указать какое определение не входит в оценку быстроты
Скоростные способности
Содержание
Метрология скоростных способностей [ править | править код ]
К элементарным формам проявления быстроты относятся [2] [3] [4] [8] [9] [10] [11] :
Специалистами в области хоккея были выявлены состав и структура специальных скоростных способностей хоккеистов высокой квалификации, включающие следующие виды их проявления [13] [10] :
1) быстрота простой и сложной реакции;
2) стартовая скорость;
3) дистанционная скорость;
4) быстрота тормозных движений;
5) быстрота выполнения технических приемов игры;
6) быстрота переключения от одного действия к другому.
Скольжение на коньках включает в себя три относительно независимые друг от друга фазы [14] :
Проявление форм быстроты и скорости движений зависит от целого ряда факторов [4] [5] :
Быстрота реакции с точки зрения физиологии зависит от скорости протекания следующих фаз [5] :
Тесты для оценки скоростных способностей [ править | править код ]
Тесты для оценки скоростных способностей делятся на пять групп [1] [5] :
Тесты для оценки скорости одиночных движений [ править | править код ]
Испытуемый становится на специальную тензоплатформу. Задача по сигналу как можно быстрее поднять и опустить ногу. Фиксируется время от момента подачи сигнала до отрыва ноги (простая реакция) и время от момента отрыва ноги до её возвращения (время одиночного движения). Выполняется сначала три попытки одной ногой, затем три — другой.
Тесты для оценки максимальной частоты движений [ править | править код ]
При использовании теппинг-тестов регистрируется число движений ногами (поочередно или одной) или руками (поочередно или одной) за определенное время. В последнем случае обычно применяется два подхода [15] :
По имеющимся у автора результатам обследований 21 хоккеиста в возрасте до 21 года различных клубов Словакии для данного теста создана оценочная шкала:
Таблица 1. Шкала оценок для хоккеистов Словакии в возрасте до 21 года
Б) Второй подход является более простым, т.к. не требует никакой специальной аппаратуры. Испытуемому дается лист бумаги, разделённый на 4 одинаковые части. Задача спортсмена в максимально возможном темпе наносить ручкой или карандашом точки, каждые 30 секунд (всего четыре отрезка) экзаменатор даёт команду переключиться на другой участок листа. Оценивается динамика утомления от первого отрезка к последующим, а также общее количество движений.
Контроль максимальной частоты движений ног осуществляется с помощью двух тен-зоплатформ размером около 30> [1] [15] :
Характерной особенностью двух вышеописанных тестов является то, что серьезное влияние на конечный результат оказывает степень развития точности как компонента координации движений. Снизить влияние можно, применяя следующие тесты [15] :
Тесты для оценки скорости, проявляемой в целостных двигательных действиях [ править | править код ]
В хоккее наибольшее распространение получили следующие тесты:
Таблица 2. Нормативные оценки по физической подготовленности для учащихся групп высшего спортивного мастерства ВСМ (19, 20 лет) [13]
Быстрота. Методы развития и контроля
БЫСТРОТА. МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ И КОНТРОЛЯ
1. Понятие «быстрота», ее характеристики.
3. Физиологическая характеристика быстроты.
4. Методы развития быстроты.
5. Методы оценки быстроты.
6. Профессионально-прикладное значение качества быстроты.
1. Понятие «быстрота», ее характеристики.
Быстрота в жизни человека имеет не такое малое значение как принято думать. В быту, дома и на работе, учебе вы сталкиваетесь с различными проявлениями быстроты, просто не задумываетесь над этим. Даже то, как вы собираетесь в институт, как быстро бежите за троллейбусом, как готовитесь к занятиям и т. д. И в дальнейшем вам придется быстро принимать решения, быстро и точно проводить ту или иную манипуляцию во время операции. Возможно, некоторые из вас свяжут свою жизнь со спортом и будут работать спортивными врачами или во врачебно-физкультурном диспансере, тогда тем более вам пригодятся эти знания. Я постараюсь сделать уклон на физиологические и биохимические аспекты качества быстроты, что ближе вам, нежели самим спортсменам.
