укажите к какому типу тропов относится выражение россыпь звезд
Контрольно-измерительные материалы по родному (русскому) языку для 10 класса
Контрольно-измерительные материалы (контрольные работы) по родному (русскому) языку для для обучающихся 10 класса включают в себя тестовые задания, работу со средствами художественной выразительности.
Просмотр содержимого документа
«Контрольно-измерительные материалы по родному (русскому) языку для 10 класса»
Контрольно-измерительные материалы по родному (русскому) языку для 10 класса.
Контрольная работа по теме: « Тропы и фигуры речи»
1. В каком случае дано неправильное определение фигуры?
A) Антитеза — это изобразительный прием, основанный на резком противопоставлении противоположных понятий, положений, образов.
Б) Анафора — это изобразительный прием, основанный на повторении слова или группы слов в конце строк, строф или предложений.
В) Инверсия — это изобразительный прием, основанный на изменении обычного порядка слов в предложении.
Г) Градация — это изобразительный прием, основанный на последовательном расположении слов, выражений, тропов (эпитетов, метафор, сравнений) в порядке усиления (возрастания) или ослабления (убывания) признака.
2. Укажите, к какому типу тропов относится выражение «россыпь звезд».
А) метафора
Б) перифраз
В) гипербола
Г) литота
3. Укажите, какой троп используется в выражении «Кажется, вся Москва собралась на площади».
А) метафора
Б) синекдоха
В) эпитет
Г) метонимия
4. Укажите, какая фигура речи используется в выражении «Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет».
А) градация
Б) инверсия
В) оксюморон
Г) антитеза
5. Укажите, какая фигура речи используется в строках М. Ю. Лермонтова «Что ищет он в краю далеком? Что кинул он в краю родном?».
А) градация
Б) оксюморон
В) синтаксический параллелизм
Г) антитеза
6. Отметьте все средства выразительности, которые используются в следующих строках А. С. Пушкина:
Все в таинственном молчанье;
Холм оделся темнотой;
Ходит в облачном сиянье
Полумесяц молодой.
7. Отметьте все средства выразительности, которые используются в следующем предложении:
1. В каком случае дано неправильное определение изобразительно-выразительного средства?
A) Оксюморон — это стилистическая фигура, в которой соединяются обычно несовместимые понятия, как правило, противоречащие друг другу.
Б) Литота — это образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение какого-либо признака предмета, явления, действия.
В) Парцелляция — тождественное или сходное построение смежных частей текста: рядом стоящих предложений, стихотворных строк, строф, которые, соотносясь, создают единый образ.
Г) Перифраз — это оборот, который употребляется вместо какого-либо слова или словосочетания.
2. Укажите, какой троп используется в выражении «не съел ни крошки».
А) метафора
Б) сравнение
В) гипербола
Г) литота
3. Укажите, к какому типу тропов относится выражение «жрецы Фемиды» (о работниках системы правосудия).
А) метафора
Б) перифраз
В) метонимия
Г) олицетворение
4. Укажите, какая фигура речи используется в строках А. С. Пушкина «Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид. ».
А) анафора
Б) эпифора
В) инверсия
Г) оксюморон
5. Укажите, какая фигура речи используется в строках А. С. Пушкина «В синем море волны плещут. В синем небе звёзды блещут».
6. Отметьте все средства выразительности, которые используются в следующем предложении:
7. Отметьте все средства выразительности, которые используются в тексте:
Победа не упала с неба. Мы ее выстояли. Мы ее выковали. Мы ее оплатили горем и кровью. Мы ее заслужили стойкостью и отвагой. (И. Г. Эренбург)
A) эпитет
Б) метафора
B) сравнение
Г) авторский неологизм
Д) фразеологизм
Е) синтаксический параллелизм
Ж) эллипсис
З) анафора
Контрольная работа по теме «Изобразительно-выразительные средства языка»
Вариант 1 (на примере языка художественной литературы 19 века).
I. Соотнесите тропы и их определения.
А) Перенос значения с одного явления на другое по смежности.
Б) Непомерное преуменьшение размера, силы, значения и т. д. какого-либо предмета.
3) Парафраз (парафраза)
В) Употребление слов в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений.
Г) Замена названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты.
Д) Употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному с целью насмешки.
Какой троп использован:
1) В.А. Жуковским в создании образа моря:
Ты живо: ты дышишь; смятенной Любовью,
Тревожною думой наполнено ты.
