укажи в каком предложении есть архаизмы
ИТОГОВАЯ ПО РОДНОМУ ЯЗЫКУ 7 КЛАСС
1. Слова, вышедшие из употребления, но получившие современное звучание, называются А) архаизмы.
Б) историзмы.
В) устаревшие.
Г) диалектизмы.
2. Укажите, в каком (-их) предложении (-ях) есть архаизм (ы):
А) Олег усмехнулся, однако чело и взор омрачилися думой.
Б) Снег валится на поля, вся белешенька земля.
В) Готовь сани летом, а телегу зимой.
Г) Шуми, шуми, послушное ветрило….
3. Укажите, в каком предложении используется историзм:
А) Русские толковые словари имеют многовековую историю.
Б) На юноше надет праздничный кафтан.
В) Лексика нашего языка с течением времени быстро меняется.
Г) Ночью луна осветила холодным светом наше большое село.
4. Какое значение устаревшего слова определено неверно?
А) Очи – глаза
Б) Перст – палец
В) Выя – шея
Г) Десница – рот
Д) Глаголет – говорит
Е ) Щёки – ланиты
5. Заимствованными словами называются слова
А) имеющие несколько значений;
Б) обозначающие новые понятия;
В) с одним лексическим значением;
Г) вошедшие в русский язык из других языков.
6. Укажите предложение с заимствованным словом:
А) Ямщик, не гони лошадей.
Б) Как доехал казак до станицы, напоил он коня из криницы.
В) Трактор в поле, что танк в бою.
Г) Самые важные места в объявлении выделены маркером.
7. Отметьте слово, в котором неправильно выделен ударный звук.
А) звОнишь
Б) облегчИть
В) тОрты
Г) дефИс
8. Укажите, в каком слове допущена лексическая ошибка, запишите его верно:
А) В гостиной что-то небольшое упало со стола.
Б) Мише почудился какой-то шорох за дверью.
В) Вдоль берега моря тянулись болота.
Г) Надо вывести его на свежую воду.
9.В каком предложение вместо слова ДВОРОВЫЙ нужно употребить слово ДВОРЯНСКИЙ?
А) Во многих дворовых усадьбах сейчас работают музеи.
Б) Охраняет территорию участка дворовой пёс по кличке Дружок.
В) Все дворовые постройки северного крестьянского дома находились под одной крышей.
Г) Среди многочисленных дворовых барин особо выделял повара Тихона.
Промежуточная контрольная работа «Родной русский язык» 7 класс
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Контрольная работа по родному (русскому) языку 7 класс
1. Найди словосочетания с диалектизмами:
а) глиняная махотка б) берестяная грамота в) яркий костер
2. Слова, вышедшие из активного употребления, называются
а) архаизмы. б) историзмы. в) устаревшие. г) диалектизмы.
3. Укажи, в каком (-их) предложении (-ях) есть архаизм(ы ):
а) Олег усмехнулся, однако чело и взор омрачилися думой.
б) Снег валится на поля, вся белешенька земля.
в) Готовь сани летом, а телегу зимой.
г) Шуми, шуми, послушное ветрило….
4. Укажи, в каком предложении используется историзм:
а) Русские толковые словари имеют многовековую историю.
б) На юноше надет праздничный кафтан.
в) Лексика нашего языка с течением времени быстро меняется.
г) Ночью луна осветила холодным светом наше большое село.
5. Какое значение устаревшего слова определено неверно?
а) Очи – глаза б) Перст – палец в) Выя – шея г) Десница – рот д) Глаголет – говорит е) Щёки – ланиты
6. Из четырёх приведённых ниже словосочетаний – выбери одно лишнее.
а) Не видеть дальше собственного носа.
б) Зарубить на носу.
в) Береги нос в большой мороз.
7. Найдите предложение, где фразеологизм употреблён неправильно
А) Меня вывели на чистую воду, уличили, пристыдили.
Б) Родители позволяли ему делать всё, что он хочет, словом, держали его в ежовых рукавицах.
В) Целый день она кружилась как белка в колесе.
Г) Не стоит переживать: ведь дело выеденного яйца не стоит.
8. Укажите предложение с заимствованным словом:
а) Ямщик, не гони лошадей.
б) Как доехал казак до станицы, напоил он коня из криницы.
в) Трактор в поле, что танк в бою.