Обычно выделяют 3 разновидности проявления скоростных качеств:
2. Быстрота реакции (на сигнал стартера, на изменение игровой ситуации и т. д.)
3. Быстрота, как необходимая характеристика темпа движений, т. е. способность быстро чередовать сокращение и расслабление необходимых мышечных групп. Эта разновидность исключительно важна в упражнениях циклического характера (бег, плавание, велоспорт и др.) так как позволяет не только увеличить темп движений, но и выполнять каждое движение более эффективно, с меньшей затратой сил и энергии.
3. Физиологическая характеристика быстроты.
Основной предпосылкой качества быстроты является врожденная способность человека к быстроте движений. Что мы предполагаем, говоря о врождённых способностях? В основе всех разновидностей проявления быстроты лежит подвижность нервных процессов. Только при очень быстрой взаимной смене возбуждения и торможения и соответствующей регуляции нервно-мышечного аппарата может быть достигнута высокая частота движений в сочетании оптимальным приложением силы. В этом состоит физиологическая сущность быстроты.
В состав мышц человека входят бледные и красные мышечные волокна. Типичными скоростными являются бледные, т. е. преобладание их в мышцах показывает на скоростные способности. Например, у темнокожих спортсменов в большинстве своем так оно и есть, поэтому они и лидируют в беге на короткие дистанции. При систематической тренировке мышца приспосабливается к тому виду усилий, которыми ее нагружают и при скоростных нагрузках мышечные волокна изменяют свою структуру и свойства. Говоря об анатомических особенностях, надо отметить, что здесь наиболее предпочтительна продольная ориентация мышечных волокон относительно продольной оси мышцы и более короткое крепление ее к кости. Немаловажное значение имеют и биохимические механизмы, обеспечивающие движение скоростного характера. В биохимическом аспекте быстрота особенно зависит от энергетических запасов в мышце (прежде всего АТФ и креатинфосфата, за счет расщепления которых происходит выделение большого количества анергии), и от темпа мобилизации химической энергии. Вследствие максимальной интенсивности работы образуется высокий кислородный долг, что приводит к значительному повышению молочной кислоты в крови. Поэтому способность к поглощению О2-долга и мощность буферных систем крови также имеют значение для достижений в упражнениях скоростного характера.
Предпосылками безупречной спортивной техники и высокой частоты движений является растяжимость, эластичность мышц и их способность к расслаблению и напряжению при переменной работе. Потому упражнения на растягивание и расслабление должны составлять постоянный элемент тренировки.
В скоростных упражнениях очень важную роль играет психологическая подготовка. Достижение исключительно возможной скорости требует максимального напряжения воли и зависит от интенсивности волевого усилия. В спринтерском беге нет внешнего раздражителя (например, планка в прыжках). Поэтому надо с помощью сознательно организованной волевой деятельности регулярно требовать от спортсмена больших волевых усилий. Лучше всего поможет соревнование с соперником, поэтому столь важна тренировка в коллективе.
Но в то же время, желание исполнять движение как можно быстрее, свое волевое усилие должно контролироваться сознанием того, что степень нервного возбуждения будет оптимальной и не выйдет за пороговый уровень. В противном случае возникнут нескоординированные, судорожные движения, снизится скорость.
3. Методы развитие быстроты.
Развивать быстроту (особенно с помощью игр) надо с 10-12 лет, тогда к 18-20 годам можно достичь высокого уровня его развития.
Быстрота движений повышается посредством специальных упражнений или целостным выполнением избранного вида. Причем скорость выполнения должна быть максимальной или близкой к ней, т. к. решающим фактором в тренировке быстроты является очень высокая интенсивность движения.
