы о выявлении признаков жестокого обращения с ребенком, зафиксировав номер исходящего сообщения (приложение № 1), оставив копии сообщений и прилагаемых материалов в документах по делопроизводству;
— руководитель учреждения направляет информацию о выявленном случае жестокого обращения с ребенком, зафиксировав номер исходящего сообщения (приложение № 2), оставив копии сообщений и прилагаемых материалов в документах по делопроизводству.
Действия сотрудников комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав
1. поступающую информацию от органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:
— зафиксировать в документах по делопроизводству;
— отразить в соответствующей графе ежемесячного отчета о работе с семьями, находящимися в социально опасном положении, направляемого в областную комиссию;
— проанализировать и выявить причины и условия, способствующие жестокому обращению с ребенком;
— организовать профилактическую работу по предупреждению данных явлений;
— организовать индивидуально-профилактическую работу по реабилитации несовершеннолетних жертв насилия;
2. при поступлении информации о жестоком обращении с ребенком от граждан дать поручение социальным педагогам или сотрудникам социозащитных учреждений провести обследование условий жизни и воспитания ребенка; по результатам акта обследования направить сообщение в правоохранительные органы для привлечения к установленной законом ответственности, зафиксировав номер исходящего сообщения (приложение № 1), оставив копии сообщений и прилагаемых материалов в документах по делопроизводству;
3. при получении административного протокола, составленного на родителей по статье 5.35 КоАП РФ (не исполнение родительских обязанностей, в материалах к которому содержится информация об антисанитарном содержании жилья, несоблюдении элементарных правил гигиены, отсутствии в доме спальных мест, постельных принадлежностей, одежды, пищи и иных предметов, необходимых для обеспечения должного ухода за детьми, о систематическом пьянстве родителей, даже если ранее родители не привлекались к административной ответственности по указанной статье, необходимо направить сообщение в правоохранительные органы для проведения соответствующей проверки и решения вопроса о возбуждении уголовного дела в отношении родителей, жестоко обращающихся с детьми.