г) Самые важные места в объявлении выделены маркером.
д) Зябнет осинка, дрожит на ветру.
9. Укажите ряд иноязычных слов:
А) Самовар, балалайка, спутник.
Б) Зарево, право, давность.
В) Наука, слово, учитель.
Г) Шахта, история, подарок.
Д) Библиография, акваланг, декорация.
10. Прочитайте отрывок из стихотворения В.В. Маяковского. Подчеркните авторские неологизмы.
На польский − выпяливают глаза
откуда, мол, и что это за
11. В каком слове неправильно выделена буква, на которую падает ударение?
а) залитА б) зАмкнутый в) исклЮченный г) кАшлянуть д)слИвовый
12. В каком слове правильно выделена буква, на которую падает ударение?
а) начАт б) начатА в) начатО г) начАты д)начАтый
13. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
а) Он полный НЕВЕЖА: книги за жизнь не прочёл.
б) Письмо Шумахера не дошло по назначению: АДРЕСАТ заболел цингой и умер.
в) ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ арест применяется к военнослужащему лишь в исключительных случаях и только за совершенный им грубый проступок.
г) Юра поднимал модель как можно выше над головой, стараясь миновать ОПАСНЫЙ поворот.
14. В каком предложении вместо слова ЭФФЕКТНЫЙ нужно употребить слово ЭФФЕКТИВНЫЙ?
а) С прогнозом погоды зрителей познакомила эффектная девушка.
б) С заключительным аккордом балерина застыла в эффектной позе.
в) Для эффектной работы цеха необходимо отладить все механизмы.
г) Эффектные комбинезоны были представлены на выставке рабочей одежды.
15. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
А) В пьесе «Чайка» сюжетная линия развивается в нескольких направлениях.
Б) В своих статьях этот журналист поставил вопросы, волнующих многих его современников.
В) Наука изучает законы окружающего мира и при этом опирается на опыт предшествующих поколений.
Г) Живопись не только обогащает эмоционально, но и заставляет думать.
16. Укажите предложение с грамматической ошибкой.
А) Вопреки желанию больного его положили в больницу.
Б) Нужно обязательно оплатить проезд в метро.
В) Урок-лекция впервые проведен в нашем классе.
Г) Платье-халат постирано и убран в шкаф.
17. Функциональный стиль речи, который служит для неформального общения, когда автор делится с окружающими своей информацией по бытовым вопросам в неофициальной обстановке:
а) официально-деловой стиль б) разговорный стиль в) художественный стиль
18. Один из жанров устного разговорного стиля:
а) песня б) разговор в) стих
19. Укажите, признаки какого стиля речи предложены: используется в газетах, в передачах радио и телевидения; сообщает информацию, имеющую общественно – политическое значение; воздействует на массы –
а) научный б) художественный в) публицистический г) разговорный д) деловой.
20. Укажите, какая перед вами речь: 1. Разговорная, 2. Книжная
а) Роса – вид атмосферных осадков; капли воды, осаждающиеся при положительной температуре вечером, ночью и рано утром горизонтальной поверхности растения, почвы, охлаждённых вследствие вечернего и ночного излучения
б) Серёжа накатывает мяч на Ваньку, и тот – бац! – неожиданно бьёт с ходу. Мяч со свистом летит в ворота.
21. Определите жанры художественного стиля речи:
А) Письмо, беседа, записка.
Б) Диссертация, конспект, доклад.
В) Очерк, фельетон, репортаж.
Г) Резолюция, заявление, докладная записка.
Д) Поэма, притча, рассказ.
22. Прочитай текст. Определите стиль речи и приведите два доказательства.
Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами Пензенской области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетние деревья. В двух деревнях возникли пожары в результате удара молнии. К этому прибавилось еще одно стихийное бедствие: ливневый дождь местами вызвал сильное наводнение. Нанесен некоторый ущерб сельскому хозяйству. Временно было прервано железнодорожное и автомобильное сообщение между соседними районами. (Информационная заметка в газете)
Контрольная работа по родному языку в 7 классе (раздел «Язык и культура» )
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Контрольная работа по разделу «Язык и культура» по родному (русскому) языку. 7 класс
2. Укажи, в каком (-их) предложении (-ях) есть архаизм(ы):
а) Олег усмехнулся, однако чело и взор омрачилися думой.