Существует 2 основных метода развития быстроты:
1. Повторное выполнение упражнений в затрудненных условиях (бег в гору, бег с отягощением (пояс, мешочек с песком, свинцом и т. д.), быстрые выпрыгивания с отягощением (с гирей, со штангой на плечах и т. д), прыжки с отягощением, быстрые выпрыгивания с преодолением сопротивления, бег по песку, или по воде, толкание или метание более тяжёлого снаряда.
2. Повторное выполнение упражнений в облегченных условиях
(бег с горы, метание облегчённых снарядов (для мужчин – женского копья, мячика и т. д.), бег под ветер, бег по укороченным отрезкам, прыжки в высоту, длину по плинтам, с мостиком, с повышенной опорой).
Оба эти метода очень эффективны, так как выполнение упражнений в измененных условиях способствует включению в действие новых временных, силовых и др. факторов и предъявляет к организму более высокие требования, что практически исключает привыкание организма к специальным упражнениям, приводящее к стабилизации спортивных результатов.
Выполнение упражнений при сочетании усложненных и обычных условий дает возможность занимающимся почувствовать разницу мышечных ощущений.
Интервалы между повторными нагрузками должны обеспечивать оптимальное восстановление работоспособности, в зависимости от длительности, интенсивности воздействий и меры визуальных способностей. Их продолжительность составляет примерно 4-6 мин, т. к. порог нервного возбуждения падает.
Регулярно в занятии надо измерять ЧСС и соответственно снижать или увеличивать нагрузку.
4. Методы оценки быстроты.
Качество быстроты контролируется и оценивается по способности спортсмена к проявлению элементарных форм быстроты:
— по времени простой двигательной реакции, времени реакции выбора, скорости одиночного движения, по частоте движений. Таким образом, для контроля быстроты определяют:
— время пробегания короткого отрезка дистанции;
— время от стартового сигнала до момента достижения максимальной скорости;
— количество движений за определенный отрезок времени (частота движения);
Определение силы нервной системы с помощью теппинг-теста.
Для этого используется секундомер, сдвоенный счетчик для измерения темпа движений. Методика теппинг-теста позволяет изучить силу нервной системы при произвольной двигательной деятельности. Сила в этом случае определяется динамикой изменения максимального темпа движений кисти руки.
Испытуемому предлагается нажимать на ключ с максимальной частотой до отказа. Через каждые 5 секунд снимаются показатели счетчика и после эксперимента высчитывается частота движений за каждый отрезок времени. При отсутствии сдвоенного счетчика используют лист бумаги и карандаш.
Реакция на звуковой раздражитель быстрее нежели на световой, где участвует зрительный анализатор.
6. Профессионально-прикладное значение качества быстроты.
Любая физическая деятельность человека в быту, требует определенного уровня развития физических качеств. Чем он выше, тем лучше работоспособность организма и выше производительность труда при одновременно меньших затратах энергии. Выбирая профессию, необходимо ориентироваться по своим качествам и идти работать согласно их развитию.
2. Грачёв култура: Учебное пособие / Под ред. –М.: ИКЦ «МАРТ»; Ростов н/Д: Изд. Центр «МАРТ», 2005.-С.204-210.
3. Лёгкая атлетика. Критерии отбора. Терра-Спорт, 2000.-247с.
4. Матвеев и методика физической культуры: Учебник для институтов физической культуры, 4-ое издание. Стереотипное – М.: Омега-Л, 2004.- 160с.
5. Тер- Подготовка легкоатлета, современный взгляд. Терра-Спорт, 2000.-363с.
Тесты для 5-7 классов «физические качества»
Содержимое разработки
Тест «Физические качества»
А) индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека;
Б) врожденные морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая активность человека:
В) комплекс способностей занимающихся физической культурой и спортом, выраженных в конкретных результатах.