Н. В. Гоголем в изображении пешеходов в повести «Невский проспект»;
«Здесь вы встретите усы чудные. здесь вы встретите такие талии. »;
Н.А. Некрасовым в финале стихотворения «Железная дорога»:
Выпряг народ лошадей — и купчину
С криком «ура!» по дороге помчал. Кажется, трудно отрадней картину Нарисовать, генерал.
А.С. Грибоедовым в монологе Фамусова:
Н.В.Гоголем в описании великой украинской реки:
«Редкая птица долетит до середины Днепра»
Б) олицетворение; Д)гипербола;
Определите вид эпитета:
постоянный; Б) изобразительный;
эмоциональный; Г) метафорический.
«Ночевала тучка золотая» (М.Ю.Лермонтов).
«Вот идёт он к синему морю» (А.С.Пушкин).
Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый.
«Роняет лес багряный свой убор» (А.С.Пушкин)
IV. Соотнесите стилистические фигуры и их определения.
А) Расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально- смысловой значимости.
Б) Пропуск элемента высказывания, легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации.
В) Повторение одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда (стиха, строфы, предложения и т. д.)
Г) Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи.
Д) Усиление выразительности речи путём резкого противопоставления понятий, мыслей, образов.
Какой синтаксический приём:
подчеркивает авторскую мысль в стихотворной строке А.С.Пушкина: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»?
использовал А. А. Фет для изображения лирических переживаний:
Опять душа помолодеет,
Опять родной увидит край;
придаёт яркость описанию природы в произведении С.Т. Аксакова: «Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид»;
использовал Г.Р. Державин для усиления выразительности речи: «Где стол был яств, там гроб стоит»;
передаёт эмоциональность, взволнованность речи героя трагедии А.С.Пушкина «Скупой рыцарь»: «Нет; я хотел. быть может, вы. я думал, Что уж барону время умереть».
Анафора; Г) инверсия;
Б) антитеза; Д) градация.
VI Какие художественные средства (тропы и стилистические фигуры) использовал А.С.Пушкин в строках из стихотворения «Клеветникам России»:
Иль нам с Европой спорить ново?
Иль русский от побед отвык?
Контрольная работа по теме «Изобразительно-выразительные средства языка»
(на примере языка художественной литературы 20 века).
I. Соотнесите тропы и их определения.
А) Уподобление одного предмета другому на основании общего у них признака.
Б) Перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними.
В) Иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного, жизненного образа.
Г) Приписывание неодушевлённым предметам признаков и свойств живых существ.
Д) Непомерное преувеличение размера, силы, значении и т. д. какого-либо предмета, явления.
Какой троп использован:
С.Есениным для создания образного представления о малой родине в стихотворении «О красном вечере задумалась дорога. »:
Изба- старуха челюстью порога
Жуёт пахучий мякиш тишины;
Б. Горбатовым в прозаической строке: « Снежная пыль столбом стоит в воздухе»;
М. Исаковским для передачи лирического переживания: «Только слышно, на улице где-то одинокая бродит гармонь»;
В. Маяковским для создания сатирической направленности стихотворения «Гимн обеду»:
Желудок в панаме! Тебя ль заразят
Величием смерти для новой эры?!
Б. Пастернаком для создания неожиданного, запоминающегося образа: «Стекло стрекоз сновало по щекам».
Синекдоха; Г) развёрнутая метафора;
Б) метафора; Д) сравнение.
«Сравнение как троп трёхчленно и состоит из:
IV. Соотнесите стилистические фигуры и их определения.
А) Утверждение или отрицание в форме вопроса, на который не ожидается ответ.
Б) Расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок.
В) Повторение одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка).
Г) Соединение двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое.
5. Риторический вопрос
Д) Членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы.
Какой синтаксический приём:
использовал А.Блок для изображения лирических переживаний:
Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьёт меня,
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня;
подчёркивает авторскую мысль в поэтических строках О. Берггольц:
Не сломлюсь, не дрогну, не устану, Ни крупицы не прощу врагам.
Оксюморон Б) эпифора;Г)градация; Б) парцелляция ; Д)эллипсис.
Какие художественные средства (тропы и стилистические фигуры) использовала М.Цветаева в строках стихотворения из цикла «Стихи к Блоку»:
У меня в Москве — купола горят, У меня в Москве — колокола звенят.