б) Снег валится на поля,вся белешенька земля.
в) Готовь сани летом, а телегу зимой.
г) Шуми, шуми, послушное ветрило….
3. Укажи, в каком предложении используется историзм:
а) Русские толковые словари имеют многовековую историю.
б) На юноше надет праздничный кафтан.
в) Лексика нашего языка с течением времени быстро меняется.
г) Ночью луна осветила холодным светом наше большое село.
4. Какое значение устаревшего слова определено неверно?
а) Очи – глаза б) Перст – палец в) Выя – шея г) Десница – рот д) Глаголет – говорит е) Щёки – ланиты
5. Каковы внешние факторы языкового развития, их причины?
6. Каковы причины заимствования слов?
7. Найди «лишнее» слово.
Амбар, ратник, дискета.
Указы, кольчуга, приватизация.
Видеоигра, цирюльник, золотник.
Почему эти слова оказались «лишними»
8.Идея выделения старинных слов принадлежит известному русскому лингвисту ________________.
9. Найдите соответствие:
1)Семантические архаизмы А) младой- молодой
2) Лексические архаизмы Б) оне- они
3) Фонетический архаизмы В)истукан- статуя
4)Морфологические архаизмы Г) суффИкс-сУффикс
Контрольная работа по разделу «Язык и культура» по родному (русскому) языку. 7 класс
1. Слова, вышедшие из активного употребления, называются
А) архаизмы.
Б) историзмы.
В) устаревшие.
Г) диалектизмы.
2. Укажи, в каком (-их) предложении (-ях) есть архаизм(ы):
а) Семь раз отмерь – один отрежь.
б) Очи разболелись, глядючи.
в) Любовь и дружба до вас дойдут сквозь мрачные затворы.
г)Девочка обиделась и громко заплакала.
3.Укажи, в каком предложении используется историзм:
а) Шестого числа каждого месяца он получал небольшое вознаграждение.
б) Некоторые термины употребляются только специалистами какой-то одной области.
в) Няней его была крепостная служанка.
г) Из-за туч выглянул месяц.
4. Какое значение устаревшего слова определено неверно?
5. Каковы внешние факторы языкового развития, их причины?
6. Каковы причины заимствования слов?
7. Найди «лишнее» слово.
Амбар, ратник, дискета.
Указы, кольчуга, приватизация.
Видеоигра, цирюльник, золотник.
· Почему эти слова оказались «лишними»
8. Устаревшие слова могут перейти в разряд полностью забытых, которые иногда называются ______________.
9. Найдите соответствие:
1)Семантические архаизмы А) врата-ворота
2) Лексические архаизмы Б) зала (ж.р.)- зал (м.р.)
3) Фонетический архаизмы В)истукан- статуя
4)Морфологические архаизмы Г) музЫка-мУзыка
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
Сценарий «Цаган сар-весенний праздник»
9-классда ачух тарсунин план. Тема: «Сложноподчиненный предложенияр тикрарун»
Ачух тарс 8-классда. Тема «Обстоятельство»
8 классда ачух тарс. Тема «Обстоятельство»
Дидактическая игра «Мороженое», «Туңдырма» по УМК
Доклад «Алай аямдин лезги чIала аббревиатураяр»
Доклад «Лезги чIалан ва литературадин кабинет тадаракламишун»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5274885 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Прослушивание музыки снижает усталость мозга
Время чтения: 1 минута
В Минобрнауки разрешили вузам продолжить удаленную работу после 7 ноября
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
День преподавателя высшей школы будет отмечаться 19 ноября
Время чтения: 1 минута
Кабмин утвердил список вузов, в которых можно получить второе высшее образование бесплатно
Время чтения: 2 минуты
Мишустин поручил проводить международную олимпиаду по философии
Время чтения: 0 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Проверочная работа по теме «Устаревшие слова»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Задание 1. Прочитайте стихотворение, выпишите устаревшие слова, замените их современными.
Они во мне звучат едва-едва,
Старинные, забытые слова.
«Длань», «десница», «выя», «рамена»,
Как некогда в былые времена.
Задание 3. « Четвёртое лишнее». Найдите устаревшее слово.
Обувь: кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки. Одежда: пальто, плащ, шубы, кафтан.
Игры: шашки, бирюльки, шахматы, лото. Лицо: глаза, рот, чело, щёки.