2.К основным физическим качествам относятся:
А) выносливость, сила, ловкость, быстрота, гибкость
Б) рост, вес, становая сила, объем бицепсов
В) бег, прыжки, метания, ходьба
3.Укажите вид спорта, который обеспечивает наибольший эффект в развитии гибкости:
А) тяжелая атлетика
Б) современное пятиборье
4.Какое двигательное действие следует выбрать при оценке уровня силовых возможностей?
А) длительный бег до 25-30 мин.
Б) прыжки со скакалкой
В) подтягивание в висе
А) способность человека проявлять мышечные усилия различной величины в возможно короткое время
Б) способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий
В) комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие «мышечное усилие»
6.Результатом выполнения силовых упражнений с большим отягощением является:
А) увеличение объема мышц
Б) быстрый рост абсолютной силы
В) укрепление опорно-двигательного аппарата
7.Лучшие условия для развития быстроты реакции создаются вовремя:
А) подвижных и спортивных игр
Б) скоростно-силовых упражнений
В) прыжков вверх с места
8.Какие упражнения считаются развивающими силу:
А) Подтягивания, отжимания
9.Что называют быстротой:
А) Это способность быстро, точно и экономно решать двигательные задачи.
Б) комплекс функциональных свойств организма, определяющих скоростные характеристики движений, а также двигательной реакции.
В) врожденные морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая активность человека
10.Какие упражнения развивают быстроту:
А) бег на длинные дистанции
В) Соревновательные упражнения, выполняемые с максимальной скоростью
11.Что такое выносливость:
А) Способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности.
Б) способность человека проявлять мышечные усилия различной величины в возможно короткое время
В) Способность выполнять упражнения с большой амплитудой
12.Какими методами лучше развивать выносливость:
А) Попеременный метод
В) Равномерный метод
13.На какие виды разделяют выносливость:
А) Главную, второстепенную
Б) Общую, специальную
14.Какое тестовое задание служит для определения гибкости:
В) подтягивание на перекладине
15.Что называют гибкостью:
А) Способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности.
Б) способность человека проявлять мышечные усилия различной величины в возможно короткое время
В) Способность выполнять упражнения с большой амплитудой
16.Что такое ловкость:
А) Это способность быстро, точно и экономно решать двигательные задачи.
Б) способность человека проявлять мышечные усилия различной величины в возможно короткое время
В) Способность выполнять упражнения с большой амплитудой
17.Как называется метод с упражнениями, проводящимися по «станциям»:
В) Метод круговой тренировки.
18.Какое основное физическое качество наиболее зависит от эластичности мышц:
19.Какое качество развивают упражнения с преодолеванием веса собственного тела:
20.Какое самое простое и полезное занятие спортом для развития выносливости:
Быстрота (физическое качество)
Возрастная динамика быстроты и скоростно-силовых способностей [ править | править код ]
Быстрота как физическое качество определяется частотой чередования сокращений и расслаблений мышц.
Быстрота является комплексным, многофакторным двигательным качеством и определяется тремя относительно не зависимыми одна от другой элементарными формами: скрытым периодом двигательной реакции, скоростью одиночного сокращения и максимальной частотой движений.
Уровень развития быстроты в первую очередь определяется функциональными характеристиками центральной нервной системы и периферического звена нервно-мышечного аппарата ребенка: подвижностью нервных процессов, скоростью, силой и частотой нервных импульсов, соотношением быстрых и медленных мышечных волокон (реактивностью мышц и их вязкостью, способностью мышц быстро переходить из напряженного состояния в расслабленное).
Первое способ осуществления скоростных упражнений должен позволять выполнить их в максимальном темпе.
Второе, выполняемое упражнение должно быть предварительно хорошо освоено (при достаточном автоматизме контроль сознания направлен не на координацию движения, а на его качество, в данном случае скорость).
Третье: прекращение скоростных упражнений в момент появления первых признаков утомления.