Тест по русскому языку «Тропы» (11 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
1. В каком случае дано неправильное определение тропа? A) Метафора — это изобразительный прием, основанный на том, что слово или выражение употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку. Б) Метонимия — это изобразительный прием, основанный на том, что слово или выражение употребляется в переносном значении на основе смежности двух предметов или явлений. В) Олицетворение — это изобразительный прием, основанный на переносе признаков предмета или понятия на живое существо. Г) Сравнение — это изобразительный прием, основанный на сопоставлении одного явления или понятия с другим.
2. В каком случае дано неправильное определение фигуры? A) Антитеза — это изобразительный прием, основанный на резком противопоставлении противоположных понятий, положений, образов. Б) Анафора — это изобразительный прием, основанный на повторении слова или группы слов в конце строк, строф или предложений. В) Инверсия — это изобразительный прием, основанный на изменении обычного порядка слов в предложении. Г) Градация — это изобразительный прием, основанный на последовательном расположении слов, выражений, тропов (эпитетов, метафор, сравнений) в порядке усиления (возрастания) или ослабления (убывания) признака.
3. В каком случае дано неправильное определение изобразительно-выразительного средства? A) Оксюморон — это стилистическая фигура, в которой соединяются обычно несовместимые понятия, как правило, противоречащие друг другу. Б) Литота — это образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение какого-либо признака предмета, явления, действия. В) Парцелляция — тождественное или сходное построение смежных частей текста: рядом стоящих предложений, стихотворных строк, строф, которые, соотносясь, создают единый образ. Г) Перифраз — это оборот, который употребляется вместо какого-либо слова или словосочетания.
4. Укажите, к какому типу тропов относится выражение «россыпь звезд». А) метафора Б) перифраз В) гипербола Г) литота
5. Укажите, какой троп используется в выражении «Кажется, вся Москва собралась на площади». А) метафора Б) синекдоха В) эпитет Г) метонимия
6. Укажите, какой троп используется в выражении «не съел ни крошки». А) метафора Б) сравнение В) гипербола Г) литота
7. Укажите, к какому типу тропов относится выражение «жрецы Фемиды» (о работниках системы правосудия). А) метафора Б) перифраз В) метонимия Г) олицетворение
8. Укажите, к какому типу тропов относится выражение «Страна восходящего солнца». А) метафора Б) метонимия В) перифраз Г) гипербола
9. Укажите, какая фигура речи используется в выражении «Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет». А) градация Б) инверсия В) оксюморон Г) антитеза
10. Укажите, какая фигура речи используется в выражении М. Горького «Над седой равниной моря гордо реет буревестник, черной молнии подобный». А) метонимия Б) сравнение В) антитеза Г) оксюморон
23. Прочитайте фрагменты рецензии, составленной на основе предлагаемого текста. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. (1) Одна из загадочных и, может быть, трагических особенностей жизни заключается в том, что, вырастая, мы поразительно быстро забываем душевное состояние детства, оттенки этих состояний. (2) В редкие высокие минуты детство в нас оживает. (3) Но ощущаем ли мы в будничном течении дней понимание детства как чего-то духовно близкого, совершенно родного? (4) Многие ли могут вслед за Сент-Экзюпери повторить: «Я из страны детства. »? (5) «Дети — поэты, дети — философы», — утверждает Я. Корчак. (6) Поэты, потому что сильно радуются и сильно горюют; философы, потому что склонны глубоко вдумываться в жизнь. (7) А потом? (8) Куда это уходит? (9) Почему, когда маленькие становятся большими, поэты и философы — редкость? (Е. Богат) Основную тему данного отрывка прежде всего позволяют определить ______, которые неоднократно повторяются в первом абзаце. Текст Е. Богата пронизан сожалением о том, что люди, вырастая, теряют «душевное состояние детства». Призывая читателей задуматься над поднятыми проблемами, автор использует _______ (предложения 3, 4, 8, 9). Свои чувства Е. Богат пытается передать с помощью удачно подобранных ______ («загадочных и трагических особенностей жизни», «высокие минуты», «поразительно быстро» и др.). Для обоснования своей позиции автор прибегает к ________ (предложение 5). Список терминов: 1) метафора 2) фразеологизм 3) ключевые слова 4) синтаксический параллелизм 5) риторический вопрос 6) цитация 7) гипербола 8) инверсия 9) эпитеты 10) сравнительный оборот
Контрольно-измерительные материалы по родному (русскому) языку для 10 класса
Контрольно-измерительные материалы (контрольные работы) по родному (русскому) языку для для обучающихся 10 класса включают в себя тестовые задания, работу со средствами художественной выразительности.