Задание 4. Используя слова для справок, найдите соответствия устаревшим слова. Заполните таблицу.
Слова для справок: утренняя заря, щека, старание(усердие), парикмахер, битва, сад, правая рука, плечи.
Задание 5. Укажите предложение, в котором есть историзм.
Русские толковые словари имеют многовековую историю.
На юноше надет праздничный кафтан.
Лексика нашего языка с течением времени быстро меняется.
Задание 6. Укажите предложение, в котором есть архаизм.
Леса стоят в жемчужном инее.
Шуми, шуми, послушное ветрило.
Принцесса отвернулась и заплакала.
Десница – правая рука
Задание 2. 4. Десница – рот
Задание 3. Ботфорты, кафтан, бирюльки, чело.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
Устаревшие слова изучаются в разделе «Лексика» в 5 классе. Впервые учащиеся знакомятся с новыми для них понятиями: историзмы и архаизмы.
Файл содержит материал к проведению небольшой проверочной работы, которую целесообразно провести после изучения темы «Архаизмы. Историзмы».
Работа состоит из 6 заданий.
К работе приложен ключ для проверки.
Номер материала: ДБ-579831
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Кабмин утвердил список вузов, в которых можно получить второе высшее образование бесплатно
Время чтения: 2 минуты
Мишустин поручил проводить международную олимпиаду по философии
Время чтения: 0 минут
Онлайн-конференция о дизайн-мышлении в современной дошкольной педагогике
Время чтения: 2 минуты
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор открыл горячую линию по вопросам контрольных в школах
Время чтения: 1 минута
В Минобрнауки разрешили вузам продолжить удаленную работу после 7 ноября
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Итоговая контрольная работа по родному языку (русскому)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Рассмотрено на заседании ШМО
Протокол от 25.02.2021 № 4
Контрольно-измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации обучающихся за 2020-2021 учебный год
Учебный предмет Родной язык (русский)
Форма аттестации Тестирование
Разработчики: Барчан Т.Н.
контрольных измерительных материалов для проведения
промежуточной аттестации по родному (русскому) языку в 7 классах
Работа предназначена для проведения процедуры промежуточной аттестации учащихся 7 класса МБОУ «Школа № 114» по учебному предмету «родной язык (русский)».
Промежуточная аттестация охватывает содержание, включенное в УМК О.М. Александровой. Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ «Школа № 114», утвержденным приказом директора МБОУ «Школа № 114» от 31.08.2020 г. № 135-ОД.
Форма промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом директора МБОУ «Школа № 114» на 2020-2021 учебный год по родному языку (русскому) – тестирование.
Время тестирования : 40 минут.
Содержание работы : работа состоит из 24 тестовых вопросов с выбором ответа. Задания 1-5, 7-24 оцениваются 1 баллом, задание 6 – 3 балла. Всего за работу можно получить 26 баллов.
Итоговый тест по родному (русскому) языку за курс 7 класса.
1. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?
а)звонИт; б) понЯл; в) пОдняв; г) принЯтый.
2. Устаревшее слово, которое в современной речи заменено синонимом – это:
а) историзм; б) архаизм; в) неологизм; г) диалектизм.
3. Устаревшее слово, которое вышло из употребления в связи с исчезновением обозначаемого им предмета или явления это:
а) неологизм; б) диалектизм; в) историзм; г) архаизм.
4. Укажите историзм
а) обувь; б) карета; в) золото; г) лошадь.
5. Какому современному слову соответствует архаизм «ЧЕЛО»:
а) голова; б) шея; в) лоб; г) губы.
6. Из приведённых ниже в скобках слов выпишите нужные слова:
а) На ребёнке было (одето, надето) тёплое пальто.
б) Огурцы были (водные, водянистые).
в) Обед был (сытым, сытным).
7. Найди словосочетания с диалектизмами:
а) глиняная махотка б) берестяная грамота в) яркий костер
8. Слова, вышедшие из активного употребления называются
А) архаизмы. Б) историзмы. В) устаревшие. Г) диалектизмы.
9. Укажи, в каком (-их) предложении (-ях) есть архаизм(ы):
а) Олег усмехнулся, однако чело и взор омрачилися думой.
б) Снег валится на поля, вся белешенька земля.
в) Готовь сани летом, а телегу зимой.