Анализ результатов тестирования беговых упражнений детей, разделенных на три основных морфобиомеханических типа (соматотипа), свидетельствует о том, что дети среднего типа развития показывают стабильно более высокие результаты во всех скоростных двигательных действиях. Это говорит о том, что мальчики и девочки, относящиеся по габаритному ВР к средней группе, могут быть отобраны специалистами для спринтерских дистанций. Темп развития скорости движений особенно высок в 7-9 лет, то есть в младшем школьном возрасте, достигая максимума к 14-15 годам.
Так, дети среднего габаритного уровня значительно опережают сверстников в выполняемом упражнении (в большей мере это зависит от согласованного движения рук (мах) и ног (толчок)) по сравнению с детьми двух других соматических групп (В.П. Губа, 1996).
Интересно отметить, что у девочек частота движения пальцев руки несколько больше, чем у мальчиков. Возможно, что связано это с большей тренировкой кисти при выполнении домашней работы. Максимальная частота движений, совершаемых в заданном ритме, с возрастом также постепенно увеличивается. За период от 4 до лет у мальчиков и девочек она возрастает примерно в 3,3 раза.
Существует мнение, что качество быстроты выражением, которого является максимальная частота движений, связано с подвижностью нервных процессов. Другими словами, предел частоты движений в первую очередь зависит от скорости перехода центров антагонистических мышц из состояния возбуждения в состояние торможения.
Быстрота (физическое качество), средства и методы развития
Быстрота как физическое качество – это способность человека совершать двигательное действие в минимальный для данных условий отрезок времени с определенной частотой и импульсивностью.
В вопросе о природе этого качества среди специалистов нет единства взглядов. Одни высказывают мысль, что физиологической основой быстроты является лабильность нервно-мышечного аппарата. Другие полагают, что важную роль в проявлении быстроты играет подвижность нервных процессов. Многочисленными исследованиями доказано, что быстрота является комплексным двигательным качеством человека.
Быстрота – это качество, которое весьма многообразно и специфично проявляется в различных физических действиях человека.
Возьмем такой пример. Человек ведет автомобиль, и перед ним неожиданно возникает препятствие, требующее немедленной остановки. В этой ситуации быстрота водителя проявляется в двух формах:
Виды (Формы) быстроты
Быстрота имеет различные виды проявления. Различают быстроту как способность к быстрым двигательным реакциям на зрительный, звуковой или тактильный раздражитель.
Например, быстроту реакции фехтовальщика в ответ на действие противника, быстроту движения со старта бегуна на короткие дистанции.
Быстрота выражается также в способности к смене движений по направлению и характеру, прекращению движений. Это та сторона качества быстроты, которая в наибольшей мере проявляется в спортивных играх, скоростном спуске на лыжах, слаломе.
Основные виды проявления быстроты человека:
Выделяют также еще один вид проявления быстроты («скоростных качеств») – быстрое начало движения (то, что в спортивной практике называют «резкостью»).
Практически наибольшее значение имеет скорость целостных двигательных актов (бег, плавание и др.), а не элементарные виды проявления быстроты, хотя скорость целостного движения лишь косвенно характеризует быстроту человека.
Одной из характеристик быстроты является частота движений, играющая большую роль в таких действиях, как, например, спринтерский бег, работа на ключе радиопередатчика, исполнение трели на музыкальном инструменте и т.п.
Быстрота проявляется в способности к частоте повторных движений; например, движений баскетболиста, ведущего мяч, движений бегуна на короткие дистанции.
Чем меньше масса движущейся части тела, тем большую частоту можно развить ею. Наибольшая частота движений – пальцев и кисти в целом. Наиболее медленны по сравнению с движениями в лучезапястном, локтевом и плечевом суставах движения туловища. Быстрота частоты движений развивается весьма незначительно.
Для развития частоты движений можно использовать бег на месте с максимальной, естественно, частотой, но с минимальным подниманием стоп от пола. Это упражнение можно использовать и как соответствующий тест, подсчитывая количество шагов за 10 сек. (удобней подсчитывать касания пола какой-нибудь ногой).