Просмотр содержимого документа
«Контрольно-измерительные материалы по родному (русскому) языку для 10 класса»
Контрольно-измерительные материалы по родному (русскому) языку для 10 класса.
Контрольная работа по теме: « Тропы и фигуры речи»
1. В каком случае дано неправильное определение фигуры?
A) Антитеза — это изобразительный прием, основанный на резком противопоставлении противоположных понятий, положений, образов.
Б) Анафора — это изобразительный прием, основанный на повторении слова или группы слов в конце строк, строф или предложений.
В) Инверсия — это изобразительный прием, основанный на изменении обычного порядка слов в предложении.
Г) Градация — это изобразительный прием, основанный на последовательном расположении слов, выражений, тропов (эпитетов, метафор, сравнений) в порядке усиления (возрастания) или ослабления (убывания) признака.
2. Укажите, к какому типу тропов относится выражение «россыпь звезд».
А) метафора
Б) перифраз
В) гипербола
Г) литота
3. Укажите, какой троп используется в выражении «Кажется, вся Москва собралась на площади».
А) метафора
Б) синекдоха
В) эпитет
Г) метонимия
4. Укажите, какая фигура речи используется в выражении «Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет».
А) градация
Б) инверсия
В) оксюморон
Г) антитеза
5. Укажите, какая фигура речи используется в строках М. Ю. Лермонтова «Что ищет он в краю далеком? Что кинул он в краю родном?».
А) градация
Б) оксюморон
В) синтаксический параллелизм
Г) антитеза
6. Отметьте все средства выразительности, которые используются в следующих строках А. С. Пушкина:
Все в таинственном молчанье;
Холм оделся темнотой;
Ходит в облачном сиянье
Полумесяц молодой.
7. Отметьте все средства выразительности, которые используются в следующем предложении:
1. В каком случае дано неправильное определение изобразительно-выразительного средства?
A) Оксюморон — это стилистическая фигура, в которой соединяются обычно несовместимые понятия, как правило, противоречащие друг другу.
Б) Литота — это образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение какого-либо признака предмета, явления, действия.
В) Парцелляция — тождественное или сходное построение смежных частей текста: рядом стоящих предложений, стихотворных строк, строф, которые, соотносясь, создают единый образ.
Г) Перифраз — это оборот, который употребляется вместо какого-либо слова или словосочетания.
2. Укажите, какой троп используется в выражении «не съел ни крошки».
А) метафора
Б) сравнение
В) гипербола
Г) литота
3. Укажите, к какому типу тропов относится выражение «жрецы Фемиды» (о работниках системы правосудия).
А) метафора
Б) перифраз
В) метонимия
Г) олицетворение
4. Укажите, какая фигура речи используется в строках А. С. Пушкина «Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид. ».
А) анафора
Б) эпифора
В) инверсия
Г) оксюморон
5. Укажите, какая фигура речи используется в строках А. С. Пушкина «В синем море волны плещут. В синем небе звёзды блещут».
6. Отметьте все средства выразительности, которые используются в следующем предложении:
7. Отметьте все средства выразительности, которые используются в тексте:
Победа не упала с неба. Мы ее выстояли. Мы ее выковали. Мы ее оплатили горем и кровью. Мы ее заслужили стойкостью и отвагой. (И. Г. Эренбург)
A) эпитет
Б) метафора
B) сравнение
Г) авторский неологизм
Д) фразеологизм
Е) синтаксический параллелизм
Ж) эллипсис
З) анафора
Контрольная работа по теме «Изобразительно-выразительные средства языка»
Вариант 1 (на примере языка художественной литературы 19 века).
I. Соотнесите тропы и их определения.
А) Перенос значения с одного явления на другое по смежности.
Б) Непомерное преуменьшение размера, силы, значения и т. д. какого-либо предмета.
3) Парафраз (парафраза)
В) Употребление слов в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений.
Г) Замена названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты.
Д) Употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному с целью насмешки.
Какой троп использован:
1) В.А. Жуковским в создании образа моря:
Ты живо: ты дышишь; смятенной Любовью,
Тревожною думой наполнено ты.