10. Укажи, в каком предложении используется историзм:
а) Русские толковые словари имеют многовековую историю.
б) На юноше надет праздничный кафтан.
в) Лексика нашего языка с течением времени быстро меняется.
11. Какое значение устаревшего слова определено неверно?
а) Очи – глаза б) Перст – палец в) Выя – шея
12. Укажите предложение с заимствованным словом:
а) Ямщик, не гони лошадей.
б) Как доехал казак до станицы, напоил он коня из криницы.
в) Самые важные места в объявлении выделены маркером.
13. Укажите ряд иноязычных слов:
а) Самовар, балалайка, спутник. б) Зарево, право, давность.
в) Наука, слово, учитель. д) Библиография, акваланг, декорация.
14. Укажите вариант с грамматической ошибкой.
А) мокла под дождем; Б) молодые бухгалтеры; В)обоих барышень.
15. Укажите неверный ответ в определении грамматических признаков.
А) добравшийся – действительное причастие прошедшего времени
Б) добравшись – краткое причастие
В) бравший – действительное причастие прошедшего времени
16. В каком предложении вместо слова ЭФФЕКТНЫЙ нужно употребить слово ЭФФЕКТИВНЫЙ?
а) С прогнозом погоды зрителей познакомила эффектная девушка.
б) С заключительным аккордом балерина застыла в эффектной позе.
в) Для эффектной работы цеха необходимо отладить все механизмы.
17. Укажите предложение с грамматической ошибкой.
а) Вопреки желанию больного его положили в больницу.
б) Нужно обязательно оплатить проезд в метро.
в) Платье-халат постирано и убран в шкаф.
18. Функциональный стиль речи, который служит для неформального общения, когда автор делится с окружающими своей информацией по бытовым вопросам в неофициальной обстановке:
а) официально-деловой стиль б) разговорный стиль в) художественный стиль
19.Укажите, признаки какого стиля речи предложены: используется в газетах, в передачах радио и телевидения; сообщает информацию, имеющую общественно – политическое значение; воздействует на массы –
а) научный б) художественный в) разговорный г) деловой д) публицистический
20. Определите и запишите стиль текста:
Не стану я молчать. Все едино — околевать-то. Душегубец ты, зверь, погибели на тебя нету… Да постой, недолго тебе царствовать! затянут тебе глотку, постой!
21. Определите и запишите стиль текста:
Запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Права граждан в семье могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других членов семьи и иных граждан.
22. Определите и запишите стиль текста:
Дрожки прыгали по твердым корням столетних дубов и лип, беспрестанно пересекавшим глубокие продольные рытвины — следы тележных колес; лошадь моя начала спотыкаться. Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлёпали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась. Дождь полил ручьями.
23. Определите и запишите стиль текста:
Есть люди, которые утверждают, что смысла жизни нет. Есть люди, которые имеют смысл жизни. И в чем этот смысл? Как оказывается, у всех этот смысл разный. Сколько людей, имеющих смысл жизни – столько мнений. Можно жить без смысла жизни? Можно! Можно жить со смыслом? Тоже можно. Жить со смыслом или без – выбор каждого зрелого человека.
24. Определите и запишите стиль текста:
Для ориентации тела в пространстве очень важны сигналы, поступающие в головной мозг от мышц. Эти сигналы возникают потому, что в скелетных мышцах нашего тела находятся специальные мышечные рецепторы, которые возбуждаются при сокращении или растяжении мышц. В обычных условиях мы не ощущаем мускулатуру нашего тела. Но без мышечного чувства человек не может выполнить ни одного координированного движения.
Итоговый тест по родному (русскому языку) за курс 7 класса.
1. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?
а) жалюзИ; б) понЯл; в) пОдняв; г) принЯтый.
2. Устаревшее слово, которое вышло из употребления в связи с исчезновением обозначаемого им предмета или явления это:
а) неологизм; б) историзм; в) диалектизм; г) архаизм.
3. Устаревшее слово, которое в современной речи заменено синонимом – это:
а) архаизм; б) историзм; в) неологизм; г) диалектизм.
4. Укажите историзм
а) одежда; б) ямщик; в) серебро; г) лошадь.
5. Какому современному слову соответствует архаизм «ЛАНИТЫ»:
а) голова; б) шея; в) щёки; г) губы.