С целью превышения максимальной скорости и частоты движений можно использовать звуковой ритм или соответствующую музыку. Под музыкальное сопровождение с отчетливым ускоряющимся ритмом, рассчитанное на 15-30 сек. передвижения, гораздо легче проявить предельную быстроту и попытаться превысить ее.
Так, в эксперименте бег на месте под ускорявшийся танцевальный ритм позволил спортсменам увеличить частоту движений на 5-8 %.
Быстрота проявляется также в способности преодолевать определенное расстояние в наиболее короткий отрезок времени, а также в импульсивности, резкости одиночных или повторных движений. Между указанными формами проявления быстроты имеется связь, но нет прямой зависимости.
Методы развития быстроты
Существует ряд методов развития быстроты:
Особенно рекомендуется соревновательный метод, который требует значительных волевых усилий. Эффективность этого метода повышается при групповом выполнении упражнений.
Главная задача при воспитании быстроты состоит в том, чтобы спортсмен преждевременно не специализировался в каком-либо одном упражнении скоростного характера, чтобы не включать в большом объеме однотипное повторение этого упражнения. Поэтому столь важно, чтобы спортсмены применяли скоростные упражнения возможно чаще в форме состязания или игры.
В программу занятий должны входить в значительном объеме такие скоростные упражнения, как спринтерский бег со старта и с хода, бег с ускорением, прыжки в длину и высоту с предельно быстрым отталкиванием, метание облегченных снарядов, подвижные и спортивные игры, предельно быстро выполняемые акробатические упражнения и разнообразные специальные подготовительные упражнения.
Особо важную роль в тренировке, направленной на развитие быстроты одиночных движений, играет срочная информация о достигнутых результатах.
Сопоставление объективных показателей быстроты, частоты движений, времени выполнения позволяет спортсменам улучшать эти параметры и делать правильные выводы об эффективности тренировки.
Средства развития быстроты
Для тренировки быстроты реакции, необходимой нам в самых разнообразных жизненных ситуациях, можно предложить множество упражнений.
Например, вы вытягиваете вперед руку с выпрямленной в вертикальной плоскости ладонью, а другой человек держит за верхний конец 30-40-сантиметровую линейку таким образом, чтобы ее нижний конец был вровень с ребром вашей ладони (на расстоянии 1-2 см от нее). Затем он неожиданно для вас отпускает линейку, а вы должны как можно быстрее схватить ее (предплечье должно оставаться неподвижным). При этом расстояние, которое линейка успела пролететь, будет характеризовать вашу быстроту реакции.
Мы рассмотрели пример с так называемой простой реакцией.
В жизни же нам приходится проявлять быстроту сложной реакции, когда мы заранее не знаем, как нам придется реагировать на то или иное неожиданное изменение обстановки. Соответственно и тренируется такая быстрота упражнениями, в которых в зависимости от сигнала человеку приходится выбирать ответное действие минимум из двух вариантов.
Модель такой ситуации – широко известная игра: один человек выставляет ладони открытыми кверху, а партнер накрывает их своими. Задача первого – быстро ударить любой своей рукой по тыльной стороне любой ладони соперника. У того более сложная задача – уловить, какой из четырех возможных вариантов начал выполнять партнер, и в зависимости от этого успеть отдернуть одну или другую руку.
Игра эта отлично тренирует быстроту реакции и быстроту движений рук в том объеме, в каком она проявляется в игровых действиях. Последнее обстоятельство очень важно иметь в виду.
Как мы уже сказали, скорость определенных движений развивается с помощью аналогичных же по структуре движений. А поскольку двигательная деятельность человека чрезвычайно многообразна и ситуации, которые могут потребовать от нас быстроты, практически непредсказуемы, тренировать быстроту отдельных движений с помощью простых упражнений нецелесообразно – слишком много их для этого понадобится.