Н. В. Гоголем в изображении пешеходов в повести «Невский проспект»;
«Здесь вы встретите усы чудные. здесь вы встретите такие талии. »;
Н.А. Некрасовым в финале стихотворения «Железная дорога»:
Выпряг народ лошадей — и купчину
С криком «ура!» по дороге помчал. Кажется, трудно отрадней картину Нарисовать, генерал.
А.С. Грибоедовым в монологе Фамусова:
Н.В.Гоголем в описании великой украинской реки:
«Редкая птица долетит до середины Днепра»
Б) олицетворение; Д)гипербола;
Определите вид эпитета:
постоянный; Б) изобразительный;
эмоциональный; Г) метафорический.
«Ночевала тучка золотая» (М.Ю.Лермонтов).
«Вот идёт он к синему морю» (А.С.Пушкин).
Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый.
«Роняет лес багряный свой убор» (А.С.Пушкин)
IV. Соотнесите стилистические фигуры и их определения.
А) Расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально- смысловой значимости.
Б) Пропуск элемента высказывания, легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации.
В) Повторение одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда (стиха, строфы, предложения и т. д.)
Г) Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи.
Д) Усиление выразительности речи путём резкого противопоставления понятий, мыслей, образов.
Какой синтаксический приём:
подчеркивает авторскую мысль в стихотворной строке А.С.Пушкина: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»?
использовал А. А. Фет для изображения лирических переживаний:
Опять душа помолодеет,
Опять родной увидит край;
придаёт яркость описанию природы в произведении С.Т. Аксакова: «Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид»;
использовал Г.Р. Державин для усиления выразительности речи: «Где стол был яств, там гроб стоит»;
передаёт эмоциональность, взволнованность речи героя трагедии А.С.Пушкина «Скупой рыцарь»: «Нет; я хотел. быть может, вы. я думал, Что уж барону время умереть».
Анафора; Г) инверсия;
Б) антитеза; Д) градация.
VI Какие художественные средства (тропы и стилистические фигуры) использовал А.С.Пушкин в строках из стихотворения «Клеветникам России»:
Иль нам с Европой спорить ново?
Иль русский от побед отвык?
Контрольная работа по теме «Изобразительно-выразительные средства языка»
(на примере языка художественной литературы 20 века).
I. Соотнесите тропы и их определения.
А) Уподобление одного предмета другому на основании общего у них признака.
Б) Перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними.
В) Иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного, жизненного образа.
Г) Приписывание неодушевлённым предметам признаков и свойств живых существ.
Д) Непомерное преувеличение размера, силы, значении и т. д. какого-либо предмета, явления.
Какой троп использован:
С.Есениным для создания образного представления о малой родине в стихотворении «О красном вечере задумалась дорога. »:
Изба- старуха челюстью порога
Жуёт пахучий мякиш тишины;
Б. Горбатовым в прозаической строке: « Снежная пыль столбом стоит в воздухе»;
М. Исаковским для передачи лирического переживания: «Только слышно, на улице где-то одинокая бродит гармонь»;
В. Маяковским для создания сатирической направленности стихотворения «Гимн обеду»:
Желудок в панаме! Тебя ль заразят
Величием смерти для новой эры?!
Б. Пастернаком для создания неожиданного, запоминающегося образа: «Стекло стрекоз сновало по щекам».
Синекдоха; Г) развёрнутая метафора;
Б) метафора; Д) сравнение.
«Сравнение как троп трёхчленно и состоит из:
IV. Соотнесите стилистические фигуры и их определения.
А) Утверждение или отрицание в форме вопроса, на который не ожидается ответ.
Б) Расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок.
В) Повторение одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка).
Г) Соединение двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое.
5. Риторический вопрос
Д) Членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы.
Какой синтаксический приём:
использовал А.Блок для изображения лирических переживаний:
Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьёт меня,
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня;
подчёркивает авторскую мысль в поэтических строках О. Берггольц:
Не сломлюсь, не дрогну, не устану, Ни крупицы не прощу врагам.
Оксюморон Б) эпифора;Г)градация; Б) парцелляция ; Д)эллипсис.
Какие художественные средства (тропы и стилистические фигуры) использовала М.Цветаева в строках стихотворения из цикла «Стихи к Блоку»:
У меня в Москве — купола горят, У меня в Москве — колокола звенят.