6. Из приведённых ниже в скобках слов выпишите нужные слова:
а) Обед был (сытым, сытным).
б) Избирательная (компания, кампания) прошла с успехом.
в) Экономия электроэнергии должна быть (эффектной, эффективной).
7. Найди словосочетания с диалектизмами:
а) льняной рушник б) ясный месяц в) добрый молодец
8. Слова, вышедшие из активного употребления называются
А) архаизмы. Б) историзмы. В) устаревшие. Г) диалектизмы.
9. Укажи, в каком предложении есть архаизм(ы):
а) Семь раз отмерь – один отрежь.
б) Очи разболелись, глядючи.
в) Любовь и дружба до вас дойдут сквозь мрачные затворы.
10. Укажи, в каком предложении используется историзм:
а) Шестого числа каждого месяца он получал небольшое вознаграждение.
б) Некоторые термины употребляются только специалистами какой-то одной области.
в) Няней его была крепостная служанка.
11. Какое значение устаревшего слова определено неверно?
12. Укажите предложение с употреблением заимствованного слова:
а) Профессор предложил ассистенту прочитать вступительную главу.
б) Собранный урожай отправляется в амбары.
в) Больной попросил медсестру налить ему воды.
13. Укажите ряд иноязычных слов:
а) Справочник, больница, сохранение. б) Слипоны, наггетсы, спагетти.
в) Украшение, компьютер, давление. г) Кремень, очертание, бремя.
14. Укажите вариант с грамматической ошибкой.
А) в одной тысячи первом году; Б) поезжай; В) лягте на пол
15. Укажите неверный ответ в определении грамматических признаков.
А) кинувшийся – действительное причастие прошедшего времени
Б) скрипнув – деепричастие совершенного вида
В) кинувшись – краткое причастие
16. В каком предложение вместо слова ДВОРОВЫЙ нужно употребить слово ДВОРЯНСКИЙ?
а) Охраняет территорию участка дворовый пёс по кличке Дружок.
б) Все дворовые постройки северного крестьянского дома находились под одной крышей.
в) Среди многочисленных дворовых барин особо выделял повара Тихона.
17. Укажите предложение с грамматической ошибкой.
а) Мои родители хранят и часто перечитывают «Роман-газету».
б) Мы оплатили за покупки и вышли из универмага.
в) Студенты с радостью помогали археологам, приехавшим из Санкт-Петербурга.
18. Укажите стилевые черты разговорного стиля.
а) Научность, точность, логичность.
б) Официальность, точность, стандартизированность.
в) Непринужденность, спонтанность, диалогичность
19. Укажите, признаки какого стиля речи предложены: используется в газетах, в передачах радио и телевидения; сообщает информацию, имеющую общественно – политическое значение; воздействует на массы:
а) научный б) художественный в) публицистический г) разговорный д) деловой.
20. Определите и запишите стиль текста:
Для ориентации тела в пространстве очень важны сигналы, поступающие в головной мозг от мышц. Эти сигналы возникают потому, что в скелетных мышцах нашего тела находятся специальные мышечные рецепторы, которые возбуждаются при сокращении или растяжении мышц. В обычных условиях мы не ощущаем мускулатуру нашего тела. Но без мышечного чувства человек не может выполнить ни одного координированного движения.
21. Определите и запишите стиль текста:
Запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Права граждан в семье могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других членов семьи и иных граждан.
22. Определите и запишите стиль текста:
Дрожки прыгали по твердым корням столетних дубов и лип, беспрестанно пересекавшим глубокие продольные рытвины — следы тележных колес; лошадь моя начала спотыкаться. Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлёпали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась. Дождь полил ручьями.
23. Определите и запишите стиль текста:
Не стану я молчать. Все едино — околевать-то. Душегубец ты, зверь, погибели на тебя нету… Да постой, недолго тебе царствовать! затянут тебе глотку, постой!
24. Определите и запишите стиль текста:
Есть люди, которые утверждают, что смысла жизни нет. Есть люди, которые имеют смысл жизни. И в чем этот смысл? Как оказывается, у всех этот смысл разный. Сколько людей, имеющих смысл жизни – столько мнений. Можно жить без смысла жизни? Можно! Можно жить со смыслом? Тоже можно. Жить со смыслом или без – выбор каждого зрелого человека.