Пожалуй, лишь быстроту разгибателей ног и рук есть смысл тренировать отдельно, ибо важней всего для человека, чтобы именно они обладали этим качеством. Здесь годятся обычные прыжки на носках, а также выпрыгивание вверх из положения приседа и полу-приседа. Данные упражнения можно выполнять как в утренней зарядке, так и в отдельной тренировке, но только на «свежую» силу, то есть в начале занятия.
Не следует выполнять упражнения, способствующие развитию быстроты, в состоянии утомления, так как при этом резко нарушается координация движений и теряется способность быстро выполнять их. Поэтому их и рекомендую включать в первую половину каждого тренировочного занятия, причем в небольших объемах. Количество повторений в одном тренировочном занятии небольшое. Для мышц рук выполняются всевозможные метания на дальность теннисного мяча, камешков – желательно одной и другой рукой.
В домашних условиях можно использовать такой прием: несколько первых отжиманий в упоре лежа делать с максимальной скоростью. Если более или менее быстрые отжимания не получаются, лучше выполнять их из «облегченного» исходного положения – с повышенной опорой руками.
Выполнение большинства технических приемов во многих видах спорта немыслимо без развития такого качества, как быстрота. Для его развития рекомендуются упражнения, в которых необходимо выполнять обусловленное движение на определенный сигнал. Чаще используется зрительный сигнал. При этом условия выполнения движений постепенно осложняются.
Например, для развития быстроты реагирования на сигнал стартера в беге на короткие дистанции вначале следует выполнять движения только руками, расположенными на повышенной опоре, затем постепенно снижать опору, упражняться в быстром реагировании движениями ног из более выпрямленного положения, постепенно увеличивая угол сгибания ног, и таким образом прийти к обычному положению на старте.
Внимание занимающихся должно быть сосредоточено на движениях, которые следует выполнять, а не на ожидаемом сигнале. Для улучшения быстроты реагирования целесообразно предварительно слегка напрячь мышцы тех частей тела, которыми предстоит сделать движение. Полезно изменять паузу между ожидаемым сигналом и его подачей, а также изменять силу сигнала.
Быстроту реакции на движущийся объект (в видах спорта типа единоборств, спортивных играх) прежде следует развить в упрощенных условиях, а затем постепенно осложнять ситуации. Одним из средств для развития быстроты реакции в спортивных играх может быть игра с малыми мячами вместо мячей обычного размера. Специальные упражнения для развития быстроты состоят из различных возможно быстрых движений. Важно знать, что приобретенная быстрота в движениях, несходных по двигательной структуре, не переносится на другое упражнение.
В движениях, координационно-сходных, дело обстоит по-другому. Так, например, быстрота, приобретенная в спринтерском беге, переносится на движения отталкивания в прыжках и на выпрямление ног в метаниях. Вот почему наиболее эффективны специальные упражнения для развития качества быстроты, максимально приближенные к элементам избранного вида спорта.
Выполнять упражнения в целостном виде нужно повторно, с такой быстротой или скоростью перемещения, которая близка к установившемуся пределу в данное время, и еще быстрее в облегченных условиях, а также возможно быстрее в затрудненных условиях.
Для развития быстроты движений используются также физические упражнения, в которых это качество проявляется в наибольшей мере, например бег на короткие дистанции, ряд подвижных и спортивных игр, метание облегченных снарядов, отдельные детали спортивных упражнений, выполняемых в высоком темпе или импульсивно, резко.
Упражнения для развития быстроты.
Рывки и ускорения из различных исходных положений (сидя, лежа, стоя на коленях и т.д.) по зрительному сигналу, плиометрические упражнения (использование быстрых, взрывных движений).
Различные сочетания имитационных упражнений, выполняемых в разной последовательности, способствует развитию такого вида быстроты, как быстрота переключения с одних действий на другие.
Для развития всех форм быстроты необходимо руководствоваться следующими положениями:
В процессе упражнений в циклических видах спорта нагрузку на организм следует регулировать по показателям частоты дыхания и пульса, а также руководствуясь возможностями занимающегося поддерживать скорость первых попыток и сохранять правильную координацию движений; перерывы для отдыха между отдельными повторениями должны быть такой длительности, чтобы частота дыхания приближалась к норме и вместе с тем не прошло возбуждение от предыдущего упражнения. Длительность перерыва для отдыха от одного повторения к другому на протяжении одного занятия должна постепенно увеличиваться.
На протяжении ряда лет тренировки, особенно юных спортсменов, уровень быстроты движений должен повышаться. Однако наблюдаются многочисленные случаи стабилизации этого качества на достигнутом уровне, что, надо думать, происходит из-за не предъявления в процессе тренировки новых, более высоких, требований к организму спортсмена, к его физическим и волевым качествам. Кроме того, вследствие множества повторений одного и того же действия с максимальной быстротой создается автоматизация движений, основанная на образовании и закреплении определенной системы нервных процессов. Это стабилизирует быстроту отталкивания, рывка, частоту движений спортсмена, препятствуя росту скорости даже тогда, когда уровень развития физических и волевых качеств повышается. Так создается «скоростной барьер», приостанавливающий прогресс в спортивных результатах. Чтобы избежать этого, следует начинать специализацию подростков и юношей в видах спорта, в которых преимущественно, проявляется быстрота (в частности, в беге на короткие дистанции), после того, как достигнут достаточно высокий уровень общей физической подготовленности путем занятий такими видами спорта, в которых движения выполняются в варьируемых условиях (например, занятий баскетболом, регби).
Заключение
Чтобы преодолеть скоростной барьер, необходимо применить такие средства, методы и условия, которые помогли бы спортсмену не только повысить предельную быстроту, но и в многократных повторениях закрепить ее на новом уровне. В принципе все упражнения и методы, используемые для развития быстроты и частоты движений с проявлением максимальных усилий, могут быть применены для преодоления скоростного барьера. Однако этому должна предшествовать специальная физическая подготовка, направленная на укрепление мускулатуры, подвижности суставов, на повышение выносливости.
Известно, что потенциальные возможности нервно-мышечной системы в быстроте движений значительно выше, чем принято считать. Свидетельство этому – выполнение в облегченных условиях движений с большой быстротой в условиях, способствующих увеличению темпа и импульсивности (например, бег по наклонной дорожке, плавание за лидером, метание облегченных снарядов, уменьшение размеров площадки в спортивных играх и др.). Но когда речь идет о максимальной быстроте движений в обычных условиях, то спортсмену чрезвычайно трудно перейти на новый, более высокий, ее уровень. Для этого нужны новые, более сильные, раздражители, которые вызвали бы и более энергичное проявление соответствующих физических и психических возможностей. Чтобы «развить» скоростной барьер, полезно также сделать большой перерыв в тренировке в избранном виде спорта, используя это время для занятий другими физическими упражнениями.
Естественно, что тренеров и спортсменов интересует проблема достижения стабильного уровня сверхбыстроты. Если после нескольких успешных попыток преодоления скоростного барьера в облегченных условиях спортсмен может сделать то же в обычных условиях, то достижение стабильности зависит лишь от числа повторений сверхбыстрых движений. Многократное повторение в конце концов приведет к образованию нужного двигательного навыка, устойчивого и в обычных условиях.
Большинство упражнений, применяемых для развития быстроты, предъявляет высокие требования к работе внутренних органов. Поэтому их могут применять только молодые, здоровые и хорошо тренированные люди. Резкие напряжения, используемые для развития быстроты, у недостаточно тренированных лиц могут привести к растяжениям и разрывам связок и мышечных волокон. В старшем и пожилом возрастах в силу высоких требований, предъявляемых к организму, упражнения для развития быстроты следует применять весьма осторожно и ограниченно.
⚠ [ Все материалы носят ознакомительный характер. Отказ от ответственности krok8.com ]